Методические рекомендации по проведению мастер-класса мастер класс - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
­ Картины известных петербуржцев представлены в галерее «Мастер класс». 1 53.14kb.
«Мастер-классы, деловые игры» Мастер – класс по оборудованию d-link. 1 37.75kb.
Конспект мастер-класса: «геральдика для дошкольников. С чего начать…» 1 47.1kb.
Мастер-класс «Энкаустика – восковая живопись» 1 8.33kb.
Муниципальные образовательные учреждения 1 93.03kb.
Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся 1... 1 213.58kb.
Тема: «Интерактивные методы обучения на уроках географии» Цель мастер... 1 83.12kb.
Сценарий мастер класса по теме: Использование межпредметных связей... 1 42.41kb.
Мастер – класс журналиста – расследователя Мустафы Найема! Известный... 1 15.86kb.
Программа дисциплины «Мастер-класс по креативному письму» 1 261.53kb.
Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник 1 52.84kb.
Как отличить бриллианты от подделки на бытовом уровне? В популярной... 1 164.75kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации по проведению мастер-класса мастер класс - страница №1/1

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МАСТЕР-КЛАССА

 

Мастер класс - одна  из форм эффективного профессиональ­ного обучения как учителя, проявляю­щего активность в поиске путей для роста своего педагогического мастерства, так и учителя, который пассивно относится к своему про­фессиональному развитию.

 

Мастер-класс это:

 


  • вид профессионального объ­единения в определенной школе, который предпо­лагает сильную, обладающую признанным автори­тетом фигуру Мастера и группу учителей-учеников.

  • ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача мастером ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего - путем прямого и комментированного показа приемов работы.

 

Важно, что мастер-класс является разовой фор­мой работы, которая объединяет небольшие груп­пы учителей.

При разработке технологии проведения мастер-класса использованы положения, разработан­ные В.В.Сериковым в концепции личностно-ориентированного образования, в которой развитие личностного уровня индивида рассматривается как специальная функция обучения и, соответственно, цель воспитания состоит в том, чтобы создать ус­ловия для полноценного проявления и развития личностных функций субъекта образовательного процесса.

Условия в концепции личностно-ориентированного образования рассматриваются как сово­купность мер в учебно-воспитательном процессе, способствующих достижению более высоких результатов.

 

Условия результативной работы «учеников» мастер-класса:

 


  1. мо­тивация осознанной деятельности всех учителей, принимающих участие в работе мастер-класса;

  2. повышение уровня теоретической и методической подготовки учителей;

  3. готовность «учеников» и Мастера к развитию собственной преобразую­щей деятельности на научной основе;

  4. рефлек­сия деятельности «учеников» и Мастера в процес­се собственной практики.

 

 

Си­стема работы Учителя-Мастера состоит из:



    1. комплекса методи­ческих приемов, педагогических действий, кото­рые присущи именно этому педагогу;

    2. взаимосвязанных между собой действий, оригинальных и обес­печивающих только эффективное решение учебно-вос­питательных задач.

Признаками системы работы учителя являются:

      • целостность;

      • оптимальность в оп­ределении места и времени применения каждого методического приема;

      • разносторонность воздей­ствия на учащихся с одновременной сосредоточен­ностью на развитии стержневых ведущих качеств личности; оригинальность методики;

      • свой соб­ственный индивидуальный стиль творческой педагогической дея­тельности как совокупность индивидуально-личностных характеристик учителя проявляющихся при отборе содержания, форм, методов организации педаго­гической деятельности, в процессе рефлексии и оценки собственных достижений и неудач.

 

Положительный результат обучения в работе мастер-класса состоит в том, что:

  • активный учитель использует механизм обучения, с помощью которого он анализирует свой педагогический опыт и находит способы обновления сво­ей профессиональной потенции.

 

  • пассивный учитель, выполняя определенный алгоритм действий, включается в активную познавательную деятельность

 

Условия активизации познавательной деятельности всех участников работы

мастер-класса :



  1. обеспечение формирования мотивации и познавательной по­требности в конкретной деятельности;

  2. стиму­лирование познавательного  интереса и отработка умений по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;

  3. осуществление  индивидуального  подхода по от­ношению к каждому участнику мастер-класса,

  4. от­слеживание  позитивного  результата учебно-по­знавательной деятельности каждого учителя.

Реализация перечисленных условий предпола­гает диагностику личностных качеств учителя, которая предусматривает:

  1. выявление уровня готовности учи­теля к профессиональной деятельности в совре­менной развивающейся школе;

  2. определение уров­ня готовности в процессе сравнения выявленных качеств с теми, которые приняты учи­телями как эталон;

  3. анализ и оп­ределение  степени отклонений своих личностных качеств от эталонного представления;

  4. оценивание трудностей и недостатков ;

  5. корректировку  своих действий;

  6. определение  путей профессионального саморазвития;

  7. реализацию исследовательского подхода, который предполагает выполнение системы зада­ний исследовательского характера в процессе учебного познания, использование методов соот­ветствующей науки;

 

Мастер-класс как форма организации активной самостоятельной работы слушателей предполага­ет в процессе работы профессионального объ­единения:

  • использование эмпирических методов исследования: наблюдение, изучение документов и результатов деятельности Мастера и школьни­ков;

  • тестирование,

  • разработку дидактических ма­териалов для опытно-экспериментальной работы в собственной педагогической деятельности.

  • наблюдение как наиболее информатив­ный метод исследования.

 

Основные требования научности педагогического наблюдения:

    • наблюдение проводится по заранее продуман­ному плану с четко поставленной целью;

    • в плане детализируются все вопросы, по ко­торым необходимо получить конкретные ответы в процессе анализа результатов наблюдения;

    • количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены в плане;

наблюдатель обязан тщательно предусмот­реть возможности появления ошибок наблюдений и по возможности предупредить их.

Этапы педагогического наблюдения:

  1. выбор объекта и определение цели;

  2. составление плана;

  3. под­готовка документов (бланков протоколов, инструк­ций и т.д.);

  4. сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы);

  5. обработка и оформление результатов наблюдения;

  6.   анализ результатов;

  7.   выводы наблюдения.

 

Блоки, пред­ставляющие собой структуру педагогической  технологии:

  1. цель научной идеи - создание  условий для профессионально­го самосовершенствования учителя, при котором:

а) приобретается опыт подготовки к проектирова­нию адаптивной образовательной среды ученика;

б) формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.



Основные научные идеи - деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы

  1. последовательные действия учителя и ученика - пошаговый ал­горитм изучения авторской системы работы учи­теля-Мастера.;

  2. критерии оценки - новый уровень индивидуаль­ного стиля творческой педагогической деятельно­сти (имитационный, конструктивный, творческий);

  3. качественно новый результат- умение моде­лировать урок в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.

 

Алгоритм тех­нологии мастер-класса.

1 -й шаг.  Презентация педагогического опыта  мастера.

1.1. Краткая характеристика учащихся экспери­ментального класса, обоснование результатов ди­агностики, прогноз развития учащихся.

1.2. Краткое обоснование основных идей тех­нологии, которая эффективна в работе с экспери­ментальным классом.

1.3. Описание достижений в опыте работы Ма­стера, который зафиксирован в городском инфор­мационном центре.

1.4. Доказательство результативности деятель­ности учащихся, свидетельствующие об эффектив­ности использования педагогической технологии.

1.5. Определение проблем и перспектив в ра­боте учителя.



2-й шаг. Представление системы уроков.

     2.1. Описание системы уроков в режиме эффек­тивной педагогической технологии.

2.2. Определение основных приемов работы, ко­торые Мастер будет демонстрировать слушателям.

3-й шаг. Имитационная игра.

3.1. Учитель-Мастер проводит урок со слуша­телями, демонстрируя приемы эффективной рабо­ты с учащимися.

3.2. Слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом уроке.

4-й шаг. Моделирование.

4.1. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме технологии урока мастера (Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную дея­тельность слушателей и управляет ею).

5-й шаг. Рефлексия. 

5.1. Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.

Достижение целей в работе мастер-класса оп­ределяется в соответствии с поставленной целью.

Результатом совместной деятельности являет­ся модель урока, которую разработал «учитель-уче­ник» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

Таким образом, учитель-Мастер раскрывает «ученикам» авторскую систему учебно-воспита­тельной работы по своему предмету. Мастер-класс отражает умение Мастера проектировать успеш­ную деятельность школьников, создает условия для роста педагогического мастерства на основе реф­лексии собственного педагогического опыта.

  

Мастер-класс –

 


  • форма обучения для людей любого пола или возраста (объединенных в группы по определенной актуальной теме), знания, умения,  навыки при которой приобретаются или совершенствуются через деятельностный подход путем самоорганизации и активизации творческого потенциала каждого участника;

  • наглядная демонстрация достижений профессионала с целью передачи знаний и опыта слушателям для возможного использования их в работе;

  • одна из форм учебного занятия, на котором учитель-мастер, вовлекая в творческую совместную деятельность каждого ученика, обучает его мастерству общения, творческого мышления, самостоятельной организации обучения, деятельностного освоения нового;

  • это «изюминка», которую нужно представить творчески, чтобы было актуально и интересно;

  • одна из форм познания посредством активной деятельности участников, решающих индивидуально и совместно поставленную перед ними задачу; признаком данной формы является использование максимального потенциала каждого при создании творческого продукта и взаимодействии всех;

  • это кухня, на которой шеф-повар учит поварят очень «простым» рецептам, которые позволяют общаться, активно взаимодействовать, творчески совершенствоваться, чтобы достичь высот мастерства.

 

 

 



 

 

  



Характерные особенности мастер-класса:

 


  • Передача и обмен опытом;

  • Деятельностный подход (Активная деятельность участников);

  • Глубокое сочетание теории и практики;

  • Смена деятельности;

  • Наглядность;

  • Образность;

  • Постижение через соучастие (тесное взаимодействие с учащимися);

  • Получение немедленного результата (удовлетворение от полученных результатов);

  • Проводит яркая личность;

  • Нет назидательности;

  • Вызывает желание сделать, как мастер;

  • Сделать лучше;

  • Простота;

  • Доступность;

  • Творчество;

  • Инициативность;

  • Мозговой штурм;

  • Исполнение различных ролей;

  • Креативная, высокоинформативная, деятельностная обучающая форма, объединяющая неравнодушных людей;

  • Возможность получить «толчок» к творческой деятельности;

  • Рефлексивная деятельность.

 

Структура мастер-класса:

 


  • Актуализация. Постановка проблемы (цели, задач);

  • Тренинг или разминка (активизация деятельности);

  • Блок учебной информации. Основные элементы опыта;

  • Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса. Обмен идеями. Образная интерпретация;

  • Рефлексия.

 

Организация мастер-класса:

 


  • Идея;

  • Подготовка, постановка цели, задач;

  • План;

  • Найти личность мастера (подбор команды);

  • Подбор информации;

  • Реализация проекта;

  • Показ своей презентации (методов, приемов работы);

  • Привлечение параллельно участников к активной деятельности;

  • Рефлексия.

 

Деятельность мастера:

 


  • работа под девизом «Знаешь сам – научи другого»;

  • умение владеть вниманием аудитории;

  • максимальное вовлечение участников;

  • развитие умения работать индивидуально и в группах;

  • использование новых нетрадиционных форм и методов работы;

  • высокий уровень педагогического мастерства;

  • большое желание работать творчески;

  • проявление индивидуальности (показ педагогических индивидуальных способностей).

Образ мастер-класса: Мастер. Группа слушателей. Нетрадиционные формы работ.

 






Привлекательность лабиринта иногда заключается в том, что в него не всякий вхож. Лешек Кумор
ещё >>