Методические рекомендации по проведению практических занятий по дошкольной педагогике - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания по проведению практических занятий на тему... 1 230.79kb.
Методические указания по проведению практических занятий и выполнению... 1 415.72kb.
Методические рекомендации для практических занятий разработаны на... 1 212.22kb.
Методические указания по проведению практических занятий 1 47.13kb.
Методические указания для студентов по проведению практических занятий... 14 2153.69kb.
Методические рекомендации по проведению занятий по плаванию в оздоровительной... 1 169.07kb.
Методические рекомендации по составлению отчета по производственной... 1 124.07kb.
Методические рекомендации для практических (семинарских) занятий 12 2034.9kb.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 7 1109.07kb.
Методические рекомендации по проведению занятий в рамках программы... 1 116.48kb.
Методические указания к проведению практических занятий Волгоград... 7 892.21kb.
Объект исследования 1 21.08kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации по проведению практических занятий по дошкольной педагогике - страница №5/6

Тема: Профессиональная деятельность воспитателя

План:

1.Социальная роль и функции воспитателя.

При рассмотрении данного вопроса создаются 2 группы: «родители» и «общество» Каждая группа обосновывает требования, предъявляемые к личности педагога дошкольного образования. По итогам обсуждения составляется шкала профессиональных умений и качеств воспитателя:



  • чуткость, отзывчивость, способность проявить сопереживание по отношению к детям;

  • умение понять конкретного ребенка;

  • умение проявить педагогический и психологический такт;

  • умение легко и быстро устанавливать контакт с детьми в процессе общения;

  • и др…

2. Творческая работа: "Педагогические заповеди воспитателя".

Данное задание выполняется на основе предыдущего. "Педагогические заповеди воспитателя" оформляются в виде красочного плаката.



3.Характеристика специальности и специализации.

Творческая письменная работа, в которой студентам предлагается дать характеристику специализации, которую они приобретут в процессе профессионального образования, объяснить, насколько она необходима для современного ДОУ.


Дополнительная литература

  • Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А.Смирнова. - М.,1999.

  • Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - №4. -С. 29-36.

  • Таранкова, Н. Воспитатель: его нравственные качества / Н. Таранкова // Дошкол. воспитание. - 1990. - №4.

  • Фуряева, Т. Воспитатель детского сада: проблема профессиональной идентичности / Т. Фуряева // Дошкол. воспитание. - 1994. - №1.

  • Комарова, Т. Воспитатель детского сада, каким он должен быть? / Т. Комарова // Дошкол. воспитание.-1990.- №3.

  • Квятковский, Е. Главные педагогические заповеди / Е.Квятковский // Дошкол. воспитание. - 1994. - № 9,10.

Тема: Моделирование образовательного процесса в соответствии

с современными концепциями дошкольного образования

План:

1.Нормативные документы построения учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Анализ и обсуждение нормативных документов построения учебно-воспитательного процесса в ДОУ: Типового положения ДОУ, Устава ДОУ, Родительского договора. Анализ осуществляется по следующей схеме:



  • название;

  • основные положения;

  • содержание разделов и параграфов;

  • права участников педагогического процесса;

  • обязанности участников педагогического процесса.

2."Современные проблемы дошкольного воспитания".

В результате анализа статей из журнала «Дошкольное воспитание» составляется опорная схема, отражающая основные направления гуманизации педагогической работы в ДОУ:



  • изменения форм общения с детьми (переход от авторитарных форм взаимодействия к личностно-ориентированному общению);

  • отказ от излишней идеологизации учебно-воспитательной работы в ДОУ;
    изменение форм и организации обучающих занятий, сокращение их числа;

  • насыщение жизни детей классической и современной музыкой, произведениями изобразительного искусства, использование лучших образцов детской литературы;

  • изменение организации предметной среды и жизненного пространства в групповой комнате в целях обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей


3.Сравнительный анализ образовательных программ.

При выполнении данного задания студенты готовят презентацию одной из образовательных программ. Сообщение должно включать следующие компоненты:



  • теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

  • принципы построение программы.

  • структура программы, характеристика её основных компонентов.

  • методическое обеспечение программы, его характеристика.

  • отличительные особенности изучаемой программы.

  • субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы.

Анализу подвергаются комплексные и парциальные программы, используемые в практике работы ДОУ.

4.Сочинение на тему " Проблема подготовки кадров и пути их решения".
Дополнительная литература

  • Концепция дошкольного воспитания // Дошкол. воспитание.-1989.-№ 5.

  • Типовое положение о ДОУ / Дошкольное образование в России. – М.,1997. - С. 148-155.

  • Примерный устав ДОУ / Дошкольное образование в России. – М.,1997. - С. 156-168.

  • Примерный договор между ДОУ и родителями / Дошкольное образование в России. – М.,1997. - С 168-172.

  • Михайленко, Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания / Н. Михайленко, Н Короткова // Дошкол. воспитание.-1992.-№ 5-6.

  • Михайленко, Н. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада / Н. Михайленко // Дошкол. воспитание.-1995.-№ 9.

  • Андреева, В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе / В.Андреева, Р. Стеркина // Дошкол. воспитание.-1991.-№ 11.

  • Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т.И.Ерофевой. – М., 1999.


Тема: Роль семьи в социализации ребенка

План:

1. Типы семей и комфортность ребенка в них.

Субъективная оценка комфортности ребенка в разных типах семей. Определение основных компонентов комфортности:



  • уважение к личности ребенка;

  • учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

  • полноценное общение со взрослыми;

  • организация предметно-пространственной среды жизни ребенка;

2. Функции современной семьи.

На основе литературы и собственного опыта необходимо обозначить проблемы современной семьи, показать взаимосвязь выполняемых ею функций.



3. Диспут "Проблемы детских домов, брошенных детей, детей из неблагополучных семей и пути их решения».

При подготовке диспута студентам необходимо изучить литературу по проблеме, подготовить краткие сообщения по разным вопросам социально-демографического положения в РФ. Диспут поводится в форме «круглого стола», где каждый участник высказывается по теме, предлагает пути решения той или иной проблемы.



4. Факторы, определяющие характер и длительность привыкания детей к новым условиям. Подготовить тезисы доклада для родителей детей поступающих в ДОУ:

  • организация жизни ребенка в семье в период его привыкания к условиям ДОУ;

  • единство требований к ребенку со стороны воспитателей и родителей и др.

Заслушивание и обсуждение докладов, помогающих родителям облегчить процесс адаптации ребенка к ДОУ. Доклады оформляются как материал для « Уголка родителей».
Дополнительная литература

  • Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М.,1989.

  • Мышкис, Л.И. О некоторых вопросах адаптации / Л.ИМышкис // Дошкол. воспитание.-1980. - № 6.

  • Желеску, Р. Психологические условия адаптации / Р. Желеску //Дошкол. воспитание.-1984.- № 2.

  • О мерах воздействия / Нравственое воспитание в детском саду. - М.,1959.

  • Дошкольник в семье / Сост. В.И.Чудакова [и др.]. - Минск,1984.

  • Азаров, Ю.А.Семейная педагогика любви и свободы / Ю.А.Азаров. - М.,1993.

  • Харчев, А.Г., Современная семья и ее проблемы / А.Г. Харчев, М.С. Мацковский. - М.,1978.

  • Харламов, И.Ф. Нерешенные проблемы семейного воспитания / И.Ф.Харламов, Б.С.Кобзарь // Педагогика. - 1990. - №1.


Тема: Педагогическое исследование факторов

личностного развития ребенка

План:

  1. Творческая работа: «Значение дошкольного детства в формировании моей личности».

В содержании творческой работы необходимо доказать значение социальных воздействий (общения, обучения, окружающей среды) на становление личности.

  1. Влияние разных видов деятельности на психическое развитие ребенка.

Раскрывая вопрос о влиянии различных видов деятельности на психическое развитие детей, следует показать, как в различные возрастные периоды ведущие виды деятельности способствуют формированию тех или иных личностных качеств.

3.Необходимость учета индивидуальных, возрастных и половых особенностей при воспитании детей.

Студентам предлагается ряд педагогических задач и ситуаций, в результате решения которых, они обосновывают необходимость учета индивидуальных, возрастных и половых особенностей при воспитании детей.



4. Подготовить реферат, раскрывающий сущность одного из методов исследования

Заслушивание рефератов, раскрывающих сущность одного из методов исследования, после чего студентам предлагается составить на каждый из них рецензию, в которой анализируется полнота и глубина раскрытия темы, последовательность и логика изложения, какие достоинства, ошибки и недочеты присущи докладам.



5. Разработать алгоритм проведения одного из методов педагогического исследования.

Примерный алгоритм проведения одного из методов педагогического исследования:



  • название метода;

  • объект;

  • цель;

  • длительность;

  • предполагаемый результат;

  • пути решения намеченных задач;

  • анализ полученных результатов;

  • выводы по полученным результатам.


Дополнительная литература

  • Основы дошкольной педагогики / под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М.,1980.

  • Запорожец, А.В. Актуальные проблемы возрастной психологии / А.В. Запорожец. - М.,1978.

  • Мухина, В.П. Детская психология / В.П. Мухина - М.,1985.

  • Урунтаева, Г.А.. Дошкольная психология: учебник / Г.А.. Урунтаева– М., 1999.

  • Венгер, Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.,1988.

  • Концепция дошкольного воспитания // Дошкол. воспитание. – 1989. - №5.

  • Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Л.Н. Павловой. – М., 1980.

  • Венгер, Л.А. А.В.Запорожец: Гуманизация дошкольного воспитания / Л.А.. Венгер // Дошкол .воспитание. - 1990. - №8.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема: Физическое воспитание детей дошкольного возраста
Задание № 1. Значение режима дня и его особенности в разных возрастных группах.

При изучении данного вопроса необходимо обосновать значение режима дня для физического и психического развития дошкольников, проанализировать его особенности в разных возрастных группах (на основе программы воспитания и обучения в детском саду) по следующей схеме:



  • наличие основных компонентов;

  • продолжительность режимных процессов.

На основе проделанной работы сделать вывод об учете возрастных и индивидуальных особенностях детей при организации режима дня

Задание № 2. Полноценный сон, его значение, условия и методика организации.

На основе знаний, усвоенных при изучении курсов анатомии и физиологии, основ педиатрии и гигиены обосновать необходимость и условия полноценного сна. При обсуждении методики организации сна, обратить внимание на ее особенности в разных возрастных группах:



  • длительность протекания процесса подготовки ко сну;

  • организация процесса засыпания;

  • организация «побудки».

Задание № 3. Особенности организации и проведения прогулки в ДОУ.

При выполнении данного задания обратить внимание на особенности организации и проведения прогулки в разных возрастных группах:



  • процесс подготовки к прогулке, участие в нем помощника воспитателя;

  • длительность прогулки;

  • наличие основных компонентов (наблюдение, трудовая, игровая, самостоятельная деятельность детей), их наполненность;

  • наличие игрового материала;

  • обустройство участка.

Задание № 4. Организация режима дня в условиях домашнего воспитания.

Разработайте педагогические рекомендации для родителей по организации режима дня:



  • значение режима дня для психофизического развития ребенка;

  • особенности развития детей данного возраста;

  • организации сна, питания, бодрствования детей данного возраста.

Оформить материал для «Уголка родителей».

Литература

  • Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко [и др.]. - М.,1988. – 415 с.

  • Дошкольная педагогика: в 2ч. / Под ред. В.И. Логиновой [и др.]. – М., 1988.

  • Дошкольник в семье / сост. В.И.Чудакова [и др.]. - Минск,1984.

  • Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова - М., 2000. – 416 с.

  • Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике / под ред. Э.К.Сусловой [и др.]. - М.,2000.

  • Богина, Т.Л. Режим дня в детском саду / Т.Л. Богина, Н.Т. Терехова - М.,1987.

  • Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: Физиологический аспект / Ю.Ф. Змановский. - М.,1987.

  • Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания / М. Маханева // Дошкол. воспитание. - 1993. - №2.

  • Москаленко В. К вопросу о физическом воспитании детей / В. Москаленко // Дошкол. воспитание. - 1993. - №2.

  • Нетрадиционные методы в воспитании и оздоровлении // Дошкол. воспитание. - 1993. - №9.

  • Змановский, Ю. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях / Ю. Змановский // Дошкол. воспитание. - 1993. - №9.

  • Рунова, М. Формирование оптимальной двигательной активности / М. Рунова // Дошкол. воспитание. – 2000. - №6. – С.31.


Тема: Нравственное воспитание дошкольников
Задание № 1. Характеристика методов и приемов нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Подготовить сообщение об одном из методов (приемов) нравственного воспитания:



  • Упражнение детей в нравственном воспитании.

  • Пример родителей и воспитателей в нравственном воспитании ребенка.

  • Роль этической беседы в нравственном воспитании старших дошкольников.

  • Влияние художественной литературы на развитие нравственных чувств детей и др.


Задание № 2. Анализ содержания нравственного воспитания дошкольников на разных возрастных этапах.

На основе Программы воспитания и обучения в детском саду провести анализ содержания культуры поведения и воспитания гуманных чувств в дошкольном возрасте, результаты которого отразить в таблице:







Задачи воспитания



1-мл.гр.

2-я л.гр.

средняя

старшая

подготовительная

Воспитание навыков культурного поведения-

















Воспитания гуман­ных чувств и положительных эмоций
-

















Задание № 3. Проблема нравственного воспитания в инновационных программах воспитания и развития детей дошкольного возраста.

На основе анализа инновационных программ воспитания и развития дошкольников («Детство», «Развитие», «Радуга», «Из детства в отрочество», «Вальдорфская педагогика» и др.) выявить:



  • задачи и содержание нравственного воспитания;

  • условия, методы и приемы воспитания культуры поведения и гуманных чувств у дошкольников.


Литература

  • Дошкольная педагогика / под ред. В.И.Ядешко [и др.]. - М.,1988. – 415 с.

  • Дошкольная педагогика: в 2ч. / Под ред. В.И. Логиновой [и др.]. – М., 1988.

  • Дошкольник в семье / сост. В.И.Чудакова [и др.]. - Минск,1984.

  • Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова - М., 2000. – 416 с.

  • Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике / под ред. Э.К.Сусловой [и др.]. - М.,2000.

  • Нравственное воспитание в детском саду / под ред. В.Г Нечаевой.-М.,1984.

  • Буре, Р.С. Воспитатель и дети / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. - М.,1985.

  • Каплан, Л.И. Посеешь привычку - пожнешь характер / Л.И. Каплан. - М.,1980.

  • Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В.Петерина. – М.,1986.

  • Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под ред. А.М.Виноградовой. - М.,1989.

  • Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. Козлова. // Дошкол. воспитание. – 2001. - №9. – С. 98.

  • Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т.И.Ерофевой. – М., 1999.


Тема: Трудовое воспитание дошкольников
Задание № 1. Анализ содержания трудовой деятельности в разных возрастных группах.

На основе анализа содержания трудовой деятельности в разных возрастных группах составить следующую таблицу:




Виды труда

Содержание детского труда



1-я мл. гр.

2-я мл. гр.

средняя

старшая

подготовительная

Самообслуживание Хозяйственно-бытовой

Труд в природе

Ручной труд


















Задание № 2. Формы организации детского труда в условиях ДОУ.

Охарактеризовать формы организации детского труда по следующим направлениям:



  • педагогическое значение;

  • виды;

  • особенности содержания и руководства в разных возрастных группах.

Задание № 3. Подобрать и красочно оформить потешки, стихи, прибаутки, пословицы по теме. Разработать фрагмент занятия с использованием данного материала.
Литература

  • Дошкольная педагогика / под ред. В.И.Ядешко [и др.]. - М.,1988. – 415 с.

  • Дошкольная педагогика: в 2ч. / Под ред. В.И. Логиновой [и др.]. – М., 1988.

  • Дошкольник в семье / сост. В.И.Чудакова [и др.]. - Минск,1984.

  • Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова - М., 2000. – 416 с.

  • Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике / под ред. Э.К.Сусловой [и др.]. - М.,2000.

  • Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников / Т.А. Маркова. -М.,1991.

  • Воспитание дошкольника в труде / под ред. В.Г.Нечаевой. - М.1983.

  • Буре, Р.С. Учите детей трудиться / Р.С. Буре, Г.Н.Година. - М.,1983.

  • Сергеева, Д.В. Руководство трудовой деятельностью дошкольников / Д.В. Сергеева. - М.,1980.

Тема: Художественно - эстетическое воспитание дошкольников
Задание № 1. Влияние окружающей среды и произведений искусства на эстетическое развитие детей.

На основе анализа педагогической и методической литературы подготовьте доклад, который может выступать в качестве консультации для родителей. Оформить материал для «Уголка родителей».



Задание № 2. Виды творческой деятельности дошкольников, их характеристика.

Подготовьте краткое сообщение об одном из видов художественной деятельности детей по следующим направлениям:



  • становление на протяжении дошкольного возраста;

  • содержание и особенности руководства;

  • условия организации.

Задание № 3. Методы художественно - эстетического воспитания дошкольников.

Из предложенной литературы выберите примеры использования методов убеждения, приучения, проблемных ситуаций, побуждения к сопереживанию в разных видах художественной деятельности (на выбор). Разработайте задания для развития творческих способностей детей.


Литература

  • Дошкольная педагогика / под ред. В.И.Ядешко [и др.]. - М.,1988. – 415 с.

  • Дошкольная педагогика: в 2ч. / Под ред. В.И. Логиновой [и др.]. – М., 1988.

  • Дошкольник в семье / сост. В.И.Чудакова [и др.]. - Минск,1984.

  • Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова - М., 2000. – 416 с.

  • Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике / под ред. Э.К.Сусловой [и др.]. - М.,2000.

  • Эстетическое воспитание в детском саду / под ред.Н.А.Ветлугиной. - М.,1978.

  • Художественное творчество в детском саду / под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.,1974.

  • Чумичева, Р. К вопросу о синтезе искусств в педагогическом процессе дошкольного учреждения / Р. Чумичева // Дошкол. воспитаине. – 1995. -№4.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инновационная направленность педаго­гического процесса особенно выражена и усилена в содержании и мето­дах работы специалистов дошкольного образования. В условиях гуманизации дошкольного образования педагогу необходимо уметь ориентироваться в многообразии альтернативных и вариативных программ обучения и воспитания дошкольников, в широком спектре современных педагогических технологий.

Именно данную задачу решает учебно-методическое пособие, кото­рое знакомит студентов с факторами социализации личности ребенка; рассматривает закономерности развития детей раннего и дошкольного возраста; выделяет перспективные направле­ния организации развивающей среды детского сада; определяет основы обучения и воспитания детей в современных социокультурных условиях.

В результате изучения материала у студентов формируются теоре­тические знания и практические навыки, позволяющие отобрать оптимальные инновационные педагогические технологии, оценить влияние социальных факторов на формирование личности ребенка, планировать педагогический процесс в ДОУ.



Дошкольное образование благодаря внедрению инновационных технологий позитивно от­ражается на развитии, воспитании и обучении детей, что позволяет сде­лать следующие выводы:

  • дошкольное образование обладает потенциалом для реализации полноценного развития и воспитания детей с учетом их­ возможностей и способностей;

  • гуманизация дошкольного образования позволяет создать условия для личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка;

  • широкого спектра задач повысить роль до­
    школьного образования, что увеличивает психолого-педагогическое
    воздействие на детей.

  • эффективность обучения и воспитания зависит от оптимального
    выбора технологий, методов, приемов, средств, форм обучения и воспи­тания.

Материалы пособия можно использовать в практике профессиональ­ной подготовки педагогов дошкольного образования.


<< предыдущая страница   следующая страница >>



Заветная мечта попугая: повторять самого себя. Станислав Ежи Лец
ещё >>