Методические указания по выполнению контрольной работы Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания по выполнению контрольной работы Контрольная... 5 846.71kb.
Контрольная работа для студентов заочной формы обучения Методические... 4 835.11kb.
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов... 1 355.12kb.
Практикум и методические указания к выполнению контрольной работы... 1 184.5kb.
Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине... 1 74.85kb.
Методические указания по выполнению контрольной работы обсуждены... 3 421.97kb.
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной... 1 252.37kb.
Методические указания пор выполнению контрольной работы Контрольные... 1 236.39kb.
Методические указания и задания контрольной работы для студентов... 2 472.97kb.
Методические указания по выполнению контрольной работы 3 Варианты... 1 307.03kb.
Методические указания по выполнению контрольной работы слушателями... 8 1288.82kb.
Свобода и зависимость Предисловие 13 2201.59kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические указания по выполнению контрольной работы Контрольная работа по дисциплине - страница №1/4

Русский язык и культура речи

Контрольная работа для студентов заочной формы обучения (бакалавриат)
Методические указания по выполнению контрольной работы
Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» является допуском студента заочной формы обучения к зачету.

Целью написания контрольной работы является закрепление теоретических знаний в процессе самостоятельного выполнения практических заданий различного характера.

Перед студентом стоят следующие задачи:

1. выполнить практические задания в соответствии с требованиями норм русского литературного языка;

2. выполнить в соответствии с заданием работу с текстами разных функциональных стилей русского литературного языка.



Номер варианта контрольной работы определяется по последней цифре номера зачетной книжки студента.

Каждый вариант контрольной работы содержит 10 заданий по следующим темам курса:

1. Нормы ударения

2. Нормы произношения

3. Лексические и фразеологические нормы

4. Морфологические нормы

5. Синтаксические нормы

6. Коммуникативный аспект

7. Этический аспект

8. Официально-деловой стиль

9. Научный стиль

10. Публицистический стиль



Структура контрольной работы:

1. Титульный лист.

2. Контрольная работа.

3. Список литературы.



Требования к оформлению работы:

1. Контрольная работа оформляется в соответствии со стандартом вуза «Требования к выполнению и оформлению письменных работ».

2. Контрольная выполняется в текстовом редакторе WORD на формате бумаги А4 (210-297 мм). Требования к полям: правое – 10 мм, верхнее, левое и нижнее – 20 мм. Установки текста: шрифт – Times New Roman, кегль 14; межстрочный интервал – 1,5; интервал между словами – 1 знак; абзац – 1,25; выравнивание – по ширине; автоматический перенос слов.

3. Выполняя работу, следует списать формулировку задания и выполнить его по предложенному образцу.

4. В конце работы оформляется библиографический список. Источники располагаются в алфавитном порядке. Каждый источник имеет свой порядковый номер и располагается от абзаца.

Критерии оценки выполнения контрольной работы:

Каждое правильно выполненное задание оценивается в 10 баллов. Максимально возможное количество баллов за работу – 100. Оценка «зачтено» за контрольную работу ставится в случае, если студент набрал не менее 70 баллов за работу. В противном случае работа возвращается студенту для работы над ошибками.



Вариант 1
1. Поставьте ударение в словах. При выполнении задания используйте орфоэпический словарь русского языка или словарь трудностей русского языка.

Агент, боязнь, генезис, досуг, иконопись, индустрия, километр, намерение, туника, христианин.


2. Слова с твердыми согласными перед е выпишите в один столбик, а с мягкими – в другой. Если в слове две и более буквы е, согласные перед ними могут произноситься по-разному. В этом случае выпишите слово в оба столбика и подчеркните в соответствующем столбике, какой именно согласный звук вы имеете в виду.

Адекватный, буриме, декрет, диспансер, консенсус, литера, ордер, пресса, синтез, термин.


3. Объясните различия между паронимами. Составьте словосочетания или предложения с каждым из них.

Образец: Я оказался в комичной ситуации (комичный – смешной забавный, полный комизма). В молодости он прославился как комедийный актер (комедийный – относящийся к комедии).

Адресат – адресант, бракованный – браковочный, дипломат – дипломант, жилищный – жилой, командировочный – командированный, представить – предоставить, самолюбие – себялюбие, статичный – статический, типичный – типовой, человеческий – человечный.


4. Употребите имена существительные в контексте, выявляющем их родовую принадлежность (в сочетании с прилагательным или с глаголом в форме прошедшего времени).

Образец: Я люблю крепкий кофе без сахара.

Визави, Дели, кенгуру, пани, такси, тюль, факсимиле, Чили, шампунь, эмбарго.


5. Найдите и исправьте ошибки в использовании деепричастных оборотов.

Образец: Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа. – Когда я проезжал мимо станции, у меня слетела шляпа.

1. Закончив работу, мне стало радостно на душе. 2. Закончив рукопись, она была передана редактору. 3. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 4. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов. 5. Приняв смену, дежурные водители направляются диспетчером по объектам. 6. Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьезной доработке. 7. Не обладая какими-либо преимуществами, станок не должен использоваться на особо ответственных операциях. 8. Соблюдая режим питания, ваше самочувствие намного улучшится. 9. Гуляя по коридору, нашелся карандаш. 10. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался.


6. Устраните логические ошибки, определите их вид.

Образец: Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей. Алогизм (синтаксис сравнивается с научными статьями). Синтаксис энциклопедических статей отличается от синтаксиса других научных статей.

1. Ввиду болезни моей жены, я чувствую себя хорошо и прошу отпустить меня досрочно из санатория. 2. Необходимо сравнить результаты, полученные при третьем обследовании, с предыдущими обследованиями. 3. Применение березового гриба рассматривается как общеукрепляющее средство. 4. Низкую температуру в служебных помещениях стремятся компенсировать всевозможными обогревательными приборами. 5. Окончание курсов в правовом отношении не приравнивается к высшим и средним учебным заведениям. 6. Парк паровозов заменился тепловозами, и с их вводом значительно уменьшилось количество топлива и воды. 7. Творчество композитора опирается на развитие лучших традиций русского искусства. 8. Женщине присудили пятьдесят процентов мужа. 9. Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех лет, сдаются в архив. 10. Доставка груза производится вертолетом по бездорожью.


7. Объясните, в какой речевой ситуации уместен выбор данной формы приветствия. Передает ли данная формула дополнительную информацию? Укажите, какую.

1. Здравствуй! 2. Здравствуйте! 3.Рад вас приветствовать! 4. Добро пожаловать! 5. Я так вам рад! 6. Доброе утро! 7. Добрый день! 8. Добрый вечер! 9. Здорово, браток! 10. Привет!


8. Назовите ошибки, допущенные в тексте ответа на рекламацию. Отредактируйте текст.

Ваша претензия о взыскании 156 500 руб. за выполнение некачественных ремонтных работ и невыполненных в срок нами признана необоснованной и не подлежащей рассмотрению по следующим причинам:

материалы, необходимые для выполнения работ были доставлены не в срок, оговоренный в договоре;

работа бригады не проплачена в оговоренный срок.


9. Прочитайте данные фрагменты текстов. Прокомментируйте функции выделенных языковых средств.

Возможные функции: причинно-следственные и условно-следственные отношения между частями информации; временнáя соотнесенность частей информации; сопоставление и противопоставление частей информации; дополнение и уточнение данной информации; выделение частного случая или пояснение; порядок перечисления; обобщение или итог предыдущей информации; ссылка на предыдущую или последующую информацию.

Образец: Как было сказано – ссылка на предыдущую информацию.

Поэтому – причинно-следственная связь.

Из этого следует – обобщение, вывод, итог предыдущей информации.

1. Это означает, что средства информатизации необходимо рассматривать аналогично всем другим основным средствам фирмы и оценивать их использование по тем же критериям, в частности, в отношении эффективности капиталовложений. 2. Оборотные средства это, прежде всего, деньги, а также средства, которые могут быть быстро обращены в деньги или полностью использованы в течение короткого времени (нормативный срок – до одного года). 3. С одной стороны, этот период зарекомендовал себя в практике планирования, потому что ожидаемое в эти сроки развитие внешнего окружения и обстановки внутри предприятия еще более или менее реалистично может быть оценено. С другой стороны, внутри этого интервала времени может быть также полностью учтена реализация тех концепций в информационных системах как на предприятии, так и вне его, которые требуют в какой-то своей части и несколько большего времени. 4. Таким образом, АСУ разворачивались для того, чтобы предприятие могло быстрее и лучше выполнить спущенный сверху план. 5. Кроме того, на каждом предприятии должна быть выработана стратегия менеджмента данных в условиях катастроф. 6. В заключение необходимо отметить, что защита системы не может быть идеальной и не должна строиться как абсолютная. 7. Загрузка клиентских интерфейсов на рабочие станции произойдет автоматически; следовательно, число штатных администраторов можно уменьшить. 8. Предприятию, во-первых, необходимо приложить усилия и затратить средства для приобретения работником начальных знаний (часто обозначаемых как компьютерная грамотность); во-вторых, в соответствии с избранным профилем его деятельности необходимо интенсифицировать и актуализировать его ресурс также и в других задачах и функциях информационного менеджмента. 9. Следует подчеркнуть, что при разработке системного журнала и обязанностей системного администратора эти вопросы и обязанности редко согласуются с экономистами предприятия, которые, в свою очередь, тоже редко ставят перед системными администраторами такие учетные задачи. 10. Это имеет место, например, для банков, бирж и страховых обществ, ряда государственных учреждений и др.


10. Сделайте простой рерайтинг статьи.

Двенадцать станций на Кольцевой – это двенадцать... знаков зодиака

Крысы, говорите, двухметровые водятся? Есть метро-2 и тайные закрытые станции? Ну, это бородатые истории. А вот новая. Журналист Армандо Торно из популярной итальянской газеты «Corriero della Sera» выяснил, что конфигурация московского метро... списана с астрологической карты англичанина Якова Брюса, который спасался в России от Кромвеля. Брюс был полководцем Петра I, ученым и алхимиком. Его называли Московским Нострадамусом.

«Карта Брюса хранилась в государственном архиве и ее однажды велел доставить к себе Сталин, – пишет Торно. – Карта использовалась при проектировании московского метро. Не зря оно построено по солнечной модели, а на Кольцевой линии именно 12 станций по числу знаков зодиака и апостолов Иисуса. Тринадцатую станцию построить так и не удалось, хотя было много разных проектов».

Круто! Яков Брюс, Сталин, апостолы...

– Да, Сталин утверждал схему метро, – рассказал «КП» главный архитектор ОАО «Метрогипротранс» Николай Шумаков. – Но занимался он только первой, Сокольнической линией. А потом всю работу свалил на Кагановича. К тому же Кольцевая линия строилась в последние годы жизни Сталина, когда ему было не до метро. А солнечная конфигурация объясняется просто: она лишь копирует конфигурацию наземных дорог Москвы. Причем и в метро, и на земле такая схема движения – радиус и кольца – создает мегаполису кучу проблем. Все потоки стекаются в центр. Ни в одном метро мира такой конфигурации нет. И ее нужно постепенно менять – без всякой мистики.

Кстати, не подкинуть ли итальянским коллегам солнечную ответную идею: Рим основали вовсе не Ромул и Рем, а откочевавшие на Тибр выходцы из Крыма. Просто по пути потеряли букву «К» – штормило сильно... (Никита Миронов, «Комсомольская правда». 27.08.2010).



Вариант 2
1. Поставьте ударение в словах. При выполнении задания используйте орфоэпический словарь русского языка или словарь трудностей русского языка.

Алкоголь, взаперти, доцент, инструмент, кладовая, некролог, портфель, слабо, углубить, цемент.


2. Слова с твердыми согласными перед е выпишите в один столбик, а с мягкими – в другой. Если в слове две и более буквы е, согласные перед ними могут произноситься по-разному. В этом случае выпишите слово в оба столбика и подчеркните в соответствующем столбике, какой именно согласный звук вы имеете в виду.

Адепт, бутерброд, демократия, дрейф, конгресс, маклер, отель, продюсер, синтетический, термометр.


3. Подберите паронимы к следующим словам. Составьте с ними словосочетания или предложения. Объясните различие лексических значений.

Образец: Комичный (смешной забавный, полный комизма) – комедийный (относящийся к комедии). Я оказался в комичной ситуации. В молодости он прославился как комедийный актер

Бедственный, вздох, главный, дельный, доверительный, личностный, масленый, особенный, техничный, туристский.


4. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода, дайте их функционально-стилистическую характеристику. Отметьте случаи, когда соответствия нет.

Образец: Агроном – нет существительного женского рода.

Секретарь – секретарша (разговорное).

Адвокат, артист, врач, директор, доцент, инженер, лаборант, педагог, писатель, продавец.


5. Найдите и исправьте ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого.

Образец: Никто, даже самые способные студенты, не могли решить эту задачу. – Никто, даже самые способные студенты, не мог решить эту задачу.

1. Ряд столов стояли посередине аудитории. 2. Пять студентов подошло к экзаменационному столу. 3. На конгресс прибыли двести пятьдесят один делегат. 4. Тысяча человек отправилось в турне. 5. Прошли сто лет. 6. На экскурсию пошли всего десять студентов. 7. Полчаса, проведенные в обществе такого интересного собеседника, прошло незаметно. 8. Много выпускников нашего вуза стали работать на предприятиях города. 9. Правление клуба, в том числе председатель и его заместитель, много сделали для организации этого вечера. 10. РЭУ начал оформлять документы на переселение жильцов.


6. Устраните логические ошибки, определите их вид.

Образец: Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей. Алогизм (синтаксис сравнивается с научными статьями). Синтаксис энциклопедических статей отличается от синтаксиса других научных статей.

1. Промежуток между школой и жизнью занимает короткое время, а в памяти остается надолго. 2. Премировать работников яслей за выполнение плана по уровню заболеваемости детей. 3. Прошу прописать меня без права жилья. Обещаю не жить. 4. Борьба с гриппом – очень важное мероприятие, сокращающее здоровье работников фирмы. 5. Состояние больного удовлетворительное: температура нормальная, стула не было, был обход профессора. 6. Размеры контрольной плоскости должны быть больше подготавливаемой плоскости. 7. Белки злаков по биологической ценности уступают как продуктам животноводства, так и зернобобовым культурам. 8. Подобно многим другим произведениям, идея этой картины вынашивалась художником в течение ряда лет. 9. Вырубка древесины по берегам рек наносит ущерб окружающей среде. 10. Водитель «Нивы» Гуляев оказался на улицах города с неисправными тормозами и поврежденным крылом.


7. Объясните, в какой речевой ситуации уместен выбор данной формы приветствия. Передает ли данная формула дополнительную информацию? Укажите, какую.

1. Легок на помине! 2. Приветствую вас! 3. Мое почтение. 4. Салют! 5. Позвольте приветствовать вас! 6. Наше вам! 7. Доброго здоровьица! 8. Здравия желаю! 9. Как ваше ничего? 10. Вот уж не ожидал вас здесь встретить!


8. Назовите ошибки, допущенные в тексте оферты (коммерческого запроса). Отредактируйте текст.

ЗАО «СТРОЙка» просит рассмотреть вопрос о сотрудничестве с Вашим предприятием по осуществлению ремонтных работ.

Наша компания осуществляет свою деятельность на рынке строительных услуг уже более 10 лет. Мы работали с такими предприятиями как гостиница «Волга», мотель «Тверь», гостиница «Турист» и с другими предприятиями в сфере гостеприимства. Именно поэтому у нас имеется необходимый опыт для выполнения ремонтных работ в вашей гостинице. А также наша компания выполняет работы по выгодным ценам и качественно.

Мы готовы выполнить все необходимые работы по ремонту помещений вашей гостиницы в ближайшее время.

Готовы выехать к вам для совместного обсуждения нашего сотрудничества.
9. Выпишите из предложений слова, указывающие на логическую связь мыслей (последовательность, противопоставление, сопоставление, дополнение, пояснение, уточнение).

1. Кроме того, данный подход связан с принудительным внедрением культурных норм, что может привести к их отторжению или конфликту членов организации с ее нормативной культурой. 2. Сначала специфицируются все имеющиеся ИС и все задействованные к данному моменту ресурсы. 3. Например, в одном из штатов США сантехнику полагается довольно высокая заработная плата, но каждый вызов (независимо от причины) в жилой дом влечет за собой большой штраф. 4. При этом проверяется степень влияния инноваций на все компоненты организации и производятся действия по преодолению сопротивления изменениям и снятию неопределенности (см. далее). 5. Эти структурные единицы создаются в недрах управления организацией, затем налаживаются механизмы самоорганизации и создается соответствующая нормативная база, что свидетельствует о завершении деятельности управляющих. 6. Наконец, прогресс вычислительных и сетевых средств во всех их классах также решительным образом влияет на принятие решений как при создании ИС, так и на всех стадиях ее использования и развития. 7. В связи с этим следует отметить важную роль, которую играют специалисты по компонентам Software системы, т.е. по всем программным средствам, базам данных, каталогам, нормативам, технологическим процессам и т.д., которые далее будут фигурировать как «программисты» в таком широком смысле. 8. Итак, при выполнении данного задания работник весьма слабо мотивирован в основном из-за несоответствия сложности задания и его результатов. 9. Многие социологи, политологи, экономисты полагают, что рынок – наилучший регулятор обменов и, следовательно, организационные структуры должны быть ориентированы на законы существующего рынка. 10. В современных организациях (особенно в нашей стране) многие считают, что главным условием выживания организации является производство качественной продукции.


10. Сделайте простой рерайтинг статьи.

Насыпьте, пожалуйста, стакан воды

Британские ученые отмочили: изобрели сухую воду

Доктор Бен Картер (Dr Ben Carter) из Университета Ливерпуля (University of Liverpool) продемонстрировал свое изобретение – сухую воду – на 240-й национальной конференции Американского химического общества в Бостоне (240th National Meeting of the American Chemical Society in Boston). Насыпал по стаканам.

Сухая вода представляет из себя порошок, похожий на сахарную пудру. И на 95 процентов состоит из «мокрой» воды. По сути это и есть пудра из крошечных пылинок. Каждая пылинка – полая, эдакий крошечный пузырь. Внутри обычная вода, мокрая. Снаружи – оболочка из двуокиси кремния.

Насколько Бен Картер оригинален, сказать трудно. Ведь нечто подобное – примерно 20 с лишним лет назад – мне показывали в Московском энергетическом институте (МЭИ). Еще тогда там умели изготавливать крошечные пузыречки, в которые можно было бы спрятать все что угодно – от воды до газов. Например, ученые МЭИ предлагали делать сухой водород – микроскопические полимерные сферы с этим горючим газом внутри, сжатым до нескольких тысяч атмосфер. По идее, такая «пыль» должна была служить топливом водородных автомобилей, безопасное хранение которого – большая проблема до сих пор.

Что случилось с российской разработкой, не известно. Не исключено, что именно ею доктор Бен и воспользовался. Он подробностей не сообщает. Но наши специалисты, под руководством, как сейчас помню, профессора Евгения Аметистова, изготавливали контейнеры, разбивая вибрацией тончайшие струйки. Они-то и рассыпались на полые шарики сразу с необходимым содержимым внутри.

Скорее всего, сухая вода доктора Бена – продукт показательный. Ведь особой практической пользы конкретно в ней нет. Да, перевозить и хранить проще. Но как использовать? Можно, конечно, раздавить оболочки из кремния. Потом – добыть и отцедить содержащуюся в них «мокрую» воду. Только это, наверное, весьма трудоемко.

Сам же британский ученый намекает, что в крошечные контейнеры хорошо бы закачивать углекислоту, изымая излишки этого парникового газа из окружающей среды. Тем самым можно было бы бороться с глобальным потеплением (Владимир Лаговский, «Комсомольская правда». 26.08.2010).

Вариант 3
1. Поставьте ударение в словах. При выполнении задания используйте орфоэпический словарь русского языка или словарь трудностей русского языка.

Вероисповедание, вредно, дремота, заржаветь, исчерпать, отрочество, премирование, столяр, украинка, цепочка.


2. Слова с твердыми согласными перед е выпишите в один столбик, а с мягкими – в другой. Если в слове две и более буквы е, согласные перед ними могут произноситься по-разному. В этом случае выпишите слово в оба столбика и подчеркните в соответствующем столбике, какой именно согласный звук вы имеете в виду.

Академотпуск, бухгалтер, демпинг, имиджмейкер, контекст, менеджер, панель, протез, спичмейкер, термос.


3. Подберите подходящие синонимы из скобок к данным паронимам.

Образец: Понятный – понятливый (ясный, способный).

Понятный – ясный, понятливый – способный.

1. Длинный – длительный (протяженный, долговременный).

2. Запасный – запасливый (предусмотрительный, резервный, дополнительный).

3. Злой – злостный (недобрый, вредный, злонамеренный, свирепый).

4. Нестерпимый – нетерпимый (недопустимый, невыносимый).

5. Оборотливый – оборотный (предприимчивый, противоположный).

6. Опасный – опасливый (рискованный, осторожный).

7. Скрытый – скрытный (неоткровенный, тайный).

8. Удачный – удачливый (счастливый, везучий, успешный).

9. Фактический – фактичный (действительный, достоверный, документальный).

10. Явный – явственный (бесспорный, нескрываемый, четкий, отчетливый).
4. Раскройте скобку, выбрав нужную форму. Прокомментируйте свой выбор.

Образец: Апельсинов в магазине не было (литературной является полная форма родительного падежа у существительных, обозначающих названия плодов и овощей).

1. Многие упускали из (вида, виду), что цеху не хватает рабочих. 2. На личном (счете, счету) многих спортсменов значительное увеличение скорости забегов. 3. Сидорову не хватило (духа, духу) признать свою вину. 4. Самолет совершил посадку в (аэропорте, аэропорту). 5. До сих пор в (цехе, цеху) нет радио. 6. На комбинате построено отделение объемной закалки (рельс, рельсов). 7. Из стеклянных шариков вытягивается нить диаметром несколько (микрон, микронов). 8. База отгрузила магазину четыре тонны (помидор, помидоров). 9. Производство детских (шорт, шортов) будет скоро налажено. 10. Больнице было передано двести комплектов одеял, наволочек и (простынь, простыней).


5. Согласуйте определения с определяемыми словами, выбрав одну из заключенных в скобки форм (А). Выберите одну из заключенных в скобки форм приложений (Б).

Образец: А. Первые два места поделили российский гроссмейстер и венгерский мастер.

Б. Родом он был из села Крюково.

следующая страница >>



Никто так не нуждается в отпуске, как человек, только что вернувшийся из отпуска. Элберт Хаббард
ещё >>