Методические рекомендации по организации и проведению ежедневного технического обслуживания автомобиля Камаз 4310 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Перечень горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей, рекомендованных... 1 170.37kb.
Методические рекомендации по проведению занятий в рамках программы... 1 116.48kb.
Методические рекомендации к организации и проведению праздника «Международный... 1 115.04kb.
Методические рекомендации по организации и проведению внеклассного... 1 78.78kb.
Методические рекомендации к проведению тематических уроков, посвящённых... 1 312.4kb.
Методические рекомендации по проведению практических занятий по дошкольной... 6 1098.74kb.
Методические рекомендации по проведению программы Летних чтений Петрозаводск... 1 188.68kb.
Методические рекомендации по проведению единого классного часа по... 21 3760.04kb.
Ко-806 (шасси камаз-43253) 1 25.92kb.
Методические рекомендации по проведению Урока России в общеобразовательных... 1 399.92kb.
Методические рекомендации по организации и проведению практики студентов... 9 1463.75kb.
Инновационная деятельность в республике татартан 1 44.12kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации по организации и проведению ежедневного технического обслуживания - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 56 П.САРАКТАШ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ



Методические рекомендации по организации и проведению ежедневного технического обслуживания автомобиля

КамАЗ - 4310

Разработал: Поляков В. А.

мастер производственного обучения

САРАКТАШ, 2012



Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………………….…3

ГЛАВА 1. Краткая техническая характеристика автомобиля

КамАЗ – 4310……………………………………………………………….…….5

ГЛАВА 2. Организация и проведение контрольного осмотра

и ежедневного технического обслуживания автомобиля КамАЗ – 4310

2.1. Контрольный осмотр автомобиля перед выездом из парка……………...7

2.2. Контрольный осмотр автомобиля в пути……………………………….20

2.3. Ежедневное техническое обслуживание………………………………..22

ГЛАВА 3. Техника безопасности при техническом обслуживании

автомобиля.............................................…………………………………………27

ГЛАВА 4. Характеристика эксплуатационных материалов……………..….29

Заключение ……………………………………………………………………....31

Литература.………………………………………………………………………32



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данное пособие предназначено для учащихся ГАОУ НПО «ПУ-56 п. Саракташ» по профессии:

  • автомеханик 190609 (30.20);

  • тракторист-машинист сельскохозяйственного производства 110308 (37.14);

  • мастер по ТО и ремонту машинно-тракторного парка 110310 (37.7).

По специальности: водитель автомобиля (категория «С»).

Отсутствие типового методического пособия вызвала необходимость разработки данных рекомендаций по техническому обслуживанию автомобиля КамАЗ - 4310.

Методические рекомендации разработаны на основании опытной учебной программы Министерства профессионального образования РФ с учётом минимума стандарта РФ начального профессионального образования. В пособии рассматриваются цели и задачи контрольного осмотра и ежедневного технического обслуживания автотранспортного средства, даётся краткая техническая характеристика автомобиля КамАЗ - 4310 и основные рекомендации по организации и выполнению технологического процесса.

Чтобы обеспечить работоспособность автомобиля в течение всего периода эксплуатации, необходимо периодически поддерживать его техническое состояние комплексом технических воздействий, которые в зависимости от назначения и характера можно разделить на две группы:

- воздействия, направленные на поддержание агрегатов, механизмов и узлов автомобиля в работоспособном состоянии в течение наибольшего периода эксплуатации;

- воздействия, направленные на восстановление утраченной работоспособности агрегатов, механизмов и узлов автомобиля.



Основной целью рекомендаций является разработка методики организации контрольного осмотра и ежедневного технического обслуживания автомобиля КамАЗ – 4310, необходимой для обеспечения исправного состояния составных частей автомобиля и поддержания надлежащего внешнего вида автомобиля.

Основными задачами являются:

- закрепление ранее полученных теоретических знаний и практических навыков выполнения работ, предусмотренных программой;

- применение высокопроизводительных приёмов и способов труда;

- самостоятельное осуществление мероприятий по наиболее эффективному использованию рабочего времени, расходованию материалов, инструментов, механизмов;

- выполнение работ на основе технической документации, применяемой на производстве;

- соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;

- самоконтроль выполняемой работы;

- выявление неисправностей, оказывающих влияние на безопасность движения автомобиля;

- поддержание внешнего вида автомобиля;

- проверка состояния агрегатов, механизмов и крепления груза.

При контрольном осмотре выявляются неисправности, оказывающие влияние на безопасность движения автомобиля, причем особое внимание уделяется выявлению таких неисправностей, при которых эксплуатация автомобиля запрещена. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств, приведен в Приложении к утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации совместно с Правилами дорожного движения Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.


  1. ГЛАВА Краткая техническая характеристика автомобиля КамАЗ-4310



Рис. 1. Автомобиль КамАЗ – 4310

Автомобиль КамАЗ 4310 (рисунок 1) имеет колёсную формулу 6×6. Он предназначен для перевозки различных грузов и людей и буксирования прицепов по дорогам, допускающим осевую нагрузку 6 тс, а также по грунтовым дорогам и пересечённой местности. Автомобиль-тягач КамАЗ -4310 пригоден для эксплуатации в климатических зонах с температурой воздуха от минус 45 до плюс 50 °С.

Таблица 1. Техническая характеристика автомобиля КамАЗ-4310

Параметр

Значение

Грузоподъемность, кг

6000

Снаряженная масса, кг

на переднюю ось

на тележку


8745

4315


4430

Полная масса с учетом дополнительного снаряжения, кг

на переднюю ось

на тележку

по дорогам с твердым покрытием

по видам дорог


15205

5020


10185

10000


7000

Макс, скорость автомобиля, км/ч

то же, автопоезда



85

80


Время разгона автомобиля до 60 км/ч, с

35

Макс, угол преодолеваемого автомобилем подъема, град

то же, автопоездом



31

20


Выбег автомобиля с 50 км/ч, м

600

Продолжение таблицы 1

Тормозной путь автомобиля с 40 км/ч, м

то же, автопоезда



17,2

18,4 


Контрольный расход топлива, л/ 1 00 км, автомобиля при 60 км/ч

то же, автопоезда



30,0

37,0


Глубина преодолеваемого брода с твердым дном при номинальном давлении в шинах, м:

без подготовки

с предварительной подготовкой продолжительностью не более 15 мин


0,8


1,5

Радиус поворота, м:

по внешнему колесу

габаритный

10,5


11,3



  1. ГЛАВА Организация и проведение контрольного осмотра и ежедневного технического обслуживания автомобиля КамАЗ - 4310
2.1. Контрольный осмотр автомобиля перед выездом из парка.

1. Проверка внешнего вид автомобиля (рисунок 2).

Осмотреть автомобиль снаружи (кабину, платформу, трансмиссию, ходовую часть). При необходимости удалить пыль или снег, протереть стекла кабины, приборы освещения и световой сигнализации, номерные и опознавательные знаки





Рис. 2. Внешний вид автомобиля.

2.1.1. Проверка состояния шин, и давления воздуха в них.

Проверить внешним осмотром состояние колес и шин (рисунок 3).





Рис. 3. Состояние колёс и шин

Открыть шинные краны и проветрить отсутствие утечки воздуха на слух (рисунок 4 а).

Кабина, платформа, трансмиссия, ходовая часть, стекла кабины, приборы освещения и световой сигнализации, а также номерные и опознавательные знаки должны быть чистыми и не должны иметь повреждений c:\users\татьяна\desktop\папа\аттестация\фото\p1000838.jpg
4 а



Рис. 4. Проверка состояния шинных кранов и крепления колёс.

Ослабление гаек, падение давления воздуха в шинах и утечки воздуха не допускаются (рисунок 4 б).

m:\аттестация\аттестация\фото\новая папка\фото002.jpgm:\аттестация\аттестация\фото\новая папка\фото003.jpg

Рис. 5. Щиток приборов ( ► шинный манометр (только на КамАЗ-4310))

Проверка состояния шин заключается в визуальном выявлении механических повреждений шин, при которых эксплуатация автомобиля запрещена. Проверка давления воздуха в шинах производится при помощи манометра (рисунок 5).

      1. Проверка наличия топлива в топливных баках; уровень тормозной жидкости в системе сцепления.

Топливные баки должны быть полностью заправлены (рисунок 6).

m:\аттестация\аттестация\фото\p1000843.jpg
Рис. 6 Топливный бак

Проверка уровня тормозной жидкости в системе гидропривода сцепления (рисунок 7) производится визуально. Уровень жидкости должен быть не ниже 15-20 мм от верхней кромки заливной горловины бачка главного цилиндра (при снятой крышке бачка).m:\аттестация\аттестация\фото\новая папка\фото000.jpg



m:\аттестация\аттестация\папа\5755487.png

Рис. 7. Уровень жидкости в бачке главного цилиндра привода сцепления

2.1.3. Проверить уровень масла в картере двигателя и при необходимости долить.

Проверка уровня масла производится при помощи специального

маслоизмерительного щупа. Уровень масла должен быть между метками минимального и максимального уровня на щупе. При этом одновременно можно оценить степень загрязненности по изменению его цвета и прозрачности (при почернении масла и потере им прозрачности оно требует замены). При падении уровня масла до минимальной отметки необходимо долить через маслозаливную горловину необходимое количество моторного масла той же марки, что и залитое в двигатель ранее, доведя его уровень до минимальной отметки, но, не допуская при этом перелива. c:\users\татьяна\desktop\папа\аттестация\фото\p1000840.jpg

Рис. 8. Проверка уровня масла в картере двигателяm:\аттестация\аттестация\фото\фото008.jpgm:\аттестация\аттестация\фото\p1000841.jpg

Движение автомобиля с пониженным уровнем масла в двигателе (когда загорается контрольная лампа давления масла) недопустимо, так как в этом случае из-за падения давления в смазочной системе нарушается нормальная смазка трущихся поверхностей деталей, что обычно приводит к провороту вкладышей коленчатого вала или его заклиниванию и выходу двигателя из строя и для его восстановления потребуется сложный и дорогостоящий ремонт со снятием двигателя с автомобиля и разборкой.

Уровень масла проверять через 4-5 мин после останова двигателя, установив автомобиль на ровной горизонтальной площадке (рисунок 8). Уровень должен быть около метки В.

2.1.4. Проверить уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения и при необходимости долить.


Уровень охлаждающей жидкости следует контролировать на холодном двигателе, так как при прогреве двигателя происходит увеличение объема жидкости и соответственно повышение ее уровня. При отсутствии подтекания охлаждающей жидкости снижение ее уровня происходит из-за испарения воды, поэтому в этом случае в систему охлаждения доливают воду (лучше дистиллированную или кипяченную), а при подтекании охлаждающей жидкости в систему охлаждения доливают жидкость той же марки, что и была залита ранее.

При движении автомобиля с пониженным уровнем охлаждающей жидкости происходит перегрев двигателя, который может привести к серьезным поломкам и выходу двигателя из строя.c:\users\poljak~1\appdata\local\temp\finereader10\media\image2.jpegc:\users\poljak~1\appdata\local\temp\finereader10\media\image1.jpeg



c:\users\татьяна\desktop\папа\s473190.jpg

Рис. 9. Проверка уровня охлаждающей жидкости.

Охлаждающая жидкость заливается в двигатель через заливную горловину расширительного бачка. Уровень жидкости в системе охлаждения должен находиться на 1/2-2/3 высоты расширительного бачка (определяется визуально). Нижний уровень контролируется краном (рисунок 9).


2.1.5. Проверить уровень масла в бачке насоса рулевого гидроусилителя (рисунок 10).

Установить передние колеса прямо. Двигатель должен работать на минимальной частоте вращения коленчатого вала. Тщательно очистить крышку заливной горловины от грязи и снять ее. Протереть заливную горловину бачка ветошью, смоченной дизельным топливом. Уровень масла должен находиться между метками указателя. При необходимости долить масло до уровня.

c:\users\татьяна\desktop\папа\rul65115.gifc:\users\татьяна\desktop\папа\rul65115.gifc:\users\татьяна\desktop\папа\аттестация\фото\p1000846.jpg

Рис. 10 Проверка уровня масла в бачке насоса рулевого гидроусилителя
2.1.6. Проверить работу стеклоочистителей и стеклоомывателей (рисунок 11).

Щетки должны плотно прилегать по всей длине кромки к поверхности ветрового стекла и перемещаться равномерно, без заеданий.

c:\users\татьяна\desktop\папа\аттестация\фото\18.30.jpg

c:\users\татьяна\desktop\папа\аттестация\фото\18.31.jpg


Рис. 11. Проверка работы стеклоочистителей и стеклоомывателей

Следует проверить наличие моющей жидкости в бачке омывателя и заправить его, если требуется. При необходимости нужно отрегулировать омыватель. Направление струи жидкости регулируется поворотом зажимного кольца, находящегося сбоку головки жиклера. Для регулировки нужно ослабить затяжку винта, повернуть зажимное кольцо прорезью так, чтобы струя жидкости попадала в верхнюю часть зоны очистки стекла. После регулировки следует затянуть винт.

При отрицательных температурах сливать воду из бачка.

2.1.7. Запустить и прогреть двигатель. 

Пустить двигатель, прогреть его до температуры не ниже 60°С, не превышая средней частоты вращения коленчатого вала.

Во время прогрева двигателя проверить наличие подтекания топлива, масла и охлаждающей жидкости.


2.1.8. Прослушать работу прогретого двигателя на различной частоте вращения коленчатого вала. Остановить двигатель, проверить на слух работу фильтра центробежной очистки масла.

Прогретый двигатель должен работать плавно, без перебоев и стуков. Пропуска отработавших газов через уплотнительные прокладки не должно быть. После остановки двигателя ротор исправного фильтра центробежной очистки масла продолжает вращаться.
2.1.9. Проверить показания контрольно-измерительных приборов и включение сигнальных ламп.

Проверка работы контрольных приборов производится по отклонению стрелок, после включения замка выключателя приборов электрооборудования и стартера (рисунок 12).

Рис. 12. Щиток приборовm:\аттестация\аттестация\фото\ris3.jpg

1 и 6 — блоки контрольных ламп; 2 — выключатель электрофакельного устройства; 3 — указатель давления масла; 4 — спидометр; 5— тахометр; 7 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 8 — двухстрелочный манометр; 9 — регулятор освещения щитка приборов; 10 — амперметр; 11 — переключатель управления раздаточной коробкой; 12 — переключатель управления лебедкой (только на КамАЗ-4310); 13 - указатель уровня топлива; 14 — выключатель аварийной сигнализации; 15 — шинный манометр (только на КамАЗ- 4310).

Приборы должны быть исправными и давать следующие показания:

- масляный манометр — давление масла в системе смазки двигателей КамАЗ-740 — не менее 1,0 кгс/см2 при 600 об/мин;

- указатель температуры охлаждающей жидкости (к моменту трогания автомобиля с места) — не менее 60 С;

- амперметр — зарядный ток аккумуляторной батареи;

- указатель топлива — количество топлива в баках;

- воздуха в шинах — не менее 2,5 кгс/см2;

- манометр тормозной системы — давление 6,0— 7,65 кгс/см2.

В исправной системе при свободном положении педали тормоза падение давления с 6 кгс/см2 не должно превышать 0,5 кгс/см2 в течение 30 мин.

При полном нажатии на педаль тормоза в течение 30 с не должно быть заметного перемещения стрелки нижней шкалы манометра.

Свет в сигнальных лампах должен появляться при наличии нарушений в работе систем или при включении отдельных потребителей.


2.1.10. Проверить исправность действия фар, подфарников, задних фонарей, стоп-сигнала, указателей поворота, звуковых сигналов.

Свет в осветительных и светосигнальных приборах должен появляться при включении соответствующего включателя на щитке приборов.

Звуковой сигнал должен издавать громкий и чистый звук.

Проверить исправность всех приборов системы при различных положениях комбинированного переключателя света и переключателя указателей поворота (рисунок 13).

Проверить действие сигнала торможения, сигнала заднего хода, включателя аварийной сигнализации, фонарей обозначения автопоезда, противотуманных фар. Убедиться в исправности сигнализаторов.

Проверить действие рабочей, запасной и стояночной тормозных систем.



Рис. 13. Проверка действия приборов освещения и световой сигнализации

При торможении и растормаживании тормозная педаль, рукоятка крана и штоки тормозных камер должны перемещаться свободно, без заеданий.

Проверку действия приборов освещения и световой сигнализации удобнее выполнять с помощником, чтобы один человек по порядку включал данные приборы, а второй контролировал их работу снаружи. Помощник особенно нужен при контроле действия «стоп» - сигналов. В случае отсутствия помощника при контроле действия «стоп» - сигналов педаль тормоза можно зафиксировать в нажатом положении при помощи какого-либо предмета подходящей длины, например, деревянной палки или монтажной лопатки, вставленной в качестве распорки между педалью тормоза и сиденьем водителя.

2.1.11. Проверить состояние привода рулевого управления (без применения специального приспособления).

Установить передние колеса на горизонтальной площадке для проверки свободного хода рулевого колеса (рисунок 14). Проверить при работе двигателя на холостом ходу, поворачивая рулевое колесо вправо и влево до начала поворота управляемых колес. Возникающий при проверке специфический шум, связанный с работой предохранительного клапана рулевого механизма при крайних положениях поворота рулевого колеса, не является признаком неисправности. Осевое перемещение рулевого колеса недопустимо.

c:\users\татьяна\desktop\папа\88cd677edec2f53a-large.jpg

Рис. 14. Рулевое колесо
2.1.12. Проверить намотку троса на барабан лебедки, надежность крепления крюка троса (рисунок 15).

Трос должен быть чистым, без узлов, уложен равномерно по всей длине барабана без набегания витка на виток (кроме пятого слоя).c:\users\татьяна\desktop\папа\аттестация\фото\фото005.jpgc:\users\татьяна\desktop\папа\аттестация\фото\новая папка\фото001.jpg

Рис.15. Крепление крюка троса лебёдки.
2.1.13. Проверить исправность запорных крюков бортов платформы, крюк тягово-сцепного устройства.

Запорные крюки должны надежно удерживать борт в закрытом положении (рисунок 16). Запоры бортов должны быть отрегулированы

и не должны, иметь разрушений. Петли запоров должны быть надежно закреплены.c:\users\татьяна\desktop\папа\аттестация\фото\фото007.jpg



c:\users\татьяна\desktop\папа\аттестация\фото\p1000867.jpg

Рис. 16. Запоры бортов платформы.

Крюк тягово-сцепного устройства (рисунок 17) должен свободно вращаться от руки, замок крюка должен быть зашплинтован.



c:\users\татьяна\desktop\папа\4ef85731e3a31.jpg

Рис. 17. Крюк тягово-сцепного устройства.

Износ зева крюка в месте наибольшего контакта должен быть не более 5 мм, защелка замка должна быть зашплинтована.


2.1.14. Проверить комплектность, исправность, укладку и крепление инструмента и принадлежностей для технического обслуживания, шанцевого инструмента и другого табельного имущества и оборудования, принадлежащего автомобилю.

Схема размещения инструмента и принадлежностей на автомобиле приведена на рисунке 18




Рис. 18. Схема расположения инструмента и принадлежностей на автомобиле КамАЗ-4310:

1 — инструментальный ящик; 2— жесткий буксир; 3 —саперная лопата; 4— пила; 5 — держатель ящика СМУ; 6 — стальная канистра (10 л); 7— стальная канистра (20 л); 8 — ящик с запасными частями; 9 — футляр медицинской аптечки; 10— запасной зажим; 11 — трубки топливного насоса высокого давления; 12 — ящик ДК-4; 13 — держатель противооткатного клина; 14— топор; 15 — ящик, для принадлежностей лебедки; 16 — крепление ПНВ; 17 — утеплитель передка кабины; 18 — подпятник; 19 — бачок для питьевой воды; 20 — огнетушитель; 21 — рычажно-плунжерный шприц; 22 — шланг для прокачки гидросистемы; 23 — топливоперекачивающий насос; 24 — шланг для накачивания шин; 25— переносная лампа; 26 — гидравлический домкрат; 27. — шинный манометр; 28 — малая инструментальная сумка; 29 — большая инструментальная сумка.


2.1.15. В начале движения (на пути к контрольно-техническому пункту) проверить исправность действия сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов, рулевого управления, тормозных систем и спидометра.

Сцепление должно выключаться полностью, обеспечивая легкость и бесшумность переключения передач, не пробуксовывать при полностью отпущенной педали.

При движении машины не должно быть самовыключения передач и повышенного шума в коробке передач, раздаточной коробке, ведущих мостах.

Рулевое управление должно действовать без заеданий, обеспечивая легкость изменения направления движения автомобиля.

Рабочая тормозная система должна обеспечивать одновременное плавное торможение колес, остановку автомобиля на установленном тормозном пути.

Спидометр должен показывать скорость движения и количество километров, пройденных автомобилем.

Проверка рабочей тормозной системы производится путем пробного торможения на ходу с ровным сухим и чистым цементно- или асфальтобетонным покрытием. Для этого после разгона до 40 км/ч резко нажимают на педаль тормоза. Тормозной путь грузового автомобиля должен быть не более 18,3 м. При этом все колеса должны тормозить с одинаковой интенсивностью, что определяется по следам, оставленным на дороге при движении колес юзом.

Проверка стояночной тормозной системы осуществляется путем

остановки автомобиля на уклоне. Стояночная система должна обеспечивать неподвижное состояние грузового автомобиля в снаряженном состоянии на уклоне до 31 % включительно.


2.1.16. Устранить неисправности, обнаруженные при осмотре.

2.2. Контрольный осмотр автомобиля в пути.

2.2.1. После остановки автомобиля проверить на ощупь нагрев ступиц колес (рисунок 19), тормозных барабанов (рисунок 20), картеров: коробки передач, раздаточной коробки и ведущих мостов (рисунок 21).

c:\users\татьяна\desktop\папа\аттестация\фото\p1000850.jpg

Рис. 19. Проверка нагрева ступиц колёс.

Нагрев ступиц колес, картеров коробки передач и ведущих мостов считается нормальным, если он не вызывает ощущения ожога тыльной стороны ладони руки. Тормозные барабаны нагреваться не должны.c:\users\татьяна\desktop\папа\аттестация\фото\p1000854.jpg



Рис. 20. Проверка тормозных барабанов.

c:\users\татьяна\desktop\папа\аттестация\фото\p1000852.jpg
Рис. 21 Проверка ведущих мостов.
2.2.2. Проверить внешним осмотром состояние шин, наличие и надежность затяжки гаек крепления колес, а также давление воздуха в шинах по манометру. Удалить посторонние предметы, застрявшие в протекторе покрышек.

Ослабление гаек и падение давления воздуха в шинах не допускается.
2.2.3. Проверить состояние рессор и амортизаторов (рисунок 22 и 23).

Поломанных листов рессор, кронштейнов и головок амортизаторов не должно быть.c:\users\татьяна\desktop\папа\72_kamaz_4310.jpg

c:\users\татьяна\desktop\папа\110.gif

Рис. 22 Передняя подвеска автомобиля.

c:\users\татьяна\desktop\папа\112.gifc:\users\татьяна\desktop\папа\1315391329_247845355_2--4310-.jpg


Рис. 23. Задняя подвеска автомобиля.

2.2.4. Проверить наличие подтеканий топлива, масел, охлаждающей и тормозной жидкостей, а так же отсутствие утечки воздуха из пневмосистемы.

Подтеканий топлива, масел, охлаждающей и тормозной жидкостей, а также утечки воздуха из пневмосистемы не должно быть.


2.2.5. Очистить от пыли, грязи, снега, стекла кабины, фар, подфарников и задних фонарей, номерные и опознавательные знаки.




2.2.6. Проверить наличие света в фарах, подфарниках, задних фонарях, работу указателей поворота и стоп-сигнала.

2.2.7. Проверить уровень масла в картере двигателя и охлаждающей жидкости в радиаторе. При необходимости долить.

2.2.8. Проверить надежность крепления и правильность размещения груза на платформе, надежность замков бортов платформы.

2.3. Ежедневное техническое обслуживание.

2.3.1. Немедленно после остановки автомобиля проверить на ощупь нагрев ступиц, тормозных барабанов, картеров: коробки передач, раздаточной коробки и ведущих мостов.

Тормозные барабаны нагреваться не должны.

Нагрев других агрегатов считается нормальным, если он не вызывает ощущения ожога тыльной стороны ладони руки.


2.3.2. Дозаправить автомобиль топливом.

Заправку проводить только закрытой струей с обязательной фильтрацией топлива, не допуская попадания в баки воды, снега, песка и пыли.
2.3.3. Осмотреть автомобиль снаружи и проверить наличие подтеканий топлива, масла, охлаждающей, тормозной и амортизаторной жидкостей через прокладки, манжеты и в местах соединения деталей.

Подтеканий топлива, масла, охлаждающей, тормозной и амортизаторной жидкостей не должно быть.
2.3.4. Очистить автомобиль от грязи (пыли, снега), убрать в кабине и платформе, вымыть автомобиль. Очистить и протереть двигатель. Протереть стекла кабины, фары, подфарники, задние фонари, стекла указателей поворота, номерные и опознавательные знаки.

Наружные поверхности (особенно места крепления и смазки) должны быть полностью отмыты от грязи и пыли (рисунок 24). Стекла кабины, оперение, осветительные и светосигнальные приборы необходимо мыть рассеянной струёй воды.

На ремнях не должно быть расслоений, обрыва нитей и радиальных трещин. Наличие масла на поверхности ремней не допускается.

При мойке автомобиля не направлять прямую струю воды на генератор, аккумуляторные батареи, электродвигатель насосного агрегата пускового подогревателя, датчики и приборы электрооборудования.
Рис. 24. Мойка автомобиля.

2.3.5. Проверить состояние приводных ремней (рисунок 25).

c:\users\татьяна\desktop\папа\аттестация\фото\p1000855.jpg
Рис. 25. Проверка состояния и натяжения приводных ремней
2.3.6. Проверить уровень масла в картере двигателя, охлаждающей жидкости в радиаторе и при необходимости долить до нормы.
2.3.7. Проверить крапление гидроусилителя руля (рисунок 26), шплинтовку сошки руля и рулевых тяг (рисунок 27).

c:\users\татьяна\desktop\папа\фото000.jpgc:\users\татьяна\desktop\папа\камаз-4310-357830_b_d6847f2ca7ee00c4.jpg

Рис. 26. Крепление гидроусилителя.

Ослабления креплений и заметных свободных ходов в сочленениях тяг не должно быть. Концы шплинтов должны быть разведены. 



c:\users\татьяна\desktop\папа\1323323740_289215993_2--4310-66---.jpgc:\users\татьяна\desktop\папа\аттестация\фото\p1000861.jpg


Рис. 27. Рулевая тяга.
2.3.8. Проверить величину свободного хода рулевого колеса.

Свободный ход рулевого колеса при работающем насосе гидроусилителя руля и при положении передних колес автомобиля для движения по прямой должен быть не более 12°.
2.3.9. Слить конденсат из воздушных баллонов пневмосистемы автомобиля.

Слив проводить перед выездом и по возвращении с линии при номинальном давлении в системе. Для слива конденсата (рисунок 28) отвести в сторону толкатель крана слива конденсата. Нельзя тянуть толкатель вниз и жать его вверх.c:\users\татьяна\desktop\папа\аттестация\фото\p1000859.jpg




Рис. 28. Слив конденсата из ресиверов тормозной системы

Сливать отстой (рисунок 29) до появления чистого топлива, вывернув сливные пробки на два-три оборота. При засорении сливного отверстия осторожно прочистите его стержнем диаметром 3-5 мм.n:\media\image3.jpeg


c:\users\татьяна\desktop\папа\аттестация\фото\p1000863.jpg

n:\media\image2.jpeg
Рис. 29 Слив отстоя из фильтра грубой очистки
2.3.10. Проверить герметичность пневмосистемы и системы регулирования давления в шинах.

Герметичность пневмосистемы проверять при номинальном давлении воздуха, выключенных потребителях и неработающем компрессоре. Падение давления воздуха с 6 кгс/см2 не должно превышать 0,5 кгс/см2 за 30 мин.

При полном нажатии на педаль тормоза не должно быть заметного перемещения стрелки нижней шкалы манометра в течение 30 с.

Места большой утечки проверяют на слух, небольшие утечки — с помощью мыльной эмульсии. Допустима утечка воздуха, вызывающая появление мыльного пузырька размером в 20— 25 мм через 5—6 с.

Давление воздуха в шинах определяют по манометру при нейтральном положении рычага крана управления давлением и открытых шинных кранах. Падения давления воздуха не должно быть. Места утечки определяют на слух или с помощью мыльной эмульсии.


2.3.11. Проверить визуально состояние и крепление рессор, амортизаторов, карданных валов и их фланцев, реактивных штанг.

Ослабления крепления не должно быть.
2.3.12. Проверить наличие и затяжку гаек крепления колес, состояние покрышек и давления воздуха в шинах. Удалить посторонние предметы, застрявшие в протекторе покрышек.

Гайки крепления колес должны быть затянуты до отказа.
2.3.13. Проверить укладку троса лебедки (если ею пользовались в рейсе).

Трос должен быть чистым, без узлов, уложен равномерно по всей длине барабана без набегания витка на виток (кроме пятого слоя).
2.3.14. Устранить неисправности, обнаруженные в пути и при обслуживании автомобиля.
2.3.15. Проверить комплектность, исправность, укладку и крепление инструмента и принадлежностей для технического обслуживания, шанцевого инструмента и другого табельного имущества и оборудования, принадлежащего автомобилю.
2.3.16. Поставить автомобиль на стоянку и закрыть шинные краны.



  1. ГЛАВА Техника безопасности при техническом обслуживании автомобиля.

Во время проведения ЕТО и контрольного осмотра автомобиля необходимо строго соблюдать правила охраны труда:

  • Автомобиль должен находиться на площадке для проведения технического обслуживания, и надёжно закреплён противооткатными упорами колес автомобиля;

  • Все работы выполнять только в присутствии мастера производственного обучения;

  • При разборке узлов и механизмов нельзя применять ключи, не соответствующие размерам гаек; отвёртывать гайки молотком и зубилом;

  • Нельзя становиться на подвижные, особенно круглые детали, так как с них легко можно упасть;

  • Запрещается устранять неисправности, регулировать, смазывать и очищать автомобиль при работающем двигателе;

  • Хранение топлива, смазочных материалов и специальных жидкостей допускается только в специальной таре;

  • При работе с дизельным топливом запрещено засасывать топливо ртом, необходимо пользоваться насосом для ручной перекачки топлива;

  • Запрещается длительная работа двигателя в закрытых помещениях;

  • Работа двигателя в закрытых помещениях допускается только для заезда и выезда автомобиля;

  • Нельзя курить и разводить огонь около мест заправки;

  • Запрещается в холодное время года подогревать двигатель открытым огнём;

  • На полу у мест для проведения ТО не должны валяться посторонние предметы, о которые можно споткнуться;

  • Необходимо поддерживать чистоту на стоянках и местах проведения технического обслуживания;

  • После проведения технического обслуживания необходимо убрать рабочее место.



  1. IV. ГЛАВА Характеристика эксплуатационных материалов.

Дизельное топливо применяют в дизелях. В зависимости от условий работы двигателя используют дизельное топливо следующих марок (ГОСТ 305—82): Л (летнее) при температуре окружающего воздуха 0°С и выше; 3 (зимнее) — при температуре — 20 °С и выше (температура застывания топлива не выше —35 °С), а также более морозостойкое топливо для условий — 30 °С и выше (температура застывания топлива не выше —45 °С).

Топливо определенных сортов необходимо применять в зависимости от сезона года. При повышенной вязкости топлива ухудшаются его текучесть и распыл, а при низкой — смазывающая способность.



Смазочные материалы.

Моторные масла используют для смазывания трущихся деталей двигателей. Масла должны иметь оптимальную вязкость, хорошие смазывающие и моющие способности, высокие антикоррозионные и низкотемпературные свойства и физическую стабильность (низкая испаряемость масла). Для улучшения эксплуатационных характеристик масел используют специальные присадки к ним. Для двигателя КамАЗ - 4310 используется моторное масло М 10 Г2 к (М - моторное. 10 -кинематическая вязкость. Г - для высокофорсированных двигателей без надува, 2 - для дизелей, к - автомобиль КамАЗ)

Масла для гидросистем автомобилей используют в усилителе рулевого управления. В усилителе рулевого управления применяют масла МГЕ-46В и МГ-22В. В качестве заменителей можно применять моторные масла, используемые для двигателя.

Охлаждающие жидкости необходимы для охлаждения деталей двигателя, соприкасающихся с горячими газами. В качестве такой жидкости используют антифриз, температура его застывания —40 °С (марка 40) или —65 °С (марка 65). Эти жидкости имеют светло-желтый цвет.

Для всесезонной эксплуатации автомобильных двигателей наибольшее

распространение получили антифризы Тосол марок А-40М (голубой) и А-65М (красный).

Срок службы антифриза два года. Температура кипения антифриза +105 °С, относительная плотность больше единицы. Объем заливаемого антифриза должен быть меньше объема заправочной емкости системы охлаждения, так как коэффициент объемного расширения антифриза больше, чем у воды.



Тормозные жидкости служат для гидропривода выключения сцепления.

Для грузовых автомобилей применяют тормозные жидкости «Томь», «Нева», «Роса», допускающие взаимное смешивание и обладающие лучшими эксплуатационными свойствами. Можно также использовать тормозные жидкости марок ГТЖ-22М и БСК, но их нельзя смешивать, так как это приводит к расслоению жидкости. Не допускается загрязнение жидкостей и попадание в них нефтепродуктов и воды.



Заключение

Предлагаемое учебное пособие разработано на основе обобщения опыта работы мастера производственного обучения по учебной дисциплине «Производственное обучения (вождение автомобиля)». Основой содержания данной разработки послужил многолетний опыт обучения учащихся вождению автомобиля.

Основные разделы данного пособия носят как научно-методический, так и практический характер.

В целом учебное пособие призвано содействовать:

- повышению качества знаний учащихся;

- повышению интереса к учебной дисциплине;

- стремлению в достижении необходимых результатов в профессиональной деятельности

Методическое пособие может быть использовано молодыми специалистами в подготовке и проведении учебных занятий.



Литература

1. Автомобили КАМАЗ. Модели: 5320; 53212; 5410; 54112; 55111; 55102; 53211; 53213; 4310; 43114; 43118. Практическое руководство: С. Афонин — Москва, Сверчок Ъ, 2009 г.- 256 с.

2. Беляев С. В. Моторные масла и смазка двигателей: Учебное пособие. - Петрозаводский гос. ун-т. Петрозаводск, 1993. - 70 с.

3. Грамолин А. В., Кузнецов А. С. Топливо, масла, смазки, жидкости и материалы для эксплуатации и ремонта автомобилей. - М.: Машиностроение, 1995. - 63 с.

4. Техническое обслуживание автомобилей”, методические указания, Гребенников А.С., Гребенников С.А., 25стр., СГТУ, 2005г.

5. Карагодин В. И., Шестопалов С. К. Слесарь по ремонту автомобилей: Практическое пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1990. - 239 с.

6. Техническая эксплуатация автомобилей / Под ред. Е. С. Кузнецова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1991. - 413 с.

7. Автомобили КамАЗ с колесной формулой 6x4 и 6x6. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту: А. С. Кузнецов — Москва, Третий Рим, 2010 г.- 268 с.

8. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей. Учебник водителя автотранспортных средств категории "С": В. А. Родичев — Москва, Академия, 2008 г.- 256 с.

9. Автомобили КАМАЗ-4308. Руководство по устройству, техническому обслуживанию и ремонту: — Санкт-Петербург, КАМАЗ, 2004 г.- 188 с.



10. Устройство автомобилей ГАЗ-3307, ЗИЛ-4333, КамАЗ-55111 (комплект из 16 плакатов): — Санкт-Петербург, Компания "Автополис-Плюс", 2008 г.- 16 с.






Не знаю, почему женщины требуют всего того, что есть у мужчин. Ведь у женщин, среди прочего, есть мужчины. Коко Шанель
ещё >>