Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины «Отечественная история» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 136.64kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 96.64kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 83.8kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 3 408.24kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 44.81kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 286.33kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 8 921.09kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 49.46kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 372.59kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 343.48kb.
Методические рекомендации для студентов озо «Введение в педдеятельность»... 3 840.39kb.
Викторина «Следопыт» для обучающихся 8-11 классов 1 заочный тур 1 17.82kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины - страница №1/8

Методические рекомендации

студентам по самостоятельной работе и изучению

дисциплины «Отечественная история»

Методические материалы по отечественной истории призваны помочь студенту не только рационально подготовиться к семинарскому занятию, но и проверить свои знания по определенной теме. Приступая к изучению дисциплины в первую очередь необходимо ознакомиться с учебно-методическим комплексом, который включает все её необходимые компоненты.

Порядок подготовки к семинарскому занятию включает несколько этапов.

Во-первых, необходимо внимательно изучить все вопросы и задания, выносимые на обсуждение. Как правило, это 2-3 вопроса.

Во-вторых, ознакомиться с рекомендациями, содержащимися в учебно-методическом комплексе по отечественной истории.

В-третьих, подобрать необходимую литературу, используя список, предложенный к данной теме, а также литературу, которую преподаватель может рекомендовать дополнительно (журнальные статьи, научные сборники).

В-четвертых, составить конспект ответа на каждый вопрос. Конспект составляется в свободной форме. Однако, рекомендуется оставлять рабочие поля для дополнений, замечаний и др.

Последний этап состоит в проверке уровня подготовки. Используйте при этом, где возможно, вопросы для самопроверки.

Рекомендации по самостоятельному

изучению отдельных тем курса

В соответствии с рабочей программой прохождения дисциплины «Отечественная история» предусмотрено самостоятельное изучение студентами двух тем курса.



  • Российская модель развития экономики. Место и роль России в индустриальной цивилизации

  • Россия и мир. Международное положение и основные направления внешнеполитического курса


Российская модель развития экономики. Место и роль


России в индустриальной цивилизации

Проверка результатов самостоятельной работы проводится в форме коллоквиума. Группа студентов делится на подгруппы по 6-8 человек. Каждая подгруппа выбирает один из представленных вопросов, по которым проводится собеседование с предоставлением конспекта. Время для подготовки 2-3 недели. Для изучения предлагаются следующие вопросы.




  1. Причины экономического отставания России от передовых европейских стран в ХV-ХVII вв. Роль России в общемировом процессе развития цивилизации.

  2. Реформы в экономике в первой четверти ХVIII в. Социально-экономическая политика во второй половине ХVIII в.

  3. Экономическое развитие России в первой половине ХIХ в. Начало промышленного переворота.

  4. Крестьянская реформа 1861 г. Развитие капитализма в России в пореформенную эпоху и его особенности как «догоняющей» модели, страны второго эшелона.

  5. Попытки преодоления экономического отставания России от передовых стран Запада в начале ХХ в. Реформы С.Ю.Витте и П.А.Столыпина.

  6. Влияние первой мировой войны на экономическое развитие России.



Вопрос 1.

При подготовке данного вопроса необходимо выделить факторы оказывавшие как временное так и постоянное негативное влияние на развитие экономики России в ХV – ХVII вв. Уделив особое внимание природно-климатическому и геополитическому факторам, следует обратить внимание на особенности социального устройства российского государства в допетровскую эпоху, охарактеризовать значение общины в системе производства. Анализ причин отставания России от передовых стран Европы должен завершиться обоснованным выводом о периферийном положении России, о ее отрыве от общемирового процесса развития цивилизации.


Вопрос 2.

При изучении второго вопроса составьте представление о модернизационных процессах проходивших в России в эпоху Петра I и Екатерины II. При этом, четко разделяя мероприятия направленные на развитие буржуазных элементов в экономике, а также феодально-крепостнические методы и средства их реализации. Укажите основные черты экономического развития России в ХVIII в. и отметьте, что нового появилось в ее экономике. В завершении сделайте вывод о том значении, которое имели для страны социально-экономические преобразования Петра и Екатерины.


Вопрос 3.

Данный вопрос требует выделения особенностей отличавших промышленный переворот в России от передовых стран Запада. Следует обратить внимание на процесс формирования новых классов: буржуазии и пролетариата, появление новых отраслей в экономике и развитии специализации производства по регионам, не забыв при этом дать анализ сельского хозяйства.


Вопрос 4.

Необходимо определить причины отмены крепостного права. Рассмотреть варианты, которые были предложены самими дворянами для рассмотрения в Секретном комитете. Проанализировать условия выкупа земли крестьянами, изменение их правового положения и системы местного самоуправления. В заключении надо сделать вывод о значении реформы и ее влиянии на развитие капитализма в России. Необходимо выявить особенности экономического развития России в пореформенную эпоху и уметь объяснить термин «догоняющая» модель экономики.


Вопрос 5.

Покажите социально-экономическое состояние России на рубеже ХIХ- ХХ вв. Выявите основные цели и направления экономической политики С.Ю.Витте. Раскройте содержание и покажите возможные пути решения аграрного вопроса в России на рубеже веков. Дайте оценку аграрной реформе П.А.Столыпина.


Вопрос 6.

Определите влияние первой мировой войны на экономическое развитие России. Укажите изменения, произошедшие в промышленности и сельском хозяйстве страны в годы войны. Особое внимание обратите на социальные изменения в указанный период и их причины. Докажите, что война стала катализатором революций 1917 г.


Рекомендуемая литература.


  1. Аврех А.Я. Столыпин и судьбы реформа в России. М., 1991.

  2. Гусейнов Р. История экономики России. М., 1999.

  3. Зуев М.Н. История России. М., 1998.

  4. Иванова Н.И. Российская модель развития экономики. Место и роль России в индустриальной цивилизации. Тверь, 2002.

  5. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998.

  6. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (ХVIII – начала ХХ вв.). В 2 т. СПб., 2000.

  7. Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала ХХ в. М., 1997.

  8. Соловьева А.М. Промышленная революция в России в ХIХ в. М., 1990.

  9. Тимошина Т.М. Экономическая история России. М., 2000.


следующая страница >>



Я свободный человек, американец, сенатор Соединенных Штатов и демократ — именно в этой последовательности. Линдон Джонсон
ещё >>