Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» Ход выполнения - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Занятие для учащихся 5 классов 1 108.34kb.
Статья отнесена к разделу: Классное руководство 1 91.43kb.
Презентация новогодних костюмов Снегурочки и Деда Мороза 1 140.45kb.
Управление школой Принципы управления 1 41.14kb.
Положение муниципального бюджетного дошкольного образовательного... 1 55.89kb.
Программа «Путешествие на планету Знаний» 1 153.95kb.
Руководящий документ массовая концентрация паратион-метила, карбофоса... 1 482.3kb.
Методика выполнения шести правил здоровья 24 4472.04kb.
Физическое развитие дошкольников и младших школьников, посещающих... 1 71.47kb.
Информация по заполнению п. «Перечень оборудования, материалов и... 1 29.99kb.
Цели тренинга: способствовать сплочению детского коллектива и построению... 1 76.6kb.
Анализ 2 главы поэмы в в. маяковского «облако в штанах» Замысел поэмы... 1 48.16kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» Ход - страница №1/1

Методика изучения уровня развития детского коллектива

«Какой у нас коллектив»

Ход выполнения

Педагог объясняет школьникам, что любой коллектив (в том числе и их собственный) в своем развитии проходит ряд ступеней и предлагает им ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллективов. Далее педагог просит ребят определить, на какой стадии развития находится их коллектив.


Образное описание стадий развития коллектива

1 ступень. «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок – отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней – разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в тоже время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом – не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

2 ступень. «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе и формальный лидер детского объединения, и просто авторитетный школьник, и классный руководитель или руководитель кружка) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины. На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.

3 ступень. «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк и начинающему и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся в группе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание – это еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частных вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» – актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.

Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и во всей школе. Видим проявления активности всплесками, да и то не у всех.

4 ступень. «Алый парус». Алый парус – символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом.

Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.



5 ступень. «Горящий факел». Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса». Но не только это. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершины, спускаясь в ущелья, пробивая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объединения. Настоящий коллектив – тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо; тот, который ведет за собой, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего пылающего сердца дорогу другим.
Обработка полученных данных

На основании ответов школьников педагог может определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива) степень их удовлетворенности своим классным коллективом, узнать, как оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удается определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистических отношений, довольных и недовольных этими отношениями.



Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе
Методика социометрии направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы.

Опросный лист

Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три.

1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?_________________________________________________________________

2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?________________________________________________________________

3.Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?_________________________________________________________________



После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!

Обработка полученных результатов

Результаты опроса заносятся в специальную социометрическую таблицу. В ней по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в таком же алфавитном порядке – имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу. Например, школьник А при ответе на первый вопрос выбрал Б, Г и Е; при ответе на второй вопрос – Б, Ж и З; при ответе на третий – Б, Г и Е. Все эти выборы А вы и должны отметить в таблице. И так по анкетам всех школьников. Затем вы подсчитываете общее количество выборов, полученных каждым их школьников, и заносите получившееся у вас число в последнюю строку – под каждой фамилией. Эта цифра будет считаться его рейтингом.



Интерпретация полученных результатов

Полученные рейтинги покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе. Анализируя их можно сделать вывод о наличии в нем:

лидеров – авторитетных школьников, имеющих заметно более высокие рейтинги;

рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они имеют средние рейтинги;

одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они имеют невысокие рейтинги;

отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе – они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг в 1-2 балла.

Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов друг друга теми или иными школьниками, то можно получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе.

Тест «формула темперамента» (А. Белов)
Для определения темперамента по Белову, проставьте в анкете плюсы, напротив пунктов, которым соответствует ваш характер. Потом посчитайте общее количество получившихся плюсов, и количество плюсов по каждому блоку, и высчитайте процентные соотношения. В каком блоке больше плюсов, тому виду соответствует ваш темперамент. Первый блок - это холерик, второй - сангвиник, третий - флегматик, четвертый - меланхолик.

Блок №1

Неусидчивы, суетливы, невыдержанны, вспыльчивы

Резки и прямолинейны в отношениях с людьми

Решительны и инициативны

Работаете рывками

Склонны к риску

Незлопамятны

Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью

Нетерпимы к недостаткам

Обладаете выразительной мимикой

Способны быстро действовать и решать

Неустанно стремитесь к новому

Обладаете резкими, порывистыми движениями

Настойчивы в достижении поставленной цели

Склонны к резким сменам настроения

Блок №2
Веселы и жизнерадостны

Энергичны и деловиты

Часто не доводите начатое дело до конца

Склонны переоценивать себя

Неустойчивы в интересах и склонностях

Легко переживаете неудачи и неприятности

С увлечением беретесь за любое новое дело

Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать

Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую

Тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы

Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми

Выносливы и работоспособны

Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся жестами, выразительной мимикой

Сохраняете самообладание в неожиданной сложной обстановке

Обладаете всегда бодрым настроением

Часто не собраны, проявляете поспешность в решениях



Блок № 3

Последовательны и обстоятельны в делах

Осторожны и рассудительны

Умеете ждать

Молчаливы и не любите попусту болтать

Обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики

Сдержаны и терпеливы

Доводите начатое дело до конца

Не растрачиваете попусту сил

Придерживаетесь выбранного распорядка дня, жизни, системы в работе

Легко сдерживаете порывы

Незлобливы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес

Постоянны в своих отношениях и интересах

Медленно включаетесь в работу и медленно переключаетесь с одного дела на другое

Любите аккуратность и порядок во всем

С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке

Несколько медлительны

Блок №4
Стеснительны и застенчивы

Теряетесь в новой обстановке

Затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми

Не верите в свои силы

Легко переносите одиночество

Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах

Склонны уходить в себя

Быстро утомляетесь

Обладаете тихой речью

Невольно приспосабливаетесь

Впечатлительны до слезливости

Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию

Предъявляете высокие требования к себе и окружающим

Склонны к подозрительности, мнительности



Болезненно чувствительны и легко ранимы

Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями




В созидании материальной культуры посредственный работник прежде всего работник; в творчестве культуры духовной посредственный работник прежде всего посредственность. Григорий Ландау
ещё >>