Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по искусству (мхк) - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской... 1 229.29kb.
Методические рекомендации по разработке требований к проведению муниципального... 1 77.7kb.
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской... 1 235.53kb.
Методические рекомендации подготовки и проведения школьного этапа... 4 391.72kb.
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного... 1 185.23kb.
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению... 1 197.42kb.
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного... 1 152.3kb.
Методические рекомендации по подготовке заданий школьного и муниципального... 4 573.39kb.
Всероссийская олимпиада школьников по праву 1 66.32kb.
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии 2011/2012... 1 190.81kb.
8- я всероссийиская олимпиада школьников по французскому языку 12-... 1 268.97kb.
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской... 1 229.29kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады - страница №1/1

Министерство образования Пермского края

Искусство (МХК)

Ответы муниципального этапа

всероссийской олимпиады школьников

в Пермском крае

2012/2013 учебный год

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСКУССТВУ (МХК)
В муниципальном этапе Олимпиады участвуют учащиеся 9 – 11 классов общеобразовательных учреждений – победители и призеры школьного этапа Олимпиады текущего учебного года с использованием единого комплекта заданий для всех групп участников.

Муниципальный этап проводится в один тур, в письменной форме.

Время проведения – 240 минут.

Первый тип заданий тестового характера, проверяет сформированность представлений о жанрах, эпохах.

Второй тип заданий проверяет способность эмоционально воспринимать и передавать впечатления от произведения искусства.

Третий тип заданий проверяет способность к систематизации имеющихся знаний и сведений.

Четвертый тип задания - рассуждение-эссе.

9 класс

Первый тип заданий.

Задание 1. Портрет Александры Петровны, Ф.Рокотов. «Портрет Струйской»

Задание 2. Ф.Грек. Средневековая (Древняя) Русь.

Задание 3. 1-Б, 2-Д, 3-Г, 4-В, 5-А

Задание 4. 1-Б, 2-А, 3-В, 4-Г

Задание 5. Их объединяет кружок «Арзамас»

Критерии оценки первого типа заданий.

В ответах первого типа заданий оценивается

1.Правильное определение названия – 5 баллов.

Правильное определение имени художника - 5 баллов.

Неверный ответ на поставленный вопрос – 0 баллов (каждая ошибка снижает оценку на 1 балл).


    1. Оправданное расширение, развернутый ответ на вопрос. - 5 баллов.

    2. Грамотность - 6 баллов.


Второй тип заданий.

Задание 1. Андрей Рублёв, Троица

Критерии оценки второго типа заданий.

  1. Лексический запас, необходимый для выражения отношения к культурному явлению или произведению искусства.

    • Безоценочно-описательные определения – 0,5 баллов за каждое;

    • Эмоционально-оценочное определение – 1 балл за каждое;

    • Образные определения (образы-характеры, образы-ассоциации) – 2 балла за каждый

  1. Способность точно отразить атмосферу культурного явления или произведения искусства – 2 балла (по аналогии со школьным этапом);

  2. Способность характеризовать различные стороны произведения или явления - 2 балла (по аналогии со школьным этапом);

  3. Грамотность изложения, соответствие формы высказывания заданию - 6 баллов.


Третий тип заданий.

Критерии оценки третьего типа заданий

  1. Участник видит своеобразие предложенных явлений и обоснованно предлагает принципы их характеристики - по 2 балла за каждую обоснованную характеристику или по 1 баллу за каждое верное определение.

  2. Участник сообщает дополнительные сведения об анализируемых культурных явлениях или объектах - по 2 балла за каждое верное дополнение.

  3. Грамотность 6 баллов.


Четвертый тип заданий – сбор информации

Критерии оценки четвертого типа заданий

  1. Участник раскрывает суть поставленной проблемы - 10 баллов.

  2. Логично выстраивает высказывание - 5 баллов.

  3. Применяет образы в ходе рассуждений - 5 баллов.

  4. Глубина раскрытия вопроса - 5 баллов

  5. Привлекает внешкольный дополнительный материал - 5 баллов.

  6. Выходит за рамки вопроса, расширяя видение проблемы. 5 баллов.


Примеры тем социокультурных проектов

Для участников 9 классов

(выбирается одна тема или один тип задания для всех участников с тем, чтобы критерии оценок могли быть соотносимыми)

Комментарий. Важно, выбрать один тип заданий для социокультуроного проекта для всех участников, чтобы оценки выполнения были соизмеримы. Невозможно сравнивать подготовку инсценировки с концепцией выставки.

Социокультурные проекты. Уровень сложности 1.

Вам предложено подготовить альбом иллюстраций и музыкального сопровождения к произведениям А.С.Пушкина. Какое из его произведений вы бы выбрали? К каким художникам и композиторам вы бы обратились? Каких художников и композиторов, иллюстрировавших творчество Пушкина, вы знаете? (Оценивается знание содержания и текста, возможность реализации замысла, оригинальность подхода, адекватность выбора сопроводительных материалов).



Социокультурные проекты. Уровень сложности 2.

В нашем городе проходит много фестивалей. Какой бы фестиваль предложили провести вы? Могли ли бы вы принять в нем участие сами? Чем бы он мог быть интересен вашим друзьям? Дайте краткое обоснование.



10-11 классы

Первый тип заданий

Задание 1. Дом Пашкова, созданный В.Баженовым

Задание 2. Нотр Дам де Пари, готика

Задание 3. Подберите иллюстрации к разновидностям портретного жанра: парадный портрет, психологический портрет, домашний (халатный) портрет, групповой портрет, автопортрет.

Критерии оценки первого типа заданий.

В ответах первого типа заданий оценивается

1.Правильное определение явления, произведения – 5 баллов.

Неверный ответ на поставленный вопрос – 0 баллов (каждая ошибка снижает оценку на 1 балл).



    1. Оправданное расширение, развернутый ответ на вопрос. - 5 баллов.

    2. Грамотность - 6 баллов.

Второй тип заданий.

Задание 1. «Царевна лебедь», М.Врубель

Критерии оценки второго типа заданий.

1. Лексический запас, необходимый для выражения отношения к культурному явлению или произведению искусства.



    • Безоценочно-описательные определения – 0,5 баллов за каждое;

    • Эмоционально-оценочное определение – 1 балл за каждое;

    • Образные определения (образы-характеры, образы-ассоциации) – 2 балла за каждый

2. Способность точно выразить характер культурного явления или произведения искусства – 2 балла (по аналогии со школьным этапом);

3. Способность характеризовать различные стороны произведения или явления - 2 балла (по аналогии со школьным этапом);



4. Грамотность изложения, соответствие формы высказывания заданию - 6 баллов.

Третий тип заданий.

Задание 2. Марк Шагал

Задание 3. Дягилев

Критерии оценки третьего типа заданий

  1. Участник видит своеобразие предложенных явлений и обоснованно предлагает принципы их характеристики - по 2 балла за каждую обоснованную характеристику или по 1 баллу за каждое верное определение.

  2. Участник сообщает дополнительные сведения об анализируемых культурных явлениях или объектах - по 2 балла за каждое верное дополнение.

  3. Грамотность 6 баллов.

Четвертый тип заданий.

Критерии оценки четвертого типа заданий

  1. Участник раскрывает суть поставленной проблемы - 10 баллов.

  2. Логично выстраивает высказывание - 5 баллов.

  3. Применяет образы в ходе рассуждений - 5 баллов.

  4. Глубина раскрытия вопроса - 5 баллов

  5. Привлекает внешкольный дополнительный материал - 5 баллов.

  6. Выходит за рамки вопроса, расширяя видение проблемы. 5 баллов.

Музыка

Задания первого типа

Задание 1.

Изображение (цифра)

Фамилия (+имя) композитора


Название произведения

Жанр музыкально-сценического произведения

Используемая оперная (балетная) форма

(цифра)


Характеристика происходящего на сцене

1

Модест Петрович Мусоргский

«Борис Годунов»

опера

4

IV действие, сцена «Площадь перед собором Василия Блаженного», Юродивый поет песенку, когда Борис просит его помолиться за него, отказывается и обвиняет Бориса Годунова в убийстве царевича

2

Петр Ильич Чайковский

«Щелкунчик»

балет

9

Второе действие балета. Во дворец сладостей прибывают гости из разных стран, начинаются танцы: Шоколад (испанский танец), Кофе (арабский танец), Чай (китайский танец). За ним следует Трепак (русский танец).

3

Петр Ильич Чайковский

«Евгений Онегин»

опера

1

Ариозо Ленского - кульминация первой картины оперы. Здесь Ленский признается в любви Ольге Лариной

Анализ первого задания

За каждый правильный ответ можно получить 2 балла, кроме последнего столбца. Там, за верный по смыслу ответ следует начислять 4 балла. Итого за заполнение таблицы можно получить от 0 до 36 баллов


Задание 2



Поговорка

Итальянский аналог пропущенного слова (цифра)

1

Какой русский не любит ................ езды?

4

2

........... в поле не воин

2

3

……….. весело шагать по просторам

7

4

…………… едешь, дальше будешь

1

5

Русские …………. запрягают но быстро ездят

6

6

………… не волк, в лес не убежит

5

7

Нельзя ……. войти в одну реку

8

8

Кто …… смеется, тот …. и плачет

3

Анализ задания

1

Piano – тихо (тише)

2

Solo - один

3

Forte – громко

4

Presto – быстро

5

Opera – работа

6

Adagio – медленно

7

Tutti - вместе

8

Bis – дважды

За каждый правильный ответ – 2 балла, максимум – 16 баллов.

Задание 3.

ролика

Название инструмента

Группа (цифра)

Принадлежность к типу музыки (буква)

1

Флейта Пана

3

В (Греция)

2

Укулеле

2

В (Гавайи)

3

Терменвокс

7

Д

4

Домра

2

В, Д

5

Валторна

4

А, Д

6

Виолончель

1

А, Д

7

Цимбалы

5

В (Белорусь или Украина)

8

Саксофон

3

Б, Д

9

Фагот

3

А, Д

10

Клавесин

6

Г, Д

Анализ ответа

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов – 30. В последнем столбце за правильный ответ засчитывается также один любой из приведенных. Например, только В или Д в 4 примере.


Задание 4.

Описание

термин

Жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки. В переводе с итальянского этот термин буквально означает труд, сочинение. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.

1

Система условных обозначений, принятая в какой-либо области знаний или деятельности, включает множество символов, используемых для представления понятий и их взаимоотношений, составляющее «алфавит» системы, а также правила их применения. Используется не только в музыке, но и в математике, в физике, химии, и даже шахматах. В музыке бывает невменная, мезуральная, крюковая и др.

4

Звучание тонов, «не сливающихся» друг с другом (не следует отождествлять с неблагозвучием как эстетически неприемлемым звучанием, то есть какофонией). К подобным относят большие и малые секунды и септимы, увеличенные и уменьшенные интервалы, а также все аккорды, включающие хотя бы один из этих интервалов. В средние века и эпоху Возрождения запрещался или использовался с осторожностью и по специальным правилам. Характеризует академическую музыку ХХ века

8

Смещение ритмической опоры в музыке с сильной доли такта на слабую, то есть несовпадение ритмического акцента с метрическим. В буквальном переводе с греческого – отсечение, обрубание, с итальянского – обморок.

5

Термин обозначает сохранять, охранять. Учебное заведение, которое готовит исполнителей, композиторов и музыковедов. Первое такое заведение было открыто в Неаполе в 16 веке как приют для беспризорных и сирот. В России появились в 19 веке – в Санкт-Петербурге и в Москве.

2

Подставка для нот, книг и т. п. в виде наклонной рамки, доски (на ножке или вмонтированная в музыкальный инструмент), ), а также настольная подставка для книг, тетрадей.

3

Небольшое мелодическое украшение, устойчивое по форме. Термин произошел от греческого варианта слова песня. Разновидности: группетто, мордент, трель, форшлаг.

7

Термин произошел от французского «брать обратно, возобновлять». Обозначает часть (раздел) в простых формах, сложных формах и сонатной форме, содержащая повторение музыкального материала после его развития или изложения нового. Способствует цельности и уравновешенности формы. Ярким образцом формы, использующей подобный раздел в XVII—XVIII вв. является ария Da capo

9

Музыкальный жанр, в переводе с испанского – «проходя по улице». Первоначально испан. песня с сопровождением гитары, родственная вильянсико, позднее (кон. 16 в.) танец, возникший в связи с обычаем исполнять на улице музыку торжественного или маршеобразного характера при разъезде гостей по окончании празднества. С распространением гитарной музыки в нач. 17 в. из Испании проникает во Францию и Италию. В Италии определились осн. черты жанра - сосредоточенный, торжественный, возвышенный характер музыки, медленный темп, трёхдольный размер, принцип вариаций на неизменный бас.

10

Окраска звука; один из признаков муз. звука (наряду с высотой, громкостью и длительностью), по к-рому различают звуки одинаковой высоты и громкости, но исполненные на разных инструментах, разными голосами или на одном инструменте, но разными способами, штрихами. Слушатель характеризует окраску.звука гл. обр. с помощью ассоциативных представлений - сравнивает это качество звука со своими зрительными, осязательными, вкусовыми и т. п. впечатлениями от разл. предметов, явлений и их соотношений (звуки яркие, блестящие, тусклые, матовые, тёплые, холодные, глубокие, полные, резкие, мягкие, насыщенные, сочные, металлические, стеклянные и т. п.); реже применяются собственно слуховые определения (звонкие, глухие).

6


Анализ ответа.

  1. Участник правильно определяет значение предложенных терминов. По 2 балла за каждый правильный ответ. Всего 20 баллов.


Задание второго типа

Задание 1.

1.2. С. Прокофьев «Танец рыцарей»:

Выбор из предложенного: решительный характер, маршеобразные ритмы, угловатая мелодия, повторяющиеся ходы, назойливый ритм, громкое звучание оркестра.

Возможные самостоятельные ответы: мрачный характер, тяжелый аккомпанемент, пунктирный ритм, низкий регистр, минорный лад, скачкообразный рисунок мелодии, двухдольный метр, угрожающий характер музыки, образ непреклонного жесткого человека, инструментальная музыка.


2. Гальярда неизвестного средневекового автора

Выбор из предложенного: позитивный характер, изящная мелодия, повторяющиеся ходы, народные интонации, атмосфера старинного замка.

Возможные самостоятельные ответы: оживленный темп, танцевальные ритмы, мажорный лад, звучание старинных инструментов, ритмические акценты подчеркнуты звучанием бубна (тамбурина), незатейливые мелодические ходы, остановки после каждой фразы, инструментальная музыка, двухдольный метр, синкопированный ритм.

Анализ ответа:

За каждый правильный ответ – 1 балл, за каждый самостоятельно предложенный вариант определения – 1 балл. Максимальное количество баллов - 15 баллов.


Задание 2.

Анализ ответов:

Оценивается полнота и аргументированность ответов по следующим критериям:

- полнота ответа

- жанровое и стилевое разнообразие названных музыкальных произведений

- аргументированность выбора

За каждую позицию 1 балл. Максимальное количество баллов – 30 баллов.


Задание третьего типа

Задание 1.

Анализ ответа:

Учитывается полнота ответа, его развернутость, стилистика текста, его жанровая оригинальность. Максимальное количество баллов за задание – 20 баллов.


Задание четвертого типа

Задание 1.



вопрос

симфония

концерт

1

Определение музыкального жанра

музыкальное произведение, как правило, в сонатной циклической форме, предназначенное для исполнения, как правило, симфоническим оркестром; один из важнейших жанров симфонической музыки

Произведение для многих исполнителей, в к-ром меньшая часть участвующих инструментов или голосов противостоит большей их части или всему ансамблю, выделяясь за счёт тематич. рельефности муз. материала, красочности звучания, использования всех возможностей инструментов или голосов.

2

Что обозначает слово

от греч. συμφωνία — «созвучие»)

лат.concertосостязаюсь

3

Для какого состава исполнителей предназначен

как правило, исполняется симфоническим оркестром; один из важнейших жанров симфонической музыки, Помимо оркестра, в симфонию может быть включён хор и вокал

Инструмента, входящего в основной состав симфонического оркестра (за исключением ударных) самого оркестра или хора (a capella),или только оркестра

4

Что общего у исполнительских составов этих жанров?

Использование симфонического оркестра

5

Время появления

Жанр сформировался в 18 веке (классицизм)

Жанр сформировался

6

Существовали ли эти жанры в одно время, одну эпоху?

Когда это было?



С 18 века по настоящее время

7

Какие композиторы обращались к этому жанру?

В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Мендельсон, Й. Брамс, П.И. Чайковыский, А. Хачатурян, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Шнитке, Г. Малер

А. Корелли, Г.Ф. Гендель, И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Мендельсон, Й. Брамс, К. Сен-Санс, П.И. Чайковыский, А. Хачатурян, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Шнитке, Р. Щедрин

8

Какие композиторы считаются мастерами и симфонии, и концерта?

Л. Ван Бетховен, В.А. Моцарт, Й. Брамс, Ф. Мендельсон, Д. Шостакович, П.И. Чайковский, С. Прокофьев и другие.

9

Структура

Это циклическое произведение. Классическая симфония состоит из 4 частей (быстро-медленно-быстро-быстро). Иногда цикл может сжиматься или расширяться в зависимости от замысла композитора

Это циклическое произведение.

Классический концерт состоит из 3 частей (быстро-медленно-быстро). Иногда цикл может сжиматься или расширяться в зависимости от замысла композитора



Структурной особенностью концерта является наличие двойных разделов (например, двойная экспозиция – солиста и оркестра - в первой части), а также обязательная каденция солиста – показ его виртуозных возможностей.

10

Что общего в структуре этих жанров

Многочастность, опора на сонатную форму, названия частей также могут быть названы одинаково (например, финал симфонии и финал концерта). Могут встречаться одночастные симфонии и одночастные концерты.

11

Какие существуют жанровые разновидности

существуют симфонии-сюиты, симфонии-рапсодии, симфонии-фантазии, симфонии-баллады, симфонии-легенды, симфонии-поэмы, симфонии-реквиемы, симфонии-балеты, симфонии-драмы (род кантаты) и театральные симфонии как разновидность оперы

С конца 18 в. наиболее распространены К. для одного солирующего инструмента с оркестром, реже встречаются концерты для нескольких инструментов с оркестром - "двойной", "тройной", "четверной". В 17 веке был распространен жанр кончерто гроссо, где оркестру(ансамблю) противопоставлялась группа солирующий инстурментов. Особые разновидности составляют К. для одного инструмента (без оркестра), К. для оркестра (без строго определённых сольных партий), К. для голоса (голосов) с оркестром, К. для хора а cappella.

12

Где в Перми можно услышать исполнение музыки в этих жанрах?

Залы Пермской филармонии (Органный зал), ПАТОиБ им. П.И. Чайковского, Концертный зал ПГИИК

Залы Пермской филармонии (Органный зал), ПАТОиБ им. П.И. Чайковского, Концертный зал ПГИИК

Анализ ответа:

За каждую правильно заполненную ячейку в таблице ответа - 1 балл Максимальное количество баллов за задание – 20 баллов.




Из всех этих лживых россказней о блондинках добрая половина неправда. Янина Ипохорская
ещё >>