Методические указания по изучению дисциплины Дополнительные изменения в рабочей программе цель и задачи дисциплины 3 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной... 5 535.39kb.
Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины, задания... 6 1112.68kb.
Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины, задания... 4 997.91kb.
Методические указания по изучению дисциплины «Экономика предприятия» 5 1393.93kb.
Методические указания по изучению дисциплины и задания для выполнения... 6 1066.6kb.
Методические указания для самостоятельной работы студентов / 1 235.95kb.
Дисциплины 6719 Культура Японии Цель и задачи дисциплины 1 43.51kb.
1. цель и задачи дисциплины, требования к знаниям и умениям цель... 1 222.32kb.
К рабочей программе дисциплины «Анатомия человека» Место дисциплины... 9 1087.4kb.
Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов, обучающихся... 2 373.72kb.
Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов, обучающихся... 1 239.5kb.
Рекомендуемый перечень 1 40.12kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические указания по изучению дисциплины Дополнительные изменения в рабочей программе - страница №1/1

Государственное казённое образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY

Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал

Российской таможенной академии
Кафедра гражданского права и процесса


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины
«Право социального обеспечения»

Направление подготовки: 030900 «Юриспруденция»

Квалификация выпускника: бакалавр

Санкт Петербург

2011

СОДЕРЖАНИЕ
Цели и задачи дисциплины

Требования к результатам освоения дисциплины

Трудоёмкость дисциплины и виды учебной работы

Тематический план дисциплины

Содержание дисциплины

Образовательные технологии

Контроль знаний студентов. Оценочные средства

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Методические указания по изучению дисциплины

Дополнительные изменения в рабочей программе



ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 3

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 3

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ 8

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 10

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ 20




ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ



Цель дисциплины – изучение права социального обеспечения, основ правового регулирования пенсионного обеспечения граждан, обеспечения их социальными пособиями, компенсационными и страховыми выплатами, а также социального обслуживания в различных его видах.
Задачи дисциплины – изучение оснований возникновения:

  • системы обязательного государственного социального страхования в Российской Федерации (пенсионного, социального, медицинского);

  • права на трудовую пенсию и порядка реализации этого права;

  • права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядка её назначения;

  • права на социальные пособия и другие выплаты;

  • системы социального обслуживания населения (включая медицинское обслуживание).


МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
Учебная дисциплина «Право социального обеспечения» относится к профессиональному циклу основной образовательной программы. Для её освоения студенту требуются знания и умения, приобретённые при изучении предшествующих дисциплин: теории государства и права, уголовного, административного, гражданского и гражданско-процессуального права, трудового права. Так, студент должен знать механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права, особенности конституционного строя РФ, правового положения граждан, форму государственного устройства, организацию и функционирование системы органов государства и местного самоуправления РФ, а также должен знать сущность и содержание таких понятий как "работник" и "работодатель", их основные права и обязанности, трудовой договор, порядок его заключения и расторжения, охрана труда.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций студентов в соответствии с ФГОС ВПО по данной специальности:



  1. общекультурных (ОК):

  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

  • способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);

  • способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

  • обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

  • имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

  • стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

  • способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

  • способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

  • владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом (ОК-14).

б) профессиональных (ПК):
в нормотворческой деятельности:

  • способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

  • способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

  • способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

  • способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

  • способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

  • способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

  • владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

  • готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

  • способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

  • способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

  • способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

  • способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

  • способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

  • готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

  • способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

  • способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

  • способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

  • способен самостоятельно управлять работой обучающихся (ПК-18);

  • способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

В результате изучения дисциплины студент должен:

а) знать:

  • основные положения трудового права: предмет и метод правового регулирования, принципы и систему трудового права;

  • источники трудового права;

  • правовой статус субъектов трудовых и связанных с ними правоотношений;

  • сущность и содержание основных понятий трудового права: социального партнёрства, трудоустройства, трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, трудовой дисциплины, материальной ответственности работника и работодателя, охраны труда, защиты трудовых прав.

б) уметь:

  • оперировать юридическими понятиями и категориями;

  • анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;

  • анализировать, комментировать и правильно применять правовые нормы;

  • принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

  • осуществлять правовую экспертизу нормативных актов;

  • давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

  • правильно составлять и оформлять юридические документы.

в) владеть:

  • юридической терминологией;

  • навыками работы с правовыми актами;

  • навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;

  • навыками анализа правоохранительной и правоприменительной практики;

  • навыками реализации норм трудового права и разрешения трудовых споров;

  • навыками принятия необходимых мер защиты трудовых прав гражданина.


ТРУДОЁМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

(очная форма обучения)



Вид учебной работы

Всего

часов


Семестры

4

Аудиторные занятия

54

54

в том числе:







Лекции (Л)

22

32

Практические занятия (ПЗ)

32

32

Самостоятельная работа

90

90

Форма промежуточной аттестации

(зачёт, экзамен)






зачёт

Общая трудоёмкость часы

144

144

зачётные единицы






(заочная форма обучения)



Вид учебной работы

Всего

часов


Аудиторные занятия

54

в том числе:




Лекции (Л)

14

Практические занятия (ПЗ)

2

Самостоятельная работа

128

Форма промежуточной аттестации

(зачёт, экзамен)



зачёт

Общая трудоёмкость часы

144

зачётные единицы



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

(очная форма обучения)





п.п.

Наименование темы

Всего

часов


Аудиторные

занятия


СР

Л

ПЗ

Модуль 1

1.1.

Предмет, метод, система, принципы и источники права социального обеспечения

16

2

4

10

1.2.

Правоотношения в сфере социального обеспечения

10

2

-

8

1.3.

Трудовой (страховой) стаж и его правовое значение

14

2

2

10

Модуль 2

2.1.

Обязательное государственное социальное страхование

14

2

4

8

2.2.

Трудовая пенсия и её виды. Размеры трудовых пенсий. Перерасчет, индексация, доставка пенсий.

26

4

8

14

2.3.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению

24

4

6

14

2.4.

Государственные социальные пособия и компенсационные выплаты

20

4

4

12

2.5.

Социальное обслуживание, в т.ч. медицинское

20

2

4

14




Итого:

144

22

32

90

(заочная форма обучения)





п.п.

Наименование темы

Всего

часов


Аудиторные

занятия


СР

Л

ПЗ

1.

Предмет, метод, система, принципы и источники права социального обеспечения

16

2

-

16

2.

Правоотношения в сфере социального обеспечения

6

-

-

12

3.

Трудовой (страховой) стаж и его правовое значение

12

2

-

16

4.

Обязательное государственное социальное страхование

12

-

-

16

5.

Трудовая пенсия и её виды. Размеры трудовых пенсий. Перерасчет, индексация, доставка пенсий.

30

4

2

20

6.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению

24

2

-

14

7.

Государственные социальные пособия и компенсационные выплаты

20

2

-

16

8.

Социальное обслуживание, в т.ч. медицинское

8

2

-

18




Итого:

144

14

2

128



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Модуль 1.
Тема 1.1. Предмет, метод, система, принципы и источники

права социального обеспечения
Значение социального обеспечения в жизни современного общества и государства. Функции социального обеспечения: политическая, экономическая, демографическая.

Понятие права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права, её предмет. Метод права социального обеспечения.

Система права социального обеспечения. Структура Общей и Особенной частей отрасли и научной дисциплины. Основные институты Общей и Особенной частей.

Понятие и общая характеристика принципов правового регулирования социального обеспечения. Общеправовые принципы, отраслевые принципы и принципы правовых институтов права социального обеспечения.

Конституция РФ, федеральные законы, Указы Президента РФ, постановления правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств по вопросам социального обеспечения, локальные акты.
Тема 1.2. Правоотношения в сфере социального обеспечения
Понятие правоотношений в сфере соцобеспечения, элементы и виды правоотношений. Субъекты правоотношений. Объекты правоотношения. Содержание правоотношения. Процедурные и процессуальные правоотношения, их характеристика.
Тема 1.3. Трудовой (страховой) стаж и его правовое значение
Понятие трудового стажа и его виды. Общий трудовой стаж: понятие, юридическое значение. Периоды, засчитываемые в общий трудовой стаж.

Понятие страхового стажа, его отличие от общего трудового стажа. Периоды, засчитываемые в страховой стаж.

Специальный трудовой стаж: понятие и юридическое значение. Периоды, засчитываемые в специальный трудовой стаж. Выслуга лет как разновидность специального трудового стажа.

Доказательства трудового стажа. Основные документы, подтверждающие трудовой стаж. Установление трудового стажа по свидетельским показаниям.



Модуль 2.
Тема 2.1. Обязательное государственное социальное страхование

(пенсионное, социальное, медицинское)
Понятие обязательного государственного социального страхования в РФ. Страховое обеспечение и его виды. Особенности обязательного государственного пенсионного, социального и медицинского страхования как основы социального обеспечения граждан, роль Пенсионного фонда РФ (ПФР), Фонда социального страхования РФ (ФСС), Фонда обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС).

Законодательство по обязательному пенсионному страхованию, права и обязанности субъектов правоотношений, ответственность. Индивидуальный (персонифицированный) учёт и его значение.

Законодательство по обязательному социальному страхованию, права и обязанности субъектов правоотношений, ответственность.

Законодательство по обязательному медицинскому страхованию, права и обязанности субъектов правоотношений, ответственность.


Тема 2.2. Трудовая пенсия и её виды. Размеры трудовых пенсий.

Перерасчёт, индексация, доставка пенсий
Общая характеристика пенсий. Понятие пенсии и виды пенсий. Порядок назначения пенсий.

Понятие трудовой пенсии, её виды и структура. Субъекты права на получение трудовой пенсии и условия её назначения. Право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Размеры трудовых пенсий: определение, перерасчёт, индексация и корректировка размеров трудовых пенсий.

Порядок назначения, выплаты и доставки трудовых пенсий.

Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретённых пенсионных прав.
Тема 2.3. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению
Понятие пенсии по государственному пенсионному обеспечению, её виды и субъекты получении.

Условия назначения пенсий федеральным государственным служащим; военнослужащим и членам их семей; участникам ВОВ; пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; социальных пенсий нетрудоспособным гражданам. Размеры пенсий.

Условия назначения и размер пенсий военнослужащим по контракту.

Порядок назначения, индексации, перерасчета, выплаты и доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению.


Тема 2.4. Государственные социальные пособия

и компенсационные выплаты
Понятие и виды (классификация) государственных социальных пособий.

Пособие по временной нетрудоспособности и его виды. Основания для назначения пособия, больничный листок. Порядок выплаты пособия при заболевании (травме), связанном с утратой трудоспособности работником; при болезни члена семьи в случае необходимости ухода за ним; при временном переводе на другую работу в связи с заболеванием туберкулёзом или профессиональным заболеванием и в иных случаях. Размер пособия.

Пособия в связи с рождением и воспитанием детей. Пособие по беременности и родам (право на пособие и порядок выплаты). Единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности единовременное пособие при рождении ребёнка. Ежемесячное пособие на ребёнка. Пособие по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет.

Пособие по безработице (право на пособие, условия и сроки выплаты).

Выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием. Субъекты и объект социального страхования. Страховой случай. Понятие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Виды обеспечения по страхованию.

Единовременные пособия: виды пособий, право на пособие, условия и порядок выплаты. Компенсационные выплаты: понятие и характеристика отдельных видов.


Тема 2.5. Социальное обслуживание.
Понятие и принципы социального обслуживания, его виды. Порядок оплаты социальных услуг.

Особенности отдельных видов социального обслуживания: стационарного и полустационарного социального обслуживания инвалидов и престарелых, содержащихся в учреждениях социальной защиты населения; социальной помощи на дому; срочного социального обслуживания и социально-консультативной помощи; содержания детей в детских учреждениях.

Профессиональная подготовка и трудоустройство инвалидов.

Медико-социальная и лекарственная помощь: первичная, скорая, специализированная медико-социальная помощь; медико-социальную помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Бесплатное и льготное обеспечение лекарственными средствами.

Санаторно-курортное лечение.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ходе изучения дисциплины используются различные современные образовательные технологии:

Технология и методы интерактивного обучения. В ходе практических занятий преподавателем создаются, а студентами в ходе обсуждений решаются конкретные практические и тестовые задания и ситуации.

Технология модульного обучения. Для удобства изучения дисциплина разделена на два модуля, каждый из которых имеет взаимосвязанные темы, лекции и семинарские занятия.

Технология компьютерного обучения. Проведение лекционных и семинарских занятий предусматривает использование презентационного курса по всем изучаемым темам. Компьютерные технологии используются и при проведении тестового контроля.

При проведении занятий в различных формах используются элементы и таких современных образовательных технологий как проблемное и развивающее обучение, педагогика сотрудничества и др.


КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Качество усвоения учебного материала дисциплины оценивается по 100-балльной шкале. Максимальная рейтинговая оценка успеваемости студента по результатам текущего и промежуточного контроля знаний в сумме составляет 90 баллов, а максимальная оценка по результатам итогового контроля (зачёт) – 10 баллов.
Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям приведено в табл. 1.

Таблица 1

Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям


п/п


Учебный модуль


Максимальное количество баллов

1

Модуль 1

40

2

Модуль 2

50




ИТОГО

90

Диапазон баллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы студентов по результатам текущего и промежуточного контроля знаний приведен в табл. 2.

Таблица 2

Диапазон баллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы




п/п


Способ контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов

Количество баллов









Контрольная работа

0-3



Домашняя работа

0-2



Тестирование

0-2



Сдача коллоквиума

0-3



Реферат (эссе)

0-4



Обзор специализированного журнала (статьи)

0-3



Терминологический блиц-опрос

0-1



Ответ на теоретический вопрос

0-1



Решение практических задач

0-2



Доклад на семинаре

0-2



Презентация по теме

0-3



Участие в учебной игре

0-2



Участие в научно-исследовательской работе

0-5



Конспектирование источника

0-3



Библиографическая подборка по теме (не менее 25 источников)

0-2



Составление аннотированной библиографии (не менее 15 источников)

0-3



Представление схем или таблиц по теме

0-1



Иные виды работ и способы контроля

0-2

Распределение способов контроля знаний студентов по учебным модулям с указанием максимального балла приведено в табл.3. При этом студент вправе самостоятельно формировать список видов работы, по результатам выполнения которых, проводится контроль по конкретному модулю, но конкретный вид работы, выполняемой в письменной форме или форме компьютерной презентации, выбирается не более трёх раз в течение одного модуля.

Таблица 3

Распределение способов контроля по учебным модулям




п/п


Учебный модуль

Способы контроля

1

Модуль 1

(40 баллов)



Терминологический блиц-опрос – 21 (1+1), тестирование – 2, реферат – 4, контрольная работа – 3, ответ на теоретический вопрос по теме – 62, решение практических задач – 2, доклад на семинаре – 2, конспектирование источника – 3, библиографическая подборка по теме – 2, составление аннотированной библиографии – 3, обзор специализированного журнала (статьи) – 3, сдача коллоквиума – 3, презентация по теме – 3, представление схем или таблиц по теме – 2 (2 темы модуля по 1 баллу).

2

Модуль 2

(50 баллов)



Терминологический блиц-опрос – 23 (1+1), тестирование – 44, контрольная работа – 3, домашняя работа – 2, ответ на теоретический вопрос – 12, доклад на семинаре – 2, конспектирование источника – 3, библиографическая подборка по теме – 2, сдача коллоквиума – 3, составление аннотированной библиографии – 3, обзор специализированного журнала (статьи) – 3, решение практических задач – 2, презентация по теме – 3, представление схем или таблиц по теме – 4 (до 4 тем модуля по 1 баллу), иные виды работ и способы контроля – 2.

Итоговый рейтинг студента после завершения изучения дисциплины определяется суммой набранных баллов.

Перевод рейтинговых баллов в традиционные оценки производится по следующей шкале:

60-100 баллов - «зачтено»;

0-59 баллов - «не зачтено».
Перевод рейтинговых баллов в традиционные оценки (по 4-балльной системе) проводится по следующей шкале:

90-100 баллов - «отлично»

70-89 баллов - «хорошо»

60-69 баллов - «удовлетворительно»



Менее 60 баллов - «неудовлетворительно».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Нормативно-правовые документы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993;

  2. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г.;

  3. Федеральный Закон от 24.11.1995 г. № 181"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

  4. Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5 "О ветеранах".

  5. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";

  6. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

  7. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

  8. Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

  9. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";

  10. Закон РФ от 28.06.1991 г. № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";

  11. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".


Литература

Основная


  1. Право социальн6ого обеспечения России. Учебник, 4-е изд. Под ред. Проф. К.Н. Гусова, изд-во «Проспект», М., 2011.

  2. Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие, практикум. – М.: Книжный мир, 2008.


Дополнительная


  1. Азарова Е.Г., Кондратьева З.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». М., 2003.

  2. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации. Изд-во «Норма», 2007.

  3. Маленина М.Н. Человек и медицина в современном праве. М., БЕК, 1995.

  4. Тарасова В.А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения. М., 1974.

Методические рекомендации (указания)


  1. Дмитриев Ю.А. Право социального обеспечения. Учебно-методический комплекс для студентов всех форм обучения по специальности 030501. СПб.: «БОРГЕС», 2006, - 54 с.

  2. Дмитриев Ю.А. Методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине «Право социального обеспечения». Специальность 030501. СПб.: РИО СПб филиала РТА. 2008. – 143 с.


Вопросы к экзамену


  1. Социальное обеспечение в современном обществе и его функции. Понятие социального риска.

  2. Предмет и метод права социального обеспечения.

  3. Система и принципы права социального обеспечения.

  4. Источники права социального обеспечения.

  5. Правоотношения в сфере социального обеспечения: понятие, субъекты, объекты, содержание.

  6. Трудовой (страховой) стаж: понятие, виды и включаемые периоды.

  7. Порядок исчисления и подтверждения (доказательства) трудового стажа.

  8. Понятие обязательного пенсионного страхования (ОПС), законодательство об ОПС. Участники правоотношений по ОПС.

  9. Индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования.

  10. Права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования.

  11. Понятие и виды пенсий. Порядок назначения пенсий.

  12. Виды трудовых пенсий и их структура. Субъекты права на получение трудовых пенсий. Условия назначения трудовой пенсии по старости.

  13. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности. Порядок признания гражданина инвалидом.

  14. Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца, субъекты ее получения.

  15. Право на досрочное назначение трудовых пенсий.

  16. Размеры трудовой пенсии по старости.

  17. Размеры трудовой пенсии по инвалидности.

  18. Размеры трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

  19. Определение, перерасчёт, индексация и корректировка размеров трудовых пенсий.

  20. Порядок назначения, перерасчёта размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий.

  21. Понятие пенсии по государственному пенсионному обеспечению, её виды и субъекты получения.

  22. Условия назначения пенсий федеральным государственным служащим и размеры пенсий.

  23. Условия назначения пенсий военнослужащим по призыву и членам их семей и размеры пенсий.

  24. Условия назначения пенсий военнослужащим по контракту и членам их семей и размеры пенсий.

  25. Условия назначения пенсий участникам Великой Отечественной войны и размеры пенсий.

  26. Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей и размеры пенсий.

  27. Условия назначения социальных пенсий нетрудоспособным гражданам и размеры пенсий.

  28. Порядок назначения, индексации, перерасчета, выплаты и доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

  29. Понятие государственного социального пособия и его виды. Пособие по временной нетрудоспособности.

  30. Пособия в связи с рождением и воспитанием детей. Порядок их назначения и выплаты.

  31. Пособие по безработице: условия назначения, размер, сроки и порядок выплаты.

  32. Выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием.

  33. Выплата единовременных пособий.

  34. Компенсационные выплаты: понятие и характеристика особенностей выплат.

  35. Понятие обязательного медицинского страхования (ОМС). Права и обязанности субъектов ОМС.

  36. Медико-социальная помощь и её виды. Медицинская помощь по родовому сертификату.

  37. Договоры ОМС и страховые медицинские полисы.

  38. Лекарственная помощь. Санаторно-курортное лечение.

  39. Понятие и виды государственной социальной помощи. Понятия прожиточного минимума и потребительской корзины.

  40. Ежемесячное пособие на ребёнка до 16 лет (учащегося до 18 лет).

  41. Субсидии. Набор социальных услуг. Процедура оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам.

  42. Понятие социального обслуживания. Понятие трудной жизненной ситуации. Принципы социального обслуживания.

  43. Социальное обслуживание на дому и в полустационарных учреждениях. Стационарное социальное обслуживание.

  44. Протезно-ортопедическая помощь. Обеспечение инвалидов транспортными средствами. Ритуальные услуги.


Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. Microsoft Word – Power Point

2. Microsoft Word – Publisher

3. СПС «Гарант»

4. СПС «Консультант+»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Особенностью курса «Право социального обеспечения» является то, что, во-первых, он предназначен для студентов-юристов гражданско-правовой специализации, во-вторых, в небольшом количестве аудиторных учебных занятий, а поэтому в необходимости изучении части курса студентом самостоятельно (подготовка к семинарским занятиям, изучение теоретической части курса по рекомендуемой литературе, работа с периодическими изданиями и нормативно-правовыми актами). Целью самостоятельной работы студента является углубление и расширение знаний по трудовому праву, формирование самостоятельных навыков решения научных и прикладных задач.

Студентам, осваивающим курс права социального обеспечения, рекомендуется изучить отмеченные в программе нормативные акты, воспользоваться методической и другой учебной литературой, указанной в программе и самостоятельно проработать их. Также надо учесть, что право социального обеспечения не остаётся неизменным, его законодательство постоянно совершенствуется. Следствием этого должно быть и постоянное самостоятельное обновление багажа нормативной базы, а также появляющейся периодической и монографической литературы.

Основными дискуссионными проблемами дисциплины являются вопросы финансирования разнообразных социальных выплат, размеров пенсий и других социальных выплат, взаимоотношений между участниками правоотношений по социальному обеспечению.

Приоритетными формами обучения студентов в рамках аудиторной работы является проведение лекционных и семинарских занятий. Во время лекции предусматривается и краткий опрос студентов по ранее изученным вопросам, краткие дискуссии по проблемным положениям, студенты в конце лекции могут задавать вопросы, уточнять непонятое. Семинарское занятие предполагает самостоятельную подготовку студентов по предложенным вопросам, выступления в форме докладов, чтение и толкование нормативных правовых актов, решение юридических задач, проведение дискуссий по проблемным темам.

Также предполагается самостоятельная работа студентов. На самостоятельное изучения выносятся проблемы более прикладного характера, которые возникают, как правило, в процессе конкретных правоотношений, связанных с осуществлением гражданами прав и обязанностей в сфере социального обеспечения, либо уточняют более общие вопросы. Самоподготовка студентов предполагает самостоятельное изучение разделов, проработку и повторение лекционного материала и материала учебной и научной литературы, написание реферата, контрольной работы, подготовку к семинарским занятиям, рубежному и итоговому контролю. Соответствующую литературу и нормативные правовые акты студент может найти, обратившись к учебным пособиям кафедры, в библиотеке филиала, в сети «Интернет», работая с информационно-правовыми системами. Самостоятельная работа по дисциплине «Право социального обеспечения» связана с изучением широкого спектра правовой информации (нормативных правовых актов, судебной практики и др.), эта работа связана с толкованием законов и подзаконных нормативных актов, навыки которого вырабатываются в рамках аудиторной и индивидуальной работы преподавателя со студентами (здесь желательно использование комментариев к законодательству, решение юридических задач).

Вопросы для самоподготовки студентов составляются исходя из требований ФГОС ВПО, положений учебной программы дисциплины по наиболее существенным проблемам.

Учебным планом подготовки студентов предусмотрена форма итогового контроля в форме экзамена по праву социального обеспечения. Целями и задачами такого контроля являются проверка степени усвоения теоретических знаний и формирования у студента умений и навыков решения практических задач по праву социального обеспечения; а также уровня развития навыков самостоятельной работы и овладения методикой исследования при решении конкретных проблем и вопросов.

Право социального обеспечения динамично развивается и изменяется, следовательно, студенту необходимо проверить нормативную базу, используемую при подготовке к экзамену, а материалы учебной литературы – на соответствие действующему законодательству.

Следует указать, что работа по подготовке к сдаче экзамена должна вестись планомерно и основываться на активной и систематической работе по подготовке к семинарским занятиям, участию в них и на результатах самостоятельной работы студента.

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Дополнения и изменения приводятся в контрольных экземплярах рабочей программы, находящихся на кафедре и в УМО.




1 Блиц-опрос может проводиться дважды.

2 В модуле 3 темы, по каждой из них можно подготовить ответы на 2 теоретических вопроса.

3 Блиц-опрос может проводиться дважды.

4 Тестирование по темам второго модуля может проводиться дважды.





Реалистическая пьеса наводит на мысль о том, до чего условна наша обычная жизнь. Лешек Кумор
ещё >>