Методология социального познания - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методология познания живого: идея самоподобия самоорганизующихся... 5 621.34kb.
Программа дисциплины «Методология социального познания» 1 160.61kb.
Программа курса для аспирантов (40 часов) Тема I. Методология социального... 1 50.87kb.
А. П. Столыпина Методология исследования изменений социального взаимодействия... 1 77.52kb.
Методология познания политической реальности 1 235.87kb.
1. Методология: понятие, соотношение с теорией 24 1372.05kb.
Наука в современном мире. Понятие идеала научности 1 39.06kb.
Теория познания 1 162.36kb.
Лекция тема11. Методология социально-гуманитарного познания. 6 911.24kb.
Идея феноменологии' 4 592.8kb.
Индуиский Словарь а абхава 32 5033.75kb.
Курс лекций Направление подготовки бакалавра 081100. 62 Государственное... 8 2102.88kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методология социального познания - страница №1/1


ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Методология социального познания

Разработал:

Васильева Е.В.

Идентификационный номер:



УМКД.36(62)-040100.68- М2.В.ОД.1-2012г

Контрольный экземпляр находится на кафедре социальных наук

Страница из



описание: лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
Школа гуманитарных наук


c:\documents and settings\kostina.eyu\рабочий стол\040100.68.jpgРАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)


  1. МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

  2. направление - 040100.68 Социология

  3. Форма подготовки очная

Название Школы гуманитарных наук

Название кафедры социальных наук

курс 1 семестр 1

лекции 18 (час.)

практические занятия_18_час.

лабораторные работы_час.

всего часов аудиторной нагрузки 36 (час.)

самостоятельная работа 72 (час.)

контрольные работы 0 (количество)

зачет _ семестр

экзамен _1 семестр


  1. Рабочая учебная программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного приказом от 14.01.10 г., № 42

Программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры социальных наук №1«01» октября 2012г.
Заведующая (ий) кафедрой: И.Г.Кузина
Составитель (ли): Е.В.Васильева


I. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «___» __________ 20 г. №

Заведующий кафедрой _______________________ И.Г. Кузина

(подпись)




II. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (и.о. фамилия)


АННОТАЦИЯ

Данная дисциплина связана на теоретическом и прикладном уровне с такими дисциплинами учебного плана магистров социологии, как «Современные социологические теории», «История и методология социологии», «Современные методы социологических исследований», «Социальная структура и социальные процессы».



Цель данного курса – представить все многообразие методологических подходов, используемых в социальных науках для познания социальной реальности в ее динамике. Это вооружит магистрантов общетеоретическими знаниями в области методологической проблематики и позволит применить их в конкретных исследованиях.

Поставленная цель преследует решение конкретных задач, в которые включены:



  1. провести анализ предметной области дисциплины,

  2. раскрыть динамический характер социальности

  3. показать специфику социального познания на каждом из ее этапов.

  4. показать связь между характером социальной реальности и методологией ее познания.

  5. определить специфику социологического подхода

По завершению курса магистрант студент должен:

  • знать основные направления трансформации социальной реальности;

  • уметь определить ведущие тенденции ее изменения в настоящем;

  • связать это изменение характером социального познания;

  • знать специфику многообразных методологических подходов, используемых в социальном познании;

  • владеть навыками применения методологических знаний в конкретном социологическом исследовании

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

ОК-6 – способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук.



  1. Профессиональными:

ПК-1 – способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения

ПК-2 – способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий

ПК-3 – способностью осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования

ПК-11 – способностью использовать углубленные специализированные теоретические знания, практические навыки и умения для организации научных и научно-прикладных исследований, учебного процесса, экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности (в соответствии с профилем ООП магистратуры)

Освоение курса в виде практических занятий предполагает на каждом из них применение интерактивных форм обучения в виде дискуссий, свободного обмена мнениями, мозгового штурма, создание проектов.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА (18 час.)


Раздел 1. Предмет курса. Основные теоретические понятия. (4 час.)
Тема 1. Соотношение понятий знание и познание (1час).

Знание, его природа и специфические свойства. Типология знания (знание специализированное и повседневное; явное и неявное; фундаментальное и прикладное, теоретическое и экспериментальное; социетальное, групповое и личностное; мистическое, «оккультное», «пара»-знание). Проблема переопределения феномена знание.

Знание и вера. Знание и незнание. Познание как процесс обретения знания. Научное знание и научное познание.
Тема 2. Понятие метода и методологии научного познания (1 час)

Соотношение понятий метод, методика, методология, методологический анализ. Строение методологического знания (уровень философской методологии, общенаучная методология, конкретно-научная методология, техника исследования). Основные этапы развития методологического знания.

Интерактивные формы: вовлечение в обсуждение проблемы
Тема 3. Социальное познание и его объект (1 час).

«Социальное» как объект познания, подходы к определению в социальных и гуманитарных науках: концепции совместности, реификационная, натуралистические концепции, персоналистская концепция. Социальное как действительность социального мира. Социальность внешняя и внутренняя, границы и диспозиционная связь между ними. Социальное познание и его формы: вненаучные и научные. Методологические посылки современных концепций социального познания.


Тема 4. Методология социального познания: исторический экскурс (1 час)

Социальное как объект преднаучной рефлексии (от Античности до Нового времени). Проблемы познания общества в философии Нового времени. Формирование методологии социального познания в рамках классической науки.


Раздел 2. Социальное познание на этапе классического развития социальных наук. (4 час.)
Тема 1. Представления о социальной реальности на классическом этапе социального познания (1 час)

Целеполагание социального и паттерны его измерения: циклический, линеарный, спиральный, ковариантно-осевой, ризомный). Культурные коды (домодерный, модерный, постмодерный) и типы социальности (колективистский, индивидуалистский, плюралистский). Тип социальности на этапе социального познания классической наукой как переходный от коллективистской социальности к индивидуалистской. Массовизация как специфическая ее черта.


Тема 2. Модель социального познания, представленная позитивизмом (1 час)

Сциентизм Нового времени как условия становления и развития позитивизма: его эмпиризм, натурализм, анти-историзм. Основные методологические принципы позитивизма, выдвинутые О. Контом: сциентизм, ноуменальность, верификационность, субъектно-объектные отношения в социальном познании. Позитивизм в социогуманитарном знании: экономике, юриспруденции, истории, психологии.


Тема 3. Марксистская модель социального познания (1 час).

К. Маркс как преемник методологии познания Г. Гегеля. Экономический редукционизм как основа марксистского метода социального познания. Диалектика К. Маркса: восхождение от абстрактного к конкретному, соотношение логического и исторического. Влияние марксистской методологии на социальное познание. Принципы диалектическогометода познания, вытекающие из учения Маркса.: естественнонаучная и общенаучная тенденции в методологии К. Маркса., принцип восхождения от единичного к общему и обратно, единство индукции и дедукции, принцип взаимодействия качественных и количественных характеристик, принцип детерминизма, диалектического отрицания, противоречия, единства анализа и синтеза.


Тема 4. Функциональный анализ (1 час).

Зарождение функционализма как метода социального познания. Функционализм Г. Спенсера. Обоснование функциональной методологии в социальных науках: в антропологии Б. Малиновского, культурологии, истории, лингвистике, семиотике, психологии.


Раздел 1. Социальная реальность на неклассическом этапе социального познания (6 час.)
Тема 1. Трансформация представлений о социальной реальности на этапе неклассического развития социальных наук (1 час).

Модерн как культурно-историческая характеристика реальности на неклассическом этапе социального познания: трактовка категории. Основные ценности модерна: свобода, прогресс, рациональность. Влияние на процесс социального познания естественнонаучных открытий в первой половине ХХ века: эмерджентность, вероятная причинность, относительность представлений о пространстве и времени, саморегуляция и др. Обоснование модерна в социальной неклассике. Социологи о модерне.


Тема 2. Основные теоретико-методологические принципы социального познания на этапе неклассического развития социальных наук (1 час)

Понимание и интерпретация как метод социального познания (герменевтика). Кризис рационального познание как фактор становления и развития понимающей методологии. Роль баденской школы в утверждении метода понимания. Сущность метода понимания. Герменевтика как искусство понимания: возникновение и развитие в философии. Герменевтический круг. Интерпретация как смысловое толкование текста: философский аспект. Метод понимания и интерпретации в современных социальных науках.


Тема 3. Структурный метод социального познания (1час)

Понятие структура в социогуманитарии. Основные методологические принципы структурного анализа. Место структурного анализа в социогуманитарном познании: лингвистика, антропология, психоанализ, история, культурология. Критика структурализма и его кризис.


Тема 4. Структурно-функциональный метод социального познания (2 час.)

Становление методологии структурно-функционального анализа, явившееся ответом на кризис структурализма. Понятие функции как центральной категории структурно-функционального анализа. Стадии развития данной методологии, роль социологов в ее трансформации. Основные принципы структурно-функционального анализа: функциональный императивизм Т. Парсонса, структурный функционализм Р. Мертона. Дальнейшая разработка принципов структурно - функционального анализа в социогуманитарии. Нефункционализм на современном этапе.


Тема 5. Системный подход в социальном познании (1 час)

Часть и целое - основная проблема системного анализа. Понятие системы, элемента, связи. Основные системные принципы: целостность, структурность, иерархичность, множественность описания. Классификация систем. Специфика социальных систем. Принципы системного анализа в социогуманитарии: определение изучаемого объекта, определение границ данной системы, описание окружения системы, определение набора необходимых условий, выделение соответствующих структур (компонентов), выявление источников развития системы. Цели системного анализа.


Раздел 4. Социальное познание на этапе постнеклассического развития социальных наук. (4 час.)
Тема 1. Социальная реальность в оценке постнеклассической социальной науки (1 час)

Рефлексия по поводу реального плюрализма. Факторы плюралистического типа социальности: массовизация общества, рост плотности социальных связей, социальный экстремизм, обусловленные переходом от индустриализма к постиндустриализму. Основные черты плюралистической социальности: знание как информация, переложенная на язык машин; самоактуализация личности; демассификация. Современные структурные профили плюрализации: информационно-коммуникативное общество; общество риска; общество спектакля и зрелищной визуализации; общество возможностей; постсекулярное общество. Основные вызовы современности: темпоральная многослойность социального; глобализация; контрфактический вызов прошлого, специфика современной идентичности; фундаментализм; социальная критика; гендерный вызов.


Тема 2. Постмодернистские принципы познания социальной реальности (1 час)

Постмодерн или поздний модерн: общая характеристика. Шизоанализ как предшественник постмодернистской методологии. Сочетание классических и модерных принципов познания социальной реальности – отличительная черта методологии пост модерна: плюрализм оснований, множественность ключевых причинных связей, детерминизм. Множественность истин как отказ от истины. Виртуальная природа постмодернистских феноменов. Игра как отличительная черта постмодернистской ментальности. Постмодернизм в искусстве, литературе, философии, социальных науках. Преодоление постмодернизма.


Тема 3. Постструктурализм и деконструкция (1 час)

Историко-философские истоки деконструкции: позиции Ф. Ницше, З.Фрейда, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера. Принципы деконструкции М. Фуко. Основные особенности метода «деконструкции» Ж.Деррида: нерефлексивность деконструкции; удвоенный характер операции «деконструкция». Основные фазы деконструкции: реверсия бинарных оппозиций; перемещение. Социальная реальность как текст.


Тема 4. Современная социальная наука в поисках новых методологических принципов социального познания (1 час)

Методологический плюрализм – ведущая черта современной методологии.

Дискурс-анализ как метод социальных наук. Понятие дискурса. История дискурс-анализа в лингвистике. Подходы к дискурс-анализу в философии языка, постструктурализме, в критическом дискурс-анализе, дискурсивной психологии. Предметная область социальной дискурсологии: природа, структура и функции дискурса, институциональные дискурсы, дискурсы идентичности, политические дискурсы, бизнес-дискурсы, арт-дискурсы, дискурсы субкультур, дискурс среды обитания, дискурс тела.

Анализ социальных сетей – новое направление в методологии социального познания. Понятие социальной сети. История развития сетевых представлений в социальных науках. Социальные связи. Основные направления в анализе социальных сетей: структурное, ресурсное, нормативное, динамическое. Основные принципы синергетики в социальном познании.




  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА (18 час.)


Занятие 1. Основные теоретические понятия методологии социального познания (2 час.)

1. Знание, его природа и типология

2. Знание и вера

3. Знание и незнание

4. Познание как процесс обретения знания

5. Социальное познание и его формы

6. Научное знание и научное познание.
Занятие 2. Методология научного познания (1 час/ интерактив. формы 1 час).


  1. Соотношение понятий метод, методика, методология, методологический анализ

  2. Строение методологического знания

  3. Основные этапы развития методологического знания.

  4. Интерактивные формы обучения: свободный обмен мнениями.


Занятие 3. Социальная реальность на классическом этапе развития социальных наук (1час)

  1. Социальная реальность как объект социального познания

  2. Целеполагание социального и паттерны его изменения.

  3. Культурные коды и типы социальности.

  4. Представление о социальной реальности на классическом этапе социального познания.


Занятие 4. Методология в рамках классического подхода к проблемам социального познания (3 час)

  1. Позитивистская методология

  2. Марксистская модель методологии социального познания

3. Функциональный анализ.

4. Применение основных философско-эпистемологических и общенаучных методов в социальном познании на этапе классического развития социальных наук.


Занятие 5. Трансформация представления о социальной реальности на неклассическом этапе социального познания (1 час)

1. Модерн как культурно-историческая характеристика социальной реальности на неклассическом этапе социального познания.

2. Влияние на процесс социального познания естественнонаучных открытий в первой половине ХХ века.

3. Обоснование модерна в социальной неклассике.


Занятие 6. Методология неклассического этапа социального познания (6час.)

  1. Понимание и интерпретация как метод познания (герменевтика):

  2. Структурный метод познания:

  3. Структурно-функциональный метод познания:

  4. Системный подход в познании.


Занятие 7. Социальная реальность в оценке постнеклассической социальной науки (1 час).

1.Факторы плюралистического типа социальности

2. Основные черты плюралистической социальности

3.Современные структурные профили плюрализации.



4. Основные вызовы современности.
Занятие 8 .Методология постнеклассического этапа социального познания(2 час.)

  1. Постмодернистские принципы познания социальной реальности.

  2. Постструктурализм и деконструкция.


Занятие 9. Современная социальная наука в поисках новых методологических принципов социального познания. (2 час.)

  1. Методологический плюрализм – ведущая черта современной методологии.

  2. Дискурс-анализ как метод социальных наук.

  3. Анализ социальных сетей.

  4. Основные принципы синергетики в социальном познании.



  1. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЙ ЦЕЛЕЙ КУРСА


Вопросы к экзамену

  1. Предметная область дисциплины «Методология социального познания

  2. Соотношение понятий знание и познание.

  3. Понятие метода и методологии научного познания

  4. Социальное познание и его объект

  5. Методология социального познания: исторический экскурс

  6. Представление о социальной реальности на классическом этапе социального познания

  7. Позитивистская методология

  8. Марксистская модель методологии социального познания

  9. Функциональный анализ.

  10. Применение основных философско-эпистемологических и общенаучных методов в социальном познании на этапе классического развития социальных наук

  11. Представления о социальной реальности на неклассическом этапе социального познания.

  12. Понимание и интерпретация как метод познания (герменевтика)

  13. Структурный метод познания

  14. Структурно-функциональный метод познания

  15. Системный подход в познании

  16. Постмодернизм о социальной реальности

  17. Постмодернистские принципы познания социальной реальности

  18. Синергетическая методология социального познания

  19. Дискурс-анализ

  20. Анализ социальных сетей




  1. тематика и перечень курсовых работ и рефератов

  1. Знание, его природа и типология

  2. Познание как процесс обретения знания

  3. Социальное познание и его формы

  4. Научное знание и научное познание.

  5. Соотношение понятий метод, методика, методология, методологический анализ

  6. Социальная реальность как объект социального познания

  7. Культурные коды и типы социальности.

  8. Представление о социальной реальности на классическом этапе социального познания

  9. Позитивистская методология

  10. Марксистская модель методологии социального познания

  11. Функциональный анализ.

  12. Трансформация представления о социальной реальности на неклассическом этапе социального познания (1 час)

  13. Понимание и интерпретация как метод познания (герменевтика):

  14. Структурный метод познания:

  15. Структурно-функциональный метод познания:

  16. Системный подход в познании:

  17. Социальная реальность в оценке постнеклассической социальной науки

  18. Постмодернистские принципы познания социальной реальности.

  19. Постструктурализм и деконструкция.

  20. Дискурс-анализ как метод социальных наук.

  21. Анализ социальных сетей.

  22. Основные принципы синергетики в социальном познании.


V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература

  1. Кемеров, В.Е. Общество, социальность, полисубъектность./В.Е. Кемеров. -М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2012. – 252 с.

  2. Кравченко, С.А. Социологический постмодернизм: теоретические источники, концепции, словарь терминов. /С.А. Кравченко. - М.: Изд-во «МГИМО-Университет», 2010. - 397 с.

  3. Постнеклассика: философия, наука, культура. - СПб: Изд. дом «Мiръ».: 2009. 672 с.

  4. Социальное: истоки, структурные профили, современные вызовы. - М.: РОССПЭН, 2009. - 440 с.

  5. Степин, В.С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различия // Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб: Изд. дом «Мiръ».: 2009. С. 249-295.

Дополнительная литература

    1. Абельс, Х. Интеракция, идентификация, презентация: Введение в интерпретативную социологию./ Х. Абельс. - СПб.: Алетейа, 1999. -272 с.

    2. Автономова, Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. (Критический очерк концепций французского структурализма)./ Н.С. Автономова. - М.: Наука, 1977.- 272 с.

    3. Автономова, Н.С. Язык и эпистемология в концепции Ж. Деррида // Критический анализ методов исследования в Западной философии. – М.: ИФАН,1986. – 90 с.

    4. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. /Р. Барт. - М.: Прогресс,1989. -616 с.

    5. Батыгин, Г.С., Градосельская Г.В. Сетевые взаимосвязи в профессиональном сообществе социологов: методика контент - аналитического исследования// Социологический журнал, 2001. №1. С.156-163.

    6. Бауман, З. Глобализация. Последствия для человека и общества./З. Бауман. – М.: Весь мир,2004.-188 с.

    7. Бауман, З. Индивидуализированное общество./З. Бауман. – М.: Логос,2002. – 390 с.

    8. Бауман, З. Текучая современность./ З. Бауман - СПб.: Питер, 2008. – 240 с.

    9. Бек, У. Общество риска: на пути к другому модерну./ У.Бек. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 240 с.

    10. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. / П.Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995. - 232 с.

    11. Библер, В.С. Мышление как творчество. (Ведение в логику мыслительного диалога)./В.С. Библер. - М.: Изд-во политической литературы, 1975. -400 с.

    12. Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знака./Ж. Бодрийяр. – М.:Библион – Русская книга, 2003. -272 с.

    13. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры./Ж. Бодрийяр. – М.: Республика; Культурная революция, 2006. – 269 с.

    14. Бодрийяр, Ж. Символический обмени смерть/ Ж. Бодрийяр. – М.: Добросвет, 2000. – 387 с.

    15. Валлерстайн, И. После либерализма/ И. Валелрстайн.- М.: Эдиториал УРСС, 2003.- 256 с.

    16. Гадамер, Х.Г. Истина и метод: основы философской герменевтики./Х.Г. Гадамер. -М.: «Прогресс», 1988. – 704 с.

    17. Гурко, Е. Тексты деконструкции. Деррида Ж./ Е.Гурко. –Томск: «Водолей»,1999.- 160 с.

    18. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая./ Э.Гуссерль. - М.: Академический проект, 2009.- 489 с.

    19. Гуссерль, Э. Логические исследования. Т.2, Ч 1: Исследования по феноменологии и теории познания./Э.Гуссерль.-М.: Академический проект, 2011.- 565 с.

    20. Давыдов, А.А. Системный подход в социологии: новые направления, теории и методы анализа социальных систем./А.А. Давыдов. – М.: КомКнига, 2005. – 324с.

    21. Деррида Ж. О грамматологии./Ж.Деррида. – М.: Ad Marginem, 2000. – 512 с.

    22. Джерджен (Герген), К. Социальный конструкционизм: знание и практика./ К. Джерджен (Герген). – Минск: изд. БГУ, 2003.- 232 с.

    23. Ильенков ,Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в “Капитале” Маркса. 2- е изд./ Э.В. Ильенков. - М.: Эдиториал УРСС, 2011. – 288 с.

    24. Ильин, И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм./И.П. Ильин. – М.: Интрада, 1996. – 260 с.

    25. Ильин, И.П. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. /И.П. Ильин. – М.6Интрада, 1998. - 256 с.

    26. Ионин, Л.Г. Социология в обществе знаний: От эпохи модерна к информационному обществу./Л.Г. Ионин. - М.: Изд дом ГУ ВШЭ, 2007. - 431 с.

    27. Ионин, Л.Г. Философия и методология эмпирической социологии./Л.Г. Ионин. - М. : Изд дом. ГУ ВШЭ, 2004. -367 с.

    28. История методологии социального познания. Кон.Х1Х – нач. ХХ века.- М.: Ин-т философии РАН, 2001.

    29. История теоретической социологии . В 4-х тт. Т.3. - М.: Канон, 1997. - 348 с.

    30. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура./М. Кастельс. - М.: Изд. дом. ГУ ВШЭ, 2000. - 606 с.

    31. Кузьмин, В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса./В.П. Кузьмин. - М: Политиздат, 1986. 398 с.

    32. Лакатос, И. Избранные произведения по философии и методологии науки./ И. Лакатос. - М.: Академический проект, 2008. 480 с.

    33. Леви-Стросс К. Структурная антропология./К. Леви-Стросс. - М.: Аст, 2011. -544 с.

    34. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна./Ж.-Ф. Лиотар – М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейа, 1998.-160 с.

    35. Луман, Н. Социальные системы: очерки общей теории./ Н.Луман. – СПб., Наука, 2007. – 644 с.

    36. Маклюэн, М. Понимание медиа: внешнее расширение человека./М.Маклюэн. – М.; Жуковский: «КАНОН- пресс-Ц», «Кучково поле», 2007.- 464 с.

    37. Мальцева, Д.В. , Романовский Н.В. О современных сетевых теориях в социологии// Социс, 2011. №8. С.28-37.

    38. Малиновский, Б. Избранное: Динамика культуры./Б. Малиновский. - М: РОССПЭН, 2004. – 959 с.

    39. Матурано, У., Варела ,Ф. Древо познания: биологические корни человеческого понимания./ У. Матурано, Ф. Варела. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 224 с.

    40. Мельянцев, В.А. Информационная революция, глобализация и парадоксы современного экономического роста в развитых и развивающихся странах./В.А.Мельянцев. -М.: Гуманитарий, 2000. -84 с.

    41. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура/ Р. Мертон .- М.:АСТ: АСТ-МОСКВА:ХАНИТЕЛЬ,2006. -880 с.

    42. Мид, Дж. Избранное./Дж. Мид. - М.: ИНИОН РАН, 2009.- 290 с.

    43. Микешина Л. А. Философия науки./Л.А. Микешина. - М.: Прогресс-Традиция, МПСИ, Флинта, 2005. 464 с.

    44. Микешина, Л.А. Философия познания. Изд. 2, дополненное./Л.А. Микешина. - М.: Прогресс-Традиция, 2008.- 660 с.

    45. Назарчук, А.В. О сетевых исследовниях всоциальных науках.// Социс. 2011. №1.С.39-51.

    46. Неклесса, А.И. Опасный транзит человечества: по ту сторону постиндустриального барьера // Независимая газета, 7 декаб. 2011. С. 5.

    47. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки: ее генезис и обоснование./А.П. Огурцов. - М.: Наука, 1988.- 250 с.

    48. Парсонс, Т. О социальных системах./Т. Парсонс. - М.: Академический проект, 2002. -832 с.

    49. Парсонс, Т. О структуре социального действия./Т.Парсонс. - М.: Академический проект, 2000.- 880 с.

    50. Поппер, К. Объективное знание. Эволюционный подход. Изд.2-е./К. Поппер.- М.: Эдиториал УРСС, 2010.- 384 с.

    51. Проблема знания в истории науки и культуры. - СПб.: Алетейя , 2001.- 256 с.

    52. Рикер, П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтикеП. Рикер. -М.: «КАНОН- пресс-Ц», «Кучково поле», 2002.- 624 с.

    53. Рингер., Фриц. Закат немецких мандаринов : Академическое сообщество Германии 1890-1933./Фриц Рингер. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. – 648 с.

    54. Розенталь, М. М. Диалектика “Капитала” К. Маркса. Изд. 3-е./ М.М. Розенталь. - М.: Красанд, 2010.- 592 с.

    55. Розин, В.М. Методология: становление и современное состояние./В.М. Розин. - М.: Московский психологический институт, 2005. – 414 с.

    56. Светлов, В.А. История научного метода./В.А. Светлов. - М., Екатеринбург: Академический проект, Деловая книга, 2008. - 704 с.

    57. Смирнов, И.П. Кризис современности./И.П. Смирнов. - М.: Новое литературное обозрения, 2010. – 296 с.

    58. Современность/POST: альманах социокультурных исследований. №1. -М.: ТЕИС, 2006.- 390 с.

    59. Современные теории дискурса: мультидисциплинарный анализ (Серия «Дискурсология») – Екатеринбург: Изд. Дом «Дискурс-Пи», 2006. – 177 с.

    60. Сокал, А., Брикмон, Ж. Интеллектуальные уловки: Критика современной философии постмодерна./ А. Сокал, Ж. Брикмон.- М.: Доим интеллектуальной книги, 2002. - 248 с.

    61. Сорокин, П.А. Социальная мобильность,/П.А. Сорокин. - М.: Academia; LVS,2005.-ХХ, 588 с.

    62. Социальные знания и социальные изменения. - М.: Институт философии РАН, 2006. – 285 с.

    63. Спенсер, Г. Основания социологии// Западноевропейская социология Х1Х века: тексты. М.: изд. Международного университета бизнеса и управления, 1996. С. 279-321.

    64. Степин, В.С. Теоретическое знание./В.С. Степин. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 744 с.

    65. Структурализм: «за» и «против». - М.: Прогресс, 1975. – 469 с.

    66. Теория и методология в практике российских социологов: постсоветсике трансформации. – М.: Научный мир, 2010. – 480 с.

    67. Теория и методы в социальных науках.- М.: РОССПЭН,2004.- 288 с.

    68. Тернер, Дж. Структура социологической теории./Дж. Тернер. - М.: Директ-Медиа, 2007. - 829 с.

    69. Филлипс, Л. Дж., Йоргенсен. М.В. Дискурс-анализ. Теория и метод. 2-е изд./Л.Дж. Филлипс, М.В. Йоргенсен.– Харьков, Гуманитарный центр, 2008. – 352 с.

    70. Философия науки: Эпистемология. Методология. Культура: Хрестоматия. 2-е изд. Ипр. И доп. - М.: изд. Дом Международного ун-та в Москве, 2006. – 1000 с.

    71. Философия эпохи постмодерна: сб. переводов и рефератов. - Минск: Красико-принт,1996. – 208 с.

    72. Французская семиотика. От структурализма к постструкутрализму.- М.: Прогресс, 2000. - 536 с.

    73. Фуко, М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук./М.Фуко. - С-Пб.: A-cad, 1994. - 406 с.

    74. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне./Ю. Хабермас. - М.: «Весь Мир», 2002. – 416 с.

    75. Хайдеггер, М. Время и бытие. /М. Хайдеггер. - М.: Республика, 1993. – 448 с.

    76. Чуракова, А.Н. Анализ социальных сетей// Социологический журнал, 2000. №1.С.109-121.

    77. Швырев, В.С. Научное познание как деятельность./В.С. Швырев. - М.: Политиздат, 1984. -232 с.

    78. Шептулин, А.П. Диалектический метод познания./А.П. Шептулин. - М.: Политиздат,1983. -320 с.

    79. Шпет, Г.Г. Герменевтика и ее проблемы// Шпет Г.Г. Мысль и слово. Избранные труды. М.: РОССПЭН,2005, С. 248-416

    80. Шпет, Г.Г. Явление и смысл: феноменология как основная наука и ее проблемы./Г.Г. Шпет. - Томск: Водолей. 1996. – 192 с.великих экономистов

    81. Шумпетер, Йозеф. Десять великих экономистов : От Маркса до Кейнса./ Йозеф Шумпетер. - М.: изд-во Инстиутта Гаудара, 2011.416 с.

    82. Шюц, А. Методология социальных наук // Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: РОССПЭН, 2004. - С. 7-148.

    83. Щедровицкий, Г.П. Избранные труды/Г.П. Щедровицкий. - М.: Шк. КультПолит.,1995. - 800 с.

    84. Щедровицкий, Г.П. Философия. Наука. Методология./Г.П. Щедровицкий - М.: Шк.Культ.Политики, , 1997. – 656 с.

    85. Энафф, Марсель. Клод Леви-Стросс и структурная антропология./Марсель Энафф. - М.: Гуманитарная Академия, 2010. – 560 с.

    86. Юдин, Б.Г.. Методологический анализ как направление изучения науки./Б.Г. Юдин. - М.: Наука, 1986. - 262 с.

    87. Юдин Б.Г. Становление и характер системной ориентации // Системные исследования: Ежегодник. 1971. М.: Наука, 1972, С.18-34).

    88. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности./Э.Г. Юдин. -М.: Наука, 1978. - 391 с.

Электронные ресурсы

И. В. Антонец, А. В. Циркин. История и методология научного исследования – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 90 с. URL: http://window.edu.ru/resource/247/77247/files/ulstu2012-73.pdf

2. Новолодская Т.А., Садовников В.Н. Философские проблемы социально-гуманитарного знания: Учебное пособие. - СПб: СПбГУ ИТМО, 2008. - 206 с. URL: http://window.edu.ru/resource/406/54406

3. Марковская И.М. Программа и методы социально-психологического исследования: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-воЮУрГУ, 2002 – 52 с.URL: http://window.edu.ru/resource/337/71337









Если женщина проявляет характер, про нее говорят: «Вредная баба». Если характер проявляет мужчина, про него говорят: «Он хороший парень». Маргарет Тэтчер
ещё >>