Методические рекомендации по проведению единого классного часа по теме: «великие победы россиян» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по проведению праздника Последнего звонка... 1 358.92kb.
Методические рекомендации по проведению единого классного часа, посвященного 3 458.42kb.
Методические рекомендации и материалы для проведения единого классного... 3 588.88kb.
Рекомендации к проведению классного часа в 9 классе в школе с углубленным... 1 48.58kb.
Методические рекомендации к проведению классного часа ( в соответствии... 3 391.51kb.
"спид реальная угроза нашему обществу" 1 95.47kb.
Методические рекомендации по проведению урока (классного часа) 1 257.25kb.
Методическая разработка классного часа 1 77.83kb.
Методические рекомендации по проведению классного часа, посвященного... 1 363.55kb.
Методические рекомендации по проведению занятий по плаванию в оздоровительной... 1 169.07kb.
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях... 1 382.27kb.
О технологиях мирового господства 7 1081.91kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации по проведению единого классного часа по теме: «великие - страница №1/21


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Методические рекомендации по проведению
единого классного часа по теме:

«ВЕЛИКИЕ ПОБЕДЫ


РОССИЯН»


Москва
МИОО

УДК 373.016:323.1(470+571)


ББК 74.266
М 54

Авторы-составители - сотрудники МИОО:

А.Э. Безносов, Л.А. Иляшенко, Е.Г. Каткова, И.В. Козленко,


С.И. Козленко, Т. А. Круглова, О.Н. Мельникова, Т. С. Орлова,
Е.В. Саплина, В.В. Тороп, Е.В. Чухина, И.В. Щеглова,
учитель школы № 218 САО И.Ю. Силина

Руководитель авторского коллектива - зав. каф. социально-
гуманитарных дисциплин, ведущий научный сотрудник, директор
центра исторического образования, профессор МИОО,
к.п.н., заслуженный учитель РФ С.И. Козленко

Методические рекомендации по проведению первого урока 2010/2011 учебного года по теме: «Великие Победы россиян». - М.: МИОО, 2010. - 272 с.

Под редакцией А.Л. Семенова - ректора МИОО, член-кор. РАН
и член-кор. РАО, д.ф-м.н., профессора, заслуженного работника
высшей школы РФ

Подписано в печать 02.08.2010.
Формат 60x90/16. Бумага офсетная. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 17,0. Тираж 3000 экз. Заказ №

МИОО

125167, Москва, Авиационный пер., д. 6

Отпечатано в ОАО «Московские учебники и Картолитография»
125252, Москва, ул. Зорге, д. 15

18БМ 978-5-94898-384-4

© МИОО, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Козленко С. И.

О первом уроке 2010/2011 учебного года «Великие победы россиян»... 5

УРОК «ВЕЛИКИЕ ПОБЕДЫ РОССИЯН» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Т.А. Круглова

Вариант 1. (Урок для учащихся первого класса) 24



Е.Г. Каткова

Вариант 2 34



И.В. Щеглова

Вариант 3 43



Л.А. Иляшенко

Вариант 4 «Покорители космоса» 51



МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ «ВЕЛИКИЕ ПОБЕДЫ РОССИЯН» В ОСНОВНОЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

А.Э. Безносое

М.В. Ломоносов как явление русской науки и образования 64



И.Ю. Силина

«Опустела без тебя Земля...»

(К 50-летию первого полета человека в космос) 100


  1. Э. Безносов, О.Н. Мельникова, Т.С. Орлова, Е.В. Саплина Сценарий конкурса знатоков истории

Великой Отечественной войны 138

И.В. Козленко

К 150-летию со дня рождения Антона Павловича Чехова 158



О.Н. Мельникова

Андрей Рублев 181



С.И. Козленко

Иван Федоров - русский первопечатник 194



Е.В. Чухина

Софья Васильевна Ковалевская 202



  1. В. Тороп

Материалы для проведения урока-беседы о жизни Н.И. Пирогова 206

О.Н. Мельникова

Исаак Ильич Левитан 221



В.Б. Брушлинский

Ему нужна была Великая Россия 221



3




Н.Н. Ченцов

М. В. Келдыш - человек и ученый

(малоизвестные страницы биографии) 221

В.В. Келдыш

Семья Келдышей 221



4

Козленко С.И.

Предлагаемые цели классного часа:

воспитание и развитие у уча­щихся:



  • патриотизма, уважения к истории нашей Родины, граж­данственности; мировоззренческих убеждений на основе осмысления исторически сложившихся культурных, рели­гиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок;

  • осознания себя как представителей исторически сложив­шегося гражданского, этнокультурного сообщества;

  • понимания своего статуса как гражданина России, члена московского сообщества;

  • способности определять собственные позиции по отно­шению к явлениям современной российской жизни;

  • умения анализировать социальную информацию, пред­ставленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд).

Примерные вопросы урока (предполагается, что их но­менклатура, степень и глубина раскрытия выбираются учителем; он может и дополнять их):

    1. Победы России - Победы россиян.

    2. Качества человека-победителя.

    3. Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. как непреходящая ценность России.

    4. Наука: современное развитие и традиции.

    5. Великие россияне - победители.

6




      1. По первому вопросу классного часа целесообразно обсудить с уча­щимися следующее:

  • Что такое победа?

  • В каком случае можно говорить о Победе с большой бук­вы?

  • Что такое Победы национальные и личные?

  • Как они взаимосвязаны?

  • Почему для развития страны, для формирования нацио­нальной идентичности так важны Победы?

  • Перечислите примеры того, что в истории нашей страны можно назвать выдающимися Победами россиян.

  • Дайте свое предложение о том, как их можно классифици­ровать.

    1. Какими качествами должен обладать человек, который хо­чет стать победителем? В уже упомянутой выше разработке на основе мнения ряда педагогов и психологов даются такие реко­мендации:

1) Человеку, рассчитывающему стать в жизни победителем, прежде всего, целесообразно определить: что он считает жизнен­ной победой. Ведь для одного это будет исполнение желания произвести впечатление на весь мир любой ценой или создание для себя самых комфортных условий жизни. А для другого - это служение Родине, людям, когда свои личные победы становятся частицами общей победы Отечества. Если обратиться к воспоми­наниям тех людей, которые стали символами побед, умения пре­одолевать трудности жизни, то можно сформулировать такое правило успеха: не отвлекайтесь на пустое, внешне броское и яр­кое, займитесь добрым, важным, нужным не только вам, но и другим людям. Настоящие победители выбирают себе дело, в ко­тором они смогут очень многого добиться, но не чураются и мел­ких дел, выполнения повседневных обязанностей, без которых

7




жизнь невозможна. В этом проявляются такие важные человече­ские черты, как ответственность и надежность.

      1. Для достижения цели надо уметь концентрировать внима­ние, стараться не отвлекаться на дела посторонние, внешние сти­мулы. Речь идет о своеобразной «помехоустойчивости». Эта «помехоустойчивость» прямо пропорциональна концентрации внимания. Характерным примером такого соотношения является стереотип о рассеянности великих ученых, который поддержива­ется массой забавных примеров. Но ведь рассеянность этих лю­дей чаще всего результат их крайней сосредоточенности.

      2. Необычайно важно быть настойчивым в достижении цели. Это тем более необходимо, что, как правило, успех не приходит быстро. А когда он пришел, то это не гарантия от возможного поражения в дальнейшем. Отсюда вывод о важности умения пе­реносить неудачи. Это неотделимо от умения осуществлять над собой самоконтроль. Нужны привычка анализировать успехи и неудачи, их причины, умение из неудач извлекать пользу в соче­тании с желанием не останавливаться на достигнутом, долго на­слаждаясь успехом. Предлагая стратегию отношения к неудачам, психологи дают совет: считайте жизнь своим учителем. Рассмат­ривайте неудачи, как уроки, приближающие вас к успеху. Каж­дый день в школе под названием «жизнь» вы получаете возмож­ность выучить новые уроки, некоторые из которых являются ра­достными и приятными, а некоторые приносят разочарования, боль. Правильное отношение к неудачам формирует еще одно важное умение - побороть страх перед ними. Страх приходит к каждому человеку: и в действительно критических ситуациях между жизнью и смертью, и в обычных житейских, например, страх показаться смешным в глазах одноклассников. Уменьшить его влияние, взять себя под контроль - непременное требование для достижения успеха в большом и малом деле.

      3. Очень важным для достижения победы является чувство собственного достоинства. Настоящие победители - всегда лич­ности. А без чувства собственного достоинства личности быть не может. Именно оно позволит правильно оценить свои поступки,

8




сделать все возможное, чтобы не допустить поругания собствен­ной чести: ни собой, ни другими.

      1. Как ни банально это прозвучит, но победы во многом обеспечивает состояние здоровья. Конечно же, не надо забывать, что множество людей добивалось их не благодаря, а вопреки этому состоянию. Честь им и хвала! Но если здоровье, к счастью, есть, сделайте все, чтобы его сохранить и преумножить.

      2. Никогда не поздно начинать борьбу за победу, но чем раньше ее начнешь, тем выше шанс победить. Обсуждая эти ка­чества с учащимися, можно совместно выявить их сложность, диалектичность, иногда взаимную и внутреннюю противоречи­вость, несогласие учащихся. Все это является ценным элементом обсуждения.

3. Каждый учебный год в школе знаменуется выбором тем, которые являются своеобразной доминантой в определении того, что называется воспитательной составляющей. Среди них есть те, которые в последние годы традиционно выдвигаются не просто на первые места, но и в значительной степени определяют общие подходы к рассмотрению истории Отечества в образовательных учреждениях: «История Великой Отечественной войны 1941­1945 гг.», «Победы России».

Обе темы органично взаимосвязаны, они объединены не только содержательно, но и по духу того, что и как раскрывается в них.

Прошли юбилейные торжества, посвященные Ве­ликой Победы. Важно, чтобы работа, достойно проведенная в их рамках образовательными учреждениями, не была ослаблена, те организационные и методические находки, которые использова­лись при рассмотрении центральной темы истории России XX в. активно применялись и обогащались бы и впредь. Обращение к теме истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на Пер­вом уроке нового учебного года вполне объяснимо. Другое дело, что обращение к Победам россиян на нем нельзя сводить только к этому событию, как и к исключительно военным Победам вообще.

9




Для планирования всей воспитательной работы в новом учебном году важно исходить из идеи: Победа в Великой Отече­ственной войне - непреходящая ценность россиян!

Для тех педагогов, которые найдут нужным актуализировать знания учащихся по истории Великой Отечественной войны на Первом уроке, рекомендуем использовать разработку сотрудни­ков центра исторического образования МИОО, включенную в данные методические рекомендации: «Сценарий конкурса знато­ков истории Великой Отечественной войны» и соответствующие материалы книги» Методические рекомендации по проведению первого урока 2009/2010 учебного года по теме: «ЭТО ГОРДОЕ СЛОВО «ПОБЕДА!» - М.: МИОО, ОАО «Московские учебни­ки», 2009.

Прошедший учебный год стал характерным для развития еще одного направления работы школ - вопросов критики фаль­сификаций истории.

Известно, что Президент России Д. А. Медведев создал Ко­миссию по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, поскольку свою безопасность, судьбу Родины сможет защитить только образованное и здравомыслящее общество.

Фальсификациям подвергаются многие страницы истории России, прежде всего, те, которые являются узловыми, определи­ли ход ее развития, оказали заметное влияние на мировую исто­рию. Среди них, прежде всего, Великая Отечественная война как важнейшая и решающая часть Второй мировой войны.

Тема противоборства фальсификациям предвоенных, воен­ных и послевоенных событий Великой Отечественной постоянно была представлена в нашей исторической литературе (см., на­пример, генерал армии М.А. Гареев. «История Великой Отечест­венной войны: предотвращение ее искажения и фальсификации». - Военно-исторический журнал, 2006, № 11-12), но в последнее время масштаб и сила фальсификаций резко возросли, что за­ставляет уделить этому вопросу в преподавании истории в школе особое внимание.



10




В 2009 г. в России были обнародованы результаты уникаль­ного исследования - «Освещение общей истории России и наро­дов постсоветских стран в школьных учебниках новых независи­мых государств». Творческий коллектив выявил, частично пере­вел на русский язык и проанализировал 187 учебников и учебных пособий из 12 бывших союзных республик (за исключением Таджикистана и Туркмении). В целях обеспечения объективно­сти, анализу подвергались наиболее массовые, либо вообще един­ственные учебники в каждом из новых независимых государств.

Результаты исследования см. в: «Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках новых независимых государств». /Под ред. А.А. Данилова и А.В. Филиппова. - М., 2009.

Авторы исследования подчеркивают, что во всех странах, кроме Белоруссии и частично Армении, преподавание общего с Россией периода истории строится на концепции русской окку­пации и многовековой национально-освободительной борьбы титульного этноса: «Основным содержанием национальной исто­рии в период нахождения в составе Российской империи и СССР оказывается национально-освободительная борьба» (с. 7).

Главный вывод авторов исследования выражен так: «Если существующие тенденции продолжатся, то через 15-20 лет <...> в сознании народов бывшего СССР будет сформирован образ России как зловещей империи, которая веками уничтожала, по­давляла и эксплуатировала их» (С. 12).

Вопросы истории Великой Отечественной войны - в центре попыток фальсификации.

Искажение истории Великой Отечественной войны 1941­1945 гг. имеет конкретные и далеко идущие цели. В работе ин­ститута Военной истории МО РФ «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: ключевые проблемы истории в вопросах и отве­тах» - М., 2010, авторы так определили их (С. 4):

« - посредством принижения исторической роли России как гаранта стабильности в Евразии ограничить ее влияние на миро­вые процессы;

11






















































































































  • используя фальсификации истории России (в том числе военной составляющей) - разрушить общее стремление государств бывшего Союза к единению, проведению ско­ординированной внутренней и внешней политики;

  • искажая устоявшиеся представления о нашей истории, - подорвать чувство собственного достоинства россиян, лишив самого главного, того, что российский народ вынес из прошлого, - гордости за свое Отечество, за наши вели­кие свершения и вклад в мировую цивилизацию».

Это обязывает учителя при обращении к истории Отечества, организации внеурочной работы с учащимися:

  • создавать условия формирования у школьников научных взглядов на события, явления, процессы истории Великой Отечественной;

  • обучать учащихся анализировать сущность фальсифика­ций, уметь противоборствовать им, прежде всего, в своей голове, находить нужные аргументы для доказательства своей точки зрения;

  • усиливать внимание к вопросам, которые стали объектом фальсификаций.

Специалисты института Военной истории МО РФ в уже ци­тируемой работе: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: ключевые проблемы истории в вопросах и ответах» так опреде­лили в качестве примеров распространенные направления фаль­сификаций и искажаемые исторические события истории Вели­кой Отечественной войны 1941-1945 гг. в системе информацион­ного противоборства (С. 41-42):

1. Возложение на СССР (Россию) равной с Германией ответ­ственности за развязывание Второй мировой войны 1939­1945 гг.:



  • замалчивание аншлюса Австрии, захвата Чехословакии, Мюнхенского сговора, «странной/сидячей войны» в Европе, ис­кажение их причинно-следственной связи с советско- германскими договорами 1939 г., в том числе пактом Молотова- Риббентропа;

12




  • «захватническая политика СССР в отношении Польши и Прибалтики»;

  • «подготовка Сталиным упреждающего удара по Германии в 1941 г.»;

  • уравнивание фашизма и сталинизма посредством призна­ния подобия внутригосударственных явлений в Германии и СССР, а также сходства управленческих подходов Сталина и Гитлера во внешнеполитической деятельности.

    1. Развенчание характера Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. как народной, освободительной, отечественной:

  • преувеличение масштабов коллаборационизма на террито­рии СССР, оккупированной нацистским агрессором;

  • депортация советских народов как «месть за национально- освободительную борьбу»;

  • причисление предателей Родины к «борцам за независи­мость народов, борцам со сталинским большевистским режимом».

  1. Лишение России статуса победителя, сыгравшего решаю­щую роль в Победе над фашизмом в Европе:

  • «слабость советского военного искусства, советских полко­водцев и военачальников» (посредством преувеличения потерь, масштабов репрессий накануне войны);

  • «экономическую основу Победы Советского Союза в Вели­кой Отечественной войне составили поставки по ленд-лизу»;

  • занижение «цены» Победы, заплаченной советским наро­дом (потери), в том числе се влияния на современную демогра­фическую ситуацию в России.

  1. Лишение России, ее Вооруженных Сил и народа ранее все­мирно признанного статуса Освободителя:

  • замена понятия «освободительная миссия» СССР на - «ок­купация» Советским Союзом;

  • «экспорт социализма из СССР в страны Восточной и Цен­тральной Европы».

4. Данный вопрос звучит особенно актуально в начале ново­го учебного года.

13




Вопросы развития науки, современных технологий в центре внимания российского общества, руководителей государства.

Президент России Д.А. Медведев подчеркнул: «Националь­ная конкурентоспособность была и остается нашей стратегиче­ской целью....Развитие страны по инновационному пути, внедре­ние передовых технологий, увеличение производительности тру­да никакой альтернативы не имеют.».

Сегодня нашей стране необходима победа над бедностью и коррупцией, над экономической и технологической отсталостью. Результатом этой победы станет достойное место России в меж­дународном разделении труда и распределении доходов.

Нам необходимы: повышение конкурентоспособности эко­номики через выход на инновационный путь развития, поддерж­ку науки, развитие инфраструктуры, наращивание инвестиций в первую очередь в высокие технологии, в отрасли - локомотивы экономического роста.

Выделено пять приоритетных направлений модернизации:


  • энергетика,

  • информационные технологии,

  • телекоммуникации,

  • биомедицинские технологии,

  • ядерные технологии.

Предполагается, в частности, что этих направления станут основными для научно-технологического комплекса по разработ­ке и коммерциализации новых технологий в Сколково в Подмос­ковье, где будут филиалы и лаборатории ведущих университетов и компаний России и других стран. Новый инновационный центр станет прообразом города будущего, испытательным полигоном новой экономической политики.

Сегодня перед Россией стоят задачи не менее важные, чем 70 или 50 лет назад. Это задачи - больших и малых побед в со­хранении, воссоздании, более всего - в создании заново отечест­венной науки и технологии. Об этом постоянно говорят руково­дители страны, это лучше других понимают сами ученые и инже­неры. Помимо политической воли руководства и желания



14




старшего поколения стране сегодня необходима молодежь, для которой карьера ученого, инженера, организатора и менеджера инновационных технологий является достойной и привлекатель­ной. Поэтому столь важно дать нашим школьникам примеры по­бедителей именно из области науки и технологии. Именно эти фигуры для нас сегодня наиболее важны, именно их образцы мо­гут помочь школьник принять решение о дальнейшем жизненном пути, важном для страны, решение о поступлении на математиче­ский или естественнонаучный факультет университета, на инже­нерный факультет технического вуза.

Одним из таких победителей является Мстислав Всеволо­дович Келдыш, столетие со дня рождения которого мы отмечаем в 2011 году. Выходец из дворянской семьи, он с детства столк­нулся с несправедливостью власти по отношению к человеку. Талантливый математик, получивший первоклассные результаты, стал заниматься прикладными вопросами, которые вскоре оказа­лись центральными для российской военной промышленности и политики, стал Главным теоретиком космонавтики. В качестве организатора научных исследований и технологических разрабо­ток стал одним из «трех К» - Келдыш - Королев - Курчатов, ко­торые и создали «ракетно-ядерный щит Родины». Келдыш руко­водил Институтом прикладной математики (который сейчас но­сит его имя и расположен в Центральном и Юго-Западном округах Москвы), большая часть деятельности которого была по­священа построению математических моделей для задач, ключе­вых в области современных вооружений. Ответственность сле­дующего уровня, которую М. В. Келдыш нес в течение 14 лет - Президент Академии наук СССР. О жизни М. В. Келдыша много можно прочитать на сайте Института прикладной математики им. М. В. Келдыша: Ьир://кеЫу8Ь.ги/тетогу/кеЫу8Ь/ Часть информа­ции с этого сайта мы разместили в приложении к данному посо­бию, чтобы дать возможность учителю, пролистав это приложе­ние, принять решение о том, как именно использовать информа­цию из него на своих уроках. На доме в Москве, где жил Келдыш



15




(Воробьевское шоссе, 8), на здании МГУ установлены мемори­альные доски, бюсты установлены на Аллее Космонавтов и у Ин- ституа прикладной математики имени М. В. Келдыша (Миусская пл. д.4). Именем академика Келдыша названа площадь на пересе­чении улиц Профсоюзной и Обручева в ЮЗАО.

следующая страница >>



Неважно, насколько плохо вы рисуете, до тех пор, пока вы рисуете плохо не так, как другие. Джордж Мур
ещё >>