Методическое пособие для преподавателей по философии к разделу «Историко-философское - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тема Историко-философское введение 1 59.91kb.
Учебно-методическое пособие для слушателей подготовительных курсов... 4 588.25kb.
Методическое пособие для студентов заочного отделения ижевск 2007 М. 1 365.51kb.
Военная психология: методология, теория, практика Учебно-методическое... 30 5488.44kb.
Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям... 11 2383.58kb.
«Системная красная волчанка» 3 593.89kb.
Методическое пособие «От простого к сложному» 1 176.96kb.
Методическое пособие для изучения раздела «структура экологического... 7 528.28kb.
Профессионально-ориентированные тексты по специальности 1 147.23kb.
Методическое пособие для учителей и учащихся Методическое пособие... 1 202.95kb.
Учебное пособие по литературе. Омск: Омгкпт, 2006 -74 с. Учебное... 6 1073.75kb.
Государственный образовательный стандарт по курсу «Философия»…4 2 384.09kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методическое пособие для преподавателей по философии к разделу «Историко-философское - страница №1/3

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


Кафедра философии и гуманитарных дисциплин

Сергеева Т.Б.

Античная философия

Методическое пособие

К разделу «Историко-философское введение» (ФГОС)

Ставрополь

СтГМА

2013



УДК 1 (07.07)

ББК 87.3 (0) я 7

С 32
С 32 Сергеева Т.Б. Античная философия: методическое пособие для преподавателей по философии к разделу «Историко-философское введение» (ФГОС). – Ставрополь: Изд-во СтГМА, 2012. – … с.


Рецензенты:
Гуляк И.И., д.ф.н., профессор, зав. кафедрой философии и истории ФГБОУ ВПО «СГАУ»;

Плугина М.И. Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики, психологии и специальных дисциплин ИПДО СтГМА
Печатается по решению

редакционно-издательского совета СтГМА

Методическое пособие определяет пороговый уровень (минимум) знаний студентов по данной теме раздела по философии «Историко-философское введение» (ФГОС).

В пособии изложены требования к уровню знаний студентов, помещен основной содержательный материал темы. В пособие включен необходимый словарь, примерные тесты, краткие биографические статьи и основные даты жизни выдающихся философов.

УДК 1 (07.07)

ББК 87.3 (0) я 7
© Сергеева Т.Б., 2012

© Ставропольская государственная

медицинская академия, 2012

Содержание

Введение
I. Античная классическая философии раннего периода

1.Предпосылки оформления основных философских концепций античного периода.

2. Основные философские школы раннего (досократовского) периода.

II. Классический период античной философии

1. Особенности классического (второго) периода античной философии

2. Проблематика философии Сократа

3. Философская система Платона.

4. Философская система Аристотеля.

5. Эллинистичекая и позднеантичная философия

6. Античная натурфилософия и медицина.

III.Темы рефератов, докладов, проектных работ студентов

IV.Рекомендуемые вопросы для зачета (экзамена)

V.Литература
VI.Персоналии периода античной философии

VII.Словарь

VII. Примерные тесты для проверки уровня усвоения знаний

Введение

Тема «Античная философия» содержит 2 раздела: «Античная классическая философии раннего периода» и «Классическая античная философия»

Содержание учебной рабочей программы по философии (ФГОС) содержит следующий круг вопросов:

Зарождение античной философии как самостоятельной формы сознания. Космоцентризм древнегреческой философии. Натуралистический период в развитии греческой философии. Греко-античные учения о сущем. Классический период в развитии античной философии. Учение о бытии, проблема человека и общества, нравственных и правовых норм. Становление античной диалектики. Софисты, Сократ, сократики и гиппократова медицина. Проблема самосознания. Человеческая субъективность в истолковании Платона. Дуалистическое понимание природы человека. Рассуждения о душе. Аксиологическая позиция Платона. Теория идеального государства. Энциклопедический характер философии Аристотеля. Учение о причинах бытия и познания. Проблема человека в контексте психологических, этических и политических рассуждений. Эллинистический период в развитии античной философии. Основные положения физики и этики Эпикура. Стоицизм как философская концепция и образ жизни. Скептицизм как мировоззренческая позиция. Неоплатонизм как выражение кризиса рационального понимания мира и человека. Философия как методологическое основание античной медицины. Гиппократ об основах врачебного искусства. Философские основания клинического мышления Галена. Влияние стоицизма и эпикуреизма на развитие психотерапевтической практики (Соран, Цицерон).



I. Античная классическая философии раннего периода

Цель изучения темы: изучить особенности античной философии и представлять ее роль в развитии философской мыли

-студенты должны знать

Социокультурные предпосылки возникновения античной философии,

Генезис античной философии.

Исходную парадигму, основные этапы развития и направления (школы) античной философии.

Философские взгляды наиболее видных врачей античности.

Место и роль античной философии в истории развития западной философии в целом.

-студенты должны уметь производить сравнительный анализ основных философских школ антично­сти в решении фундаментальных онтологических, гносеологических, антро­пологических и социально-политических проблем;

-объяснить влияние античной философии на формирование мировоззренческо-методологических основ античной медицины.



Дидактические средства, используемые при изучении данной темы: словарь, дидактические таблицы, схемы, мультимедийный комплекс, составление студенческих презентаций, опрос с помощью системы голосования, работа в группах и работа в парах.

Вопросы для изучения

1.Предпосылки оформления основных философских концепций античного периода.

2. Основные философские школы раннего (досократовского) периода.
1. Предпосылки оформления основных философских концепций античного периода. Истоками современного философского мировоззрения Запада принято считать бассейн Средиземного моря. На этой территории пересеклись Север и Юг, Запад и Восток. К акватории Средиземного моря примыкали территории Южной Европы: Балканский полуостров (Древняя Греция), Аппенинский полуостров (Древний Рим), Северная Африка, Восточная Азия. Активная общественная жизнь шла и на островах Средиземного моря.

Развитая торговля и мореходство стали причиной того, что на эту территорию стекались представители разных народов, государств со своими культурными традициями, системами мировоззрения, религиозными обычаями и представлениями. Главным фактором становления философских концепций являлись наличие письменности в этих странах и наличие письменных источников, которые являются необходимым условием философствования. Предшественниками философии были крупные эпические произведения («Илиада», «Одиссея»).



2. Основные философские школы раннего (досократовского) периода.

Принята следующая условная периодизация античной философии раннего досократовского периода (6-5 вв. до н.э.), куда входят ионийская философия (Милетская школа, Гераклит (540 – 480 г.г. до н.э.), италийская философия (Пифагор (VI в. до н.э.), Парменид (540 – 470 г.г. до н.э.), Зенон (ок. 460 г. до н.э.), философская школа Демокрита (460 – 370 г.г. до н.э.).



Милетская философская школа – по названию города Милет на побережье Малой Азии.

Элейская философская школа по названию города Элея в Южной Италии.

Главными представителями милетской школы были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Предметом философствования милетской философской школы были идея возникновения сущего. Утверждалось, что в основе всех вещей лежит основа – материя, основным свойством которой является движение, что и послужило причиной возникновения мира; движение служит причиной изменения всего, каждая вещь содержит единство противоположностей. «Все», то есть мир, содержит живую душу (гилозоизм). Обсуждалась проблема главного первоначала материи и движения. В качестве такого субстрата рассматривались вода, воздух, огонь, земля. Взгляды расходились лишь по вопросу приоритета каждого из них. Вместе с тем, Анаксимандр считал, что и эти первоначала имеют происхождение из «беспредельного», которое Анаксимандр обозначил словом « апейрон» (Подробно: Философия медицины под ред. Шевченко Ю.Л. Шевченко. С 71-73).



Элейская философская школа: ее главные представители – Ксенофан, Парменид, Зенон. Новым явлением в философии этой школы было то, что мифологические, языческие боги, число которых было неизмеримо, объявлялись плодом фантазии людей. В то же время Бог (один) признавался как сама природа, данность мира, неотъемлемая ее часть; он понимался как мышление и вечность. В замыслах этого – разлитого в мире – бога не было человека: он появился из движения земли и воды.

Проблема движения детально рассмотрена Зеноном (апории Зенона), где указывалось, что очевидность движения не так проста (Ахилл и черепаха, летящая стрела).



К первому периоду античной философии относят Гераклита ( г. Эфес). Первоначалом всего он считал огонь, потому что он наиболее изменчив и именно поэтому составляет основу всех космических процессов. Гераклит был убежден, что мир был всегда, к его возникновению не причастен никто, он постоянно будет вечным огнем: то воспламеняющимся, то угасающим, что в мире все изменчиво, и все состоит из противоположностей, которые переходят друг в друга.

К первому периоду античной философии относится и школа, где особо выделяется идея атомизма, авторами которой был Левкипп и его ученик Демокрит. В этой концепции утверждалось, что все состоит из мельчайшего неделимого – атомов, но в каждой вещи или предмете они группируются особым способом. Некоторые атомы можно почувствовать через их истечение (запах). Самым тонким видом истечения атомов считалась мысль. Такой материалистический подход к пониманию бытия обусловил и учение Гиппократа (Подробно: Философия медицины под ред. Шевченко Ю.Л. Шевченко. С 74-75). Линию материалистической философии античности принятио называть линией Демокрита.

Пифагорейская школа (по имени Пифагора) разрабатывала идею принципов и гармонии мира через смыслы чисел и их сочетание. Идея бесконечности мира объяснялось через бесконечность числа.

Исчисление велось от верховного понятия – верховной единицы, которая отождествлялось с Богом как началом Всего.

Первый период развития античной философии называется натурфилософским. Натурфилософия античности положила начало развитию учения о бытии – онтологии.



Основные понятия, выносимые для тестирования

антропокосмизм,

антропоцентризм,

апейрон,

апория,

атомизм,

космоцентризм,

теоцентризм,

майевтика.

натурфилософия,

онтологизм,

парадигма,

релятивизм,

софистика,

этический рационализм

Темы рефератов, докладов, проектных работ по ранней античной философии

1.Пифагорейская философия и медицина

2.«Линия Демокрита» в философии

3.Гиппократ – врач и философ

4.Главные проблемы ранней греческой философии.

5.Космоцентризм как основная философская парадигма античного периода.

6.Наивный материализм и диалектика раннего периода античной философии.

3.Этический рационализм Сократа



II. Классический период античной философии
Цель изучения темы:

студенты должны знать

основные философские идеи поздней античности, влияние философов поздней античности на развитие философской мысли, онтологические, гносеологические, этические, социально-политические взгляды Платона и Аристотеля, основные направления развития античной философии эллинистического и римского периодов: эпикурейство, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм.

Этический рационализм Сократа. Онтология, гносеология, этика, социально-политические учения Платона и Аристотеля. Античная философия и медицина: Гиппократ, Клавдий Гален, Корнелий Цельс, Асклепиад.
студенты должны уметь

- производить сравнительный анализ основных философских школ антично­сти в решении фундаментальных онтологических, гносеологических, антро­пологических и социально-политических проблем;

-объяснить влияние античной философии на формирование мировоззренческо-методологических основ античной медицины.


Дидактические средства, используемые при изучении данной темы: словарь, дидактические таблицы, схемы, мультимедийный комплекс, составление студенческих презентаций, опрос с помощью системы голосования, работа в группах и работа в парах.

Вопросы для изучения

1. Особенности классического (второго) периода античной философии

2. Проблематика философии Сократа

3. Философская система Платона.

4. Философская система Аристотеля.

5. Эллинистичекая и позднеантичная философия

6. Античная натурфилософия и медицина.

Основное содержание ученого материала

1. Особенности классического (второго) периода античной философии

Второй период античной философии – величайший период в истории философии. В это время были обозначены основные проблемы западной философии, наметилась её основная структура. Выдающимися философами этого периода были Сократ, Платон, Аристотель. Они были связаны таким образом, каким образом и до сих пор происходит развитие философской традиции: каждый «стоял на плечах предшественника», но каждый имел свой горизонт зрения: Платон был учеником Сократа, а Аристотель– учеником Платона. Сократ ( 469-399г.до н.э.).

2. Проблематика философии Сократа.

Фундаментом этого великого построения был Сократ ( 469-399г.до н.э.). Его главные философские положения записал Платон. Заслуга Сократа состояла в том, что он развернул вектор философского мышления в сторону человека, его личности, главным в которой он считал правильное мышление, то есть такое, которое способно к постижению не только формы предметов, явлений или состояний сознания, но и их сущности.

Мышление, считал он, может достигнуть истины путем сомнений, сопоставлений, путем обнаружения противоречий: знание без рассуждения бесполезно, а рассуждение без знания вредно и даже опасно, считал он. Самый сложный и противоречивый в мире предмет познания, по Сократу, – человек, чья правильная, истинная мысль рождается очень трудно (майевтика) и, как правило, в диалоге с собеседником или в результате внутреннего диалога, состоящего из тезисов и возражений (диалектика мысли).

Два положения были для Сократа весьма важными: 1) следовало обнаружить в целом ряде явлений общее 2) в общем анализе нельзя упускать существенные частные признаки. Сократ обратился к философскому анализу процесса человеческого познания, и, следовательно, к самому человеку. Человек по своей природе добр, считал он, но совершает зло потому, что не может отличить его от добра, поэтому он постоянно заблуждается; и только аналитическая мысль, разум, интеллект могут помочь ему вернуться на дорогу добродетели ( этический интеллектуализм). Это был величайший переворот в мышлении: начиная с Сократа человек стал предметом философии. Позже Протагор в свой фразе: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют и не существующих, что они не существуют» обозначил роль человека в определении ценностей и в направленности его познавательной деятельности. Самыми последовательными продолжателями сократовских идей относительно смысла жизни стали гедонистыкиники. Гедонисты считали смыслом жизни достижение удовольствия, но остерегались излишеств; их последователи – эпикурейцы (по имени философа Эпикура), видели удовольствие в дружбе, в здоровье, в хорошей семье, в хорошем правительстве. Киники искали смысл жизни в независимости от материальных благ, видели свободу в самоограничении, доходя до нищенства. Впоследствии им следовали стоики (по названию местечка Стоя), которые для достижения свободы и счастья не привязывались к материальным благам, призывали мужественно переносить невзгоды и удары судьбы. Идеи этических школ Древней Греции оказали огромное влияние на последующие периоды истории и развитие мировоззрения; они актуальны по сей день. В учении Сократа отчетливо выделяются проблемы философской антропологии, аксиологии, гносеологии.



(Рисунок предназначен для преподавателя)

3. Философская система Платона. В учении Платона можно выделить онтологию, гносеологию, начала социальной философии. Платон обозначил начало философской традиции, которая именуется объективным идеализмом. Он мысленно разделил мир на две части: ту, которая существует вечно – это мир сущностей или мир идей, целей, и ту, которая всегда исчезает, имеет начало и конец, принимает различные формы и, в конечном итоге, достигая своей цели, рано или поздно исчезает из чувственно воспринимаемого людьми мира. Идея – это сущность, к которой стремятся отдельные предметы. Верховная идея – добро и совершенство ищут себя через различные проявления, и именно эта идея вечна и неисчерпаема. Безусловно, это учение не могло не опираться на идею Создателя всего порядка идей – Высшего мастера, Демиурга, замыслившего порядок мира, сотворившего Космос (порядок) и вдохнувшего в него живую разумную душу. Мир идей существует, по Платону, независимо от мира людей, они не могут на него повлиять: этот мир объективен. Отсюда: учение Платона – ярчайший пример объективного идеализма.

В теории познания Платона опирается на представление о душе: душа бессмертна, а тело, как все чувственно воспринимаемое, имеет конец; душа всегда в путешествии, она соприкасается с миром идей, после расставания с телом она созерцает идеи, а впоследствии «припоминает» их. Весь процесс познания представляет собой припоминание, которое осуществляется в процессе мышления и не зависит от чувственно воспринимаемой действительности. Побуждать мышление следует путем постановки вопросов и ответов на них (путем диалектики то есть развития, движения мысли), постигая , наконец, трансцендентальную ( нездешнюю, внеземную) действительность мира идей

Душа человека, по Платону трехчастна: она обладает разумом, волей и чувством. Отсюда вытекают основные добродетели – мудрость, мужество, умеренность; соединенные вместе они образуют основную добродетель – справедливость. Преобладание в человеке одной из добродетелей, по Платону, делает одних философами, других воинами, третьих – хорошими работниками в любой области. Распределение в обществе должны быть таковым, чтобы философы управляли, воины защищали отечество, работники приумножали богатство страны.

Философия Платона характерна тем, что в ней создана цельная система представлений о бытии, мышлении, познании, человеке, обществе, морали. Несмотря не то, что она представляет собой пример объективного идеализма, она по праву считается классической, то есть образцовой, по полноте рассматриваемых проблем.

Академия Платона просуществовала около 900 лет.



4. Философская система Аристотеля

Произведения Аристотеля: «Физика», «Метафизика», «О душе», «Риторика», «Категории», «Политика», «Поэтика», «О любви», «О небе», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Никомахова этика». Аристотель впервые ввел понятие «эпистема» – т. е. знание о знании.

Величайшей заслугой Аристотеля является то, что он, по сути дела, систематизировал и оформил все части философского знания. Именно Аристотель в рациональной манере сформулировал вопросы о причинах бытия (существования):

Из чего состоит (субстрат)

Какую форму принимает?

Какую имеет энергетическую базу (почему живет?



  • Какова цель существования (для чего существует?)

В связи с этим он ввел в философский словарь философские категории:

Сущность


Свойство

Количество

Качество

Движение (действие)

Пространство

Время


Аристотель не соглашался с Платоном по поводу мира идей, но ввел понятие о душе: душа – неотделимая часть тела источник энергии, её организующий принцип, создающий упорядоченность и гармонию. При этом он считал, что душа жива и бессмертна.

Он разработал учение о нравственности (этика), где главной категорией была мера: (между тщеславием и малодушием и великодушием; между отвагой, трусостью и мужеством, между расточительством, скупостью и щедростью)



Аристотель ввел классификацию наук: выделил метафизику – науку о первопричинах всех вещей и сущностей, физику – о телах. Аристотель делил науки на 3 вида:

  • Умозрительные: философия (метафизика), математика

  • Практические (политика, этика, экономика)

  • Творческие (ремесла, строительство, врачевание, военное дело)

Важнейшей заслугой Аристотеля стало учение о логике – то есть о законах правильного мышления. В наш словарь вошло понятие силлогизма. Самый наглядный пример силлогизма, его построения таков: общее суждение –меньшая посылка – вывод. Напр.: все студенты должны учиться. Иванов – студент. Иванов должен учиться». ( Задание: найдите ошибку в умозаключении «То, чего ты не терял, ты имеешь. Ты не терял рога. Ты имеешь рога»)

В области учения об обществе Аристотель предложил типологию государственного устройства.



Правильные формы

Кто правит

Неправильные формы

Монархия

Один

Тирания

Аристократия

Лучшие, богатые

Олигархия

Полития

Большинство

Демократия










В основу такой типологии положено понимание меры (пояснить утверждение).

5. Эллинистичекая и позднеантичная философия



6. Античная натурфилософия и медицина.

ГИППОКРАТ (ок. 460 – ок. 377 до н.э.), греческий врач и педагог, чье имя символизирует высокие этические нормы европейской медицины. Гиппократ, которого называют «отцом медицины», считается автором обширного собрания греческих медицинских сочинений. Рождение Гиппократа 460 до н.э. Все исследователи согласны в том, что Гиппократ прожил не менее 90 лет. Аристотель называл Гиппократа «великим». Хотя Гиппократ был уроженцем острова Кос ( отсюда- Гиппократ Косский), но практиковал в других географических районах Греции.

Платон писал, что Гиппократ считал хорошую теорию более важной для медицины, чем чисто эмпирические наблюдения. Но в сочинениях Гиппократа подавляющее большинство случаев взяты из его практики. Дошедший до нас Гиппократов корпус («Гиппократов сборник») содержит около 70 отдельных сочинений. Некоторые из сочинений свидетельствуют о развитой научной мысли и мастерстве клинических наблюдений. Считается, что Гиппократов сборник писался различными авторами в течение многих лет. Часть сочинений, бесспорн, принадлежат Гиппократу, а некоторые части написаны его учениками и последователями. Влияние философских школ на «Гиппократов сборник» очевидно. Здесь встречаются и натурфилософские начала (теплое, холодное, влажное, сухое). Весьма заметна тенденция на рассмотрение характерных свойств отдельных индивидов, на учет общего и особенного в течение болезни. У Гиппократа медицина имеет дело скорее с относительными, чем с абсолютными факторами: что полезно для одного, может оказаться вредным для другого, или то, что полезно в одно время, может быть вредным в другое.

Важно, что в Гиппократовом сборнике особое место занимают вопросы взаимодействия системы (человеческий организм) и среды. На общее состояние здоровья оказывается влияние трех факторов окружающей среды. Во-первых, болезни или предрасположенность к болезням могут быть вызваны погодными условиями, например, очень жарким летом или дождливой зимой. Во-вторых, в качестве факторов, влияющих на здоровье, рассматриваются местные климатические условия – преобладающее направление ветров, ориентация города относительно сторон света. В-третьих, на качество воды здесь указывается как на одну из непосредственных причин ряда заболеваний; даются советы, каким источникам отдавать предпочтение. Кроме того, здесь же рассматривается влияние климатических условий на формирование национальных типов, приводятся примеры негреческиих народов, особенно кочевников-скифов (подтвердите историческими данными).

В сочинении «Эпидемии» им предпринята попытка подойти к статистике заболеваний. Такие исследования привели к развитию нового направления медицинской науки, а именно прогнозирования. Известны афоризмы Гиппократа: «Жизнь коротка, искусство [т.е. наука] огромно, случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен делать все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности». Или: «В самых сильных болезнях нужны и средства самые сильные, точно применяемые», «Беспричинная усталость указывает на болезнь», «Когда пищу потребляют в излишнем количестве, это ведет к болезни, о чем явно свидетельствует излечение».

Интересны описания цикличности болезни (учение о «критических днях»). Благодаря клиническим наблюдениям обнаружилось, что при некоторых заболеваниях обострения происходят через приблизительно одинаковые промежутки времени после начала болезни. Особенно хорошо это прослеживалось в возвратных лихорадках при малярии. Принципу критических дней, которые определяют течение болезни в сторону улучшения или ухудшения, была дана обобщенная формулировка; особенно важным считался период в семь дней. В новейшее время объяснения цикличности некоторых болезней дали биология, микробиология, паразитология.

Интересно отношение Гиппократа и его учеников к богам: «Молитва – это хорошо, но, взывая к помощи богов, человек должен взять часть ноши на себя».

На формирование мировоззрения Гиппократа оказали большое влияние натурфилософские взгляды Демокрита.

Историческое значение Гиппократа заключаются в двух следующих важных заслугах: во-первых, он положил начало собственному методу медицины – «наблюдению у постели больного» и, во-вторых, он стал автором учения об основных типах телосложения и темперамента у людей. На основе идеи Демокрита о том, что в основе всего сущего лежат атомы с их вечным движением, а также его учения о природе человека, Гиппократ выделил и описал основные типы людей в зависимости от их темперамента и телосложения. Их, по мнению Гиппократа, четыре: 1) сангвиники (в теле преобладает кровь); 2) холерики (в теле преобладает желтая желчь); 3) флегматики (в теле преобладает слизь); 4) меланхолики (в теле преобладает черная желчь).

Таким образом, Гиппократ привнес в медицину учение о формировании человека внешней средой, о материальном происхождении психического склада людей, о единстве природы человека.

ГАЛЕН (129 – ок. 200), или в латинизированной форме Клавдий Гален (Claudius Galenus) – один из самых знаменитых древнегреческих врачей и естествоиспытателей. В 15 лет Гален начал изучать философию, а уже в 18 лет серьезно занялся медициной. Его учителя – выдающиеся греческие медики того времени (Сатир, Фициан, Стратоник). Галену принадлежит философский трактат «О медицинском опыте». Интересно, что он специально изучал анатомию в Египте, где в отличие от Греции существовала практика вскрытия человеческих трупов. Некоторое время Гален работал в Александрии, совершенствуя свои познания в медицине и уделяя особое внимание изучению человеческого скелета. После возвращения в Пергам в 157 г. до н.э. он стал лечащим врачом гладиаторов и атлетов. Приобрел большой опыт в практической медицине и хирургии, начал проводить физиологические эксперименты. Около 159г.до н.э. , ставя эксперименты на свиньях, Гален открыл функции нервов, контролирующих голос: например, затягивая или ослабляя лигатуры, он мог регулировать деятельность этих нервов. Примерно в это же время изучал сложное строение и функции мышц, принимающих участие в дыхании.

В 162году до н.э. он имел уже солидную репутацию и начал работать в Риме. Гален был чрезвычайно успешным практикующим врачом, нередко он брался лечить тех больных, от которых, как от безнадежных, отказывались другие врачи. Имел множество учеников, производил вскрытия и экспериментировал. Мы знаем о нескольких знаменитых его пациентах в Риме. Среди них были император Марк Аврелий. Четыре года спустя Гален едет в Грецию. Когда в 168 в Аквилее в войсках начинается эпидемия чумы, римский император посылает за Галеном. Тот немедленно приезжает, а затем возвращается в Рим вместе с императором в качестве личного врача его одиннадцатилетнего сына и наследника Коммода.

Судя по научным трудам Галена, последующие шесть лет были самыми продуктивными в его жизни. Обязанности при дворе не отнимали много времени, он мог спокойно заниматься с учениками, навещать пациентов и проводить эксперименты и вскрытия. В 175г.до н. э. сын императора Коммод отправляется на Восток, где находился тогда его отец, а Гален в Риме ведет постоянную и весьма успешную практику. Три года спустя умер император Марк Аврелий, в 192 был убит Коммод. Гален благоразумно возвращается в на родину и заканчивает последний большой труд и составляет каталог собственных сочинений. Это наиболее ценный источник данных о его жизни. Несомненно, это была первая автобиография врача с изложением опыта врачебной работы. Умер Гален ок. 200.

Собрание сочинений Галена, дошедших до нашего времени, превышает по объему все медицинские сочинения, написанные до него; для нас они – основной источник сведений по античной медицине. Большинство произведений той эпохи, за исключением тех, что дошли под именем Гиппократа, были утрачены. Медицинские сочинения, написанные после Галена, большей частью основаны на его трудах либо просто являются их повторениями или компиляциями. Обычно на его сочинения ссылаются по единственному «современному» изданию, которое претендует на относительную полноту. Это издание К.Кюна (1754–1840) в 22 томах, вышедшее в 1821–1833. В него включено 122 отдельных произведения. После выхода в свет этого издания был обнаружен еще ряд работ Галена. Многие из его произведений окончательно утрачены, некоторые дошли до нас лишь в арабских переводах, сделанных в IX или X вв.

Как на Востоке, так и на Западе Гален считался непререкаемым авторитетом почти до XVI в. Его сочинения существенно повлияли на развитие медицины. Особенно авторитетным в средние века было его огромное произведение «Метод врачевания (De methodo medendi)», известное также под названием «Великая наука (лат. Ars magna, греч. «Мега технэ», которое существовало в нескольких сокращенных версиях. Оно в упрощенной форме составляло основу образования средневековых врачей. Позже в употреблении остались лишь некоторые упоминаемые в ней ценные растительные препараты, названные «галеновыми».

Многие термины современного медицинского языка непосредственно восходят к Галену или к латинским переводам его трудов. Другие сочинения посвящены патологии, гигиене, вопросам диететики и терапии, фармакологии. Здесь имеются комментарии к сочинениям Гиппократа, полемические сочинения по медицине, труды по философии, логике и филологии.

Вся научная деятельность Галена проникнута сознанием божественности творения всей природы и, в первую очередь, человека. Гален считал, что все в строении человеческого организма, вплоть до мельчайших деталей, было создано Богом. Излюбленным примером для доказательства этого служила Галену человеческая рука. Каждый ее мускул, сухожилие, нерв, кость, кровеносный сосуд созданы, по его мнению, настолько совершенным образом, насколько это вообще возможно. Рассуждениям о руке Гален посвятил немало страниц огромного труда «О назначении частей человеческого тела (De usu partium corporis humani)».

Он твердо верил в существование пневмы, т.е. «духа» или «дыхания жизни». Он верил, что мир полон пневмы, которая при дыхании втягивается в организм, а также в то, что, когда мировая пневма перестает вдыхаться, человек или другое живое существо погибают. Кровь смешивается с «мировым духом» и превращается в «жизненный дух» (лат. spiritus vitalis).

Гален придерживался и учения Гиппократа о четырех соках (гуморах), которым соответствуют четыре типа темперамента. Это кровь (сангвиник), флегма (флегматик), черная желчь (меланхолик), желтая желчь (холерик). Данные соки Гален соотносил с четырьмя классическими первоэлементами: землей, воздухом, огнем и водой.

У Галена было множество учеников, но из-за наступившего смутного времени его работа не получила продолжения. С его смертью развитие экспериментальной физиологии остановилось почти на 1300 лет.


Основные понятия для тестирования

анамнезис,

атараксия,

гедонизм,

демиург,

идея,


материя,

скептицизм,

эманация.

эпикурейство,

стоицизм,

скептицизм, неоплатонизм.


следующая страница >>



Смерти празднуем умерщвление. Тропарь православного пасхал
ещё >>