Методические рекомендации по проведению Урока России в общеобразовательных учреждениях Ярославской области 2 сентября 2013 года «я т - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях... 1 379.98kb.
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях... 1 382.27kb.
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях... 1 375.21kb.
Методические рекомендации по проведению в учреждениях образования... 1 105.87kb.
Методические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных... 3 433.65kb.
Методические рекомендации по проведению единого классного часа по... 21 3760.04kb.
Методические рекомендации по планированию школьного календаря для... 3 389.2kb.
Методические рекомендации по планированию школьного календаря для... 3 344.79kb.
Методические рекомендации по документальному оформлению передачи 1 57.08kb.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования... 1 216.56kb.
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных... 1 242.26kb.
«Олимпийская азбука» 1 87.79kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации по проведению Урока России в общеобразовательных учреждениях - страница №1/1

М.И. Рожков
Методические рекомендации по проведению Урока России в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

2 сентября 2013 года

«Я ТОЖЕ МОГУ ИЗМЕНИТЬ МИР!»



УРОК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
По одной простой примете

Узнаем мы этот день:

По идущим в школу детям

Городов и деревень,

По веселому волненью

На лице учеников,

По особому смущенью

Семилетних новичков...

И пускай немало славных

Разных дней в календаре,

Но один из самых главных –

Самый первый в сентябре.
Сергей Михалков

Основная идея урока

Основная идея урока для учащихся начальных классов заключается в словах «Ни одного дня без доброго дела»



Основная проблема урока

Основная проблема урока, которую планируется решить в его ходе, заключена в вопросе: как поступать сегодня, чтобы сделать мир вокруг себя лучше, так как поступают настоящие герои.

В процессе обсуждения рассказов об известных людях, фрагментов литературных произведений педагог должен попытаться вместе со своими учениками найти ответ на этот вопрос.

Основные ценности, обсуждаемые на уроке: добро, дружба, ответственность, добрые дела.

Цели урока:

• сформировать у детей понимание зависимости будущего от действий каждого человека;

• научить учащихся задумываться над тем, как они поступают в разных ситуациях, и стремиться давать оценку своим действиям и поступкам других людей;

• помочь школьникам понять, что необходимо соотносить свои поступки с этими ценностями.



Структура урока

Этапы урока

Формы и методы

Время

Адаптация к теме урока и вхождение в проблему

Работа с классом, обсуждение, анализ

15 мин

Осмысление своих возможностей изменить мир

Работа с классом и отдельными учениками, прослушивание, беседа, коллективный анализ, игра

25 мин

Итоговый

Монолог, ответы на вопросы

5 мин

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны научиться анализу качеств человека, которые влияют на его дела и поступки; у детей должно сформироваться понимание того, что сегодняшний день - это основа для завтрашнего дня; формирование установки на ответственное отношение к окружающему миру на основе формируемых у детей ценностных ориентации.



Ход урока

Адаптация к теме урока и вхождение в тему

Учитель начинает урок словами: мы живем в замечательной стране, старейшем ее крае, столице которого недавно исполнилось 1000 лет. Наш край славится замечательными людьми и добрыми делами. Многие из них прославили не только нашу страну, но стали, героями, которыми гордится весь мир. Таким человек является первая женщина – летчик-космонавт Валентина Владимировна Терешкова. Она обратилась со своим письмом ко всем школьникам области, которое вы услышали на линейке.

А что вы знаете о ней?



После полета в космос первого космонавта Юрия Гагарина Главный конструктор космических кораблей Сергей Королев мечтал, чтобы в космос полетела женщина. Выбор пал на нашу землячку Валентину Терешкову. 16 июня 1963 года на корабле «Восток-6» Терешкова совершила первый в мире космический полет женщины-космонавта, проведя на орбите почти трое суток. Свою подготовку к полету Валентина скрывала от родных, чтобы не беспокоить. В день первого полета в космос она сказала, что уезжает на соревнования парашютистов, о новости они узнали по радио. 

Терешкова постоянно приезжает в Ярославль. И каждый ее приезд славится добрыми делами.

(Демонстрируется видеоролик о Валентине Владимировне Терешковой.)

Второклассница из Свердловска Садилова Ксения написала такие строчки:

Хочу, как Терешкова,

Я в космос полететь.

И на все планеты

Сразу посмотреть.

На Плутоне приземлиться,

На Венере погулять,

На Луне повеселиться

А на Марсе пострелять.

На Нептуне искупаться,

На Юпитере скакать.

Сквозь кольца Сатурна прорваться

И на Землю вернуться опять.

- А вы хотите быть похожими на Терешкову?
- Что нужно делать, чтобы вас уважали и любили люди как уважают и любят Валентину Владимировну?

Дети отвечают на вопросы учителя.



Учитель: Думаю, вы правильно определили главное: надо делать добро и думать не только о себе.
Осмысление своих возможностей изменить мир

Игра «Путешествие в сказку»

Учитель предлагает:



- Давайте мы с вами сегодня послушаем одну интересную сказку, сказку О. Кириловой о добре.

СКАЗКА О ДОБРЕ1 


На небольшом островке, окружённом водой, расположилась страна Добрандия. Она с давних времен славилась своими лесами, в которых водились никогда не виданные звери. В Добрандии росли цветы небывалой красоты, жили птицы небывалой быстроты, люди- необыкновенной доброты. В этой стране царил мир и согласие. Никогда Добрандия не воевала с другими странами, и на нее никто не нападал.

Часто Добрандию называли «Страной счастья, добра и любви». Бывало, что в солнечные, жаркие дни леса Добрандии переполнялись тысячами разными голосами птиц и то нули в свежести миллионов цветов. Щебетание птиц было слышно даже в соседних странах. А ветер распространял запахи цветов по всему миру. Никогда на глазах жителей Добрандии не блестела слеза, а улыбка была их . Недалеко от Добрандии, на другом маленьком островке, образовалась страна Зловандия. С внешней стороны она ничем не от Добрандии, но в глубине страны было сумрачно и хмуро. В этой стране были совсем иные обычаи и традиции. Ничем не славилась: на лугах не цвели цветы, в лесах не водилось ни птиц, ни зверей. И людей здесь было немного. Каждый человек жил и работал лишь для себя, для своего благополучия. Несколько лет подряд не переставая шли дожди, и яркое солнце ни не выходило из-за тёмных туч. Одним словом, страна эта была сумрачная, условия для жизни были неблагоприятные. К тому же на

В один солнечный день житель страны Добрандии Джек Мирсен отправился со своими друзьями в плавание. Море было спокойное, лодка плыла ровно, а по морю проплывали дельфины и киты, предвещая путь лодки. Но, пройдя несколько миль, море бурно ударялись о берег, солнце спряталось за облаками. Лодку приподнимало, бросало из одной стороны в другую. Начался ураган. В небе гремела гроза, сверкала молния . Весь мир переполнился страшными звуками. Джек Мирсен и его друзья паниковали. Никогда в своей жизни они не видели такого. Джек стал молить Бога Добра о спасении : « Бог наш, не дай нам погибнуть. Я знаю, мы перешли границу добра, сейчас мы полностью в руках зла. Но помоги нам, и мы исправим свою ошибку». После этих слов лодка пошла ко дну. Но Джек заметил, как озарилось небо, и он понял, что останется жив. Он почувствовал, как чьи-то огромные теплые руки схватили его и подняли над морем. Что произошло потом, он не помнит. Очнувшись, Джек увидел незнакомые лица, которые окружали его. Почему-то все его ругали, кричал

- Скажи мне, Джек, что ценного есть в твоей стране, что со всех сторон я слышу, как расхваливают Добрандию?

- Улыбка - наш символ. Творить добро - долг каждого, кто живет в моей стране.

- А что такое добро? Где оно спрятано?

- Мы не прячем добро, мы создаем его сами. Творить добро - это самое ценное, что есть у нас в жизни.

- Ты еще смеешь лгать мне?! Не-е-т, если ты не скажешь, где находится добро, то мы пойдем воевать с вашей страной, а тебя высечем.

- Ну как же вы не понимаете, что добро нельзя спрятать. Его нужно создавать. Все жители Добрандии умеют делать людям добро, поэтому мы счастливы и все нас расхваливают.

- Немедленно увести его обратно в темницу, - сказал вождь, не понимая, как можно творить добро. - Завтра же до восхода солнца пойдем воевать с Добрандией.

После этих слов вождь встал с трона и направился к себе.



Джек не находил себе места, он не знал, что ему делать. Близилась ночь и он ничем не мог помочь своей Родине. «Боже мой, сколько зла, сколько ненависти в этой стране? Как можно жить без добра, счастья, любви и мира?» - так всю ночь думал Джек Мирсон.

Вдруг в полночь к окну прилетел голубь. « Это знак», - подумал Джек. Не теряя ни минуты, Джек медленно подошёл к окну, и голубь оказался у него в руках. «Отпусти меня, отпусти. Я же знаю, что ты добрый человек. Ты не способен причинить боль птице», - вдруг, к великому удивлению Джека, заговорила тонким голоском птица.

-Ты права, но у меня нет иного выхода. Помоги мне и я отпущу тебя.

-Что мне сделать?

-Я хочу, чтобы ты превратила меня в птицу.

Хорошо, я согласен. Возьми перышко, закрой глаза, досчитай до ста и повернись к солнцу.

Джек так и сделал, и через несколько мгновений превратился в птицу, вылетел из окна и полетел в Добрандию. Его полёт был лёгким. Он летел через океаны и моря. До утра он уже прилетел в Добрандию. Превратился обратно в человека и направился к королю. Джек рассказал ему о том, что к ним на остров с войной собираются войска Зловандии. Король был удивлён, когда услышал, что зловандцы хотят украсть добро, и даже усмехнулся. Он приказал всем жителям приготовиться к обороне страны. На следующий день утром добрандцы увидели в море паруса. Это были зловандцы, они направлялись к острову. Причалив к берегу, зловандцы увидели счастливые лица добрандцев. Им стало страшно... Они хотели было поплыть обратно, как король Добрандии прокричал:

- Люди, да что же вы убегаете? Мы ничего вам плохого не сделаем. Слушайте, а давайте жить дружно! Мы понимаем, вы не умеете творить добро, но мы вас научим. Когда вы начнёте творить добро, всё вокруг вас изменится. И вы так же, как мы, будете счастливыми.

Услышав эти слова, зловандцы повернули обратно. Первый раз в жизни они поверили, что вся жизнь держится на добре, на добрых делах. Без добра жизнь трудно. Если ты добр, ты не один: весь мир - твоя семья.

После этого добрандцы стали учить зловандцев творить добро. И это у них получалось неплохо.

Через несколько лет страны Зловандия и Добрандия объединились. Название страны решили не менять. Страна называлась Добрандия, или «Страна Добра». Новые добрандцы поклялись, что больше никогда не будут делать зло. С тех пор в Добрандии стали отмечать праздник Добра.

Недаром говорят, что Добро сильнее Зла. Без Добра мы не можем жить, так и в сказке Добро победило Зло. Значит, добрых людей больше, и жизнь наша не бессмысленна.

Сказка учит добрым быть, Уважать, добро творить.

Только надо знать одно:

ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО!
Учитель: Хотели ли вы жить в стране Добрандия и делать добро? Думаю, что да. А какое добро вы можете сделать людям, чтобы им жилось лучше? Давайте подумаем вместе. Разобьемся по группам и придумаем какое доброе дело мы сделаем вместе.

Работа по группам. После этого каждая группа докладывает свой проект.



Учитель: Очень интересные проекты. Первого сентября вы услышали обращение Валентины Владимировны Терешковой. Она предлагает, чтобы каждый год мы издавали книгу-летопись добрых дел. В этой книге обязательно найдется страничка для каждой школы Ярославской области.

***

А теперь я хочу поговорить с вами о добром деле, которое сегодня делают очень многие жители нашей страны. Это подготовка к Олимпийским играм, которые пройдут в феврале следующего года в Сочи. 19 октября по улицам Ярославля побегут люди, передавая друг другу факел. Этот факел является частицей олимпийского огня, которая в феврале даст старт второй за всю историю нашей страны Олимпиады в России.



История древних олимпийских игр необычайно богата. Олимпийские игры появились в IX в. до н. э. В те времена греческие государства разоряли друг друга в бесконечных войнах. Ифит, царь Элиды, прибыл в Дельфы, чтобы узнать у оракула, как ему, правителю маленькой страны, уберечь свой народ от войн и грабежей. Дельфийский оракул — его предсказания и советы считались абсолютно верными — ответил Ифиту:
— Нужно, чтобы ты основал Игры, угодные богам!
Ифит без промедления отправился на встречу с царём соседней Спарты, могущественным Ликургом. Очевидно, Ифит был хорошим дипломатом, по-скольку Ликург решил (а все другие правители согласились с ним), что отныне Элида — нейтральное государство. Тотчас же Ифит, чтобы доказать миролюбивые устремления и отблагодарить богов, учредил атлетические Игры: они должны были проходить в Олимпии каждые четыре года. Отсюда и название их — Олимпийские. Шёл 884 г. до н. э.


Своим возрождением Олимпийские игры обязаны французскому барону Пьеру де Кубертену (1863–1937). Теперь Олимпийские игры проходят каждые четыре года. Они бывают летние и зимние. В Сочи будут проходить зимние игры.

Мы все будем переживать за наших спортсменов. Надеемся на их победу.

А главное наше доброе дело в спорте уже сейчас готовится к новым олимпийским играм.
Вот слова из песни известной певицы Наташи Королевой
Реет в вышине и зовет олимпийский огонь золотой,

Будет Земля счастливой и молодой!

Нужно сделать все, чтоб вовек олимпийский огонь не погас,

Солнце стартует в небе, как в первый раз!
Основной вывод урока

Учитель: Верю в то, что вы сделаете мир лучше. И каждый день будете стремиться к этому, как призывает нас к этому замечательный человек Валентина Владимировна Терешкова, как делают этот мир лучше рабочие, инженеры, учителя, врачи, спортсмены и все честные люди Земли.

Помни это каждый сын.

Знай любой ребенок:

Вырастет из сына свин,

Если сын - свиненок.

Мальчик радостный пошел,

И решила кроха:

Буду делать хорошо,

И не буду - плохо.

В. Маяковский
УРОК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-8 КЛАССОВ

Выбрала чайка пути неземные,

Что ей покой и уют!

Мир принимает ее позывные,

Девушку «чайкой зовут»
М.Лисянский

Основная идея урока

Основная идея урока для учащихся 5-8 классов выражена в фразе М.Горького «Без прошлого нет настоящего, а без настоящего нельзя понять будущего» Учитель должен передать своим ученикам идею того, что, живя каждый человек должен делать добрые дела, которые делают наш окружающий мир лучше. При этом акцентировать внимание на то, что, живя сегодня, каждый человек (осознанно или стихийно) хочет и пытается найти для себя место в окружающем мире, и только активный поиск делает реальным и осмысленным будущее каждого человека.


Основная проблема урока
На уроке решается проблема ответственности за будущее своей Родины, своего города, поселения. Формируются понятия долга, как нравственной ценности. Урок ставит перед учащимися проблему осмысления и оценки собственной жизни, действий и поступков, которые влияют на настоящее и будущее окружающего ребенка мира.

Основные ценности, обсуждаемые на уроке: ответственность, долг, неравнодушие, активная позиция, добрые дела.
Цели урока:

• сформировать у школьников мотивацию активной деятельности, направленной на улучшение своей жизни и жизни окружающих их людей;



  • сформировать у детей понимание своего долга перед близкими людьми, обществом и страной;

• заложить у детей основы понимания своей ответственности за происходящее вокруг нас, в стране и мире.
Структура урока


Этапы урока

Формы и методы

Время

Целевой

Работа с классом, обсуждение, анализ, обобщение

15 минут

Организационно-деятельностный

Работа с классом, метод рефлексивного анализа

20 минут

Оценочный этап

Дискуссия, определение позиций

10 минут


Ожидаемые результаты:

- воспитание позитивного отношения к добрым делам героев –земляков, таких как В.В. Терешкова

- формирование установки на активное участие в преобразовании мира.
Ход урока

Целевой этап
Учитель начинает урок словами: Ребята, сегодня мы подумаем о нашей жизни, о том, что ее определяет и как человек должен жить сегодня, чтобы завтра он чувствовал себя уверенно, пользовался уважением окружающих, имел верных друзей и понимал что от его поведения, его поступков зависит многое в окружающей жизни.

Мы часто можем услышать такие высказывания людей: «Думай сначала о себе, а потом о других. Своя рубашка ближе к телу», «Зачем рисковать жизнью ради других, жизнь у человека одна»

Как вы относитесь к этим высказываниям?

После их ответов он просит ответить на вопрос : А как вы думаете, как относятся к этим высказываниям космонавты и наша знаменитая землячка первая женщина – космонавт Валентина Владимировна Терешкова.

Конечно же, отрицательно. Ведь такие люди как Валентина Терешкова, прежде всего, думают о Родине, обо всех людях, живущих на нашей планете.

А что вы знаете о первой женщине – космонавте, которая 50 лет назад совершила полет в Космос.


Дети отвечают на этот вопрос.
Учитель: Хочу вам напомнить некоторые факты ее биографии.
"Эй! Небо, сними шляпу", - произнесла Валентина Терешкова 16 июня 1963 года, перед тем как стать легендой. Полет первой в мире женщины-космонавта на космическом корабле "Восток-6" по околоземной орбите вместе с кораблем "Восток-5", пилотируемым Валерием Быковским, подлился 2 суток 22 часа 50 минут. За это время ее космический позывной "Чайка" облетел вокруг планеты 48 раз, однако проведенные в космосе часы стали для Терешковой отнюдь не самыми счастливыми в жизни.

Полет был чрезвычайно рискованным - точными данными о возможных его последствиях для женского организма медицина не располагала. Кабину "Востока" сами конструкторы называли между собой "консервной банкой" - она была настолько тесной, что находящийся в ней космонавт, облаченный в скафандр, с трудом мог шевелиться. Без малого трое суток, проведенные в таких условиях на орбите молодой женщиной, хотя и прошедшей специальную подготовку, по мнению многих специалистов, действительно были настоящим подвигом.

Родилась Валентина Терешкова 6 марта 1937 года в деревне Масленниково Тутаевского района Ярославской области. В годы Великой Отечественной войны отец погиб на фронте, и мать с тремя детьми перебралась в город Ярославль.

В 1956 году поступила в Ярославский заочный техникум легкой промышленности. Кроме работы и учебы в техникуме посещала местный аэроклуб, занималась парашютным спортом, совершила 163 прыжка с парашютом. Ей был присвоен первый разряд по парашютному спорту. 16 - 19 июня 1963 года первой из женщин в мире совершила полет в космос на космическом корабле Восток-6.

В 1968 - 1987 годах руководит Комитетом советских женщин.
В 1987 - 1992 годах - председатель Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами. В 1992 году являлась председателем президиума Российской ассоциации международного сотрудничества.


Генерал-майор авиации. Герой Советского Союза. В настоящее время депутат Государственной думы Российской федерации.

Важнейшей чертой характера Валентины Владимировны – это стремление делать добрые дела. И это стремление она чаще всего реализует у себя на родине в Ярославле. При ее содействии в Ярославле открыты новые медицинские центры, образовательные учреждения, один из лучших в стране планетариев, который носит ее имя.

(Демонстрируется видеоролик о Валентине Владимировне Терешковой.)

Учитель: Замечательный французский писатель Антуан де Сент Экзюпери написал сказку « Маленький принц», которую вы наверняка знаете. Вспомните ее. Там идет речь о мальчике, который путешествовал по планетам и у него были замечательные друзья. Вот фрагмент этой сказки.
На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый и безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть его растет на здоровье.

Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена... это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими.

А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки.

- Есть такое твердое правило, - сказал мне позднее Маленький принц.

- Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.

Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная.

Организационно-деятельностный этап

Учитель спрашивает:

- Давайте задумаемся: А можем ли мы делать добрые дела как делает их В.В. Терешкова и маленький принц из сказки А.С. Экзюпери, и делаем ли мы их?

Возьмите листочек бумаги и попытайтесь вспомнить, что вы сделали летом доброго окружающим людям, как вы меняли свой мир? Нарисуйте два рисунка, что было вокруг вас и что стало, тогда когда вы сделали доброе дело.

(Школьники рисуют)



Учитель: Кому из одноклассников вы бы хотели показать свои рисунки? (Дети разбиваются на группы по желанию) В группах обсуждают рисунки друг друга.

Учитель: Какие рисунки вам больше всего понравились. Пусть каждая группа представит одно самое лучшее доброе дело, изображенное на рисунках.

(Ребята рассказывают о самых лучших добрых делах)



Учитель: Мне кажется, вам нравится делать добрые дела. А как вы считаете нужно ли прилагать усилия, чтобы сделать, что-то доброе и полезное.

Послушайте еще одну историю.



СКАЗКА О ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКЕ И ПОТЕРЯНОМ ВРЕМЕНИ2
На улице моросил холодный осенний дождик. Родители уже ушли на работу. До начала второй смены в школе было еще далеко. Сережке не хотелось вылезать из теплой постели. А тут еще приснился любопытный сон. Сережке снилось, что у него есть волшебная палочка. Как только он ей взмахнет, так сразу все его заботы снимаются. Помахал палочкой - уроки сделаны. Снова помахал, посуда вымыта, квартира убрана. Вот бы, правда, кто-нибудь такую палочку подарил, подумал наш герой. И только об этом подумал, как вдруг перед ним появилось какое-то непонятное существо, похожее на большое мохнатое облако. Откуда-то из глубины раздался голос, похожий на эхо. Сережа увидел приближающуюся к окну его комнаты тень очень высокого человека. Тень была даже выше крыши соседнего пятиэтажного дома.

-Ты, правда, хочешь получить волшебную палочку?, - спросила его тень.

-Конечно, хочу, очень хочу, быстро ответил Сережа.

- Но это не простая палочка, - заговорила волшебная тень. Все что ты попросишь, она сделает, но при этом отнимет у тебя в два раза больше времени, если бы ты это делал сам.

-Согласен, - чуть не закричал от радости Сережка.

-Смотри, не пожалей потом, - грустно произнес волшебный голос.

И с этими словами в комнату впорхнула серебристая палочка. Сережа схватил ее и решил сразу попробовать.

А ну-ка палочка помой мне посуду. Палочка засветилась волшебным огнем, и Сережа услышал, как на кухне полилась вода, зазвенели тарелки. Вот здорово, подумал Сережа и посмотрел на часы. Прошло вроде пять минут, а стрелки часов сдвинулись на целый час.

А ну-ка палочка убери мне квартиру, попросил Сережа, и закрыл от удовольствия глаза.

Когда он их открыл, квартира уже сияла чистотой. Но часы уже показывали двенадцать часов.

-Скоро в школу, подумал Сережа. А уроки еще не сделаны. Но у меня есть волшебная палочка. Он взмахнул ей, и серебристая струйка света побежала от него к окну.

Сережа сразу подбежал к столу и увидел, что уроки действительно сделаны.

За окном темнело. В школу уже идти не было смысла. Часы показывали шесть вечера.

Что же делать, испугано подумал Сережа. Все бесполезно. Не нужна мне такая волшебная палочка.

Он взмахнул ей и сказал: « Пусть все вернется обратно. Я сам сделаю уроки, уберу комнату, вымою посуду».

Палочка вырвалась из рук Сережи и улетела. Сережа проснулся.
Учитель предлагает ребятам ответить на ряд вопросов.

  1. Почему Сережа отказался от волшебной палочки?

  2. Нужно ли перекладывать на других дела, за которые ты отвечаешь?

  3. А как бы Сережа жил дальше, если бы пользовался волшебной палочкой.


Оценочный этап урока
Учитель: Мы гордимся, тем, что в нашей стране есть такие люди как космонавты, известные артисты, спортсмены. Ведь их добрые дела защищать честь нашей страны. Недавно в Казани прошла Универсиада, где наши спортсмены показали прекрасные результаты. И очень скоро в Сочи пройдет зимняя олимпиада, где нам тоже хотелось бы победить. А что вы знаете об олимпийских играх и о наших земляках - олимпийских чемпионах.

Олимпийские игры зародились в Древней Греции. В течение многих лет древние агоны (состязание, борьба, игры) проводились и в Олимпии, где впоследствии стали организовываться состязания, получившие название Олимпийских. О первых Олимпийских играх точных данных не сохранилось. Первое достоверное упоминание о них относится к 776 г. до н.э., когда на одной из мраморных колонн, установленных вдоль берега реки Алфей, выгравировали имя первого известного олимпийского победителя — повара из Элиды Корэба. Начинавшиеся как соревнования местного значения, Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба. На Игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из ее городов-колоний от Средиземного до Черного моря. 

Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями.
Самая известная легенда гласит, как царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить угодные им общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский законодатель и реформатор Клиосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, — преступником. 

Своим возрождением Олимпийские игры обязаны французскому барону Пьеру де Кубертену (1863–1937). Разочаровавшись в политике и перспективе военной карьеры, Кубертен решил посвятить себя просветительской реформе во Франции. В 1886–1887 годах он опубликовал серию статей по проблемам физического воспитания. Проведя исторические исследования, Кубертен счел наиболее близкими к своим представлениям о спорте и физическом воспитании взгляды древних греков. Так у него возникла идея возрождения Олимпийских игр в современных условиях. 

Учредительный конгресс был созван 16 июня 1894 года в Сорбонском университете. Кроме французов и греков, были представлены также англичане, американцы, шведы, испанцы, итальянцы, бельгийцы, венгры и русские. Делегаты единогласно присягнули на верность принципу любительства, а затем 23 июня 1894 года создали Международный олимпийский комитет (МОК). 

Окончательно современный облик Олимпийские игры приняли в 1986 году, когда было решено чередовать летние и зимние игры. Это позволило равномерно распределить работу, расходы и интерес к Играм в течение четырех лет.

В 1980 году Столица нашей Родины Москва принимала летние Олимпийские игры, а уже совсем скоро зимняя Олимпиада пройдет в г. Сочи. XXII зимние Олимпийские игры в Сочи пройдут в период 7-23 февраля, а XI Паралимпийские игры – в период 7-16 марта 2014 года.

Учитель: Наш Ярославль славится своими спортивными достижениями. Наша хоккейная команда « Локомотив» была чемпионом России по хоккею. Мы скорбим о гибели команды в авиакатастрофе 7 сентября 2011 года.

В Ярославле сегодня живут и трудятся олимпийские чемпионы и другие выдающиеся спортсмены. Каждый из них старается делать добрые дела. Наш земляк Максим Тарасов – чмпион олимпиады 19992 годда старается возродить спортивные площадки в нашеоблати, на которых могут вырасти новые чемпионы.  Спортивная площадка с футбольным полем и беговой дорожкой появится в селе Великое в Гаврилов-Ямском районе Ярославской области на базе Великосельского детского дома благодаря помощи футболистов сборной России Сергея Игнашевича, Владимира Габулова и Романа Широкова.



Таким образом наши спортсмены, не только радуют нас нас своими спортивными подвигами, но делами, которые помогают изменить мир.
Учитель: А какие добрые дела можем сделать мы? Давайте подумаем вместе.
Учитель предлагает детям сыграть в игру «Я отвечаю, мы отвечаем…»
Класс разбивается на пять групп. Каждая группа вытягивает из ромашки лепесток. На лепестках ромашки написаны слова:

  • Семья

  • Школа

  • Улица (двор)

  • Город (поселение)

  • Страна

Группам предлагается придумать добрые дела, которые будут полезны семье, школе и окружению.

Каждая группа в течении пяти минут составляет список дел и передает по кругу другим группам. Задача других групп дополнить этот список. За каждое добавление группа получает очки.

В конце игры на доске рисуется таблица, где перечислены все придуманные школьниками дела..
Подведение итогов

Учитель. Ребята, сегодня мы говорили об очень важных вещах. О добрых делах и людях, которые их делают. Давайте и мы делать добрые дела. По призыву В.В. Терешковой мы вместе будем писать книгу-летопись добрых дел школьников Ярославской области. Какой в этой книге будет страничка нашей школы, нашего класса, каждого из нас.

Идея свершения добрых дел заложена в стихотворении «Песня маленького принца», который написал одесский поэт Олег Смирнов-Южный3


Я лечу от планеты к планете,

Я хочу все узнать на свете,
Я хочу быть за все в ответе,


Я сумею - Вы мне поверьте.

Это трудно и очень важно,



Если кто-то других спасает,
Добротою меня зовите,


Лишь она за все отвечает.

Сердцем чьей-то беды коснувшись



Я жалею? Нет! Я страдаю!
А жалеть, чье-то сердце мучить.


Мне нельзя, я об этом знаю.

Жалость губит! Любовь спасает!



Добротою беды коснитесь,
И тот час же она растает,


Словно в призрачном сне явилась.

В трудный час я приду незванным,



Каплей влаги среди пустыни,
Прикоснусь добротою к ранам,


В тот же миг Ваша боль остынет.

Глубже в сердце свое взгляните,



Если радость в ней возродилась,
Если всем Вы помочь хотите,


Значит дело мое свершилось.

Значит стоит любить и верить,



И мечтать о своей планете,
Боль чужую душою мерить,


И всегда быть за все в ответе!..
У ч и т е л ь. Ребята, пусть каждый день, каждый час, каждую минуту вас беспокоит судьба окружающих вас людей, страны и нашей замечательной планеты Земля. Ведь мы должны и можем менять мир к лучшему.

УРОК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга.

Цицерон

Основная идея урока отражена в словах Антона Павловича Чехова «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»

Основная проблема урока сформулирована в виде вопроса: «Как сформировать у старшеклассников гражданскую ответственность и мотивацию свершения добрых дел.

Цели урока:

  • сформировать у учащихся понимание своего статуса как гражданина России;

  • воспитать уважение к людям, совершающим гражданские поступки;

  • сформировать понимание значения развития гражданского общества в России и определение своей роли в этом процессе

Структура урока

Этапы

Формы и методы

Время, мин.

Осознание проблемы урока

Беседа, продолжение предложений, дискуссия

10

Организационно-деятельностный

Дискуссия, проектирование

20

Определение позиции

Беседа, дискуссия

10

Подведение итогов

Обсуждение, рефлексивный анализ

5

Ожидаемые результаты:

  • учащиеся должны дифференцировать понятия «гражданин», «гражданская позиция», «гражданский подвиг»;

  • на примерах подвигов известных граждан нашей страны формируется мотивация гражданского долга;

  • старшеклассники должны задуматься, какой вклад они могут внести в развитие нашей страны, своего региона, города поселения



Ход урока

Осознание проблемы урока

У ч и т е л ь. Сегодня в очередной раз в вашей жизни наступило первое сентября, дата, которая для всех школьников нашей страны означает начало нового учебного года. Вы уже достаточно взрослые люди, для того чтобы понимать, что вы не только имеете право учиться в нашей стране, но и имеете много других прав и обязанностей, так как вы все граждане России. И вы как все ее граждане отвечаете за ее будущее и будущее нашей планеты.

Пятьдесят лет назад знаменитая Ярославна Валентина Владимировна Терешкова много раз облетела нашу Землю. Первая в мире женщина –космонавт совершила свой подвиг во имя будущего нашей планеты. Именно полеты наших первых космонавтов во многом изменили мир, заставили человечество, по новому, увидеть свое будущее.

16 июня 1963 года на космическом корабле Восток -6 « Чайка», именно так звучал позывной Валентины Терешковой, совершила свой космический полет и стала первой в мире женщиной-космонавтом. Полет продолжался трое суток, на орбите вместе с ней находился космонавт Валерий Быковский, который пилотировал космический корабль « Восток-5».

Интересно то, что Валентина Владимировна тщательно скрывала от родных свою подготовку к полету, чтобы уберечь их от беспокойства, собираясь в полет, она сообщила им, что уезжает на соревнование парашютистов и о новости они узнали по радио.

22 июня 1963 года Валентине Терешковой было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1969 году она с отличием закончила академию им. Жуковского и получила квалификацию «летчик- космонавт -инженер». Она единственная женщина в России, имеющая звание генерала. Всю свою жизнь Валентина Владимировна занимала активную позицию, стремясь изменить мир к лучшему. Была депутатом Верховного Совета СССР, возглавляла комитет советских женщин. Никогда не теряла связь со своей малой родиной – Ярославлем. Она была избрана в Думу Ярославской области. А сейчас является депутатом Государственной думы Российской Федерации.

Кандидат технических наук, профессор, автор более 50 научных работ – Валентина Терешкова награждена многими орденами и медалями как России так и других стран. Она является почетным гражданином городов Калуга и Ярославль, а также городов Великобритании, Болгарии, Казахстана, Италии, Франции, Словакии. Ее именем названы улицы многих российских городов, школа №32 г. Ярославля, в которой она училась, кратер на луне и малая планета 1671 Chaika/

50 лет после полета Валентины Владимировны Терешковой можно назвать годами добрых дел. И многие из этих добрых дел свершены на Ярославской земле. При ее содействии в Ярославле открыты новые медицинские центры, образовательные учреждения, один из лучших в стране планетариев, который носит ее имя.

Станислав Слава написал такие строчки о Валентине Терешковой:

Прибой лазурных волн бескрайних,
На Волге – матушке шумел.
И зов cтраны походов дальних,         
Победой в воздухе звенел.
От Ярославского причала,
Июньских  гроз и тёплых дней,
Летела «Чайка» и кричала,
Был слышен глас вселенной всей!
(Демонстрируется видеоролик о Валентине Владимировне Терешковой.)

Вся жизнь Валентины Владимировны Терешковой является примером гражданского мужества и гражданской ответственности. Она настоящий патриот своей Родины - великой России. Она любит по - настоящему свою малую родину – Ярославию.



И наверно ее жизни созвучны стихи поэта Павла Когана, отдавшего свою жизнь за Родину в годы Великой отечественной войны.

Я - патриот. Я воздух русский

И землю русскую люблю.

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыскать,

Чтоб так пахнуло на рассвете,

Чтоб дымный ветер на песках…

И где еще найдешь такие

Березы, как в моем краю!

Я б сдох, как пес, от ностальгии

В любом кокосовом раю.

Учитель: Настоящий патриот это человек, который не словами, а делами реализует свою любовь к Родине. Как это делает Валентина Терешкова. Мы гордимся нашими героями, которые защищают честь страны. Недавно в Казани прошла Всемирная Универсиада, где наши спортсмены завоевали большинство спортивных наград. А скоро второй раз в Истории наша страна станет столицей Олимпийских игр, которые пройдут в феврале 2014 года в г. Сочи. Мы надеемся, что наши спортсмены также будут первыми.

Игры Олимпиады – крупнейшие международные спортивные соревнования современности, которые проводятся каждые четыре года. Традиция, существовавшая в древней Греции, в конце XIX века была возрождена французским общественным деятелем Пером де Кубертеном. Олимпийские игры проводились каждые четыре года, начиная с 1896, за исключением лет пришедшихся на мировые войны. В 1980 году летние олимпийские игры принимала Москва. В 1924 году были учреждены зимние олимпийские игры, которые первоначально проводились в тот же год, что и летние.. Однако с 1994 года время проведения зимних Олимпийских игр сдвинуто на два года относительно времени проведения летних игр.

1 марта 2010 года на церемонии закрытия зимних Олимпийских игр 2010 президент МОК Жак Рогге передал олимпийский флаг мэру Сочи Анатолию Пахомову. Этот процесс сопровождался красочным действом, рассказывающим о российской культуре. За три месяца до этого Жак Рогге представил логотип Сочи 2014. В 2011 году талисманами зимних Олимпийских игр 2014 были избраны Белый мишка, снежный Леопард и Зайка. Факел с олимпийским огнем побывает во многих городах России и даже на Международной космической станции. Олимпийский огонь прибудет в Ярославль 19 октября 2013 года.

Мы надеемся, что наши Ярославские спортсмены станут олимпийскими чемпионами Сочинской олимпиады.

Поэт Игорь Бахирев подчеркнул в своих строчках героизм наших спортсменов:

Здесь нет мелочей и случайных событий,

От доли секунды зависит итог,

И всё состоит из запутанных нитей,

Которыми связан судья и игрок.


Ни травмы, ни боль не имеют значенья,

Никто не подстелет солому и мех.

Лишь пот долгих лет переходит в мгновенья,

И воля к победе приносит успех.


Здесь падать нельзя и нельзя оступиться,

И многие бросили вызов судьбе,

Но лишь единицы способны пробиться

В жестокой и жесткой, и жуткой борьбе.

Организационно-деятельностный этап

Учитель: Делать добро людям – это принцип жизни Валентины Владимировны Терешковой и других людей, которыми гордятся ярославцы, в том числе мы благодарны нашим спортсменам, которые стараются помочь развитию спорта и физкультуры в нашем регионе. Давайте вместе подумаем, а что такое делать добро, каким человеком надо быть, чтобы постоянно стремится сделать окружающий мир лучше. Подумайте и закончите предложения:

  • Я хочу делать добрые дела, потому что….

  • Чтобы изменить окружающий мир к лучшему, надо….

  • Самое важное в жизни, это…..

У ч и т е л ь. Теперь мы с вами попытаемся ответить на вопрос. А что мы можем сделать, чтобы мир вокруг нас стал лучше. Учитель предлагает классу распределиться на группы. Каждая группа должна разработать проект, который может сделать жизнь в школе, в городе, поселке лучше и интереснее.

После этого идет защита проектов. Группа представляет проект, а другие группы выступают в качестве ее оппонентов.



Подводя итоги этого этапа, учитель предлагает детям подумать, как реализовать их предложения.

Этап определения позиции

Учитель: Каждый человек, который делает добрые дела, как бы отдает кусочек своего сердца людям. Хочу прочитать вам рассказ о мальчике по имени Данко из произведения М.Горького «Старуха Изергиль»
Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой — была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна — назад, — там были сильные и злые враги, другая — вперед, там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям. Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота. Они сидели, а тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота... Люди всё сидели и думали. Но ничто — ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум... Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, — и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче... Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни... Но тут явился Данко и спас всех один».

Старуха, очевидно, часто рассказывала о горящем сердце Данко. Она говорила певуче, и голос ее, скрипучий и глухой, ясно рисовал предо мной шум леса, среди которого умирали от ядовитого дыхания болота несчастные, загнанные люди...

«Данко — один из тех людей, молодой красавец. Красивые — всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:

Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец — все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..



Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.

Веди ты нас! — сказали они.



Тогда он повел...»

Старуха помолчала и посмотрела в степь, где все густела тьма. Искорки горящего сердца Данко вспыхивали где-то далеко и казались голубыми воздушными цветами, расцветая только на миг.

«Повел их Данко. Дружно все пошли за ним — верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они... Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.

Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, — вот как!

Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.

Ты, — сказали они, — ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!

Вы сказали: «Веди!» — и я повел! — крикнул Данко, становясь против них грудью.— Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!

Но эти слова разъярили их еще более.

Ты умрешь! Ты умрешь! — ревели они.



А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.

А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...

Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.



И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.



Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко.

Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер.

Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...»
Учитель предлагает ответить на вопросы:

  1. Зачем Данко отдал свою жизнь за людей?

  2. Какой долг выполнял Данко?

  3. А можем ли мы сегодня отдавать частицу своего сердца людям, изменять мир к лучшему?


Подведение итогов.

В последней части урока учитель проводит рефлексию, в ходе которой ученики отвечают на следующие вопросы:

1. Хотите ли вы брать пример с таких людей как Валентина Владимировна Терешкова?

2. Какие черты личности Вы хотели бы сформировать у себя?

3. Можете ли вы реально изменять мир к лучшему.

4. О чем заставил задуматься этот урок.


Учитель: Думаю, что каждый из вас способен изменить мир своими добрыми делами, которые будут занесены в «Летопись добрых дел Ярославских школьников», создать которую предложила Валентина Владимировна Терешкова.
Закончить обсуждения можно строчками Генриха Акулова4
Коль совесть добрую имеешь,

Покой и мир в душе хранишь,

Знай, зерна доброты ты сеешь,

И честь свою не осквернишь.

1 http://www.skazki-online.ru/priskazki_pro_dobroty.html

2 Автор сказки М.И. Рожков

3 http://olegsmirnow.narod.ru/mal_princ.html


4 http://www.mir-poezii.com





Крайне важное сообщение относительно Космического Корабля Земля: к нему не приложено руководство по эксплуатации. Бакминстер Фаллер
ещё >>