Методические указания по их выполнению для студентов, обучающихся по специальностям - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания по их выполнению для студентов, обучающихся... 1 239.17kb.
Методические указания по выполнению контрольной работы обсуждены... 3 421.97kb.
Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов... 18 2440.88kb.
Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов... 5 642.55kb.
Фундаментальной информатики 6 1086.68kb.
Методические указания для студентов, обучающихся по специальностям... 1 238.12kb.
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов... 1 355.12kb.
Методические указания к выполнению контрольных работ для студентов... 1 269.56kb.
Методические указания, контрольные задания и типовые примеры по теоретической... 7 776.38kb.
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине... 1 114.55kb.
Методические указания к самостоятельной работе студентов Красноярск... 1 148.69kb.
Методические указания к самостоятельной работе Составители: Л. 6 1103.5kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические указания по их выполнению для студентов, обучающихся по специальностям - страница №1/5

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)


ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

Кафедра теории и истории государства и права и гуманитарных дисциплин

Утверждено на кафедре

Протокол № _____________________

«__4__» __1 декабря_2011__г.

Зав. кафедрой ____________________

Кудрявцев И.Г.



«Теория государства и права»

Темы курсовых работ и

методические указания по их выполнению

для студентов, обучающихся по специальностям

заочной формы обучения

030900 направление «Юриспруденция»

г. Южно-Сахалинск

2011г.

Тематика курсовых работ и методические указания по их выполнению


Написание курсовых работ по указанной дисциплине является одной из важных форм самостоятельной работы студента юридического факультета. Оно способствует углублению и закреплению знаний по теории государства и права, подготовке к будущей практической деятельности. Вопрос, являющийся темой курсовой работы, должен быть изучен шире и обстоятельнее, нежели он освещается в учебниках и на занятиях. В этой связи для студента является обязательным тщательное изучение литературы вопроса, которая рекомендована после прочтения методического материала. Следует заметить, что студент вправе самостоятельно привлекать иную монографическую и статейную литературу по теме.

Ц е л и к у р с о в о й р а б о т ы :



  • развить способность студента к углубленному анализу научной литературы, законодательства и материалов юридической практики;

  • выработать умение систематизировать и обобщать научный и практический материал, критически его оценивать;

  • формировать и укреплять навыки усвоения общетеоретических государственно-правовых понятий, аргументированного, логичного, грамотного изложения положений теории государства и права;

  • развивать у студентов умение применять эти положения для анализа юридической практики.

Курсовая работа призвана прививать студентам навыки творческой исследовательской работы.

Не допускаются к защите и возвращаются для переделки работы, полностью или в значительной части выполненные несамостоятельно, т.е. путем механического переписывания первоисточников, учебников, другой литературы, работы, в которых выявлены существенные ошибки и недостатки, свидетельствующие о том, что основные вопросы темы не усвоены, а также курсовые сочинения с низким уровнем грамотности и несоблюдением правил оформления.


Требования к оформлению

Курсовая работа должна быть написана от руки или напечатана логически последовательно, грамотно, разборчиво, иметь нумерацию страниц и поля для возможных замечаний рецензента;

Основные вопросы плана следует указать в начале работы и выделить их в тексте;

При цитировании необходимо давать точные ссылки на источники с указанием автора, названия работы, издательства, года издания, страницы. Цитаты в тексте работы надо брать в кавычки. Цитаты не должны превышать 25% объема работы. Цитировать необходимо точно по тексту источников.

В конце работы надо привести список использованной литературы, работу подписать и поставить дату ее выполнения.

Объем курсовой работы не должен превышать 25-28 страниц машинописного текста. Нарушение указанных требований служит основанием возвращения работы студенту для соответствующей ее доработки.

На титульном листе в верхнем правом углу следует указать факультет, отделение, курс, группу, номер варианта выполняемой курсовой работы, наименование предмета, фамилию, имя, отчество студента.

Курсовые работы оцениваются по пятибальной системе. Оценка выставляется после защиты работы во время экзаменационной сессии. В рецензии проверяющий указывает «допускается к защите» или «не допускается к защите». В случае недопуска работы к защите студент обязан выполнить работу вновь в соответствии с указаниями рецензента. К повторно выполненной работе необходимо приложить рецензию на первую работу. Уровень оценки зависит от полноты изложения темы, правильности освещения вопросов, степени использования литературы и законодательства по теме, грамотности и качества оформления, а также с учетом уровня защиты.

Курсовая работа должна быть представлена в установленный учебным графиком срок.

При выборе темы курсового исследования следует исходить из того, что номер темы соответствует буквам алфавита, с которой начинается фамилия студента. К примеру, студенты, фамилии которых начинаются с буквы «А», пишут тему № 1, с буквы «Б» ¾ тему № 2, с буквы «В» ¾ тему № 3 и т.д.



«А» ТЕМА 1

Политическая власть: формирование


и функционирование в современной России

Примерный план.

  1. Политическая власть: понятие, соотношение с властью государственной.

  2. Политическая власть: сущность, структура, формы реализации.

  3. Становление современной системы политической власти России.

Методические указания


Приступая к анализу темы, студент должен четко себе представить то обстоятельство, что реформирование российского общества выдвигает в качестве одной из главных проблему политической власти, поиска более совершенной модели ее устройства и функционирования. Политическая власть – сложный специфический многофакторный объект, который требует углубленного научного знания особенностей ее функционирования в условиях осуществления экономической, политической и правовой реформ, преодоления деформирующего влияния тоталитарной модели власти в послеоктябрьской России. В этой связи при освещении первого вопроса темы студенту следует выяснить понятие политической власти, ее соотношение с властью государственной. Полагаю, что здесь следует исходить из того, что под политической властью следует понимать механизм выявления и удовлетворения определенных наличествующих в обществе политических интересов, реализующихся посредством деятельности всех организаций политической системы, а государственная власть ¾ институциональный механизм согласования и координации социально-политических интересов и придание политической воле, отражающей компромисс этих интересов, общеобязательного юридического характера, закрепленного в законах государства. Следует также иметь в виду, что политическая власть имеет своим субъектом весь народ, как исторически развивающуюся социально-экономическую, политическую, духовно-нравственную общность. Субъектом же государственной власти является в том числе и государственный аппарат, имеющий собственные отличные от общенародных интересы и осуществляющий, хотя и производную, но собственную власть, порой в иных формах, процедурах и отношениях. Наконец, следует помнить о границах осуществления политической и государственной власти. В правовом государстве политическая власть не распространяется на неполитические, административные, «частные» отношения и ограничивается не только собственной компетенцией, установленной законом, но также моральными нормами, политической традицией и уставами организаций, входящих в систему власти. Государственная власть ограничивается строго определенной формой и пределами полномочий, установленными Конституцией и законами.

При освещении второго вопроса темы студент должен обратить внимание на следующие сущностные характеристики политической власти:

– субстанциональная обусловленность собственностью и социальной структурой общества;

– выражение и защита социально-политического всеобщего или группового интереса;

– организация политического управления государственно-организованным обществом в целом и его отдельными сферами;

– волевой или авторитарный характер;

– существование и реализация в формах политической власти конкретных носителей. В этой связи под политической властью следует понимать волевое авторитарное выражение различных политических интересов (народа, составляющих его общностей и индивидов), проявляющееся в организации социально-политического управления и выступающее в формах власти различных конкретных носителей.

Переходя к рассмотрению структуры политической власти, студент должен четко представлять, что эта структура представляет собой упорядоченное целостное образование, обладающее интегративными качествами, отличными от качеств его элементов. В качестве таких элементов следует выделить ряд крупных институтов: государство, политические партии, политические движения, общественные организации и другие организованные группы политических интересов, которые прямо или косвенно способствуют осуществлению политической власти. Особое место при освещении этого вопроса должно быть отведено праву. Во-первых, со своей нормативной стороны право представляет собой способ юридического оформления элементов системы власти, а также средство регулирования связей между ними. Кроме того, в правовых нормах фиксируются основные требования, представляемые субъектом политической власти к функционированию как отдельных элементов, так и системы политической власти в целом. Следовательно, право представляет собой способ регламентации системы власти как в структурном, так и в функциональном аспектах. Во-вторых, право фиксирует определенное состояние политических отношений. Политическим содержанием права обусловлена его роль как средства осуществления власти в обществе и одного из основных элементов системы политической власти.

Переходя к анализу третьего вопроса темы, студенту следует проанализировать социально-политическую природу, институциональный механизм политической власти послеоктябрьской России, сущность деформации ее системы, демократический механизм перехода от авторитарной к демократической модели власти, состояние и наметившиеся тенденции в развитии политической власти России в ходе ее реформирования. В этой связи следует заметить, что институциональный механизм политической власти непосредственно после Октябрьской революции определяется тем, что диктатура в обществе реализуется через механизм «для» рабочего класса и всех трудящихся и «от их имени». На практике она осуществлялась социальным слоем непосредственных ее носителей через их властно-распорядительные полномочия во всех сферах управления посредством механизма организаций, входящих в систему диктатуры пролетариата.

Ликвидация партийно-политического плюрализма (запрещение оппозиционных партий и фракционной деятельности) сопровождалось теоретическим отождествлением диктатуры пролетариата с диктатурой партии. Партия фактически приобрела монополию на определение основного содержания публично-властных решений и путем сращивания с государственным аппаратом превратилась в самодовлеющую систему власти. Публично-властная суверенность государства оказалась лишь формально-юридической, возникла диктатура государственно-партийного аппарата. Партийно-административная номенклатура оттеснила представителей трудящихся от реального и решающего участия в принятии социально значимых решений, а «Советская власть» стала конкретно-исторической формой отчуждения политической власти от общества.

В результате с середины 20-х годов произошла номенклатурная узурпация классового господства, а на рубеже 20 – 30-х годов – сочетание номенклатурной и личной узурпации. Сложилась особая разновидность авторитарно-бюрократической организации политической власти от имени народа, но с игнорированием его воли и механизмов ее действительного выявления.

В период господства Сталина сложилась тоталитарная модель политической власти, которая сохранилась в ряде основных черт и в последующие десятилетия. Следует отметить следующие ее черты:

– переход к гиперцентрализованной с жесткими вертикальными связями монистической структуре власти, не предполагающей делегирования полномочий власти по горизонтали, а следовательно, ее разделения;

– свертывание самоуправленческих начал в управлении, подавление любых форм автономной общественной и политической организации, усиление «аппаратного» характера власти и деформирование ее социальной базы путем волюнтаристского изменения социально-классовой структуры (например, в результате насильственной коллективизации); формирование господствующей прослойки партийно-государственной бюрократии;

– подмена концепции государства диктатуры пролетариата концепцией «вождистского» государства, опирающегося на узурпацию власти в партии и государстве одним лицом и его окружением (партийно-административная номенклатура);

– возведение в норму подмены государственных органов партийными и в связи с этим подрыв публично властной суверенности государства;

– ослабление правовой основы деятельности государства за счет господства политической целесообразности;

– формирование органов власти на всех уровнях через закрытые каналы, бюрократическим способом (закрытый тип элиты);

– отсутствие механизма преемственности верховной власти, когда господствующая группа не несла ответственности ни перед каким выборным органом и не могла быть лишена власти правовым способом. В этой связи следует особо подчеркнуть, что отчуждение человека от собственности и политической власти, сложившееся в нашей стране, является исходным состоянием, порождающим потребность в народовластии, как способа преодоления старых и новых форм отчуждения власти от общества, как разрешение противоречия между многообразием социально-политических интересов субъектов политической власти и возможностями их воплощения в структурах и институтах власти.

В 80-е годы советское общество вступило в переходный этап, который характеризуется ускорением интеграции в современную мировую цивилизацию, новым восприятием гуманистических ценностей и институтов, более быстрым началом разрушения авторитарно-бюрократической системы управления.

В заключение рассмотрения вопроса студенту следует раскрыть содержание политического плюрализма как принципа организации и функционирования системы власти на основе баланса политических сил, оформленных в правовом отношении и выражающих самостоятельные интересы экономических, политических и других групп и ассоциаций граждан.

«Б» ТЕМА 2

Правовое сознание в условиях обновления

российского общества
Примерный план


  1. Понятие, структура и функции правосознания.

  2. Виды правосознания.

  3. Правосознание как фактор демократизации общества, укрепления законности.

Методические указания

Приступая к анализу темы курсового сочинения, студент должен иметь в виду, что формирование гражданского общества и правового государства, необходимость радикального повышения роли права в жизни общества нуждаются в соответствующих духовных предпосылках, важнейшей из которых является правосознание субъектов исторического процесса. Сегодня значение и роль правового сознания заметно возросли, оно становится одной из основных движущих сил обновления нашего общества. В то же время характерным для него является переосмысление прошлого, отказ от догм и стереотипов. Формирование правового сознания – необходимое условие дальнейшего совершенствования общественных отношений в политической, социально-экономической и духовной сферах.

Освещение первого вопроса темы предполагает необходимость выяснения понятия, структуры и функции правосознания. В этой связи в работе следует проследить эволюцию взглядов ученых-юристов на понимание правосознания, его тесную связь с правом, так как право выступает как своеобразная основа формирования правосознания. На базе действующего права, законодательства, в основном, вырабатываются идеи, теории, представления о его соответствии либо несоответствии уровню развития общественных отношений.

Анализируя функции правосознания, студенту следует обратить внимание на то, что в современных условиях они наполняются новым содержанием в соответствии с потребностями совершенствования политических и социально-экономических институтов. В частности, следует рассмотреть следующие функции правосознания: правообразующая, правоприменительная, правового воспитания, формирования общественного сознания. Полагаю, что особенно подробно в курсовом сочинении следует обратить внимание на анализ такой функции правосознания как преодоление правового нигилизма. Правовой нигилизм – это состояние общественного сознания, принимающее социальную ценность права и считающее его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений.

Рассматривая вопрос о видах правосознания, студенту следует иметь в виду, что правосознание является сложным социальным образованием. С точки зрения субъектов (носителей) правосознание подразделяется на общественное (массовое, общесоциальное), групповое и индивидуальное. С позиций социального уровня правосознание, как правило, подразделяется на обыденное, научное и профессиональное.

При освещении третьего вопроса темы студенту следует обратить внимание на то, что правосознание представляет собой важную духовную предпосылку совершенствования демократических институтов, так как без необходимых правовых знаний, ориентаций, убеждений невозможно говорить о компетентном участии в преобразованиях, проводимых в стране. В этой связи студенту следует обратить внимание на роль правового сознания в развитии демократии и укреплении законности. Дело в том, что режим законности может существовать лишь в условиях реальной демократии, свободного выражения воли личности и различных социальных групп, их активного участия в процессе правотворчества и применения права. Завершается курсовое сочинение анализом системы мер правового воспитания для повышения уровня правовой культуры и правового сознания.


«В» ТЕМА 3

Механизм правового регулирования
Примерный план

  1. Правовое регулирование в обществе (понятие, различие подходов).

  2. Основные элементы механизма правового регулирования.

  3. Основные направления совершенствования механизма правового регулирования.

Методические указания

Приступая к анализу темы курсового сочинения, студенту следует уяснить то обстоятельство, что совершенствование общества на основе дальнейшей демократизации политической системы требует повышения уровня правового регулирования общественных отношений. При этом речь идет о социальной эффективности правовой системы, т.е. о достижении соответствующих результатов в общественной жизни страны, в поведении людей и деятельности организаций. Совершенствование механизма правового регулирования не самоцель, а средство, при помощи которого обеспечиваются прогрессивные сдвиги в экономических, социальных и политических отношениях. Эффективность механизма правового регулирования является предпосылкой социальной действенности всей правовой системы. После уяснения теоретической и практической значимости темы студент переходит к изложению вопроса о понятии правового регулирования, обратив внимание на следующие его особенности. Во-первых, правовое регулирование осуществляется при помощи системы норм, имеющих общеобязательное значение, т.к. они исходят от имени государства. И в этой связи второй особенностью правового регулирования является возможность применения силы государства, в случае, если нарушаются нормы права. В-третьих, правовое регулирование связано с действием определенного механизма, охватывающего всю совокупность юридических средств. Правовые нормы, индивидуальные государственные веления, правовые отношения, уровень правового сознания ¾ все это характеризует единый согласованно функционирующий механизм правового регулирования.

При освещении второго вопроса темы студенту следует проанализировать различные суждения ученых-юристов по вопросу об основных элементах механизма правового регулирования, раскрыв соответственно содержание каждого из элементов.

Завершается курсовое сочинение анализом основных направлений совершенствования механизма правового регулирования.


«Г» ТЕМА 4

Принципы законности и их реализация в условиях

формирования правового государства
Примерный план

  1. Понятие законности.

  2. Общая характеристика принципов законности:

    1. Принцип единства законности.

    2. Принцип верховенства закона.

    3. Гарантированность прав и свобод личности.

    4. Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности.

    5. Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности.

  3. Реализация принципов законности в условиях реформирования российского общества.


Методические указания

Приступая к анализу темы курсового сочинения, студент должен уяснить, что становление российского правового государства предполагает последовательное проведение в жизнь принципов законности, выступающих в качестве важнейшей предпосылки осуществления демократических реформ, утверждения идеалов гуманизма, справедливости, формирования высокой политической и правовой культуры граждан, создания условий для надежной защиты и реализации прав и свобод личности.

Строгий режим законности способен приостановить действующие в стране разрушительные тенденции, разгул преступности, правового нигилизма. Законность – эффективный инструмент проводимых преобразований, опора твердой и дееспособной власти, демократии. Особую роль она призвана сыграть в условиях перехода к рынку, налаживания хозяйственно-правовых связей, создания новых механизмов в экономике. В этой связи, освещая первый вопрос, следует определить понятие законности, исходя из того, что законность выступает как метод осуществления власти и управления; форма государственного руководства обществом; конституционный принцип деятельности всех органов государства, политических партий и движений, общественных организаций, должностных лиц и граждан; неотъемлемый элемент демократии; политико-правовой режим; социальное состояние и т.д. Законность тесно связана с такими категориями как право, закон, правоотношение, правосознание, правотворчество, правоприменение и др. Они позволяют раскрыть ее «собственное» содержание, место и роль в правовой системе. Безусловно, предпосылкой законности выступают правовые предписания, составляющие ее нормативную базу. Чем они совершеннее, тем строже и полнее проводятся в жизнь; тем выше уровень законности, прочнее правопорядок.

Приступая к анализу второго вопроса темы, студенту следует иметь в виду, что принципы в качестве исходных начал определяют содержание и место законности в общественной жизни, в практической деятельности правоохранительных и других государственных органов. Они оказывают определяющее воздействие на формирование мотивов правомерного поведения субъектов. Наконец, система принципов законности, в которых отражены общественные интересы и потребности, обеспечивает их перевод из сферы мировоззрения в реальную действительность и позволяет выступать им в качестве реальной оценки поведения участников социального общения. В работе следует последовательно раскрыть содержание предложенных принципов законности.

При освещении третьего вопроса студенту следует обратить внимание на то, что реализация принципов законности носит объективный характер и осуществляется посредством сознательной и целенаправленной деятельности конкретных участников общественных отношений. Поэтому этот механизм должен опираться на выявленные и познанные тенденции развития, которые определяют динамику социальных структур, систем и подсистем в надстройке, в том числе и в праве, и законности. Таким образом, в его содержание входит вся совокупность взаимосвязанных факторов, средств, условий, предпосылок, стимулирующих данный процесс.
«Д» ТЕМА 5

Правовая культура должностных лиц

и пути ее формирования
Примерный план


  1. Понятие, сущность и содержание правовой культуры должностных лиц.

  2. Функции правовой культуры должностных лиц.

  3. Пути формирования правовой культуры должностных лиц.

Методические указания

Приступая к анализу темы, студенту следует обратить внимание на то, что правовая культура общества – важный фактор и условие нормального развития и функционирования гражданского общества. Без необходимого ее уровня невозможны успешное совершенствование законодательства, коренные преобразования в практике государственного строительства, которые способны привести к утверждению верховенства закона, равенства перед ним всех без исключения граждан, должностных лиц и организаций. В этой связи существенной характеристикой государственного управления выступает состояние правовой культуры должностных лиц.

Отвечая на первый вопрос темы, студенту следует обратить внимание на выяснение понятий «правовая культура», «должностное лицо», «сущность правовой культуры», которые в юридической литературе трактуются неоднозначно.

Раскрыв содержание вышеназванных понятий, студент переходит к рассмотрению функций правовой культуры. Можно сосредоточить свое внимание на анализе познавательной, оценочной (аксиологической) и регулятивной функции правовой культуры должностных лиц. В частности, показателем познавательной функции правовой культуры должностных лиц является объем их правовой информированности, уровень правовых знаний, понимание требований законодателя, умение анализировать. Аксиологическая функция выражается в оценке должностными лицами законодательства и практики его применения, поведение граждан с точки зрения соответствия требованиям норм действующего законодательства, а также в отношении к своей собственной деятельности в сфере права. Наконец, анализируя содержание регулятивной функции, следует рассмотреть ее с точки зрения процесса усвоения должностными лицами правовых ценностей, приобретение определенного правового опыта, навыков, появления у них собственных правовых ориентаций. Проявлением регулятивной функции правовой культуры должностных лиц является их реальное правовое поведение, деятельность по осуществлению прав и обязанностей, которая свидетельствует не только о мере познания правовых ценностей, но, прежде всего, о мере их использования.

Завершается курсовое сочинение анализом путей формирования правовой культуры должностных лиц. В этой связи студенту следует иметь в виду, что правовая культура должностных лиц испытывает на себе многофакторное влияние как объективного, так и субъективного характера. В этой связи ее уровень является достаточно четким, хотя и не абсолютным показателем состояния экономики, системы политических институтов, общего культурного развития общества и государственного управления. Наряду с общесоциальными факторами, влияющими на уровень правовой культуры должностных лиц, студенту следует обратить внимание и на такой комплекс вопросов, как организация юридического всеобуча как единой, непрерывной общегосударственной системы правового воспитания, формирование сильной и компетентной юридической службы в аппарате государственного управления, систематическое информирование должностных лиц о законодательных новеллах и т.д.
«Е» ТЕМА 6

Взаимодействие норм права и нравственности
Примерный план


  1. Понятие права и нравственности.

  2. Общие и отличительные черты права и нравственности.

  3. Взаимосвязь и взаимодействие права и нравственности.

Методические указания

При ответе на первый вопрос необходимо выяснить понятие права и нравственности, раскрыть их сущность, социальное назначение и особенности. Выясняя роль права и нравственности в общественной жизни, нужно показать, что право и нравственность являются не только средством нормативного регулирования общественных отношений, но и служат мощным фактором воспитания масс. При этом очень важно иметь в виду, что общей чертой специальных работ, посвященных взаимодействию норм права и нравственности, является несколько упрощенный подход к вопросу, упрощенный в том смысле, что сущность морали, сущность права не рассматриваются авторами как теоретические и методологические проблемы, исключительно сложные по содержанию, а вместо этого авторы используют крайне примитизированные характеристики как морали, так и права, характеристики в русле марксистско-ленинской традиции освещения, как сугубо классовые явления. Между тем внешняя убедительность указанного подхода к морали и праву разрушается, по нашему мнению, уже следующими соображениями. Моральная норма и моральная оценка поступка либо качества личности всегда высказывается конкретным человеком и несет на себе печать его индивидуальности, но всякая сформулированная таким образом моральная норма и оценка всегда претендует на общезначимость. Когда ссылаются на норму морали, то ожидают, что значимость этой нормы признает всякий человек, так как эта норма справедлива. Когда дают оценку с моральной точки зрения какого-либо поступка, то представляют ее как значимую для всех. Скажем, как в случае, когда кто-либо высказывает свое порицание человеку, совершившему аморальный поступок, он претендует на то, что нарушитель требований морали согласится со справедливостью его поступка.

Разумеется, в формулировании моральной нормы может заключаться неясность, неточность, в ней всегда содержится какая-то доля неконкретности, моральная оценка поступка может быть и ошибочной. Однако вряд ли можно сомневаться в том, что само формулирование моральных требований и высказывание моральных оценок имеет смысл и возможно лишь постольку, поскольку подразумевается, что в этих требованиях и оценках заключено общезначимое содержание, с которым должен согласиться каждый человек, который поймет их смысл.

Даже те моральные оценки общественных явлений, поступков, личных качеств людей, которые встречались в марксистско-ленинской политической публицистике, посвященной разоблачению пороков буржуазного общества, претендовали на общезначимость. Моральное осуждение поступка мистера Смита, обокравшего своего же компаньона, даже в том случае, если оно сопровождалось комментарием в том, что де подобные поступки якобы считаются вполне справедливыми в среде буржуазии, – такое моральное осуждение подразумевало общезначимость, объективную справедливость, абсолютность; никогда не говорилось: мы осуждаем этот поступок с точки зрения нашей морали, но по нормам морали своего класса этот человек прав. Какой же смысл имело бы моральное осуждение, если бы оно не претендовало на объективность и общезначимость?

Подобные же соображения следует высказать и относительно норм права. Правовые нормы, в одно и то же или в разное время регулирующие одни и те же общественные отношения, могут существенно расходиться. Тем не менее, обязательным требованием к содержанию и к применению норм права является требование справедливости. Справедливость предполагает максимальный учет своеобразия ситуации, к которой применяется норма права, но всякое понимание справедливости претендует на объективность и общезначимость, иначе оно не будет пониманием справедливости. Поэтому всякое суждение о юридической справедливости подразумевает существование всеобщих принципов права, которым должны соответствовать конкретные нормы и их применение.

Так являются ли классовые интересы источником содержания норм морали и права? По нашему мнению, они не являются прямым и непосредственным источником содержания этих норм. Они могут оказывать влияние на формирование этих норм косвенно и опосредованно. Во-первых, в связи с тем, что сам факт социальной стратификации общества порождает определенные общественные отношения, которые нуждаются в моральном и правовом регулировании. Во-вторых, в связи с тем, что применение и интерпретация моральных и правовых норм связаны с социальными и мировоззренческими стереотипами и установками, которые могут иметь социально-групповой характер. Но требования морали и права не могут по своему существу изменяться в зависимости от того, представитель какого класса их выражает.

Мораль есть всеобщая ценность, которая проявляется в любом этносе, она присуща человеческой культуре как таковой. Формы выражения моральных ценностей, предписаний и оценок разнообразны. Но при этом они едины в своей основе. Единство содержания моральных требований обусловлено всеобщим механизмом действия морали.

Дальнейшее рассмотрение темы предполагает необходимость анализа соотношения права и нравственности. Сначала рекомендуется кратко охарактеризовать общие черты, свойственные праву и нравственности, затем выяснить их отличительные особенности. Единство и различие права и морали следует рассматривать по их экономической, социально-политической и идеологической основам. В этой связи студенту следует обратить внимание на весьма интересное суждение, которое было высказано в конце XIX века проф. В.М. Нечаевым: «Нравственность и право имеют один общий источник – свободу человеческой личности. Будучи, в качестве чувственного существа, подчинен воздействиям своих страстей и внешнего мира, человек, как духовно-свободное существо, способен отрешиться от этого воздействия и руководствоваться в своих поступках и мыслях разумом высшим интуитивным пониманием мира (нравственным чувством)»1.

Указанная точка зрения, сближая право с моралью, проводит между ними и четкое различие. Мораль обязательно охватывает и сферу мотивов, в моральном предписании подразумевается и то, ради чего должен совершаться моральный поступок, мотив учитывается и при моральной оценке; морально лишь то, что делается на основе глубокого внутреннего убеждения, по велению совести. Право учитывает мотив лишь постольку, поскольку он становится реализованным умыслом, за этими пределами мотив правом не учитывается, и при соблюдении человеком норм права с точки зрения права мотив, строго говоря, безразличен.

Мораль, далее, регулирует все сферы человеческой деятельности: что бы и при каких бы обстоятельствах человек ни делал, он, в качестве свободного существа, должен рефлектировать, давать себе самооценку и устанавливать предписания с точки зрения высших ценностей. Правовое же нормирование и предписание имеет четкие границы: правовые нормы должны устанавливаться только там и постольку, где и поскольку внешняя свобода одного человека приходит в противоречие с такой же свободой других людей. Иными словами, право – это внешнее ограничение свободы, поскольку оно необходимо для осуществления свободы.

Право функционирует в жизни всякого цивилизованного общества в виде не только общих принципов, но в виде системы конкретных и детальных норм. При устойчивости общих начал права его нормы, а также практика их применения, подвержены сравнительно частому и быстрому изменению. В процессе этого изменения возможно столкновение и противоборство различных тенденций. При этом имеет место взаимодействие различных социально-групповых интересов и общих принципов и ценностей права. В этом процессе важную роль играет взаимодействие морали и права.


«Ж», «З» ТЕМА 7

Основные понятия о государстве

Примерный план


  1. Распад родового строя и возникновение государства.

  2. Основные признаки государства, отличающие его от других организаций и социальных учреждений классового общества.

  3. Понятие исторического типа и формы государства. Их соотношение.


Методические указания

Приступая к изучению темы, студенту следует обратить внимание на то, что вопрос о государстве, его природе и сущности был и остается предметом постоянного интереса ученых. История познания обнаруживает большую амплитуду колебаний между двумя, на первый взгляд, противоположными точками зрения. Это, с одной стороны, представления XVII в. (Т. Гоббс) о государстве как всемогущем Левиафане, гигантская сила которого подчиняет себе все стороны жизни общества, а с другой – представление XVIII и первой половины XIX в., отводящее государству скромную роль «ночного сторожа» со строго ограниченными функциями, концепция, которая сразу же после второй мировой войны была изменена и объясняла активное вмешательство буржуазного государства в экономику необходимостью «защиты социальной справедливости». Возникла концепция «государства всеобщего благоденствия». Но чем активнее проявляет себя в этой области научная мысль, тем больше возникает новых сложных, тесно связанных с жизнью вопросов, имеющих существенное теоретическое и практическое значение. С точки зрения современных представлений государственность – фактор человеческого прогресса, культуры, историческая ценность. Государственная организация человеческого общежития обеспечивает последовательное раскрытие и реализацию цели и содержания социального прогресса: освобождение людей от всех видов порабощения и зависимости (от природных и социальных сил), полноценное и гармоническое развитие личности. Государство становится тем общественно-экономическим центром, а его аппарат тем рабочим органом власти, который выполняет общесоциальные функции регулирования отношений производства, обмена, распределения. Сердцевина экономических отношений – отношения собственности, имеющие ключевые значения для реальной свободы в государстве.

Государственное общение возникло и функционирует как форма и средство достижения свободы личности и ее сообществ. Государства различных исторических эпох воплощают достигнутый уровень экономической, социальной, политической и личной свободы. Это официально закрепляется в праве – системе общеобязательных норм, выражающих возведенную в закон меру личной, экономической, социальной и политической свободы и выступающих государственно-волевым регулятором общественных отношений. В вопросе о происхождении и сущности государства общечеловеческая мысль выработала несколько подходов, каждый из которых имеет собственное обоснование, логику развития и метод объяснения сложных процессов, определяющих причины становления государственной организации общества. В своей совокупности они помогают объяснить различные стороны происхождения государства и дополнить его сущность теми или иными чертами, поэтому не следует отбрасывать или пренебрегать соответствующими достижениями человеческой мысли под предлогом антинаучности, идеалистичности различных подходов.

Приступая к анализу сущности государства, студент должен уяснить для себя, что государство – сложная социальная система со своими взаимосвязанными частями. Жизнедеятельность государства как динамичной системы, отражающей политические, экономические, научно-технические и иные процессы, подчинена объективным закономерностям. Оно выступает формой организации общества, интегрируемой публичновластными отношениями и институтами. Природа государства качественно меняется с переходом от одной общественно-экономической формации к другой. В ходе своей эволюции государственность переживает стадию становления, достигает высшей точки, в которой сама себя отрицает, после чего постепенно преодолевается. Государство на различных этапах развития представляет собой исключительно сложное явление. Следует отметить многогранность понятия «сущность государства». Его проявление состоит в следующем: государство выступает как особая, организованная сила, стоящая над обществом, является специфической организацией господства классов, выступает как руководство обществом со стороны господствующего класса.

В теоретических и публицистических работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина ощутимо преувалирована мысль о государстве как рычаге, машине, аппарате классового господства. Так, в «Манифесте Коммунистической партии» указано, что добившийся своего политического господства пролетариат осуществит (одновременно с другими мерами) деспотическое вмешательство в право собственности и в буржуазные производственные отношения, централизует все орудия производства в руках государства, централизует транспорт и кредит, введет одинаковую обязательность труда для всех и создаст промышленные армии (милитаризация труда рисовалась тогда авторами «Манифеста» одним из способов его организации). Пролетариат в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения. До тех пор, пока все производство не сосредоточится в руках ассоциации индивидов, до того времени публичная власть сохраняет свой политический характер. «Политическая власть в собственном смысле слова ¾ это организованное насилие одного класса для подавления другого»1.

К. Маркс, перечисляя в «Капитале» методы, посредством которых в западно-европейских странах происходило первоначальное накопление, пишет: «Эти методы отчасти покоятся на грубейшем насилии, как, например, колониальная система. Но все они пользуются государственной властью, т.е. концентрированным и организованным общественным насилием, чтобы ускорить процесс превращения феодального способа производства в капиталистический и сократить его переходные стадии. Насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым. Само насилие есть экономическая потенция»2. Как ни толкуй Марксовы строки, из них единственно следует, что насилие органично присуще государству и истории.

Политического аспекта насилия, продуцируемого государством, касается Ф. Энгельс. Он внушает Августу Бебелю: «Государство есть лишь преходящее учреждение, которым приходится пользоваться в борьбе, в революции, чтобы насильственно подавить своих противников пока пролетариат еще нуждается в государстве, он нуждается в нем не в интересах свободы, а в интересах подавления своих противников, а когда становится возможным говорить о свободе, тогда господство перестает существовать»3. Из слов Ф. Энгельса вытекает, что государство, которое пролетариат использует в целях насильственного подавления противников рабочего класса, не признает свободу для них.

Аналогичные суждения о природе государства, его сущности легко найти в таких работах В. И. Ленина, как «Государство и революция», «Пролетарская революция и ренегат Каутский» и др. Характерно резюме в лекции В.И. Ленина «О государстве»: «Государство – это есть машина для поддержания господства одного класса над другим»4.

Выделение в природе государства его принуждающего начала было закономерно для марксизма. Почему? Ответ, думаю, заключается в том, что перед умственным взором К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина находилась государственность на этапе далеко еще неразвитого буржуазного общества. Она действительно враждебно противостояла трудящемуся люду, угнетала его. Этот непреложный факт и хотели довести до сознания политически и социально обездоленной массы К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин.

Таким образом, марксистская «теория насилия» вполне понятна в социально-историческом контексте ее формирования. Более того, осмысление всей истории доиндустриального общества через призму классовой борьбы является вполне оправданным. Но марксистская «теория насилия» вряд ли пригодна для анализа государственности в эпоху постиндустриального общества.

Во-первых, классовый подход и учение о классовой борьбе не применимы к обществу, в котором нет классов, но существует сложная социальная структура. В постиндустриальном обществе социальный статус человека и его принадлежность к социальной группе определяются не только его отношением к средствам производства, но и его местом в системах производства и распределения, что особенно характерно для социальных групп среднего и низшего уровней.

Во-вторых, марксистская «теория классового насилия» не может быть метатеорией государства в эпоху постиндустриального общества, поскольку по мере формирования этого общества организованное насилие все больше отходит на задний план, а на передний выдвигается общесоциальная деятельность государства.

Справедливости ради следует заметить, что в произведениях Маркса, Энгельса и Ленина «государство» употребляется не только в значении аппарата публичной власти, выражающего политические интересы и волю экономически господствующего класса, но и в более широком социологически емком значении политической организации, формы устройства классового общества. Они показали наличие у государства и иных социальных «нагрузок», иных (напрямую не связанных с насилием) способов жизнедеятельности. Однако не суждения об этих социальных «нагрузках» и об этих способах жизнедеятельности задавали общий тон всей совокупности воззрений К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина на природу государства. В идеологии революционного социалистического движения такие воззрения были подытожены в формуле: государство – организация для систематического насилия одного класса над другим (одной части населения над другой), всякое организованное систематическое насилие над людьми вообще. Именно эта формула чаще всего находилась в теоретическом и агитационно-пропагандистском обращении.

В постиндустриальном обществе социальные противоречия утрачивают остроту до такой степени, что и государственное насилие в отношении определенных социальных групп неактуально. Государство само устанавливает цивилизованные рамки разрешения конфликтов между социальными группами и, выражая стремление большинства членов благополучного общества к гражданскому миру, выступает не только как гарант права сильных быть еще сильнее, но и как защитника интересов слабых.

Иначе говоря, постиндустриальное общество столь богато, что оно способно обеспечить большинству такой уровень жизни, который, по меньшей мере, соответствует современным представлениям о человеческом достоинстве.

Больше того, трактовка государства как инструмента политического господства эксплуататорского класса, инструмента подавления протеста эксплуатируемых «ни в коем случае не исчерпывает функциональной сути этого института». Совокупность других функций (государство как олицетворение народности, правосудия и справедливости, как институт консолидирующий общество, как хранитель целостности и безопасности, арбитр в споре между публичными и частными интересами, защитник интересов меньшинства, наконец, цивилизующая функция государства) превращает этот институт в огромной важности социально-творческий фактор.

По самой своей природе государственная организация есть политическое общежитие различных классов, слоев, социальных групп, национальных общностей. Государство как общий дом изначально не выбирают (как и родителей). Выбирают политические партии, общественные организации, убеждения. А в государственном доме концентрируются общие и естественные человеческие интересы, которые выше классовых, групповых.

Таким образом, трактовка государства как инструмента политического господства эксплуататорского класса, инструмента подавления протеста эксплуатируемых ни в коем случае не исчерпывает сущности государства. Сущность государства есть олицетворение народности, правосудия и справедливости. Оно, государство, выступает как хранитель целостности и безопасности, арбитр в споре между гражданами. По самой своей природе государственная организация есть политическое общежитие различных классов, слоев, социальных групп, национальных общностей.

В современных государствах последовательно утверждаются общечеловеческие ценности, которые прошли многовековой путь становления. Это суверенитет и самоуправление народа, идеологический и политический плюрализм, государственное регулирование рыночной экономики, верховенство права, разделение властей. Без сомнения, высшей ценностью в государственной политике должен быть человек, его права и свободы. Государство, его органы, общественные и политические объединения, все социальные институты играют по отношению к личности и гражданину важную роль, ответственны перед ним. Центральное место в социально-политической инфраструктуре принадлежит правовому государству, которому народ передает часть своих суверенных прав, образующих основу государственного суверенитета.

В соответствии со сказанным можно сформулировать следующее определение понятия государства. Государство – это суверенная организация концентрированной власти, официально представляющая и охватывающая все общество (народ, нации и национальности, классы, слои, социальные группы) в пределах определенной территории.

Приступая к изложению вопроса о понятии исторического типа государства, студенту следует уяснить, что исторический тип государства выражает единство классовой сущности и основных принципов организации и деятельности государств, обладающих общей по своему характеру экономической основой, которая обусловлена господством данного типа собственности на орудия и средства производства.

На социально-классовое содержание государства и его зависимость от развития общества, как на объективные критерии научной классификации государств по их историческим типам, впервые указал К. Маркс. «Различные государства различных цивилизованных стран, – писал он в «Критике Готской программы», – имеют между собой то общее, что они стоят на почве современного буржуазного общества, более или менее капиталистически развитого. У них есть поэтому некоторые общие существенные признаки. В этом смысле можно говорить о «современной государственности» в противоположность тому будущему, когда отомрет теперешний ее корень, буржуазное общество»5.

Таким образом, социально-классовое содержание является тем общим, что объединяет государства с различными и индивидуальными признаками в единый исторический тип.

Следует заметить, что в юридической науке существуют и другие подходы к типологии общества и государства и формам их исторического развития. Так, Г. Еллинек при классификации государства исходит из организации и функций государства, а также из характера взаимоотношений между личностью и государством. Руководствуясь этими признаками, Еллинек относит древневосточное, греческое и римское государство к трем различным типам государств6. Кроме названных типов он выделяет средневековое и современное государство.

Аналогичную классификацию исторических типов государства давал русский историк Н.И.Кареев. Он выделял следующие шесть типов государства: государство – город, восточная деспотия, феодальное поместье – государство, сословная монархия, западноевропейская абсолютная монархия и конституционное государства7.

Студент вправе выбрать любое из приведенных суждений, равным образом высказать собственное представление по анализируемому вопросу.

Приступая к изложению вопроса о форме государства, студент должен обратить внимание на то, что она (форма – авт.) очень тесно связана и в конечном итоге определяется содержанием государства, его классовой сущностью. Следует заметить, что вопрос о понятии формы государства является дискуссионным. Основное содержание дискуссии сводится к определению характера и числа элементов, составляющих форму государства. Студенту следует проанализировать имеющие место точки зрения по данному вопросу.

На организацию государственной власти значительное влияние оказывает соотношение классовых сил в обществе. Ибо именно в результате классовой борьбы устанавливается соответствующий способ осуществления политической власти. Об этом свидетельствует и многовековой опыт истории. Так цезаристские диктаторы возникали чаще всего тогда, когда между главными силами складывалось своего рода равновесие, в результате чего ни одна из этих сил не могла обеспечить своего господства, что создавало благоприятные условия для установления личной диктатуры8. Демократия в классовых обществах (а, следовательно, демократия рабовладельцев в Греции или Риме, дворянская демократия, например, в Польше и Англии, и, наконец, буржуазная демократия) появляется там, где господствующий класс имеет явный перевес сил. В ходе всей истории – от диктатур Суллы и Цезаря, через диктатуры Кромвеля и Бонапарта до фашистских или военных диктатур – повторяется закономерность, что господствующий класс, чувствуя угрозу для своей власти со стороны народных масс, прибегает к «чрезвычайным средствам», уничтожая демократическую форму государства ради сохранения своего господства. Однако следует отметить, что сила класса трудящихся может быть достаточно значительной, чтобы не допустить подобное изменение формы государства и защитить республику. Значительное влияние на форму государства оказывает совокупность унаследованного от прошлого институтов, взглядов, обычаев. Так, глубоко укоренившиеся в американском обществе демократические традиции буржуазного типа являются основным препятствием для реализации попыток фашизации США. Напротив, традиции германского, и в особенности прусского, автократизма способствовали победе гитлеризма. Хотя унаследованными от прошлого институтами, взглядами, обычаями нельзя объяснить изменений, происходящих в формах государства, тем не менее этот фактор не следует упускать из виду. Представляется, что он определяет границы, в рамках которых происходят изменения. Другими словами, зная черты исторического субстрата, мы не можем предвидеть всех изменений форм государства, но можем определить, какие из них являются наиболее правдоподобными, а также совершенно исключаются.

На форму государства косвенное воздействие оказывает и географическое его расположение.

Нельзя игнорировать влияние личности на форму государства. Чтобы мы ни говорили о географических условиях или соотношении классовых сил в Северной Америке периода создания Соединенных Штатов, трудно отрицать, что такие выдающиеся личности как Франклин, Джеферсон, Гамильтон и Медисон, не оказали влияние на окончательную форму американской государственности. Признавая наличие благоприятных объективных условий, следует подчеркнуть, что именно личность Кромвеля, Наполеона Бонапарта или де Голля, оказала огромное воздействие на форму создавшегося государственного строя.

Определив понятие формы государства, следует перейти к анализу ее структурных элементов: а) формы правления; б) формы государственного устройства; в) политического режима, которые выступают только в единстве, как нечто целое.

«И» ТЕМА 8

Правовое государство и личность:

состояние и развитие прав человека
Примерный план


  1. Правовой статус личности в условиях формирования правового государства.

  2. Обеспечение прав и свобод личности как главная функция правового государства.

  3. Совершенствование системы прав человека в условиях перехода к рынку и политической реформы.

Методические указания

Приступая к анализу темы, студент должен обратить внимание на то, что положение с правами человека, которое складывается в настоящее время в нашей стране, характеризуется чрезвычайной противоречивостью. С одной стороны, созданы благоприятные условия для развития прав и свобод личности. Эти условия возникают в процессе демократизации общества, проведения реформ в экономике и политико-правовой сфере, расширения международного сотрудничества в области прав человека и гуманитарных проблем. С другой стороны, усиливающийся социальный и политический кризис, резкое социальное расслоение приводит к снижению уровня социальной защищенности человека. Вследствие противоречивости законодательства и связанной с ним юридической неопределенности в решении многих жизненных вопросов, появились признаки неустойчивости правового статуса граждан, снижается уровень гарантий прав и свобод личности.

Серьезным фактором, влияющим на правовую ситуацию в стране, стал национальный вопрос. Рост национального самосознания людей, новые подходы к решению проблем государственного устройства с учетом роли автономий создали совершенно иную ситуацию, поставили на повестку дня вопрос об обновлении федерации. Так что спектр проблемы, являющейся темой курсового сочинения, довольно широк. Поэтому студенту следует ограничить круг вопросов. В частности, студенту следует подвергнуть анализу понятие «правового статуса личности». Эта категория не только многоаспектна, но и многоэлементна, поэтому не случайно различие подходов к анализу этой категории. Можно предложить для анализа понятие правового статуса личности как юридически закрепленное положение личности в обществе, т.е. система прав и обязанностей, законодательно закрепленных государством. В этой связи автору курсового сочинения следует раскрыть основные принципы правового статуса личности: это полнота прав и свобод, равенство прав и обязанностей, сочетание общественных и личных интересов, реальность, гарантированность прав и обязанностей, динамизм правового статуса личности.

Логичным продолжением первого вопроса является анализ проблемы обеспечения прав и свобод личности как основной функции правового государства. Здесь студент должен ориентировать внимание на то, что исходным пунктом и конечной целью формирования правового государства должно стать обеспечение прав и свобод человека, ибо гарантирование субъективных прав, их юридическое обеспечение имеет не только теоретическое, но и практическое значение для правового статуса личности.

Завершается курсовая работа анализом путей совершенствования системы прав человека в условиях перехода к рынку и политической реформы. Здесь студенту следует обратить внимание на то, что переход государства к рынку ставит задачу по-новому рассматривать вопросы экономической свободы личности, создать новые правовые механизмы ее обеспечения. Это требование обусловлено подписанием Российским государством Итогового Венского документа и Парижской хартии для новой Европы, где наше государство взяло на себя обязательство приведения законодательства в соответствие с международными правилами, содержаниями основных принципов экономической свободы личности, осуществляемой в условиях демократии и защищаемой верховенством закона. Полагаю, что студенту следует проанализировать главу вторую Конституции России, закрепляющую права и свободы человека и гражданина, законы РСФСР «О собственности», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», новый Гражданский кодекс ч. 1, юридически закрепившие институт частной собственности.

Наконец, предметом рассмотрения автором должны быть вопросы развития политических прав и свобод в условиях политической реформы.



«К» ТЕМА 9

Политический режим

как элемент формы государства

следующая страница >>



Человек, который все время согласен с вами, вероятно, лжет и другим.
ещё >>