Методические рекомендации по организации дневных стационаров в больничных учреждениях - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации формы и методы работы дневных стационаров 1 334.63kb.
Методические рекомендации по проведению Урока России в общеобразовательных... 1 399.92kb.
Методические рекомендации по подготовке к зачетам и экзаменам для... 2 374.1kb.
Методические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных... 3 433.65kb.
Методические рекомендации по организации цеховых и межцеховых оздоровительных... 3 901.96kb.
Методические рекомендации по организации работы комиссий по соблюдению... 4 592.95kb.
Методические рекомендации по организации обучения руководителей и... 1 61.71kb.
Методические рекомендации по оперативному реагированию органов управления 1 78.22kb.
Методические рекомендации для студентов озо «Введение в педдеятельность»... 3 840.39kb.
Методические рекомендации по контролю состояния охраны труда в образовательных... 2 482.71kb.
Методические рекомендации по планированию школьного календаря для... 3 389.2kb.
Тест для спец экзамена по специальности "Лечебное дело" 1 507.92kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации по организации дневных стационаров в больничных учреждениях - страница №1/3





"Методические рекомендации по организации дневных стационаров в больничных учреждениях"(утв. Минздравом РФ 17.11.2000 N 2000/166)


Документ предоставлен КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Дата сохранения: 19.04.2012




Утверждены

Минздравом

Российской Федерации

17 ноября 2000 г. N 2000/166
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДНЕВНЫХ СТАЦИОНАРОВ

В БОЛЬНИЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Методические рекомендации составили: д.м.н., проф., чл.-корр. РАМН В.В. Стародубов, д.м.н. А.А. Калининская, к.м.н. Г.П. Сквирская, к.м.н. С.И. Шляфер, к.м.н. Э.Н. Матвеев.

При участии: к.м.н. А.Н. Злобина, Л.И. Дементьева, Г.А. Горбуленко, О.В. Шапекиной, С.М. Евдокимовой, Т.В. Евсеевой, И.Д. Дементьевой (г. Тверь); д.м.н., проф. В.В. Павлова, к.м.н. С.И. Кузнецова (г. Самара), Е.И. Чернявской, Л.Е. Эйгина, к.м.н. И.А. Новиковой (г. Москва).
1. Развитие коечного фонда стационарозамещающих форм

медицинской помощи в Российской Федерации
Социально-экономический кризис в стране отразился на сфере здравоохранения. Кризисное состояние в здравоохранении усугубляется крайне низкой эффективностью использования ресурсной базы. Практически во всех регионах страны реформирование здравоохранения осуществляется в условиях дефицита финансовых средств.

Требует материальных вложений материально-техническая база учреждений здравоохранения, внедрение новых современных технологий, подготовка медицинских кадров.

Недостаточное финансирование отрасли диктует необходимость оптимизации использования ресурсов здравоохранения и фондоемкого коечного фонда в первую очередь.

Дорогие стационарные койки используются не эффективно: велики сроки обследования и лечения больных, применяются устаревшие технологии лечебно-диагностического процесса; стандарты лечения больных зачастую не способствуют внедрению современных технологий и новых эффективных форм лечения больных, у врачей нет заинтересованности в повышении эффективности лечения больного.

Одним из основных направлений реформы здравоохранения, определенной "Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки Российской Федерации", является внедрение малозатратных технологий и развитие стационарозамещающих форм (СЗФ) оказания медицинской помощи населению.

За последние 14 лет число стационаров уменьшилось на 13,3%, число больничных коек сократилось на 238 тысяч. Обеспеченность койками составила 110,9 на 10 тысяч населения. При этом разница в показателях по отдельным территориям колеблется почти в два раза. Частота госпитализации в 1998 г. составляла 207 на 1000 населения, занятость койки - 305 дней. Средняя длительность лечения больных в стационарах в отдельных субъектах Российской Федерации колебалась от 13,6 до 19,4 дней (30%). В то же время в большинстве стран Запада средняя длительность лечения больных в стационарах составляет 8 - 12 дней, частота госпитализации - 130 - 170 на 1000 населения. На фоне сокращения коек абсолютное число врачей в стационарах увеличилось на 10,8%, а среднего медицинского персонала на 5,7%.

Признавая важность проблемы рационального использования финансовых затрат в стационарном секторе, следует констатировать, что развитие стационарозамещающих форм медицинской помощи в нашей стране проводится медленно.

В 1998 г. в лечебно-профилактических учреждениях РФ функционировало 3613 дневных стационаров (ДС <*>) и стационаров на дому (СД) на 53 тысячи коек, в которых ежегодно получали медицинскую помощь около 1,6 млн. человек. Обеспеченность населения койками ДС на базе больничных учреждений (в 1998 г.) составила 1,2; ДС на базе амбулаторно-поликлинических учреждений - 2,4 на 10 тысяч населения, что составило 3,6% от общего числа коечного фонда в РФ (таблица 1).

--------------------------------

<*> Приказом МЗ РФ N 438 от 09.12.1999 дневные стационары при поликлиниках (ДС) и стационары дневного пребывания в больничных учреждениях (СДП) определены дефиницией - дневной стационар.
Таблица 1
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СТАЦИОНАРОЗАМЕЩАЮЩИХ ФОРМ

МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ РФ В 1990 - 1998 ГГ.

(ПО ДАННЫМ ОТЧЕТОВ МИНЗДРАВА РФ)
┌───────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │ Годы │

│ ├──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬───────┤

│ │ 1990 │ 1991 │ 1992 │ 1993 │ 1994 │ 1995 │ 1996 │ 1997 │ 1998 │

├───────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼───────┤

Дневные стационары │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

при амбулаторно- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

поликлинических │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

учреждениях (ДС) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

- число учреждений │804 │960 │1136 │1180 │1216 │1330 │1443 │1622 │1865 │

- число коек │11726 │15272 │18652 │21779 │21394 │23325 │25837 │29817 │35299 │

- число пролеченных│386223│499613│629693│628955│749561│754510│824274│866934│1038255│

больных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

Дневные стационары │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

в больницах │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

- число учреждений │281 │310 │379 │372 │370 │400 │497 │838 │862 │

- число коек │7028 │8165 │8255 │8497 │9947 │10087 │12099 │18317 │17775 │

- число пролеченных│84473 │106707│145575│154185│180070│195780│209659│288069│286919 │

больных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

Стационары на дому │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

(СД) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

- число учреждений │404 │512 │553 │548 │552 │561 │1215 │708 │886 │

- число пролеченных│129331│150342│173605│191486│189100│205844│208860│227233│290500 │

больных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

Обеспеченность │1,2 │1,6 │1,8 │2,0 │2,1 │2,3 │2,6 │3,3 │3,6 │

койками ДС на 10 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

тысяч населения │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

Число госпитализи- │4,1 │5,1 │6,4 │6,6 │7,6 │7,8 │8,4 │9,4 │11,0 │

рованных в ДС и СД │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

на 1000 населения │ │ │ │ │ │ │ │ │ │



└───────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴───────┘
Анализ развития стационарозамещающих форм медицинской помощи в отдельных территориях РФ в динамике за 1996 - 1998 гг. свидетельствует о том, что реализация основных положений концепций здравоохранения по развитию стационарозамещающих технологий проводится неудовлетворительно. В целом, в РФ за эти годы число ДС на базе амбулаторно-поликлинических учреждений увеличилось на 422, ДС на базе больничных учреждений - на 365, при этом число пролеченных больных в учреждениях этого типа возросло на 25,9% и на 36,8% соответственно.

Важно отметить, что за изучаемый период в целом ряде территорий активно проведена работа по организации ДС на базе больничных учреждений, что особо важно, так как эта форма работы позволяет высвободить дорогостоящий коечный фонд стационаров.

Однако проведенное изучение свидетельствует о том, что организация ДС в больничных учреждениях идет крайне низкими темпами. Число коек в учреждениях этого типа в РФ за период изучения возросло с 0,8 до 1,2 на 10 тысяч населения.

В большинстве территорий РФ работа по организации ДС на базе больничных учреждений проводится крайне медленно. Так, на период изучения (1998 г.) в 16 субъектах РФ из 89 ДС на базе больничных учреждений не были организованы совсем. В их числе - в Республиках Саха (Якутия), Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Чувашская, Мордовия, а также в Ивановской, Липецкой, Тамбовской, Белгородской, Ульяновской, Новгородской областях и др.

Высокие показатели обеспеченности койками ДС на базе больничных учреждений в 1998 г. отмечены в Республике Хакасия: 11,5 на 10 тысяч населения, в Омской области (9,3), Республике Коми (4,7), Иркутской области (4,5), Тверской области (4,0), Самарской области (3,9), в Астраханской области (3,3), в Воронежской (3,3), в Челябинской (3,0), в Томской (3,0) областях, в Ставропольском (3,0), Хабаровском (3,0) краях и др.

В Республике Татарстан число ДС на базе больничных учреждений за период анализа 1996 - 1998 гг. увеличилось с 6 до 58, в Иркутской области - с 4 до 47, в Красноярском крае - с 12 до 44, в Омской области - с 23 до 86. В Самарской, Ростовской областях, Краснодарском, Ставропольском краях их число возросло в 1,5 - 2 раза.

В ряде территорий показатели обеспеченности койками ДС на базе больничных учреждений очень низкие (Архангельская, Тюменская, Смоленская области: по 0,1 койки на 10 тысяч населения), в г. Санкт-Петербурге, Кировской, Саратовской, Амурской областях (по 0,2 койки) и др. (в РФ - 1,2).

Медленное внедрение ДС на базе больничных учреждений в стране связано с отсутствием методологической базы, утвержденных учетно-отчетных форм и экономических стимулов их развития.

Дневные стационары при амбулаторно-поликлинических учреждениях являются самой массовой формой организации в числе всех стационарозамещающих технологий. По данным на 1998 г., численность ДС на базе амбулаторно-поликлинических учреждений больше числа ДС на базе больничных учреждений и стационаров на дому вместе взятых, а число пролеченных в них больных в 1,8 раза больше, чем в выше названных структурных подразделениях.

В числе территорий с наибольшей численностью ДС на базе амбулаторно-поликлинических учреждений можно назвать Кемеровскую (80), Саратовскую (76), Ростовскую (74) области, Краснодарский край (70) и др. В таких крупных мегалополисах как в городе Москве имелось 80 ДС, в городе Санкт-Петербурге - 60.

В 1998 г. не было ни одной территории, где бы не были созданы ДС на базе амбулаторно-поликлинических учреждений. Однако в ряде территорий их численность очень мала: Республика Саха (Якутия) (1), Еврейская автономная область (2), Калининградская, Курганская области и Республики Тыва и Хакасия (по 3).

Число коек в ДС на базе амбулаторно-поликлинических учреждений в РФ составило 2,4 на 10 тысяч населения. В числе территорий с наибольшей обеспеченностью койками ДС можно отметить Республику Калмыкию - 9,5; Самарскую - 9,4; Ульяновскую - 7,7; Кемеровскую - 6,8; Оренбургскую и Магаданскую области по 5,5 на 10 тысяч населения.

Очень низкая обеспеченность койками ДС на базе амбулаторно-поликлинических учреждений в Ярославской области и Республике Дагестан - по 0,3; в Читинской - 0,4; в Ивановской, Курганской и Новгородской областях - по 0,5; в Курской и Московской областях - по 0,7 на 10 тысяч населения и др.

Проведенное изучение показало большие колебания показателей обеспеченности населения койками СЗФ в территориях. Не во всех субъектах Российской Федерации органами и учреждениями здравоохранения принимаются действенные меры по внедрению и совершенствованию стационарозамещающих и ресурсосберегающих технологий организации медицинской помощи, по повышению эффективности использования материальных и финансовых ресурсов в здравоохранении.

Самарская область одна из первых территорий РФ была включена в эксперимент по внедрению нового хозяйственного механизма, поэтому в этой территории стационарозамещающие формы организации медицинской помощи стали развиваться раньше и активнее, чем в других территориях, и здесь накоплен положительный опыт в организации дневных стационаров на базе амбулаторно-поликлинических учреждений.

Проведенное изучение показало, что обеспеченность населения Самарской области койками СЗФ составила 13,2 на 10 тысяч населения, в том числе койками ДС на базе амбулаторно-поликлинических учреждений - 9,3 и ДС на базе больничных учреждений - 3,9. Наиболее активно развита коечная сеть ДС терапевтического профиля - 57,9% от общего числа коек этого профиля в больничных учреждениях, психиатрического - 30,4%; педиатрического - 36,3%; акушерско-гинекологического - 23,0%; дермато-венерологического - 22,3%. Важно, что в области хорошо развиты специализированные койки СЗФ для детей (детская онкология, детская эндокринология, детская гастроэнтерология и детская неврология) (таблица 2).
Таблица 2
ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ КОЙКАМИ

СТАЦИОНАРА КРУГЛОСУТОЧНОГО ПРЕБЫВАНИЯ И ДНЕВНЫХ СТАЦИОНАРОВ

(НА 10 ТЫСЯЧ НАСЕЛЕНИЯ), 1998 Г.
┌─────────────────┬───────────┬──────────────────────────────────┐

Профиль коек │Обеспечен- │ Обеспеченность койками │

│ │ность │ стационарозамещающих форм │

│ │койками │ организации │

│ │стационаров├───────────────┬──────────────────┤

│ │на 10 тыс. │ ДС на базе │ДС на базе амбула-│

│ │населения │ больничных │торно-поликлини- │

│ │ │ учреждений │ческих учреждений │

│ │ ├──────────┬────┼───────────┬──────┤

│ │ │на 10 тыс.│ % │на 10 тыс. │ % │

│ │ │населения │ │ населения │ │

├─────────────────┼───────────┼──────────┼────┼───────────┼──────┤

Всего: │81,0 │3,904 │4,8 │9,288 │11,5 │

в том числе │ │ │ │ │ │

Терапия │9,37 │1,498 │16,0│3,93 │41,9 │

Педиатрия │3,3 │0,269 │8,2 │0,928 │28,1 │

Детская │0,24 │0,015 │6,2 │- │- │

гастроэнтерология│ │ │ │ │ │

Детская │0,12 │0,024 │20,0│- │- │

эндокринология │ │ │ │ │ │

Детская │0,44 │0,015 │3,4 │- │- │

неврология │ │ │ │ │ │

Детская онкология│0,03 │0,015 │50,0│- │- │

Кардиология │3,8 │0,027 │0,7 │0,024 │0,6 │

Гастроэнтерология│1,15 │0,082 │7,1 │0,061 │5,3 │

Эндокринология │0,73 │0,045 │6,2 │0,012 │1,6 │

Хирургия │6,66 │0,067 │1,0 │0,363 │5,4 │

Травматология │3,4 │0,03 │0,9 │0,015 │0,4 │

Урология │2,12 │0,015 │0,7 │0,009 │0,4 │

Нейрохирургия │1,22 │- │- │0,009 │0,7 │

Акушерство - │9,04 │0,803 │8,9 │1,28 │14,1 │

гинекология │ │ │ │ │ │

Отоларингология │1,3 │0,16 │12,3│0,061 │4,7 │

Офтальмология │1,6 │0,082 │5,1 │0,073 │4,6 │

Неврология │3,5 │0,091 │2,6 │0,242 │6,9 │

Психиатрия │7,5 │0,151 │2,0 │2,133 │28,4 │

Наркология │2,3 │0,015 │0,7 │0,03 │1,3 │

Фтизиатрия │3,9 │0,03 │0,8 │0,048 │1,2 │

Дермато- │1,4 │0,272 │9,4 │0,04 │2,9 │

венерология │ │ │ │ │ │

Онкология │1,77 │0,168 │9,5 │0,018 │1,0 │

Стоматология │0,5 │- │- │0,012 │2,4 │

Инфекция │4,94 │0,03 │0,6 │- │- │

└─────────────────┴───────────┴──────────┴────┴───────────┴──────┘


Активная работа Самарской области в организации и развитии стационарозамещающих форм организации медицинской помощи позволила значительно улучшить показатели использования коечного фонда: обеспеченность населения койками (1998 г.) составила в области 81,0 (в РФ - 110,9) на 10 тысяч населения при частоте госпитализации 217,3 (РФ - 218) на 1000 населения и средней длительности лечения 14 дней (РФ - 16,3).

Проведенное изучение свидетельствует о широкой специализации коечного фонда СЗФ в Самарской области, что позволяет ориентироваться на эту территорию при планировании стационарозамещающих форм организации медицинской помощи и в других территориях РФ.

На основе научно-исследовательских работ, проведенных в целом ряде территорий РФ (Самарская, Тверская, Московская, Брянская области, Ставропольский край и др.), были рассчитаны ориентировочные нормативы потребности в коечном фонде СЗФ дифференцированно по профилю коек (таблица 3).
Таблица 3
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ НОРМАТИВЫ ПОТРЕБНОСТИ В КОЕЧНОМ ФОНДЕ

СЗФ (ДНЕВНЫХ СТАЦИОНАРОВ НА БАЗЕ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ

УЧРЕЖДЕНИЙ И БОЛЬНИЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ) НА 10 ТЫСЯЧ НАСЕЛЕНИЯ
┌───────────────────┬──────────────┬─────────────────┬───────────┐

Профиль коек │ Число коек │ Профиль коек │Число коек │

│ │ на 10 тысяч │ │на 10 тысяч│

│ │ населения │ │ населения │

├───────────────────┼──────────────┼─────────────────┼───────────┤

Терапия │3,95 │Отоларингология │0,22 │

Педиатрия │1,2 │Офтальмология │0,16 │

Кардиология │0,16 │Неврология │0,51 │

Гастроэнтерология │0,27 │Психиатрия │2,28 │

Эндокринология │0,1 │Наркология │0,05 │

Нефрология │0,1 │Фтизиатрия │0,18 │

Хирургия │0,43 │Дермато- │0,31 │

Травматология │0,15 │венерология │ │

Урология │0,09 │Онкология │0,2 │

Нейрохирургия │0,009 │Челюстно-лицевая │0,012 │

Акушерство- │2,08 │хирургия │ │

гинекология │ │Инфекция │0,03 │

└───────────────────┴──────────────┴─────────────────┴───────────┘


Рекомендуется планировать коечный фонд стационарозамещающих форм организации медицинской помощи населению с использованием предложенных нами ориентировочных нормативов обеспеченности населения койками СЗФ.

Ответственность за внедрение стационарозамещающих форм работы должна быть возложена на муниципальные власти, которые обеспечивают планирование и организацию медицинской помощи на подведомственной территории через соответствующие органы здравоохранения. Целесообразно внести вопросы организации стационарозамещающих форм медицинской помощи в специальные региональные программы.
2. Организационно-функциональная модель деятельности

дневного стационара на базе больничного учреждения
Организация дневных стационаров на базе больничных учреждений позволяет более широко и эффективно использовать ресурсные возможности больничных учреждений, структурировать коечный фонд по степени интенсивности лечения: ДС для более легкого контингента больных и стационар круглосуточного пребывания для более тяжелых больных, имеющих осложненные формы течения заболевания и требующих круглосуточного наблюдения и лечения.

Проведенный анализ основных показателей деятельности ДС в ряде регионов РФ показал, что организационные формы работы ДС на базе больничных учреждений строятся, в основном, по типу коек долечивания в профильных отделениях стационаров. Реже ДС организуются как самостоятельные структурные подразделения на базе больничного учреждения с выделением помещения и штатов. Режим работы таких ДС, как правило, строится в одну смену.

Определенный "Программой государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью" норматив дней работы СЗФ еще не определяет экономическую эффективность использования коечного фонда стационаров, так как организация ДС как коек долечивания на базе больниц в лучшем случае дает только экономию затрат на питание больных.

Предложенная нами организационно-функциональная модель ДС как самостоятельного структурного подразделения на базе больничного учреждения позволяет более экономно расходовать финансы больничных учреждений. Стоимость лечения больных в ДС как самостоятельного структурного подразделения почти в 2 раза меньше, чем в одноименном отделении стационара за счет сокращения ночных дежурств врача, среднего и младшего медицинского персонала, а также сокращения штатной должности буфетчицы и расходов на питание больных.

В условиях работы ДС в 2 смены стоимость лечения одного больного еще меньше в связи с тем, что стоимость одной койко-смены по статьям расходов (хозяйственные, прочие, капитальный ремонт) будет еще меньше.

В процессе организационного эксперимента нами апробирована организационно-функциональная модель дневного стационара как самостоятельного структурного подразделения на базе городской больницы.

Построение организационно-функциональной модели ДС на базе больничного учреждения включало 2 этапа. На 1-ом этапе (1997 - 1998 гг.) в условиях эксперимента отработаны организационные формы работы ДС, разработано положение о ДС, функциональные обязанности медицинского персонала, определен перечень показаний и противопоказаний лечения больных, разработаны технологии лечения больных в ДС.

2-ой этап исследования (1998 - 1999 гг.) включал нормирование труда врача ДС, определение численности больных, обслуживаемых врачом ДС; расчет потребности в койках для ДС как самостоятельного структурного подразделения и коек ДС для долечивания и оценку эффективности деятельности ДС.

Экспериментальной базой исследования являлся дневной стационар на базе ГБ N 1 г. Твери на 30 коек (терапевтические, неврологические и хирургические). В условиях организационного эксперимента отработан режим работы ДС в 2 смены. В составе ДС имелись кабинеты врача и старшей медицинской сестры, процедурная, 5 палат по 6 коек и другие подсобные помещения. Штаты ДС включали 3,5 должности врачей, 7,5 должности средних медицинских работников и 7,0 должностей младшего медицинского персонала. Заведующий ДС и врачи являлись врачами общей практики, которые прошли специальное обучение и имели сертификаты. Кроме того, для работы в ДС привлекались врач-хирург и врач-невропатолог (по 0,25 должности каждый). Оплата труда врачей ДС осуществлялась в соответствии с должностным окладом.

следующая страница >>



Любовь обманывается надеждой. Те, кто мог бы ждать чего-то лучшего, не ждут. Ждут те, которым ждать ничего не приходится. Винцентий Стысь
ещё >>