Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский 2013 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский... 1 24.35kb.
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский... 1 37.47kb.
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский... 1 58.47kb.
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский... 1 65.69kb.
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский... 1 39.81kb.
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский... 1 73kb.
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский... 1 89.14kb.
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский... 1 51.52kb.
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский... 1 48.09kb.
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский 1 36.38kb.
Методические указания к самостоятельной работе Красноярск сфу 2013 1 287.24kb.
Нет, наверно, человека, равнодушного к красоте сада. Сад радует нас... 1 126.84kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский - страница №1/1

 Министерство образования Сахалинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования Сахалинской области

«Профессиональное училище № 13»



Анализирующее скрещивание
 

Методические указания к самостоятельной работе обучающихся

Александровск-Сахалинский

2013

Анализирующее скрещивание: Метод указ. / Сост. И.Р. Меркулова / ГБОУ НПО «Профессиональное училище №13», - Александровск-Сахалинский, 2013

Методические указания предназначены для обучающихся всех профессий, изучающих курс биологии.

Рекомендовано методической комиссией преподавателей ГБОУ НПО «Профессиональное училище №13»

Председатель МК О.А. Мамедова


Анализирующее скрещивание – это скрещивание гибридной особи с особью-анализатором. В качестве анализатора выбирается гомозиготная особь, у которой рецессивный признак нашёл отражение в фенотипе. Анализирующее скрещивание широко используется в селекции и генетике для определения генотипа.

Как известно, по законам генетики, рецессивный признак при моногибридном скрещивании не проявляется в первом поколении. Во втором поколении он проявляется лишь у одной шестнадцатой части особей. Рецессивный признак сохраняется в генотипе особей первого поколения, но не проявляется у них внешне. Таким образом, особь первого поколения, имеющая рецессивный признак в генотипе, по фенотипу не отличается от моногибридной особи по доминантному признаку. Анализирующее скрещивание имеет целью получение информации о наличии или отсутствии рецессивного признака в генотипе.

Рассмотрим механизм определения генотипа особи серой мухи. Серый окрас является доминантным признаком по отношению к чёрному окрасу тела насекомого. Биолог скрещивает серую муху с чёрной и оценивает получившееся потомство. Если все особи имеют серый окрас, то исследуемая муха имела только доминантный признак в генотипе. Если же половина получившихся мух имеет чёрный окрас, то можно сделать вывод о наличии рецессивного признака.

При неполном доминировании каждому генотипу соответствует свой фенотип. Чтобы выяснить, является ли какой-либо наблюдаемый у особи признак результатом неполного доминирования или самостоятельным признаком, заложенным генетически, необходимо также провести анализирующее скрещивание. Если исследуемый признак является результатом неполного доминирования, то произойдёт дальнейшее его «смешение» с рецессивным признаком анализатора. Если же признак был самостоятельным, то он передастся в неизменном виде всем особям, если исследуемая особь является гомозиготной, либо части особей, если она гетерозиготная. Например, если при скрещивании розового и белого цветков получились светло-розовые, то здесь имеет место неполное доминирование. Если же все гибриды первого порядка имеют розовые цветки, то этот признак заложен в аллель как самостоятельный и доминирует над белым. В этом случае исследуемая особь является гомозиготной. Если часть гибридов унаследовала розовый окрас лепестков, а другой части передался белый, то 

На практике для определения генотипа не всегда достаточно произвести анализирующее скрещивание. Пример, попадающий в разряд исключений, может быть объясним одним из трёх способов неаллельного взаимодействия генов: эпистазом, полимерией или комплементарностью.

При эпистазе проявление генов одной аллельной пары вовне подавляется генами другой аллельной пары. Супрессоры могут нести как доминантный, так и рецессивный признак. В результате эпистаза при скрещивании гомозиготной особи с красными цветками (доминантный признак) и гомозиготной особи с белыми цветками (рецессивный признак) в первом поколении гибридов будут только растения с красными цветками, а во втором - 3/4 гибридов будут иметь красный окрас, 3/16 – белый, а 1/16 унаследует признак другой аллели (например, жёлтый).

Для объяснения действия явления полимерии можно привести следующий пример. Цветки содержат несколько гетерозиготных аллелей, несущих признаки красного (доминантного) и белого (рецессивного) окрасов лепестков. Чем больше у гибрида второго поколения рецессивных особей, тем белее цветок. При наличии у особи аллелей как с доминантным признаком, так и без него, внешне проявляется что-то среднее между этими признаками. При определении генотипа через анализирующее скрещивание полимерию легко спутать с неполным доминированием.

При комплементарности неаллельные гены дополняют друг друга и способствуют формировнию нового признака.


Задания для самостоятельного выполнения:
Решите задачи:
Задача 1. Были взяты 6 серых кроликов-самок и скрещены с рецессивным
гомозиготным чёрным самцом. В пяти случаях всё потомство состояло из серых
кроликов. В одном случае среди 9 кроликов было 5 серых и 4 чёрных. Напишите
генотипы родителей и потомство во всех случаях скрещивания.
Задача 2. У гороха нормальный рост наследуется как доминантный признак.
Нормальное растение гороха скрещено с карликовым. В потомстве произошло
расщепление признаков: 123 растения нормальных, 112 карликовых. Определите генотипы родителей и потомков.
Задача 3. Известно, что чёрная окраска тела дрозофилы являются рецессивным
признаком, а серая - доминантным. Скрестили серую самку с черным самцом, в первом поколении произошло расщепление: половина особей была серого цвета, половина чёрного цвета. Определите генотипы родителей и потомства, исходя из результатов скрещивания.

Задача 4. Коричневого самца мыши скрестили с двумя чёрными самками. В одном случае было получено 17 коричневых и 20 чёрных мышей, а в другом случае все 33 мыши были чёрными. По результату скрещивания определите доминантный и рецессивный признак окраски. Установите генотипы родителей и потомства. Для определения генотипа, каких особей используется такой тип скрещивания?


Задача 5. У собак короткая шерсть доминирует над длинной. Охотник купил
собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несёт генов длинной шерсти. Какого партнёра по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотипы купленной собаки? Составьте схему скрещивания. Какой должен быть результат, если собака чистопородная?
Источники:

  1. Захарова В.Б. Общая биология.-М.: Дрофа, 2002

  2. Муртазин Г.М.. Задачи и упражнения по общей биологии

3. Полянский Ю.И., Браун А.Д Общая биология 10-11 класс.- М.: Просвещение, 2001

4. http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/urok-digibridnoe-skreshchivanie-tretiy-zakon



5. http://biology.my-school8.info/11_kl/90-genetika-zadachi-po-teme-analiziruyuschee-skreschivanie.html




Вы еще не пьяны по-настоящему, если можете лежать, не держась за пол. Дин Мартин
ещё >>