Методические указания по проведению практических занятий и выполнению семестрового задания - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по выполнению семестрового задания. 7 813.98kb.
Методические указания по проведению практических занятий на тему... 1 230.79kb.
Методические указания по проведению практических занятий 1 47.13kb.
Методические указания по проведению практических занятий и выполнению... 1 419.39kb.
Методические указания для студентов по проведению практических занятий... 14 2153.69kb.
Методические рекомендации по проведению практических занятий по дошкольной... 6 1098.74kb.
Рабочая программа по дисциплине планы семинарских (практических) 5 962.2kb.
Методические указания по изучению дисциплины «Экономика предприятия» 5 1393.93kb.
Методические указания, контрольные задания и типовые примеры по теоретической... 7 776.38kb.
Учебно-тематический план по разделам и видам занятий по дисциплине... 4 1005.97kb.
Методические указания по выполнению практических занятий по курсу... 1 84.24kb.
Группа 7 1,2 Куратор группы: Фиоктистова Галина Викторовна 3 370.23kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические указания по проведению практических занятий и выполнению семестрового - страница №1/1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



КАМЫШИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА




Кафедра «Гуманитарные науки»

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Методические указания

по проведению практических занятий

и выполнению семестрового задания


РПК «Политехник»

Волгоград

2005


ББК 67.404.4 я 7

С 30


СЕМЕЙНОЕ ПРАВО: Методические указания по проведению практических занятий и выполнению семестрового задания / Сост. С. Г. Негматова; Волгоград. гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2005. – 30 с.
Издание включает в себя материалы, необходимые для проведения практических занятий: основные, контрольные вопросы, задания, задачи, тематику докладов и рефератов, списки рекомендуемой литературы, а также методические рекомендации по подготовке к занятиям и организации самостоятельной работы студентов.

Предназначены в помощь студентам среднетехнического факультета, обучающимся по специальности 0201 «Правоведение».


Библиогр.: 23 назв.

Рецензент И. И. Евтушенко


Печатается по решению редакционно-издательского совета

Волгоградского государственного технического университета

Волгоградский

государственный

технический

университет, 2005

Предисловие


Учебная дисциплина «Семейное право» является специальной в структуре основной профессиональной программы.

При изучении курса «Семейное право» нельзя ограничиваться только усвоением теоретических положений. Необходимо постоянно работать с Семейным и Гражданским кодексами РФ, Законами РФ «Об актах гражданского состояния», Бюллетенем Верховного Суда РФ в отношении вопросов семейного права и судебной практики.

Глубокие знания по дисциплине «Семейное право» необходимы для всех юристов, особенно для работников суда, органов опеки и попечительства, ЗАГС, адвокатов, прокуроров и т.д., поскольку они в своей деятельности повседневно сталкиваются с необходимостью решения жизненно важных для граждан вопросов, регулируемых нормами семейного права.

Программа учебной дисциплины составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 0201 «Правоведение», утвержденным 21 февраля 2002 г. регистрационный номер №04-0201-Б.

В соответствии с данным стандартом студент должен:

иметь представления: об истории развития семейного права; о проблемах семейного права в нашей стране и за рубежом.

знать: источники семейного права и семейные правоотношения; брачные правоотношения; личные имущественные отношения в семье; акты гражданского состояния.

уметь: анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейных отношений на основе применения соответствующих нормативно-правовых актов.

Практические занятия проводятся по большинству тем и имеют целью развитие у студентов умения юридически анализировать конкретные ситуации и правильно применять к ним закон.

Задачи систематизированы по темам и охватывают все наиболее сложные вопросы. Включенные в практикум задачи подлежат решению на основе норм семейного и гражданского законодательства Российской Федерации, а также международных договоров.

Решение задач должно подтверждаться ссылками на нормативные источники с приведением конкретных ответов на поставленные в задачах вопросы.



Организация и ход практических занятий
Задачи: Углубить и закрепить теоретические знания, полученные студентами в ходе изучения теоретической части дисциплины «Семейное право».

Учебная цель: Привить практические навыки решения конкретных юридических ситуаций в области семейных правоотношений на основе семейного и гражданского Законодательства РФ, юридически грамотного формулирования принятого решения.

Воспитательная цель: Выработать убежденность в значимости справедливости, основанного на законе, решения проблем семейных правоотношений для жизни общества в целом, отдельной семьи и отдельного гражданина.

Метод: Групповое упражнение.

Время: 10 часов (5 занятий).
Расчет времени при проведении каждого практического занятия


  1. Вводное слово – 5 минут.

  2. Контрольный опрос – 15 минут.

  3. Решение конкретных юридических ситуаций – 35 минут.

  4. Разбор решений – 25 минут.

  5. Заключение – 5 минут.



Ход занятий

Занятие начинается со вступительного слова преподавателя, в котором он объявляет цели и задачи занятия, общее время, отведенное на его проведение и расчет времени на отдельные его этапы, объявляет порядок его проведения и рейтинговые баллы оценки его результатов.

Занятия проводятся методом группового упражнения, в ходе которого студенты должны дать правовую оценку ситуации в целом и действиях каждого субъекта правоотношения. Затем решить предложенную проблему, выступая поочередно в роли каждого, предусмотренного условием задачи действующего лица.

Перед отработкой практического задания преподаватель проводит контрольный опрос по теоретическим вопросам, знание которых необходимо для решения предлагаемых задач или ответов на тесты.

В процессе отработки практических заданий, преподаватель отвечает на возникающие вопросы, разъясняет, в случае необходимости, суть рассматриваемых ситуаций, контролирует степень активности работы студентов. По истечении времени отведенного на выполнение практического задания, преподаватель организует обсуждение результатов работы, обращая внимание на наиболее типичные ошибки и добиваясь полной аргументации верных решений.

В заключении преподаватель подводит итог занятия в целом, оценивает работу каждого студента в отдельности, объявляет результаты рейтингового контроля знаний. Дает задание на следующее занятие, отвечает на возникшие вопросы.


Практическое занятие 1

Тема: Понятие, предмет и метод семейного права.

Семейные правоотношения и субъекты семейного права (2 часа)

Контрольные вопросы





  1. Понятие и предмет семейного права.

  2. Метод регулирования семейно-правовых отношений.

  3. Источники семейного права.

  4. Правоспособность и дееспособность в семейном праве.

  5. Юридические факты в семейном праве.

  6. Меры защиты и ответственности в семейном праве.



Практические задания



Задача 1

Глава администрации Н-ской области своим распоряжением снизил до 16 лет возраст лиц, вступающих в брак, а также утвердил Положение об усыновлении детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающее упрощенный по сравнению с гл.19 СК порядок усыновления детей на территории области.

Прокурор области внес протест на эти решения, посчитав их противоречащими требованиям закона.

Обоснован ли протест прокурора? Вправе ли органы исполнительной власти субъектов РФ принимать нормативные правовые акты, противоречащие нормам федерального семейного законодательства? В каких случаях и в какой форме субъекты РФ вправе регулировать семейные отношения?

Задача 2

Граждане Тимофеева и Демидов проживали совместно и вели общее хозяйство без регистрации брака несколько лет. Затем между ними возник конфликт, отношения разладились, и они стали проживать раздельно. Через некоторое время Тимофеева обратилась в суд с иском о разделе совместно нажитого имущества (земельный участок, телевизор, холодильник, мебель, видеомагнитофон).



Нормы какой отрасли права могут быть применены судом при решении этого спора?
Задача 3

Гражданка Жукова зарегистрировала брак с гражданином Ивановым в июне 1995 г. В апреле 1998 г. в суде было возбуждено дело по искус прокуропа о признании брака между Жуковой и Ивановым недействительным. Свое требование прокурор мотивировал тем, что в 1992 г. Иванов зарегистрировал брак с гражданкой Вакуленко, который до сих пор не прекращен. При регистрации брака с Жуковой Иванов скрыл от нее это обстоятельство. Отметки в паспорте гражданина Иванова о первом браке не было. Паспорт Ивановым был получен в 1993 г. в связи с утерей прежнего, и при его выдаче в нем не была сделана отметка о состоянии в браке.



Какой принцип семейного права был нарушен гражданином Ивановым при вступлении в брак с гражданкой Жуковой? Нормы какого закона (КоБС или СК) подлежат применению в данном случае? Вправе ли прокурор требовать признания брака недействительным в рассмотренной ситуации (при ответе используйте нормы СК)?
Задача 4

В сентябре 1998 г. в юридическую консультацию обратилась гражданка Лескина. Она рассказала, что вступила в брак с А.В.Петровым в 1994 г. В начале совместной жизни супруг был внимателен к ней, дарил цветы, они часто посещали театр, музеи, ходили в гости. Но затем муж, по мнению Лескиной, стал уделять ей меньше внимания, предпочитая проводить свободное время со своими друзьями, без нее.

Лескина просила пояснить ей, может ли она правовыми средствами заставить мужа относиться к ней по-прежнему, как в первый год брака. В остальном к мужу у нее претензий нет: зарплату отдает, алкоголем не злоупотребляет, скандалов в семье нет. Расторгать брак Лескина не желает.

Какой ответ в данной ситуации можно было бы дать Лескиной? Какие отношения регулируются семейным законодательством?
Задача 5

Гражданка Ковалева обратилась в суд с исковым заявлением о расторжении брака с И.Г.Ковалевым. В заявлении она указала, что проживает с мужем более 15 лет, от брака имеет сына 14 лет. Последние два года Ковалев злоупотребляет спиртными напитками, не дает деньги на нужды семьи, устраивает скандалы, оскорбляет ее в присутствии сына, часто не ночует дома. Семья фактически распалась, поэтому она просит брак расторгнуть и взыскать в Ковалева алименты на содержание сына.

В судебном заседании Ковалев иск не признал и просил суд брак не расторгать, обещал, что он изменит свое поведение и отношение к жене и сыну. Суд своим определением назначил супругам срок для примирения в три месяца.

По истечении трех месяцев в судебном заседании Ковалева вновь потребовала расторжения брака, так как Ковалев поведения не изменил, и семья не восстановилась. Ковалев вновь иску не признал и просил брак не расторгать.



На основании какого принципа семейного права суду следует разрешить дело?
Практическое занятие 2

Тема: Брак (2 часа)

Контрольные вопросы





  1. Понятие брака. Его правовая природа и порядок заключения.

  2. Основания признания брака недействительным и его правовые последствия.

  3. Расторжение брака в органах ЗАГС, в судебном порядке и его правовые последствия.



Практические задания




Задача 1

В один из органов загса г.Рязани обратились с заявлением о вступлении в брак Денисов и Карпова, указав, что фактически они проживают одной семьей в течение трех лет и имеют общего ребенка, хотя Денисов не записан его отцом.

Орган загса принял заявление и через две недели зарегистрировал брак между Денисовым и Карповой. При государственной регистрации заключения брака Денисов, будучи военнообязанным, изменил свою фамилию на фамилию жены.

Какие действия обязан совершить орган загса при принятии заявления о вступлении в брак? Вправе ли был орган загса зарегистрировать брак между Денисовым и Карповой через две недели после подачи заявления? Должно ли быть указано в актовой записи о государственной регистрации брака, что вступающие в брак имеют общего ребенка? Должен ли орган загса сообщить военкомату об изменении фамилии военнообязанным Денисовым?
Задача 2

В один из органов загса г.Москвы обратилась гражданка Минкова с заявлением о регистрации брака с гражданином Шевцовым, проживающим в г.Магадане. В связи с тем, что Шевцов не имеет возможности выехать в Москву для подачи заявления, Минкова представила в орган загса составленном им соответствующее заявление, заверенное руководителем предприятия, где работает Шевцов. Однако заведующий органа загса отказал Минковой в принятии этого заявления.



Необходимо ли личное присутствие лиц, вступающих в брак, при подаче заявления о регистрации брака в орган загса? В каких случаях заявление о вступлении в брак может быть подано одним из лиц, вступающих в брак? Установлена ли в РФ форма заявления о регистрации брака? Если да, то каким нормативным правовым актом? Какие разъяснения следует дать Минковой работником органа загса?
Задача 3

В орган загса обратились гражданин Степанов и гражданка Быстрова с заявлением о заключении брака между ними. Они просили зарегистрировать брак на следующий день после подачи заявления, так как Степанов является курсантом выпускного курса военного училища и вскоре будет направлен к отдаленному месту своей службы. Туда же вместе с ним собирается и его будущая жена. Указанное обстоятельство было подтверждено соответствующей справкой.



Как должен поступить орган загса, какими правовыми нормами следует при этом руководствоваться? Какие причины могут быть признаны уважительными для сокращения или увеличения срока регистрации брака, предусмотренного ст.11 СК? Имеется ли в законе перечень этих причин?
Задача 4

И.Т.Стариков и Г.Е.Бокова подали в орган загса заявление о вступлении в брак. Через несколько дней к заведующей отделом загса обратилась гражданка Мишина. Она просила ни в коем случае не регистрировать брак Старикова с Боковой, поскольку она, Мишина, уже несколько лет живет вместе со Стариковым. У них дружная семья, есть общая трехлетняя дочь, хотя их брак и зарегистрирован. Стариков установил отцовство в отношении дочери.



Какие разъяснения должен дать заведующий отделом загса Мишиной? Вправе ли орган загса отказать Старикову и Боковой в государственной регистрации заключения брака?
Задача 5

Д.Х.Ваньков и Г.С.Павлова подали в орган загса заявление о вступлении в брак, в связи с чем им был назначен день государственной регистрации заключения брака. По их просьбе в связи с командировкой Ванькова регистрация брака была перенесена на месяц. Однако из-за болезни Павловой они не смогли явиться в орган загса во вновь назначенный день и во второй раз попросили перенести время государственной регистрации их заключения брака. Тогда заведующий органом загса расценил причины неявки и просьбы Ванькова и Павловой как неуважительные, в связи с чем отказался еще раз переносить срок государственной регистрации заключения брака. В ответ на это Ваньков и Павлов подали жалобу в суд на действия заведующего органом загса, в которой просили удовлетворить их заявление о переносе даты государственной регистрации заключения брака, как вызванное стечением обстоятельств.



Что вы можете пояснить по поводу решения заведующего органом загса? Какое решение по жалобе должен принять суд?
Задача 6

Гражданин Коренев подал в суд заявление о расторжении брака с гражданкой Ипатовой, указав, что через месяц после вступления в брак их супружеские отношения фактически прекратились. Ипатова родило сына, который умер, не прожив и трех месяцев.

Судья, выяснив, что Ипатова на расторжение брака согласия не дает, отказал Кореневу в приеме искового заявления и предложил вновь обратиться в суд через 10 месяцев.

Правильно ли поступил судья? При ответе сошлитесь на конкретную норму СК.
Задача 7

Супруги Гончаренко обратились в орган загса с заявлением о расторжении брака. Заведующий органом загса отказался удовлетворить их требование и предложил обратиться в суд, так как Гончаренко имел усыновленного ребенка в возрасте восьми лет. Однако судья также отказал в приеме заявления и предложил Гончаренко вновь обратиться в отдел загса.



Кто прав в вышеописанной ситуации: орган загса или суд? Какие основания установлены СК для расторжения брака в органе загса по заявлению обоих супругов?

Задача 8

В орган загса обратилась Е.Л.Славина с заявлением о расторжении брака с А.И.Славиным, осужденным за уголовные преступления к четырем годам лишения свободы. Славин из мест отбывания наказания прислал в орган загса заявление, в котором просил не оформлять расторжение брака, так как он желает одновременно с разводом разделить совместное имущество.


Подлежит ли удовлетворению заявление Славиной в орган загса о разводе?



Задача 9

Через год после смерти мужа (объявлен в судебном порядке умершим) гражданка Николаева вступила в брак с гражданином Ветровым. Через некоторое время Ветров обратился в суд с иском о признании недействительным его брака с Николаевой.

В обоснование своих требований Ветров указал, что Николаева на момент регистрации с ним брака состояла в браке с Николаевым. Николаев был объявлен умершим в судебном порядке, но Николаева не зарегистрировала прекращение их брака в органе загса.

Николаева иск Ветрова не признала, указав, что после получения решения суда об объявлении умершим Николаева она считала себя не состоящей в браке и поэтому вступила в новый брак.


Как должен быть разрешен спор?



Задача 10

Супруги Лукашовы, имеющие сына и дочь, расторгли брак в суде 2 октября 1995 г., но, получив копию решения суда, для регистрации развода в отдел загса не обратились, а спустя бри месяца помирились и восстановили семейные отношения.

10 января 1998 г. у них родился сын, а в марте 1998 г. после очередного скандала Лукашов оставил семью и обратился в орган загса с заявлением о выдаче ему свидетельства о расторжении брака. Заведующий отделом загса пояснил Лукашову, что с момента расторжения брака в суде прошло много времени, изменились обстоятельства, поэтому выдать свидетельство орган загса не может. Лукашов подал жалобу в суд.

Правомерно ли поступил орган загса? Какое решение по жалобе Лукашова примет суд?
Практическое занятие 3

Тема: Личные и имущественные правоотношения супругов (2 часа)

Контрольные вопросы





  1. Личные неимущественные права и обязанности супругов.

  2. Законный режим имущества супругов и раздел общего имущества супругов.

  3. Договорный режим имущества супругов.



Практические задания




Задача 1

По совету подруг Н.А.Кажайкина, работавшая на хлебокомбинате, решила стать парикмахером. Ее выбор профессии не был одобрен мужем, в связи с чем супруги поссорились. Через неделю Кажайкин узнал, что, несмотря на его мнение, жена все-таки обратилась в парикмахерскую по поводу трудоустройства. Тогда им было предъявлено жене требование отказаться от своего намерения. В противном случае Кажайкин пригрозил ей разводом. В обоснование своей позиции он заявил, что вправе, как муж, давать жене рекомендации любого характера. В результате доводы мужа показались Кажайкиной обоснованными, и в целях сохранения семьи она отказалась от реализации своего намерения изменить место работы.



Несколько обоснованна, по вашему мнению, позиция Кажайкина? Раскройте право супругов на свободу выбора профессии.
Задача 2

Г.И.Королева при регистрации брака с Белоусовым заявила, что желает носить его фамилию. Просьба была удовлетворена. Через несколько дней Королева, теперь еже Белоусова, пришла в орган загса и стала просить оставить ей добрачную фамилию, так как против новой фамилии возражают ее дети от первого брака 14 и 16 лет.



Должен ли орган загса удовлетворить просьбу Белоусовой?
Задача 3

До государственной регистрации заключения брака и в период брака супруги Коримовы не заключали брачный договор. Однако после регистрации брака по требованию мужа Коримова подписала обязательство никогда не работать врачом в соответствии с полученным ею образованием, а заниматься ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Через несколько лет Коримова нарушила данное обязательство и устроилась на работу в поликлинику по специальности. Муж Коримовой обратился в юридическую консультацию просил разъяснить, какие правовые меры могут быть приняты в отношении его жены, нарушившей данное ею обещание.



Какой ответ следует дать Коримову? Возможно ли было включение предъявленного Коримовым требования к жене по поводу ее профессиональной деятельности в брачный договор?
Задача 4

Е.П.Фролова, несмотря на советы родных и близких принять при заключении брака фамилию мужа, все же решила оставить свою добрачную фамилию. Через несколько недель после регистрации брака, почувствовав недоброжелательное отношение к себе со стороны родственников мужа, поняла, что поступила неосмотрительно, а потому обратилась в орган загса с просьбой изменить ее фамилию на фамилию мужа. В органе загса ей сообщили, что свое право на выбор фамилии она уже реализовала, и отказали в просьбе.



Правильно ли поступил орган загса? Каким образом Фролова может изменить свою фамилию на фамилию мужа?
Задача 5

В исковом заявлении о разделе общего имущества И.К.Судаков при его перечислении указал проданные без его письменного согласия бывшей женой за год до развода видеомагнитофон и телевизор «Сони», а также ценные бумаги – акции Сберегательного банка. В этой связи он потребовал признания указанных сделок купли-продажи недействительными с включением суммы, полученной женой от продажи аппаратуры и акций, в общую стоимость подлежащего разделу имущества.

В ходе рассмотрения дела суд установил, что видеомагнитофон, телевизор и ценные бумаги действительно были проданы Судаковой, а вырученные деньги были использованы ею на нужды семьи: плата за дополнительные занятия дочери с репетиторами и ремонт квартиры. Сам Судаков заведомо знал о совершенных женой сделках, но отнесся к данному факту безразлично, вспомнив о нем только после развода при разделе общего имущества.

Как должно быть разрешено судом требование Судакова? Назовите основания, необходимые для признания судом недействительной сделки, совершенной одним из супругов по распоряжению общим имуществом. В какой форме должно быть выражено согласие супруга на совершение сделки по распоряжению общим имуществом другим супругом?

Задача 6

Гражданка Тихая обратилась за помощью в юридическую консультацию. На приеме она рассказала следующее. Ее муж, с которым она прожила 10 лет, умер. Брак они в органе загса не регистрировали, так как считали это пустой формальностью, но жили дружно, вели общее хозяйство. Оба хорошо зарабатывали и за время совместной жизни приобрели много ценных вещей, в том числе двухкомнатную квартиру, земельный участок, ценные бумаги (акции, облигации). На имя мужа в банк был внесен вклад, который пополнялся за счет их общих средств. Тихая была уверена, что после смерти мужа она остается его единственной наследницей. Однако, как выяснилось, завещания муж не оставил. Она знала, что умерший был когда-то женат на гражданке Ломакиной, брак с ней не расторгал, но уже много лет не жил с женой, а теперь Ломакина претендует на получение наследства. В связи с возникшей ситуацией гражданка Тихая надеется на помощь юридической консультации.



Со ссылками на нормативные правовые акты проанализируйте изложенные выше обстоятельства. Какой ответ следует дать гражданке Тихой? Возможно ли при разрешении имущественного спора между Ломакиной и Тихой применение норм семейного законодательства?
Практическое занятие 4

Тема: Правоотношения родителей и детей.

Алиментные обязательства (2 часа)

Контрольные вопросы





  1. Установление происхождения детей.

  2. Права несовершеннолетних детей.

  3. Права и обязанности родителей.

  4. Соглашение об уплате алиментов.

  5. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей.

  6. Обязанности родителей по содержанию нетрудоспособных детей.

  7. Обязанности детей по содержанию своих родителей.

  8. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.

  9. Алиментные обязательства других членов семьи.

  10. Порядок уплаты и взыскания алиментов.

Практические задания


Задача 1

Супруги Котловы по роду деятельности постоянно находились в геологических экспедициях, бывая по месту своего постоянного жительства в г.Саратове крайне редко. После рождения ребенка Котловы передали его на воспитание бабушке в Кемеровскую область, не приняв необходимых мер к регистрации рождения в органе загсе. Спустя три года Котловы поменяли место работы, заключив контракт с одним из акционерных обществ, и стали постоянно проживать в г.Саратове. В этой связи они привезли сына домой и решили устроить его в детский сад, в чем им было отказано из-за отсутствия у мальчика свидетельства о рождении. Поданное Котловыми заявление о регистрации рождения ребенка (с приложенной к нему медицинской справкой о рождении ребенка) заведующим районного органа загса было отклонено, как поступившее по истечении одного года со дня рождения ребенка. При этом им было рекомендовано обратиться с заявлением в суд с целью принятия им решения о государственной регистрации рождения ребенка. Суд также не принял это заявление к рассмотрению. Тогда адвокат юридической консультации по просьбе родителей составил от их имени заявление в областной орган загса с просьбой зарегистрировать рождение ребенка.



Дайте правовую оценку решений органа загса и суда. Какое решение примет областной орган загса в этой ситуации? Как должна производиться регистрация рождения ребенка в подобных случаях?
Задача 2

Н.П.Груздева на завершающем периоде беременности решила выехать в соседнюю область к матери, чтобы с ее помощью после рождения ребенка обеспечить надлежащий уход за ним. В поезде Груздева почувствовала себя плохо, что повлекло преждевременные роды. Находившийся в вагоне врач смог своевременно оказать ей необходимую помощь, роды прошли благополучно. По прибытии на место проводница вагона и врач составили справку о рождении ребенка, которую передали Груздевой. Через неделю после приезда Груздевой ее мать передала эту справку и заявление дочери о регистрации рождения ребенка в местный орган загса. Однако заведующий органом загса посчитал представленные документы недостаточными для государственной регистрации рождения ребенка, предложив дополнительно оформить еще акт о рождении ребенка за подписью начальника пассажирского поезда и четырех свидетелей. Мать Груздевой сочла такое требование излишним и обратилась с жалобой на действия заведующего органом загса в городскую администрацию.



Правомерные ли требования заведующего органом загса? Вправе ли была проводница поезда подписывать справку о рождении ребенка? Каковы основания государственной регистрации рождения детей, родившихся в пути следования на железнодорожном, морском, воздушном транспорте? Какое решение следует принять по жалобе матери Груздевой?
Задача 3

В результате внебрачных половых связей шестнадцатилетняя Р.Н.Денисова родила мальчика и через три недели подала заявление о регистрации рождения ребенка в орган загса. Со ссылкой на то, что Денисова не достигла восемнадцатилетнего возраста, работник органа загса потребовал от нее представить письменное согласие ее родителей на государственную регистрацию рождения ребенка и обязательно оказывать материальную помощь в воспитании ребенка. Родители такие обязательства дать отказались, сославшись на сове плохое материальное положение и непредсказуемость действий дочери, родившей ребенка вне брака и вопреки их желанию.



Оцените правомерность требования работника органа загса. Предусмотрены ли законом особенности установления происхождения ребенка, если его родители (один из них) являются несовершеннолетними? Как будет установлено отцовство в отношении ребенка Денисовой?
Задача 4

Проживающие в Москве супруги Мягковы решили назвать родившегося у них мальчика Бураном в честь космического корабля с одноименным названием, подразумевая, что ребенок будет иметь решительный и отважный характер, а в будущем станем космонавтом. Выбранное имя было отвергнуто работниками органа загса при регистрации рождения ребенка. В обоснование принятого решения родителям было объяснено, что это имя не указано в справочнике личных имен, а в последующем может вызвать насмешки у сверстников ребенка в детском саду и в школе. Родители согласились с этим и переписали заявление, указав в нем другое имя – Василий.



Обоснованны ли были требования работников органа загса? Как следовало поступить родителям в такой ситуации?
Задача 5

А.Е.Смолин, выплачивающий по решению суда алименты на содержание сына Николая от первого брака, обратился с иском в суд об освобождении его от уплаты алиментов. При этом истец привел следующие доводы: сыну 17 лет, он учится на первом курсе института, получает стипендию 100 руб., сам Смолин – инвалид второй группы, не работает, пенсия 420 руб., на иждивении находится жена.


Может ли суд освободить Смолина от уплаты алиментов?



Задача 6

И.С.Максимова обратилась в суд с иском к Ю.Н.Максимову о взыскании алиментов на двоих детей, сына и дочь, указав, что сын не достиг совершеннолетия – ему 16 лет, а дочери исполнилось 19 лет, но она является студенткой, а получаемая ею стипендия очень мала. Ей, как матери, одной трудно содержат детей. Соглашение об уплате алиментов на детей с Максимовым отсутствует.

Ответчик иску не признал, сославшись на то, что сын работает и имеет в месяц доход 350-400 руб., а на дочь он не обязан платить алименты, так как она совершеннолетняя.

Обязаны ли платить алименты родители на несовершеннолетних детей, имеющих заработок? Возможно ли взыскание алиментов на совершеннолетних трудоспособных детей, если они не имеют необходимых средств к существованию? Какое решение вынесет суд по иску Максимовой?
Задача 7

З.Я.Тимофеева предъявила иск к Ю.Н.Семенову о взыскании алиментов на содержание дочери Ирины, которой исполнилось 12 лет, сославшись на то, что отец добровольно материальной помощи не оказывает, соглашение об уплате алиментов отсутствует. Суд иск удовлетворил и взыскал с ответчика алименты в размере ¼ части заработной платы ежемесячно. Семенов подал кассационную жалобу на решение суда, в которой просил изменить решение в соответствии с п.2 ст.81 СК и снизить размер взысканных алиментов, так как на его иждивении находится несовершеннолетний трехлетний сын от второго брака.



Какое решение может быть принято по кассационной жалобе Семенова? Должен ли суд снизить размер алиментов по условиям задачи?
Задача 8

Т.А.Григорьев оставил свою жену М.И.Васильеву и двоих детей, отказавшись платить алименты на их содержание. На протяжении двух лет Васильева пыталась установить место жительства Григорьева, чтобы через суд заставить его выполнять обязанность по содержанию детей. Как только ей удалось узнать адрес Григорьева, она обратилась в суд с иском о взыскании алиментов на двоих несовершеннолетних детей пяти и семи лет.

Григорьев иску не признал. Он заявил в суде, что старшего ребенка (сына) не признает своим, так как три года назад узнал, что ребенок не его, хотя он и записан в органе загса отцом. Кроме того, ответчик сообщил, что состоит в данный момент в браке с И.С.Петровой и имеет от нее ребенка, возраст которого один год, содержит его и жену. Васильева просила суд признать брак Григорьева и Петрвоой недействительным и таким образом освободить Григорьева от обязанности содержать ребенка, рожденного в недействительном браке, и нетрудоспособную супругу Петрову, и требовала взыскания алиментов на своих детей без уменьшения причитающихся им долей.

Как должен быть разрешен спор судом? С какого времени будут взысканы алименты на детей Васильевой?
Практическое занятие 5

Тема: Формы устройства детей, оставшихся


без попечения родителей (2 часа)

Контрольные вопросы





  1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

  2. Усыновление.

  3. Опека и попечительство.

  4. Приемная семья.



Практические задания




Задача 1

После расторжения брака родителей пятилетний Саши Иванов остался проживать с матерью в г.Самаре. Его отец поступил на военную службу по контракту и уехал в Дальневосточный военный округ, откуда перечислял алименты на сына. Через год мать Саши тяжело заболела и умерла. После этого мальчик временно проживал у дальних родственников, которые не имели намерения взять его на воспитание в свою семью, считая, что воспитывать Сашу должен его отец. На запрос органа опеки и попечительства командир воинской части сообщил, что отец Саши убыл для дальнейшего прохождения службы в район вооруженного конфликта. Последующие запросы о его местонахождении результата не дали. Через месяц после направления последнего запроса орган опеки и попечительства принял необходимые меры по постановке Саши на региональный учет детей, оставшихся без попечения родителей, а еще через три месяца Саша был усыновлен в судебном порядке супругами Сидоровыми, проживающими в одном из городов той же области.

Через шесть месяцев после усыновления в г.Самару прибыл отец Саши, который пояснил, что попал в плен и в течение длительного времени удерживался незаконным вооруженным формированием. Посчитав действия органа опеки и попечительства незаконными, он потребовал предоставить сведения о сыне и обратился в суд с требованием об отмене усыновления, заявив, что он имеет преимущественное право на воспитание своего ребенка.

Обоснованно ли действовал орган опеки и попечительства при постановке Саши Иванова на региональный учет детей, оставшихся без попечения родителей? Раскройте основания признания детей оставшимися без попечения родителей. Какое решение, по вашему мнению, должен принять суд по заявлению родного отца Саши Иванова?
Задача 2

В марте 1995 г. родители Вити Малкова, 1989 г.р., уехали на заработки в район Крайнего Севера, оставив ребенка с бабушкой. Первоначально родители эпизодически присылали деньги и сообщали о своем местонахождении, но с середины 1997 г. сообщений от них больше не поступало. В ноябре 1997 г. после смерти бабушки Витя остался один в квартире. Проживая дома, он питался у соседей, которые попытались самостоятельно установить местонахождение его родителей, однако этого им сделать не удалось. В январе 1998 г. на основании сообщения соседей орган опеки и попечительства направил соответствующие сведения в областной департамент образования, который включил Витю в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Попытки устроить Витю на воспитание в семью на территории области на протяжении января-марта 1998 г. результата не дали. После этого (в апреле 1998 г.) информация о нем была направлена в Министерство общего и профессионального образования РФ для постановки на федеральный учет и оказания содействия в последующем устройстве на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ.

Дайте оценку действиям органа опеки и попечительства и областного департамента образования в этой ситуации. Какие сроки выявления, учета и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в России (при ответе сошлитесь на постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. №919)?

Задача 3

Оставшийся без попечения родителей восьмилетний Борис Кравцов был временно помещен органом опеки и попечительства в воспитательное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей. Меры по его устройству в семью (на усыновление, в приемную семью, под опеку) на территории области по месту нахождения воспитательного учреждения в течение четырех месяцев результата не дали. После этого руководитель воспитательного учреждения С.Ю.Марков по просьбе иностранной посреднической фирмы самостоятельно организовал знакомство с Борей супругов Томсон – граждан СШДА, а затем по согласованию с ними дал заключение о возможности усыновления Бориса. Данное заключение было представлено в суд для решения вопроса об усыновлении Бориса Кравцова супругами Томсон.

Узнав об этом, орган опеки и попечительства отозвал из суда заключение Маркова и поставил вопрос о привлечении его к административной ответственности. Однако Марков не согласился с тем, что совершил правонарушение, пояснив, что он принял все возможные меры по устройству ребенка в семью и действовал в его интересах.

Имеются ли основания для привлечения Маркова к административной ответственности? Как должны были действовать руководитель воспитательного учреждения и орган опеки и попечительства в данной ситуации?
Задача 4

В связи с работой по контракту семья Максудовых (муж, жена и пятилетний сын) выехала с места постоянного жительства в Татарстане на о.Сахалин. Через некоторое время супруги Максудовы утонули в море при аварии судна. После гибели родителей их сын был временного помещен органом опеки и попечительства в воспитательное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей. Здесь ребенок привык к новым условиям жизни, нашел контакт с воспитателями и детьми. Через несколько месяцев в воспитательное учреждение приехала ранее незнакомая с ним дальняя родственница Максудовых – Р.Н.Замалутдинова, которая попросила руководителя воспитательного учреждения Попцову дать положительное заключение об усыновлении ею ребенка. Однако Попцова стала отговаривать Замалутдинову об усыновления, мотивируя это тем, что ранее она не была знакома с ребенком и неизвестно, как сложатся к них отношения, а в детском доме ребенок хорошо устроен и адаптировался. В свою очередь, Замалутдинова высказала твердое убеждение в том, что ребенку будет лучше у нее и в окружении дальних родственников, где он сможет изучить родной язык и жить в привычных для него условиях. Однако мнение Попцовой со ссылкой на интересы ребенка поддержал также орган опеки и попечительства, в связи с чем в ходатайстве Замалутдиновой было отказано.



Дайте правовую оценку действиям руководителя воспитательного учреждения Попцовой и органа опеки и попечительства. Должно ли учитываться при устройстве ребенка в семью его этническое происхождение? Каким формам устройства детей, лишившихся родительского попечения, отдает приоритет СК?

Задача 5

После смерти родителей несовершеннолетнего Олега Дубовикова его родственниками обсуждался вопрос о дальнейшем воспитании мальчика. При этом большинством родственников было высказано мнение, что самым приемлемым будет усыновление его дядей С.Я.Волчковым (родным братом матери мальчика), как наиболее близким родственником. Однако Волчков пояснил родственникам, что не может усыновить ребенка, так как против этого возражает его жена, а он не решается пойти с ней на конфликт. Тогда бабушка мальчика – Н.А.Дубовикова (мать отца), посчитав доводы Волчкова неубедительными, сама подала в суд заявление об усыновлении Олега Дубовикова Волчковым.



Правомерно ли поступила Дубовикова? Примет ли суд ее заявление к рассмотрению? Расскажите об установленных СК условиях усыновления ребенка.
Задача 6

При рассмотрении районным судом дела об усыновлении выяснилась неявка в суд по уважительным причинам работников районной прокуратуры. Это было связано с тем, что прокурор находился в отпуске, его заместитель убыл на совещание в областную прокуратуру, а помощник прокурора находился на осмотре места происшествия. В этой связи представителем органа опеки и попечительства было заявлено ходатайство привлечь к участию в деле находящегося на рабочем месте следователя прокуратуры, который по данному поводу возражений не высказал.



Какое решение должен принять судья по ходатайству представителя органа опеки и попечительства? С чьим обязательным участием должны рассматриваться дела об установлении усыновления ребенка?
Примерный перечень вопросов к зачету


  1. Предмет, метод, система, источники семейного права.

  2. Основные задачи и принципы семейного права.

  3. Юридические факты в семейном праве.

  4. Родство и его виды.

  5. Понятие брака по семейному праву. Регистрация брака и ее значение.

  6. Условия и порядок заключения брака по семейному праву.

  7. Личные неимущественные права и обязанности супругов.

  8. Договорный режим имущества супругов.

  9. Общая совместная собственность супругов, ее отличие от долевой собственности по ГК.

  10. Алиментные обязательства между супругами.

  11. Прекращение брака.

  12. Расторжение брака судом.

  13. Расторжение брака в органах ЗАГС.

  14. Основания и порядок признания брака недействительным.

  15. Последствия признания брака недействительным.

  16. Установление происхождения детей от родителей, состоящих в зарегистрированном браке.

  17. Добровольное признание отцовства.

  18. Установление отцовства в судебном порядке.

  19. Оспаривание отцовства.

  20. Личные неимущественные права и обязанности родителей и детей.

  21. Лишение родительских прав. Отобрание детей.

  22. Право детей на получение алиментов от родителей.

  23. Право родителей на получение алиментов от детей.

  24. Личные и имущественные права и обязанности других членов семьи.

  25. Порядок уплаты или взыскания алиментов.

  26. Усыновление (удочерение).

  27. Иные формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Опека и попечительство над детьми.

  28. Приемная семья.

  29. Акты гражданского состояния: понятие, регистрация.



Методические рекомендации по написанию реферата

Реферат представляет собой развернутое, приведенное в систему изложение результатов изучения студентом темы учебной дисциплины.

Работа по избранной теме требует от студента знания литературных и правовых источников, творческого мышления, аргументации и логики изложения, формулирования личной позиции. Выполнение курсовой работы включает ряд этапов:

1) выбор темя и изучение литературы;

2) разработка рабочего плана и основных вопросов;

3) сбор, анализ и обобщение материалов по теме;

4) формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций;

5) оформление реферата и его структура.

Выбор темы предполагает изучение соответствующей литературы, обоснование актуальности темы, оценку ее теоретического и практического значения. При выборе темы, как и при выборе объекта и предмета исследования, студенту предоставляется полная самостоятельность. Единственное обязательное условие - это соответствие темы реферата требованию государственных образовательных стандартов к содержанию учебной дисциплины. Если у студента возникает затруднение при выборе темы, он может обратиться за помощью к преподавателю.

Написание реферата начинается с составления рабочего плана, который позволит четко организовать изучение избранной темы. Рабочий план составляется в свободной форме и утверждается руководителем. В нем излагаются конкретные мероприятия, сроки выполнения работы и основные вопросы.

Одним из сложных и трудоемких этапов работы является сбор, анализ и обобщение материалов по теме. Это требует ознакомления с большим числом литературных источников, нормативных актов, различными подходами и взглядами авторов к теме, многообразием путей решения изучаемых вопросов.

Работа над научной и учебной литературой, нормативными актами требует конспектирования их основных положений. Форма может быть разнообразной: простой и развернутый план, тезисы, цитаты. Более полной формой является конспект, который представляет собой сжатое, лаконичное изложение содержания источника.

Систематизация изученных источников позволяет повысить эффективность их анализа и обобщения. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса.

Завершающим этапом работы над рефератом является письменное изложение основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций.

На базе собранных материалов уточняются структура, содержание и объем реферата.

Объем изложения результатов исследования не должен превышать 12 страниц машинописного текста, отпечатанного через два интервала (текст может быть представлен в рукописной форме). При наличии приложений объем может быть увеличен (но не более чем на 20 страниц).

При оформлении реферата необходимо четко определить его структуру, которая включает введение, изложение двух-трех вопросов, краткие выводы (заключение), список использованной литературы, приложения.

Не следует приступать к окончательному оформлению реферата сразу же после (или в процессе) сбора и обработки материала. Полезно еще раз продумать его содержание в соответствии с планом и фактическими результатами исследования. Только после этого можно начинать оформление.

Оправданной является такая методика, когда первый вариант работы пишется быстро, без тщательной стилистической обработки текста (черновик). Затем текст внимательно перечитывается, редактируется и пишется набело. После этого работа передается руководителю. В соответствии с его указаниями в нее вносятся изменения, коррективы, дополнения. У каждого студента есть возможность использовать свой индивидуальный стиль работы.

К оформлению реферата предъявляются следующие требования.

Во-первых, во введении необходимо обосновать актуальность выбранной темы реферата, его теоретическое и практическое значение.

Во-вторых, в той части, где дается обзор литературы, нормативных документов и т.п., должно быть емко и обстоятельно изложено, как данная проблема представлена в литературе.

В-третьих, следует продемонстрировать умение использовать знания теории для объективного и всестороннего анализа исследуемой проблемы. Студент должен высказать свое отношение к изучаемому вопросу, выделить положительное, определить недостатки, сформулировать наиболее эффективные меры их устранения. При этом излагаемые положения должны подкрепляться результатами изучения примеров из жизни, личного опыта, публикаций в средствах массовой информации и других источников.

В-четвертых, в кратких выводах (заключении) необходимо подвести итоги, дать рекомендации, которые по мнению выполняющего реферат, будут способствовать положительному решению изучаемой проблемы.

В-пятых, при использовании по ходу изложения цитат (высказываний, точек зрения, примеров, фактов, статистических данных, норм права и т.д.) следует сделать соответствующие сноски. Они могут даваться внизу на каждой странице или в списке использованной литературы. Если делается несколько ссылок на одну работу, то название и выходные данные указываются полностью один раз, во всех последующих ссылках даются фамилия, инициалы, сокращенное обозначение работы и номер страницы. Например: Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. - М., Юристъ, 1996. С. 146.

Основные недостатки, которые часто встречаются в рефератах:

1) отсутствуют убедительные доказательства, обоснования, выводы и рекомендации;

2) нарушена последовательность изложения, много повторений, нечеткие формулировки, оговорки, грамматические ошибки;

3) отсутствует четкость в определении основного содержания реферата;

4) излагаемые по тексту примеры не подкрепляются смысловым содержанием, размышлениями студента;

5) реферат пишется как набор цитат, фраз и выдержек из книг, брошюр и других источников, как пересказ одной-двух журнальных статей.

Поэтому при написании реферата рекомендуется изучить методические рекомендации для того, чтобы избежать перечисленных недостатков.


Примерный перечень тем рефератов


  1. Признаки, характеризующие семью.

  2. Способы регулирования семейных отношений.

  3. Особенности современного семейного права.

  4. Источники семейного права: история и современность.

  5. Семейное законодательство Российской империи.

  6. Институт брака в России и за рубежом.

  7. Правовые и социальные аспекты брачного возраста.

  8. Что такое фиктивный брак?

  9. Имущественные права супругов в условиях перехода к рыночным отношениям.

  10. Правовая природа брачного договора.

  11. Сроки в семейном праве. Исчисление срока исковой давности при разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов.

  12. Развод: современные тенденции.

  13. Рождение ребенка как правообразующий факт.

  14. Государственная семейная политика в РФ.

  15. Зарубежное законодательство об отношениях родителей и детей.

  16. Проблема искусственного оплодотворения: медицинские и правовые аспекты.

  17. Воспитание детей как конституционная обязанность родителей.

  18. Судебные споры о праве на воспитание детей.

  19. Умышленное преступление как основание для лишения родительских прав.

  20. Исторические предпосылки правового положения ребенка в семье.

  21. Конвенция ООН «О правах ребенка» как источник современного семейного права.

  22. Соотношение понятий «содержание» и «алименты».

  23. Взаимны ли алиментные обязательства родителей и детей?

  24. Практические проблемы взыскания алиментов (по материалам судебной практики).

  25. История усыновления.

  26. История опеки (попечительства).

  27. Предпосылки появления института «приемной семьи» на современном этапе.

  28. Семейные отношения с участием иностранцев и лиц без гражданства.

  29. Семейные отношения в международном частном праве.

  30. Регистрация актов гражданского законодательства: предпосылки появления и современное развитие института.

Примечание. По согласованию с преподавателем тема реферата может быть изменена.

Список основной и дополнительной литературы
Основная литература


  1. Антокольская М.В. Семейное право. Учебник. – М.: Юрист, 1996.

  2. Антокольская М.В., Королев Ю.А. и др. Комментарий к СК РФ. – М.: БЕК, 1996.

  3. Гомола А.И., Гомола И.А., Саломатов Е.Н. Семейное право. Учебное пособие. – М.: Мастерство, 2001.

  4. Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. – М.: Юрист, 1998.

  5. Регистрация актов гражданского состояния. Учебник / Под ред. В.А. Грачевой. – М.: Юрсес. Литература, 1985.


Нормативный материал


  1. Конституция РФ.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями от 10 января 2003 г.).

  3. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ (с изменениями от 2 января 2000 г.).

  4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ.

  5. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

  6. Федеральный закон от 13 января 1996 г. №12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями от 10 января 2003 г.).

  7. Федеральный закон от 31 декабря 1995 г. №226-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон российской Федерации «О государственной пошлине» (с изменениями от 14 ноября 2002 г.).

  8. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (с изменениями от 25 октября 2001 г., 29 апреля 2002 г.).

  9. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изменениями от 25 июля 2002 г.).

  10. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями от 10 января 2003 г.).

  11. Постановление Правительства РФ от 17 апреля 1999 г. №432 «Об утверждении Правил заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния».

  12. Постановление Правительства РФ от 20 мая 1998 г. №465 «О внесении изменений и дополнений в перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей».

  13. Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. №919 «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями от 14 июля 1997 г., 29 марта 2000 г.).

  14. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. №829 «О приемной семье».

  15. Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. №542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью».

  16. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. №275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» (с изменениями от 4 апреля 2002 г.).

  17. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2000 г. №268 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением».

  18. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2000 г. №267 «О Межведомственной комиссии по вопросам усыновления (удочерения) иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации» (с изменениями от 15 февраля, 20 ноября 2002 г.).

Приложение 1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КАМЫШИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА


КАФЕДРА «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

Дисциплина: «Семейное право»




Р Е Ф Е Р А Т

Тема: «Источники семейного права: история и современность»

Выполнил

студент группы КЮС-051

Иванов М.Р.
Проверила:

ст. преподаватель

Негматова С.Г.

Камышин – 2005



СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие…………………………………………………………………..3

Организация и ход практических занятий………………………………….4

Расчет времени при проведении каждого практического занятия………..4

Ход занятий…………………………………………………………………..4

Тема 1. Понятие, предмет и метод семейного права. Семейные

правоотношения и субъекты семейного права…….……………..5

Тема 2. Брак ………………………………………………………………….7

Тема 3. Личные и имущественные правоотношения супругов…………..11

Тема 4. Правоотношения родителей и детей. Алиментные

обязательства………………………………………………………13

Тема 5. Формы устройства детей, оставшихся без попечения

родителей…………………………………………………………..17

Примерный перечень вопросов к зачёту…………………………………..21

Методические рекомендации по написанию реферата…………………...21

Примерный перечень тем рефератов………………………………………24

Список основной и дополнительной литературы…………………………26

Приложение 1………………………………………………………………..28

Составитель Светлана Ганиевна Негматова


СЕМЕЙНОЕ ПРАВО


Методические указания

по проведению практических занятий

и выполнению семестрового задания

Под редакцией автора

Темплан 2005 г., поз. № 22.

Подписано в печать 25. 10. 2005 г. Формат 60×84 1/16.

Бумага потребительская. Гарнитура ”Times“.

Усл. печ. л. 1,87. Усл. авт. л. 1,68.

Тираж 100 экз. Заказ
Волгоградский государственный технический университет

400131 Волгоград, просп. им. В. И. Ленина, 28.

РПК «Политехник»

Волгоградского государственного технического университета



400131 Волгоград, ул. Советская, 35.








В здоровом теле — здоровый дух. Ювенал
ещё >>