Методические указания для студентов и фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестац - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания для студентов и фонды оценочных средств для... 1 128.55kb.
Методические указания для студентов и фонды оценочных средств для... 1 213.13kb.
Методические указания для студентов и фонды оценочных средств для... 1 218.2kb.
Методические указания для студентов и фонды оценочных средств для... 1 158.47kb.
Инструкция по формированию рейтинговых показателей и заполнению электронных... 1 191.5kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «История культуры... 1 58.81kb.
Программа дисциплины История образования и педагогической мысли б 2 1 305.23kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) «История современной музыки» 1 336.92kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины история средних веков 67 8791.37kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины история средних веков 67 8788.75kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) «История» Направление... 4 706.78kb.
Рабочая программа по музыке для 5-7 классов Разработана Н. В. 4 519.66kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические указания для студентов и фонды оценочных средств для проведения текущего - страница №1/5



Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ»

УТВЕРЖДАЮ
Ректор, профессор

__________________Е.А. Малянов

«___»__________________ 2012 г.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


история хоровой музыки

Направление подготовки – 073500 «Дирижирование»


Профиль подготовки – «Дирижирование академическим хором»

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр


Форма обучения – очная

г. Пермь, 2012

Автор - составитель:

Макина Анна Владимировна

кандидат искусствоведения, старший преподаватель

кафедры хорового дирижирования

Методическое обеспечение дисциплины «История хоровой музыки» составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Основной образовательной программы по направлению подготовки 073500.62 «Дирижирование», профилю подготовки «Дирижирование академическим хором».

Издание включает методические рекомендации (материалы) для преподавателя, методические указания для студентов и фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.



Содержание
Раздел 1. Методические указания для преподавателя………….........................4

Раздел 2. Методические указания для студентов………………….....................7

Раздел 3. Фонды оценочных средств для проведения текущего

контроля успеваемости и промежуточной аттестации…....................................5

3.1. Вопросы для подготовки к зачету и экзамену …...................................8

3.2. Планы семинарских занятий…………………………………………..10

…...3.3. Задания для выполнения самостоятельной работы.............................35

3.4. Требования, предъявляемые к студенту на этапе промежуточной

аттестации дисциплины…………........................................................................82

3.5. Методическое обеспечение дисциплины…...………..……………….83




Раздел 1. Методические указания для преподавателя
Освоение дисциплины производится посредством выполнения практических (лабораторных) работ, закрепления знаний на семинарских занятиях, предусматривающих, в том числе, проблемное обсуждение тем и т.д.

Курс «История хоровой музыки» изучается в 7 и 8 семестрах и включает в себя три раздела:

1. Зарубежная хоровая литература.

2. Русская хоровая литература.



3. Современная отечественная хоровая литература.

Курс построен на изучении хоровой литературы по жанрам, что позволяет охватить широкий круг репертуарных произведений. При этом изучение ряда жанров разграничено по периодам. Для характеристики путей развития хоровой музыки в целом на различных этапах и обобщения стилевых тенденций эпохи введены обзорные темы. При рассмотрении отдельных периодов целесообразны отступления от жанрового принципа.



Данная дисциплина в значительной мере опирается на вопросы, изучаемые по истории музыки. Из этого курса привнесено следующее:

  • периодизация музыкально-исторического процесса;

  • ведущие общие идейно-художественные и музыкально-стилевые тенденции каждого периода;

  • общая характеристика музыкальных произведений, школ и творчества крупнейших композиторов.

Подобная взаимообусловленность позволяет рассматривать хоровую музыку в контексте музыкально-исторического процесса в целом как одну из важнейших областей композиторского творчества.

Первый раздел курса начинается с изучения хоровой музыки эпохи Возрождения. Центральные темы раздела посвящены изучению вокально-инструментальных жанров (месса, реквием, пассион, кантата, оратория) в творчестве композиторов XVII-XIX вв. Оперно-хоровая музыка изучается на основе произведений Г. Глюка, В. Моцарта, Д. Россини, Д. Верди, Ж. Бизе. Хоры а’сарреllа рассмотрены преимущественно в творчестве композиторов-романтиков (Ф. Мендельсона, Ф. Шуберта, Р. Шумана) и современных композиторов (Б. Барток, З. Кодаи, П. Хиндемит, Ф. Пуленк). Изучение зарубежной хоровой музыки ХХ века направлено на выявление жанровой специфики произведений, анализ соотношения традиционных и новаторских черт хорового стиля.

Во втором разделе курса изучаются истоки отечественной хоровой профессиональной музыки, а также формирование партесного стиля пения. В отдельные темы выделяется изучение хоровой музыки эпохи Просвещения (ранние типы хоровых обработок народных песен, партесный концерт, хоры в доглинкинской опере, приветственная кантата).

Центральные проблемы раздела связаны с темами, посвященными оперно-хоровой музыке композиторов-классиков. Особое место отведено изучению специфики использования хора в операх разных жанровых типов. Национальная кантата изучается от истоков до классических достижений в этом жанре П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, С. Танеева, С. Рахманинова. Хоровая миниатюра а’сарреllа рассматривается, главным образом, в наследии А. Даргомыжского, П. Чайковского, Вик. Калинникова, П. Чеснокова. В отдельную тему выделено изучение церковных жанров в творчестве русских композиторов.

Третий раздел курса посвящен проблемам развития современного отечественного хорового искусства в целом, стилевых особенностей хоровой музыки ХХ века, а также анализу хорового творчества С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Ю. Шапорина, В. Шебалина, Г. Свиридова, В. Салманова, С. Слонимского, Р. Щедрина, Н. Сидельникова, В. Гаврилина и др.

Предмет «История хоровой музыки» сочетает в себе черты и других разделов музыкальной науки – хороведения, анализа музыкальных произведений. Анализ произведений хоровой музыки позволяет сделать окончательное обобщение стилистики с точки зрения как общемузыкальных, так и специфически хоровых средств выразительности.

Приступая к анализу музыкальных произведений, необходимо уточнять степень анализа в каждом отдельном случае. Например, при характеристике хоровой миниатюры, хора из оперы предпочтителен детальный анализ. Это определение характерных музыкально-выразительных черт, помогающих воплощению образного содержания: интонационный склад тематизма, ладовые, функциональные обороты мелодико-гармонического развития, тип хоровой фактуры, приемы хорового изложения, соотношение хоровых и оркестровых партий, черты жанровости.

При изучении оратории, кантаты, оперной сцены возможно сочетание двух типов анализа: целостного анализа и разбора музыкально-драматургических особенностей крупного произведения или сцены и конкретного анализа центральных хоров.

Форма занятий должна сочетать: вступительные лекции, семинарские занятия, прослушивание изучаемых произведений в записи, анализ хоровых произведений.

Изучение курса «Хоровая литература» проходит в 7-8 семестрах и завершается экзаменом. В конце 7 семестра проводится зачет. На зачете студенту необходимо осветить один из вопросов содержания курса.

По окончании всего курса студент сдает устный экзамен. На экзамен выносятся все общетеоретические проблемы, анализ изученных произведений, определение на слух наиболее известных музыкальных тем курса. Экзаменационные билеты содержат два разноплановых вопроса: один – по основным проблемам предмета, другой – по творчеству композиторов, изучаемых в курсе «История хоровой музыки».



2. Методические указания для студентов
Комплексное изучение студентами учебной дисциплины «История хоровой музыки» предполагает: овладение материалами лекций, учебной и дополнительной литературы, указанными в программе, творческую работу студентов в ходе проведения семинарских и практических занятий, а также систематическое выполнение заданий для самостоятельной работы.

В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание

Основной целью семинарских занятий является контроль степени усвоения пройденного материала и хода выполнения студентами самостоятельной работы, обсуждение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках заявленной темы. Занятие предполагает всестороннее обсуждение темы при максимальном участии студентов учебной группы. Ряд вопросов дисциплины, требующих авторского подхода к их рассмотрению, заслушиваются на семинарских занятиях в форме подготовленных студентами сообщений (10-15 минут) с последующей их оценкой всеми студентами группы. Тема, форма проведения семинара предполагает дискуссионность, свободный обмен мнениями. Студентам при подготовке к семинару следует сформировать свою точку зрения по каждому из вопросов, выносимых на обсуждение.

Основой для подготовки студента к семинарским занятиям являются лекции и издания, рекомендуемые преподавателем. При изучении источников студентам рекомендуется законспектировать основные идеи публикации, предлагаемые определения, зафиксировать существенные факты, суть приводимых примеров.



Основной целью практических занятий является приобретение и закрепление навыков анализа хорового произведения, изучение музыкально-стилевых особенностей явлений хорового искусства.
3. Фонды оценочных средств для проведения

текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
3.1. Вопросы для подготовки к зачету и экзамену
Вопросы для подготовки к зачету

5 семестр

  1. Вокально-хоровые жанры эпохи Возрождения.

  2. Хоровое творчество О. Лассо, Д. Палестрины как высшее достижение эпохи Возрождения.

  3. Формирование и развитие жанра оратории.

  4. Формирование и развитие жанра кантаты.

  5. Хоровое творчество И. С. Баха.

  6. Хоровое творчество Ф. Генделя.

  7. Становление и развитие зарубежной оперно-хоровой музыки.

  8. Месса в творчестве западноевропейских композиторов XVII-XVIII века.

  9. Реквием в творчестве европейских композиторов XVIII века.

  10. Романтическая миниатюра a cappella.

  11. Жанр реквиема в западноевропейской музыке XIX века.

  12. Жанр мессы в западноевропейской музыке XIX века.

  13. Жанр оратории в творчестве европейских композиторов-романтиков.

  14. Хоровые миниатюры в творчестве зарубежных композиторов ХХ века.

  15. Циклические инструментально-хоровые жанры ХХ века.

  16. Оперно-хоровое творчество зарубежных композиторов ХХ века.

  17. Формирование русского хорового стиля.

  18. Этапы развития жанра русского хорового концерта.

  19. Зарождение русского национального оперного театра.

  20. Оперно-хоровое творчество М. Глинки, А. Даргомыжского.


Вопросы для подготовки к экзамену

6 семестр

  1. Народная песня в хоровых обработках отечественных композиторов XVIII в.

  2. Кантатно-ораториальный жанр в творчестве русских композиторов ХIХ-начала ХХ века.

  3. Особенности хорового стиля С. Рахманинова.

  4. Особенности хорового стиля С. Танеева.

  5. Хоровые сцены в операх русских композиторов ХIХ-начала ХХ века.

  6. Духовная музыка в творчестве русских композиторов ХIХ-начала ХХ века.

  7. Особенности драматургии Всенощного бдения православного храма в творчестве отечественных композиторов XX века.

  8. Хоровая миниатюра русских композиторов Х1Х-начала ХХ века.

  9. Хоровые обработки русской народной песни 2-ой половины XIX в.- начала ХХ в.

  10. Особенности развития ораториального жанра в России XX века.

  11. Хоры малых форм в творчестве русских композиторов XX века.

  12. Оперно-хоровое творчество русских композиторов XX века.

  13. Эволюция кантатного жанра в русской музыке XX века.

  14. Вокально-симфонические произведения С. Рахманинова.

  15. Жанры духовной музыки в творчестве Г. Свиридова, Н. Сидельникова, А. Шнитке.

  16. Фольклор в хоровом творчестве современных отечественных композиторов.

  17. Народная песня в хоровых обработках современных отечественных композиторов XX века.

  18. Кантатно-ораториальное творчество Г. Свиридова.

  19. Историческая тема в кантатно-ораториальном творчестве современных отечественных композиторов.

  20. Традиции и развитие русского хорового искусства в хоровых циклах Р. Щедрина.


3.2. Планы семинарских занятий
Тема 2. Вокально-симфоническое наследие И. С. Баха

Вопросы к теме:

  1. Особенности баховской трактовки пассиона.

  2. Развитие Bar-формы в кантатных хорах И. С. Баха.

  3. Соотношение хоровых и оркестровых голосов в партитурах вокально-инструментальных произведений И. С. Баха.

Произведения для анализа:

Бах И. С.  «Месса h-moll» (хоры № 1, 4, 15, 16, 24); «Страсти по Матфею» (хоры № 1, 47, 72, 78); «Страсти по Иоанну» (№ 1, 21), Магнификат (№ 1, 10, 11, 12); духовные кантаты (№ 4, 6, 21, 106); светские кантаты: «Состязание Феба и Пана» (хор «Вниманье, вниманье»), «Умиротворенный Эол» (хоровые номера).



Литература:

Основная:

1. Локшин, Д. Зарубежная хоровая литература: учеб. пособие / Лаппо С., Локшин Д. – Вып. 1. – М.: Музыка, 1964. – 224 с.

2. Хоровая литература: учеб. пособие: в 2-х ч. – Ч. 2: Зарубежная хоровая литература. – СПб.: СПбГУКИ, 2007. – 244 с.

Дополнительная:

1. Друскин, М. И. С. Бах / М. Друскин. – М.: Музыка, 1982. – 383 с.

2. Друскин, М. Пассионы И.-С. Баха / М. Друскин. – Л.: Музыка, 1972. – 88 с.

3. Друскин, М. Пассионы и мессы И. С. Баха / М. Друскин. – Л.: Музыка, 1976. – 168 с.

4. Ливанова, Т. Музыкальная драматургия И. С. Баха и ее исторические связи / Т. Ливанова. – М.: Музыка, 1980. – 287 с.

5. Морозов, С. А. Бах / С. А. Морозов. – М.: Молодая гвардия, 1984. – 254 с.

6. Русская книга о Бахе: сб. ст. – М.: Музыка, 1986. – 375 с.

7. Скребков, С. С. Художественные принципы музыкальных стилей: [о стиле И. С. Баха] / С. С. Скребков. – М.: Музыка, 1973. – С. 198-213.

8. Форкель, И. О жизни, искусстве и произведениях И. С. Баха / И. Форкель. – М.: Музыка, 1974. – 166 с.

9. Швейцер, А. И. С. Бах / А. И. Швейцер. – М.: Классика-XXI, 2004. – 808 с.

10. Этингер, М. Гармония И. С. Баха / М. Этингер. – М.: Музгиз, 1963. – 109 с.
Тема 2 а. Становление жанра Реквием в музыке XVIIIXIX вв.

Вопросы к теме:


  1. Влияние оперы и симфонии на развитие музыкального языка жанра на примере «Реквиема» В. Моцарта.

  2. Традиции национальной хоровой культуры в «Немецком реквиеме» И. Брамса.

  3. Черты оперного стиля в «Реквиеме» Дж. Верди.

Произведения для анализа:

Моцарт В.  «Реквием».

Брамс И.  «Немецкий реквием».

Верди Д.  «Реквием».

Литература:

Основная:

1. Локшин, Д. Зарубежная хоровая литература: учеб. пособие / Лаппо С., Локшин Д. – Вып. 1. – М.: Музыка, 1964. – 224 с.

2. Хоровая литература: учеб. пособие: в 2-х ч. – Ч. 2: Зарубежная хоровая литература. – СПб.: СПбГУКИ, 2007. – 244 с.

Дополнительная:

1. Аберт, Г. В. А. Моцарт / Г. В. Аберт. – Ч. II, кн. 2. – М.: Музыка, 1987. – 558 с.

2. Бушен, А. Молодой Верди / А. Бушен. – Л.: Музыка, 1989. – 368 с.

3. Галь, Г. Брамс. Вагнер. Верди: Три мастера - три мира / Г. Галь; пер. с нем. – Ростов на Дону: Феникс, 1998. – 640 с.

4. Гейрингер, К. Иоганнес Брамс / К. Гейрингер. – М.: Музыка, 1965. – 432 с.

5. Друскин, М. И. Брамс / М. Друскин. – Л.: Музыка, 1959. – 143 с.

6. Левандо, П. «Реквием» Моцарта в репертуаре Петербургской капеллы / П. Левандо // Моцарт и русская музыкальная культура. – СПб., 1991. – С. 30-34.

7. Луцкер, П. Моцарт: Реквием / П. Луцкер. – М.: Классика-ХХI, 2008. – 22 с.

8. Робинс-Лэндон, Х. К. Новое о Реквиеме / Х. К. Робинс-Лэндон // Советская музыка. – 1991. – № 12. – С. 24-29.

9. Соловцова, Л. Джузеппе Верди / Л. Соловцова. – М.: Музыка, 1981. – 416 с.

10. Царева, Е. Иоганнес Брамс / Е. Царева. – М.: Музыка, 1986. – 382 с.
Тема 3. Оперно-хоровое творчество зарубежных композиторов XVII-XIX вв.

Вопросы к теме:

1. Возникновение оперы.

2. Оперно-хоровое творчество зарубежных композиторов XVIII в.

3. Народные сцены в романтической опере XIX в.

4. Театр Р. Вагнера.

5. Особенности хорового стиля Р. Вагнера.

Произведения для анализа:

Монтеверди К. Хоры из оперы «Орфей».

Люлли Ж. Хоры из оперы «Альцеста».

Перселл Г. Хоры из оперы «Дидона и Эней» (песня матросов и финальный хор «Скорбя, поникли два крыла»).

Глюк Х. Вступительный хор из оперы «Орфей».

Моцарт В. «Хор спит безмятежно море», «Спасайтесь, скрывайтесь» из 2 действия оперы «Идоменей»; «Мы сегодня рано встали» из оперы «Свадьба Фигаро»; заключительный хор «Только храбрым слава!» из 2-го действия оперы «Волшебная флейта».

Россини Д. Хор тирольцев из оперы «Вильгельм Телль».

Вебер К. Хор охотников из оперы «Вольный стрелок».

Вагнер Р. Хор прях, хор «Слава искусству» из оперы «Тангейзер»; Свадебный хор из оперы «Лоэнгрин».

Верди Дж. Хор иудеев из оперы «Набукко»; финал II действия из оперы «Аида»; Интродукция, кипрский хор из оперы «Отелло».

Гуно Ш. Сцена вальса с хором. Хор солдат из оперы «Фауст».

Бизе Ж. Хор табачниц, хор контрабандистов из оперы «Кармен».

Сметана Б. Хоры «Как же нам не веселиться», «Кто пиво с нами пьет» из оперы «Проданная невеста».

Литература:

Основная:

1. Друскин, М. История зарубежной музыки: учебник / М. Друскин. – Вып. 4: Вторая половина XIX века / Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. – СПб.: Композитор, 2004. – 630 с.

2. Хоровая литература: учеб. пособие: в 2-х ч. – Ч. 2: Зарубежная хоровая литература. – СПб.: СПбГУКИ, 2007. – 244 с.

Дополнительная:

1 Гуревич, Е. Л. История зарубежной музыки: Популярные лекции: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Е. Л. Гуревич. – М.: Академия, 2000. – 320 с.

2. Друскин, М. Вагнер / М. Друскин. – М.: Музгиз, 1963. – 95 с.

3. Кенигсберг, А. Оперы Вагнера «Летучий Голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин» / А. Кенигсберг. – М.-Л.: Музыка, 1967. – 80 с.

4. Левик, Б. Рихард Вагнер / Б. Левик. – М.: Музыка, 1978. – 448 с.

5. Лиштанберже, А. Рихард Вагнер как поэт и мыслитель / А. Лиштанберже. – М.: Алгоритм, 1997. – 477 с.

6. Ручьевская, Е. А. "Руслан" Глинки, "Тристан" Вагнера и "Снегурочка" Римского-Корсакова. Стиль. Драматургия. Слово и музыка: монография / Е. А. Ручьевская. – СПб.: Композитор, 2004 – 396 с.

7. Хохловкина, А. Западно-европейская опера: конец XVIII – 1 пол. XIX в. Очерки / А. Хохловкина. – М.: Музгиз, 1962. – 367 с.

8. Шюрэ, Э. Рихард Вагнер и его музыкальная драма / Э. Шюрэ; пер. с фр. Н. М. Розен. – М.: Энигма, 2007. – 320 с.
Тема 5. Оперно-хоровое творчество зарубежных композиторов XX века.

Вопросы к теме:


  1. Хоровые сцены в операх Б. Бриттена.

  2. Фольклоризм в оперных хорах Б. Бартока и 3. Кодаи.

  3. Дж. Гершвин как создатель американской национальной оперы.

Произведения для анализа:

Бриттен Б. Хоры из опер «Питер Граймс», «Поворот винта», «Блудный сын».

Барток Б. Хоры из оперы «Замок герцога Синяя Борода».

Кодаи 3. Хоры из оперы «Хари Янош».

Гершвин Д. Хоры из оперы «Порги и Бесс» («Как тут усидеть»).

Литература:

Основная:

1. История зарубежной музыки: учебник для муз. вузов / ред. В. В. Смирнов. – Вып. 6. – СПб.: Композитор, 2010. – 630 с.

2. Хоровая литература: учеб. пособие: в 2-х ч. – Ч. 2: Зарубежная хоровая литература. – СПб.: СПбГУКИ, 2007. – 244 с.

Дополнительная:

1. Данько, Л. Жанр комической оперы в ХХ веке / Л. Данько // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. – М., 1971. – С. 349-364 с.



2. Джордж Гершвин и музыка ХХ века: сб. ст. – СПб.: Культ-Информ-Пресс, 1998. – 55 с.

3. Ковнацкая, Л. Бенджамин Бриттен / Л. Ковнацкая. – М.: Сов. композитор, 1974. – 392 с.

4. Ковнацкая,  Л. Английская музыка ХХ века. Истоки и этапы развития: Очерки / Л. Ковнацкая. – М.: Сов. композитор, 1986. – 216 с.

5. Конен, В. Джордж Гершвин и его опера / В. Конен // Этюды о зарубежной музыке. – М.: Музыка, 1968. – С. 228-265.

6. Конен, В. «Порги и Бесс» и традиции менестрелей / В. Конен // Этюды о зарубежной музыке. – М.: Музыка, 1968. – С. 302-325.

7. Мартынов, И. Бела Барток: очерк жизни и творчества / И. Мартынов. – М., 1968. – 288 с.

8. Мартынов, И. Золтан Кодаи / И. Мартынов.. – М: Сов. композитор, 1970. – 253 с.

9. Нестьев, И. Бела Барток / И. Нестьев. – М., 1969. – 798 с.

10. Таурагис, А. Бенджамин Бриттен: Очерк жизни и творчества / А. Таурагис. – М.-Л.: Музыка, 1965. – 150 с.

11. Таурагис, А. Опера Б. Бриттена «Питер Граймс» / А. Таурагис // Из истории зарубежной музыки: сб. ст. / ред. - сост. С. Н. Питина. – М., 1971. – С. 197-231.

12. Холст, И. Бенджамин Бриттен / И. Холст; пер. с англ. В. Ашкенази. – М.: Музыка, 1968. – 99 с.

13. Юэн, Д. Джордж Гершвин: путь к славе / Д. Юэн; пер. с англ. – М.: Музыка, 1989. – 285 с.

14. Ярустовский, Б. Опера / Б. Ярустовский // Музыка ХХ века. Очерки / ред. Л. Н. Раабен. – М., 1980. – С. 192-238.

Тема 6. Циклические инструментально-хоровые жанры ХХ века

Вопросы к теме:

1. Лирика, драматизм, эпическое начало и сатира в оратории А. Оннегера «Жанна д’Арк на костре».

2. Роль народной обрядовости и фольклорных элементов в сюжете и музыкальном языке произведения.

3. «Военный реквием» Б. Бриттена. Актуальность и общественная значимость темы, грандиозность ее воплощения.

4. Литературная основа «Военного реквиема» Б. Бриттена: сочетание традиционного латинского текста и национальной поэзии.

Произведения для анализа:

Оннегер А. Оратория «Жанна д’Арк на костре».

Бриттен Б. «Военный реквием».

Литература:

Основная:

1. История зарубежной музыки: учебник для муз. вузов / ред. В. В. Смирнов. – Вып. 6. – СПб.: Композитор, 2010. – 630 с.

2. Хоровая литература: учебное пособие: в 2-х ч. – Ч. 2: Зарубежная хоровая литература. – СПб.: СПбГУКИ, 2007. – 244 с.

Дополнительная:

1. Друмева, К. Драматическая оратория А. Оннегера «Жанна д’Арк на костре» / К. Друмева // Из истории зарубежной музыки. – М., 1973. – С. 95-125.

2. Дюмениль, Р. Современные французские композиторы группы «Шести» / Р. Дюмениль. – М.: Музыка, 1964. – 132 с.

3. Калошина, Г. Особенности симфонизации монументального вокального сочинения в творчестве А. Онеггера 1920 годов (на примере оперы-оратории «Антигона») / Г. Калошина // Из истории зарубежной музыки / сост. М. Пекелис, И. Гивенталь. – Вып. 3. – М., 1979. – С. 156-180.

4. Ковнацкая, Л. Бенджамин Бриттен / Л. Ковнацкая. – М.: Сов. композитор, 1974. – 392 с.

5. Онеггер, А. О музыкальном искусстве / А. Онеггер. – Л.: Музыка, 1979. – 264 с.

6. Орлов, Г. «Военный реквием» Бриттена / Г. Орлов // Вопросы теории и эстетики музыки. – Вып. 5. – Л., 1967. – С. 65-99.

7. Сохор, А. Ораториально-кантатная и хоровая музыка / А. Сохор // Музыка ХХ века. Очерки. – Ч. 2, кн. 3. – М., 1984. – С. 312-345.

8. Таурагис, А. Бенджамин Бриттен: Очерк жизни и творчества / А. Таурагис. – М.-Л.: Музыка, 1965. – 150 с.

9. Холст, И. Бенджамин Бриттен / И. Холст; пер. с англ. В. Ашкенази. – М.: Музыка, 1968. – 99 с.
Тема 9. Русский хоровой концерт эпохи Просвещения

Вопросы к теме:

1. Новаторские взгляда Н. Дилецкого на сущность музыки.

2. Этапы эволюции хорового концерта.

3. Хоровая фактура в концертах русских композиторов.

4. Композиционные, темброво-фактурные особенности хорового письма на примере концертов Д. Бортнянского, М. Березовского.

Произведения для анализа:

Березовский М. Хоровой концерт d-moll «Не отвержи мене во время старости».

Бортнянский Д. Хоровые концерты № 3, 24, 32.

Литература:

Основная:



1. Ануфриева, О. В. 50 бесед о русском церковном пении и духовной музыке: учеб. пособие / О. В. Ануфриева; ред. И. Ануфриева. – Пермь: Типография МП Коробченко С. И., 2009. – 625 с.

2. Хоровая литература: учеб. пособие: в 2-х ч. – Ч. 1: Отечественная хоровая литература. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – 352 с.



Дополнительная:

1. Герасимова-Персидская, Н. А. Партесный концерт в истории музыкальной культуры / Н. А. Герасимова-Персидская. – М.: Музыка, 1983. – 288 с.

2. Герасимова-Персидская, Н. А. Русская музыка XVII века – встреча двух эпох / Н. А. Герасимова-Персидская. – М.: Музыка, 1994. – 126 с.

3. Дилецкий, Н. П. Идея грамматики мусикийской (Памятники русского музыкального искусства) / Н. П. Дилецкий; пер., коммент. Вл. Протопопова. – Вып. 7. – М.: Музыка, 1979. – 639 с.

4. Доброхотов, Б. В. Д. С. Бортнянский / Б. В. Доброхотов. – М.: Музыка, 1968. – 107 с.

5. Ильин, В. Очерки истории русской хоровой культуры 2-ой половины XVII- начала ХХ вв. / В. Ильин – М.: Сов. композитор, 1985. – 229 с.



6. Келдыш, Ю. Русская музыка XVIII века / Ю. Келдыш. – М.: Наука, 1965. – 464 с.

7. Кошмина, И. В. Русская духовная музыка. История. Стили. Жанры / И. В. Кошмина. – Кн. 1. – М.: Владос, 2001. – 222 с.

8. Протопопов, В. Значение партесного стиля в истории русской музыки / В. Протопопов // Советская музыка. – 1991. – № 1. – С. 88-92.

9. Рыцарева, М. Композитор М. Березовский. Жизнь и творчество / М. Рыцарева. – Л.: Музыка, 1983. – 144 с.

10. Рыцарева, М. Композитор Д. Бортнянский. Жизнь и творчество / М. Рыцарева. – Л.: Музыка, 1979. – 255 с.
Тема 10. Пути развития русской хоровой музыки во второй половине XIX в.

Вопросы к теме:

  1. Новые прогрессивные тенденции русского искусства 1860-х гг.

  2. Массовые хоровые сцены в исторической опере.

  3. Типы обработок народных песен для хора.

  4. Черты русского хорового стиля 2-й половины XIX в.

Произведения для анализа:

Лядов А. « Ты река ли, моя реченька».

Римский-Корсаков Н. «Ай, во поле липенька», «Заплетися, плетень», «Из-за лесу, лесу темного».

Никольский А. «Звонили звоны».

Алябьев А. Произведения на выбор.

Варламов А. Произведения на выбор

Гурилев А. Произведения на выбор

Верстовский А. Оперы «Пан Твардовский», «Вадим», «Аскольдова

могила».

Литература:

Основная:

1. Усова, И. М. Хоровая литература: учеб пособие для муз. уч-щ / И. М. Усова. – М.: Музыка, 1988. – 205 с.

2. Хоровая литература: учеб. пособие: в 2-х ч. – Ч. 1: Отечественная хоровая литература. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – 352 с.



Дополнительная:

  1. История русской музыки: учебник для муз. вузов / ред. А. Кандинского. – Т. 1. – М.: Музыка, 1990. – 431 с.

  2. История русской музыки: учебник для вузов / ред. А. Кандинского. – М.: Музыка, 1987. – Т. 2., кн. 2. – 220 с.

  3. Келдыш, Ю. История русской музыки в 10 томах / Ю. Келдыш. – Т. 3. – М.: Музгиз, 1954. – 531 с.

  4. Никитина, Л. Д. История русской музыки: Популярные лекции: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. Д. Никитина. – М.: Академия, 1999. – 272 с.

  5. Рапацкая, Л. А. История русской музыки: от Древней Руси до «серебряного века»: учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / Л. А. Рапацкая. – М.: Владос, 2001. – 384 с.



Тема 11. Особенности развития кантатного жанра в России XIX в. – нач. XX в.

Вопросы к теме:

1. Кантата как ведущий жанр русской вокально-симфонической классики.

2. Лирико-драматический тип кантаты на примере кантаты С. Рахманинова «Весна».

3. Композиционное многообразие русских кантат на примере произведений П. Чайковского, С. Танеева, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова.

Произведения для анализа:

Чайковский П. И. «Москва».

Танеев С. И. «Иоанн Дамаскин».

Римский-Корсаков Н. А. «Свитезянка», «Песнь о вещем Олеге».

Рахманинов С. В. «Весна», «Три русские песни», «Колокола».

Литература:

Основная:

1. Ильин, В. Очерки истории русской хоровой культуры 2-ой половины XVII- начала ХХ вв. / В. Ильин – М.: Сов. композитор, 1985. – 229 с.

2. Хоровая литература: учебное пособие: в 2-х ч. – Ч. 1: Отечественная хоровая литература. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – 352 с.



Дополнительная:

1. Бернандт, Г. С. И. Танеев / Г. Бернандт. – М.: Музыка, 1983. – 288 с.

2. Брянцева, В. С. В. Рахманинов / В. Брянцева. – М.: Сов. композитор, 1976. – 645 с.

3. Бобыкина, И. «Три русские песни» С. Рахманинова / И. Бобыкина // Музыкальная жизнь. – 1979. – № 5. – С. 15-16.

4. Виханская, А. М. Об особенностях развития кантаты в России / А. М. Виханская // Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве. – Л.: ЛГИК, 1982. – С. 34-48.

5. Гольденвейзер, А. Б. Танеевские кантаты / А. Б. Гольденвейзер // Гольденвейзер А. О музыкальном искусстве: сб. ст. / ред.-сост. Д. Д. Благого. – М., 1975. – С. 119-120.

6. Кандинский, А. Симфонизм Рахманинова и его поэма «Колокола» // Советская музыка. – 1973. – № 6. – С. 88-98.

7. Корабельникова, Л. З. Творчество С. И. Танеева / Л. З. Корабельникова. – М.: Музыка, 1986. – 296 с.

8. Птица, К. Б. «Три русские песни» для хора и симфонического оркестра С. В. Рахманинова, соч. 41 (из опыта хормейстерской работы) / К. Б. Птица // Труды Гос. муз. пед. ин-та им. Гнесиных. – Вып. 1. – М., 1959. – С. 24-53.

9. Скафтымова, Л. А. Вокально-симфоническое творчество С. В. Рахманинова и русская кантата начала ХХ века / Л. А. Скафтымова. – СПб.: Канон, 1998. – 254 с.

10. Туманина, Н. О кантате П. И. Чайковского «Москва» / Н. Туманина // Туманина Н. Чайковский. Великий мастер. – М., 1968. – С. 141-144.
Тема 12. Оперно-хоровое творчество Н. А. Римского-Корсакова

Вопросы к теме:

  1. Значение и характер хоровых обработок обрядовых народных песен, драматургическая трактовка обряда (жанровая и лирико-драматическая) в сказочных операх Н. А. Римского-Корсакова.

  2. Массовые сцены в опере «Псковитянка» (народно-национальный склад, многообразие хоровых характеристик, динамика развития).

  3. Новаторские метроритмические структуры оперных хоров, воссоздающие черты древнерусского пения.

Произведения для анализа:

Римский-Корсаков Н. Сцена Веча из 1-го действия («За Псков наш родимый», песня Тучи с хором «Государи, псковичи», хор «Грозен царь» из 2-го действия оперы «Псковитянка».

Римский-Корсаков Н. Подблюдная песня «Слава» из 1 действия, «Приворотное зелье» из 2-го действия, хор и пляска из 3-го действия, хор опричников «То не соколы в поднебесье слетались» из 2-го действия оперы «Царская невеста».

Римский-Корсаков Н. Песня и пляска птиц из пролога, Сцена «Проводы Масленицы» из 1-го действия, Хор слепцов-гусляров из 2-го действия, Свадебный обряд (хоровод и песня про бобра), Заключительный хор «Свет и сила, бог Ярило» из 4-го действия оперы «Снегурочка».

Римский-Корсаков Н. Хор «Высота, высота поднебесная» из 4-й картины оперы «Садко».

Римский-Корсаков Н. «Троицкая песня» из оперы «Майская ночь».

Римский-Корсаков Н. «Колядка девчат», «Песня Овсеня и Коляды» из оперы «Ночь перед Рождеством».

Литература:

Основная:



1. Соловцов, А. Жизнь и творчество Н. А. Римского-Корсакова / А. Соловцов. – М.: Музыка, 1969. – 669 с.

2. Хоровая литература: учебное пособие: в 2-х ч. – Ч. 1: Отечественная хоровая литература. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – 352 с.

Дополнительная:

1. Глумов, А. Музыка в русском драматическом театре / А. Глумов. – М.: Музгиз, 1955. – 482 с.

2. Гозенпуд, А. Русский оперный театр XIX века / А. Гозенпуд. – М.: Музыка, 1973. – 328 с.

3. Евсеев, С. В. Римский-Корсаков и русская народная песня / С. В. Евсеев; ред. В. М. Цендровского. – М.: Музыка, 1970. – 175 с.

4. Келдыш, Ю. Русская музыка XVIII века / Ю. Келдыш. – М.: Наука, 1965. – 464 с.

5. Левая, Т. Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи / Т. Левая. – М.: Музыка, 1991. – 164 с.

6. Оперы Н. А. Римского-Корсакова: путеводитель. – М.: Музыка, 1976. – 478 с.

7. Попов, С. В. Хоровое творчество Н. А. Римского-Корсакова / С. В. Попов // Русская хоровая литература. – Вып. 2. – М., 1969. – С. 43-90.

8. Римский-Корсаков, Н. А. Летопись моей музыкальной жизни / Н. А. Римский-Корсаков; ред. В. Н. Римского-Корсакова, А. В. Оссовского. – М.: Музгиз, 1955. – 398 с.

9. Стасов, В. Статьи о Римском-Корсакове / В. Стасов. – М.: Музгиз, 1953. – 92 с.

10. Ферман, В. Оперный театр. Статьи и исследования / В. Ферман. – М.: Музгиз, 1961. – 359 с.

11. Ярустовский, Б. Драматургия русской оперной классики / Б. Ярустовский. – М.: Музгиз, 1953. – 404 с.



следующая страница >>



Совещания не родили ни одной великой мысли, но похоронили некоторое число идиотских. Фрэнсис Скотт Фицджеральд
ещё >>