Методические рекомендации по проведению праздника Последнего звонка и Единого Всекубанского классного часа «Судьба и Родина едины!» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по проведению единого классного часа по... 21 3760.04kb.
Методические рекомендации по проведению единого классного часа, посвященного 3 458.42kb.
Сценарий Единого Всекубанского классного часа «Краю 75: помним, гордимся... 1 97.67kb.
Сценарий последнего звонка 1 194.58kb.
Рекомендации к проведению классного часа в 9 классе в школе с углубленным... 1 48.58kb.
Методические рекомендации к проведению классного часа ( в соответствии... 3 391.51kb.
"спид реальная угроза нашему обществу" 1 95.47kb.
Методические рекомендации по проведению урока (классного часа) 1 257.25kb.
Методические рекомендации и материалы для проведения единого классного... 3 588.88kb.
Методические рекомендации по проведению классного часа, посвященного... 1 363.55kb.
Методические рекомендации к организации и проведению праздника «Международный... 1 115.04kb.
Отечественная война 1812 года: артиллерист или ботаник? 1 53.67kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации по проведению праздника Последнего звонка и Единого Всекубанского - страница №1/1







Руководителю муниципального органа управления образованием


Департамент образования и науки направляет методические рекомендации по проведению праздника Последнего звонка и Единого Всекубанского классного часа «Судьба и Родина едины!» для организации соответствующей работы в общеобразовательных учреждениях.

Приложение: на 25 л., в 1 экз.

Первый заместитель

руководителя департамента Т.Ю.Синюгина

А.С.Тарасенко

231-19-07


Приложение к письму

департамента образования и науки

Краснодарского края

от «___» мая 2012 г. № ___________


Методические рекомендации

по проведению праздника Последнего звонка и Единого Всекубанского классного часа «Судьба и Родина едины!»

25 мая 2012 года
Настоящие методические рекомендации призваны помочь педагогам общеобразовательных учреждений края организовать праздник Последнего звонка как Единый Всекубанский проект под девизом «Судьба и Родина едины!».

Планируется завершить учебный год циклом мероприятий, которые позволят учащимся и особенно выпускникам осознать свою сопричастность с историей большой и малой Родины, отдать дань памяти и уважения знаменитым землякам, проникнуться пониманием единства судьбы каждого кубанца с Россией и родным краем.

Под общим девизом «Судьба и Родина едины!» пройдут три мероприятия: проектная неделя, линейка, посвященная празднику Последнего звонка, и Единый Всекубанский классный час.

Тема проекта выбрана не случайно. Общеизвестно, что 2012 год был объявлен Президентом Российской Федерации Годом российской истории. Сразу несколько знаменательных дат отмечается в этом году в истории нашего Отечества, которые могут стать центральными идеями проекта:

– 1150-летие с момента зарождения российской государственности;

– 200-летие Победы в Отечественной войне 1812 года;

– 75-летие образования Краснодарского края;

– другие важные региональные (муниципальные) даты в истории малой Родины.

Проектный подход позволит решать такие важные задачи воспитания, как активное участие детей в подготовке общешкольных мероприятий и реализации социальных инициатив юных кубанцев.
I. Организационные аспекты проектной недели

«Судьба и Родина едины!»


В проектной деятельности принимают участие все ученики школы с 1 по 11 класс с учетом психолого-возрастных особенностей детей и уровневого подхода к результатам социального творчества учащихся.

Проекты являются групповыми (классными), в них участвуют все ученики класса вместе с классным руководителем.

До начала проектной недели обсуждается проблема, которую предстоит решить участникам проектной деятельности, рассматриваются пути решения проблемы. Осуществляется распределение ролей в группе. При распределении функций должен учитываться принцип самостоятельного выбора учащимися направления проектной деятельности и своей социальной роли. В проектной группе возможно выделение следующих ролей: сценарист, интервьюер, социолог, комментатор, ведущий, фотограф, музейный оформитель и др.

При необходимости определяются социальные партнеры, сотрудничество с которыми может усилить проект, задать иной масштаб и интенсивность социального действия (специалисты–профессионалы, представители органов власти, работники творческих профессий, родители).

Все проекты реализуются в течение одной учебной недели (с 21 по 25 мая 2012 года), предшествующей празднику Последнего звонка, в соответствии с циклограммой проектной недели (приложение № 1).

При организации проектной недели важно учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности школьников. Для разных ступеней образования можно использовать следующие формы.


1-4 классы
Вторая половина мая – время экскурсий. Идея ознакомления с ближней и относительно дальней социальной средой, как частицей Родины, может быть положена в основу проектной деятельности.

1-е классы разрабатывают маршрутный лист, куда могут быть включены различные, пока неведомые первоклассникам, школьные объекты: читальный зал, медиатека, музей, в которых может быть организованна тематическая выставка (приложение № 2).

Интересным окажется организация интервью с учителями-ветеранами Великой Отечественной войны, труда, другими знаменитыми земляками, имеющими отношение к данному образовательному учреждению.

В результате ученики получают необходимую им социальную пробу. В контексте социального творчества это инициативное участие ребенка в социально-значимых делах, организованных взрослыми.

Во 2-ом классе социальное творчество группы может быть сосредоточено на подготовке реальной или виртуальной экскурсии по микрорайону, где сами дети выберут экскурсионный маршрут и проведут экскурсию по привычным, но незнакомым улицам, историческим и памятным местам своего микросоциума.

В 3-ем классе продуктом проектной деятельности может стать фоторепортаж о любимых знаковых местах родного города (станицы, поселка, хутора) с обязательным творческим представлением этих мест.

Учащиеся 4-го класса могут рассмотреть свою проблему через призму «Ленты времени» или через заочное путешествие по карте Краснодарского края. В результате этой работы на карте будут отмечены города и поселки, связанные с событиями Великой Отечественной войны, трудовыми подвигами, другими веховыми событиями из истории нашего края.
5-11 классы
В проектах необходимо активно задействовать темы, связанные с участием кубанцев в героических событиях страны и края, преемственности поколений, жизненной необходимостью исторической памяти (приложение № 3).

Каждый классный руководитель принимает самое активное участие в моделировании социального проекта класса, ориентируясь на интересы учащихся, их возраст, уровень подготовленности. В ходе конструирования продукта проектной деятельности следует избегать простого перечисления дат, фактов и событий.

Продукт проектной деятельности может быть представлен в форме:

- виртуальной экскурсии с рассказом о каждом объекте;

- заочного путешествия с выполнением творческого задания в «каждом

пункте»;


- коллажа, макета, плаката, буклета;

- устного журнала;

- видеовикторины;

- визиток-портретов исторических деятелей, знаменитых людей Кубани

и России;

- сборник собственных творческих работ;

- театрализованного представления и т.д.

Заместитель директора по воспитательной работе формирует общешкольный информационный банк проектов, включая в него презентации результатов проектной деятельности по теме «Судьба и Родина едины!».


II. Рекомендации по проведению линейки, посвященной празднику Последнего звонка
Линейка, посвященная празднику Последнего звонка, также проходит под девизом «Судьба и Родина едины!».

Девиз обыгрывается в сценарии мероприятия и в выступлениях участников торжества.

При проведении линейки необходимо соблюдать временной режим (не более 40 минут), предусмотреть посадочные места для первоклассников и гостей.

Линейка начинается с приветственного слова руководителя образовательного учреждения и выноса символов государства, региона, муниципального образования и образовательного учреждения.

Символы государства, региона, муниципального образования могут быть установлены на древке на горизонтальную плоскость, подняты на флагштоках.

Установление символов государства, края, муниципального образования, образовательного учреждения производится в порядке, предусмотренном государственным протокольным этикетом.

При одновременном размещении Государственного флага Российской Федерации и флагов субъекта Российской Федерации, муниципального образования Государственный флаг Российской Федерации располагается с левой стороны от другого флага, если стоять к ним лицом.

При одновременном размещении нечетного числа флагов Государственный флаг Российской Федерации располагается в центре, а при размещении четного числа флагов (но более двух) – левее центра. Размер других флагов не может превышать размер Государственного флага Российской Федерации.

Право выноса символов государства, региона, муниципального образования и образовательного учреждения предоставляется наиболее достойным (лучшим) обучающимся или знаменной группе.

Церемония объявляется открытой после выноса символики. Объявление является сигналом к исполнению гимнов.

Гимны исполняют или слушают стоя, в точном соответствии с утвержденной музыкальной редакцией. В случае, если исполнение гимнов сопровождается поднятием флагов (флагшток), присутствующие поворачиваются к ним лицом.

Классные руководители на линейке стоят с учащимися своих классов и обеспечивают порядок.

На линейке слово для поздравления предоставляется гостям в порядке старшинства статуса согласно государственному протокольному этикету.

В сценарном плане необходимо предусмотреть фрагменты, связанные с 75-летием образования Краснодарского края, присвоением образовательным учреждениям имен Героев Советского Союза, России, героев-кубанцев, ветеранов Великой Отечественной, Афганской и других локальных войн, выдающихся личностей Кубани.

Линейка заканчивается выносом символики, исполнением гимна(ов). По окончании линейки участники покидают место проведения церемонии в следующем порядке: почетные гости, выпускники, учащиеся младшего школьного возраста и т.д.

По сложившейся традиции торжественным финалом общешкольной линейки должна стать церемония по высадке саженцев сирени на территории школы в рамках Всекубанской акции «Сирень 45 года» как символа памяти о Великой Отечественной войне сегодняшних школьников.

III. Рекомендации по проведению Единого Всекубанского

классного часа «Судьба и Родина едины!»


После завершения линейки, посвященной празднику Последнего звонка, учащиеся школы приглашаются на Единый Всекубанский классный час «Судьба и Родина едины!», где должна состояться презентация итогов проведения проектной недели.

Целью классного часа должно стать предъявление результатов проектной деятельности каждого класса.

Задачи:

осмысление неразрывной связи героических страниц истории России и Кубани с сегодняшним днем, преемственности поколений;

развитие интереса и уважения к жизни замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения ими патриотического долга.

Структурно классный час состоит из 3-х частей:

Первая (вводная) часть. Классный руководитель раскрывает понятия «Родина», «гражданин», «патриот», обозначая их взаимосвязь. Мысль о неразрывности судьбы Родины и судьбы отдельно взятого человека красной нитью проходит через весь классный час, связывая его этапы.

Говоря о судьбе Родины и о людях, её прославивших, классный руководитель говорит о том, что каждый своими поступками и своим трудом может и сегодня прославить родную землю, что ярко показали результаты проектной деятельности.

Вторая (основная) часть – презентация результатов проектной деятельности.

Целесообразно озвучить роль каждого учащегося в создании проекта: идейный вдохновитель, сценарист, интервьюер, музыкальный редактор, консультант, социолог, фотограф, оформитель, комментатор, ведущий и др., подчеркнув тем самым деятельностную сопричастность детей к истории своей Родины.

Один или несколько участников проектной деятельности представляет результат проекта – презентацию продукта проектной деятельности.

Третья (заключительная) часть. В соответствии с методикой социального проектирования в завершающей части презентации проекта происходит самооценка и самоанализ участия в проекте (рефлексия).

В начальной школе это рисунок, заключенный в заранее заготовленную классным руководителем художественную рамку и выражающий эмоциональное состояние школьника. После классного часа эти рисунки могут быть размещены в фойе школы и оформлены в «вернисаж впечатлений».

В основной и старшей школе используется методика «Незаконченное предложение».

Каждый участник проектной деятельности получает листок с незаконченным предложением, которое ему требуется завершить:


  • Благодаря участию в социальном проекте я научился(ась), узнал(а), ознакомился(ась), почувствовал(а), выяснил(а), понял(а);

  • На проекте я был(а):

  • В результате участия в проекте я хочу (я могу, я планирую, я мечтаю);

  • На проекте я впервые в жизни…

Наиболее интересные ответы размещаются на стенде.

Каждый блок мероприятий Единого Всекубанского проекта под девизом «Судьба и Родина едины!», организованных как в рамках школы, так и каждого класса, освещается на школьном сайте. Информацию на сайт предлагает каждая проектная группа, а ее отбор производит общешкольный совет во главе с заместителем директора по воспитательной работе.

Приложение № 1

к Методическим рекомендациям

по проведению праздника Последнего звонка и Единого Всекубанского классного часа «Судьба и Родина едины!» 25 мая 2012 года

Циклограмма проведения проектной недели


Понедельник (21 мая)
1. Оформление общешкольного стенда «Проектная неделя», содержащего следующую информацию:

- полный перечень проектов с указанием руководителей, консультантов, состава проектных групп;

- ежедневный сменный лист «Вести проектных групп», где будет отражаться информация от участников каждой проектной группы;

- график работы групп в компьютерном классе и т.п.

2. Организация работы проектных групп.

Итог дня: подробный план работы над проектом.


Вторник (22 мая)


  1. Работа проектных групп.

  2. Уточнение «продукта» проекта. Завершение этапа сбора информации; начало оформления проекта.

Итог дня: собранная информация по теме проекта.
Среда (23 мая)
1. Работа проектных групп.

2. Уточнение формы презентации проекта. Оформление проекта; начало подготовки презентации.

Итог дня: сценарий презентации проекта.
Четверг (24 мая)
1. Работа проектных групп.

2. Окончательное оформление проекта, подготовка презентации, генеральная репетиция.

Итог дня: подготовленные продукты и презентация проекта.
Пятница (25 мая)
1. Участие школьников в линейке, посвященной празднику Последнего звонка.

2. Презентация проектов на Едином Всекубанском классном часе «Судьба и родина едины!»

3. Подведение итогов работы в группах.

4. Общее подведение итогов проектной недели.

Итог дня: размещение информации на сайте школы.

Приложение № 2

к Методическим рекомендациям

по проведению праздника Последнего звонка и Единого Всекубанского классного часа «Судьба и Родина едины!» 25 мая 2012 года


Рекомендуемые заголовки книжных выставок

в рамках проектной недели



  • Есть под Москвой большое поле (О Бородинском поле)

  • Русские победы

  • Недаром помнит вся Россия

  • Верные долгу и чести.

  • Поле памяти

  • С любовью, верой и отвагой

  • По следам мужества и стойкости

  • На смертный бой за нашу землю

Приложение № 3

к Методическим рекомендациям

по проведению праздника Последнего звонка и Единого Всекубанского классного часа «Судьба и Родина едины!» 25 мая 2012 года

Материал

об участии кубанцев в Отечественной войне 1812 года

В Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах русской армии из состава Черноморского казачьего войска приняли участие лейб-гвардии казачья сотня, 9-й пеший полк и 1-й сборный конный полк, всего более тысячи казаков. Малочисленность войска в тот период и напряженная служба по охране границы не позволяла выделить большие силы.

Лейб-гвардии казачья сотня появилась буквально накануне войны. 18 мая 1811 года во­енный министр Барклай-де-Толли направил Херсонскому губернатору генерал-лейтенанту Дюку де-Ришелье письмо, в котором сообщалось, что «Его Императорское Величество, во изъявление монаршего своего благоволения к войску Черноморскому за отличные подвиги их противу врагов Отечества нашего… желает иметь при себе в числе гвардии своей, конных сотню казаков от войска Черноморского из лучших людей, под командой из их же войска одного штаб-офицера и потребного числа офицеров из отличнейших людей… Командовать тою сотнею назначен уже находящийся ныне здесь войсковой полковник Бурсак».

В Екатеринодар А.Ф.Бурсак привез предписания не только военного министра, но и военного губернатора, в котором ставились еще более конкретные задачи. Де Ришелье приказывал войсковому атаману выбрать во всех частях «из самых лучших, рослых и здоровых людей» полкового есаула, сотника, хорунжих, 14 урядников, 100 казаков, 2 трубачей. Все они должны были иметь хороших, крепких и годных к службе лошадей.

15 июня атаман Ф.Я.Бурсак приказывает командирам полков выбрать в гвардейскую сотню по 10 человек от полка. При этом подчеркивается, чтобы люди были «хорошего состояния, доброго поведения, ростом и лицом видным».  В дальнейшем поступило требование выбрать людей «не одиноких в хозяйстве»: с одной стороны, наличие хозяйства и семьи могло стать залогом благонадежного поведения, с другой – хозяйство одинокого человека неизбежно разорилось бы при столь длительной командировке за пределом войска.

К 9 июля выбранные в гвардию казаки, а с ними портные и сапожники собрались в Екатеринодаре. Судя по одному из списков, всего от 10 полков было выбрано 197 человек. Рост казаков колебался от 165 см до 191 см. Большинство имело в пределах с 177 – 182 см. Самый молодой казак имел от роду 18 лет, самый зрелый  - 56. Средний возраст около 30 лет.

Из офицеров в гвардию выбрали полкового есаула Т.Ляшенко, сотника Д.Мазуренко, хорунжего А.Безкровного и зауряд-хорунжего Н.Заводовского.

В сотню вошел весь цвет тогдашнего казачества – «и бывалые воины, богатырские по виду и духу, и молодежь, унаследовавшая запорожскую доблесть своих отцов и дедов и прекрасно показавшие себя впоследствии в многочисленных сражениях…»

Экипировку и вооружение сотни полагалось осуществить за счет самих казаков и войска. Сбор оружия в полках не дал положительных результатов. Для закупки оружия в Тулу командировали зауряд-есаула Федота с 5000 руб. Огромную сумму (более 5 тыс. руб.) войско израсходовало и на «постройку» форменного обмундирования.

В конце концов, многочисленные проблемы удалось преодолеть. В какой же форме сотня прибыла в столицу, с каким оружием встретила войну 1812 г.?

Сабля – тульской работы с желтым эфесом, ножны деревянные обтянуты черным сафьяном. Пистолет - тульской работы на манер турецкого. Портупея из  красного сафьяна с серебряным прибором (у казаков с медным прибором). «Пика обыкновенная, выкрашенная зеленой краскою». Ружье также выполнили тульские мастера «на манер» длинноствольных черкесских ружей.

Из одежды выделим основные детали обмундирования. «Шашка из черного мелкого смушка, околыш… с красным стеганным на вате вершком, с серебряными кутасами, белым волосяным султаном…».

Мундир состоял из исподней и верхней курток: «Исподняя куртка красного сукна со стоячим воротником, на коем – серебряные (у казаков желтая тесьма) петлица, также на обшлагах, - застегнутая крючками. Верхняя куртка темно-синего сукна с черным стоячим воротником и обшлагами, рукава той куртки разрезные, забрасываются назад и на плечах застегиваются; воротник и борта куртки не сходятся, так, что видна исподняя куртка.»

Шаровары были пошиты из темно-синего сукна и обшиты по бокам и внизу серебряным галуном у офицеров и желтой тесьмой у казаков.

Именно такими увидели черноморских гвардейцев жители Петербурга.

Формирование и экипировка завершились лишь в начале ноября 1811 года. 15 ноября сотня в составе 5 офицеров, 14 сотенных есаулов, 107 казаков выступила в столицу.

1 марта 1812 года молодцеватая бравая сотня вступила в Петербург.  16 марта лейб-гвардия казачий полк в составе трех эскадронов и черноморской сотни, под командованием генерал-лейтенанта Орлова-Денисова, выступил из Петербурга к границе герцогства Варшавского.

В апреле полк прибыл в Вильнюс, в авангард корпуса генерала Тучкова. Затем в составе  авангарда генерала Шаховского гвардейские казаки заняли кордоны по берегу Немана. Здесь, на самой границе, в апреле-июле 1812 г. вместе со всем полком несли военную службу и черноморские казаки.

10 июня Наполеон через своего посла Ж.А. Лорестона объявил о начале войны.  В ночь на 12 июня передовые части французских войск начали переправу через Неман. Передовые казачьи части, конечно, не могли оказать противнику серьезного сопротивления, но тем не менее разъезды левого казачьего полка и черноморской сотни завязали с ним довольно оживленную перестрелку.

Несколько другую картину начала войны рисует в своих мемуарах А. де Коленкур. «Операция…была выполнена в несколько часов без всяких помех даже со стороны казаков, которые в небольшом числе находились на берегу и стали отвечать на ружейные выстрелы, направленные против них, лишь тогда, когда наши части вступили в первую деревню по ту сторону Немана, находившуюся в некотором расстоянии от реки».

После вторжения наполеоновских войск авангард Шаховского стал одной из частей арьергарда первой западной армии. Имея задачу задерживать натиск наступающего врага, этот арьергард, в состав которого входила черноморская сотня, с первых же дней войны имел боевые стычки с неприятелем и почти беспрерывно отбивал яростные атаки французов.

14-17 июня черноморцы вместе с другими частями арьергарда участвовали в следующих сражениях: «14 июня в сражении при городе Новых Троках и 16 июня под городом Вильною. В этот день произошел ряд упорных боев… Эти бои продолжались весь день с 8 часов утра до 9 часов вечера. Арьергард удачно занял дефиле у антоколя и дружное наступление французов было задержано на несколько часов. Сделав свое дело, арьергард отступил, казаки сожгли провиантский магазин и Зеленый мост через реку Вильню».

Постоянные стычки происходили и в последующие дни. 18 июня – в деле у Корчмы Меро, 19-го – под Повиварками, 20 и 21-го – при отступлении от местечка Свецянк. 22 июня лейб-гвардейский казачий полк и черноморцы имели блестящее дело с неприятелем. Пехота французского авангарда в превосходящих силах стала наступать на позиции русского арьергарда. Удачное действие русской артиллерии расстроило ряды противника и казаки, воспользовавшись моментом, пошли в атаку на  французскую кавалерию,  бывшую на флангах. В рядах неприятеля произошло замешательство, и он отступил.

Особенно сотня отличилась 23 июня при Кочержижках. Здесь завязалось серьезное дело, но все атаки французов были блистательно отбиты. Черноморская сотня несколько раз врубалась в неприятельскую кавалерию. Через несколько дней черноморцы разбили один из отрядов врага при деревне Свече, а в местечке Бешенковичи сумели долго удерживать наседавших французов. За храбрость в арьергардных боях командир Черноморской сотни А.Ф. Бурсак был награжден орденом св. Владимира 4-й степени с бантом.

15 июля под Витебском лейб-казаки черноморцы и часть Сумского гусарского полка стремительным ударом разбили 16-й конно-егерский полк, почти две стрелковые роты и взяли батарею, около которой находился сам Наполеон, в окружении большой свиты. В одну минуту все артиллеристы были переколоты, а большинство пушек – сброшено в овраг. Эта атака произвела такую большую тревогу, что Наполеон был вынужден приостановить наступление.

Сам командир отряда Орлов-Денисов об этой атаке рассказывал: «Несмотря на сильный картечный огонь неприятеля, доскакали до конно-егерей, сбили их и отбросили в бегство… За остальными же, которые успели спастись, лейб-казаки вскакали на батарею и завладели оною, но вывести было невозможно, потому что невдалеке замечен был Наполеон с многочисленною свитою, и казаки, проскакавши батарею, бросились за ним так быстро, что под казаком Авдеевым убита была свитою лошадь, и он, весь израненный, был приведен к Наполеону для объяснений».

Под Витебском Черноморская сотня потеряла 4 человека убитыми и 8 ранеными, за это и другие арьергардные дела ряд казаков получили ордена и чины: Хорунжий Матешевский – орден Анны 3-го класса, вахмистр Н. Заводовский – чин офицера, вахмистр С. Белый – знак отличия военного ордена.

Черноморцы приняли участие и в Бородинском сражении. В самый разгар великой битвы конница генерала Ф.П.Уварова и атамана М.И.Платова двинулась на левый фланг французской армии. Историки до сих пор спорят о результатах этого рейда. Большинство признает малую активность нападавших, что косвенно признают и их потери. В день этого страшного сражения лейб-казаки потеряли всего 13 человек, что просто несопоставимо с потерями других частей. М.И.Платов и Ф.П.Уваров оказались среди немногих русских генералов не получивших наград за Бородино в силу весьма низко оценки их действий М.И.Кутузовым.

Черноморцы сумели выделиться и в этом рейде, находясь в составе кавалерийского корпуса Ф.П.Уварова. Особенно отличился А.Д.Безкровный: «…Находясь на правом фланге, врубился с двумя взводами своих гвардейцев на французскую батарею и, несмотря на сыпавшийся, на него со всех сторон огонь неприятеля, убивший под ним картечью лошадь, и полученную самим им от картечи контузию в левую ногу, все-таки взял в плен кавалерийского полковника, артиллерийского офицера и десять рядовых французов.».

Были захвачены два орудия, а французы отброшены за реку Войну. В формулярных списках казаков-гвардейцев эта атака отмечена следующей формулировкой: «26 под Бородином на правом фланге в атаке противу конницы и пехоты под картечными выстрелами».

20 сентября русская армия под руководством главнокомандующего фельдмар­шала М. И. Кутузова, оставив Москву, расположилась лагерем около села Тарути­но Калужской губернии, прикрываясь с фронта рекой Нарой (левый приток Оки), текущей в узкой долине меж высоких крутых берегов. М. И. Кутузов, несмотря на прочность занятой позиции, был крайне осторожен и предусмотрителен, он пи­сал генералу Милорадовичу, дабы тот дал указание казачьим полкам, которые составляли передовую цепь и совершали разведывательные разъезды, чтобы «сколь можно делать оные далее, подслушивая ночью, не прорубается ли неприятель ле­сами, делая сквозь оные новые дороги».

На 4 версты выдвинулся авангард генерала Милорадовича, в обозрении ко­торого, на правом берегу реки Чернишной (Черничной), находился француз­ский авангард Мюрата численностью в 20 тысяч солдат. Такое расположение войск сохранялось до 6 октября, когда М. И. Кутузов атаковал вражеский аван­гард, беспечно выдвинутый вперед, вдалеке от главных сил, и одержал победу, но великолепный план главнокомандующего — полностью уничтожить вой­ска Мюрата — из-за трудностей ночного перехода и допущенных неточно­стей в движении обходных колонн не был до конца осуществлен. Зато правая колонна под командованием графа В. В. Орлова-Денисова, состоявшая в основ­ном из, как сообщается в одном архивном документе, «пре­зрев свою опасность и ужас смерти», окружила левый фланг французов. Кираси­ры, захваченные врасплох, обратились в бегство.

Здесь снова отличились черноморские казаки. Среди них — сотенный есаул (урядник) Андриан Кузьмич Перекрест (за храбрость при защите Смоленска на­гражден Георгиевским крестом, вскоре был произведен в корнеты, впоследствии дослужился до чина полковника); хорунжий Николай Степанович Заводовский, раненный картечью в руку и награжденный орденом Святого Владимира 4-й сте­пени с бантом, и Афанасий Федорович Бурсак, пожалованный орденом Святой Анны 2-й степени с алмазными украшениями.

Фельдмаршал М. И. Кутузов писал: «Казаки делают чудеса: истребляют не только пехотные колонны, но нападают быстро и на артиллерию».

Наполеон при­нужден был 7 октября оставить Москву. В ходе контрнаступления русской армии черноморские казаки участвовали в целом ряде боев. 28 октября на ельнинской дороге, возле деревни Ляхово, казаки захватили в плен генерала Ожеро и наголову разбили пехоту (500 человек), шедшую ему на выручку. Казаки в качес­тве трофеев привезли с собой 700 кирас, которые впоследствии были переданы в Псковский драгунский полк.

В юбилейном издании эта баталия описана следующим образом: «Особен­но тяжело отразился на состоянии французской армии день 28 октября. На юг от Смоленска, у Ляхово, западнее Ельни, партизаны, подкрепленные полками Орло­ва-Денисова, напали на бригаду генерала Ожеро, состоявшую в отряде генерала Бараге-д'Ильера. После долгого боя вся бригада сдалась (сам Ожеро, 19 офицеров, 1650 солдат). Это был первый случай сдачи целой военной колонны».

4 декабря казаки, посланные разведать о маневрах корпуса маршала Макдональда, напали на передовые части противника и смяли их. В плен попали 2 обер-офицера, 116 солдат, был отбит магазин для войск корпуса. Кроме А. Ф. Бурсака и его казаков, в этом великолепном боевом деле отличился хорунжий А.Д. Безкровный.

1 января 1813 года черноморская казачья сотня вошла в конвой императора Александра I и участвовала в целом ряде замечательных дел уже на чужой терри­тории: при Лютцене, Пельзанце, Бауцене, под Дрезденом, Кульмом (истребление корпуса генерала Вандама и взятие его самого в плен). Свою самую знаменитую атаку гвардейская сотня совер­шила в генеральном сражении под Лейпцигом 4 ок­тября 1813 года, на глазах у трех монархов – русского, австрийско­го и прусского, которые стояли на холме у деревни Госсы и с высоты наблюдали за удивительной панорамой движения союзных войск и войск неприятеля.

Вдруг атакующие массы французов, прорвав центр, стремительно двинулись к деревне Госсы, угрожая трем монархам. Положение было крайне опасным. По­няв это, император Александр I подозвал командира лейб-казаков полковника И. Е. Ефремова. Через несколько мгновений бравые казаки бросились вперед. Путь их лежал через топкий ручей. Чуть далее уже шла общая боевая свалка. «Эскадрон!» — воскликнул полковник Ефремов, высоко поднял над головой об­наженную саблю и сделал ею в воздухе крестное знамение. Казаки в тот же миг ринулись в атаку на французов-кирасир. Три донских эскадрона и один черномор­ский с неустрашимостью неслись и лихо врезались с фланга во вражескую кава­лерию, и тут же смяли их первые ряды. Казаки рубили налево и направо. Ярый натиск удальцов-казаков породил панику. Вдобавок ударили два прусских пол­ка — кирасирский и драгунский. Французы беспорядочно отступили.

Ка­зачий полковник И. Е. Ефремов получил орден Святого Георгия 4-й степени из рук Александра I, а от прусского короля военный орден «За заслуги». За этот подвиг весь личный состав полка был награжден Георгиевскими крестами.

19 марта 1814 г. началось вступление русской армии в Париж. Торжество открывали лейб-казаки с Черноморцами. Походным биваком казаки расположились на знаменитых Елисейских полях. 21 мая черноморская сотня выступила из Парижа на родину и 25 октября прибыла в Петербург. За поход ей бы­ли пожалованы серебряные трубы и Георгиевский штандарт – в память блестя­щей атаки 4 октября 1813 года под Лейпцигом.

9-й пеший полк, к началу войны находился в составе Дунайской армии в Валахии. В предшествующие годы полк, составленный из беднейших казаков, участвовал в русско-турецкой войне 1806 – 1812 гг. Осенью 1812 г. полк был переведён в 3-ю Западную армию и выступил в поход в Волынскую губ. В ноябре полк прибыл в г. Дубно, где включён в состав корпуса генерал-лейтенанта П.К. Мусина-Пушкина. В этот период он имел в своём составе: 2 штаб-офицеров, 10 обер-офицеров, 8 урядников и 345 казаков. Полк принимал участие в боевых действиях с 22 сентября 1812 г. по 14 февраля 1813 г., в том числе в боях 9 декабря при м. Окопов, 20 декабря – при м. Дубенка,1 января – при г. Холм; в ночь с 9 на 10 января – при м. Ухань и м. Сливочов, где полком взяты в плен 1 офицер и до 100 нижних чинов; 16-17 января – при м. Условичи. С 17 января находился в командировках и фуражировках, а 2 февраля участвовал в боях при м. Владиславиче и г. Красноставе. 14 февраля, вследствие бедственного положения казаков, по приказу генерал-фельдмаршала князя М.И. Кутузова Смоленского полк отправлен из действующей армии в г. Екатеринодар. На родину вернулось вернулось всего 209 человек.

1-й сборный полк выступил 9 марта 1813 г. из Екатеринодара и прошел через Тавричекую, Екатеринославскую губернии, далее по Земле Донского войска, минуя Полтавскую, Киевскую, Волынскую, Гродненскую губернии, полк подошел на место дислокации в Брест-Литовск. Полк состоял из одного полкового командира, 16 обер-офицеров, 11 сотенных есаулов и 550 казаков.

В Европе, через Силезию и Саксонию, с боями черноморцы дошли до Цайца, который освободили в ожесточенном бою, позже участвовали в сражениях при Лейпциге, Пуан, Арсисе, Фер-Шампенуазе и Париже.

Вклад казаков Лейб-гвардии Черноморской сотни, 9-го пешего полка и 1-го сборного полка в войну с наполеоновской армией отмечен многочисленными наградами. Черноморцы - участники военных действий, были награждены орденами и чинами, за проявленные храбрость и мужество в борьбе с французами. Удостаивались наградами многие из них не только за крупные победы в известных сражениях, но и за участие в партизанском движении. 21 черноморец получил «Знак отличия военного ордена» (Георгиевский крест) 4 степени, один орден Святого Георгия 4-й степени, восемь Святого Владимира (А.Ф.Бурсак, полковой есаул Г.М. Ляшенко, хорунжий А.Д. Безкровный и др.), 263 казака 9-го пешего полка - серебряные медали «В память Отечественной войны 1812 года». За провленную доблесть в борьбе с неприятелем, четыре черноморца получили медали «За заслуги», а пятеро - орден Святой Анны разных степеней. Столь высокие награды подтверждают признание воинских заслуг черноморских казаков в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах 1813-1814 гг.

На современном этапе в галерее воинской славы Храма Христа Спасителя в Москве на нескольких досках увековечена память о черноморцах, в виде упоминаний мест сражений, имен и фамилий казаков и офицеров Черноморской сотни. В рядах сотни покрыли себя бессмертной славой будущие кубанские атаманы А. Д. Безкровный и Н. С. Завадовский.

Приложение № 5

к Методическим рекомендациям

по проведению праздника Последнего звонка и Единого Всекубанского классного часа «Судьба и Родина едины!» 25 мая 2012 года


Список литературы,

рекомендованный к использованию

Проектная деятельность:


Байбородова Л.В., Важнова О.Г., Рожков М.И. Проектирование педагогической деятельности.- Ярославль: Изд-во ЯППУ, 1997г.

Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами–М:, СИНТЕГ-ГЕО, 1997г.

Вуджек Т. Как создать идею – СПб, 1997г.

Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Учебное пособие. Ростов -на- Дону: Феникс, 2000г.

Луков В.А. Социальное проектирование –М:, Флинта, 2003 г.

Морозов Е.П., Пидкасистый П.И. Подготовка учителей к инновационной деятельности.

Прутченков А.С. «Шаг за шагом». Технология разработки и реализации социальных проектов – М:, 2001 г.

Прутченков А.С., Новикова Т.Г. Учебно-методическое пособие – Технология подготовки и реализации социальных проектов. М:, 2005 г.




  1. Исторические деятели Кубани

Бардадым, В. Замечательные кубанцы / В. Бардадым. – Краснодар : Сов. Кубань, 2002. – 256 с.

Бардадым, В. Кубанские портреты / В. Бардадым. – Краснодар: Сов. Кубань, 1999. – 288 с.



Бардадым, В. Отцы города Екатеринодара / В. Бардадым. – Краснодар: Сов. Кубань, 2005. – 176 с.

Бардадым, В. Радетели земли кубанской: о выдающихся людях Кубани / В. Бардадым. – Краснодар: Сов. Кубань, 1998. – 272 с.

Бардадым, В. П. Священные камни: историч. камни / В. П. Бардадым. – Краснодар: Сов. Кубань, 2007. – 240 с.: ил.

Библиографический энциклопедический словарь. Т.1 / под ред. М. К. Ахеджак. – Краснодар: Центр информ. и экон. развития печати, телевидения и радио Краснодарского края, 2005. – 368 с.

Говорова, А. В. О кубанских казаках   участниках Отечественной войны 1812 года и заграничного похода русской армии / А. В. Говорова // Культурная жизнь Юга России. — 2007. — № 4. — С. 74-77.

Первые черноморцы: Захарий Чепега, Антон Головатый // Бардадым В. Ратная доблесть кубанцев / В. Бардадым. – Краснодар, 1993. – С. 15 – 37.

Трехбратов, Б. А. Кубановедение: историко-краеведческий словарь школьника / Б. А. Трехбратов. – Краснодар : Традиция, 2007. – 352 с.: ил.

Трудовая слава Кубани: люди немеркнущей славы / под ред. Н. Л. Заздравных, Л. Д. Мурзиной. – 2-е изд. – Краснодар: Диапазон – В, 2006. – 188 с.: ил.

Шевелева, И. М. Краснодарский край: исторический путеводитель / И. М. Шевелева, Н. В. Маньшина. – М. : Вече, 2006. – 288 с. : ил. – (Исторический путеводитель).

Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года / Адм. Краснодар. края; сост. Б. А. Трехбратов. – Краснодар, 1997. – 559 с.


  1. Культура и искусство края

Бардадым В. Архитектура Екатеринодара / В. Бардадым. – Краснодар: Сов. Кубань, 2007. – 256 с.

Бардадым, В. Зодчие Кубани / В. Бардадым ; фот. О. Раенко, С. Снигура, Б. Устинов и др. — Краснодар : Вишера, 2011. — 353, с. : фотоил.

Бардадым, В. Кисть и резец. Художники на Кубани / В. Бардадым. – Краснодар : Сов. Кубань, 2003. – 256 с.

Бардадым, В. Кубанские арабески / В. Бардадым. – Краснодар : Сов. Кубань, 2000. – 320 с.

Бардадым, В. Кумиры театра: этюды театральной жизни / В. Бардадым. – Краснодар : Сов. Кубань, 2000. – 224 с.

Деятели искусств Кубани : сборник / сост. И. Ф. Гайворонская; ред. Л. И. Муратова; отв. за вып. В. Ю. Соколова. – Краснодар : Традиция, 2006. – 96 с. : 62 фото.

Колесников, А. Г. Евгения Белоусова: судьба актрисы   судьба жанра/А. Г. Колесников.   М. : Театралис, 2004.   271 с.

Колесников, А. Оперетта в Краснодаре: летопись творческого пути: воспоминания: библиография / А. Колесников. – М.: Театралис, 2005. – 368 с.

Петрусенко, И. А. Григорий Пономаренко – великий песенник/И. А. Петрусенко. – Краснодар: Сов. Кубань, 2000. – 336 с. : ил. – Библиогр.: с. 299-301; Дискография: с. 295-298.




  1. Литературная жизнь Кубани

Писатели Кубани: биографии, основные издания, поэзия, проза, критика. – Краснодар : Северный Кавказ, 2000.   208 с.

Писатели Кубани: библиогр. справ. Ч. 2 / Краснодар. краев. обществ. орг. Союза Рос. писателей; ред. С. Е. Лившиц.   Краснодар: Shaban, 2004.   190 с. : портр.

Бардадым, В. Литературный мир Кубани / В. Бардадым. – Краснодар : Сов. Кубань, 1999. – 198 с.




  1. Спортивная слава Кубани

Гордюшов, И. Б. Звезды кубанского спорта / И. В. Гордюшов.   Краснодар : Кн. изд-во, 1980.   95 с.

Гордюшов, И. Б. Олимпийцы Кубани / И. В. Гордюшов.   Краснодар : Кн. изд-во, 1985.   110 с.

Олимпийская летопись Кубани 1952   2000 / сост. А. М. Банников, Г. К. Кескинов.   Краснодар, 2000.   80 с.

Под сенью пяти колец : кубанские спортсмены на Олимпийских играх / сост. А. Банников. – Краснодар : Кубанское кн. изд-во, 2005. – 539 с. : ил.

Спорт // Цветков, В. Книга рекордов Кубани / В. Цветков – Майкоп : Адыгея, 2003. – С. 313-348.




  1. Персоналии


Байбаков Николай Константинович

Козловский, Е. А. Н. К. Байбаков – великий государственник, выдающийся нефтяник и экономист : (к 100-летию со дня рождения) / Е. А. Козловский, В. И. Лисов ; Российский гос. геологоразведочный ун-т им. С. Орджоникидзе и др. – Москва : ВНИИгеосистем, 2010 – 89 с. : ил.

Славкина, М. В. Байбаков / М. Славкина. – М. : Молодая гвардия, 2010 – 238 с., : ил., портр.; – (Жизнь замечательных людей : серия биографий вып. 1490(1290). – На авантит.: 100-летию со дня рождения Николая Константиновича Байбакова посвящается. – Список трудов Н. К. Байбакова: с. 229-236.
Бабыч Михаил Павлович

Аванесова, М. Первый атаман из потомственных кубанских казаков / М. Аванесова // Краснодарские известия. – 2009. – 22 июля. – С. 4

Бабыч (Бабич) Михаил Павлович (1844-1918) // Мирный И. Имя в истории, история в имени: их именами названы улицы Краснодара / И. Мирный. – Пятигорск : Картинформ, 2004. – С. 45-46.

Мазеин, В. А. Атаманы Черноморского, Кавказского линейного и Кубанского казачьих войск / В. А. Мазеин, А. А. Рощин, С. Г. Темиров // Кубанский краевед 3 / сост. Г. Г. Шулякова; худ. М. В. Таращук. – Краснодар: Кн. изд-во, 1992. – С. 106-107.

Михаил Павлович Бабыч // Бардадым В. Радетели земли Кубанской / В. Бардадым. – 2-е изд., доп. – Краснодар : Сов. Кубань, 1998. – С. 110-118.

Ушаков, А. Атаман Бабыч не знал компромиссов / А. Ушаков // Краснодарские известия. – 2008. – 8 августа. – С. 2.


Безкровный Алексей Данилович

Безкровный (Бескровный) // Трехбратов, Б. Историко-краеведческий словарь школьника / Б. Трехбратов. – Краснодар: Традиция, 2007. – С. 39.

Безкровный Алексей Данилович (1788-1833) // Мирный И. Имя в истории, история в имени: их именами названы улицы Краснодара / И. Мирный. – Пятигорск : Картинформ, 2004. – С. 47.

Воспоминание о наказном атамане Алексее Даниловиче Бескровном // Вишневецкий Н. Исторические воспоминания / Н. Вишневецкий. – Краснодар : Сов. Кубань, 1995. – С. 16-32.

Герои 1812 года // Бардадым В. Ратная доблесть кубанцев / В. Бардадым. – Краснодар : Северный Кавказ, 1993. – С. 48-61.

Командир без ошибок // История Кубани в рассказах и иллюстрациях : учеб. 4-5 кл. / Хачатурова Е. и др. – Краснодар : Перспективы образования, 2002. – С. 43-45.

Тимофеев, Г. Казаку, атаману, генералу / Г. Тимофеев // Вольная Кубань. – 2008. – 20 мая. – С. 8.
Захарченко Виктор Гаврилович

Малахова, С. Яркие люди города / С. Малахова // Краснодар: портрет на память / ред.-сост. О. Кондратова. – Краснодар, 2002. – С.167.

Петрусенко, И. Кубань в песне / Илья Петрусенко. – Краснодар : Сов. Кубань, 1999. – С.413 – 417.

Слепов, А. О песенном фольклоре Кубани : заметки / А. Слепов. – Краснодар : Эоловы струны, 2000. – С. 146-152.


Кирлиан Семен Давидович и Валентина Хрисанфовна (супруги)

Супруги Семен Давидович и Валентина Хрисанфовна Кирлиан // Бардадым В. Радетели земли кубанской / В. Бардадым. – Краснодар, 1998. – С. 263 – 269.

Воспоминания о супругах Кирлиан: [открывших тайну свечения предметов – «эффект Кирлиан»] // Бардадым В. Кубанские портреты / В. Бардадым. – Краснодар, 1999. – С. 227–248.

Первооткрыватель светящейся ауры : о всемирно известном изобретателе – кубанце С. Д. Кирлиане и его открытии // Березняк Т. Про кубанцев – знаменитых, незаслуженно забытых / Т. Березняк. – Краснодар, 2003. – С. 27 – 29.

Ушаков, А. Уходя, оставляйте свет : о знаменитых ученых Семене и Валентине Кирлиан / А. Ушаков // Краснодарские известия. – 2007. – 27 июля – С. 12.

Образцов Константин Николаевич

Жизнь и творчество отца Константина Образцова // Бардадым В. Литературный мир Кубани / В. Бардадым. – Краснодар : Сов. Кубань, 1999.   С. 154-160.

Образцов Константин Николаевич (1877-1919) // Мирный И. Имя в истории, история в имени : их именами названы улицы Краснодара / И. Мирный. – Пятигорск, 2004.   С. 108.

Певец казачьей доблести // Павлов А. Ратные вехи / А. Павлов.– Краснодар, 2006. – С. 79-83.


Очаповский Станислав Владимирович

Профессор С. В. Очаповский // Бардадым В. Этюды о Екатеринодаре / В. Бардадым. – Краснодар : Северный Кавказ, 1992. – С. 124-129.

Спешите делать добро // Родная Кубань. Страницы истории : книга для чтения / под ред. проф. В. Н. Ратушняка. – Краснодар : Перспективы образования, 2004. – С. 199-201.

Станислав Владимирович Очаповский // Бардадым В. Радетели земли Кубанской / В. Бардадым. – 2-е изд., доп. – Краснодар : Сов. Кубань, 1998. – С. 260-262.


Пустовойт Василий Степанович

Бардадым, В. П. Радетели Земли Кубанской / В. П. Бардадым. – Краснодар : Сов. Кубань, 1998. – С. 29 – 34.

Вертышева, Н. Подвиг ученого / Н. Вертышева // В граните и бронзе. – Краснодар : Кн. изд-во, 1975. – С. 131 – 134.

Лукомец, В. Автограф на холсте земли : к 120-летию со дня рождения В. С. Пустовойта / В. Лукомец // Кубанские новости. – 2006.   14 янв. – С. 13.

Пальман, В. Черты знакомого лица : документальная повесть об академике В. С. Пустовойте / В. Пальман. – Краснодар : Кн. изд-во, 1971. – 190 с.

Плосков, Ф. Зерна жизни : книга о селекционерах. – Краснодар : Кн. изд-во, 1975. – 287 с.

Пустовойт Василий Степанович (1886-1972) // Мирный И. Имя в истории, история в имени : их именами названы улицы Краснодара / И Мирный. – Пятигорск, 2004. – С. 115 – 116.

Скичко, О. Как вы город назовете... / О. Скичко // Педагогический вестник Кубани. – 2007. – № 1. – С. 48 - 50.

Солнечный цветок // Родная Кубань. Страницы истории : книга для чтения. – Краснодар : Перспективы образования, 2003. – С. 198 – 199.

Шаронов, А. Подвиг академика : Василий Степанович Пустовойт / А. Шаронов // Лауреаты. – Краснодар : Кн. изд-во, 1979. – С. 18 – 31.


Рашпиль Григорий Антонович.

Бондарев, С. За что казачья верхушка не любила атамана Рашпиля / С. Бондарев // Краснодарские известия. – 2004. – 3сентября. – С. 6.

Галацан, Н. На Всесвятском кладбище последний приют нашли атаман Рашпиль и историк Фелицын / Н. Галацан // Краснодарские известия. – 2006. – 7 сентября. – С. 7.

Григорий Антонович Рашпиль // Бардадым В. Радетели земли Кубанской / В. Бардадым.– 2-е изд., доп. – Краснодар : Сов. Кубань, 1998. – С. 91-94.

Мазеин, В. А. Атаманы Черноморского, Кавказского линейного и Кубанского казачьих войск / В. А. Мазеин, А. А. Рощин, С. Г. Темиров // Кубанский краевед 3 / сост. Г. Г. Шулякова; худ. М. В. Таращук. – Краснодар : Кн. изд-во, 1992. – С.78-81.

Рашпиль Григорий Антонович (1801-1871) // Мирный И. Имя в истории, история в имени: их именами названы улицы Краснодара / И. Мирный. – Пятигорск : Картинформ, 2004. –С. 117-118.


Чистяков Гавриил Степанович.

Гавриил Степанович Чистяков // Бардадым В. Радетели земли Кубанской / В. Бардадым. – 2-е изд, доп. – Краснодар : Сов. Кубань, 1998. – С. 213-215.

Гавриил Степанович Чистяков // Бардадым, В. Отцы города Екатеринодара / В. Бардадым. –2-е изд., доп. – Краснодар : Сов. Кубань, 2005. – С.83-106.

Садовская, О. Имя на карте города (Г. С. Чистяков) / О. Садовская // Дворяне в истории и культуре Кубани : материалы научно-теоретической конференции. – Краснодар, 2001. – С. 125-129.

Ушаков, А. Гавриил Чистяков и другие / А. Ушаков // Краснодарские известия. – 28 августа. – С. 5.


Щербина Федор Андреевич

Творческое наследие Ф. А. Щербины и современность : тезисы докл. и сообщ. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 150-летию со дня рождения Ф. А. Щербины. – Краснодар, 1999. – 236 с.

Федор Андреевич Щербина   патриот и гражданин (1849-1936) : библиогр. указ. / сост. Н. В. Кононова; Краснодар. краев. универсал. науч. б-ка им. А. С. Пушкина. Краевед. отд. – Краснодар : Краснодар. краев. науч. б-ка им. Пушкина, 2004.   40 с.

Цветков, В. А. Федор Щербина : хроника биографии и библиография / В. А. Цветков.   Каневская (ст-ца), 1999.   71 с.

Щербина Федор Андреевич (13.02.1849, ст. Новодеревянковская   28.10.1936, Прага) // Ратушняк В. Н. Кубановедение. А   Я : энциклопедия / В. Н. Ратушняк. – Краснодар : Традиция, 2008.   С. 549-550.

Щербина Федор Андреевич // Большая Кубанская Энциклопедия: в 6 т. Т. 1: Биографический энциклопедический словарь.   2-е изд., доп. – Краснодар : Центр информ. и экон. развития печати, телевидения и радио Краснодар. края, 2005. – С. 360.

Щербина Федор Андреевич // Большая Кубанская Энциклопедия: в 6 т. Т. 4: Экономическая энциклопедия Краснодарского края. – Краснодар : Центр информ. и экон. развития печати, телевидения и радио Краснодар. края, 2006.   С. 425.
Герои и участники Отечественной войны 1812 года

«...Уверенность в звезде своего счастья» : Александр Самойлович Фигнер, партизан Отечественной войны (1787-1813) // Родина. — 2002. — № 8. — С. 47-50. : ил.



Балязин, В. Н. Фельдмаршал Барклай : кн. для учащихся / В. Н. Балязин — М. : Просвещение, 1992. — 320 с. : ил.

Герои 1812 года // Бардадым В. Ратная доблесть кубанцев / В. Бардадым. – Краснодар : Северный Кавказ, 1993. – С. 48-61.



Герои 1812 года : сборник / сост. В. Левченко. — М. : Молодая гвардия, 1987. — 608 с. : ил. — (Жизнь замечательных людей).

Говорова, А. В. О кубанских казаках   участниках Отечественной войны 1812 года и заграничного похода русской армии / А. В. Говорова // Культурная жизнь Юга России. — 2007. — N 4. — С. 74-77.

Коваль Г. Дама... кавалер: [Н. А. Дурова] / Г. Коваль // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2007. — № 2. — С. 36-37. : ил.

Дементьев, А. «...Исполнял все обязанности как храбрейший и достойнейший генерал» : [Дмитрий Петрович Неверовский (1771-1813)] / А. Дементьев // Наука и жизнь. — 2004. — № 9. — С. 114-122. : ил.



Дурова, Н. А. Записки кавалерист-девицы / Н. А. Дурова. — М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. — 283 с. : ил.

Евдокимова, К. В. Полководец и герой войны 1812 года : урок / К. В. Евдокимова // Читаем, учимся, играем. — 2007. — № 10. — С. 75-78.

Ермолов, А. Характеристика полководцев 1812 года / А. Ермолов // Родина. — 1994. — № 1. — С. 56-60.

Ивченко, Л. «Известный Вам князь Багратион» / Л. Ивченко // Родина. — 1992. — № 6-7. — С. 40-43.

Кияшко И. И. Ратные подвиги кубанского воинства : заметки об участии и боевых действиях строевых частей Кубанского казачьего войска в Отечественной войне 1812 г. и в последующих кампаниях 1813-1814 гг. / И. И. Кияшко. — Краснодар : изд-во КТЭиН, 2004. — 139 с.

Лобачев, В. Особенности национальной войны. Мюрат и Милорадович / В. Лобачев // Наука и религия. — 2002. — № 9. — С. 6-9.

Мишин, В. В. Герои Отечественной войны 1812 года / В. В. Мишин // Юный краевед. — 2007 .— N 4. — С. 28-31.

Сметанина, Ю. Полководец, дипломат, царедворец : к 260-летию со дня рождения М. И. Кутузова / Ю. Сметанина // История. Прил. к газ. «Первое сентября». — 2007. — № 17. — С. 4-5.

Соболев, Н. Сил донских ты страшный вождь: [М. И. Платов] / Н. Соболев, А. Царев // Костер. — 2002. — № 8. — С. 15-16.: ил.

Стрелкова, И. Во славу Отечества : рассказ о славной героине Отечественной войны 1812 года Надежде Андреевне Дуровой : [для младшего школьного возраста] / Ирина Стрелкова; худож. В. Бескаравайный. — М. : Малыш, 1990. — 32 с. : ил.

Холмогорова, Е. С. Великодушный русский воин: рассказ о генерале Раевском — герое 1812 года : [для младшего школьного возраста] / Е. С. Холмогорова ; рис. С. Бойко. — М. : Малыш, 1991. — 40 с. : ил.

Шишов, А. «Оказавший России бессмертные заслуги» : полный георгиевский кавалер Барклай-де-Толли / А. Шишов // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2005. — № 6. — С. 61-64.

Шишов, А. «Оказал новые опыты искусства и храбрости» : Кутузов — первый в России полный георгиевский кавалер / А. Шишов // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2005. — № 5. — С. 51-55.

Шишов А. В. Кутузов. Фельдмаршал Великой империи / А. В. Шишов. — М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2006 .— 412 с. : ил.

Шишов, А. Прорыв через Балканы : генерал-фельдмаршал Иван Иванович Дибич-Забайкальский / А. Шишов // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2006. — N 4. — С. 60-64.



Шухмин, В. Князь Вяземский : поэт в ополчении 1812 года и после войны : / В. Шухмин // История. Прил. к газ. «Первое сентября». — 2003. — № 31 (авг.). — С. 1-2.
Отечественная война 1812 года в литературе

Барков А. С. Подвиги защитников отечества : ист. повести / А. С. Барков. — М. : ИТРК, 2009. — 253 с. : ил. — Содерж.: Бородинское сражение; Русский генерал у Наполеона ; Русские воины в Париже и др.

Бородинское поле : 1812 год в русской поэзии / сост., предисл., коммент. Л. Г. Фризмана; худож. В. Панов. — М. : Детская литература, 1984. — 254 с. : ил.

Глинка, Ф. И. Письма русского офицера / Ф. И. Глинка ; сост., вступ. ст. и примеч. Г. А. Галина. — М. : Правда, 1990. — 444 с. : ил.

Голубов, С. Н. Багратион : роман / С. Н. Голубов. — М. : Современник, 1993. — 318 с.

Голубов, С. Н. Багратион; Из искры   пламя : романы / С. Н. Голубов. — Краснодар : Кн. изд-во, 1988. — 670 с.

Давыдов, Д. Сочинения / Д. Давыдов ; сост. и примеч. Е. Н. Лебедева. — М. : Современник, 1985. — 302 с. : ил.

Данилевский, Г. П. Сожженная Москва : роман / Григорий Петрович Данилевский. — М. : Московский рабочий, 1977. — 256 с.

Загоскин, М. Н. Рославлев, или Русские в 1812 году : ист. роман / М. Н. Загоскин. — Краснодар : Кн. изд-во, 1995. — 319 с.

Задонский, Н. А. Денис Давыдов : роман / Н. А. Задонский. — М. : Изд. центр детской книги, 1993. — 734 с.
Интернет-ресурсы

http://www.childlib.ru/dep-resourses/hero-pages-1812-4.htm

http://hero-1812.narod.ru/

http://borodino.bytvi.ru/borodino/

http://www.kulichki.com/gusary/istoriya/slava/1812/







По ночам нам гораздо страшнее, чем детям. Жюль Ренар
ещё >>