Методические рекомендации по проведению занятий по плаванию в оздоровительной еженедельной программе «Часа физической культуры» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации к проведению классного часа ( в соответствии... 3 391.51kb.
Методические рекомендации по проведению практических занятий по дошкольной... 6 1098.74kb.
Методические рекомендации по проведению единого классного часа по... 21 3760.04kb.
Методические рекомендации/ сост. Лаврова Т. В., Уланова Е. А. 1 103.82kb.
Методические рекомендации по проведению праздника Последнего звонка... 1 358.92kb.
Методические рекомендации по проведению выездных занятий по биологии... 1 236.08kb.
Методика применения народных подвижных игр на уроках физической культуры... 1 366.16kb.
И направленность деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников... 1 380.85kb.
Методические рекомендации по проведению урока (классного часа) 1 257.25kb.
Методические рекомендации по организации занятий физической культурой... 6 760.25kb.
Методика проведения занятий оздоровительной аэробикой со студентами... 1 55.48kb.
Чтобы расти и развиваться, нужно иметь «здоровое тело и здоровый... 1 65.03kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации по проведению занятий по плаванию в оздоровительной еженедельной - страница №1/1

Министерство по делам молодёжи и спорта Республики Тыва
ГАОУ ДПО (ПК) С «ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ»

Кафедра молодёжной политики и дополнительного образования


Методические рекомендации по проведению занятий по плаванию

в оздоровительной еженедельной

программе «Часа физической культуры» (из опыта работы преподавателей и сотрудников ГБОУ СПО РТ « Училища Олимпийского резерва» (техникум)

Кызыл — 2012

Печатается по решению учебно-методического совета Тувинского государственного института переподготовки и повышения квалификации кадров Министерства образования, науки Республики Тыва (протокол № от 1.10.2012 г.)




Составитель:

Монгуш Оксана Седен-ооловна-заместитель директора по учебной работе ГБОУ СПО РТ «УОР» (техникум)

– Кызыл: ТГИП и ПКК МОН и МП Республики Тыва, 2012.
Методические рекомендации по проведению занятий по плаванию

в оздоровительной еженедельной

программе «Часа физической культуры» (из опыта работы преподавателей и сотрудников ГБОУ СПО РТ « Училища Олимпийского резерва» (техникум)

© Тувинский государственный институт переподготовки и повышения

квалификации кадров Министерства образования,

науки РТ, 2012г.

©Редакционно-издательский отдел 2012
ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ

Оздоровительное значение плавания

Плавание — одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков. Температура воды всегда ниже температуры тела человека, поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50—80% больше тепла, чем на воздухе (вода обладает теплопроводностью в 30 раз и теплоемкостью в 4 раза большей, чем воздух). Купание и плавание повышают сопротивление воздействию температурных колебаний, воспитывают стойкость к простудным заболеваниям. Если плавание проводится в естественном водоеме, то закаливающий эффект оказывают и естественные факторы природы — солнце и воздух. Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц — особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног.

Плавание отлично тренирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. У людей, систематически занимающихся плаванием, возрастает величина ударного объема сердца, частота сердечных сокращений в покое снижается от 60 до 55 (50) уд/мин. Для сравнения: у не занимающихся спортом частота сердечных сокращений обычно колеблется в пределах от 65 до 57 уд/мин. Занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего дыхания, вырабатывают правильный ритм дыхания, увеличивают жизненную емкость легких (ЖЕЛ), поскольку плотность воды затрудняет выполнение вдоха и выдоха: вдоха — из-за давления воды на грудную клетку, выдоха — из-за сопротивления воды. Люди, систематически занимающиеся плаванием, имеют высокие показатели ЖЕЛ и экскурсии грудной клетки.

Плавание укрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит и часто рекомендуется врачами с этой целью как лечебное средство. Занятия плаванием широко применяются в лечебной физкультуре и медицине при нарушении обмена веществ (ожирение, диабет и мн. др.), сердечно-легочной недостаточности, контрактурах суставно-мышечного аппарата и др.

Особенно велико оздоровляющее и укрепляющее воздействие плавания на организм людей, мало занимающихся физической культурой и спортом. Плаванием можно заниматься с любого возраста. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат в старшем возрасте, поддерживают такие физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений, которые очень необходимо в среднем и старшем возрасте; они также поддерживают “мышечный корсет”, способствуя выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность. Люди, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от не занимающихся спортом: они имеют более высокие показатели: ЖЕЛ, гибкости, силы; отличные показатели ЧСС и АД (систолического и диастолического), меньше подвержены простудным заболеваниям.

Прикладное значение плавания

В знойные летние дни сотни тысяч людей заполняют пляжи, берега рек, озер, прудов и морей. Солнце, чистый и прохладный воздух у воды создают все условия для полноценного отдыха. Трудно найти человека, который бы не испытывал летом наслаждения от освежающего, бодрящего купания. И конечно, особое удовольствие получает тот, кто плавает уверенно. Умение плавать - жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Хорошо плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде. Он знает, что всегда доплывет до берега или сумеет продержаться на воде, пока не подоспеет помощь. Умение плавать особенно нужно тем, чья трудовая деятельность связана с водной средой, работникам флота, рыбакам, строителям гидроэлектростанций, судоходных и оросительных каналов и т. п. Хорошо плавать обязаны и спортсмены, занимающиеся водным туризмом, греблей, парусным и водно-моторным спортом. Владея прикладными способами плавания, они успешно выполняли сложные задания. Вода - целитель и друг человека, если он умеет плавать, и коварный потенциальный враг для не умеющих держаться на воде. Как правило, несчастные случаи на воде происходят в результате незнания элементарных правил поведения на воде во время купания, катания на лодке, яхте и других плавсредствах. Ведь достаточно человеку, не умеющему уверенно держаться на воде, неожиданно попасть в яму на дне или в сильное течение, как он может потерять самообладание, захлебнуться и утонуть. Чтобы этого не произошло, каждый обязан учиться плавать, уметь прийти на помощь тонущему, оказать первую медицинскую помощь.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Программа составлена на основе приказа № 187 – РФ «от 29 июня 2012 г.» во исполнения распоряжения Правительства РТ о введении «Часа физической культуры» в органах исполнительной власти РТ.

В данной программе отражены: цель и основные задачи, построение оздоровительных занятий по плаванию направленного на реализации государственной политики Главы Республики Тыва, по формированию здорового образа жизни среди коллектива ГБОУ СПО РТ «УОР» (техникума).

Особенностью представленной программы является сведение основных параметров оздоровительного значения занятий плавания (нагрузок, средств, методов контроля) в одну принципиальную схему занятий.
Основной целью данной программы является укрепление здоровья коллектива ГБОУ СПО РТ «УОР» (техникума) направленного на разностороннюю физическую подготовленность и овладение основами техники плавания.
Задачи:


  • укрепление здоровья и закаливание;

  • устранение недостатков физического развития;

  • овладение жизненно необходимым основам плавания;

  • обучение основам техники любого (легкого) способа плавания и широкому кругу двигательных навыков;

  • развитие физических качеств (выносливости, силовых и координационных возможностей);

  • формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям плаванием и к здоровому образу жизни;

  • улучшение кардиореспираторных возможностей и нервной системы, также опорно-двигательного аппарата занимающихся.


Основные задачи:

1. Укрепление здоровья, соблюдение здорового образа жизни на протяжении жизни.

Важным условием выполнения поставленных задач является систематическое проведение практических занятий.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

На этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение элементарными основами техники плавания. Допускаются все лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). Продолжительность занятий 45 минут в бассейне.


На первых занятиях проводится освоение с водой и обучение технике плавания брассом, кролем на груди и спине. Уроки плавания состоят из подготовительной, основной и заключительной частей. В подготовительной части урока, осуществляется организация к основной части занятий. В ней применяются ходьба, бег, обще-развивающие, специально-подготовительные и имитационные упражнения. В основной части урока решаются задачи овладения элементами техники плавания. Изучается и совершенствуется техника способов плавания – кроль на груди. Заключительная часть урока направлена на постепенное снижение нагрузки и приведение организма занимающихся в относительно спокойное состояние. Проведение игр в заключительной части урока улучшает эмоциональное состояния занимающихся и облегчает перенесение занятий плаванием. Это в значительной степени повышает интерес к занятиям.


Общая физическая подготовка

Общая физическая подготовка занимающихся направлена на разностороннее комплексное воздействие, на организм с некоторым учетом специфики заболеваний и состояния здоровья, что и позволяет решать следующие задачи:



  • всестороннее развитие организма занимающихся, улучшение выносливости, силы, гибкости, и на основе этих качеств создание улучшения функциональной базы, необходимой для достижения улучшения здоровья занимающихся;

  • оздоровление, закаливание, выработка иммунитета к сменам температур;

  • обеспечение активного отдыха;

  • к основным средствам общей физической подготовки относятся:

  • различные виды передвижений (обычные ходьба и бег, боком, спи -
    пой вперед, с различными движениями рук, в полуприседе и т.п.);

  • общеразвивающие упражнения (без предметов, с партнером);

  • подвижные и спортивные игры, эстафеты с элементами общеразвивающих упражнений.

Упражнения на расслабление

Применяются движения, включающие потряхивание кистей, предплечье, рук, плечевого пояса; расслабленные маховые и вращательные движения руками; наклоны и повороты туловища, расслабляя мышцы спины; упражнения для расслабления ног, успокоения дыхания и т.д.

Упражнения с мячами эффективны, когда внимание занимающихся акцептируется на необходимости полностью расслабить мышцы рук после броска.


  1. Бросок набивного мяча партнеру из-за головы. Обратить особой внимание, чтобы после броска руки совершенно свободно, как плети, упали вниз.

  2. Прыжки со скакалкой. Обратить внимание на то, чтобы после толчка
    ногами вначале стопа, а затем вся нога от бедра полностью расслабились.

  3. Стоя (сидя или лежа) сделать глубокий вдох с последующим 4-6-секундным напряжением отдельных мышц или мышечных групп. При выдохе
    расслабить мышцы.

  4. Лежа па спине, ноги опираются па стопы. Задержать дыхание па вдохе, сильно сжать колени на 6-8 с. Постепенно выдыхая, «уронить» колени.

  5. Стоя сделать глубокий вдох, поднять руки над головой, с выдохом «бросить» их вниз, расслабиться.

  6. Стоя поднять руки вверх, сжать кисти в кулаки на 6-8 с, затем расслабить
    и «уронить».

  7. Выполнить изометрическое напряжение мышц плеча и предплечья в течение 6 - 8 с, затем расслабить и «уронить» сначала предплечье, затем плечо.

  8. Напрячь мышцы шеи на 4-6 с, затем расслабить их, «уронить» голову.

  9. И.п. - о.с.: 1) наклонить туловище вперед, руки в стороны, усиленно на
    прячь мышцы руки и плечевого пояса, пальцы сжать в кулаки; 2) уменьшить напряжение мышц рук и плечевого пояса; 3)расслабить их (руки «падают»); 4) принять исходное положение.

  10. И. п. - сидя па полу, ноги вперед, упор руками за туловищем: 1) прогнуться
    и одновременно сильно напрячь мышцы всего тела; 2) постепенно расслабить мышцы; 3) вернуться п исходное положение.

  11. И.п. - о. с.: 1) сделать выпад правой (левой) ногой вперед, прогнуться, руки
    назад, пальцы крепко сжаты в кулаки; 2) расслабить мышцы рук и плечевого пояса (руки «падают»);3) прочувствовать расслабленное состояние мышц и принять исходное положение.

  12. И.п. - о.с.: 1) сильно напрягая мышцы, согнуть руки к плечам; 2) поднять руки вверх (их мышцы напряжены);3) расслабляя мышцы, «уронить» предплечья и кисти; 4) расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки.

14. И.п. - о.с.: 1) наклонить туловище вперед, правую руку С усиленным напряжением мыши вытянуть в сторону и одновременно расслабить мышцы левой руки; 2) сильно напрягая мышцы, вытянуть левую руку в сторону, одновременно расслабить мышцы правой руки и опустить ее вниз; 3) сильно напрягая мышцы, вытянуть правую руку в сторону, одновременно расслабить мышцы левой руки и опустить ее вниз; 4) вернуться в исходное положение.

Комплекс упражнений па расслабление, разработанный И. Ловицкой, включает следующие приемы: вначале используются упражнения, при выполнении которых мышцы усиленно напрягаются (№ 10), затем степень напряжения уменьшается до ясного ощущения тяжести удерживаемой части тела, после чего осуществляется полное расслабление мышц, сочетающееся с «падением» этой части тела под воздействием силы тяжести. На следующей ступени обучения расслаблению мышц используют упражнения, и которых переход от усиленно напряженных мыши к их расслаблению осуществляется постепенно (№ 11-13). На завершающей ступени переходят к более сложным упражнениям на расслабление мышц, в которых произвольное расслабление одних мышц сочетается с одновременным произвольным напряжением других мышц (№ 14).



3.Обучение техники

В процессе занятий обучающиеся овладевают способами плавания:

- кроль на груди;

- кроль на спине;

К основным средствам обучения плаванию относятся следующие группы физических

упражнений:



  • Обще-развивающие, специальные и имитационные упражнения на суше;

  • подготовительные упражнения для освоения с водой;

  • игры и развлечения па воде;

  • упражнения для изучения техники кроля на груди и на спине.

Общеразвивающих, специальные и имитационные упражнения на суше

Общеразвивающие и специальные физические упражнения применяются в целях:

- повышения уровня общего физического развития занимающихся;

-совершенствования основных физических качеств, определяющих успешность обучения и тренировки в плавании {координация движений, сила, быстрота, выносливость, подвижность в суставах);

- организации внимания занимающихся и предварительной подготовки к изучению основного учебного материала в воде.

Подготовительные упражнения для освоения с водой

С помощью подготовительных упражнений для освоения с водой решаются следующие задачи:



  • формирование комплекса рефлексов (кинестетических, слуховых, зрительных, тактильных, дыхательных и вестибулярных), соответствующих основным свойствам и условиям водной среды;

  • освоение рабочей позы для плавания, чувства опоры о воду и дыхания в воде - как подготовка к изучению техники спортивного плавания;

  • устранение инстинктивного страха перед водой - как основа психологической подготовки к обучению.

Упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды

Задачи:

  • быстрое освоение с водой, ликвидация чувства страха перед новой, непривычной средой;

  • ознакомление с температурой, плотностью, вязкостью и сопротивлением воды;

  • формирование умения опираться о воду и отталкиваться от неё основными гребущими поверхностями: ладонью, предплечьем, стопой, голенью (это необходимо в дальнейшем для овладения гребковыми движениями руками и ногами).

Упражнения

  1. Ходьба по дну, держась за разграничительную дорожку или бортик бассейна.

  2. Ходьба по дну в парах; перейти бассейн туда и обратно - сначала шагом, потом бегом.

  3. Ходьба по дну без помощи рук с переходом на бег, со сменой направления движения.

  4. Ходьба приставными шагами (левым и правым боком) без помощи рук с переходом на бег.

  5. Ходьба по дну, наклонившись вперед: руки вытянуты вперед, кисти соединены.

  6. «Кто выше выпрыгнет из воды?» Присесть, оттолкнуться ногами и руками от воды и выпрыгнуть вверх.

  7. Поочередные движения ногами (как удар в футболе), отталкивая воду подъемом стопы и передней поверхностью голени.

  8. Поочередные движения ногами (как остановка мяча внутренней стороной стопы) брассом.

  9. Бег вперед с помощью попеременных или одновременных гребковых движений руками.

  10. То же вперед спиной.

  11. Стоя на дне, шлепать по поверхности воды: кистями, сжатыми в кулаки;
    ладонями с широко расставленными пальцами; ладонями с плотно сжатыми пальцами.

  12. «Полоскание белья». Стоя на дне, выполнять движения руками вправо-
    влево, вперед-назад с изменением темпа движений.

  13. «Пишем восьмерки». Стоя па дне, выполнять гребковые движения руками по криволинейным траекториям.

  14. Стоя на дне, вытянув руки вперед, повернуть кисти ладонями наружу и развести руки в стороны («раздвинуть» воду в стороны); затем повернуть кисти ладонями вниз и соединить перед грудью,

  15. Опустившись в воду до подбородка, ходьба в положении наклона, отгребая воду в стороны - назад без выноса рук из воды.

  16. Опустившись в воду до подбородка и стоя в циклопе, выполнять попеременные гребковые движения руками.

  17. Опустившись в воду до подбородка, ходьба в положении наклона, помогая себе попеременными гребковыми движениями руками.

  18. Опустившись и воду до подбородка и стоя в наклоне, выполнять одновременные гребковые движения руками.

  19. Опустившись в воду до подбородка, ходьба в положении наклона, помогая себе одновременными грибковыми движениями руками.

19.Опустившись в воду до подбородка и стоя прямо (ноги на ширине плеч),
выполнять движения руками перед грудью в виде «лежачей» восьмерки.

20.То же, чуть-чуть оторвать ноги от дна и удержаться на поверхности воды, стараясь с каждой новой попыткой продержаться па воде как можно дольше.

Погружения в воду с головой и открывание глаз в воде

Задачи:


  • устранение инстинктивного страха перед погружением в воду, ознакомление с выталкивающей подъемной силой воды;

  • обучение открыванию глаз и ориентировке в воде.

Упражнения

Во время выполнения упражнений необходимо научиться, не вытирать глаза руками.



  1. 1.Набрать в ладони воду и умыть лицо.

  2. Сделать вдох, закрыть рот и медленно погрузиться в воду, опустив лицо до уровня носа.

  3. Сделать вдох, задержать дыхание и погрузиться в воду, опустив лицо до уровня глаз.

  4. Сделать вдох, задержать, дыхание и медленно погрузиться с головой в воду.

  5. То же, держась за бортик бассейна.

  6. «Сядь на дно». Сделать вдох, задержать дыхание и, погрузившись в воду, попытаться сесть на дно.

  7. Подныривание под разграничительную дорожку (резиновый круг, доску) при передвижении по дну бассейна.

  8. Погрузившись в воду с головой, открыть глаза и сосчитать количество облицовочных плиток до дна бассейна.

9.Упражнение в парах. Стоя лицом друг к другу, сделать вдох, погрузиться
в воду и поднырнуть между широко расставленными ногами партера.

Всплывания и лежания на воде

Задачи:


  • ознакомление с непривычным состоянием гидростатической невесомости;

  • освоение навыка лежании на воде в горизонтальном положении;

  • освоение возможного изменения положения тела в воде.

Упражнения

  1. Взявшись прямыми руками за бортик, сделать вдох и, опустив лицо в воду (подбородок прижат к груди), лечь на воду, приподняв таз и ноги к поверхности воды.

  2. То же, что и предыдущее упражнение, но после того, как ноги и таз приподнялись к поверхности воды, оттолкнуться кистями от бортика.

Задачи:

  • освоение навыка задержки дыхания на вдохе;

  • умение делать выдох-вдох с задержкой дыхания на вдохе;

  • освоение выдохов в воду.

Упражнения

1. Набрать в ладони воду и, сделать губы трубочкой, мощным выдохом сдуть воду.



2.Опустить губы к поверхности воды и выдуть на ней лупку (выдох, как дуют на горячий чай).

3.Сделать вдох, а затем, опустив губы в воду - выдох.

4.То же, опустив лицо в воду.

5.То же, погрузившись в воду с головой.

6.Сделать 20 выдохов в воду, поднимай и погружая лицо в воду.

7.Упражнение в парах — «насос». Стоя лицом друг к другу, взявшись за руки,


по очереди выполнять выдох в воду.

8.Передвигаясь по дну, опустив лицо в воду, делать вдохи-выдохи (для вдоха поднимать голову вперед).

9.Сделать 20 выдохов, в воду, поворачивая голову для вдоха налево.

10.То же, поворачивая голову для вдоха направо.

11.Передвигаясь по дну, опустив лицо в воду, дышать, поворачивая голову
для вдоха налево.

12. То же, поворачивая голову для вдоха направо.



Скольжение

Задачи:

  • освоение равновесия и обтекаемого положения тела;

  • умение вытягиваться вперед в направлении движения;

  • освоение рабочей позы для плавания и дыхания.

Упражнения

1.Скольжение на груди: руки вытянуты вперед. Стоя на дне бассейна, поднять руки вверх; наклонившись вперед, сделать вдох, опустить лицо в воду и оттолкнуться ногами.

2.То же: правая рука впереди, левая вдоль туловища.

3.То же, поменяв положение рук.

4.То же, руки вдоль туловища.

5.Скольжение на левом боку: левая рука вытянута вперед, правая у бедра.

6.Скольжение на спине, руки вдоль туловища.

7. То же, правая рука впереди, левая вдоль туловища.


8. То же, поменяв положение рук.

9.То же, руки вытянуты вперед.


Время и место проведения
Оздоровительные занятия проводятся еженедельно в бассейне Тувинского государственного университета, каждый четверг с 17 до 18 часов.

по адресу: Дружба 187 «А»

Оплату производят сами сотрудники ГБОУ СПО РТ «УОР» (техникума)
Использованная литература:

1.Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой. - М.: Физкультура и спорт, 2000.

2.Булгакова Н.Ж. Плавание. М.: Физкультура и спорт, 1999.

3.Викулов А.Д. Плавание. - М.: Владос-пресс, 2000;

4..Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Высшая школа, 1980.

5. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.; Физкультура и спорт, 1998.



6.Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. - М.; Астрель, 2003.






Много ли проку от победы, если нет никого, к чьим ногам можно сложить трофеи? Эвгениуш Коркош
ещё >>