Методические рекомендации по работе с мультимедийным уроком, материалами сайта и проведению исследования Предисловие Материалы сайта - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Научно популярный интернет журнал 10 2526.16kb.
Методические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных... 3 433.65kb.
Отведение сомнений в вопросах джихада и такфира Подготовлено редакцией... 5 860.31kb.
Методические рекомендации по проведению мероприятий, посвященных... 4 985.38kb.
Методические рекомендации Предисловие Глава Методические рекомендации... 12 3058.36kb.
«Проектирование и создание школьного сайта» 1 260.63kb.
Методические рекомендации к проведению тематических уроков, посвящённых... 1 312.4kb.
Техническое задание. Цели создания сайта 1 41.25kb.
Сайт университета и система управления контентом 1 47.24kb.
Методические рекомендации по проведению практических занятий по дошкольной... 6 1098.74kb.
Методические рекомендации по работе с особо ценными документами 4 521.58kb.
Как материал словесности, язык славяно русский имеет неоспоримое... 1 92.43kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации по работе с мультимедийным уроком, материалами сайта и - страница №1/1

МИМ 210 Цвета Методические рекомендации по работе с мультимедийным уроком, материалами сайта и проведению исследования
1. Предисловие

2. Материалы сайта

3. Мультимедийный урок

4. Исследование и отчет об исследовании

5. Сведения о названиях цветов
1. Предисловие

Одной из самых важных задач курса "ГлобалЛаб -- Окружающий мир" является развитие речи: обогащение словарного запаса, развитие способности точно описать предмет или ситуацию, обосновать свою точку зрения. Цвет является важной характеристикой вещей не только в дикой природе, но и в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Представителям многих профессий (а вовсе не только малярам, портным, текстильщикам и врачам) приходится сравнивать цвета, замечать их тонкие различия.



Обсуждение цветов способствует установлению межпредметных связей в кругу таких дисциплин, как изобразительное искусство, мировая художественная культура, технология, раздел курса "окружающий мир" посвященный органам чувств.

2. Пояснения к описанию урока на сайте ГлобалЛаб


  1. Предложим детям собрать коллекцию образцов цветов (колеров). Важно не спровоцировать учеников на порчу ценных журналов, предупредив несколько раз о том, что на образцы можно пустить упаковку от продуктов или рекламные листовки. Чем больше размер образцов (при максимуме 5х5 см), тем лучше, но выкроить небольшой равномерно окрашенный кусочек легче, чем найти большой. Всё-таки минимальный размер образцов 1х1 см.

Самое первое исследовательское задание — сравнение цветов образцов. Дети легко обнаруживают, что называют одним и тем же словом разные цвета, и что есть образцы, которые можно отнести к разным цветам (например, и к красному, и к оранжевому) .

  1. Обратите внимание детей на то, что природные объекты очень редко выглядят однородно окрашенными. Чаще всего причиной неоднородной окраски является сложное строение (прожилки, крапинки, пятна, просвечивающие сквозь верхний слой детали внутреннего строения и т.  д.). также причиной неравномерной окраски может быть освещение (обращенная к источнику света сторона выглядит иначе, чем расположенная в тени) или рефлексы, отбрасываемые расположенными рядом цветными предметами. Если у вас в распоряжении есть графическая компьютерная программа с инструментом «пипетка» , можно показать, что цвет кожи человека очень сложен. Покажите на экране цветную фотографию лица (из интернета), возьмите инструментом «пипетка» образец цвета с какого-либо участка кожи, проведите кистью широкую полосу выбранного цвета поверх лица на снимке. Вы увидите, что получившийся цвет очень отличается от цвета кожи. Повторите опыт несколько раз, захватывая пипеткой цвет в разных местах лица на фотографии. Если в школе есть живописные портреты, предложите детям разглядеть их и выяснить, какими средствами художники передают цвет кожи человека. Так же можно изучить кожуру плодов, древесины или коры – натолкните детей на существование проблемы: почему мы видим однородно окрашенными (если не вглядываемся специально) пестрые вещи.

  2. Убедившись, что они легко различают гораздо больше цветов, чем могут назвать, дети могут обсудить способы рассказывать о цвете. На этом уроке главный приём-- указание на общеизвестные предметы, обладающие таким-же цветом. Например, глядя на образец, ребёнок говорит, что у его цвет такой-же, как у крыши дома напротив в дождь. Его напарник должен найти среди образцов тот, который имел ввиду товарищ. После этого можно обсудить, у каких предметов цвет всегда один и тот же (мука, черный перец, консервированный зелёный горошек, акварельная краска определенного цвета конкретной торговой марки, куртка дорожного рабочего, еловая хвоя и т.д).

  3. На решение 20 задач из мультимедийного урока может уйти около 10 минут. Их назначение – мобилизовать детей, заставить их увидеть проблемы там, где они, вероятно, ранее их не замечали Повторим кратко суть этих проблем:

а) Цветов больше, чем названий;

б)На поверхности предмета при усилии можно увидеть пятна разных цветов, даже если на первый взгляд этот предмет окрашен в один цвет;

в) Говорить о цвете предмета можно, упоминая другие известные предметы того же цвета;

г) Большинство вещей с одинаковым названием бывает разных цветов;

д) Сравнить цвета легче, положив один образец поверх другого;

е) Полезной может быть коллекция эталонов цвета;

ж) Разные мониторы по-разному отображают один и тот же цвет;

з) Можно говорить о большем или меньшем сходстве одного цвета с другими, но аргументированно отстоять свою оценку сходства невозможно;

и) О некоторых цветах можно говорить, что они зеленее или желтее какого-то похожего;

к) О некоторых цветах можно говорить как о смеси цветов (желто-зеленый, сине-зелёный и т.  д.).



  1. Если время позволяет, можно сыграть в игру из мультимедийного урока. Её смысл в том, чтобы дети осознали трудность в рассказе о цвете и почувствовали нехватку слов. Скорее всего дети начнут использовать производные названия цветов с использованием слов светло-, темно-, ярко-, бледно и т.д. Этому будет посвящён следующий урок.

  2. Исследование этого урока. Отчёт об исследовании может быть списком цветов и предметов: один список содержит название цвета – и названия предметов, которые могут обладать (не обязательно обладают всегда) этим цветом , и список предметов, которые бывают разного цвета (не потому, что окрашены — покрасить можно в любой цвет).

Рядом с названием цвета можно разместить (наклеить, если отчет сделан на бумаге) образец цвета.
3. Мультимедийный урок

Мультимедийный урок можно использовать в разных режимах:

1. В классе, проецируя урок на экран, обсудить все задачи, поиграть и поручить провести исследования дома.

2. Задать на дом ознакомление с задачами, с тем чтобы на уроке их быстро обсудить, а исследование провести на этом же уроке.


Рекомендации по экранам.

0 экран. Интрига с ящерицей. Можно спросить детей, когда цвет животных или предметов предупреждает людей об опасности или наоборот успокаивает, запрещеает или разрешает что-то сделать (красный и зелёный сигнал светофора, оранжевые куркти и аварийные машины, фонари скорой помощи и полицейской машины, расцветка осы или пчелы, красный цвет лица разгневанного человека, бледность кожи при болезни и т.д.)

Обсудив важность различения цвета в повседневной жизни, можно спросить детей, много ли названий цветов они знают. Ребёнку предлагается назвать цвет и предмет, который так окрашен.

Детям предлагают назвать предметы зелёного цвета, находящиеся в классе. Потом предлагают решить, одинаков ли цвет у предметов, которые они назвали зелеными. Так же можно обсудить другие цвета (красный и коричневый).

Дети встречаются с трудностью: цвета, различия между которыми они видят, называют одним словом.

Нужно предложить детям цель урока -- выяснить, много ли цветов они различают.


Задачи

1.Как всегда, прежде, чем щёлкать по ответу, нужно обсудить задание. Если завести курсор на серую кнопку со стрелкой, образец цвета прыгнет на цветок, чтобы легче было сравнивать.



Сначала желательно спросить у детей, какой ответ верный, если будут разногласия - можно предложить проголосовать за каждый вариант ответа. Спросите, как подобрать нитки, подходящие для сшивания какой-то ткани (приложить катушку к образцу ткани).Только после этого приложить образцы цвета к фотографии, отметив, что лучший способ сравнить цвета - положить один предмет к другому (например, катушку ниток на кусок ткани).
2. Самое важное в этой задаче -- обратить внимание на то, что сходные цвета могут больше или меньше походить на какой-либо другой цвет (проблеме сравнения "расстояний" между цветами посвящен следующий мультимедийный урок об оттенках цветов). Образцы цветов можно назвать, например, 1 - похожий на оранжевый, второй - желтый как яичный желток, 3 и 4 желто-зелёные, но один потемнее другого. Не забывайте, что передача цветов зависит от особенностей монитора или проектора, обсуждайте именно то, что видно на экране.
3. Задача та же, что и на предыдущем экране. Повод указать детям на такой удивительный факт, что цвета, которые кажутся одинаковыми, находясь на расстоянии друг от друга, кажутся разными, если один оказывается на фоне другого.
4. Простая задача на сравнение цветов. Закрепление приема "Приложи, чтобы сравнить". Спросите, почему разные части помидора на снимке имеют разные оттенки. Изменится ли окраска томата, если его повернуть так, что свет будет падать с другой стороны. Обсуждение можно углубить, предложив детям вглядеться в одноцветные предметы, имеющиеся в классе, и рассмотреть, как окрашены разные их участки при разном освещении (поворачивая в лучах света).
5. Трудная задача: предметы реального мира окрашены неоднородно -- на большинстве вещей, если приглядеться, можно усмотреть пятна разных цветов. Особенно заметно на фотографиях лиц: если в графической программе (например, Фотошопе) взять "пипеткой" с поверхности кожи на снимке образец цвета и кистью провести полосу на коже, будет видно, насколько цвета различаются. Очень большой вклад вносит "пестрота" предметов. Задача с персиком показывает, что даже пестро окрашенные вещи можно сравнивать, хотя бы отмечая какой из предметов в целом светлее или темнее.
6. Повторение задачи с предыдущего экрана для закрепления умения сравнивать окраску пестрых предметов.
7. Немножко другая задача: цвет пестрого предмета (кофейного зерна) сравнивается не с пестрым образцом, а с равномерно окрашенной плашкой.
8. Простое задание на различение тонов. Рекомендации как и к задаче №1.
9. Трудная задача. Детям предоставляется возможность догадаться, что о цветах можно говорить не только, что один темнее или светлее другого, но и о том, что он желтее, краснее или синее. Если они не догадались -- спросите, какой из меленьких снимков краснее большого (2) или зеленее его (3).
10. Задача как и на предыдущем экране. Иногда, из-за настройки проектора, различия между снимками практически не заметны. В этом случае детям нужно объяснить, что проектор (монитор) не справляется с этой задачей и пропустить её.

Если различия видны, обсудите это задание. Подскажите, что различия заметнее на тех участках маленьких снимков, которые на большом снимке белые.


11. Всё как в задаче 9. Искажение цветов заметнее всего на белых участках ( зеленее 31, краснее №3, синее №4).
12. Всё как в задаче 5. Предложите детям рассказать о маленьком снимке. Хорошо, если они догадаются, что на нём видны искривленные полосы разных оттенков. Спросите, это разноцветные полосы или тени выступающих частей на углубленных частях.
13. На этом экране ученикам можно показать, что одним и тем же словом могут называть несколько близких цветов, а один и тот же цвет может называться по-разному. (Задание на этом экране не только закрепление результата решения задачи №4).

Согласно книге Василевича А.П., Кузнецовой С.Н., Мищенко С.С. Цвет и названия цвета в русском языке (М., издательство ЛКИ 2008 -216 с.) красный и алый- цвета артериальной крови, причём до 16 века слово красный означало красивый, а цвет оно стало обозначать только в 16 веке. Словом червленый (происходит от названия животного - личинок насекомого, из которых делали красную краску) обозначали разные оттенки красного цвета. Багровым называли густо-красный, темно-красный с лиловатым оттенком, вишнево-красный. Пунцовым называли цвет полевого мака, говоря главным образом о цвете лица.


14. На этом экране ещё раз показано, что разные цвета могут называться одним словом. Можно обратить внимание детей на этот факт и предложить придумать ситуации, в которых это может привести к путанице (например, человека попросили купить коричневый крем для обуви, а когда он его принёс, оказалось, что цвет обуви и цвет крема не совпадают).
15. Кору сосны, дуба и лещины можно назвать коричневой, но видно, что это разные цвета. Можно предложить детям вспомнить, у каких деревьев кора не коричневая. У осины она серо-зеленая, у берёзы белая. Спросите детей, что нужно было бы сделать людям, чтобы не возникало путаницы с цветами. Предложения могут быть самые разные: и придумать больше разных слов, и сравнивать цвета с предметами, которые обычно одного и того же цвета, и собрать коллекцию карточек разных цветов, чтобы показывать карточку, рассказывая о предмете какого-то цвета.
16. Описание окружающего мира тесно связано с развитием языка. Там, где получается, мы стараемся давать этимологические справки о происхождении тех или иных слов. Путь от слова "кора" к слову "коричневый" проходит через уменьшительное слово "корица". А название сорта яблонь "коричное полосатое" связано не с цветом плодов, а с ароматом, кому-то напомнившим аромат корицы.

На большом снимке изображена кора корицы свёрнутая в трубочку и растертая в порошок. Примеры изменения слов (чередование ц и ч, а также формирование уменьшительных форм слова с помощью суффикаса -ица) служат подсказкой. При заведение курсора на серую кнопку со стрелкой появляется старинное изображение корицы.


17. Споры могут возникнуть в связи с тем, что у разных сортов шоколада цвет различатся, кирпичи тоже бывают разного цвета и кожура ореха тоже не всегда одного и того же цвета. Можно предложить детям поразмыслить, кто прав в споре о, например, шоколадном цвете, если у одного спорщика плитка почти черная, а у другого -- светло-коричневая.
18.Экран посвящен тому, что одним и тем же словом люди называют разные оттенки одного и того же цвета.


Игра
Мы не даем здесь названия цветов фигур на экранах, поскольку на разных мониторах и разными проекторами они могут быть отображены по-разному. Дети наверняка не знают названий сех использованных оттенков и вынуждены будут использовать уточнения вроде светло-красный, грязно-зеленый, желто-щзеленый и т.д. Такое решение проблемы подготовит их к следующему уроку, в котором и обсуждается превращение одного цвета в другой осветлением, затемнением или смешиванием с каким-то ещё цветом.
Экран Д2

1- оранжевый, 2 -коричневый, 3 - оранжевый (лососевый), 4 - вишневый. 5 -синий, 6 - желтый, 7 - сине-зелёный


Экран Д3

Слева направо: светло-зелёный. тёмно-зелёный, светлый сине-зелёный, желто-зелёный.


Экран Д4

Слева направо: желтый, оранжевый, оливковый, кирпичный, бледно-зелёный.


Экран Д5

Слева направо: серый, фиолетовый, сине-фиолетовый, баклажанный, пурпурный.


Экран Д6

Слева направо: оранжевый, желтый, оливковый, желто-зелёный, бледно-оливковый.


Экран Д7

Слева направо: ультрамарин, фиолетовый, сине-зелёный, бирюзовый, синий.



Обсуждение
Обсуждение в этом уроке посвящено применению названий цветов, их истории, демонстрации того, что слова, которые мы легко используем в повседневной жизни, имеют свою историю, связанную с историей человеческих умений, хозяйства и техники, историей народов и географических открытий.

Л1 Можно спросить детей, что означают слова "зарделась заря", "алеет восток", "зарделся закат". "лицо зарделось румянцем".


Слово "рдеть" однокоренное со словом "руда" и "ржа". Рожь называют так из-за красноватого оттенка спелых колосьев. Железо в древности получали из болотной железной руды (бурого железняка, лимонита), имевшей красновато-коричневый цвет. (Лимонитом названа не по имени цитрусового дерева, а от греческого слова леймон - болото). Поэтому слово руда имеет отношение к цвету железной руды.
Слово багровый (сейчас означает тёмно-красный, густо красный с синеватым отливом, а в прошлом - тёмно-коричневый, рыже-красный) происходит от старославянского багьръ, а оно, в свою очередь, от индоевропейского bhagh - грязь, топь болот.
Л2

Охра - название камня (бурый железняк - гидроокись железа с примесью глины) , пришло из древнегреческого, где означало "бледно-желтый"

Ультрамарин буквально - "заморский" - краска, в прошлом изготовлявшаяся прокаливанием минерала лазурита, а в наше время - спеканием кокса, каолина, песка, серы и соды.

Сепия - латинское название головоногого моллюска каракатицы, из чернильного мешка которой в старину делали краску (сепия при опасности выбрасывает из этого мешка краску, делающую непрозрачным большой объём воды). В наши дни краску сепию получают химическим путём.

Кадмий лимонный -- вещество сульфид кадмия, получается химическим путём.
4. Исследования и отчёт об исследовании
Детям предлагается собрать коллекцию образцов бумаги разного цвета. Из ненужных печатных материалов (рекламные листовки, упаковка, уже ненужные рекламные журналы и т.д) нужно вырезать кусочки размером примерно 1х1см разных цветов.

В рабочем журнале есть страница (сейчас на сайте выложен файл отдельного листа), на которой отпечатаны таблицы из квадратных клеток. В каждую клетку можно вклеить образцы цветов, клетки можно заштриховать цветным карандашом или фломастером. Рядом с каждой таблицей напечатано название группы цветов: желтые, красные и т.  д.



5. Дополнительные сведения о названиях цветов

По книге Василевич А.П., Кузнецова С.Н., Мищенко С.С. Цвет и названия цвета в русском языке /Под общ.редакцией А.П.Василевича, Изд. 2-е – М.: Издательство ЛКИ, 2008.--216 с.




Некоторые из ста самых употребительных названий цветов
аквамариновый (по названию камня0 — зеленовато-голубой

аметистовый (по названию камня) — фиолетово-красный с синевой

бежевый — светло-коричневый с чуть розоватым оттенком

бордовый — цвета темно-красного кагора, темно-красный с лиловым оттенком

болотный — цвета буро-зеленых пятен на поверхности болота, цвета спелых оливок или пареной травы

бурый — серовато-коричневый

бутылочный — тёмно-зелёный

дымчатый — сизый, серовато-голубой

индиго — насыщенный синий

канареечный — цвета желтых перьев канарейки

кремовый — цвета сливочного заварного крема, белый с желтоватым оттенком, светло-палевый
оливковый — цвета спелых оливок

ореховый — цвета скорлупы ореха фундука

палевый — соломенно-желтый с чуть розоватым оттенком

песочный — цвета сырого песка, тёмный серовато-желтый

сизый - цвета легкого дыма, серовато-голубой, дымчатый

фисташковый — цвета ядра спелой фисташки, бледный грязновато-зелёный


Редкие названия цветов, которые можно встретить в художественной литературе
бистровый — густой коричневый

жаркий (жаркой) – насыщенно оранжевый

кипенный — белый, цвета пены кипящей воды

краповый(от голландского названия краски) — грязный красно-коричневый

кубовый — тёмно-синий

кумачовый (от названия ткани) - ярко-красный

маренго — темно-серый, коричневый с вкраплениями белгого, черный с вкраплениями серого, светло-серый с вкраплениями черного.

померанцевый – ярко-оранжевый

смурый - темно-серый

электрик – яркий голубовато-синий с сероватым оттенком

Названия мастей животных

буланый — светло-желтый, соловый

вороной- черный с отливом, цвет воронова крыла

гнедой — близкий к рыжему

игреневый — рыжий с белесоватым хвостом и гривой

караковый — темно-гнедой. Почти вороной

каурый — светло-каштановый, рыжеватый с желтизной

муругий — пятнистый. Полосатый

мухортый — светло-гнедой с желтыми подпалинами у морды

пегий — двуцветный, белый с пятнами другого цвета

половый — бледно-желтый

саврасый — светло-гнедой с желтизной при черном хвосте и гриве



соловый — желтый при белом хвосте и гриве

чалый — серый с примесью красноватого или рыжего.




Идеальный политик голосует за все ассигнования и против всех налогов.
ещё >>