Методика подбора репертуара для самодеятельных коллективов - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Информация Управления культуры Акмолинской области за май 2013 года... 1 119.44kb.
Программа Фестиваля-конкурса «Беломорские звёзды» 1 30.49kb.
Конкурсе детской песни «Музыкальная капель 2013» 1 32.14kb.
Техническое задание по организации краткосрочного профильного выезда... 1 40.15kb.
Исходные данные для подбора холодильной системы 1 78.04kb.
Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас... 1 87.25kb.
Презентация уникального для России проекта Фестиваля театральных... 1 69.19kb.
Теоретическое обоснование подбора компонентного состава масс для... 1 92.11kb.
Ооо «Дегусса Евразия» методика 1 243.81kb.
Конкурса театральных коллективов «Мельпомена» 1 10.33kb.
Вы держите в руках справочное издание для тех, кто стоит перед выбором... 10 2091.41kb.
Открытие театрального сезона Основная сцена 15 вск. Васса желенова м. 1 15.26kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методика подбора репертуара для самодеятельных коллективов - страница №1/1




Методика подбора репертуара для самодеятельных коллективов

Министерство Культуры Республики Татарстан Елабужское училище культуры Курсовая работа По предмету «Народное художественное творчество», на тему: «Методика подбора репертуара для самодеятельных коллективов» Работу выполнила: Студентка 43 группы Гайнуллина Лейсан Работу проверила: Преподаватель Степанова Л.Н. Елабуга 2002 годПлан:I. Введение: «Педагогическая функция репертуара».II. В поисках своего репертуара. А) Подбор репертуара для театрального коллектива Б) Подбор репертуара для хорового коллектива В) Подбор репертуара для оркестрового коллективаIII. Исследовательская работаIV. ЗаключениеV. Список используемой литературы Педагогическая функция репертуара Социально-педагогический смысл самодеятельности – в органичномсочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов,придании им острой идейно-нравственной направленности. Решение этой задачисвязано с репертуаром, вокруг которого и строится работа самодеятельности.От их качества, идейно-художественного уровня и социально-педагогическогопотенциала зависит в многом эффективность выполняемых самодеятельностьюфункций. Вопрос о репертуаре тесно связан с идеологическим содержанием,идеологической направленностью деятельности художественного коллектива, стой ролью, которую он играет в духовно эстетической жизни общества. Проблема репертуара для самодеятельности пользуется повышеннымвниманием практиков, общественности, композиторов, хореографов,драматургов. Стоит вопрос о создании для самостоятельного коллектива такогорепертуара, который, не уступая по идейно-эстетическому уровню репертуарапрофессиональных оркестров, хоров, театров, был бы доступен для исполненияв самодеятельности и не копировал по форме, языку, стилю произведение дляпрофессиональных коллективов. Их основными задачами являются: организация работы по созданиюинтересного и полноценного репертуара для самодеятельных коллективов, отбори организация заказов на новые художественные произведения для хоров,оркестров, агитационно-художественных бригад, сценариев театрализованныхпраздников и массовых представлений; осуществление анализа и контроля засоставление репертуара художественной самодеятельности, разработкепредложений и рекомендаций по повышению его уровня и роли вкоммунистическом воспитании трудящихся, формировании их эстетическихвкусов, утверждении норм и принципов советского образа жизни. Постоянно говорится о тенденции приближения исполнительского уровнясамодеятельности к исполнительскому уровню профессиональных коллективов.Это будет способствовать дальнейшему совершенствованию самодеятельноготворчества, с другой стороны, вооружить его высокохудожественнымипроизведениями искусства. Точка зрения сближения художественно-исполнительского уровнясамодеятельного и профессионального творчества верна по отношениюнезначительной части самодеятельных коллективов. Основная же, подавляющаяих масса по этому показателю значительно уступает. Поэтому для обеспечениянормальной деятельности им необходим свой репертуар, соответствующийспецифическим особенностям коллектива и выполняемым им функциям. Для создания такого репертуара можно идти двумя путями. Во-первых,«приспосабливать» имеющийся конкретного коллектива и, во-вторых, создаватьновые оригинальные произведения, рассчитанные на самодеятельность. Первый путь зачастую связан со значительными изменениями авторскоготекста, пьесы, песни, танца и тому подобное, ибо самодеятельные артисты невсегда могут исполнить трудные места, сложные психологические сцены. Ввыборе таких пьес и произведений приходится быть особенно внимательным,тщательно изучать возможность их исполнения, качество переложения,инструментовки, трактовки. Случается, к сожалению, что после небрежной илинедоброкачественной аранжировки, инструментовки, режиссуры пьесы, песни,танца оригинальные произведения теряют свои художественные достоинства, струдом узнаются, искажаются их темп, ритм, текст, языковые особенности.Поэтому качество инструментовки, аранжировки, переложения, то естьприспособления для художетсвенной само-деятельности при выборе этих пьесимеет первейшее значение. Естественно, что произведение, созданное специально дляхудожественной самодеятельности, требуют дополнительной обработки,дополнительной «художественной доводки», исходя из конкретных условий ивозможностей коллектива. Но этот путь значительно проще, легче, оправдан видейно-художественном отношении, ибо эти произведения уже заранее издаютсяс учетом самодеятельного исполнения. В условиях первых послереволюционных лет проблема репертуара длясамодеятельности приобрела свои особенности. Самодеятельное творчество каккачественно новое явление в духовной жизни советского общества претерпелаизменения в содержании и формах существования. Изменился сам подход ксамодеятельности: она получила государственные основы для развития. Не былоопыта руководства самодеятельностью, не хватало педагогически образованныхруководителей. Все это, вместе взятое, приводило самодеятельность к труднымпоискам своего места в обществе, содержании работы, репертуаре. При этом важно отметить, что художественная самодеятельность, спервых шагов ориентируясь на профессиональное искусство, в подборерепертуара не копировала его, а искала свои специфические подходы в решенииэтого вопроса. Активно осваивались лучшие образцы фольклора, изклассического наследия брались те произведения, что наиболее отвечали духувремени и настроении масс. Эти тенденции, обогащенные и укрепившиеся в ходеразвития самодеятельности, стали традиционными, получили новую окраску ивозможности реализации в современных условиях. Подбор репертуара в современной самодеятельности – дело непростое,хотя, конечно, выработаны и приняты единые критерии и принципы его оценки,пополняется он за счет всего лучшего, что имеется в художественнойсокровищнице советского общества. Сложности эти связаны в первую очередь стем, что каждый коллектив располагает присущим только ему техническими ихудожественными взаимоотношениями, в соответствии с которыми руководителюприходится выбирать пьесы. Длительная и трудная учебная, репетиционнаяработа может не дать положительного эффекта – педагогического,художественного, если было взято произведение завышенной трудности и с нимне справились или наоборот, оно оказалось легким, не требующим напряженныхпоисков, показа всего, на что способны исполнители. Аналогичные требования предъявляются к репертуару самодеятельногоколлектива любого жанра – танцевального, хорового, оркестрового (народного,эстрадного, духовного). Существуют множество определений репертуара. Приведем лишь некоторыеиз них: 1. «Репертуар – насущный хлеб хора, без которого ему не выжить». 2. Репертуар – зеркало, в котором мы видим лицо хора – в профиль и анфас. 3. Репертуар – звуковая карта, на которой видны творческие маршруты хора. 4. Репертуар – манометр, показывающий мощность и возможности хора. Исходя из вышеперечисленного, мы видим, что репертуар предсказываетбудущее хора. Репертуар показывает связь хора с народом, ее силу и глубину.Репертуар показывает, занимают ли ценности, созданные в прошлом, почетноеместо и думают ли в хоре о будущем. Репертуар демонстрирует дружбу народов на деле. На репертуаре растут хоры, а их хормейстеры, и композиторы, акосвенно – вся ваша музыкальная культура. Эти сжатые положения можно адресовать любому коллективу –театральному, оркестровому, танцевальному, профессиональному исамодеятельному. Одним из критериев при подборе репертуара является его реальность,соответствие репертуара техническим и художественным возможностямколлектива. Проблему учебного репертуара приходится решать в основном в первыйпериод работы коллектива, когда участники овладевают исполнительскиминавыками, вырабатывают исходные эстетические позиции, устанавливают тесноевзаимопонимание между собой. Пьесы для обучения должны быть интересны участникам и не представлятьособенно на первом этапе больших технических и эстетических трудностей. Такой репертуар способствует быстрому совершенствованию мастерстваучастников, развитию и закреплению навыков игры; развивает у исполнителейинтерес к народному творчеству, к занятиям в коллективе, обогащает духовныммир, внутреннюю культуру, эстетические вкусы. В свою очередь концертный репертуар наряду с требованиями, которым ондолжен отвечать и как учебный, обладает еще и целым рядом качеств. С егопомощью решаются широкие художественно-исполнительские и социально-педагогические задачи. Огромное воспитательное значение имеют произведения революционнойтематики. Они формируют верность традициям нашего славного прошлого,гражданскую зрелость. Ими, как правило, открывает коллектив своевыступление, придавая ему особую торжественность, выражая идейнуюнаправленность. Другая группа пьес, вводимая в репертуар самодеятельных коллективов,связана с народной песней, народным танцем, народной инструментальноймузыкой. Это или интересные обработки, переложения, или оригинальныесомнения, созданные на их основе. Причем, несмотря на то, что современныесредства массовой информации нивелируют региональные особенностихудожественного творчества, с музыкальной новинкой быстро знакомитсяширокая аудитория. Тем не менее в каждой области России, других союзныхреспублик сохраняются сложившиеся с незапамятных времен местныетанцевальные, певческие, музыкальные особенности. Бережное отношение к ним,пропаганда их – одна из важных задач художественной самодеятельности. Народные песни, танцы, драмы понятны и просты. Но это не означаетупрощенности их содержания. Произведения народного творчества запечатлелиисторию народа, его душу, вековые надежды и чаяния. Они являютсянепреходящим духовным богатством, источником вдохновения. В любой аудиторииих встречают с особой теплотой и взыскательностью, поэтому так великаответственность руководителя за характер трактовки народной песни илинародного танца. Идет ли речь о динамике, темпе, соотношении групп и отдельныхисполнителей, о других компонентах, благодаря которым искусство получаетреальные формы существования, - все это должно рассматриватьсяруководителем только с одной позиции – раскрытия художественно-эстетического и социально-педагогического содержания. В трактовке пьесымногое определяется художественным вкусом, мастерством, вдохновениемрежиссера, дирижера, хормейстера, балетмейстера. Но при этом должно бытьсоблюдено требование, исключающее любое искажение содержания произведения.В пьесах Баха, Бетховена, Шопена, Моцарта, других гениальных мастеровискажаются ритм, темп, гармония, динамика, видоизменяется мелодия. Некоторые руководители народных оркестров пошли по пути изменения ихтемпа, звучности, ритмического рисунка, фактура многих пьес не «ложится» нарусские народные инструменты. Иногда в драматических коллективах и кружках упор делается наразвлекательные, сатирические номера, которые всегда хорошо воспринимаютсязрителями. В отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду подчеркнуто, что большоевоспитательное значение имеют произведения, в которых звучат высокиереволюционные мотивы, мотивы военной тематики, посвященные образам нашихсовременников и вопросам морали. «Они волнуют людей, вызывают споры, заставляют задумываться онастоящем и будущем. В каждом из них читатели, зрители находят созвучиесобственным мыслями переживаниям, видят воплощение лучших черт советскогохарактера». С произведениями в первую очередь связывается задача повышения ролисоциалистической культуры и искусства в «формировании марксистко-ленинскогомировоззрения, более полном удовлетворении многообразных духовныхпотребностей советских людей». Эти требования относятся и к художественнымсамодеятельным коллективам. Такой репертуар воспринимается действительно синтересом, впечатляет своей духовностью и социальной активностью. Необходимо предостеречь руководителей и от излишнего увлеченияпьесами народного характера. Многие из них исполняются всеми коллективами,ансамблями, перестают нести элемент новизны открытия, быстро«заигрываются». Пьесы, песни составляют основу репертуара, он можетпоказаться устаревшим, неинтересным, однообразным. Тогда возникаютзначительные трудности при составлении концертных программ. Следует также с большой ответственностью подходить к использованиюкрупномасштабных и сложных произведений мировой и отечественной классики.При выборе их следует учитывать реальные возможности любительской сцены,ограниченные технические и творческие возможности самодеятельныхколлективов. Критический подход к подбору репертуара – одно из важнейшихусловий правильности решения о включении в работу классическогопроизведения. Чтобы репертуар всегда нес элемент новизны, оставался действенным впедагогическим отношении, нужно стараться включать в него новыепроизведения, написанные нашими современниками – драматургами А. Гельманом,И. Дворецким, А. Вампиловым, В. Розовым, А. Абдуллином, композиторами В.Блоком, В. Баемовым, работающими в жанре народного творчества. Интерес в репертуаре самодеятельных коллективов вызывают песни,танцы, пьесы, написанные местными драматургами, композиторами. Они, какправили, не имеют широкой известности, воспринимаются внимательно и синтересом. Материалом для создания таких произведений служит местныйфольклор, частушки, наигрыши, народные песни, танцы, исторические события,происходящие в том или ином районе. В этом случае руководителю неприходится ждать, когда прозвучит интересное произведение по радио,телевидению, когда появятся в продаже ноты, партитура, запись, пьеса. Особо нужно сказать о подборе репертуара для ансамблей вокальных,вокально-инструментальных, инструментальных, танцевальных и т.п. Сложностив этом вопросе происходят в основном оттого, что каждый из ансамблей имеетсвой состав, определенный уровень техники исполнения. Все это требуетсоответствующих переложений, аранжировок, инструментовок, сценическихкомпозиций, танцев. Подбор репертуара художественной самодеятельности требует оруководителя четкого перспективного видения педагогического процесса какцельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждоеструктурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечиваятем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач. В поисках своего репертуара Жанр агитбригады привлекает своим разнообразием. Он способенсоединить волнующий запах свежей газеты с покоряющей магией театра, прочноюфактографию с полетом самой дерзкой фантазии, эстрадную броскость с остройпублицистикой. Уверенность агитатора, точность пропагандиста, страстностьактера – вот что такое истинная агитбригада. В список ее достоинств могутвойти такие качества, как мобильность, динамичность, оперативность,злободневность. Агитбригадный жанр – сложный и ответственный. Работа в любом жанреискусства требует умения, подготовленности, мастерства. Но агитбригада –особо острое оружие, требующее чрезвычайно внимательного к себе отношения. Первооснова любого театрального представления и агитбригадного также– добротная высококачественная драматургия. Но для агитбригадного представления подобрать репертуар гораздосложнее, чем для любого другого самодеятельного коллектива. Когда драматический коллектив не находит в современном репертуареблизкой для него пьесы, он всегда может обратиться к классике.Агитбригадный жанр не имеет созданного профессиональными драматургамиспециального репертуара. И практически для агитбригады путь один: хочешьсвою аудиторию, – создавай репертуар в своем коллективе, своими силами. Жанр агитбригады осязаемо конкретен по своему воздействию наокружающую жизнь. Он предоставляет необычайные горизонты для поиска,творчества, инициативы. Если отдельный номер еще можно взять откуда-тоготовым, то уж весь сценарий для агитбригады нигде не возьмешь. Так илииначе его надо создавать и здесь многое в руках руководителя и самихучастников. Ко всему этому надо добавить, что агитбригада не имеет аналога впрофессиональном искусстве. Это подлинно любительский, самодеятельный жанр. Театральные залпы Одним из первых уроков режиссуры, – первая встреча с пьесой; какмного значит, при каких условиях она проходит, какие чувства возбуждает,какой след оставляет. Знакомство с новой пьесой – это маленький праздник. Мы полны ожиданияи надежды. К нам в гости приходят «знакомые незнакомцы» - персонажи, чьижизненные пути пересеклись на страницах драматургического произведения. Много на свете хороших пьес с прекрасными идеями, с добрыми мыслями.Но пока мысль, идея, заложенная в пьесе, не стала твоей личной, непропущена через твое сердце, она не зазвучит со сцены, как бы благородна ивозвышенна ни была она сама по себе. Мы стараемся находить среди пьес и«свои». «Свои» – это такие пьесы, где есть то, что волнует нас в жизни.«Пьеса есть вырез из жизни, принесенный на сцену при помощи искусства», –мысль французского драматурга Жана Жюльена. Мы сделали важный вывод: дело совсем не в том, чтобы ставить«полотно» за «полотном». Важно найти что-то свое, смыкающееся с нашимжизненным опытом, с нашими убеждениями и пристрастиями. Найти свое – будьто классическое произведение или новая пьеса никому еще неизвестногоавтора. И порой скромная безвестная пьеса может прозвучать у любителейсвежо и актуально, а солидное апробированное название – оставить холоднымсердца зрителей. «Самое трудное, – говорил Горький, – найти и понять себя в жизни».Найти и понять себя в театре тоже трудно, но необходимо. Как всегда, много разного приходит в голову, когда придумываетсяновый спектакль. Очень важно, чтобы был наш коллективный поиск иколлективный труд, чтобы все почитали, поискали, подумали, как сделать егосодержательнее, острее, доходчивее. Но, кроме книг, пьес, статей, музыки, есть еще главное, что всеопределяет, с чем сверяется, – жизнь. Театр для того нужен, чтобы мирспасти свей заботою. Нужно жить в этом мире, вершить дела, воевать залучшее, не сдаваться порокам. А театр – помощник в этом. Репертуар духового оркестра Духовая музыка популярна и пользуется любовью народа. Духовой оркестр– почти обязательный атрибут каждого большого праздника, всенародноготоржества. Многогранные возможности духового оркестра позволяют ему вотличие от коллективов других музыкальных жанров принимать участие во всехпроводимых мероприятиях: духовой оркестр звучит на военных парадах иторжественных вечерах, на концертных эстрадах и в танцевальных залах, впарках, садах, на полевых станах и в рабочих клубах. Вот почему репертуар вдуховом оркестре должен быть разнообразен, широко представлять и героико-патриотическую тему, и музыку, рассказывающую о труде и жизни народа,должен включать концертную программу из произведений русских и зарубежныхклассиков, и, наконец, разнообразную танцевальную музыку. Желательно, чтобыв выступлениях оркестра участвовали солисты – вокалисты и инструменталисты,хоровые коллективы. Правильный подбор репертуара – ответственный момент в работе духовыхоркестров. Репертуар воспитывает художественный вкус самодеятельныхмузыкантов, расширяет их общеобразовательный и культурный диапазон. Толькоправильно подобранный репертуар как в художественном, так и в техническомотношении, способствует творческому посту коллектива, повышению егоисполнительского мастерства. Репертуар должен быть идейно содержательным и ценным в художественномотношении, разнообразен по своему содержанию и отвечать тематике участия. Русская песня Пение, в особенности хоровое, самый любимый, популярный и массовыйжанр искусства в нашей стране. В то же время оно является самой широкой идоступной школой музыкального воспитания народа. Традиции хорового пения уходят далеко в глубь истории, бережносохраняются и развиваются народом. Хоровые коллективы являются верными хранителями старинных исозидателями новых песен, отражающих нашу действительность. В близостинароду – основа жизненности этих коллективов, источник их творческой силы.Только подлинно народное искусство выражает дух, мысли своего народа, егообщественные и эстетические идеалы. Состав хора, стаж его деятельности, местные особенности, квалификацияруководителя, уровень учебно-воспитательной работы, материальная база – всеэто самым непосредственным образом влияет на исполнительскую культуруколлектива, определяет его творческое лицо. Вся работа с хором, подбор репертуара в частности, требует отруководителя ясного перспективного представления о педагогическом процессекак единой, согласованной и последовательно проводимой системе воспитания иобучения участников хора. Формирование репертуара в хоровом коллективе происходит поэтапно, онобазируется на определенных подготовительных периодах. Репертуар всегдаотражает тот или иной организационный метод работы народногосамодеятельного хора. По составу начинающий хор исходит на конкретных, реальных местныхусловиях: в него могут входить одни женские или одни мужские голоса, хорможет быть смешанным. Руководителю нужно проявить умение и находчивость, вести работу слюбым составом. Основой творчества народного хора является народное искусство во всемего многообразии. Именно народная основа придает неповторимое своеобразие,самобытность творческому лицу каждого коллектива. «Песня – это крылья человека. Любите песню, сохраняйте ее. В Вашейбудущей жизни, в строительстве коммунизма она будет лучшим Вашим другом исоюзником». Оста куллы Флера Нусманова Флера – 1976 елда Тубэн Уратма авылында туган. Энисененбалалары арасында ул бердэнбер кыз була. Энисе ана бик куп ометлэр баглаганбулган, лэкин бик зур аяныч хэл була. Кеп-кечтеки Флераны hавага сикертепуйнаганда тошереп жибэрэлэр, hэм ул мэнгегэ инвалид булып кала. Ометозелелми, бэлки терелеп китэр дигэн ышаныч була. Еллар утэ, лэкин ометлэракланмый, Флера гарип булып кала. Лэкин ул тошенкелеккэ бирелми: куп итепкитаплар укый, журналлардан бэйлэу, чигу урнэклэрен ойрэнэ. Анын кунеленэхуш килгэне чигу була. Ойрэнеп кенэ килгэндэ ул кулъяулыклар чигэ анын кырыйларын матур итепбизэкли. Куллары шомарып беткэч ап-ак мендэр тышларына чигеш урнэклэретешереп коннэр буе эш б/н мэшгуль була. Анын тошерелгэн рэсемнэре арасындакып-кызыл розалар да, сап-сары ромашкалар hэм урманнын матурлыгы булган зэп-зэнгэр кынгырау чэчэклэре дэ бар. Э алар арасындагы ямь-яшел яфракларчигешкэ аерым бер матур тос биреп торалар. Флера апанын оенэ керсэн,бихисап куп чигелгэн эйберлэр куреп гажэпка каласын. Каян шундый осталыканарда. Юк, ул бу эшеннэн ямь таба, ул ана сихэт ости, яшэргэ ошанычбирэ. Флера апанын эшлэрен мэктэптэ hэм авылда булган барлык кургэзмэлэргэалалар. Аннан анын эшлэрен районда уза торган кургэзмэлэргэ алып китэлэр.Анын эшлэрен куплэр сокланып, онытылып карап торалар. Нинди куллар эшлэдеикэн бу эшлэрне – дип узлэренэ сорау бирэлэр. Ул hэрвакыт беренчелектэ,призлы урында. Флера апа янына бик куп кызлар чигэргэ ойрэнергэ килэлэр. Ул беркайчанкергэн кешене кире какмый, hэрвакыт ярдэм итэ, ойрэтэ, чигеп курсэтэ. Кабат-кабат килгэндэ дэ карангы чырай курсэтми, кояш кебек балкып тора, булыша,дорес булмаса тозэтэ. Менэ шундый яхшы кеше ул безнен Флера апа: ярдэмчел, унган, яхшыкунелле. Ул узенен чигешлэреннэн ямь табып, доньяга матурлык остэп,килэчэккэ ышаныч б/н яши. Ходай ана сабырлык бирсен. Заключение Как мы видим, репертуар дает многое для становления творческогоколлектива, как единого целого. Он не может быть чужим, он должен статьнеотъемлемой частью коллектива, будь то театральный, хоровой илиоркестровый коллектив. Само формирование репертуара не может быть спонтанным. Все должно бытьрассчитано заранее, каким должен быть репертуар и, следовательно, какимдолжен быть сам творческий коллектив. Наряду с практическим обучением исполнителей в задачи репертуаравходят также воспитание творческой воли, стремления ксамосовершенствованию, формирование художественного вкуса, чувства стиля,широкого кругозора, знакомство с лучшими образцами отечественной изарубежной музыки, произведениями современных композиторов, народнымтворчеством. Репертуар должен подчеркивать оригинальность творческогоколлектива. Создавать свой репертуар довольно сложно, но это единственный путь кдостижению нужного результата. Конечно, можно нанять профессиональныхсочинителей, которые могут заняться репертуарам данного самодеятельногоколлектива. Но, к сожалению, далеко не все коллективы имеют такуювозможность. В таком случае, подбирать репертуар приходится самомуколлективу. Репертуар – это лицо самодеятельного коллектива, его визитнаякарточка. Репертуар создается всем коллективом, где каждый исполнительдополняют друг друга, обеспечивая тем самым выполнения единых творческихзадач.Список использованной литературы: 1. А.С. Каргин. «Воспитательная работа в самодеятельном коллективе». Москва, «Просвещение», 1984 2. «Соембикэ» №11, 2002 3. «Клуб» №5 2002 4.




Юмор, конечно, восстанавливает то, что разрушает пафос, но когда его очень много — он сам начинает разрушать. А от хронического юмора образуется цинизм, с которым жить очень удобно, потому что человек все недооценивает. Всему назначает низкую цену. Виктория Токарева
ещё >>