Методические рекомендации «Технология составления программ в соответствии с требованиями фгос ноо» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
О готовности школ Малмыжского района к переходу на фгос ноо количество... 1 105.87kb.
Решение Ученого совета университета 1 112kb.
План-график внедрения фгос ноо в моу 1 54.37kb.
Образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование... 8 1895.85kb.
Курсы повышения квалификации профессорско 1 124.68kb.
Рабочий лист №2 мбоу «Павловская сош». Умк (1-2 кл. «Гармония», 4 кл. 1 241.85kb.
Методические рекомендации по выполнению и оформлению курсовых работ 1 125.82kb.
Образовательная программа в соответствии с требованиями фгос 10 1996.05kb.
Методические рекомендации Рязань 2012 Раздел Особенности новых стандартов... 20 3514.59kb.
Рекомендации по созданию конструкта урока в соответствии с требованиями... 1 80.51kb.
Методические рекомендации по разработке дополнительных профессиональных... 1 344.01kb.
Экскурсии по мюнхену 1 31.47kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации «Технология составления программ в соответствии с требованиями - страница №1/3



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

Методические рекомендации

«Технология составления программ в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

КЕМЕРОВО 2012

РЕКОМЕНДОВАНО

Научно-методическим Советом

МБОУ ДПО «Научно-методический центр»

Протокол № от 2012 года
Рецензент: В.Г. Черемисина, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой начального общего образования ГОУ ДПО (ПК) «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Автор-составитель Лазаренко Наталья Николаевна.


Технология составления программ в соответствии с требованиями ФГОС НОО: Методические рекомендации / Автор-составитель Н.Н. Лазаренко – Кемерово: МБОУ ДПО «НМЦ», 2012 - с.

Методические рекомендации посвящены методике разработки и написания рабочих программ учебных предметов, курсов и программ внеурочной деятельности, соответствующих требования ФГОС НОО (2009г.).

Данное издание предназначено для педагогов общеобразовательных учреждений, педагогов дополнительного образования, работающих в начальных классах и реализующих программы внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях.



Оглавление


Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .






Структура учебной программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .






Характеристика структурных элементов программы . . . . . . . . .






Оформление рабочих программ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .






Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .







Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .







Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .





Введение
В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона РФ «Об образовании» обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников призваны осуществить основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Общеобразовательные программы включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы.

Учебная программа – учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплина, ее части, раздела (ГОСТ 7.60-2003).

К учебным программам относятся: «примерная (типовая) учебная программа», «авторская программа» и «рабочая программа учебного курса».

Примерная (типовая) учебная программа (далее – Примерная программа) – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Она разрабатывается Министерством образования и науки Российской Федерации и носит рекомендательный характер (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).

Разработка примерных программ относится к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»). Разработка примерных программ по учебным предметам начальной школы основана на требованиях к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования федерального государственного стандарта начального общего образования.

Примерная программа служит ориентиром для разработки авторских программ и позволяет на ее основе выбирать вариант разработки авторского курса, определять его акценты в реализации конкретных приоритетных содержательных линий.

Примерные программы служат основанием для составления рабочих программ учебных курсов и дисциплин, что входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

Примерная программа выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться при тематическом планировании учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым Примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).



Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для Авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.

Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к ее построению, а также описывает национально-региональный уровень, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении.

Таким образом, рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.

Цель методических рекомендаций заключается в оказании методической помощи педагогам в составлении рабочих программ учебных предметов и курсов и программ внеурочной деятельности, соответствующих требованиям ФГОС НОО (2009г.).

Данные методические рекомендации должны способствовать формированию информационной, правовой и методической грамотности педагогов.

Особенности данных методических рекомендаций заключаются в разработанности подробного алгоритма разработки и составления рабочих программ с приведением шаблонов.




  1. Структура рабочей программы

Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность (п.16 ФГОС НОО от 6.10.2009 № 373). В связи с этим в образовательном учреждении составляют рабочие программы учебных предметов и курсов и программы внеурочной деятельности.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО (ФГОС НОО от 6.10.2009 № 373; III, п. 19.5.) программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:


  1. пояснительную записку, в которой:

  • конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

  • дается общая характеристика учебного предмета, курса;

  • описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

  • ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

  • фиксируются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

  1. содержание учебного предмета, курса;

  2. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

  3. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Структура рабочей программы внеурочной деятельности представлена следующими структурными элементами.

  1. Пояснительная записка.

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности».

  3. Тематический план.

  4. Содержание программы.

  5. Список литературы.

Наряду с указанными обязательными структурными элементами рабочая программа может содержать приложения, которые разрабатываются составителями по желанию.
2. Характеристика структурных элементов рабочей программы
2.1. Характеристика структурных элементов рабочей программы учебного предмета, курса
Рабочие программы для начальной школы в образовательном учреждении разрабатываются, как правило, на основе авторских учебных программ. В пояснительной записке обязательно указывается на основе, какой авторской программы была создана рабочая программа.

В случае если в рабочую программу по предмету были внесены изменения (например, увеличен объем часов), необходимо указать – по какой причине это было сделано и за счет чего осуществлено увеличение объема часов. Также желательно указать на какие разделы или темы увеличено количество часов, наличие регионального компонента.

При разработке программы учебного курса, относящего к вариативной части учебного плана, необходимо указать актуальность введения данного курса для конкретного образовательного учреждения.

Цель и задачи рабочей программы могут полностью соответствовать цели и задачам авторской программы, а могут быть дополнены и расширены по усмотрению составителя.

В пункте «Общая характеристика учебного предмета» в авторских программах перечисляются содержательные линии, дается их подробное описание. Кроме этого, в авторских программах описывается концепция УМК, методика проведения уроков и т.п. В рабочей программе достаточно перечислить содержательные линии, кратко описать их, указать отличительные особенности программы (если о них говориться в авторской программе), наличие регионального содержания в программе (если такой был внесен в содержание).

В пункте «Описание места учебного предмета, курса в учебном плане» указывается конкретное количество часов на изучение предмета, курса:

- общее,

- по годам обучения.

Можно указать количество часов на отдельные разделы, блоки, части программы. Количество часов указывается в соответствии с количеством часов и учебных недель, зафиксированных в учебном плане ОУ.

В пункте «Ценностные ориентиры содержания учебного предмета» указывается направленность содержания учебного предмета на формирование определенных ценностей у обучающихся. Ценностные ориентиры описаны в авторских программах. Наряду с этим, ценностные ориентиры описаны в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой для разработки и реализации ФГОС НОО.

Планируемые результаты освоения рабочей программы также полностью копируются из авторской программы. В них реализуется уровневый подход. Планируемые результаты могут быть скорректированы на усмотрение составителя, особенно, если были внесены изменения в цель и задачи программы. При этом необходимо учитывать, что описываемые результаты должны соответствовать требованиям, предъявляемым ФГОС НОО.

При составлении указанных пунктов рабочей программы учебного предмета или курса можно воспользоваться клише, представленными в таблице 1 (приложение 1).



Содержание курса копируется из авторской программы в полном объеме, но обязательно должно быть распределено по годам обучения. Содержание рекомендуется наполнить региональным компонентом. Кроме этого содержание может быть расширено, особенно за счет увеличения объема часов.

К содержанию программы предъявляется ряд требований:



  • содержание программы определяется задачами программы;

  • содержание должно быть структурировано, выделены разделы, темы, подтемы;

  • должно быть строгое соответствие текста содержания программы учебно-тематическому плану;

  • названия разделов, тем, подтем должны начинаться с абзаца;

  • употребляются предложения телеграфного стиля, основой которых являются ключевые словосочетания (слова);

  • не допускается использование сложных синтаксических конструкций и фраз, имеющих многозначное толкование.

Текст программ должен быть точным, что достигается правильным подбором слов, не допускающих двоякого толкования; ясным, проявляющимся в умении излагать мысли доступно и доходчиво; кратким, выражающимся в умении избегать ненужных повторов и излишней детализации.

В учебно-тематическом планировании отражается название разделов, тем, количество часов (можно с разбивкой на теорию и практику), характеристика деятельности учащихся (основных видов деятельности) или универсальных учебных действий, которые будут формироваться в процессе изучения данной темы (см. таблицу 1 и 2).

Таблица 1.

Учебно-тематический план




Наименование раздела и тем

Кол-во часов

Характеристика деятельности




Раздел 1.









Тема









Тема




















Всего






Таблица 2.

Учебно-тематический план




Наименование раздела и тем

Кол-во часов

УУД




Раздел 1.









Тема









Тема




















Всего






Возможны варианты тематического планирования, принятые в ОУ, но указанные пункты должны быть соблюдены. В рабочей программе не пишется календарно-тематическое планирование (указание сроков: месяцев, дат и т.п.).

В авторских программах резервные часы необходимо расписать на конкретные темы (региональные компонент, увеличение часов на какие-либо темы или их повторение, самостоятельные или контрольные работы и т.п.).

Материально-техническое обеспечение. Материально-техническое обеспечение включает в себя:


  • библиотечный фонд (книгопечатная продукция: программы, учебники, рабочие тетради и др.),

  • печатные пособия (наборы сюжетных картинок, репродукции картин, словари и др.);

  • демонстрационные пособия;

  • технические средства обучения;

  • экранно-звуковые пособия (аудио- и видеофайлы/записи, цифровые образовательные ресурсы и т.п.);

  • игры и игрушки;

  • оборудование класса и др.

В авторских программах приведены рекомендации к материально-техническому обеспечению учебной программы. В рабочей программе необходимо указать то обеспечение, которое имеется в наличии и используется при реализации программы. При описании материально-технического обеспечения можно ориентироваться на примерные учебные программы, в которых количество учебного оборудования приведено исходя из его обязательного минимума.

В приложении, если составитель посчитал необходимым его разработать, могут прилагаться контрольно-измерительные материалы, рекомендации к проведению уроков, разработки уроков, темы докладов, проектов и др. материалы. Каждое приложение должно иметь название.


2.2. Характеристика структурных элементов рабочей программы внеурочной деятельности
Программы внеурочной деятельности могут быть составлены на основе авторских программ или материалов, примерных программ внеурочной деятельности или самостоятельно разработаны педагогом. При использовании авторских программ или материалов обязательно дается ссылка на них.

Содержание пояснительной записки программы внеурочной деятельности составляется в следующей последовательности:



  • описание актуальности введения курса;

  • указание на авторскую программу или материалы, на основе которых она разработана;

  • цели и задачи программы;

  • указание на соответствие содержания программы внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в данном образовательном учреждении;

  • описание связи содержания программы с учебными предметами (единство учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности);

  • особенности реализации программы: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности;

  • количество часов и их место в плане внеурочной деятельности (направление внеурочной деятельности).

В описании актуальности ведения данной программы внеурочной деятельности целесообразно указать актуальность не в обобщенном виде, а с учетом специфики конкретного образовательного учреждения. Актуальность должна быть раскрыта последовательно и логично.

Цель – один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств.

Цель в программе, как правило, одна, в крайнем случае, целей может быть две. Она носит обобщенный характер, и ее формулировка начинается с имени существительного. Например, создание условий для личностного развития младшего школьника.



Задачи – это этапы достижения целей. В них конкретизируется цель. По сути, задачи указывают на то, какие действия нужно совершить, чтобы достичь поставленной цели.

Например, если цель – создание условий для личностного развития младшего школьника, то задачи могут быть следующими:



  1. Формировать положительное отношение к себе и окружающему миру.

  2. Учить приемам саморегуляции своего эмоционального состояния.

  3. Развивать личностные качества, влияющие на эффективную коммуникацию (эмпатия, отзывчивость, дружелюбие и др.).

  4. Формировать ценностные отношение к таким социальным явлениям, как дружба, сотрудничество, доверие и др.

Цели и задачи внеурочной деятельности определяются исходя из целей и задач, прописанных в Основной образовательной программы образовательного учреждения, а также специфики деятельности образовательного учреждения.

Содержание программы внеурочной деятельности должно соответствовать целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в конкретном образовательном учреждении. В программе необходимо не просто указать, что она направлена на решение цели и задач, зафиксированных в основной образовательной программе ОУ, но и какие конкретно задачи решает эта программа. Например, программа внеурочной деятельности способствует достижению детьми младших школьников познавательных и регулятивных универсальных учебных действий, а именно формированию навыков исследовательской деятельности. Или, программа способствуют решению задач личностного развития таких, как воспитание подлинного гражданина своей страны, патриота.

В соответствии с этим, содержание программы внеурочной деятельности должно быть связано с содержанием учебных предметов. В пояснительной записке необходимо не только указать с какими учебными предметами связана программа внеурочной деятельности, но и каким образом. Например, содержание программы внеурочной деятельности связано с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». В процессе реализации программы учащиеся смогут приобрести опыт проведения исследовательской деятельности, используя знания о природе, полученные на уроках окружающего мира.

В режиме работы указывается форма реализации внеурочной деятельности по данной программе, время проведения, наполняемость групп, место проведения, а также виды деятельности.

В программе описывается количество часов и их место в плане внеурочной деятельности, а также сроки обучения, т.е. на сколько лет и какие классы рассчитано обучение по данной программе. Указывается общее количество часов и количество часов по годам обучения. Наряду с этим, отмечается к какому направлению относится программа внеурочной деятельности.

В разделе программы «Планируемые результаты» указываются результаты, которые будут достигнуты в процессе ее реализации и формы и методы контроля этих результатов.

Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа образовательного учреждения. Система  планируемых   результатов  даёт представление о том, какими именно универсальными учебными действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания программы внеучебной (внеурочной) деятельности овладеют  обучающиеся  в ходе ее реализации

При разработке и составлении программ внеурочной деятельности необходимо помнить, что они, прежде всего, направлены на достижение личностных и метапредметных результатов.

Планируемые результаты должны соответствовать поставленным в программе цели и задачам. Частой ошибкой при составлении программ является то, что цель и задачи программы внеурочной деятельности направлены на достижение личностных и метапредметных результатов, а планируемые результаты описываются как предметные знания и умения. Соответственно, если в программе планируется развитие творческих способностей младших школьников, то и результатом должна стать сформированность творческих способностей, а не знание, которые в данном случае только является составной частью результата.

В программе внеурочной деятельности также могут быть представлены уровни достижения планируемых результатов. Но при этом необходимо указать на каком этапе (класс) какой уровень будет достигнут, и какие конкретные знания, универсальные учебные действия, опыт в какой сфере деятельности получит учащийся.



Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

В программе должны быть описаны формы и методы контроля планируемых результатов. В пояснительной записке достаточно указать критерии, название методов, периодичность их использования. Сами методики выносятся в приложение.

Рекомендуемая форма отслеживания результатов – портфолио. Также это могут быть таблицы достижений, листы наблюдений и другие формы.

Для контроля могут быть использованы проектная деятельность, выполнение творческих работ, зафиксированное участие в конкурсах и выставках, продукты деятельности детей, викторины, наблюдение за детьми в процессе выполнения разных видов деятельности и т.п.

При описании оценки планируемых результатов эффективно выделить критерии оценивания. Например, планируемый результат может быть представлен в обобщенной форме – овладение навыками исследовательской деятельности. А в критериях раскрываются непосредственно сами навыки, которые и выступают объектом оценки.

При написании пояснительной записки, постановке цели и задач, описании результатов целесообразно использовать таксономию учебных задач, представленную в приложении 3, 4, 5.




следующая страница >>



Великие должны наклонять небо к людям, не снижая его уровня. Станислав Ежи Лец
ещё >>