Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан о развитии электроэнергетической отрасли Казахстана - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Аналитическая записка к анализу бюджетных программ Министерства индустрии... 8 1313.65kb.
Государственным органам 1 13.37kb.
План проверок Комитета государственного энергетического надзора и... 5 636.44kb.
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан... 15 2807.38kb.
Проект государственный общеобязательный стандарт образования республики... 15 1434.73kb.
План мероприятий по реализации Послания Главы государства народу... 7 981.42kb.
Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н. А. 1 199.84kb.
Секьюритизация – источник новых инвестиционных возможностей и финансовых... 1 46.73kb.
Генеральная прокуратура Республики Казахстан Министерство юстиции... 1 215.85kb.
Мiнiстэрства министерство 1 20.51kb.
Дата и Место проведения: Казахстан, юко, г. Шымкент 23-24 ноября... 1 64.72kb.
Стратегический план 2020 казахстанский путь к лидерству 1 69.82kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан о развитии электроэнергетической - страница №1/1

Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан

О развитии электроэнергетической отрасли Казахстана


Для 100% обеспечения электроэнергией от собственных источников и стабильного роста экономики, в соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года,  Государственной программой по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010–2014 годы, необходимо опережающее развитие электроэнергетической отрасли.

По Программе форсированного развития в текущем году планируется реализация 144 проектов, в первой половине запущены 72 проекта. В целом Программа по предварительным прогнозам за 5 лет предусматривает реализацию более 320 инвестиционных проектов. Для чего энергетикам необходимо обеспечить все эти проекты необходимыми энергоресурсами и инфраструктурой. При этом в сфере электроэнергетики предусмотрена реализация 13 проектов.

По оперативным данным на 30 июня 2010 года потребление электроэнергии по республике составило 41,87 млрд. кВтч (рост по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 9,7 %), выработка электроэнергии – 41,52 млрд. кВтч (рост - на 7,5 %).

Складывающаяся динамика позволяет прогнозировать в 2010 году потребление и производство электроэнергии на уровне 83-84 млрд. кВтч (рост 8-10%).

При сохранении таких темпов прироста потребления электроэнергии необходимо  в короткие сроки провести мероприятия по расширению и реконструкции существующих мощностей, строительство новых генерирующих мощностей и электросетевых объектов.

Развитие электростанций намечается осуществить по следующим основным направлениям:

-      техническое перевооружение и реконструкция оборудования действующих электростанций;

-          ввод новых мощностей на действующих электростанциях;

-          строительство новых электростанций (ТЭЦ, КЭС, ГЭС, ГТЭС);

-          вовлечение в баланс нетрадиционных возобновляемых источников энергии (ВЭС, СЭС).

Необходимо отметить, что 41% генерирующих мощностей тепловых электростанций отработало более 30 лет, по количеству – это из 53 тепловых электростанций Казахстана 40 электростанций построены более 30 лет назад.

По состоянию на 1 января 2010 года Республика Казахстан располагает электрическими станциями, суммарная установленная мощность которых составляет 19 100 МВт, при этом суммарная располагаемая мощность составляет 14 800 МВт.

В целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в восстановление и развитие мощностей в  конце 2008 года на законодательном уровне был введен новый механизм ценообразования на электроэнергию для электростанций (энергопроизводящих организаций), который предусматривает предельные, расчетные и индивидуальные тарифы.

Механизм так называемых «предельных тарифов» позволил электростанциям планировать свои финансовые средства.

В 2009 году на проведение мероприятий по реконструкции и модернизации действующих мощностей электростанций было привлечено более 65 млрд. тенге,  в 2010 году – более 85 млрд. тенге, это без учета средств, предусмотренных в республиканском и местных бюджетах. По прогнозным данным за 7 лет будет привлечено более 700 млрд. тенге, ввод и замена 3700 МВт мощности.

По итогам 2009 года введены 135,2 МВт новых генерирующих мощностей, в том числе:

В Актюбинской области введена Жанажолская ГТЭС АО «СНПС – Актобемунайгаз» мощностью 33,8 МВт.

В Карагандинской области на ГРЭС ТОО «Корпорация Казахмыс» введена паровая турбина ст.№1 типа К-55-90 мощностью 55 МВт.

В Карагандинской области уточнена мощность турбин №1,2 Балхашской ТЭЦ (увеличена на 30 МВт).

В Алматинской области введена в работу Каратальская ГЭС-3 мощностью 4,4 МВт.

В Павлодарской области на Экибастузской ТЭЦ введена паровая турбина типа Р-12-3,4/05 мощностью 12 МВт.

Однако на основе анализа мы видим, что предельных тарифов недостаточно для полного обеспечения потребности проектов ПФИИРа, необходимым объемом электроэнергии.

Акценты сделаны на такие ключевые энергообъекты страны, как:

- Балхашская ТЭС, мощностью 1320 МВт с перспективой дальнейшего увеличения - крупномасштабный проект, направленный на электроснабжение потребителей дефицитного Южного региона Казахстана и обеспечение энергетической независимости и безопасности;

- Мойнакская ГЭС, мощностью 300 МВт - маневренный источник электроэнергии для поставки в дефицитную энергосистему Южной зоны  РК электрической мощности и энергии, покрытия пиковых нагрузок Южной зоны;

- будут восстановлены энергоблоки мощностью 875 МВт на крупнейших угольных электростанциях Северного Казахстана, Экибастузской ГРЭС-1 и Аксуской ГРЭС. На Экибастузской ГРЭС-2 будет осуществлено строительство 3-го энергоблока мощностью 500 МВт.

Попутный газ нефтяных месторождений будет использоваться на газотурбинных электростанциях в Западном Казахстане и Кызылординской области.

Отсутствие гарантий на реализацию электроэнергии приводит к тому, что действующий конкурентный рынок электроэнергии Казахстана не создает необходимых стимулов для инвестиций.

Постановлением Правительства РК по утверждению концепции дальнейшего развития рыночных отношений в электроэнергетике РК, в целевой модели рынка предусмотрен ввод рынка мощности.

Целями введения рынка мощности являются:

- предупреждение появления значительных дефицитов мощности;

- повышение инвестиционной привлекательности отрасли через обеспечение долгосрочных гарантий для инвесторов, развивающих генерирующие мощности;

- формирование объективного и «справедливого» механизма ценообразования на электроэнергетическом рынке.

21 июня 2010 года на Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности одобрена Концепция законопроекта

В целях совершенствования методологии тарифов по передаче электроэнергии по электрическим сетям АО «KEGOC» по обращениям депутатов Мажилиса Парламента РК, были проведены встречи с депутатами  Мажилиса Парламента РК, совещания Правительства РК,  в результате которых было принято решение внести изменения в методику расчета тарифов.   Приказом Агентства РК по регулированию естественных монополий от 21.04.2010г. № 212-ОД внесены изменения и дополнения в  Методику расчета тарифов на услуги по передаче электроэнергии по  национальной электрической сети. Эти изменения и дополнения  позволяют уйти от зонального принципа тарифообразования в сетях АО  «KEGOC» и  выравнивают тарифы АО  «KEGOC» на передачу по всем областям Казахстана.

Вместе с тем, современное развитие электроэнергетики связано не только с восстановлением и развитием генерирующих активов.

Актуальной является задача по вовлечению в энергобаланс страны возобновляемых источников энергии (ВИЭ). В условиях Казахстана существует реальная возможность использования ветровой энергии, энергии солнца, геотермальной энергии, энергии малых рек (малые ГЭС).

Возрастающий   спрос на энергетические ресурсы и экологические ограничения по выбросам парниковых газов, образующихся при сжигании  органического топлива, приводят к необходимости  принятия мер по развитию ВИЭ, в частности, строительству малых ГЭС.

Согласно целевым показателям Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан, в 2014 году достижение объема вырабатываемой электроэнергии возобновляемыми источниками энергии должно составить - 1 млрд. кВтч в год, что составит более 1 % от общего объема электропотребления.

Кроме того, после принятия Закона Республики Казахстан «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» (4 июля 2009 года) ряд отечественных и зарубежных инвесторов выразили желание в реализации проектов в области ВИЭ.

В частности 28 июня т.г. в Алматинской области, на реке Каратал, была введена Каратальская ГЭС-4 установленной мощностью 3,5 МВт.

Стоит отметить начало реализации пилотных проектов в сфере ветроэнергетики.



Угольная промышленность

Угледобывающими компаниями республики по оперативным данным на 30 июня т.г. добыто 49,8 млн. тонн угля, что на 9,4 млн. тонн или на 23,3% больше чем за соответствующий период прошлого года.

С начала текущего года на 4,6 млн. тонн поставки угля  на внутренний рынок составят 34,3 млн. тонн, что на 4,6 млн. тонн больше чем за первое полугодие прошлого года. Экспорт угля по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возрос на 4,7 млн. тонн и составил  – 15,5 млн. тонн.

До конца текущего года, согласно утвержденным Министерством программам развития горных работ угледобывающих компаний, прогнозируемый объем добычи угля составит порядка 99 млн. тонн, против 94,3 млн. тонн в прошедшем году. Темп роста - 103,9%. Прирост добычи планируется за счет увеличения потребления угля электростанциями Казахстана и Российской Федерации,  стабилизации деятельности промышленных предприятий республики.

В настоящее время разрабатывается Проект Программы развития угольной промышленности Республики Казахстан до 2015 года с перспективой до 2020 года, которой предусматривается достижение объемов добычи угля с 99,00 млн. тонн в 2010 году до 128,00 млн.тонн в 2015 году и до 144,0  млн.тонн в 2020 году. Прирост добычи за указанный период составит 29 млн. тонн и  45,0 млн.тонн угля соответственно.

Общий объем инвестиций на развитие добычи  составит 4140,81 млн. долларов. Из них:

- на добычу коксующихся углей – 2516,31 млн. долл., или 17,14 долл. на 1 тонну;

- на добычу энергетических углей – 1624,50 млн. долл., или 1,25 долл. на 1 тонну.



Ожидаемые результаты от реализации Программы.

1. Будет обеспечен прирост добычи угля на подземных работах на 3 млн. тонн, на открытых работах на 42 млн. тонн.

2. Будет достигнута полная обеспеченность углем проектов, предусмотренных Программой форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы.

3. Будет завершен переход предприятий угольной отрасли на международные стандарты, что позволит повысить конкурентоспособность угольной продукции на внешних рынках.

4. Завершится перевод крупнейшего в мире разреза «Богатырь» с железнодорожной схемы транспортировки угля на автомобильно-конвейерную технологию с усреднением угля в разрезе.

5. Будут реализованы технические проекты по расширению мощностей добычи угля по разрезам «Северный» с 10 до 18 млн. тонн в год, «Восточный» с 20 до 22 млн. тонн в год, «Экибастузский» с 4 до 8 млн. тонн в год, «Майкубенский» с 5,3 до 8,5 млн. тонн в год, «Каражыра» с 5 до 7 млн. тонн в год и Шубаркольского каменноугольного месторождения до 20 млн. тонн год.

6. Будет исследованы участки Карагандинского угольного бассейна с проведением разведки и опытной добычи газа метана для возможного извлечения метана в промышленных масштабах.

7. Вложенные государством средства вернутся в бюджет на порядок выше в виде подписных бонусов, налога на добычу полезных ископаемых, оплачиваемых недропользователями.



Реализация намечаемых мер позволит обеспечить надежное энергоснабжение страны.




Каждый хочет иметь друга, но никто не хочет быть другом. Альфонс Карр
ещё >>