Методические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных учреждениях Оренбургской области - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по проведению Урока России в общеобразовательных... 1 399.92kb.
Рекомендации по подготовке и проведению «Международного Дня мира» 1 116.65kb.
Методические рекомендации по подготовке и проведению объектовой тренировки... 1 208.48kb.
Методические рекомендации по подготовке и проведению общих собраний... 1 192.25kb.
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных... 1 242.26kb.
Л. Г. Чеботарь Перегонцева Татьяна Валерьевна 1 352.51kb.
Методические рекомендации по контролю состояния охраны труда в образовательных... 2 482.71kb.
Методические рекомендации по проведению мероприятий, посвященных... 4 985.38kb.
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях... 1 379.98kb.
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях... 1 382.27kb.
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях... 1 375.21kb.
Военно-спортивная игра «Большие маневры» 1 73.73kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных учреждениях - страница №1/3

Методические рекомендации по подготовке и проведению

в образовательных учреждениях Оренбургской области

мероприятий, посвященных 70-летию Курской битвы

Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь руководящим и педагогическим работникам при планировании, подготовке и проведении в 2013-2014 учебном году мероприятий, посвященных 70-летию Курской битвы.

Адресованы специалистам муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, курирующим вопросы воспитания; заместителям директоров школ по воспитательной работе, педагогам-организаторам, классным руководителям, воспитателям групп продленного дня, педагогам дополнительного образования.

В связи с 70-летием победы в Курской битве рекомендуем в образовательных учреждениях Оренбуржья в план воспитательной работы на 2013-2014 учебный год включить мероприятия, посвященные этой дате.

С первоначальной справочной информацией о Курской битве, командующих, об оценке планов и силах сторон, роли разведки, о ходе оборонительных и наступательных операций, итогах битвы, потерях и перечень литературы рекомендуем ознакомиться в Интернет-ресурсах «Курская битва – Википедия».

Материалы в помощь педагогу

70-летие разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве – важнейшее событие в жизни не только России, но и всего прогрессивного человечества. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства.


12 июля 2013 года исполнилось 70 лет со дня Победы советских войск над фашизмом в Курской битве. В героическом прошлом осталось лето 1943 года, когда после поражения в битвах под Москвой и на Волге гитлеровцы намеревались взять реванш в летнем наступлении. Начать его они решили окружением и уничтожением советских войск в районе Курска, фронт которых глубоко вдавался в расположение немецко-фашистских войск и получил название «Курская дуга».

В боевые действия было вовлечено более двух миллионов человек, применено 6 тыс. танков, около 30 тыс. орудий и минометов, до 4 тыс. боевых самолетов. Здесь развернулись невиданные до тех пор танковые и воздушные сражения. Военная история не знала столь массового применения бронетанковой техники. Вот почему Курскую битву по праву называют величайшим танковым сражением Второй мировой войны.

В советской и российской историографии принято разделять сражение на 3 части: Курскую оборонительную операцию (5 – 12 июля), Орловскую (12 июля - 18 августа) и Белгородско-Харьковскую (3 – 23 августа) наступательные операции. Немецкая сторона наступательную часть сражения называла операция «Цитадель». Сражение продолжалось 49 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа, и закончилось поражением немецко-фашистских войск.


Победа советских войск в Курской битве имела огромное политическое и военное значение. После завершения битвы Красная армия перешла к наступательным операциям. Битвой под Курском завершился коренной перелом в Великой Отечественной войне. За величайшее мужество и героизм свыше 100 тыс. советских воинов-участников битвы на Огненной дуге - были награждены орденами и медалями, около 180 человек стали Героями Советского Союза.

В Оренбургской области в настоящее время проживает 151 участник Курской битвы. Оренбургская делегация приглашена губернатором Курской области на праздничные мероприятия, посвященные 70-й годовщине разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве. В нашей области знаменательная дата отмечена памятными мероприятиями. В адрес ветеранов направлены поздравительные открытки от губернатора области Юрия Берга, и в рамках областной программы «Защитник Отечества» выплачены единовременные денежные средства в размере 3 тысяч рублей.

Чем дальше от нас уходят страшные годы войны, тем актуальнее становится потребность говорить о ней. Эти и другие вопросы находят отражение в ходе реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». В настоящее время вопрос гражданско-патриотического воспитания населения в России является одним из ключевых, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности.

В связи с этим перед современной школой поставлена задача создания ценностных ориентиров у учащихся, соответствующих современным реалиям, обретение духовного стержня, общепризнанных, традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи, которые предполагают претворение теоретических предложений в конкретные дела.

В последнее время активизировался поиск новых методов и форм организации процесса гражданско-патриотического воспитания, которые требуют от педагогов высокого профессионализма.

Эффективность той или иной выбранной формы работы зависит от многих факторов: это и приобщение учащихся к организации предстоящего мероприятия, и сочетание эмоциональных и рациональных начал в подготовке мероприятии, и сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм воспитания в проведении мероприятия. Поэтому необходимо соблюдать технологию организации и проведения мероприятия, которая включает в себя:



  • определение педагогом совместно с учащимися тематики мероприятия;

  • уточнение темы и цели, выбор формы проведения;

  • определение времени и места проведения;

  • определение ключевых моментов и разработка плана его подготовки и проведения;

  • подбор соответствующего материала, наглядных пособий, музыкального оформления по теме;

  • определение участников подготовки и проведения мероприятия;

  • распределение заданий между участниками;

  • проведение мероприятия;

  • анализ и оценку результативности по подготовке и проведению мероприятия.

При планировании воспитательных мероприятий необходимо учитывать процентное усвоение информации в зависимости от выбора форм ее передачи. Чем активнее форма передачи информации, тем активнее вовлечение в этот процесс участников:

  • лекция – 5%,

  • самостоятельное чтение – 10%,

  • дидактические и видеоматериалы – 25%,

  • дискуссии и мозговой штурм – 50%,

  • ролевая игра – 70%,

  • обучение других – 90%.

Существует великое множество форм воспитательных мероприятий. Они бывают массовыми, групповыми и индивидуальными, а также:

  • словесными (собрания, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы, беседы и т.п.),

  • практическими (деловые игры, экскурсии, конкурсы, вечера, праздники и т.д.),

  • наглядными (выставки художественного творчества, книжные выставки, тематические стенды, наглядная агитация и т.п.).

Прежде чем перейти к выбору формы работы, необходимо рассмотреть методические условия успешного проведения мероприятия:

  • опора на справочную и историческую литературу, местный материал, включение в содержание фактов участия в войнах местных жителей, выпускников школы;

  • возможность использования семейных архивов учащихся (фотографий, писем и т.д.);

  • приглашение ветеранов Великой Отечественной войны, трудового фронта времен войны и воинов-интернационалистов, участников локальных войн и других боевых действий;

  • использование социокультурных возможностей города при проведении мероприятий;

  • максимально возможное использование наглядного материала, фонозаписей, предметов быта военных лет, настенной карты «Великая Отечественная война», фрагментов документальных и кинофильмов о войнах;

  • использование театрализации, разнообразных форм речевого исполнительства: монологов в стихах и прозе, парной и хоровой декламации, декламация в лицах, использование песен военных лет, хореографических зарисовок, музыкального сопровождения, что послужит своеобразным фоном для рассказа или игрового эпизода;

  • включение в мероприятия минуты памяти;

  • возложение цветов к школьным мемориальным доскам;

  • знакомство с экспозициями школьных музеев.

Дополнением к оформлению могут стать предварительно подготовленные обучающимися информационные листы, стенды, стенные газеты. В заключение можно рекомендовать такие элементы, как вручение наказа ветеранов школьникам, ответное слово ребят и вручение ветеранам сувениров и подарков, сделанных своими руками, цветов.

Результатами проведенного мероприятия могут стать публикация в газете, размещение информации на сайте школы; создание фотогазеты, фотоальбома, видеофильма, рукописного журнала из ученических работ; выставка детских рисунков и проектов.

Подводя итоги мероприятия, следует обратить внимание обучающихся на то, что признаком культуры и образованности человека является знание истории своего Отечества, его героев, стремление следовать историческим и воинским традициям. Одним из показателей удавшегося мероприятия можно будет считать искренний интерес учащихся к событиям прошлого, оказание помощи ветеранам войны и тем, кто нуждается в их внимании. Это должно способствовать осознанию школьниками Оренбуржья себя частью страны, города, выработке собственной активной жизненной позиции.

В данных рекомендациях мы представляем некоторые формы работы, которые вы можете использовать в своей воспитательной деятельности при подготовке мероприятий гражданско-патриотической направленности.



Формы работы

Урок мужества, гражданственности и патриотизма – одна из распространенных и интересных форм работы. Урок мужества проводится накануне или в дни государственных и региональных праздников, а также в связи с годовщинами важных военно-исторических дат: Дня Победы, Дня защитника Отечества, Дня воинской славы России и др. На уроках мужества воскрешается слава, доблесть и высокий патриотизм старших поколений, оживают героические страницы истории страны. Уроки мужества проводятся в специальных помещениях: музеях, комнатах боевой славы, символических местах города или области. Если это учебный кабинет, то он должен быть соответствующим образом оформлен.

Линейка (торжественная церемония)ритуальное представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площадке. Для проведения линейки необходимо подготовить афишу-приглашение, ведущего, выступающих, исполнителей ритуальных действий (вынос знамени, подъем государственного флага, награждение), пригласить почетных гостей. В содержание линейки могут быть включены награждение, клятва, присяга, ритуальное приветствие, возложение цветов, смена почетного караула и т.д. Необходимо помнить, что данная форма скоротечна, т.к. проводится при общем построении детей.

Лекторий это продуманный и распланированный на какой-то промежуток времени цикл лекций по установленной тематике. Организация и методика проведения лекториев согласовывается с задачами и планами воспитательной работы и составляется обычно на весь планируемый период работы лектория, а время их проведения ориентировочно определяется на 3-6 месяцев вперед. Организация работы лектория включает в себя выбор тем, подбор лекторов, разработку лекций, оповещение слушателей, подготовку технических и наглядных средств и места, где проводится мероприятие. Выбор тем лекций и докладов определяется важнейшими событиями жизни страны, актуальными задачами воспитания учащихся.

Диспут публичный спор на научную или общественно важную тему. Диспут нуждается в грамотной методике проведения и хорошей подготовке:

  • выбранная проблема должна быть обычной и повторяющейся;

  • проблема не должна касаться одного человека или небольшой группы;

  • выбранная проблема должна допускать различные способы решения;

  • проблема должна соответствовать потребностям и интересам учащихся.

Диспут позволяет решать многие педагогические задачи:

  • ученики вовлекаются в непринужденный, живой разговор, и это помогает избежать формализма в знаниях;

  • школьники учатся высказывать свое мнение и обосновывать его;

  • дети приучаются к диалогу, т.е. вникают в доводы оппонента, обнаруживают в доводах слабые места, задают вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, ищут и спокойно приводят контрдоводы;

  • чтобы участвовать в диспуте, нужно знать фактический материал темы, и поэтому к уроку-диспуту нужно готовиться;

  • уроки-диспуты активно способствуют превращению знаний в убеждения.

Дискуссия специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения. Это форма демократического общения, которая имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения. Настоящую дискуссию нельзя запланировать в деталях, прорепетировать, разыграть по нотам, иначе она лишится необходимой естественности. В школьных условиях дискуссии могут быть следующих видов:

Дискуссия-диспут. Ведущий объявляет тему и предоставляет слово желающим (иногда тем, кто специально подготовился). Ход диспута определяется частично ведущим, но в основном непредсказуем, имеет эмоциональный характер.

Прогрессивная дискуссия. Её цель групповое решение проблемы с одновременной тренировкой участников в соответствующих коммуникативных умениях и навыках.

Этот вид дискуссии состоит из 5 этапов:

  1. Зарождение идеи (участникам дается время на выдвижение идей о путях решения данной проблемы).

  2. Все предложения выписываются на доске.

  3. Обсуждается каждый предложенный вариант.

  4. Рассматриваются наиболее подходящие варианты, затем они располагаются по степени значимости, т.е. осуществляется верификация идей.

  5. Руководитель организует дискуссию, в результате которой остаются решения, получившие наибольшее количество голосов, из них и выбирается окончательное.

Подобная форма дискуссии помогает вырабатывать умение быстро и эффективно принимать групповое решение.

Дискуссия-соревнование. Все участники делятся на команды. Выбирается жюри, определяющее критерии оценивания предлагаемых решений: глубина решения, его доказательность, логичность, чёткость, адекватность поставленной цели. Согласовывается тема дискуссии и система баллов.

Вести дискуссию в данном случае может сам учитель. В конце проводится коллективное обсуждение предложенных вариантов решения проблемы или проблемной ситуации. Затем жюри объявляет результаты, комментирует их.



Свободноплавающая дискуссия. Сущность данного вида дискуссии состоит в том, что группа к результату не приходит, но активность продолжается (уже во внутреннем плане). В основе такой групповой работы лежит «эффект Б.В. Зейгарник», характеризующийся высоким качеством запоминания незавершенных действий, поэтому участники продолжают «домысливать» наедине идеи, которые оказались незавершенными.

Конференция собрание, совещание представителей для обсуждения и решения каких-либо вопросов. где обсуждение и спор предваряются коротким сообщением о состоянии проблемы или результатах некоторой работы. Для конференции характерны развернутая аргументация выдвинутых тезисов, спокойное их обсуждение.

«Круглый стол» – форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке. Методика подготовки аналогична методике подготовки конференции.

Дебаты – интеллектуальная игра для старшеклассников, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону (судей) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента. Две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, пытаясь убедить жюри в своей правоте. Образовательный смысл дебатов состоит в том, что принимающие в них участие приобретают важнейшие способности:

  • обосновывать позицию, используя достоверную аргументацию;

  • анализировать полученную информацию и концентрироваться на сути проблемы;

  • устанавливать логические связи между явлениями;

  • различать факты и точки зрения, выявлять ошибки, фальсификации и стереотипы.

Митинг собрание для обсуждения каких-либо значимых вопросов, предполагающее демонстрацию взглядов в виде устных монологических выступлений отдельных ораторов.

Парад ритуальное передвижение участников с целью демонстрации внешней красоты костюмов, строя и т.п. Данная форма в настоящее время стала активно использоваться в образовательных учреждениях.

Устный журнал интересная форма проведения внеклассных мероприятий. Короткие, емкие, доступные научные сообщения чередуются с диалогами основных ведущих журнала и литературно-музыкальными номерами. В устном журнале широко используется наглядность. Соответствующим образом оформляется сцена. Используются картинки, обозначающие страницы журнала, короткие фрагменты научных и художественных фильмов. Для отдельных номеров готовятся соответствующие костюмы. Устный журнал сопровождается слайд-презентацией, что делает мероприятие еще более наглядным, расширяет круг тем. Журнал длится 40-50 мин. Выбранная форма мероприятия позволяет удерживать интерес зрителей, при этом сохраняется высокий научный уровень материала.

Интеллектуальная игра индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры являются серьезным инструментом воспитания личности учащегося и умения сотрудничать. Они объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности: развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.).

Ситуационно-ролевая игра это специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.

Деловая игра это педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, даёт возможность учащимся понять и изучить материал с различных позиций.

Гостиная – одна из форм культурно-досугового общения. Гостиные бывают театральные, музыкальные, литературные. В формате гостиной могут проводиться встречи с интересными людьми, вечера-воспоминания об известных поэтах, музыкантах, художниках, писателях с просмотром или прослушиванием фрагментов их произведений в исполнении гостей или участников гостиной. Возможно в гостиной и чаепитие.

Салон – это вечер для узкого круга лиц, объединенных общими интересами и увлечениями, создающий атмосферу ушедших времен. Салоны могут быть театральные, музыкальные, художественные, литературные. На таких вечерах в уютной «домашней» обстановке участники обмениваются информацией о спектаклях, концертах, поэзии и прозе, художественных произведениях. Часто салон строится по форме как вечер-воспоминание о прошедших эпохах, помогает участникам мероприятия окунуться в их атмосферу. Методы проведения салона весьма разнообразны: это может быть костюмированный вечер или, по образу салонов XVIII-XIX вв., вечер, на котором «хозяйка» принимает гостей.

Презентация это форма представления информации как с помощью разнообразных технических средств, так и без них. Как правило, представляются новые проекты, товары, услуги, идеи и т.п. В целом задача презентации – сделать так, чтобы ее объект заинтересовал аудиторию. Для этого составляется сценарий презентации, в соответствии с которым подбираются: компьютерная графика, видеоряд, раздаточный материал, цветовое и звуковое оформление и другие средства. Чем ярче, интереснее и необычнее презентация, тем лучше.

Защита проектов представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты, включающие в себя элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся. Защите проектов обязательно предшествует такая форма, как подготовка к представлению — придумывание, разработка и оформление проекта. Данная форма работы нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. Функции участников взаимодействия: ведущий, зритель-коммуникатор, демонстратор.

Выставка – явление очень распространенное. Их устраивают везде, к ним проявляется большой интерес. Велико их образовательное и художественно-воспитательное значение. Выставка – специально организованная деятельность по созданию экспонатов или информационного продукта для последующего знакомства с этой информацией. Работа над оформлением выставок помогает педагогу направить пробудившуюся энергию подростков на общественно полезную деятельность, активное участие в жизни учебного учреждения. Ребята с удовольствием работают над конкретной социально значимой тематикой. В процессе выполнения совместных работ сплачивается детский коллектив, воспитывается взаимопомощь. Любая выставка проходит на определенной заранее подготовленной площадке с выставочным материалом для последующей демонстрации. Выставки служат стимулом для развития творчества ребят, средством развития эстетического вкуса, нравственности, повышают интерес к искусству и социальным проблемам.

Конкурсные программы это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности. Конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков. В этом и заключается главный педагогический смысл конкурсных программ: развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс это и есть момент сравнения. Конкурсные программы позволяют:

  • сформировать адекватную самооценку;

  • развить волевые качества;

  • воспитать эстетический вкус;

  • самоопределиться в мире увлечений и профессий.

Этапы подготовки конкурса:

  1. Яркое название, которое может многократно повысить интерес к предстоящему конкурсу и вызвать желание участвовать в нем.

  2. Формулировка конкурсных заданий.

  3. Разработка условий и критериев конкурса, зафиксированных в положении о конкурсе.

Виды конкурсных программ зависят от их содержания:

  • тематические конкурсы, в их структуре – театрализованная защита планов работы, творческие дискуссии о перспективных и неперспективных формах работы, конкурсы поэтов-любителей;

  • экологические конкурсы направлены на расширение познаний о природе, природопользовании, на привлечение внимания к проблемам сохранения и развития растительного и животного мира;

  • развлекательные конкурсы: «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!», «Поле чудес», «Сто к одному»;

  • шоу-конкурсы: «Конкурс красоты», «Мисс класса», «Ученик года»;

  • конкурсы-викторины (тематические или театрализованные, интеллектуальные): «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы»;

  • конкурсы, в которых сочетаются и познавательность, и развлекательность, и творчество: «Джентльмен-шоу», «Хозяюшка».

следующая страница >>



Все на выборы из двух зол! Борис Крутиер
ещё >>