Методическое пособие для педагогов доу 2013 год - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений... 1 120.58kb.
Занятие для педагогов доу : Ÿ Сопровождение детей с овз, опп. 1 92.78kb.
Методическое пособие Санкт-Петербург 2013 ббк 74. 2 1 24.22kb.
Учебно-методическое пособие Новокубанск 2011 3 526.98kb.
Методическое пособие Для учителей и учащихся по биологии и педагогов... 1 391.4kb.
Методическое пособие для педагогов внешкольного образования к программе... 10 1105.41kb.
Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің №22 орта мектеп мм-сi 2 427.52kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 5 1007.47kb.
Учебно-методическое пособие для студентов вузов Благовещенск, 2012... 10 3446.06kb.
Методическое пособие «От простого к сложному» 1 176.96kb.
Ваганова О. И. Метод кейсов в профессиональном обучении 3 592.32kb.
Формирование информационно-коммуникативной компетенции обучающихся... 1 111.96kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методическое пособие для педагогов доу 2013 год - страница №1/1





МАДОУ детский сад «Теремок» с. Красная Башкирия
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛКИ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Методическое пособие для педагогов ДОУ




leto-deti.jpg

2013 год


Данное методическое пособие разработано педагогическим коллективом МАДОУ детский сад «Теремок» села Красная Башкирия Абзелиловского района Республики Башкортостан и рекомендовано педагогам дошкольных учреждений для организации работы с детьми дошкольного возраста на прогулке в летний период, для использования при написании календарных планов, в работе по экологическому воспитанию дошкольников…

Содержание.

1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи прогулки в летний период.

3. Характеристика основных признаков наступления лета.

4. Наблюдения за неживой природой.

5. Наблюдения за живой природой.

6. Опыты и экспериментирование.

7. Народные приметы о лете.

8. Пословицы и поговорки о лете.

9. Стихи и загадки о лете.



Пояснительная записка.

Летом дети большую часть проводят на улице, на участках, поэтому педагоги организуют различные мероприятия, которые помогают им углубить и расширить знания о живой и неживой природе путём наблюдений, экспериментальной деятельности, использования трудовой и игровой деятельности, произведений художественной литературы…

Прогулки помогают накопить у детей представления о различных явлениях природы; воспитать в детях любознательность, наблюдательность; доставить детям удовольствие от общения с природой.

Предлагаемый материал предусматривает творческий подход к практической работе педагога с учётом его интересов и опыта, а также возрастных особенностей детей.

Желаем Вам интересной и творческой работы!

images (2).jpg

Цели и задачи прогулки в летний период.

Цели:


  • формирование умений наблюдать характерные явления летней погоды, понимать связь между ними;

  • развитие способности любоваться красотой летней природы.

Задачи:

  • развитие умений наблюдать летние признаки и явления природы, выделять простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, анализировать характерные изменения в живой и неживой природе в летний период времени;

  • формирование представлений о жизнедеятельности растений и животных, способности выражать эмоционально-бережное отношение;

  • развитие наблюдательности и любознательности в процессе ознакомления с природой.

15.jpg

Характеристика основных признаков наступления лета.

Астрономы началом лета считают 22 июня - самый длинный день в году. Летом преобладают теплые дни и ночи, выпадает наибольшее количество осадков, происходит бурное развитие природы. В летние месяцы цветёт большинство растений, зреют ягоды, появляются грибы, размножаются животные, птицы и насекомые.

Лето делится на два периода:

- первый начинается от конца цветения яблони и зацветания красного клевера и кончается цветением липы (с первой декады июня до первой декады июля);

- второй период лета начинается с цветения липы и заканчивается тогда, когда наступают первые заморозки.

В начале лета бывают самые длинные дни. Часов двадцать не сходит солнце с неба.

Высоко-высоко поднимается солнце, утром его лучи греют, а уже в полдень - жгут немилосердно. В полдень не только на само солнце невозможно взглянуть без жгучей боли в глазах, но и трудно смотреть на небо и землю, на всё, что освещено солнцем. Растения утром свежие, а днём уже поникшие от жары, но к вечеру придёт живительная прохлада, и они опять поднимут свои листочки.

Всё, что начала весна, заканчивает лето. Листья вырастают во всю величину, поднимается высокая трава, деревья отцветают, ягоды и фрукты зреют и наливаются.



_20111023_1988012466.jpg

На лугах множество цветов, в полях колосится рожь и пшеница. А сколько в лесах ягод и грибов!

С наступлением лета появляется множество насекомых: бабочки порхают от одного цветка к другому; пчёлы трудятся, собирая золотистый мёд; копошатся в траве различные жуки, кузнечики, муравьи и т.д.

Пищат в гнёздах молодые птенцы птиц, родители ещё заботятся о них сами, но уже в скором времени птенцы научатся вылетать из гнезда и находить себе корм.

Радуются теплому солнцу и звери, у которых подросшие детёныши начинают выходить охотиться или просто полежать погреться на солнышке, поиграть в высокой траве.

В садах и на огородах много работы: полив, прополка, а в августе – сбор урожая. У всех кипит работа!

Всем приволье, всем раздолье!

Наблюдения за неживой природой.

Наблюдения за изменениями погоды проводятся ежедневно с целью углубить и обобщить представления о летних признаках: отмечается, что солнце ярко светит и греет, небо чистое или на небе есть облака, ветер слабый или шквалистый, на улице тепло или жарко, были ли осадки (дождь, град).



Наблюдение за солнцем: закрепить представления о солнце и его роли в жизни всего живого; развивать умение устанавливать связи между изменениями в природе и положением солнца; дать знания о мерах предосторожности от солнечного удара и ожогов.

Рассказать о Солнце, как раскалённой звезде – источнике света и тепла, о роли солнечного света для всего живого. Летом солнце сильно греет, поэтому люди надевают лёгкую одежду и головные уборы. Лучи ложатся светлыми пятнами на траву и переливаются на ней как солнечные зайчики, с ними можно даже поиграть с помощью зеркала. Жарко бывает днём, когда солнце высоко, утром и вечером оно расположено ниже, поэтому не так жарко. Определить время восхода и захода солнца, место, куда оно заходит. Отметить, что летом бывает самый длинный день в году – 22 июня. Чем выше находится солнце, тем короче тень от предметов. От солнечного тепла нагреваются вода, почва, камни, металлические предметы, а растения стоят поникшие от жары.



Наблюдение за небом, облаками: обратить внимание детей на красоту летнего неба; учить замечать изменения, которые происходят на небе с изменением времени суток (утром, днём, вечером, ночью); формировать представления об облаках и их видах.

22437649_1207847783_6249533_343_1024.jpg

Отметить с детьми, что зимой небо было серым и низким, а весной и летом становится ярко-голубым. Рассмотреть, как по небу движутся облака, определить, какие – перистые, кучевые или слоистые. Перистые облака располагаются очень высоко и часто кажутся тонкой, едва заметной дымкой, от них не бывает на земле тени. Они не закрывают солнца, движутся незаметно, состоят из ледяных кристалликов, осадков из этих облаков не бывает. Кучевые облака имеют крупную форму с чёткими очертаниями, они хорошо заметны весной и летом. Эти облака ярко-белого цвета, похожи на клубы пара, с утра собираются, днём клубятся, громоздятся друг на друга. Передвигаются они очень быстро. На поверхность земли отбрасывают то очень светлые, то очень тёмные тени. Обычно кучевые облака к вечеру исчезают. Слоистые облака почти всегда несут дождь, они не поднимаются высоко над землёй, иногда плывут над самыми крышами домов. Нередко кажутся серыми грядами, глыбами, напоминают слой серого тумана. В них много водяных пузырьков, которые легко могут обратиться в дождевые капли. Обратить внимание детей, на что похожи облака, почему иногда они плывут по небу медленно, а иногда быстро (когда их подгоняет ветер). Уточнить, чем тучи отличаются от облаков (тяжёлые, грозовые, несут дождь, тёмные).



Наблюдение за ветром: формировать знания детей о ветре, учить вести наблюдения за действием ветра, объяснить значение ветра в природе и жизни человека.

Ветер – это движение воздуха, которое может менять своё направление. Тёплый воздух поднимается высоко над землёй, а на его место приходит холодный, так начинается движение воздуха. Учить детей определять силу ветра, определять безветренную погоду. Уточнить, по каким признакам можно узнать, есть ли ветер (качаются ветки деревьев, бегут облака), определить направление ветра можно с помощью вертушка или флажка. Объяснить значение ветра в жизни человека: уносит пыль и гарь; разгоняет тучи или, наоборот, приносит дождь; заставляет крутиться мельницы; надувает паруса лодок в море; переносит пыльцу с цветка на цветок, опыляя растения. Но есть и опасные ветра – это смерч, ураган, шквалистый ветер, которые приносят разрушения и вред всему живому.

Наблюдение за дождём: формировать знания детей о дожде; учить вести наблюдение за действием дождя, объяснить значение дождя в природе и жизни человека; упражнять в определении состояния погоды; учить устанавливать связь между живой и неживой природой; учить делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.

Дождь – самое обыкновенное явление в природе. Солнце согревает воду, вода испаряется, превращается в пар, поднимается кверху, соприкасаясь с холодным воздухом, превращается в капельки воды, которые образуют облако.

Уточнить с детьми, какой бывает дождь (мелкий, моросящий, сильный – ливень, тёплый, проливной, слепой и т.д.). Объяснить, что дождь оказывает благотворное влияние на растительность – зелень и окраска цветов становится ярче, а при длительном отсутствии дождя краски блекнут, трава желтеет. Когда небо закрывают тёмные тучи, бушует ветер, начинается гроза с молниями и громом. Бояться грозы не нужно, надо зайти в укрытие и переждать, только нельзя прятаться во время грозы под деревом, в него может ударить молния. Обратить внимание на природу после дождя – стало свежо, чисто, деревья и цветы, как будто умылись, капли дождя блестят на листьях. После дождя на асфальте остаются лужи, а на земле их нет, потому что земля впитывает воду. Иногда после дождя в небе можно увидеть радугу –лучи солнца преломляются в капельках дождя– «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Расположение и количество цветов в радуге всегда одно и то же.



post-68029-1204460524.jpg

Наблюдение за градом: дать детям представление о граде, выяснить, чем опасен град для растений и человека.

От сильно нагретой земли поднимается к облакам тёплый воздух, на большой высоте капли замерзают и устремляются к земле, воздушная струя их подхватывает и подбрасывает опять вверх, льдинки становятся тяжёлыми, падают вниз ледяными горошками – градинами. Град бывает мелкий и крупный. Крупный град может стать стихийным бедствием – уничтожить посевы, побить листья растений, да и человеку неприятно, когда он попадёт под крупный град.



Наблюдение за туманом и росой: знакомить детей с природными явлениями; дать детям представление о том, как появляется туман и роса на траве; формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

Туман – это сгустившиеся водяные пары. Земля нагревается за день, а к вечеру начинает охлаждаться. Влажный воздух не может впитывать водяные пары, поэтому они сгущаются и становятся видимыми. Туман может быть густым и лёгким. Как только солнышко начинает пригревать, туман исчезает.

Если тёплый воздух прикоснётся к холодной траве, водяной пар осядет на ней капельками росы. Роса выпадает вечером и лежит на траве всю ночь. Днём капельки росы высыхают от тёплых солнечных лучей. Утром капельки росы блестят в лучах солнца, как бисеринки. Особенно сильные росы выпадают в конце июля – августе, когда ночи становятся прохладнее.



Наблюдение за почвой: формировать знания детей о неживой природе; формировать у детей бережное отношение к почве и её обитателям; рассказать о том, как хозяйственная деятельность людей влияет на качество почвы, о полезных ископаемых; выяснить с детьми состав почвы, определить значимость почвы в жизни растений; уточнить свойства, различное состояние почвы и песка.

В солнечный день рассмотреть с детьми почву, потрогать её руками, определить, какая она: тёплая (нагрело солнце), сухая (рассыпается), цвет (светло-коричневая), состав (состоит из песка, глины, воды, остатков растений и животных), определить значимость почвы (почва даёт растениям питательные вещества). Рассказать детям о полезных ископаемых, которые находятся в земле (мел, гранит, каменный уголь, глина, песок и т.д.), человек использует их в своей хозяйственной деятельности. В то же время человек должен ухаживать за почвой, бережно относиться (использование ядохимикатов и химических удобрений приводит к накапливанию в почве нитратов – вредных веществ). Показать зависимость состояния почвы от погодных условий: может быть сухой и рассыпчатой, после дождя становится тёмной, мокрой, липкой. Сравнить почву с песком, отметить, что песок – более сыпучий материал, также быстро впитывает воду, из мокрого песка можно строить различные постройки.



0123.jpg

Наблюдения за живой природой.

Наблюдения за живой природой проводятся ежедневно с целью познакомить детей с разнообразием растительного мира, животного мира, мира птиц и мира насекомых; сформировать представления детей о сезонных изменениях в жизни растений, животных, птиц и насекомых; показать связь явлений природы и жизни живых организмов; сформировать общие представления о живой природе (характерные признаки растений, животных, птиц, насекомых); воспитывать в детях любовь ко всему живому, учить охранять и беречь окружающую среду.



Наблюдение за растениями: познакомить детей с разнообразием растительного мира: деревьями, кустарниками, травами; их характерными признаками, частями растений (корень, ствол, листья, ветки, плод, цветок, семена); сформировать представление о растении как о живом организме, который зависит от света, тепла, воды и почвы, о жизненно важных признаках растений (питание, рост, размножение); дать представление о сезонном развитии растений, связях растений с животным миром и человеком; познакомить с влаголюбивыми и засухоустойчивыми, теневыносливыми и светолюбивыми, декоративными и комнатными растениями.

Наблюдение за деревьями и кустарниками: формировать представление о том, что дерево и кустарник – это растения, у них есть общие существенные признаки и отличительные признаки; учить отличать различные виды деревьев по кроне, листьям, плодам; учить сравнивать дерево от кустарника.

Обратить внимание на многообразие деревьев на участке детского сада и вокруг него; сравнить деревья, которые растут на солнечной стороне и в тени; выявить различия в кроне, строении, коре деревьев. Рассмотреть листья, расположение веток, наличие молодой поросли возле ствола. Формировать представления об условиях жизни деревьев (почва, вода, свет, тепло). Отметить, что корень нужен растению, чтобы дышать, питать и держать его; стебель – чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам; листья – чтобы улавливать свет и дышать. Сравнить разные деревья – тополь, ель, берёзу, иву по форме ствола, коре, расположению веток на стволах; сравнить дерево и кустарник, выявить существенные и отличительные признаки. Закрепить в речи названия деревьев и кустарников. Обратить внимание детей на сок, который стекает по коре дерева – сокодвижение. Рассмотреть семена различных деревьев (форма, цвет, приспособления для распространения). Организовать цикл наблюдений за берёзой: отметить характерные признаки; внешнее строение берёзы; отличие её от других деревьев; отметить красоту берёзы, спросить, почему берёзу сравнивают с русской красавицей; отметить её полезные качества (лекарственные препараты, ценное топливо, изготовление мебели). Организовать цикл наблюдений за тополем: сравнить его с другими деревьями; отметить красоту и стройность кроны тополя; объяснить, что тополь используют для озеленения городов, для очистки воздуха; закрепить правила пожарной безопасности во время образования тополиного пуха (нельзя поджигать тополиный пух). Организовать наблюдение за живыми организмами, которые живут на деревьях: птицы, насекомые, грибы, мельчайшие микроорганизмы. Закрепить у детей бережное отношение к деревьям и кустарникам, правила поведения в природе.



img_6731.jpg

Наблюдение за цветами на клумбах, луговыми растениями, растениями на огороде: развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью растений (потребность в тепле, воде, свете); закрепить представления о строении цветка (стебель, листья, цветы, окраска); учить любоваться растущими цветами; воспитывать бережное отношение к прекрасным творениям природы, заботиться о растениях; закреплять в речи названия цветов и луговых растений, лекарственных трав; учить сравнивать сорную траву от культурных растений; уточнить представления о названиях, форме, вкусе, цвете овощей.

Обратить внимание детей на растительный покров земли; рассмотреть травянистые растения, их внешний вид и разнообразие. Отметить многообразие цветов на полянах: сравнить их по форме, цвету, запаху, строению, отметить характерные признаки. Объяснить, что не все запахи растений можно ощутить человеку, но насекомые прекрасно распознают эти растения и летят к этим цветам. У некоторых растений нужно растереть для появления запаха лист или кору (мята). Обратить внимание, что перед дождём цветы пахнут сильнее. Отметить состояние цветов: те цветы, которые не поливали несколько дней, выглядят поникшими, листья опущены к земле; в тени растения растут медленнее, чем на солнце. Рассмотреть с детьми цветы на клумбе, закрепить в речи детей их названия, учить различать их по величине, форме, цвету. Расширить представление детей о корневой системе (луковица, мочковатый корень, стержневой корень). Закрепить правило – не рвать цветы на газонах, клумбах, так как их сажают для красоты. Сравнить на огороде культурные растения и сорную траву (уточнить значение пропалывания сорняков, которые мешают нормальному росту посаженных растений, закрывают солнце). Закрепить названия овощей, растущих на грядках; сравнить плоды разной спелости, размера и формы. Объяснить, что не все овощи созревают одновременно. Рассказать, что многие растения называют «природными часами»: к 5 часам утра открывает свои соцветия цикорий, одуванчик, тюльпан, к 8-9 часам утра открываются соцветия у бархатцев, календулы, вьюнка; некоторые называют «природными барометрами»: по ним можно судить о приближении грозы, дождя, ненастья (маргаритки, ноготки). Познакомить детей с лекарственными растениями (ландыш, одуванчик, подорожник, календула, валериана, пион, чистотел и т.д.), отметить, что они не только красивые, но и полезные для человека, их используют при изготовлении лекарственных средств. Рассмотреть одуванчик, закрепить знание о строении, о его лекарственной пользе; уточнить, почему его называют «луговым солнышком»; когда светит солнце – одуванчик как бы копирует его, солнце прячется за тучу – и одуванчик тоже спрячется, укроется зелёными листочками, как одеялом. Чтобы в дождь семена его не разлетелись, он сжимается и парашютики удерживаются на месте. Рассмотреть подорожник (строение его листьев и стебля), объяснить его название – растёт у дороги, рассказать о его целебных свойствах (прикладывают при порезах, царапинах). Рассмотреть календулу: отметить ярко-жёлтые цветы, которые состоят из соцветия (по центру и каёмочкой цветки), отметить её использование как противовоспалительное средство. Рассмотреть крапиву, отметить, что её можно определить по жжению. Рассказать о её целебных свойствах (богата витаминами, обладает кровоостанавливающим свойством). Рассмотреть цикорий, отметить его красивые голубые соцветия, обратить внимание, что они открываются утром навстречу солнцу, а днём закрываются, солнцелюбивое растение (используют в лечебных целях, добавляют в чай). Показать детям, что растение меняется (из цветка появляются семена, которые потом распространяются путём приспособлений – пушинками, волосками, парашютиками, крючками), ближе к осени листья начинают желтеть, высыхают.

images (1).jpg

Наблюдение за насекомыми: формировать познавательный интерес и бережное отношение к насекомым; закреплять название, строение, размер, особенности внешнего вида, условий питания, способы передвижения, защиты от врагов и жизни насекомых; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; воспитывать бережное отношение к насекомым; систематизировать представление о значимости насекомых.

images.jpg

Объяснить детям, что с наступлением тепла появилось множество различных насекомых, рассмотреть с ними насекомых, отметить их отличительные и характерные признаки, способы передвижения, особенности внешнего вида. Отметить, что некоторые насекомые прыгают (кузнечик, блохи), бегают (тараканы, жуки, муравьи), ползают (гусеницы), летают (мухи, комары, бабочки, стрекозы, пчёлы, шмели, осы). Уточнить способы защиты насекомых от врагов (маскировка, изменение цвета, яркая окраска): кузнечиков и гусениц трудно заметить в зелёной траве или на ветках деревьев, яркие пятна и окраска крыльев предупреждает о том, что их нельзя трогать, едкая пахучая жидкость некоторых насекомых тоже отпугивает от них врагов, густые жёсткие волоски отпугивают птиц. Отметить, что есть полезные для человека насекомые (пчёлы, муравьи, божья коровка) и есть вредители (мухи, тараканы, блохи, тля, комары, некоторые виды бабочек). Объяснить, почему от некоторых насекомых нужно обязательно применять различные крема, гели – чтобы не заразиться от их укуса инфекционными заболеваниями. Объяснить, какую пользу приносят пчела (сбор мёда, изготовление лекарственных средств), муравьи (изготовление лекарственных средств), божья коровка (защита растений от тли). Уточнить с детьми особенности питания насекомых: некоторые поедают корни, стебли и листья растений, некоторые питаются нектаром цветов, некоторые питаются плодами овощных и фруктовых растений, едят древесину и кору деревьев, есть насекомые-хищники, которые поедают других насекомых. Особую пользу насекомые приносят растениям: перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу растений, тем самым опыляя другие растения. Рассмотреть комара и муху: отметить, что они приносят вред человеку через укус, так как являются переносчиками болезней; раздражают своим писком и жужжанием; самка комара ищет жертву, чтобы напиться свежей кровью; у мухи очень большие глаза, которыми она прекрасно видит, усики, которыми чувствует еду, хоботком впитывает в себя пищу, на её лапках есть специальные подушечки, благодаря которым она хорошо ползает. Рассмотреть божью коровку: отметить маленькую головку, усики, ножки, крылья; объяснить, что коровками они названы потому, что умеют выделять оранжевое «молочко» - едкую жидкость для отпугивания врагов; для этого они и окрашены так ярко, говоря «Мы не съедобные! Не прикасайтесь!»; рассмотреть на крыльях чёрные точки, они указывают на вид этого насекомого (двуточечная, пятиточечная, семиточечная); божья коровка может быть не только красной, но и жёлтой, коричневой, бронзовой; божья коровка приносят большую пользу человеку, поедая вредных насекомых (тлю, паутинного клеща); в поисках пищи может пролететь большое расстояние; на зиму прячется в щелках коры или зарывается в землю. Рассмотреть муравья - строение насекомого, способ передвижения, название дома, строение муравейника: муравей считается самым сильным на земле, хорошим строителем; рассмотреть утолщённое брюшко, грудь, голову, три пары маленьких ножек, сильные челюсти, подвижные усики; питаются муравьи сладкой жидкостью – выделениями тлей, любят берёзовый или кленовый сок, любят сахар; в лесу живут рыжие муравьи, около человека – чёрные муравьи; рассказать, что на постройку муравейника идут сухие веточки, соломинки, хвоя, мусор, муравейник изнутри напоминает лабиринт с множеством залов (кухни, детские) и ходов, под землёй располагается основная часть муравейника; объяснить, что муравей – чистоплотное насекомое, после путешествия он чистит свои усики, вылизывает языком своё тело от частиц пыли и грязи, муравьи и свой дом содержат в чистоте; уточнить, что муравьи – коллективные насекомые, живут большими колониями; муравьи умеют подавать сигналы друг другу, ориентироваться по солнцу; в муравейнике все подчиняются муравьиной принцессе (откладывает яички), заботятся о подрастающем поколении рабочие муравьи, охраняют муравейник муравьи-солдаты; обороняясь, муравей поднимается высоко на задних лапках и направляет конец брюшка вперёд, из ядовитой железы выпрыскивается жидкость; объяснить детям, что муравейники нельзя разорять, нужно беречь их, муравей приносит пользу человеку. Рассмотреть стрекозу: уточнить, что у неё четыре крыла, шесть ног, тело состоит из головы, брюшка и глаз, которыми она видит во всех направлениях, мощных челюстей, ноги покрыты шипами и щетинками; стрекоза – хищница, отыскивает добычу своими большими глазами, ловит мух, комаров (за раз может съесть 40 мух), поэтому любит кружиться над болотами, речками, озёрами; свои личинки стрекоза откладывает в воду; осенью стрекозы прячутся под сухой листвой, забиваются в щели коры и спят до весны. Рассмотреть шмеля: обратить внимание на его внешний вид (крупные размеры, яркий жёлто-чёрный цвет, волоски, четыре крыла, ядовитое жало); питается пыльцой и цветочным нектаром; живёт семьёй, осенью шмелиная семья погибает, остаются только молодые шмели; отметить схожие признаки с пчелой. Рассмотреть кузнечика: отметить зелёное, под цвет травы, тело, длинные усы, длинные ноги коленками назад, на которых находятся уши, крылья, на голове выпуклые глаза; кузнечики могут прыгать и ползать, любят солнце, стрекочут в траве с помощью трения крыльев; питаются мелкими насекомыми, растительной пищей, соком растений, нектаром цветов; от врагов спасаются благодаря защитной окраске. Рассмотреть бабочку: обратить внимание детей на красивых порхающих бабочек на участке; рассмотреть, как они летают или сидят на цветках, сложив крылья; объяснить, что бабочки появляются из гусениц; рассказать, что в древние времена люди верили, что бабочки произошли от цветков оторвавшихся растений; отметить, что бабочки различаются по величине, по окраске и форме крыльев; уточнить строение бабочки – две пары крыльев, которые покрыты цветными чешуйками, шесть ног, усики, хоботок; питаются бабочки нектаром или растительным соком; некоторые бабочки просто служат украшением природы, некоторые приносят пользу (бабочки тутового шелкопряда дарят шёлковые нити) и даже вредят человеку (бабочка-капустница откладывает яйца на капустных листах, из которых потом появляются прожорливые гусеницы). Рассмотреть пчелу: отметить строение пчелы – голова, брюшко, ножки, крылья, жало, тело покрыто волосками чёрного и жёлтого цвета, на задних ножках находятся корзинки для сбора пыльцы, пчела хорошо видит и различает цвета; в течение лета пчела опыляет огромное количество растений; с глубокой древности люди ценили трудолюбивую пчелу, называли её «труженицей», потом у что она даёт человеку мёд и воск; уточнить, что как муравьи, пчёлы живут семьями: в улье есть пчёлы-разведчицы, рабочие пчёлы, пчела – царица и придворные пчёлы, каждые занимаются своим делом; зимой пчёлы становятся вялыми, сонными, а некоторые погибают ещё осенью; если пчела ужалит человека, сама она погибает, так как не может вытащить жало.

Наблюдение за пауком: формировать у детей представление о том, что пауки относятся к классу паукообразных, близкому насекомым; расширить представления об образе жизни пауков, их отличительных признаках; отметить пользу пауков для человека.



imgpreview (1).jpg

Рассмотреть паука: отметить, что тело разделено на две части – брюшко и головогрудь, на голове восемь глаз и рот, четыре пары ног, паутинная бородавка, с помощью которой он плетёт свою паутину; паутина для паука, как маленький парашют, на котором отправляются в путешествие маленькие паучки, осваивая новые места; паук – хищник, питается мелкими мухами, комарами, жучками, бабочками, тем самым помогая человеку, уничтожая вредных насекомых; есть на земле и ядовитые пауки, которые живут в лесах и пустынях, от укуса которых человек может погибнуть.

Наблюдение за дождевым червем: познакомить детей с дождевым червем; отметить строение его тела; объяснить пользу для человека.

Рассмотреть дождевого червя: уточнить, что обитает он в почве; питается отмершими частями растений; тело состоит из члеников; червь рыхлит землю, способствует проникновению в неё тёплого воздуха и влаги.

Наблюдение за улиткой: познакомить детей с улиткой; уточнить её строение, способ передвижения.

Рассмотреть улитку: объяснить, что вся нижняя часть улитки представляет собой сплошную «ногу» - имеет гладкую поверхность, с помощью мышц улитка может скользить по земле, есть также усики, глаза, рот, язык и раковина; улитка никогда не заблудится, инстинкт всегда приведёт её к укрытию; улитки живут на суше или в воде.

Наблюдение за птицами: формировать у детей общие представления о птицах; познакомить с отдельными видами птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам; расширить представление о жизни птиц летом; учить распознавать птиц.

3241.jpg

Объяснить детям, что лето в жизни птиц – это пора высиживания птенцов, птицы заботятся о них, добывают корм; отметить, что птицы отличаются от других живых существ тем, что могут летать, для этого природа их снабдила крыльями, перьями, обтекаемой формой тела; понаблюдать за повадками птиц – ворона любит находиться на толстых ветках деревьев, воробьи – на ветках кустов, голуби – на крышах; отметить, как птицы передвигаются при приближении людей: стремительно улетают, вспархивают, неторопливо улетают.

Понаблюдать за ласточкой: уточнить, что ласточка – это перелётная птица; ласточки питаются насекомыми, схватывая их на лету, в сухую погоду ласточки летают высоко, а перед дождём – у самой земли, так как крылышки насекомых впитывают влагу и становятся тяжелее.

Понаблюдать за воробьём: понаблюдать за повадками воробья, рассмотреть внешний вид; отметить, что воробьи живут стайками, но у каждой особи есть гнездо и семья; передвигается воробей прыжками – это его отличительная особенность; питается и крошками, и насекомыми, и зернышками; воробей сооружает гнездо, но он плохой строитель, поэтому может захватить уже готовый скворечник; если воробей находит обильный корм, он начинает громко чирикать, созывая своих собратьев.

Понаблюдать за голубем: отметить общий вид голубей – маленькая голова и короткая шея, короткие ноги с четырьмя пальцами, длинные крылья; у голубя хорошо развит слух; держатся голуби стайками, но пары создают на всю жизнь.

Понаблюдать за вороной: уточнить, что ворона – птица двухцветная (туловище пепельно-серое, а всё остальное - чёрное); она целыми днями разыскивает для себя еду, может рыться в мусорных контейнерах, на свалках, помойках, когда еда найдена, ворона может съесть её тут же, сидя на заборе или дереве, ворона может даже разорить чужие гнёзда; ворона очень осторожная птица, наблюдательная, чутко реагирует на всё вокруг; отметить её важную походку; ворона не только громко каркает, но умеет подражать собачьему лаю, смеху человека.

Наблюдение за животными: продолжать знакомить детей с разнообразием животного мира; отметить отличительные особенности животных, как приспособились к разным условиям существования; воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Понаблюдать за кошкой: уточнить и расширить представление о кошке (строение тела, повадки); понаблюдать, как кошка может охотиться за птичками; обратить внимание, как мама-кошка заботится о своих котятах; понаблюдать за игрой котёнка; закрепить у детей представление о том, что нужно беречь и ухаживать за своим домашним питомцем.



imgpreview.jpg

Опыты и экспериментирование.

1. Наблюдение за мелкими лужами, которые быстрее высыхают, вода в них испаряется быстрее, чем в глубоких.

2. Сравнить цвет и свойства сырого и сухого песка.

3. Сравнить песок и почву: они намокают, сохнут под воздействием солнечных лучей, можно лепить; отличаются составом (песок однороден, почва нет).

4.«Весёлые кораблики»: уточнить плавучесть предметов, сделанных из разных материалов (дерева, пластмассы, железа, бумаги).

5. «Состояние почвы в зависимости от температуры и погодных условий» : полить землю, как будто прошёл дождь, она потемнела, стала мокрой, холодной, липкой. На солнце земля сухая, светло-коричневая, рассыпчатая, тёплая.

6. «Что будет, если огород не пропалывать?»: систематически пропалывая огород, оставить небольшую грядку нетронутой, убедиться, как сорняки растут быстрее, мешают нормальному росту овощей.

7. Опыт с сахаром: положить на муравейник кусочек сахара и посмотреть, как муравьи быстро его облепят и отнесут в муравейник, так как любят сладкое.

8. «Солнечный зайчик»: вынести на прогулку в солнечный день зеркальце и поиграть с бликами солнца – «солнечными зайчиками».

9. «Какие предметы быстрее нагреваются на солнце?»: уточнить, какие предметы быстрее нагреются на солнце – камень, железо, дерево, пластмасса.

10. «Потребность растений в воде»: отметить, что станет с растением, если его не поливать – оно постепенно начнёт засыхать.

11. «Защитное приспособление бабочки»: вырезанные из бумаги крылья бабочки сложить вертикально и распахнуть – птицам сверху видны бабчки с распахнутыми крыльями, а не бабочки, которые сидят с вертикально поднятыми вверх крылышками.

12. «Как огурец попал в бутылку?»: на огуречную грядку положить пластиковую бутылку, в отверстие вводят маленький огурчик, по мере роста огурец будет занимать свободное место в бутылке и примет её форму.

13. «Упорный муравей»: на пути следования цепочки муравьёв положить препятствия (щепочки, веточки). Муравьи с упорством будут переползать через них и возвращаться на свою тропинку.

14. «Откуда дует ветер?»: вынести детям вертушки и уточнить, с какой стороны дует ветер, какой он по силе.

15. «Как вода поступает к листьям?»: срезать ромашку, поместить в подкрашенную воду, через несколько дней разрезать стебель (он будет окрашен). Чем дольше простоит растение, тем выше поднимется вода.

Народные приметы о лете.

Лето дождливое – зима будет снежная.

Чем раньше начинает цвести черёмуха, тем жарче будет лето.

Облака пошли против ветра – к дождю.

Пчёлы прячутся в улей – к дождю.

Туман быстро рассеивается – хорошая погода установится надолго.

Облака бегут быстро – к хорошей погоде.

Воробьи нахохлились – быть дождю.

Ночью нет росы – к ненастью.

Если утром выпало много росы – будет очень жарко.

Лягушки расквакались – к непогоде.

Паук усиленно плетёт сети – к сухой погоде.

Радуга вечером – к хорошей погоде, а утром – к дождю.

Паук забился в угол – к ветру.

Дым от костра стелется по земле – к дождю.

Муравьи делают большие муравейники – будет суровая зима.

Лес притих – перед грозой.

Ласточки летают низко – быть дождю.

Пословицы и поговорки о лете.

Худо лето, когда солнца нету.

Когда лето в холодке сидит, зимой наплачется.

Лето собирает, а зима поедает.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

В июне солнце высоко, а с утра до вечера далеко.

Что летом родится, зимой пригодится.

Летний день за зимнюю неделю.

Много комаров – готовь коробов; много мошек – готовь лукошек.

В июле солнце ликует.

Будет дождь, будет и рожь.

В июне заря с зарёю сходятся.

Месяц июнь: «Ау!» закромы в амбарах пусты.

Июнь – месяц красный, румянец года.

Июль – экватор года, лето делит пополам.

Не топор кормит мужика, а июльская работа.

Плясала б баба, да макушка лета настала.

Июль – страдная пора сенокоса.

Лягушек бояться – в реке не купаться.

Август – венец лета.

Стихи и загадки о лете.

Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает, когда это бывает? (Летом)

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

Я реки согреваю, купайтесь – приглашаю.

И любите за это

Вы все меня, я…(лето)

Лето.

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна,-

Значит, это уже лето!

Значит, кончилась весна!

Е. Трутнева



Лето.

Сколько запахов у лета!

Сладкий – липового цвета,

Горький – листьев тополиных,

Нежный – еле уловимый

Запах зреющей малины.

Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника.

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчёлки на цветке…

Как зовётся время это?

Угадать нетрудно!..(Лето)



Июнь.

Теплый длинный-длинный день

В полдень – крохотная тень.

Зацветает в поле колос,

Подаёт кузнечик голос,

Дозревает земляника.

Что за месяц, подскажи-ка?

Июль.

В этот месяц, что ни в год,

Над землёй жара плывёт.

И не зря в кусты забился

Первый заячий приплод.

Август.

Листья клёна пожелтели,

В страны юга улетели

Быстрокрылые чижи.

Что за месяц, подскажи!

Летом.

Все тропинки, все дорожки

Белым пухом замело.

Он влетает к нам в окошко,

Всё вокруг белым – бело.

Пухом озеро одето,

Как в снегу лежат поля.

Снежный пух горячим летом



Всюду сыплют тополя.

372.jpg

butterflies-and-flowers--insects--summer_19-110870.jpg

4991247_ca76c7b3.jpg

zemlyanika.jpg





Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. Гельвеций
ещё >>