Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 96.64kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 83.8kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 3 408.24kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 44.81kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 8 921.09kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 49.46kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 372.59kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 286.33kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 343.48kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 168.16kb.
Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические... 14 1898.59kb.
Собирание альбомов с вырезками и памятными вещами впервые упоминается в 1 135.4kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины - страница №1/1

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Б3.Б.14 Техника и технология СМИ

1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса – сформировать отчётливое представление у студентов о современном аппаратном редакционно-издательском оборудовании и программном обеспечении, рассмотреть основные технологии, применяющиеся в полиграфии, теле- и радиовещании, возможности электронных СМИ, рассмотреть особенности хранения и трансляции информации, используя различные цифровые носители и каналы связи.

Задачи курса:

  • сформировать профессиональную компетентность будущего специалиста в области журналистики;

  • развить у студентов стремление к самосовершенствованию и постоянному повышению уровня знаний в области производства печатной и телекоммуникационной продукции;

  • воспитать у студентов чувство ответственности;

  • развить навыки анализа и интерпретации печатной продукции и т.д.


2. Структура курса (содержание разделов дисциплины)

Раздел 1. Техника и организация производства периодических изданий.

Основные этапы производства периодических изданий.

Основы полиграфии. Полиграфическая техника и полиграфические процессы.

Теория дизайна. Дизайн печатного издания: типы шрифтов и особенности их психологического восприятия. Типы заголовков и их место на печатной полосе. Графические способы автономизации текста. Практика дизайна. Система организации текстов на полосе. Эстетика печатной полосы. Моделирование полосы.

Современная технология допечатных процессов: набор текста, сканирование и обработка изобразительного материала, пространственная организация текстового и изобразительного материала в настольных издательских системах.

Современная электронная редакционно-издательская техника. Новые технологические схемы выпуска печатных СМИ.

Аппаратное оборудование редакций. Программное обеспечение. Выводные устройства. Принцип формирования текстовой и изобразительной информации в фотонаборных автоматах, лазерных принтерах и т.п.

Современные особенности технической структуры редакции. Построение локальной вычислительной сети.

Организация централизованного выпуска газет. Децентрализация печати периодических изданий. Виды и способы печати. Типы печатных машин. Формные процессы. Печатные и послепечатные процессы.

Воспроизведение изобразительных оригиналов. Процесс цветоделения. Подготовка к печати изобразительного материала. Техника и технология аналоговой и цифровой фотографии. Цифровые фотоаппараты.

Интернет в организации редакционно-издательских процессов. Общие принципы поиска передачи и получения информации.

Раздел 2. Техника и организация телевизионного вещания.

История развития телевизионных технологий в ХХ веке.

Технические основы телевидения. Принципы построения приемно-передающей телевизионной системы.

Телевизионные стандарты. Магнитная видеозапись. Цифровое телевидение. Спутниковое телевизионное вещание и системы кабельного ТВ. Интерактивное телевидение.

Телевизионные центры и их оборудование. Внестудийное телевизионное оборудование, передвижная и репортажная телевизионная техника.

Организация телевизионного вещания. Роль журналиста в телевизионном производстве.

Производственно-технологическая подготовка телевизионных программ. Монтаж и монтажное оборудование.

Перспективы развития ТВ.

Раздел 3. Техника и организация радиовещания.

Организация радиовещательного процесса. Организационные принципы радиовещания; особенности построения вещательной сети, радиовещательные диапазоны, радиопередающие и радиоприёмные устройства; радиоволны и звук.

Технические средства радиовещания.

Радиодом и его оборудование, аппаратно-студийный комплекс.

Акустические свойства студий. Магнитофоны. Микрофоны. Телефоны. Громкоговорители. Цифровая звукозапись.

Организационные принципы радиовещания. Роль журналиста в производстве радиопрограмм.

Технология подготовки и ведения студийных и внестудийных радиопередач.

Перспективы развития радиовещания.

Раздел 4. Новые электронные СМИ: техника и технология.

Основные принципы организации передачи информации в сети Интернет. Электронные СМИ: новостные порталы. Общественные организации, контролирующие развитие Интернет. Перспективы развития ТВ. Перспективы развития радиовещания.



3. Методические рекомендации по изучению дисциплины

Приступая к изучению курса, студенты должны ознакомиться с планом учебной дисциплины. В ходе лекционных занятий обязательной является проверка полученных знаний (ответы на вопросы). Студенты должны систематически посещать практические занятия и выполнять предложенные преподавателем задания для самостоятельной работы, в том числе по созданию: телесценариев, телеинтервью, записи и воспроизведения звука и т.д.

Особенность изучения данной дисциплины заключается в необходимости знакомства с большим количеством областей СМИ, таких как телевидение, радио, печатные СМИ и интернет-СМИ. Каждая отрасль характеризуется собственным технологическим процессом, своими особенностями, своим программным и аппаратным обеспечением. В этом смысле курс является базовым для дальнейшего освоения профессии, т.к знания и умения, полученные в ходе освоения "Техники и технологии СМИ" будут раз за разом применяться в дальнейшем.

Успешное завершение курса невозможно без большого количества самостоятельной практической работы в области подготовки видеоматериала, сюжетов и тренировок в области работой с видеокамерой. Не менее важным следует считать не только изучение рекомендованной литературы, но и самостоятельного анализа телепередач современного эфира. В качестве примера можно рекомендовать просмотр информационных выпусков и эфирных передач федеральных телеканалов и анализ выпусков теленовостей.

При изучении раздела 1 - "Техника и организация производства периодических изданий" необходимо не упустить из внимания особенности техники и технологии изготовления печатной продукции. С этой целью, помимо изучения рекомендованной литературы необходимо посетить с экскурсией предприятие, занимающееся выпуском печатной продукции. Вторая особенность этого раздела - значительное внимание уделяется дизайну и допечатной подготовке материалов. Следует обратить внимание на общепринятые форматы текста и изображения, а также на технические требования, которые надо соблюдать для получения хорошего результата на печати.

Рекомендуется самостоятельно проанализировать современное оформление ведущих печатных изданий региона и России и отталкиваться от этих примеров при создании собственных макетов.

Раздел 2. Техника и организация телевизионного вещания является одним из ключевых в технической подготовке тележурналиста. При изучении рекомендуется посетить местные СМИ, занимающиеся выпуском телевизионных передач и ознакомиться на практике с реализацией технических вопросов телевещания.

В ходе изучения раздела 3. "Техника и организация радиовещания" студентам предстоит столкнуться с техническими вопросами работы радиостудии. Прежде всего, нужно обратить внимание на коммутацию оборудования и на устройство техники - от этого во многом зависит результат работы радиожурналиста. Студент должен понимать, что рутинные технические операции в ходе своей профессиональной деятельности он будет выполнять самостоятельно, без помощи техника. Это значит, что нужно научиться без всяких проблем пользоваться микрофонами, рекордером, микшерами, осуществлять запись и прослушивание материала, производить простейший монтаж и обработку звука. Для отработки навыков нужно использовать базу учебной радиостудии.

Определенные сложности может вызвать освоение специализированного программного обеспечения для записи и обработки звука. Чтобы преодолеть их, необходимо иметь представление об основных понятиях и терминах этой предметной области, а также о теоретическом аспекте работы со звуковым, его физической природой.

Студентам рекомендуется акцентировать внимание на тщательном рассмотрении принципов создания и продвижения в сети информационных продуктов, изучении феномена конвергенции в журналистике и принципов работы электронного новостного ресурса (информационного портала). В процессе изучения дисциплины студенты должны знать особенности функционирования и менеджмента Интернет-изданий и основы Интернет-технологии, иметь представление о коммуникационной природе Интернет-СМИ и взаимодействии с аудиторией, основные принципы приёма-передачи информации в электронном виде.



4. Список рекомендованной литературы

Основная:

  1. Азарин, В. От замысла до экрана (История и технология телевизионного производства). - М., 1996.

  2. Акопов, А.И. Глобальное средство массовой информации// Мир медиа XXI. Новые информационные технологии. - 1999. - №1. - С.4-7.

  3. Акопов, А.И. Общий курс издательского дела. - Воронеж, 2004. -153 с.

  4. Акопов, А.И. Электронные сети как новый вид СМИ// Филологический вестник РГУ. - 1998. - №3. - С.43-51.

  5. Бадялик, В. Основы телевизионного вещания со спутников. - М., 2004.

  6. Бакшин, В. В. Оформление газет разного типа. М., 1981. — 71 с.

  7. Багиров, Э.Г. Борецкий, Р.А., Юровский, А.Я. Основы телевизионной журналистики. - М., 1998.

  8. Борецкий, Р. А. Осторожно, телевидение! - М., 2002.

  9. Волкова, В.В. Дизайн рекламы. - М., 1999.

  10. Волкова, В.В. Газанджиев, С.Г., Галкин, С.И. Ситников, В.П. Дизайн газеты и журнала. - М., 2003.

  11. Галкин, С.И. Техника и технология СМИ. Художественное конструирование газеты и журнала. - М.,2007.

  12. Гоголь, А., Никодимов, И., Рейман, Л. Развитие связи в России. Из истории в будущее. - Спб., 2001.

  13. Голядкин, Н. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. - М., 2001.

  14. Дизайн периодических изданий. - М., 2001.

  15. Дунаев, В.В. Самое главное о...Photoshop. - Спб., 2004. - 128 с.

  16. Дыко, Л.П. Основы композиции в фотографии. - М., 1989. - 224 с.

  17. Допечатные процессы: Хрестоматия по курсу «Техника СМИ». — М.: Фак-т жур-ки МГУ им. М.В. Ломоносова / Под ред. Э.А. Лазаревич, 2002. – 158 с.

  18. Звуковое вещание/ А.В. Выходец, П.М. Жмурин, И.Ф. Зорин и др.; Под ред.Ю.А. Ковалгина: Сравочник. - М., 1993. - 464 с.

  1. Егоров, В. Телевидение: теория и практика.- М., 1994.

  1. Егоров, В. Терминологический словарь телевидения. - М., 1992.

  2. Иванова, Т.М. Компьютерная обработка информации. Допечатная подготовка. - Спб., 2004. - 367 с.

  3. Камер, Д. Компьютерные сети и Inmertnet/ Пер. с англ. - М.:Вильямс, 2002. - 640 с.

  4. Кауппонен, А. Репортёрское оборудование: бытовое или профессиональное?// Broadcasting. - 2004. - №2. - С.14.

  5. Колесников, В.М. Лазерная звукозапись и цифровое радиовещание. - М., 1991. - 216 с.

  6. Кузнецов, Г. Телевизионная журналистика. - М., 1999.

  7. Локшин, Б. Цифровое вещание: от студии к зрителю. - М., 2001.

  8. Лузин, В. Основы телевизионной техники. - М., 2003.

  9. Матвеева, Р.В., Трубникова, Г.Г., Шифрина, Д.А. Основы полиграфического производства. — М.: Книга, 1994. — 312 с.

  10. Миллерсон, Дж. Телевизионное производство. - М., 2003.

  11. Надеждин, Н.Я. Техника цифровой фотографии. - М., 2004. - 240 с.

  12. Олефиренко, П.П. Техника и технология радиовещания. - Жуковский, 2000. - 132 с.

  13. Пикок, Д. Издательское дело. — М.: Эком, 1998. — 398 с.

  14. Полянский, Н.Н. Основы полиграфического производства. Изд. 2-е, перераб. — М.: Книга, 1991. — 350 с.

  15. Попов, В.В., Гуревич, С.М. Производство и оформление газеты. -М., 1977.

  16. Рэддик, Р., Кинг, Э. Журналистика в стиле он-лайн: использование Internet и других электронных ресурсов/ Пер. с англ.. - М.:Вагриус; Национальный ин-т прессы, 1999. - 415 с.

  17. Саппак, В. Телевидение и мы. - М., 1963.

  18. Саруханов, А. Азбука телевидения. - М., 2003.

  19. Ситников, В.П. Издательское дело: Основы. История. Взаимосвязь техники и технологии. — М.: Филол.о-во «СЛОВО», АСТ, 2002. — 223 с.: ил., 16 цв.ил.

  20. Ситников, В.П. Техника и технология средств массовой информации: Периодическая печать/ М.: Фак-т журн. МГУ, 2002. – 175 с.

  21. Скотт, Э. Компьютерные технологии в журналистике. - М.:Вагриус, 1999.

  22. Стефанов, С.И. Путеводитель в мире полиграфии. — М.: ИФ «Унисерв», 1998. — 320 с.

  23. Телерадиоэфир. История и современность. - М., 2005.

  24. Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радио, Интернет/ Под ред. В.В.Тулупова. СПб., 2006.

  25. Тулупов, В.В., Колосов, А.А., Цуканова, М.И., Сапунов, В.И., Бобряшов, А.А. Техника и технология СМИ: печать, радио, телевидение, Интернет: Уч./ Под ред. В.В. Тулупова. - Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. - 320 с.

  26. Хорвиц, Р. Руководство для начинающих радиовещателей. - М., 1998. -132.

Дополнительная:

  1. Амангельдыев, А. Фотонаборный автомат как зеркало научно-технической революции.//Полиграфия. — 1994. — №6. — С. 27–30.

  2. Антонов, А.В. Восприятие внетекстовых форм информации в издании. — М.: Книга, 1972. — 104 с.

  3. Брокгауз, Ф.А., Ефрон, И.А. Энциклопедический словарь/ Типографское дело. — М.: Терра, 1993. — С. 204–220.

  4. Валенски, В. Бумага + печать. — М.: Цандерс, Дубль, 1996. — С. 9–77.

  5. Васильев, В.И. Техника научного книгопечатания: История, состояние, перспективы. — М.: Наука, 1981. — 400 с.

  6. Виноградов, Г., Жуков, И. Полиграфическое производство. Изд. 2-е перераб. и доп. — М.: Книга, 1983. — 263с.

  7. Волкова, Л.А., Решетникова Е.Р. Технология обработки текстовой информации. Часть I. Основы технологии издательских и наборных процессов./ Под ре. Л.А. Волковой. — М.: Изд-во МГУП, 1999. — 306 с.

  8. Высокая печать: не только газеты// КомпьюАрт. — 2001. — № 6 — С. 47–49.

  9. Герчук, Ю.Я. История графики и искусства книги. — М.: Аспект-Пресс, 2000. — С. 129–151, 246–253.

  10. Горбашева, Т., Харатян, А. Бумажная элита или Fine Papers in Russia. // КомпьюАрт. — 2001. — № 3 — С. 37–40.

  11. Грабельников, А. А. Работа журналиста в прессе. - М., 2002.

  12. Дизайн периодических изданий / Учебное пособие для студентов факультетов и отделений журналистики. Под редакцией проф. Э.А. Лазаревич. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, ф-т журналистики, 2000. – 120 с.

  13. Джиго А.А., Калинин С.Ю. Стандарты по издательскому делу. — М.: Юрист, 1998. — 376 с.

  14. Дубина, Н. Полиграфия в Интернете.// КомпьюАрт. — 2001. — № 8. — С. 16-32

  15. Зернов, В.А. Фотографические процессы в репродукционной технике. — М.: Книга, 1969. — 299 с.

  16. Картер, М. Современный дизайн газет. - М., 1995.

  17. Князев, И. Фотонабор не роскошь, а средство передвижения... к успеху. // КомпьютерПресс. — 1996. — № 3. — С. 128–133.

  18. Козачук, В. Что такое компьютерная редакционно-издательская система? // Полиграфист и издатель. — 1996. — №1. — С. 72–73.

  19. Лапатухин, В.С. Способы печати. Проблемы классификации и развития. — М.: Книга, 1976. — С. 143–164, 211–237.

  20. Максимовский, C., Радуцкий Г. Цифровая печать: Завтра может наступить сегодня // КомпьюАрт. — 1997. — №10. — С.28–31.

  21. Мильчин, А.Э. Издательский словарь-справочник. — М.: Юрист, 1998. — 472 с.

  22. Назарьев, В.В. Цвет: компьютерная обработка цветных изображений. — М.: Эком, 1996. — С. 11–37, 38–45.

  23. Немировский, Е.Л. Возникновение книгопечатания в Москве. Иван Федоров. — М.: Книга, 1964. — 404 с.

  24. Немировский, Е.Л. Иоганн Гутенберг: ок. 1399–1468 /Отв. ред. А.С. Мыльников. — М.: Наука, 1989. — 319 с.

  25. Немировский, Е.Л. Мир книги: с древнейших времен до начала XX в./ Всесоюз.добр.о-во любителей кн. — М.: Книга, 1986. — 287 с.

  26. Немировский, Е.Л. Начало славянского книгопечатания. — М.: Книга, 1971. — 272 с.

  27. Нестеренко, О.И. Краткая энциклопедия дизайна. - М., 1994.

  28. Никольский, Н., Кондратьев, С. Набор текста без оператора. // Книжное дело. — 1994. — № 6. — С.53–55.

  29. Ныркова, Л.М. Как делается газета. М., 1998. — 66 с.

  30. Оборудование для издательских систем// КомпьютерПресс. — 1996. — №3. — С. 120–127.

  31. Пикок, Д. Издательское дело. — М.: Эком, 1998. — 398 с.

  32. Плессер, Д., Радуцкий, Г. Цифровая печать: Реальность и перспективы // Полиграфия. — 1996. — №3. — С.38–39.

  33. Попов, В.В. Общий курс полиграфии. — М.: Книга, 1964. — 559 с.

  34. Пятьсот лет после Гутенберга. — М.: Наука, 1968. — С. 67–144, 388–411.

  35. Раскин, Н.М. Жосеф Нисефор Ньепс. Луи Жак Манде Дагерр. Вильям Генри фокс Талбот. — Л.: Наука, 1967. — 188 с.

  36. Сидоров, А.А. Искусство книги. — М.: Книга, 1979. — 220 с.

  37. Сидоров, А.А. История оформления русской книги. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Книга, 1964. — 391 с.

  38. Татарников, О. Настольное издательство: революция или эволюция? // КомпьютерПресс. —1996. — №3 — С.111–118.

  39. Тритон, К. Стандарты цифровой печати: сравнение цветных печатных машин Indigo и Xeikon // КомпьюАрт. — 2001. — №1 — С. 18–19.

  40. Филин, В. Поговорим о цифровой печати // КомпьюАрт. — 1998. — №10. — С.2–1

  41. Энциклопедия книжного дела/ Майсурадзе Ю., Мильчин А., Гаврилов Э. и др. — М.: Юристъ, 1998. — С.187–231.

5. Темы для самостоятельного изучения для студентов заочной формы обучения:

№ п/п

темы

сроки отчёта

виды работ

1

К теме №1. Штатный состав редакции газеты/журнала. (должностные обязанности сотрудников)

в течение всего курса (до экзамена); наличие выполненных работ является допуском к экзамену

составление электронного словаря терминов

2

К теме №2. Оборудование редакции/типографии

составление электронного словаря терминов

3

К теме №3. Локально-вычислительная сеть: её принципы и задачи

тезисы

написание творческого эссе

4

К теме №4. Интернет: за и против

создание слайд-фильма по опрелённой тематике

5

К теме №5.

6

К теме №6. Виды и способы печати

составление тестов

7

К теме №7. Основы дизайна печатной продукции

создание макета 1-ой полосы газеты/ обложки журнала

8

К теме №8. Особенности цифрового телевидения

написание рефератов

9

К теме №9. Репортажная телевизионная техника

составление электронного словаря терминов

10

К теме №10. Моральные качества журналиста

11

К теме №11. Цифровой диктофон - новое слово цифровой эры

написание творческого эссе

12

К теме №№12 и 13. Радиорепортаж

ознакомление с работой цифрового диктофона

13

14

К теме №14. Новостные интернет-порталы

создание небольшого репортажа (в электронном виде)

Рецензия на любой интернет-портал





Если ты разгневан, то, прежде чем говорить, сосчитай до десяти; если сильно разгневан — до ста. Томас Джефферсон
ещё >>