Методические рекомендации по проведению урока в рамках всероссийской акции «Здоровые дети в здоровой семье» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по проведению Урока России в общеобразовательных... 1 399.92kb.
Методические рекомендации по проведению областной акции «Праздник... 1 323.76kb.
Методические рекомендации по проведению единого классного часа по... 21 3760.04kb.
Методические рекомендации по проведению акции «Единый профориентационный... 1 397.16kb.
Методические рекомендации по разработке требований к проведению муниципального... 1 77.7kb.
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного... 1 185.23kb.
Методические рекомендации по проведению урока к памятной дате 3 515.08kb.
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного... 1 152.3kb.
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению... 1 197.42kb.
Методические рекомендации по проведению занятий в рамках программы... 1 116.48kb.
Методические рекомендации к проведению тематических уроков, посвящённых... 1 312.4kb.
Постановление Правительства Хабаровского края «О порядке назначения... 1 37.8kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации по проведению урока в рамках всероссийской акции «Здоровые - страница №1/2

Государственное образовательное автономное учреждение

Ярославской области

«Институт развития образования»

http://static.vmurmanske.ru/serverdata/events_info/8264/imgfull.jpg

Здоровые дети в здоровой семье

Методические рекомендации по проведению урока в рамках

всероссийской акции «Здоровые дети в здоровой семье»

в ОУ Ярославской области

Ярославль

2013


ББК 74.205

О 64


Здоровые дети в здоровой семье: методические рекомендации. – Составители: Рощина Г.О., руководитель центра содействия укреплению и сохранению здоровья участников образовательного процесса, к.п.н,; Иерусалимцева О.В., главный специалист центра содействия укреплению и сохранению здоровья участников образовательного процесса, Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2013. – 41 с.
В методических рекомендациях представлены варианты проведения уроков по теме «Здоровые дети в здоровой семье» в рамках всероссийской акции.

Рекомендации предназначены для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов-психологов.


ГОАУ ЯО ИРО, 2013
Содержание

Предисловие.......................................................................................................

4

Содержание и методика проведения урока..................................................

6

Информационно-методические материалы для подготовки к уроку «Здоровые дети в здоровой семье»….……………………………………….

13


Приложение 1. Сценарии урока-дискуссии……………………………….

23

Приложение 2. Спортивный праздник "Папа, мама, я – здоровая семья"

29

Приложение 3. Урок для 10-го класса на тему урока: «Взаимосвязь здоровья, чистоты, эстетики и благополучия в семье»…………………..

32


Приложение 4. Урок для 6-го класса. Тема урока: «Питание и здоровье в семье. Продукты питания в различных культурах»……………………..

33


Приложение 5. Урок для 5-ого класса. Тема урока: «Пример семьи как основа личной безопасности»……………………………………………..

35


Приложение 6. Урок для 10-го класса на тему: «Жестокое обращение с детьми и подростками в семье»……………………………………………...

37


Приложение 7. Анкета……………………………………………………….

40



Предисловие

Здоровые дети - в здоровой семье.


Здоровые семьи - в здоровой стране.
Здоровые страны - Планета здорова.
Здоровье! Какое прекрасное слово!
Так пусть на здоровой планете

Растут здоровые дети!

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" определяет в качестве приоритетного направления государственной политики в области детства семейную политику детствосбережения, которая в ближайшем будущем будет отражена в федеральном законе, определяющем основы государственной семейной политики. Необходимость разработки и исполнения данного закона вызвана тем, что у значительной части детей дошкольного и школьного возраста обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения, низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остро стоят проблемы аддиктивного поведения среди подростков. Эти и другие проблемы во многом вызваны ослаблением позиций семьи в современном обществе, её роли и места в формировании навыков здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения. Поэтому актуальным становится процесс укрепления потенциала и ценности семьи как основы здоровья общества.

Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов предложил во всех школах России провести в сентябре 2013 года уроки по теме «Здоровый ребенок в здоровой семье». Данное предложение было поддержано министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым, который дал поручение разработать и направить в адрес руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации методические рекомендации по подготовке и проведению таких уроков. В связи с этим в начале нового 2013-2014 учебного года предлагаем провести в рамках всероссийской акции во всех образовательных учреждениях Ярославской области уроки по теме: «Здоровые дети в здоровой семье».

Предлагаемые методические рекомендации призваны помочь учителям, классным руководителям в подготовке и проведении уроков по указанной теме.

Данные методические рекомендации по подготовке и проведению уроков «Здоровые дети в здоровой семье» созданы с учетом передового российского и регионального опыта сохранения и поддержки физического, психического, нравственного и духовного здоровья семей с несовершеннолетними детьми.

В проведении уроков могут принять активное участие многодетные семьи, специалисты в области охраны здоровья детей, известные спортсмены, другие пользующиеся заслуженным авторитетом лица, готовые поделиться с учащимися позитивным опытом здорового образа жизни, бережного отношения к семейным ценностям и традициям.

Целесообразно использование в процессе проведения уроков «Здоровые дети в здоровой семье» современных интерактивных средств обучения и связи, новых информационных технологий. Интересным мог бы стать опыт создания на сайтах общеобразовательных учреждений специальных страничек «Здоровые дети в здоровой семье», посвященных продвижению идеи здорового образа жизни.

Специальное внимание при организации таких уроков необходимо уделить восстановлению и охране здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, имеющих отклонения в развитии, для которых особое значение имеет восстановление нарушенного права жить и воспитываться в семье, ведущей здоровый образ жизни.
Содержание и методика проведения урока

По нашему мнению, нецелесообразно предлагать какую-то одну разработку урока ввиду того, что каждый класс уникален (проблематика, возраст детей, традиции, ценности, интересы, уклад школьной жизни, особенности и возможности социальных партнёров), как уникален педагогический потенциал и жизненный опыт каждого учителя.  Вместе с тем мы предлагаем определённые рамки, которые помогут Вам определиться в выборе формы и структуры построения данного урока, организовать процесс его подготовки и проведения, а также примерные сценарии проведения урока с различными возрастными группами учащихся (см. Приложения и список рекомендуемых источников).    

Тематика уроков подобрана так, что позволит дать школьникам наиболее полное представление о философии, ценностях здорового образа жизни, ценностях семьи. Предложенный материал соответствует возрастным особенностям и уровню образования школьников 1-11 классов.

Возможные формы проведения мероприятий: тренинг, викторина, виртуальное путешествие, игра, беседа, диспут, классный час с использованием архивных и видеоматериалов, встреча с интересными людьми, фотовыставка, семейная гостиная, конкурс рисунков, круглый стол, конкурс, спортивное соревнование, концерт, конференция. 

Нами предложены сценарии уроков 3-х типов: уроки-конференции или уроки дискуссии, которые предполагают обсуждение реального опыта выдающихся Ярославских семей, в которых здоровый образ жизни является нормой и основой их благополучия; уроки-соревнования, типа «Папа, мама, я – здоровая семья»; а также, уроки профилактической направленности, имеющие своей целью, актуализировать у обучающихся знания о ценности жизни, о вреде ПАВ, алкоголя, неправильного питания, о гигиене в семье и др.

Дидактические принципы, положенные в основу разработанных уроков, базируются на системе педагогической деятельности, основной целью которой является становление субъектной позиции школьника, логике компетентностного подхода.

Принцип активной включенности школьников в освоение предлагаемой информации предполагает субъектную позицию школьника в образовательном процессе, обращение педагога к личностному опыту учащегося и обогащение его в процессе деятельности на уроке. Важной составляющей в этом случае является создание для школьников условий транслирования информации, полученной в ходе урока, в принципы собственной деятельности.

Принцип доступности предполагает адекватность предлагаемого материала, информации возрастным и психологическим особенностям школьников, отбор содержания, ориентированного на имеющийся социальный опыт школьников.

Принцип системности позволяет учащимся представить картину становления истории, идеологии, философии здоровой семьи и ценности жизни в современном обществе, в системе образования современной России.

Принцип рефлексивности предполагает организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников на всех этапах урока с целью вовлечения их в процесс осмысления полученной информации, соотнесения ее с имеющимся личным социальным опытом и включения приобретенного нового содержания и способов деятельности в собственную практику.

Принцип открытости содержания образования предполагает достаточно гибкое использование педагогом предложенной конструкции, не допуская при этом искажения логики, содержательной точности и достоверности информации. Педагог может варьировать конкретное содержание и методику проведения занятия, опираясь на предложенные рекомендации и учитывая следующие составляющие:

• возрастные особенности учащихся;

• уровень общей учебной подготовленности класса;

• предполагаемую дальнейшую воспитательную деятельность учителей в данном классе по избранной теме;

• уровень собственной подготовки к данному уроку.

Этапы разработки урока:

1. Просмотрите предложенные в приложении и рекомендуемых источниках учебные материалы и выберите тот сценарий, который более всего соответствует вашим педагогическим подходам и возможностям. Вы также можете разработать свой сценарий или подобрать необходимые материалы из других источников. При этом помнить, что предназначение урока - вызвать интерес детей к ценностям здорового образа жизни, показать роль и потенциал семьи в создании успешного старта для детей, который во многом зависит от здоровья.

2. Постарайтесь привлечь к участию многодетные семьи, имеющие позитивный опыт здорового образа жизни, известных и авторитетных граждан, готовых поделиться своим опытом формирования навыков здорового и безопасного образа жизни у собственных детей.

3. Во время проведения урока особое внимание и заботу проявите к детям с ограниченными возможностями здоровья, детям, оставшимся без попечения родителей, детям из приёмных и опекунских семей. Постарайтесь так построить урок, чтобы не затронуть болезненные для них переживания.

4. Позаботьтесь о соответствующем оборудовании. Вам могут понадобиться: выход в интернет и интерактивная доска, компьютерный класс и мультимедийный проектор, телевизор и DVD-проигрыватель, документ-камера, с помощью которой можно демонстрировать фотографии, рисунки детей, поделки, стенгазеты и плакаты,  журналы (для создания коллажа), картинная или фото галерея.

5. При подготовке урока необходимо учитывать возрастные особенности школьников, а также региональный опыт и имеющиеся ресурсы.

Так, как основой здорового образа жизни является здоровое питание в семье, мы рекомендуем провести урок для обучающихся 1-2 классов по теме «Если хочешь быть здоров», а в 4-5 классах по теме «Здоровье это здорово». Данные уроки являются частью всероссийской программы «Разговор о правильном питании», участником которой является Ярославская область. Большинство обучающихся и педагогов Ярославской области, работающих в 1-2 классах обеспечены рабочими тетрадями и методическими рекомендациями по проведению данных уроков, а 1000 школьников 6-7 классов Ярославской области обеспечена рабочими тетрадями «Формула здорового питания». Электронные версии пособий, которые педагог может использовать на занятии, расположены по адресу: http://www.iro.yar.ru

Эти материалы дают представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день, что такое здоровое питание в семье; урок поможет научить детей выбирать самые полезные продукты. Кроме того, данный урок можно дополнить конкурсом и дегустацией полезных блюд, приготовленных ребятами вместе с мамами и бабушками. Мы рекомендуем сделать видеосъемку данных уроков для последующего участия в программе «Разговор о правильном питании».



В 5-6 классах содержание урока может быть направлено на формирование у учащихся мотивации к изучению своей родословной с точки зрения продолжительности жизни, воспитанию чувства гордости за членов своей семьи и ответственности перед ними за свое здоровье, свои достижения. Данная тема предполагает использование на уроке семейных историй Ярославских спортсменов по теме: «За каждым чемпионом – его семья!», эти уроки могут быть также приурочены к Олимпиаде в Сочи в 2014 г. При подготовке к уроку или в ходе него учащиеся могут выполнить различные творческие задания.

В 7-9 классах урок может быть посвящен профилактическому разговору с учащимися о тех опасностях, которые грозят здоровью современного человека и способах их избежание и преодоления. Роль семьи в жизни ребенка, права и ответственность ее членов друг перед другом, нравственный и правовые аспекты этих вопросов могут стать также темами обсуждения на уроке.

Для участия в уроке рекомендуется приглашать специалистов следующих медицинские центры:

- Областной центр медицинской профилактики, адрес: 150054 г.Ярославль, проспект Октября, 65;тел. 73-82-92, E-mail: yarocmp@yandex.ru; Адрес сайта: www.yarocmp.ru;

- ГУЗ ЯО Областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, адрес: г.Ярославль, проспект Октября, д.71, тел.32-82-94, е-mail: spid@yaroslavl.ru;

- Ярославской областной клинической наркологической больницы, Адрес: г.Ярославль, ул.Кудрявцева, д.10, тел.72-14-22, адрес сайта: www.yaoknb.ru.

- Центр здоровья: г. Переславль-Залесский, улица Свободы, д. 42А; тел:(48535) 6-64-68, (48535) 6-65-18;

- Центр здоровья: г. Рыбинск, улица Бородулина, д. 26, тел:(4855) 22-29-28, (4855) 22-29-28;

- Центр здоровья: г. Ярославль, Тутаевское шоссе, д. 27, тел:(4852) 51-34-80, (4852) 51-34-80;

- Центр здоровья: г. Ярославль, улица Чехова, д. 43А, тел:(4852) 79-26-53, (4852) 79-26-53;

- Центр здоровья: г. Ярославль, улица Угличская, д. 40, тел:(4852) 73-44-27, (4852) 73-44-27;

- Центр здоровья: г. Рыбинск, улица Свободы, д. 4А, тел:(4855) 28-24-63, (4855) 28-24-63;

- Центр здоровья: г. Ярославль, улица Некрасова, д. 6, тел:(4852) 30-86-31, (4852) 30-86-31;

- Центр здоровья: г. Углич, Северная улица, д. 7, тел:(48532) 5-08-57; (48532) 5-08-57.

Данные учреждения оказывают профилактические услуги БЕСПЛАТНО.



В 10-11 классе рекомендуется уделить внимание проектированию будущей здоровой семьи, формированию позитивных отношений между поколениями семьи, формированию опыта конструктивного общения между членами семьи, созданию творческих и проектных работ по данной теме. Для старших ребят этот урок может быть проведен в форме дискуссии об идеальной семье - здоровой семье. Выпускникам школы можно предложить написать письмо самому себе в будущем, где они могут описать свою семейную жизнь через 10-15 лет и какое место в ней будет отводено созданию здорового психологического климата, здоровому питанию, занятиям спортом и т.д. Можно предложить ребятам оставить эти письма на хранение в школе с условием получить их на вечере встречи выпускников через оговоренное время. На этом уроке можно обсудить тему противоречий во взаимоотношениях «отцов и детей» в вопросах пристарастия к вредным привычкам, в этом случае можно использовать форму «телемоста».

6. Урок «Здоровье ребенка в здоровой семье» может надолго остаться в памяти детей, стать событием в их жизни, если он будет обращён к сердцу каждого ребёнка, сможет подчеркнуть потенциал его семьи, если он будет эмоционально насыщен взаимодействием, ориентирован на актуальные потребности и интересы детей конкретного возраста.

7. Для успешного проведения урока педагогу необходимо приготовить конспект, в котором будут указаны тема мероприятия, его цель и задачи, методы и приемы проведения.

Таким образом, предложенные материалы выступают в роли содержательного технологического ресурса, на основе которого учитель, располагая собственным профессиональным методическим инструментарием, создает свой урок, дополняя и развивая его.

Кроме общих приложений к рекомендациям в разработки включены приложения, в том числе источники дополнительного содержания и глоссарий.

Учитывая, что тема урока по своей значимости и емкости далеко выходит за рамки одного занятия, предлагаемые методические материалы можно использовать и при продолжении работы с учащимися по вопросам развития представлений о ценностях здоровья и здоровой семьи.


Информационно-методические материалы для подготовки к уроку «Здоровые дети в здоровой семье»

(Литература и интернет ресурсы)

1. Артемьева Т. Вне зависимости / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2010. – №2.–С.64-71. (Об алкогольной и наркотической зависимости, лечение.)

2. Артемьева, Т. Система Амосова / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2010. – №1.–С.32-39. (О системе оздоровления.)

3. Васильева Д. Вредным привычкам места нет / Д. Васильева // Пока не поздно. – 2010. – № 11. – С. 3.

4. Веч Г. «Защитить сердцем» / Г. Веч // НаркоНет. – 2010. – № 6. –С. 48-49. (Профилактика наркомании.)

5. Володина Т. Кабачок против табачка: Зима лучшее время бросить курить / Т. Володина // Российская газета. 2010. – № 29. – С. 21.

6. Генеральная уборка организма // Будь здоров. – 2010. – № 2. – С. 20-24. (Очищение организма.)

7. Гликман И. З. Наша школа: от старой к новой / И. З. Гликман //Народное образование. – 2010. – № 1. – С. 32-38.(Здоровье школьников.)

8. Горохова Н. А. Организация здоровьесбережения в школе / Н. А.Горохова // ОБЖ. – 2010. – № 7. – С. 33-38.(Здоровье учащихся.)

9. Дичев Т. Осторожно дети! / Т. Дичев // Спортивная жизнь России. – 2009. – № 10. – С. 19-21.(О влиянии компьютеров и телевидения на здоровье детей и подростков.)

10. Залыгин В. Е. О моделях определения здоровья в медицине и валеологии / В. Е. Залыгин // ОБЖ. – 2010. – № 1. – С. 41-43.Здоровье человека.

11. Кислицина О. А. Социально-экономические факторы риска психических расстройств подростков / О. А. Кислицина // СОЦИС. – 2009. – № 8. – С.92-99.(Здоровье подростков, психические и психотические расстройства, депрессии.)

12. Козакова А. Сосиски кусаются: жирная пища вызывает наркотическое привыкание / А. Козаков // Российская газета. – 2010. – № 86. – С. 21. (Вредные продукты.)

13. Козлова В. Рациональная пирамида / В. Козлова // Будь здоров. – 2010.– № 8. – С. 5-10.(Диетология, здоровое питание.)

14. Краспольская И. Держать удар: лучше предупредить инсульт, чем лечить его последствия / И. Краспольская // Российская газета. – 2010. – № 12. – С. 13. (Здоровый образ жизни, предупреждение инсульта.)

15. Краспольская И. Ослепительный «Аватар». Опасны ли для зрения современные технологии / И. Краспольская // Российская газета. – 2010. – № 23. – С. 21.(О влиянии новых технологий на здоровье человека.)

16. Кузнецов И. Лучший напиток горцев / И. Кузнецов // Будь здоров. – 2010. – № 2. – С. 78-82.(О кефире.)

17. Малентович К. Чтобы дети не пили пиво / К. Малентович // НаркоНет. – 2010. – № 1. – С. 34-36.( Антиалкогольная пропаганда.)

18. Марголина А. Вегетарианство и здоровье / А. Марголина // Наука и жизнь. – 2010. – № 4. – С. 97-101.

19. Поздняков А. На зарядку становись! / А. Поздняков // Труд. – 2010. – № 128. – С. 4.2011 год – год спорта и здорового образа жизни.

20. Фокина О. Дорогая Галина Сергеевна! / О. Фокина // Будь здоров. – 2010. – № 2. – С. 7-10. (О системе оздоровления по Шаталовой.)

21. Царев И. В своей тарелке: Как поднять иммунитет, не вставая из-за обеденного стола / И. В. Царев // Российская газета. – 2010. – № 11. – С. 21. (Иммунитет, здоровое питание.)

22. Яковлева Т. Не займемся профилактикой – замучаемся с болезнями / Т.Яковлева // Российская Федерация сегодня. – 2010. – № 14. – С. 21-(Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.)

23. Чечельницкая С. М. и др. Подростковая наркомания и СПИД: концептуальный подход. – М.: Медицина для Вас, 2009



  1. Щербо, И. Н. Деятельностный подход в формировании здорового образа жизни. // Школа здоровья. – 2003. – №2

  2. Хрипкова А.Г., Колесов, Д. В. Гигиена и здоровье школьника. – М.: Просвещение, 1998

Понятие здорового образа жизни

  1. Вайнер Э. Н. ЗОЖ как принципиальная основа обеспечения здоровой жизнедеятельности/Э. Н. Вайнер//ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2009. - №3. – С.39-46; № (Рассматриваются факторы образа жизни, влияющие на здоровье человека, принципы организации здорового образа жизни, пути перехода к нему и критерии эффективности ЗОЖ.)

  1. Синягина Н. Ю., Кузнецова И. В. Здоровье как образ жизни// Н. Ю.Синягина, И. В. Кузнецова//Здоровье всех от А до Я. – 2007. – №2. – С.41-3. (Показатели здорового образа жизни: закаливание, личная гигиена, живительная сила искусства, животные и здоровье, правила безопасного загара и др.)

  2. Суравегина И. Т. Здоровый образ жизни выбери сам: Здоровье человека как экологическая проблема/И.Т. Суравегина//Экология и жизнь. – 2007. - №4. – С. 28-31. (Что такое образ жизни? Компоненты здорового образа жизни: культура движения, культура питания, культура общения, культура отдыха.)

  3. Шмаков С. Детям о здоровье//С. Шмаков// Здоровье всех от А до Я. – 2007. – №2. – С.94-128. (Рассматривается понятие здорового образа жизни, об искусстве здоровой жизни, умении укреплять свое здоровье.)

Показатели здорового образа жизни

1. Анисимов В. В. Экспресс - диагностические методы оценки здоровья: Урок-практикум/В. В. Анисимов// ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2009. - №7. – С.8-13. (Определение уровня физического развития.)

2. Вайнер Э. Н. Валеологические подходы и критерии здоровья и болезни/Э. Н. Вайнер//ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2008. - №12, 2009. - №1. – С.47 (Показатели индивидуального здоровья (по Айзману Р. И.), оценка уровня здоровья.)

3. Зубова С. А. Рациональное питание: Урок-практикум, 9-й класс/С. А. Зубова// ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2009. - №3. – С.17-21. (Автор раскрывает основные нормы рационального питания как одного из важнейших компонентов здорового образа жизни и предлагает формы подачи этой информации школьникам в ходе урока-практикума.)



Рекомендации по воспитанию культуры здоровья

  1. Вайнер Э. Н. Особенности воспитания культуры здоровья в системе общего образования/Э. Н. Вайнер// ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2009. - №5. – С.47-59. (Автор рассматривает вопросы воспитания культуры здоровья и безопасного поведения школьников, предлагает посвященную здоровьесбережению тематику классных часов, программы лектория для школьников, родительского университета здоровья и общешкольного Дня здоровья.)

  2. Калягин А. Н., Швецова Е. А. Школа по преодолению табачной зависимости: Курс из восьми занятий/А. Н. Калягин, Е. А. Швецова// ОБЖ.

  3. Основы безопасности жизни. – 2009. - №3. – С.51-54., №4. – С.54-60; №5. – С. 40-46 (Авторы представляют планы восьми занятий школы по преодолению табачной зависимости и их содержание. Первая часть посвящена истории табакокурения и оценке вреда, причиняемого здоровью табачным дымом.)

  4. Онищенко Г.Г., Тутельян В. А. Здоровое питание недорого/ Г. Г.Онищенко, В. А. Тутельян// ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2009. - №3. – С.22-25 (Рекомендации НИИ питания РАМН по правильному и рациональному питанию: советы главного государственного санитарного врача РФ и директора НИИ питания РАМН, таблицы примерных наборов пищевых продуктов, их химического состава, энергетической ценности и дневных рационов для всех возрастов, которые можно использовать на уроках ОБЖ по теме «Рациональное питание».)

  5. Безруких, М.М. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие

технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы,методы, опыт применения / Под редакцией М.М. Безруких, В.Д.

Сонькина. - М.: Триада -фарм., 2002 .- 114с.



  1. Гладышева О.С., Абросимова И.Ю. Уроки здоровья и ОБЖ-1:

методические рекомендации для учителя / О.С. Гладышева, И.Ю.

Абросимова - Н.Новгород: НГЦ, 2000.- 69 с.



  1. Методическая газета для учителей «Здоровье детей».- М: Изд. дом.

«Первое сентября», 2004,- № 15. - 48 с.

  1. Профилактика ВИЧ - инфекций и наркомании у подростков средствами

образования /О.С. Гладышева, Н.Н. Носов, Е.Е. Кузоватова, Е.Г. Еделева, Ю.В Помазова, И.Э.Борисов, И.Ю.Абросимова, Е.В. Алексеева, Е.Ф. Горьева. - Н.Новгород: Изд-во НГЦ, 2004,- 133 с.

  1. Газета для учителей «Здоровье детей».- М: Изд. дом. «Первое сентября»,2006.- № 15. -4 8 с.

  2. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смирнов. - М.: АПК и ПРО, 2002.- 121 с.

  3. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. - М. АРКТИ, 2005. - 320 с.

  4. Педагогика № 3 2008 г. / Взаимоотношения родителей и детей, Мониторинг воспитательного потенциала семьи, стр.48 - 59.

  5. Воспитание школьников № 1, 2008 г. / Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к семье, стр. 45 - 49. № 2, 2008 г. / 2008 год – год семь, стр. 16; Игра «Дом счастья», стр. 75 - 79. № 3, 2008 г. / Семейный совет «Под счастливой крышей», стр.74 - 79.

  6. Классный руководитель № 8, 2007 Школа и семья: от диалога к партнерству, стр. 82 – 102, Семейный вечер «Семейному кораблю – счастливого плавания», стр. 103 – 111. 

Интернет-ресурсы

  1. Методические рекомендации по проведению классных часов, направленных на формирование семейных ценностей, г. Калининград, 2011. http://www.koiro.edu.ru/files/act/study/dno/classtime_metod_2011.pdf /

  2. Методические рекомендации по проведению 1 сентября урока на тему «Своей семье я говорю: «Спасибо!» http://imcingavino.68edu.ru/ document/pismo1sent.doc

  3. Методические рекомендации по проведению первого урока, посвященного году семьи, Воронежская область. http://www.otdel-ostrogosk.narod.ru/rmk/metod/07-4639.doc /

  4. Вишневский А. Г. Эволюция российской семьи // http://elementy.ru/lib/430650

  5. Семейные ценности. Сайт // http://semcennosti.info/

  6. Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Государственная поддержка семьи: презентации к уроку // http://festival.1september.ru/articles/61441

  7. Родительское собрание «Ценности современной семьи» http://oshgrod.blog.tut.by/2012/03/01/roditelskoe-sobranie-tsennosti-sovremennoy-semi/

  8. Родительское собрание по теме "Влияние семьи на ребенка"

  9. Классный час "Наша дружная семья"

  10. Родительское собрание в 7-м классе "Семейные ценности в современном обществе"

  11. Классный час "Семейные ценности. Настоящее и прошлое"

  12. Родительское собрание "Семья – главная ценность в жизни". 8-й класс

  13. Внеклассное мероприятие "В кругу семьи"

  14. Внеклассное мероприятие "А всему начало - отчий дом"

  15. Утренник для начальной школы "Наша дружная семья"

  16. Классный час "Презентация семьи"

  17. Классный час "Семья в моей жизни"

  18. 18. Классный час "Семья это 7 я"

19. Семейный праздник: «Родительский дом, начало начал»(по материалам Л. Сусловой, Т. Елиференко, учителей начальных классов гимназии № 22 Белгорода; журнал «Воспитание школьников, № 4, 2008 г.)

20. Занятие по теме: «Подвиг матери»(по материалам Л.А. Лопатиной: Лопатина А.А., Скребцова М.В. Беседы и сказки для детей и взрослых: 32 беседы по семейному воспитанию в школе. – м., 2007)

21. Занятие по теме: «Любовь отца»(по материалам Л.А. Лопатиной: Лопатина А.А., Скребцова М.В. Беседы и сказки для детей и взрослых: 32 беседы по семейному воспитанию в школе. – м., 2007)

22. Занятие по теме: "Построим «Дом счастья»!"(по материалам Н. Мелковой, заведующей библиотекой средней школы №48 г. Кемерово; журнал «Воспитание школьников, № 2, 2008 г.)

23. Классный час для учащихся IX класса «Свет в окне – пусть не гаснет он никогда!»(по материалам А. Артеменко, Н. Шумилова, педагоги МОУСОШ № 7 г. Краснозаводска московской области; журнал «Воспитание школьников», № 2, 2008)

24. Сценарий и методические рекомендации для проведения занятия «Любовь матери»

25. Сценарий тренинга для старшеклассников «Готовность молодых людей к браку и семейной жизни»

26. Алексеева Н. Любовная лодка разбилась о быт : беседа со старшеклассниками о проблемах молодой семьи // Классное руководство – Первое сентября. – 2010. – № 4.  

27. Алексеева Н. Уж замуж невтерпеж: Классный час по вопросам семейного воспитания // Классное руководство – Первое сентября. – 2010. – № 3.

28. Басманова Е. Г., Бирюкова, А. А. «Наша дружная семья»: классный час в начальной школе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

29.Батырева, А. Думайте сами, решайте сами. Проблемы взаимоотношений в семье: Сценарий классного часа // Классное руководство – Первое сентября. – 2009. – № 7.

30. Белокопытова М. Н. и др. «Моя семья — моё богатство»: внеклассное мероприятие в начальной школе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

31.Бояршинова Л. Опора всей жизни: Проектирование Недели семьи // Классное руководство – Первое сентября. – 2009. – № 7.

32. Будаченкова И.И. "Любовью дорожить умейте..." : Сценарий вечера, посвященного древним традициям и роли в семье в современном обществе для старшеклассников и их родителей // Читаем, учимся, играем. – 2005. – Вып. 3. – С. 52-57.

33. Веретенникова Т. А. Семейный праздник «Наша дружная семья» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

34. Власова В. Н. «Люблю тебя, моя семья!»: сценарий праздника для начальных классов // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

35. Воронина В. В. «Моя семья»: классный час во 2-м классе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

36. Галактионова А.Ф. Мальчишки и девчонки, а также их родители... // Читаем, учимся, играем. – 2006. – № 3. – С. 62-64.

37. Галактионова А.Ф. Вместе весело шагать по просторам!.. : Сценарий семейной викторины по школьным предметам, посвященной Международному дню семьи // Читаем, учимся, играем. – 2004. – Вып. 2. – С. 95-98.

38. Гималова В. Т. Конкурс «Моя семья – моё богатство» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

39. Голодова У. Б. «Святая семья»: классный час // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

40. Груббе Л. А. «Семья и право»: урок обществознания в 9-м классе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

41. Дёмина Е. А. Я и моя семья. 1-й класс // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

42. Дурновцева Н.В.  "Моя семья – моя радость" : Сценарий праздника // Частинская средняя школа  

43. Ермачкова М. Н. Личностное самоопределение. Семья и брак. Система семейных отношений и стили семейного воспитания: деловая игра // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

44. Ефремова Н. А. Праздник «Папа, мама, я – дружная семья!»: сценарий праздника для начальных классов // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

45. Захарова З. Н. «Школа – дом – одна семья»: авторская программа // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

46. Зенина О. С., Нивина, И. П. Занятие по теме «Семья в современном обществе» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

47. Иванова, Н. В. Я и моя семья // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

48. Капина Н. В. «Крепка семья – крепка держава»: классный час для начальных классов // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

49. Кирюшкина Г. В. «Моя семья»: классный час // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

50. Компаниец Н. Г. «Семья – дом счастья»: сценарий мероприятия // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

51. Корякова А. А. «Моя семья – моя радость»: праздничный вечер в начальной школе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»  

52. Красноштанова Е. М. Семья – это то, что с тобою всегда // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

53. Кузьмина Е. И., Титова, Т. В. «Моя семья — моё богатство» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

54. Кураева Т. А. «Моя семья»: классный час для учащихся начальных классов // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

55. Лашманова Т. В кругу родных : Праздник семьи для младших школьников // Классное руководство – Первое сентября. –  2009. – № 7.

56 Левичева Р. М. «Моя семья»: окружающий мир во 2-м классе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

57. Лукьянова Т. А. «Мама, папа, я – дружная семья»: внеклассное мероприятие // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

58. Лыжина О. В. Классный час «Семья – шедевр природы» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

59. Маковеева Н.С. " Моя семья – моя радость": Сценарий праздника // sportal.ru  

60. Молчанова С. В. Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Государственная поддержка семьи // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

61. Моя семья: Сценарий праздника // Учителю.net

62. Мыслевская З. А. Семья в современном обществе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

63. Подставкина С. В. «Семья и законы»: занятие для старшеклассников // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

64. Романенко, Т. В. «Семья – глаза в глаза»: методическая разработка классного часа в 7-м классе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

65. Сидорко Е. А. «Ты и твоя семья»: урок окружающего мира // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

66. Сизова Н. С. «Семья и брак» урок в 11-м классе по теме // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

67. Симушина И. Л. «Моя семья»: сценарий праздника // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

68. Ступникова О. Г., Тарасова, О. И. Праздник «Семья – главное богатство в жизни» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

69. Сухарева Н. Р. «Семья в современном мире»: методическая разработка урока // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

70. Тутынина И. Ю. «Наша дружная семья»: урок окружающего мира с использованием мультимедиа. 2-й класс // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

71. Хавелова Н. А. «Что такое семья»: урок окружающего мира // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

72. Черебаева Н. В. Сценарий праздника «Моя семья – моя радость» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

73. Шиндель Г. Э. Внеклассное мероприятие «Семья – это то, что с тобою всегда!» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

74. Яшкун Л.А. «Семья – всему начало»: внеклассное мероприятие// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни: Пер. с англ. – М.: Мир, 2007



Полезные презентации

  1. «Дети и здоровье»

  2. «Добрые дети мира»

  3. «Культура здоровья»

  4. «Угадай-ка»

  5. «Растем здоровыми»

  6. «Факторы риска здоровья детей»

  7. «Здоровье детей»

Приложение 1

Урок-дискуссия/ урок-конференция.


следующая страница >>



Можно быть хитрее другого, но нельзя быть хитрее всех. Франсуа Ларошфуко
ещё >>