Методические рекомендации по проведению практических занятий по дошкольной педагогике - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания по проведению практических занятий на тему... 1 230.79kb.
Методические указания по проведению практических занятий и выполнению... 1 415.72kb.
Методические рекомендации для практических занятий разработаны на... 1 212.22kb.
Методические указания по проведению практических занятий 1 47.13kb.
Методические указания для студентов по проведению практических занятий... 14 2153.69kb.
Методические рекомендации по проведению занятий по плаванию в оздоровительной... 1 169.07kb.
Методические рекомендации по составлению отчета по производственной... 1 124.07kb.
Методические рекомендации для практических (семинарских) занятий 12 2034.9kb.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 7 1109.07kb.
Методические рекомендации по проведению занятий в рамках программы... 1 116.48kb.
Методические указания к проведению практических занятий Волгоград... 7 892.21kb.
Объект исследования 1 21.08kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации по проведению практических занятий по дошкольной педагогике - страница №1/6

Балашовский филиал

Саратовского государственного университета

им. Н.Г.Чернышевского

Е.А. Лобанова


ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА


Учебно-методическое пособие

Балашов 2005


Рецензенты:

Директор гуманитарно-педагогического интерната,

кандидат педагогических наук

О.Н.Шатух;

Доктор педагогических наук,

профессор Балашовского филиала

Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского

Л.Н.Седова.

Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом

Балашовского филиала Саратовского государственного университета

им. Н.Г.Чернышевского.

Лобанова Е.А.

Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. – Балашов:

В предлагаемом учебно-методическом пособии изложен лекционный материал и даны методические рекомендации по проведению практических занятий по дошкольной педагогике.

Пособие предназначено для студентов заочной формы обучения факультетов дошкольной педагогики и психологии педагогических вузов и соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.) по дошкольным специальностям педагогического факультета.


Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………….4

Тема 1. Ребенок-дошкольник как объект научного исследования

и субъект воспитания

1.1 Периодизация дошкольного возраста…………………………………………………………6

1.2.Закономерности развития ребенка раннего и дошкольного возраста……………………….7

1.3. Факторы развития ребенка…………………………………………………………………….9

1.4. Методы педагогического исследования……………………………………………………10

Тема 2. Ребенок и социум

2.1. Влияние среды на развитие ребенка………………………………………………………...12

2.2. Социальные факторы…………………………………………………………………………13

2.3. Микросоциум………………………………………………………………………………….14



Тема 3.Педагогическая деятельность как диалог

культуры ребенка и педагога

3.1. Характеристика педагогической деятельности……………………………………………..17

3.2. Виды и стили взаимодействия педагога и ребенка……………………………………….18

3.3. Основные функции педагогической деятельности…………………………………………20

3.4. Профессиональные умения и личностные качества педагога …………………………..21

Тема 4. Инновационные педагогические системы и технологии

обучения и развития дошкольников

4.1. Гуманизация дошкольного образования. …………………………………………………...24

4.2. Современные технологии обучения и воспитания детей

дошкольного возраста…………………………………………………………………………….27



Тема 5. Построение развивающей среды

5.1. Понятие и сущность развивающей среды. …………………………………………………41

5.2. Структура развивающей среды……………………………………………………………..43

5.6. Принципы построения развивающей среды в условиях ДОУ……………………………..45



Тема 6. Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения:

теоретические основы и сущность, структура, его компоненты и их взаимосвязь

6.1. Структура педагогического процесса в ДОУ,

его компоненты, их взаимосвязь………………………………………………………………….49

6.2. Планирование целостного педагогического процесса в ДОУ……………………………50

6.3. Контроль за организацией педагогического процесса в ДОУ …………………………..53

Методические рекомендации к проведению практических занятий………………………55

Задания для самостоятельной работы………………………………………………………..60

Заключение………………………………………………………………………………………...65

Примерная тематика контрольных, курсовых и ВКР……………………………………….66

Вопросы к итоговому контролю по курсу «Дошкольная педагогика»……………………...68

Список литературы……………………………………………………………………………...70

ВВЕДЕНИЕ

Процесс гуманизации содержания дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации педагогического процесса, ориентирует на поиск конструктивных форм взаимодействия и внедрение инновационных технологий обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Инновационные процессы дошкольного образования осуществляются на основе личностно-ориентированного подхода, в рамках которого проходит социализация и развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и способностей.

Современные педагогические технологии определяют содержание дошкольного образования, структуру педагогической деятельности, организацию развивающей среды ДОУ.

Успешность содержательного реформирования дея­тельности детских садов связывается с задачей формирования профессиональной идентичности, т. е. развития у студентов адекватной инновационным тен­денциям самоконцепции личности воспита­теля-профессионала на базе единства на­учной теории и практики.

Особая роль в учебно-воспитательном процессе принадлежит семье, которая имеет решающее значение в формировании личности ребенка на разных этапах социализации.

Предлагаемое пособие повещено вопросам проведения лекционных занятий по учебному курсу «Дошкольная педагогика». Пособие включает лекционный материал и методические рекомендации по проведению практических занятий в соответствии с приведенным перечнем учебных вопросов.

В результате изучения курса «Дошкольная педагогика» студенты должны:



знать:

  • системное представление о роли и месте дошкольного образования в образовательном процессе;

  • современные подходы к организации обучения и воспитания детей в условиях ДОУ;

  • специфику организации и перспективные направления построения развивающей среды детского сада;

  • инновационные технологии дошкольного образования;

  • особенности развития и социализации детей дошкольного возраста;

  • систему знаний о формах, средствах, методах и приемах воспитания и обучения дошкольников.

уметь:

  • организовывать развивающую предметно-пространственную среду в группе детского сада;

  • выбирать наиболее оптимальные инновационные технологии обучения и воспитания дошкольников;

  • планировать учебно-воспитательную работу с детьми;

  • устанавливать правильное взаимодействие с детьми на основе личностно-ориентированного подхода;

  • анализировать современные образовательные программы.

Настоящее учебно-методическое пособие позволяет дать студентам системное представление о роли и месте дошкольного образования в образовательном процессе; вооружить их теоретическими знаниями о закономерностях развития детей дошкольного возраста; сформировать умения применять современные образовательные технологии в работе с дошкольниками.

В основу краткого рассмотрения теоретического материала курса легло содержание Госстандарта. Помимо этого, в пособии даны практические задания, вопросы для итоговой отчетности, позволяющие студенту самостоятельно проконтролировать уровень усвоения ими учебного теоретического материала, и предложен список литературы, направленные на пополнение данной в пособии информации путем самостоятельного изучения источников.



ТЕМА 1. РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНИК КАК ОБЪЕКТ

НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ
Периодизация дошкольного возраста. Закономерности

развития ребенка раннего и дошкольного возраста.

Факторы развития ребенка. Методы педагогического

исследования

1.1. Периодизация дошкольного возраста

Объектом исследования дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до 7 лет. Развитие личности в этот отрезок жизни проходит многогранные изменения в связи, с чем возникла необходимость выделить оп­ределенные этапы и их закономерности.

В науке существует целый ряд разработок периодизации дошкольного возраста (Аристотель, Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, К.Штрац, П.П.Блонский, Эльконин, Л.С. Выготский и др.)

Наиболее обоснованным является подход, Л. С. Выготского, который предложил возрастную периодизацию, в основе которой лежит теория стабильного возраста и кризисов в раз­витии. Опираясь на эту теорию можно выделить следующие возрастные периоды: новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст.

Исследования Д.Б.Эльконина позволили составить периодизацию на основе выделения социальной ситуации развития и ведущей деятельности возраста (младенчество – эмоциональное общение; ранний возраст – предметная; дошкольный возраст – игра). Появление деятельности он связывает с определенным уровнем психического развития ребенка, с его возможностями. Виды деятельности постепенно сменя­ют друг друга, обеспечивая полноценность развития.

В дошкольной педагогике выделяют два периода развития ребенка: ранний возраст (от рождения до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет). На основе этого в струк­туру дошкольных образовательных учреждений входят ясли и детский сад, которые в свою очередь делятся на группы:

3 мес.- 1 год – первая группа раннего возраста;

1–2 года – вторая группа раннего возраста;

2–3 года – I младшая;

3-4 года – II младшая;

4 года - 5 лет - средняя;

5-6 лет - старшая;

6-7 лет – подготовительная.

Учебно-воспитательный процесс в ДОУ строго ориентирован на учет возрастных возможностей и способностей детей, в соответствии с которыми выдвигаются задачи и выбираются средства, методы и формы педагогического воздействия.


1.2. Закономерности развития детей раннего и дошкольного возраста

Проблеме развития и воспитания детей ранне­го возраста посвящены работы В. М. Бехтерева, Н. М. Щелованова, Н. Л. Фигуриной, Н. М. Аксариной, Е.И. Радиной, А. М. Фонарева, С. Л. Новоселовой, Л. П. Павловой, Э. Г. Пилю­гиной, Г. Г. Филипповой и др. Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов.

У ребенка быстро меняются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружности головы и грудной клетки; начинают усиленно функционировать все жизнеобеспечивающие системы организма; прогрессируют темп, последовательность и качество движений; совершенствуется мышечный аппарат; появляются зубы.

Н.М.Щелованов, Н. М. Аксарина, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер и др. считают ранний возраст сензитивным для сенсорного развития детей. В этот период начинают формироваться представления о сенсорных эталонах. К кон­цу раннего возраста дети уже способны различать цвета, некоторые геометрические фигуры, ярко выраженную величину предметов, звуки, выделять запахи.

Наряду с развитием восприятия при усвоении предметных дей­ствий у ребенка формируются и основные компоненты мышления. В процессе манипулятивной деятельности перед ребенком раскрываются связи между предметами, формируются опосредованные действия. Исследуя развитие мышления ребенка Ж.Пиаже, Л.А.Венгер, С.Л. Новоселова, В.С.Мухина, А.В.Запорожец отмечают, что решение задач путем внешних проб (наглядно-действенного мы­шления) в дальнейшем заменяется их решением во внутреннем плане, на основе оперирования образами (наглядно-образного мышления).

В раннем возрасте ребенок ов­ладевает величайшим достоянием человечества – речью. А.В. Запорожец отмечает, что ребенок в раннем возрасте проходит два этапа развития речи: подготовительный (гукание, гуление, лепет) и этап собственно речевого разви­тия, когда на основе формирующейся потребности в речевом обще­нии формируется пассивная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные присущие ей функции: коммуника­тивную, сигнификативную, обобщения.

К концу третьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризиса способствует переход с сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во «взрослой» жизни.

Итак, можно выделить некоторые закономерности в раз­витии детей на этапе раннего возраста: быстрый темп фи­зического и психического развития, взаимосвязь первого и второго; приобретение ребенком первоначального социаль­ного опыта, привычек поведения; эмоциональность как ве­дущая характеристика возраста; потребность в индивиду­альном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.

В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость дви­жений; вся двигательная деятельность становится бо­лее осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.

Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, на­глядных способов познания; основные формы мышления на­глядно-действенное и наглядно-образное. Осуществля­ется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т.д.; к 7 годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению. Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания. Меняются основные мо­тивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты

Дошкольный возраст – период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь

Ведущей деятельностью дошкольника является игра - своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенка формируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т.д.

Наряду с игровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовой деятельности: характер, мотивы и направленность которых обуславливает возросший уровень физического, умственного и волевого развития.

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нрав­ственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.

К 6-7 годам формируется готовность к систематичес­кому обучению в школе.

Таким образом, в качестве закономерностей развития дошкольника можно выделить: смену форм мышления (наглядно-действенное – наглядно-образное - наглядно-словесное); развитие произвольности познавательных процессов; раз­витие эмоций, воли; формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности; становление творческой игры как социальной школы ребенка.


1.3. Факторы развития личности

Изучение закономерностей развития ребенка дошкольного возраста позволяет выделить факторы, обуславливающие течение и результаты данного процесса. В научной литературе выделяют три фактора влияющих на становление личности: наследственность, среда и воспитание, которые в свою очередь можно объединить в две группы: внешние и внутренние или социальные и биологические.

В качестве биологического фактора выступает наследственность. Под наследственностью понимают передачу от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носителями наследственности являются гены, которые и обеспечивают наследственную программу развития человека. К наследственным свойствам относятся анатомо-физиологические особенности человеческого организма: задатки речи, мышления, прямохождения, цвет кожи, глаз, волос, телосложение, тип нервной системы и т.д.

Человек появляется на свет как биологическое существо. Личностью он становится, пройдя длительный и сложный путь развития. На развитие ребенка помимо заложенных способностей влияют средовое окружение и целенаправленное педагогическое воздействие.



Среда - это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека (И.П.Подласый). В педагогической литературе понятие «среда» рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле «среда» - природные условия, государственный строй, система общественных отношений, материальные условия жизни; в узком смысле - непосредственное предметное окружение ребенка.

В последнее время в дошкольной педагогике все чаще употребляется понятие «развивающая среда» - совокупность педагогических, психологических, социально-культурных и эстетических условий построения педагогического процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Большое влияние на развитие ребенка и формирования его личности оказывает воспитание, которое всегда носит целенаправленный и организованный характер. Эффективность воспитания зависит от готовности ребенка к педагогическому воздействию (с учетом влияния наследственности и среды) и его активности. Именно активность ребенка является залогом формирования разных видов его деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, художественной, учебной, общения. Активная позиция ребенка в деятельности делает его субъектом воспитания, что и позволяет рассматривать деятельность как средство воспитания и развития ребенка. Каждая деятельность характеризуется потребностью, мотивами, целью, свойствами, действиями и результатом. Для того, чтобы ребенок овладел всеми компонентами деятельности ему необходима помощь педагога.

1.4. Методы педагогического исследования

С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения проводятся педагогические исследования.

Под методами педагогического исследования понимают способы получения научной информации.

Наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования является наблюдение. Под научным наблюдением понимается – планомерное изучение исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюде­ние как метод исследования характеризуется наличием цели, задач, прог­раммы, методики и техники наблюдения. Научное наблюдение тре­бует объективной и точной фиксации фактов (фотографирование, киносъемка, протоколы, записи в днев­нике и т. д.) и обработки результатов.

В педагогической практике широко используются опросные методы: беседа; интервьюирование; анкетирование; тестирование.

Беседа — непосредственное общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Она предполагает установление двустороннего контакта, в ходе которого выявляются интересы детей, их представления, отношения, чувства, оценки и позиции. Для того, чтобы результаты беседы были наиболее объективными необходимо определить цель, разработать программу, продумать последовательность и вариативность вопросов.

Значительно реже используется интервьюирование – односторонняя беседа, инициатор которой за­дает вопросы, а собеседник отвечает. Правила интервьюирования требуют создание условий, располагающих к искренности испытуемых.



Анкетирование - метод получения информации посредством письменного опроса. Анкетирования предполагает тщательную разработку структуры анкеты и, как правило, сочетается с другими методами исследования.

Тестирование - целенаправленное обследование, проводимое по тщательно отработанным стандартизованным вопросам и позволяющее объективно выявлять индивидуальные различия испытуемых.

Значительное место в педагогических исследованиях отводит­ся эксперименту — исследованию каких-либо явлений и процессов с целью проверки и обоснования научной гипотезы. Цель эксперимента установление закономерностей между отдельными педагоги­ческими воздействиями и их результатами в поисках наиболее эффективного способа управления педагогическим процес­сом. В педагогической практике различают лабораторный и естественный эксперимент: первый протекает в специально созданных и контролируемых условиях, второй – осуществляется в привычной для испытуемого обстановке. В зависимости от цели различают эксперимент:



  • констатирующий (изучение состояния педагогического явления);

  • формирующий (апробация выдвинутой гипотезы);

  • контрольный (обоснование полученных результатов и выводов).

Метод изучения педагогической документации и продуктов детской деятельности по­зволяет получить различную информацию об исследуемом объек­те. В качестве источников информации выступают планы и отчеты заведующих и педагогов дошкольных учреждений; конспекты занятий, продукты изобразительной деятельности и ручного труда дошкольников. Изучение этих материалов позволяет установить взаимосвязи между изучаемыми явлениями, помогает выявить новые факты.

На различных этапах педагогических исследований применяется метод изучения и обобщения опыта. Под педагогическим опытом понимают практику обу­чения и воспитания, отражающую уровень развития педагогической науки. Характеризуют передовой опыт высокий положитель­ный эффект в обучении и воспитании и дости­жение результатов без больших затрат времени и сил.



Социометрические методы позволяют исследовать межличностные отношения в коллективе. В процессе наблюдения или опроса исследователь может определить место, роль, статус испытуемого; различить стадии формирования внутриколлективных отношений.

В педагогических исследованиях применяются также матема­тические методы исследования, которые служат для обработки данных и результатов, полученных в процессе исследования, и отражаются в графиках, диаграммах, таблицах.

Для того чтобы результаты педагогических исследований были исчерпывающими и объективными необходимо использовать методы исследования в совокупности и с учетом возрастных особенностей ис­пытуемых.
Вопросы для самоконтроля


  1. Какие характеристики лежат в основе периодизации дошкольного возраста?

  2. Выделите основные закономерности развития детей раннего и дошкольного возраста.

  3. В чем состоит отличие внешних и внутренних факторов развития личности?

  4. Раскройте значение воспитания для формирования личности ребенка.

  5. На что направлены методы педагогического исследования?

  6. Каковы характерные особенности эмпирических методов исследования?


Литература

  1. Венгер, Л.А. Психология / Л.А.. Венгер, Мухина В.С.– М.,1988.

  2. Воспитание детей раннего возраста / под.ред. Г.М.Ляминой. – М.,1976.–239 с.

  3. Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Л.Н. Павловой. – М., 1980.

  4. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб, 1997. – 224 с.

  5. Дошкольная педагогика / под ред. В.И.Ядешко [и др.]. - М.,1988. – 415 с.

  6. Дошкольная педагогика: в 2ч. / под ред. В.И. Логиновой [и др.]. – М., 1988. – Ч 1. – 256 с.

  7. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А Куликова - М., 2000. – 416 с.

  8. Концепция дошкольного воспитания // Дошкол. воспитание. – 1989. - №5, 9.

  9. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев. – М., 1998. – 464 с.

  10. Основы дошкольной педагогики /под ред. А.В.Запорожца [и др.]. – М.,1980. – 272 с.

  11. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996. – 603 с.

  12. Подласый, И.П. Педагогика: в 2 кн. / И.П. Подласый. – М., 2001. – Кн. 1. – 576с.

  13. Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике / под ред. Э.К.Сусловой [и др.]. - М.,2000.

  14. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М., 2000. – 519 с.




следующая страница >>



Краткость — сестра таланта. Антон Чехов
ещё >>