Методологическая часть программы. Обоснование проблемы исследования - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы 17 3464.8kb.
Паспорт программы Обоснование 1 45.59kb.
Syllabus по курсу «основы гендерных исследований» обоснование курса... 1 187.73kb.
Бакалаврская работа 7 936.49kb.
Аналитическая записка по результатам социологического опроса по изучению... 1 232.71kb.
Исследование по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Часть... 1 171.77kb.
Ономасиология как методологическая проблема 4 352.64kb.
Дисциплины "Философские проблемы науки и техники" 3 486.1kb.
Фрактальные свойства социальных процессов 3 482.16kb.
Объект исследования это носитель проблемы, на который направлена... 1 48.62kb.
А. Г. Чеснокова Детерминизм, историзм и принцип восхождения от абстрактного... 1 330.28kb.
Планирование и проведение эмпирического исследования, инновационной... 1 160.24kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методологическая часть программы. Обоснование проблемы исследования - страница №1/1

Методологическая часть программы.

Обоснование проблемы исследования.

В настоящее время в России нет официального центра по учёту показателей, характеризующих наркологическую ситуацию в стране. Информация о наркологической ситуации складывается из различных источников и сбор такой информации осуществляется на основе различных методических подходов, поэтому информация о наркоситуации в России не является полной.

Для получения данных о распространённости злоупотребления ПАВ и болезненных наркологических расстройствах наиболее часто используют следующие подходы:

- в лечебных учреждениях – учёт лиц, наблюдающихся в наркологических диспансерах, а также впервые обратившихся за медицинской помощью в связи с медицинскими последствиями алкоголизации и наркотизации; заболеваемость психозами, связанными с алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями;

- в правоохранительных органах – учёт лиц, совершивших правонарушения в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, а также преступлений, связанных с оборотом наркотических средств;

- социологические опросы, позволяющие сделать экспертные оценки на основе репрезентативной выборки.

Одним из серьёзных препятствий для получения данных о распространении наркологических проблем являются трудности выявления этого контингента больных. Следует учитывать, что существует большая группа больных алкоголизмом и наркоманиями, ни когда не лечившихся и поэтому не взятых на учёт. Кроме этого в настоящее время работает большое количество частных медицинских центров и частнопрактикующих врачей, которые оказывают помощь лицам с наркологическими проблемами. Следовательно, эти лица не попадают на учёт в лечебно-профилактическое наркологические учреждения и не учитываются медицинской статистикой, поэтому показатели болезненности и заболеваемости в связи со злоупотреблениями алкоголем и наркотиками следует считать заниженными. В целом данные официальной медицинской статистики могут объективно свидетельствовать только о тенденциях динамики наркологической ситуации в стране и отдельных регионах.

Для большинства регионов Российской Федерации характерны общие тенденции:

- растёт число потребителей психоактивных веществ, что, в свою очередь, определяет рост численности лиц с зависимостью от наркотиков – больных наркоманией и токсикоманией4

- наркозависимые группы «молодеют»;

- уровень наркотизации всё более захватывает среду девочек-подростков.

В социальной среде наркотики вошли в арсенал молодёжной наркотической субкультуры, которая распространяется через связанные с развлечениями дискотеки, видеофильмы, через совместное времяпровождение со сверстниками, употребляющими наркотики.

Сегодня молодёжная наркотическая субкультура, которая базируется в дискотеках, досуговых учреждениях, учебных заведениях, достаточно агрессивно пропагандирует следующие ценности:

- наркотики бывают «серьёзные» и «лёгкие - несерьёзные»;

- наркотики делают человека «свободным»;

- наркотики помогают решать жизненные проблемы;

- наркотики могут и должны быть легализованы.

Наркологическая ситуация в России характеризуется следующими признаками:

- вовлечение в наркогенные ситуации и в потребление наркотиков несовершеннолетних и лиц молодого возраста;

- стирание половых различий среди наркопотребителей в связи с возрастанием числа девочек – подростков с формированием зависимости от наркотиков;

- рост случаев потребления наиболее тяжёлых наркотиков (героин);

- расширение спектра потребляемых наркотиков;

- появление большого числа носителей вируса СПИД среди наркоманов.

В этих условиях наиболее актуальной становится задача создания реально действующей системы активной первичной профилактики злоупотребления ПАВ, основанной на межведомственном и междисциплинарном взаимодействии психологов, педагогов, психиатров – наркологов, работников социальных служб и правоохранительных органов.

В рамках психолого – педагогического направления антинаркотической профилактики целесообразно разработать методические основы объединения психогигиеническими и антинаркогенного воспитания.

Объект исследования. Объектом исследования является социологическая информация, полученная от школьников 9-11х классов Кирсинской средней школы, о представлении и отношении к наркотикам.
Предмет исследования. Предметом исследования является оценка значимости здорового образа жизни школьников.
Цель исследования – выявить уровень представлений старшеклассников о наркотиках и наркомании, характер их отношения к ним.
Задачи исследования:

- какова образованность школьников в области наркомании;

- какое отношение школьников к наркоманам;

- ведут ли школьники здоровый образ жизни;

- принимают ли школьники участие в акции «Нет наркотикам!».

Логический анализ понятий.

В соответствии с проблемой и целью исследования логическому анализу подлежат следующие понятия.

Наркомания – это тяжёлое заболевание, вызываемое злоупотреблением и приобретённой патологической зависимостью организма от успокаивающих, одурманивающих, погружающих в видения веществ.

Токсикомания – заболевание, характеризующееся патологическим пристрастием к веществам, не рассматриваемых в качестве наркотиков.

Галлюцинации – человек начинает получать ощущения того, что на самом деле не существует.

Галлюциногены – ЛСД, марихуана, «экстази», кетамин, некоторые медицинские препараты обладают нежелательным побочным галлюциногенным действием.

Стимуляторы – кокаин и амфетамины, ряд медицинских препаратов, производные эфедрина, кофеин и никотин, вещества, применяемые для снижения аппетита.

Депрессанты – успокаивающие и снотворные препараты, все вещества группы опия, антидепрессанты и алкоголь.

Иллюзии – человек начинает изменённым образом воспринимать действительность.
Гипотеза исследования. В ходе исследования предполагается проверить следующие основные гипотезы.


  1. Большинство школьников отрицательно относятся к наркотикам.

  2. Употребление наркотических средств школьниками связано с низкой грамотностью в данной области.

  3. Работа по профилактике применения наркотиков в школе организована на достаточном уровне.


Методическая часть программы.

Обоснование статистического объекта исследования.

В МОУ СОШ с УИОП г.Кирс в 9-11 классах обучаются 128 школьников. Данное число опрошенных обеспечивает статистически значимые результаты исследования.

Статистические данные, находящиеся в распоряжении исследовательской группы, позволяют осуществить квотную модель выборки.

Число подлежащих опросу респондентов распределилось по трём конкретным признакам:



  1. Профиль класса: гуманитарный, физический.

  2. Класс обучения: средние классы (9-е кл.), старшие классы (10-11кл.).

  3. Пол: юноши, девушки.

Методы исследования для сбора социологической информации применяются следующие:

- традиционный анализ специальной литературы по теме исследования;

- сбор первичной социологической информации при помощи анкеты.

Полученные при опросе данные обрабатываются компьютерами методами математической статистики.

Организационно-технический план исследования.

Анкета

Дорогой друг!

МОУ СОШ с УИОП г.Кирс проводит исследование с целью изучения отношения учеников 9-11х классов к наркотикам. Ваши ответы позволят наметить практические меры по профилактике наркомании в школе. От вашей доброжелательности, искренности ответов будет зависеть успех исследования.

Как заполнить анкету


  1. Внимательно прочтите вопрос и возможные варианты ответов на него.

  2. Выберите из возможных вариантов тот, который соответствует вашему мнению, и обведите его кружком.

  3. Если ваше мнение не совпадает с предложенным ответом или ответ отсутствует и оставлено место, напишите его сами.

  4. Если вы не можете дать ответ на какой-либо вопрос, отметьте позицию «Затрудняюсь ответить». Не оставляйте, пожалуйста, вопросы без ответов!

  5. Анкета анонимна.




  1. Твоё отношение к наркотикам.

А) отрицательное – 97 (76%)

Б) положительное – 2 (1%)

В) безразличное – 29 (23%)

2. Возможно ли безвредное для организма употребление веществ?

А) да – 14 (11%)

Б) нет – 93 (72%)

В) не знаю – 36 (29%)



3. Может ли человек, употребляющий наркотики, в любое время сам отказаться от них?

А) да – 22 (17%)

Б) нет – 69 (54%)

В) не знаю – 36 (29%)



4. Каковы возможные причины употребления наркотических веществ?

А) способ ухода от проблем – 12 (9,4%)

Б) интерес, любопытство – 76 (59,4%)

В) за компанию – 10 (7,8%)

Г) принуждение – 2 (1,6%)

Д) незнание последствий – 12 (9,4%)

Е) желание выглядеть взрослым – 16 (12,5%)

5. В течении какого времени может сформироваться наркотическая зависимость?

А) сразу после нескольких доз – 71 (61%)

Б) от одного до нескольких месяцев – 22 (19%)

В) не знаю, затрудняюсь ответить – 25 (21%)



6. Возможно ли излечиться от наркотической зависимости?

А) да – 85 (70%)

Б) нет – 12 (10%)

В) не знаю – 25 (20%)



7. Какие наркотические вещества ты знаешь?

А) конопля Д) гашиш, анаша

Б) марихуана Е) мак

В) героин Ж) опиум

Г) кокаин З) ЛСД

И) все перечисленные – 128 (100%)



8. Как ты потупишь, если тебе предложат дозу наркотиков?

А) откажусь – 109 (85%)

Б) не знаю – 13 (11%)

В) соглашусь – 6 (4%)


9. Основные источники информации.

А) СМИ – 60 (46,8%)

Б) педагоги – 45 (35,2%)

В) интернет – 5 (3,9%)

Г) специалисты других ведомств – 4 (3,1%)

Д) друзья – 10 (7,8%)



Е) родители – 4 (3,1%)
Дата заполнения:

Желаем вам доброго здоровья и благодарим за участие в исследовании.




Жизнь коротка, а наука долга. Лукиан из Самосаты
ещё >>