«Мышкинская «Лоция» Краеведческий журнал - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания и контрольные задания по предмету «навигация... 2 414.38kb.
Иван Петрович Шуйский 1 106.61kb.
Архангельский областной краеведческий музей 1 13.45kb.
Оперативный журнал 1 29.96kb.
Московский городской журнал «Столица» Журнал "Столица" 4 438.63kb.
Сибирский экологический журнал 1 100.1kb.
Сибирский экологический журнал 1 100.18kb.
Яхтенная лоция 4 497.88kb.
Китай на обложках журнала «Жэньминь хуабао» Журнал «Жэньминь хуабао» 1 74.55kb.
Ежемесячный журнал 1 47.97kb.
Этот журнал для школьников и студентов рассчитывался на массового... 1 23.09kb.
Икона. Впечатление от увиденного… Заметки посетителя выставки 1 126.58kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Мышкинская «Лоция» Краеведческий журнал - страница №1/8


Осень 2013 «Мышкинская «Лоция»


c:\users\пользователь\desktop\для лоции 5\обложка лоции №5.jpg



Краеведческий журнал

города Мышкина

и Мышкинского Верхневолжья

«Мышкинская Лоция»

№5 (11)

Осень 2013



Цена свободная

***


Редакционная коллегия:

В.А. Гречухин

О.Б. Карсаков

Г.И. Махаев

***

Дизайн обложки - Е.Р. Кайкова



***

Компьютерный набор и оригинал - макет:

С.Е. Базырина

***


Издатель:

НЧУК «Мышкинский Народный музей»

***

Адрес редакции и издателя:



152830, Ярославская область,

Мышкинский район, г. Мышкин,

ул. Угличская, дом. 21

***


Телефон: 8 (48544) 2-15-92.

e-mail: myshkin-museum@mail.ru

***

Для желающих принять участие в обеспечении издания указываем наши «финансовые координаты»:



Некоммерческое частное учреждение культуры «Мышкинский народный музей»

152830 Ярославская область,

г.Мышкин, ул., Угличская, д.21
р/с 40703810601074000112

Ярославский ФКБ-РЦ «СЕВЕРГАЗБАНК»

Кор/с 30101810100000000782

БИК 047888782

ИНН/КПП 7619003345/761901001

***


Перепечатка – обязательно со ссылкой на журнал «Мышкинская Лоция»
***

Заказ …..

Тираж……200

…Этот номер «МЛ», как и предшествующий, издан на средства спонсоров, пожелавших остаться неизвестными читательской аудитории. Мы уважаем их пожелание и искренне благодарим за помощь!

Номер набран и сверстан в …….



Сегодня в номере:
Редакционная статья.

«… За убегающим днем» …………………………3

1. Родная история.

А.Н. Розов. По следам газетной публикации

О.Б. Карсаков. Предание о городе Мышкине ….

Г.И. Махаев. «…Отличные успехи в архитектуре» ……………………………………………….

О.Б. Карсаков «О, сколько нам открытий чудных…»……………………………………………………….

Мастер «Светописи»……………………………………
2. Славные земляки

Разум сильный и смелый…………………………



«…В селе Богородском»…………….…………………..

3. Краеведческая перекличка

«Нормандия –Неман» и наша Надя……………..

Павел Чирков. Мне интересно все!..................

Г.А. Лебедева. «Любите и радуйтесь солнцу земному»…………………………………………………….

Г.Ф. Добровольский. Взгляд в прошлое………….

«Вот некоторые факты…» ……………………….
4. День сегодняшний

Туризм в цифрах и комментариях……………….
5. Дела издательские

Николай Смирнов. Дева – книга ………………….
6. Мышкин литературный

«…Мы с юностью прощаемся, не плача…» …….
7. Нам пишут

Гармонисты Мышкинского края

(продолжение)…………………………………………….
8. Разные разности

Русский сверхчеловек……………………….……………..

Великому адмиралу……………………………………..

Русским морякам………………………………………….

Редакционная статья

... ЗА УБЕГАЮЩИМ ДНЕМ…



Краеведению привычно главное свое внимание уделять изучению прошлого, и особенно далёкого прошлого. Большинству русских краеведов свойственно не обращать внимания на день сегодняшний и день вчерашний, забывая, что этот самый сегодняшний, дышащий жизнью день мгновенно становится вчерашним, а вчерашний … историей! И это часто встречающаяся «болезнь» краеведения. Но подвластны ей к счастью, не все!

В мышкинском краеведении и краеведении наших соседей есть прекрасные примеры заинтересованного и творчески тонкого внимания к дню сегодняшнему и дню вчерашнему. Люди именно в них разумно видят на их глазах творящуюся историю. И ясно осознают, что если сведения о ней не собрать сегодня, то завтра, а тем более послезавтра, сделать это будет крайне затруднительно, если вообще возможно.



Эту простую, но очень важную истину хорошо сознавали наши старинные краеведы, а всех более «отец» нашего краеведения, трудившийся ещё в середине XIХ века краевед Гаврила Васильевич Костров. Его краеведческие труды отличаются прекрасной полнотой описания жизни современного ему общества и его отдельных социальных групп.

Столь же серьёзно это осознавали и некоторые другие наши давние краеведы, как о. Павел Миролюбов, о. Дмитрий Приселков, о. Дмитрий Красотин и о. Павел Преображенский. Им понятна была разумность описания современных им событий, и они с трогательной правдивостью занимались этим. А в соседних уездах, быть может, самыми яркими примерами такого отношения к деду были труды мологских краеведов, а особенно о. Преображенского с его повествованиями о жизни и быте субъэтноса сицкарей. А сегодня нашей современности самое заинтересованное внимание уделяют наши коллеги из Учмы и Мартынова. Два эти центра сельского краеведения имеют большие успехи в наблюдениях за недавней и живой современностью и в отражении этих знаний на страницах своих изданий и в сети интернет. Нам случалось рассказывать, например, о работе краеведов Учмы, у которых и сама экспозиция «Музея Веры и Труда» и их сайт в интернете, и их издания несут яркое богатство сведений о колхозной и доколхозной деревне. Весьма впечатляющи и многолетние успехи мартыновских краеведов.



А как с этим у наших соседей? Большое внимание современности и недавнему прошлому уделял тутаевский журнал «Романово-Борисоглебская старина», ни единый его номер не выходил без очень фактичных и убедительных рассказов -воспоминаний живых свидетелей об их прошлом.

Весьма большие достижения можно наблюдать и у краеведов Некоузского района, а особо серьёзно такую работу ведут в Новой Уре и в посёлке Bолга. А ведущим исследователем этого направления мы видим Е.В. Чернухину. Её обращения к недавнему былому, а особенно к истории и жизни сельских начальных школ глубоко впечатляют своей глубиной и искренностью.

А как работа по названному направлению выполняется у нас в города Мышкине? Следует честно признать-здесь мы ощутимо уступаем нашим друзьям и соседям. Сейчас наиболее системно к такой работе подходит наш клуб «Мышкинское землячество», но у него преобладает генеалогический уклон изысканий. Конечно, в его поле зрения оказывается и много других привходящих данных, но семейно-родовые линии остаются главными.

Очень долгое время в сборе и закреплении сведений по названному направлению мы полагались на районную газету «Волжские зори» и, действительно, она посильно отражала разностороннее бытие района и отдельных его организаций и людей. Нужно признать, что она много сделала для сохранения знаний об убегающем дне. В 60-80 годы прежнего столетия газета имела постоянные краеведческие рубрики и целые тематические страницы, и обладала внимательным слежением за всеми новыми событиями. И сегодня «Волжские зори» замечают немало новых серьезных и интересных перемен в нашей жизни. У них за последние годы повысился уровень информативности и многие из этих информаций ценны и содержательны. Но, очевидно, успокаиваться этим не стоит. У районной газеты в целом совсем иные задачи и цели.

Внимание, которое оказывается событийной сфере недавних дней, у нас свойственно немногим. Но радостно, что такие краеведы среди нас есть. Так за последнее время этим порадовали В.М. Мозжухин, Г.В. Калачов, Г.Ф. Костыгина, Р.Н. Осокина, но желалось бы большего, потому что эпоха ХХ столетия так изменила и перепахала жизнь русской Провинции, что с её последствиями не могут сравниться никакие иные исторические эпохи и периоды.

В эту эпоху совершилось небывалое для России (и казалось невероятное!) Совершилось уничтожение русской Деревни. И это до полной несравнимости изменило всю суть жизни всей страны. Вглядеться в недавнее время и не упускать дня сегодняшнего -вот на наш взгляд, что должно не позабыть наше краеведение. Следить за «у6егающим днём» - вот одна из наших очень важных задач.

Способы для этого весьма различны. Можно и нужно наблюдать жизнь разных людских сообществ (от предприятий до клубов по интересам), наблюдать жизнь людей разных современных профессий, меняющийся характер поведения, особенности речи, примечать старые и новые привычки и еще многое – многое, что и составляет громадное явление живой людской жизни. За последние годы интересные примеры таких исследований дают занятия на наших мышкинских этнографических конференциях. Там оказывается много новых подходов к теме живой этнографии. И особенно ярко это проявляется в работе наших друзей из Учмы.



Честное слово, им удается, как никому до этого, проникать в самые простые частности местной народной жизни и выявлять в них целые направления этнографических познаний. Такое они уверенно и непринужденно делают во многом – от крестьянской работы с лошадьми до вопроса использования в деревне велосипедов и до крестьянского латания одежды.

И «убегающий день» села у них оказывается научно рассмотренным и засвидетельствованным. Он оказывается сохранённым для родной истории!



c:\users\пользователь\desktop\виньетки\книга 2.jpg



РОДНАЯ ИСТОРИЯ


Давние издания


ПО СЛЕДАМ СТАРОЙ

ГАЗЕТНОЙ ПУБЛИКАЦИИ



(Мышкинский месяцеслов 1779 года)
В 1888 г. в газете «Ярославские губернские ведомости» брянский лингвист, фольклорист, археограф, член-корреспондент Общества любителей древней письменности, коллекционер П.Н. Тиханов (1839-1905)1 познакомил читателей с одним из рукописных сборников из своего собрания2. Сборник общим объёмом в 71 лист написан по словам собирателя, «на обыкновенной тогдашней плотной бумаге, в четвёртую долю листа». Известно место и время создания сборника: Мышкинский уезд Ярославской губернии, 1779 год. По содержанию рукопись состояла из пяти самостоятельных частей: I. О поздравлении и протчем (л.2-6); II. «Мышкинский месяцеслов» с деревенским предуверением (л.7-15); III. Присловицы, т.е. пословицы и поговорки (л. 16-62); IV. Скороговорки (л.63- 70); V. Парасиллогизмы, по мнению П.Н. Тиханова, «несомненно, книжного происхождения»

Дав сборнику общую характеристику, его владелец знакомит с ним читателей. В первой части, которую П.Н. Тиханов называет кодексом старинных нравов, страницы «разделены клетками натрое, из коих в первой, налево, перечислены разные житейские случаи; во второй клетке помещено наставление, что надо сказать или как надо действовать при том или другом случае, а в третьей графе, не всегда, занятой - ответы, вернее, реплики или указания соответствующих действий на замечания, приветствия, возгласы» (№14, С.4). Приведя более двух десятков разнообразных примеров из первой части, П.Н. Тиханов делает вывод, что автор рукописи - «сын века, и притом человек строго нравственный. Так, занося мораль на страницы своей тетради, он во избежание соблазна при чтении её кем-либо из посторонних несколько листов отметил даже посредством криптографии» (№15. С.З). Далее собиратель приводит факсимиле подобной криптографии, считая, что оно может также служить «образцом письма самого сборника».

Особое значение П.Н. Тиханов придавал «Мышкинскому месяцеслову с деревенским предуверением», единственной части, опубликованной полностью3.

Подобный русский народный календарь, во-первых, по времени создания является одним из самых ранних, во-вторых, он до сих пор не введён в научный оборот4, поэтому целесообразно привести его полностью и прокомментировать. При публикации орфография Месяцеслова сохраняется в максимальной степени (опускается лишь буква «ъ», а буква « » заменяется буквой «е»).


Мышкинский месяцеслов мирским крестьянским наречением называют в Мышкинском уезде, а

счисление по старому штилю.

Сочинен 1773 году


Генваря

Смотри предуверение генваря 6-го; 12. Татьяны лютихи (для жестоких морозов. -А.Р.); 16. Петра полукорма; 24. Аксиньи полухлебницы.



Февраля

Смотри предуверение февраля 4-го; 11. Власия. Коровей праздник.c:\users\пользователь\desktop\месяцеслов.gif



Марта

1. Авдотьи мокрохвостые; 4. Герасима грачевника (ожидают грачей); 9. На Спроки жаворонки пекут (ожидают жаворонков ); 17. Алексей - вода с гор - пролей кувшин;

19. Дарьи... 22. Василия капельника.

Апреля

1.Марии обманщицы - покинь санки; 8. Руфа дорогорушителя; Родиона водопола;

16. Арины разрой берег; урви берега: 23. Георгия - коневей праздник. В поле скотину выгоняют. Смотри предуверение апреля 23.
Май

1.Еремея запрягальника- подыми сетиво (зачинается яровой сев); 5. Арины рассадницы (садят рассаду); 6. Иова белые горохи; 13. Лукерьи комарницы; 20. Фалалея огурешника (огурцы садят); Алёны льняницы (лён сеют); 29. Федосьи колосяницы (рожь колосится); 31. Еремея покинь сетиво (оканчивается сев яровой).


Июнь

13. Акулины гречишницы (зачинают сеять гречиху) - вздери хвосты; 16. Тихона гречюшника (последний сев гречюхи); 18. Леонтия покинь сетиво овса (овсяной сев кончился); 23. Аграфены купальницы; 28. (Sic; следует 245); Ивана купала.


Июль

1. Кузьмы ремесленника Куриной праздник; 4. Марфы ягодницы,


Август

1. Маккавеи. Арженой сев зачинается; 18. Фрола и Лавра. Коневой праздник; 23. Луполёна. Лён на сей день не стелют; 29. Ивана репореза (репу снимают).


Сентябрь

1. Бабье лето. Семин день (Семен пришол, а русак домой пошол); 6. Михаила чюда. Лён чюдит (? - знак П.Н. Тиханова - А.Р.); 8. Конец бабьего лета: 13. Словущее воскресенье; 14. На Здвиженье кафтан с шубою свидится. Смотри предуверение сентября 14-го; 15. Никиты гусятника (гусей колют); 25. Сергея. Куриной праздник (петухов колют у овинов).


Октябрь

Октября на 26 – см. предуверение; 28. Временные Пятницы; 29. Настасьи Овчей праздник (овец колют).



Ноябрь

1.Девичья ссыпщина.


Декабрь

18. Модеста Пчелиной праздник (просят о пчёлах); 30. Ананьи желудницы (желудки для еды варят); 31. Маланьи непалихи (сей день бабы не прядут)6.


Деревенское предуверение

По старому стилю


Во время святков, если звёздно - то ягнятам род. Во время святков же, если иней бывает - то хлебородной год.
Генваря 6-го. В крещенскую ночь, в которой стороне небо яснее - там будет хлеб хуже.

Ежели зимою усмотрится великое скопище волков, и они воют – то значит в тот год войну. Когда на полях бывает большою частью волны снегу- то житу (ячменю) урожай будет.

Если снег в поле буграми – то изобильно приобретен будет ячмень нами.

Февраля 4. На день Сидора если будет тепло - то и всё лето тепло.

Если в мясное заговенье, то есть перед сырною неделею в воскресенье, накануне масляницы бывает ненастье - то и тот год грибам будет род.

В сырную неделю (на маслянице) приметить день: светлой случился бы, например, во вторник - то и сеять же пшеницу в её сев во вторник, а если бы светла была среда - то и сеять пшеницу в среду, и примечать о протчих днях по сему же.

Если прилетят грачи и сядут на свои гнезда - то дружная весна будет, а если по прилетении, не садясь на гнезда, будут летать по дорогам - то медлительная весна будет. Весною, при начале прилетения, если летят по два или по одному журавлю - то в следующее лето рожь будет тяжеловата, а если журавли летят стадами – то рожь будет легковесна.

Если в лесу только древеса начинают почки пускать - то в то время надлежит за лошадьми крепкое смотрение иметь, чтобы не ушли со двора, или с водопою или во время дорожной езды.

Если весною лебеди прилетят – то скоро тепло будет. Если кукушка прилетит на голой лес - то неслетье (т.е. неудача. - прим. П. Тиханова) ворам будет.

Если после снега окажется (что) прежде рожь травы зазеленеется – то урожай травы будет.

Когда в Великой Четверг которой ветер и с которой стороны дуть будет - то тот же ветер и с той стороны до Вознесеньева дня будет.

Если в Светлое Воскресенье дождь – то того года будет грибам род.
Апреля 25. Как в Георгиев день мороз - то под кустом овес.

Если в водополье щуку поймают, а в ней найдется печёнка от головы толще - то первой сев лутче, а в середине - второй, а (к) хвосту толще - третий сев лутче всякого хлеба будет; потому ж к цену примечают.

В первой раз когда гром грянет, то земля распустится.

Когда в Вознесеньев день будет ветер северный (полуношной) и продолжится сей ветер на другой день - то будет неурожай хлебу.

Примечать при севе, как горох сеют: если ветр что в великий Четверг дул – то в тот ветр горох не сеять, потому что при варении горох раскипаться не будет.

Если цветёт рябина - то сеять овёс. Если цветёт мозжуха (можжевельник - A.Р.) - то сеять ячмень. Во время цвету черемховова смотреть за лошадьми, чтоб не ушли. В цвет же черемховой рыба вниз воды плывет. Если черемха цветет – то сеять пшеницу.

Если васильки - цветки во ржи показались - то рожь цвести зачинает.

Ко время аржанаго цвету примечается: когда сначала зацветает колос сверху - то значит по высокой цене продаваться будет рожь; когда ж в средине - то посредственная цена, а если снизу зацветает - то дешевая цена будет.

Ежели которой год множество рыбы - тот год дороговизна хлебу.

Ежели во время сенокоса сорока по траве ходит - то значит ведренную погоду, а если около косцов сорока по сенокосу не ходит, а садится на деревья - то ожидать ненастья.

Ежели ягоды земляника и малина поспевают – то в одно время и рожь поспеет тоже.

Если трава синеворот (она же именуется и боковик) когда цветет - то зачинается сев аржаной.


Сентябрь 14. На день Воздвиженья всякой гад в землю убирается.

Если рябине род (возможно, опечатка: должно быть - год - А.Р.) ягодам - то и овсам год, и оспы много и трудна будет.

Во время осени, после опаденья листья с деревьев, если на ольхе будет шишек много - то, значит, в будущей год яровому хлебу хорошей урожай.

Если осенью лебеди отлетают - то за ними на хвосте и зима будет.

Ежели сорока из стены мох теребит - то скоро ожидать снегу.
Октября на 26, на день Димитрия, если на кровлях снег - то и на Светлое Воскресенье снег же будет.

Когда хмель дорог - то хлеб дешев, а когда хлеб дорог - то хмель дёшев.

Итак, рукописный народный календарь, опубликованный П.Н. Тихановым, состоит из двух частей: Месяцеслова, в котором выделены праздничные дни, связанные с именами святых или событий из истории церкви; и предуверения, т.е. собрания примет о предстоящей погоде, видов на урожай и т.д.

Всего в тексте Месяцеслова выделено 46 дат, еще 5 дат упомянуты в «предуверении». В нем же ряд примет прикреплены к святкам, к мясному заговенью накануне масленицы, к Великому Четвергу страстной недели, к Пасхе, к Вознесению. Любопытен принцип отбора материала из святцев. Так, январь начинается не с главного праздника месяца - Крещения (оно лишь упомянуто среди примет), а с 12 числа. Всего в первом месяце года указаны три даты, две из которых отмечают половину срока содержания домашнего скота на зимнем корме (Петра полукорма) и половину запасённого на зиму и раннюю весну зерна (Аксиньи полухлебницы); третий же церковный праздник – день мученицы Татьяны, называемый в народе Татьяниным днём, даётся с прозвищем «лютиха»7, характеризующим состояние погоды в это время.


В феврале в Месяцеслове не представлен двунадесятый праздник - Сретение Господне, однако упомянут день Власия (11 число) как Коровий праздник и приведена примета на 1 число, но не на Николу зимнего, студеного, как это принято во всех известных изданиях народного календаря, а на день Сидора.

В марте отмечено уже 6 дней, названных по имени святых, которым даются прозвища, главным образом в зависимости от признаков наступающей весны8, вестников весны. Наряду с общерусскими просторечными названиями праздников: «Гарасим грачевник», «Алексей вода с гор» или «Алексей пролей кувшин» - в Мышкинском календаре присутствует редкое, возможно, местное название «Авдотья мокрохвостка»9

Также с весенними мотивами связаны четыре даты в апреле. Если дни Руфа и Родиона, Арины имеют прозвища, сходные с другими регионами России, то 1 апреля: «Мария покинь санки» - не столь распространено. Несмотря на то, что 23 апреля отмечено как первый выгон домашней скотины в поле, особо подчеркнуто: «Георгия – Коневей праздник».

Самым урожайным на праздники оказался май. В нём отмечены дни сева различных сельскохозяйственных культур, назван день, когда начинает колоситься рожь, появляются первые комары.

В июне, как и в мае, преобладают сроки сева поздних культур: гречихи, овса10. Здесь же упомянуты первое появление кровососущих насекомых («Акулина вздери хвосты»), начало купания («Аграфена купальница») и с ошибкой: 28 вместо 24 - Иван Купало.

Всего лишь два числа выделены в июле, причём 1 июля - день церковного поминовения бессребреников Космы и Дамиана именуется днем «Кузьмы ремесленника» (в других народных святцах это название не фигурирует, там лишь подчёркивается начало сенокоса на Русском Севере, в Сибири или его разгар в других губерниях). Также местный характер носит 4 июля - «Марфы ягодницы» (этот день обычно называется днём Андрея наливы, так как «озимый хлеб вполне наливается»11)

Под 1 августом отмечен не Первый спас - медовый, а Маккавей, с которым начинался озимый посев. Не упомянуты двунадесятые праздники Преображения Господня (он же Второй Спас) и Успения пресвятой Богородицы. Любопытно слитное написание имени мученика Лупы и связываемой с ним степени готовности к уборке льна: «Луполен». Также необычно прозвище Иоанна Крестителя: «Иван репорез» - и объяснение, что в этот день снимают репу. Во всех других Месяцесловах указывается, что в день Усекновения главы Иоанна Предтечи крестьяне не едят и не убирают ничего круглого, напоминающего голову12.

В сентябре не выделены дни, связанные с уборкой урожая. Поговорка «Семён пришёл, а русак домой пошёл», очевидно, связана с началом охоты на зайцев. 8 сентября один из основных церковных: праздников - Рождество Пресвятой Богородицы обозначен в календаре просто концом бабьего лета. К другому двунадесятому празднику, Воздвиженью Креста Господня, автор Месяцеслова приводит поговорку и примету. Праздник «Воспоминание чуда Архистратига Михаила» назван мышкинцем «Михаила чюда». Эта дата связана здесь с какой-то особенностью в льноводстве: «лён чюдит». П.Н. Тихонов поставил у глагола знак вопроса.

Без комментария приводится в октябре день мученицы Параскевы, наречённой Пятницей.

В ноябре отмечено лишь 1-е число: «Девичья ссыпщина», т.е. совместная ритуальная трапеза в девичий праздник Космы и Дамиана зимних.

Святого Модеста (18 декабря), обычно покровителя домашнего скота, мышкинец объявляет покровителем пчёл: «Пчелиной праздник (просят о пчёлах)». Канун Васильева дня, середина святок, весело отмечавшийся по всей России, обозначен: «Маланьи непалихи» - и подчёркнуто лишь, что «сей день бабы не прядут».

Итак, перед нами календарь, преследующий чисто хозяйственные цели. В нём акцент сделан на самые важные, удобные дни для земледелия, животноводства и птицеводства. Именно из-за чисто практической направленности Месяцеслова его составитель, очевидно, счёл неудобным, неэтичным помещать здесь важнейшие даты церковных святцев. Ведь, не случайно П.Н. Тиханов называет автора человеком строго нравственным.

Те же сугубо практические цели имели приметы, различные советы по хозяйству, помещённые в разделе «Деревенское предуверение». Многие из них аналогичны подобному материалу, помещённому в опубликованных в более позднее время народных календарях. Однако имеются и такие наблюдения, у которых аналогов нет. Например: «Если в Светлое Воскресенье дождь- то того года, будет грибам род»; «Если кукушка прилетит на голой лес - то неслетье (т.е. неудача. - П.Н. Тиханов) ворам будет»; «Если в лесу только древеса начнут почки пускать - то в то время надлежит за лошадьми крепкое смотрение иметь, чтобы не ушли со двора или водопою, или во время дорожной езды»; «Во время цвету черемуховова смотреть за лошадьми, чтобы не ушли»; «В цвет же черемуховой рыба вниз воды плывет»; «На день Сидора (4 февраля. - А.Р.) если бывает тепло - то и в лето тепло»; «Если в Вознесеньев день бывает ветр северной (полуношной) и продолжится сей ветр на другой день - то будет неурожай хлебу»; «Если васильки- цветки во ржи показались – тогда рожь цвести зачинает»; «Если во время сенокоса сорока на траве ходит - то значит ведреную погоду, а если около косцов по сенокосу не ходит, а садится на деревья - то ожидать ненастья»; «Ежели ягоды земляники и малины поспеют - то в одно время и рожь поспеет же»; «Ежели сорока из стены мох теребит - то скоро ожидать снегу»; «Когда хмель дорог - то хлеб дёшев, а когда хлеб дорог - то хмель дёшев».

Данная публикация, к сожалению, основывается лишь на газетном материале, так как в огромном архиве П.Н. Тиханова, хранящемся в Отделе рукописей и редких книг Российской национальной библиотеки, пока не удалось найти оригинал. Более того в архиве не сохранились ни черновик публикации коллекционера, ни вырезка из газеты, в которой Месяцеслов был опубликован. Однако достоверность газетной заметки подтверждается тем, что, во-первых, П.Н. Тиханов, как уже отмечалось, даёт в «Ярославских губернских ведомостях» фотографию одной из страниц рукописи (явление очень редкое для того времени), во-вторых. Хр. Лопарев, перечисляя работы покойного члена-корреспондента Общества любителей древней письменности, называет «Мышкинский сборник (1779 г.). Рукопись из собрания П.Н. Тиханова. Ярославль. 1888». «Рукопись эта, - пишет он, - приобретённая нами в Москве в Панкратьевском переулке и проданная покойному, представляет подробное описание интересного Мышкинского (Ярославского) месяцеслова»13.

Есть надежда, что рано или поздно рукопись из Мышкинского уезда будет обнаружена, но значение этого календаря настолько велико, что нам кажется целесообразным представить данный памятник народного творчества по газетной публикации. «Мышкинский месяцеслов» должен возглавить список прекрасных изданий подобного родя, сделанных в XIX - XX вв. И.М. Снегиревым, И.П. Сахаровым, И.П. Калинским, А.С. Ермоловым и др.



следующая страница >>



Читать между строк полезно — глаза не так устают. Саша́Гитри
ещё >>