Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология коммуникаций» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Молодежная субкультура... 3 571.42kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Огневая подготовка» 1 357.29kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной... 1 204.32kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 136.64kb.
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению... 8 1048.06kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология коммуникации» 3 730.51kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология социальных... 15 3486.1kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Социология коммуникаций» Пояснительная... 3 373.42kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины 5 Учебно-методический... 1 196.46kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология образования» 4 800.62kb.
Методические рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины и... 3 484.4kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология коммуникации» 3 730.51kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология коммуникаций» - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины
«СОЦИОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИЙ»
для студентов 1 и 3 курсов специальности 040100.65 «Социология»

Автор: Сауткин A. А., кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук».

Цель освоения дисциплины «Социология коммуникаций» - дать теоретическое и методологическое обоснование взаимодействия социальных структур общества и коммуникативных систем различных уровней, а также выявить взаимосвязь факторов, обусловливающих адекватную передачу и восприятие социально значимой информации в межличностной и массовой коммуникации.

Основные задачи курса «Социология коммуникаций»:

1. Познакомить студентов с уровнями, типами и формами социальной коммуникации.

2. Показать взаимосвязь социальных структур общества и его коммуникативных систем.

3. Определить социологические доминанты социальной коммуникации.

4. Выявить различия коммуникативных систем по их целевому назначению, мотивированности коммуникативных единиц и технике актуализации.

Данный курс является обобщающим в цикле профилирующих курсов, посвященных проблемам социальной коммуникации, поэтому особое внимание уделяется не только теоретическому и методологическому аспектам, но также и прагматическому. Рассматриваются некоторые задачи прикладного характера.

В результате изучения дисциплины «Социология коммуникаций» студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
1. Освоить понятийный, эмпирический, исследовательский и методический материал учебного курса.

2. Освоить практические умения и навыки, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности.



3. Овладеть навыками применения коммуникативных техник в рамках делового взаимодействия.

Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени



Название раздела и темы

Количество часов

Всего

ЛК

ПР, СМ

Сам.раб.




Раздел 1. Введение













1.

Объект и предмет изучения социологии коммуникации



6

2

2

2

2.

Онтологические, гносеологические и методологические основы теории социологии коммуникации



12

4

4

2




Раздел 2. Коммуникативные системы













3.

Системность коммуникации и виды коммуникативных систем


12

2

4

4

4.

Социальная обусловленность коммуникации и социологические аспекты ее изучения


12

4

4

4

5.

Уровни коммуникативных систем


8

4

2

4

6.

Категории и функции социальной коммуникации. Социологические доминанты


8

2

2

4

7.

Коммуникативная личность и межличностная коммуникация





2

2

4




Раздел 3. Массовая коммуникация













8.

Теория массовой коммуникации


8

2

2

4

9.

Социально-прагматический аспект массовой коммуникации


8

2

2

4

10.

Прикладной аспект массовой коммуникации


8

2

2

4




Раздел 4. Эмпирические исследования в сфере социальной коммуникации













11.

Методология и методы исследования социологии коммуникации

12

4

4

4




ВСЕГО

100

30

30

40

Содержание практических занятий



Тема 1. Предмет социологии коммуникации

  1. Объект и предмет изучения научной дисциплины.
    Критерии научной дисциплины. Коммуникация как объект
    социологии коммуникации.

  2. Социальная коммуникация как предмет социологии
    коммуникации. Место социологии коммуникации в системе
    научного знания.

  3. Понятия «общение», «коммуникация» и «речевая деятельность». Базовые составляющие социальной коммуникации: социальные структуры общества (их коммуникативные
    характеристики), коммуникативные системы, каналы и способы передачи и восприятия информации.

  4. Истоки изучения социальной коммуникации.


Вопросы для коллективного обсуждения

Как соотносятся понятия «коммуникация» и «общение»?

Каковы специфические черты социальной коммуникации в сравнении с другими видами коммуникации?

Какие типы коммуникации выделяет А. В. Соколов?


Задания для самостоятельной работы

  1. Составьте схему, отражающую место социологии коммуникации в системе научного знания (положение данной отрасли внутри социологии, а также связь с другими дисциплинами).

  2. Проанализируйте определения понятия «коммуникация», которые даются в различных словарях толковых, энциклопедических и др.). Обобщите ваши наблюдения в виде таблицы.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Дейк ван ТА. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

  2. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М., 1995.

  3. Кашкин В. Б. Основы теории коммуникации. – М.: АСТ : Восток-Запад, 2007.

  4. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.

  5. Кузьмин В.П. Системный подход в современном научном познании // Вопр. философии. 1980. № 1.

  6. Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.

  7. Основы теории коммуникации: Учеб. / Под ред. М. А. Василика. – М., 2007.

  8. Пэнтор Р., Гравитц М. Методы социальных наук/Пер, с фр. М., 1972.

  9. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002.

  10. Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. Теория, проблемы, методы. М., 1976.

  11. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.


Контрольные вопросы

  1. Что является объектом и предметом изучения социологии коммуникации?

  2. Перечислите базовые составляющие социальной коммуникации.

  3. Охарактеризуйте истоки развития социологии коммуникации.


Тема 2. Основы теории социальной коммуникации (онтологический, гносеологический и методологический аспекты)

  1. Факторы, определяющие онтологию социальной коммуникации. Соотнесенность биологических и социальных
    факторов. Двойственная природа социальных факторов.
    Этнические и психологические факторы.

  2. Гносеологический аспект: взаимодействие коммуникации и социальных структур общества; функции социальной коммуникации; единицы коммуникации. Понимание coциальной информации. Категории социологии коммуникации.

  3. Методологический аспект. Методологические направления: бихевиоризм, символический интеракционизм, феноменология, структурно-функциональный подход, структурализм и др.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Какие факторы влияют на бытие социальную коммуникацию?

  2. Каковы функции социальной коммуникации?

  3. Что такое «информация» и что понимается под «социальной информацией»?


Задания для самостоятельной работы

Охарактеризуйте основные методологические направления анализа социальной коммуникации. Отразите результаты в следующей таблице:



Название

направления



Авторы

Краткая

характеристика



Слабые

стороны


Сильные

стороны



















ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.

  2. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. M.I 1992.

  3. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология, М., 1982.

  4. Волков И.П. О социометрической методике в социально- психологических исследованиях. Л., 1979.

  5. Карасик В.И. Статус лица в значении слова. Волгоград, 1989.

  6. Леви-Cтpocc К. Структурная антропология. М., 1983.

  7. Леонтьев АН. Деятельность. Сознание. Личность. М.1 1975.

  8. Морено Дис. Л. Социометрия. Экспериментальный метол и наука об обществе. М., 1958.

  9. Неомарксизм и проблемы социальной культуры. М., 1980J

  10. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

  11. Основы теории коммуникации: Учеб. / Под ред. М. А. Василика. – М., 2007.

  12. Пэнтор Р., Гравитц М. Методы социальных наук/Пер, фр. М., 1972.

  13. Саганенко Т.Н. Социологическая информация. Л., 1977.|

  14. Тарасов Е.Ф. Построение теории коммуникации//Теоре гические и прикладные проблемы речевого общения. М., 1979.

  15. Швейцер А.Д. Социальная дифференциация языка//©нто-логия языка как общественного явления. М., 1983";

  16. Ядов ВЛ. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. Самара, 1995.


Контрольные вопросы

1. Перечислите факторы, определяющие онтологию социальной коммуникации.

2. Перечислите основные категории социологии коммуникации, дайте краткую характеристику.

3. Охарактеризуйте бихевиористскую методологию исследования социальной коммуникации.

4. Каковы основные принципы символического интеракционизма?

5. Как понимается коммуникация в феноменологической социологии?


Тема 3. Социологические доминанты коммуникации

1.Понятие социологической доминанты коммуникации.

2. Виды социологических доминант:


  • стратификационные (социальный статус, социальная дифференциация, социальная интеграция, социальная интерференция);

  • ситуативные (коммуникативные роли, коммуникативная сфера, коммуникативная ситуация, коммуникативная установка);

  • оценочные (ценностная ориентация, оценочная информация, оценка партнера, самооценка, «социальный стереотип»);

  • факторы, определяющие социальную дифференциацию, интеграцию и интерференцию;

  • функциональные доминанты;

  • речевой этикет.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Что такое коммуникативная установка? Как она формируется??

  2. В чем состоит значение речевого этикета?

  3. На конкретных примерах покажите особенности этикета в различных культурах.


Задания для самостоятельной работы

Охарактеризуйте оценочные доминанты коммуникации.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. М., 1975.

  2. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984.

  3. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.

  4. Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1973.

  5. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии// Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.

  6. Саганенко Т.Н. Социологическая информация. Л., 1977.

  7. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.


Контрольные вопросы

  1. Дайте определение понятию «социологические доминанты коммуникации»

  2. Какие виды социологических доминант коммуникации вам известны?


Тема 4. Системность коммуникации и виды коммуникативных систем

  1. Понятие системности (система, классификация, таксономия, стратификация, типология, уровни, модель).

  2. Система языка и коммуникативные системы (коды).

  3. Виды коммуникативных систем (естественные, искусственные).

  4. Языки программирования.

  5. Информационные языки.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Каковы основные признаки системы?

  2. В чем заключается системный характер социальной коммуникации?

  3. Охарактеризуйте язык как коммуникативную систему.


Задания для самостоятельной работы

Составьте схему «Виды коммуникативных систем».



Охарактеризуйте несколько искусственных языков либо языков программирования (3-4 языка), заполнив следующую таблицу:

Название языка

Разработчики (если есть сведения)

Когда был разработан

Для чего используется
















ЛИТЕРАТУРА

  1. Дейк ван ТА. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

  2. Исаев М.И. Язык эсперанто. М., 1981.

  3. Карасик В.И. Статус лица в значении слова. Волгоград, 1989.

  4. Конецкая В.П. О системности лексики//Вопр. языкознания. 1984. № 1.

  5. Кузнецов С.Н. Теоретические основы интерлингвистики. М., 1987.

  6. Общение. Текст. Высказывание. М., 1980.

  7. Кузьмин В.П. Системный подход в современном научном познании//Вопр. философии. 1980. № 1.

  8. Платонов К.К. О системе психологии. М., 1974.

  9. Плотинский Ю.М. Визуализация информации. М., 1994.



Контрольные вопросы

  1. Что такое система?

  2. Охарактеризуйте понятие «коммуникативная система».

  3. Какие виды коммуникативных систем вам известны?

  4. Что такое языки программирования? Какова их коммуникативная специфика?


Тема 5. Уровни коммуникации. Семиотический уровень

  1. Функциональная обусловленность коммуникативных
    средств как знаков.

  2. Обоснование уровней коммуникации. Критерии их
    выделения.

  3. Семиотический уровень коммуникации:
    понятие знака, типы знаков; социальная обусловленность знаков;
    оппозиция знаков; свойство кумулятивности знаков; синтактика, семантика и прагматика как основные аспекты семиотики, отражающие соотнесенность знаков.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Охарактеризуйте основные критерии выделения уровней коммуникации.

  2. Что изучает семиотика?

  3. Дайте характеристику каждого из трех аспектов семиотики.


Задания для самостоятельной работы

  1. Сопоставьте известные вам типологии знаков. Результаты оформите в виде таблицы.

  2. Законспектируйте основные положения работы Ч. У. Морриса «Основания теории знаков».


ЛИТЕРАТУРА

  1. Ветров А.А. Семиотика и ее основные проблемы. М., 1968.

  2. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.

  3. Моррис Ч. У. Основания теории знаков // Семиотика. М., 1983.1

  4. Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М., 1995.

  5. Степанов Ю.С. В мире семиотики//Семиотика. М., 1983.

  6. Степанов Ю. С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., 1985.


Контрольные вопросы

  1. Перечислите известные вам уровни коммуникации.

  2. В чем специфика семиотического уровня?

  3. Что такое знак? Каковы подходы к пониманию знака?

  4. Обоснуйте социальную обусловленность знака.

  5. Каковы три аспекта семиотики? Охарактеризуйте их.


Тема 6. Лингвистический (языковой) и металингвистический (метаязыковой) уровни

  1. Обоснование лингвистического (языкового) уровня
    коммуникации.

  2. Понятие речевого акта. Типы речевых актов.

  3. Высказывание — элементарная единица вербальной
    коммуникации. Высказывание и речевой акт. Высказывание
    и предложение. Высказывание и слово.

  4. Дискурс — сложная единица вербальной коммуникации. Типы дискурсов. Их основные характеристики.

  5. Моделирование дискурса: ментальная модель, фреймы,
    сценарии, модель ситуации, модель «ситуативный тип».

  6. Три параметра модели «ситуативный тип»: поле, смысл,
    способ.

  7. Понимание металингвистического (метаязыкового)
    уровня коммуникации.

  8. Коммуникативные единицы металингвистического
    (метаязыкового) уровня коммуникации и его особенности.



Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Соотнесите понятия «высказывание» и «речевой акт».

  2. Какие подходы к определению понятия дискурс имеются в современной науке (см. словарь семиотических терминов Греймаса/Курте в сб.: Семиотика. – М., 1983.)?

  3. Что понимается под «фреймом»?

  4. В чем сущность металингвистического уровня коммуникации?


Задания для самостоятельной работы

Законспектируйте работу Дж. Р. Сёрла «Что такое речевой акт?»


ЛИТЕРАТУРА

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. (Высказывание как единица речевого общения). М., 1979.

  2. Безменова НА., Герасимов В.И. Некоторые проблемы теории речевых актов//Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики. М., 1984.

  3. Гак В.Г. Высказывание и ситуация//Проблемы структурной лингвистики. М., 1972.

  4. Гвишиани Н.Б. Язык научного общения. Вопросы методологии. М., 1986.

  5. Девкин ВД. Прагматика слова//Прагматика слова. Межвузовский сборник научных трудов. М., 1985.

  6. Дейк ван ТА. Язык. Познание. Коммуникация/Пер, с англ. М., 1989.

  7. Карасик В.И. Статус лица в значении слова. Волгоград, 1989.

  8. Колшанский Г.В. Текст как единица коммуникации. М.,

  9. Лейчик В.М. Особенности терминологии общественных наук и сферы ее использования//Язык и стиль научного изложения. М., 1983.

  10. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 1996.

  11. Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986. Вып. 17. Теория речевых актов.

  12. Сёрл Дж. Р. Что такое речевой акт? // Философия языка / Ред.-сост. Дж. Р. Сёрл. – М.: Эдиториал УРСС, 2004. – 56-74.

  13. Сорокин ЮЛ., Тарасов Н.Ф., Шахнарович A.M. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М., 1979.

  14. Цаголова Р.С. Экономика и рынок труда: терминологический аспект. (Англо-русские исторические параллели). М.,| 1993.

  15. Швейцер АЛ. Контрастивная стилистика. Газетно-публицистический стиль в английском и русском языках. М., 1993,


Контрольные вопросы

  1. Охарактеризуйте лингвистический и металингвистический уровни коммуникации.

  2. Что такое речевой акт?

  3. Каковы типы речевых актов?

  4. Что такое высказывание?

  5. Что понимается под дискурсом в современной коммуникативистике?

  6. Раскройте основные положения теории фреймов и теории сценариев.



Тема 7. Паралингвистический уровень коммуникации

  1. Понятие паралингвистики — узкая и широкая интерпретация. Природа невербальной коммуникации (HBK). Биологические и социальные источники НВК.

  2. Соотношение намеренного — ненамеренного и сознательного — бессознательного.

  3. Типология невербальных средств по признаку намеренности — ненамеренности.

  4. Взаимодействие вербальных и невербальных средств
    коммуникации: функции; автономное и связное функционирование кинем (синхронное, предваряющее и последующее). Критерии коммуникативной ценности невербальных средств.

  5. Роль ситуативных переменных в НВК (проксемика,
    ориентация, временной фактор, последовательность и др.).

  6. Коммуникативные единицы НВК. Их формальные и
    содержательные структуры.

  7. Типология невербальных средств.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Раскройте характер взаимодействия вербальных и невербальных средств.

  2. Какова роль психоанализа в исследовании невербальной коммуникации?

  3. Охарактеризуйте роль ситуативных переменных в НВК.



Задания для самостоятельной работы

Сведите известные вам типологии невербальных средств коммуникации в единую схему или таблицу.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Акишина А.А., Кано X., Акишина Т.Е. Жесты и мимика в| русской речи: Лингвострановедческий словарь. М., 1991.

  2. Андреева Г.М. Принцип деятельности и исследование общения//Общение и деятельность. Драга, 19&L

  3. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 1980.

  4. Горелов И.Н. Паралингвистика: прикладной и концептуальный аспекты//Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977.

  5. Колшанский Г.В. Паралингвистика. М., 1974.

  6. Конецкая В.П. Сопоставление невербальных средств коммуникации как национально-культурной специфики речевого поведения. М., 1994.

  7. Красильникова Е.В. Жест и структура высказывания в разговорной речи//Русская разговорная речь/Под ред. Е.А. Земской. М., 1983.

  8. Лабунская В.А. Введение в психологию невербального поведения. Ростов-на-Д., 1994.

  9. Николаева Т.М. Структура речевого высказывания и национальная специфика жеста//Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы. М., 1969.

  10. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам/Пер, с англ. Н.Новгород, 1992.

  11. Шевченко Т.Н. Социальная дифференциация английского Произношения. М., 1990.


Контрольные вопросы

  1. Что такое паралингвистика?

  2. Какова природа невербальной коммуникации?

  3. Каково соотношение намеренного — ненамеренного и сознательного — бессознательного в НВК?

  4. Что такое «кинема»?

  5. Каковы критерии коммуникативной ценности невербальных средств?

  6. Охарактеризуйте коммуникативные единицы НВК.

  7. Типологизируйте невербальные средства коммуникации


Тема 8. Синтетический уровень коммуникации

  1. Природа синтетического уровня и виды коммуникативных систем.

  2. Культура и искусства: танец, музыка, литература, изобразительное искусство, архитектура и театральное искусство.

  3. Коммуникативная система кино и телевидения как
    технических видов искусства.

  4. Социальная значимость синтетического уровня коммуникации.

  5. Отбор коммуникативных средств.

  6. Роль языковых средств в коммуникации синтетического уровня (вербальных и невербальных).

  7. Обусловленность коммуникации социально-демографическими, социально-психологическими и культурно-языковыми факторами.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. В чем сущность синтетического уровня коммуникации?

  2. Дайте характеристику танцу или литературе как коммуникативным явлениям синтетического плана.


Задания для самостоятельной работы

Охарактеризуйте специфику коммуникативной системы кино и телевидения. Законспектируйте соответствующие теме источники.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979

  2. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.

  3. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977.

  4. Ждан В.Н. Введение в эстетику фильма. М., 1972.

  5. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения.
    М., 1990.

  6. Кукаркин А., Бояджиев Г., Шнеерсон Г., Чегодаев А. Кино, театр, музыка, живопись в США. М., 1965.

  7. Кулешов Л.В. Искусство кино. М., 1929.

  8. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. Минск, 1988,

  9. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом раз< витии. М., 1957.

  10. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. М., 1927.

  11. Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массово! коммуникации. М., 1986.

  12. Пазолини П.П. Письменный язык действия//3арубежная эстетика и теория кино: Информ. сб. М., 1979.

  13. Пудовкин В.И. Избр. статьи. М., 1955.

  14. Разлогов К.Э. Искусство экрана: проблемы выразительности. М., 1982.

  15. Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. М., 1985.

  16. Чахирьян Т.П. Изобразительный мир экрана. М., 1977.


Контрольные вопросы

  1. Что такое синтетический уровень коммуникации? Какие коммуникативные системы ему соответствуют?

  2. Раскройте социальную значимость синтетического уровня коммуникации.

  3. Какова роль языковых средств в коммуникации синтетического уровня (вербальных и невербальных)?

  4. Какие факторы обусловливают коммуникацию синтетического уровня?


Тема 9. Коммуникативная личность

1. Понятие личности в философии, психологии, социологии.

2. Представления о структуре личности (В.А. Ядов, И.С. Koн, К.К. Платонов, А.Н. Леонтьев, БЛ. Прыгин, ЮА.Сорокин).

3.Языковая личность. Теоретико-гносеологическая модель языковой личности: вербально-семантическая, когнитивная и прагматическая характеристики.

4.Коммуникативная личность. Параметры коммуникативной личности: мотивационный, когнитивный и функциональный.

5.Оценка коммуникативной личности как социального феномена.

6.Основные типы коммуникативной личности.

Вопросы для коллективного обсуждения


  1. Как соотносятся понятия «коммуникативная личность» и «языковая личность»?

  2. Раскройте основные параметры коммуникативной личности.



Задания для самостоятельной работы

Составьте таблицу «Типы коммуникативной личности», включив в неё краткую характеристику каждого типа.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Выготский Л. С. Избр. психологические произведения. М., 1956.

  2. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. M.r I982.

  3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.

  4. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

  5. Конрад Н.И. О языковом существовании//Японский лингвистический сборник. М., 1959.

  6. Крысин Л.П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях (постановка вопроса)//Язык и лич-ность/Отв. ред. Д. Н. Шмелев. М., 1989.

  7. Кули Ч. Социальная самость//Американская социологическая мысль: Тексты/Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.

  8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность//Избр. психологические произведения. М., 1983. Т. 1.

  9. Личность и массовые коммуникации. Тарту, 1969. Вып. 3.

  10. Маркузе Г. Одномерный человек//Американская социологическая мысль: Тексты/Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.

  11. Платонов К.К. Социально-психологический аспект проблемы личности//Социальная психология личности. М., 1979.

  12. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.

  13. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности: Сер. «Общество и личность». М., 1989.

  14. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1984.

  15. Уфимцева Н.В. Мотивация в речевом воздействии: проблемы и концепции//Оптимизация речевого воздействия/ Отв. ред. Р.Г. Котов. М., 1990.

  16. Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивности. М., 1991.

  17. Ядов В А. Социальная идентичность личности. М., 1994.


Контрольные вопросы

  1. Каково понимание личности в философии, психологии, социологии? В чем общее и в чем различия?

  2. Что такое языковая личность?

  3. Раскройте содержание теоретико-гносеологической модели языковой личности.

  4. Охарактеризуйте понятие «коммуникативная личность» и его параметры.

  5. Каковы основные типы коммуникативной личности?



Тема 10. Типы коммуникации. Межличностная коммуникация

  1. Личность в общей системе общественных отношений,
    т.е. в «социальном контексте». Виды общественных отношений: экономические, социальные, политические, идеологические и др. Специфика общественных отношений. Безличный характер общественных отношений.

  2. Место и природа межличностных отношений. Специфика межличностных отношений.

  3. Общение как реализация межличностных отношений. Единство общения и деятельности.

  4. Социально значимые функции межличностной коммуникации: взаимодействие и воздействие.

  5. Теория речевой деятельности: мотивы и цели коммуникации.

  6. Особенности межличностной коммуникации в малых группах.

  7. Условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Раскройте принцип единства общения и деятельности.

  2. Какими социально-психологическими признаками характериуется малая группа? Как они влияют на особенности коммуникации в таких группах?


Задания для самостоятельной работы

Составьте схему «Социально значимые функции межличностной коммуникации» с указанием содержания этих функций.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и дея-тельности//Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1985.

  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.

  3. Брудный А.Л. К теории коммуникативного воздействия// Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977.

  4. Зимняя ИЛ. Психологическая характеристика понимания речевого сообщения//Оптимизация речевого воздействия. М., 1990.

  5. Крысин Л.П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях (постановка вопроса)//Язык и лич-ность/Отв. ред. Д. Н. Шмелев. М., 1989.

  6. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.


Контрольные вопросы

  1. Какова природа и специфика межличностных отношений?

  2. Раскройте понятие общения как реализацию межличностных отношений.

  3. Каковы социально значимые функции межличностной коммуникации?

  4. Дайте характеристику теории речевой деятельности. Какое значение в этой теории имеют мотивы и цели коммуникации?

  5. Каковы особенности межличностной коммуникации в малых группах?

  6. Определите условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации.



Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература:

Основная

  1. Американская социологическая мысль. Тексты / Под ред. В.И.До-бренькова. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1994.

  2. Барт Ролан Мифологии, М. 1995

  3. Белл Даниэл Грядущее постиндустриальное общаство.М.1999

  4. Бодрийяр Жан Система вещей.М.,1995

  5. Дейк ван.Т.А. Язык.Познание.Коммуникация.М.,1989

  6. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность и структура социальной коммуникации.М.,1984

  7. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.

  8. Кашкин В. Б. Основы теории коммуникации. – М., 2007.

  9. Конецкая В. Социология коммуникации. – М., 2004.

  10. Краткий словарь по социологии. М., 1988.

  11. Лингвистический эинциклопедический словарь. М., 1990.

  12. Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993.

  13. Моль А. Социодинамика культуры, М., 1973

  14. Основы теории коммуникации: Учеб. / Под ред. М. А. Василика. – М., 2007.

  15. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации, М-Киев, 2001

  16. Сорокин П. Социальная и культурная динамика, СПб,,2000

  17. Современная западная социология: Словарь. М., 1990.

  18. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002.

  19. Социология: Словарь-справочник. М., 1990.


Дополнительная

  1. Батра Р., Майерс Дж.,Аакер Д. Рекламный менеджмент, изд.5, М- СПб-Киев, 1999

  2. Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика. М., 2001

  3. Белановский С.А. Глубокое интервью.М.2001

  4. Белановский С.А. Метод фокус-групп. М., 2001

  5. Гвишиани Н.Б. Язык научного общения. Вопросы методологии.М.,1986

  6. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации.М.,1980

  7. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.

  8. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

  9. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М. 1997

  10. Леонтьев А.А. Объект и предмет психолингвистики и ее отношение кдругим наукам о речевой деятельности. Теория речевой деятельности. М., 1968.

  11. Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.

  12. Гиддингс Ф. Основания социологии // Американская социологическая мысль. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1994.

  13. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы.М.,2000

  14. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика. Общество. Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. Теория, проблемы, методы. М., 1976.

  15. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М.: Аспект Пресс, 1996.

  16. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент, СПб. 1997

  17. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.,1989

  18. Катлип С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз. Теория и практика. М.- СПб- Киев, 2000

  19. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. М.1994

  20. Колшанский Г.В. Паралингвистика.М.,1974

  21. Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации.М.,1986

  22. Общение. Текст. Высказывание.М.,1989

  23. Сендидж Ч. Реклама: теория и практика, М. 2001

  24. Соломоник А. Семиотика и лингвистика.М.,1995

  25. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Шахнарович A.M. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М., 1979.

  26. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация, М., 2000

  27. Трескова С.И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации.М.,1989

  28. Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления, СПб., 1999

  29. Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации, М., 2001

  30. Язык и массовая коммуникация.,М.,1984

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Примерные зачетные тестовые задания
Вариант 1.
1. Система взаимного использования пространства коммуникантами (близость друг к другу и т.п.) называется:

а) кинесикой;

б) проксемикой;

в) прагматикой.


2.Понятие «избыточность» в теории коммуникации означает:

а) наличие множества каналов для передачи социальной информации;

б) повторение элементов сообщения для предотвращения коммуникативной неудачи в случае утраты его части (например, из-за «шума»);

в) увеличение в современном обществе количества информации, которую человек не в состоянии воспринять и переработать.


3. Функциональная модель коммуникации Р. О. Якобсона включает в себя такие элементы, как отправитель, получатель, контакт, код, … (добавьте 2 позиции):

а) шум;


б) контекст;

в) эффект;

г) сообщение;

д) аудитория.


4. Коммуникативные системы, в которых используются сконструированные или заимствованные из разных областей знания знаки, называются:

а) искусственными;

б) естественными;

в) естественно-искусственными;

г) специализированными.
5. Система коммуникативных взаимоотношений с помощью информационных потоков между индивидами или группами в ходе совместной деятельности называется:

а) коммуникационной сетью;

б) коммуникационной решеткой;

в) коммуникационным неводом.


6. Совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических и мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации, – это:

а) коммуникативная личность;

б) коммуникативная структура;

в) коммуникабельность.


7. Упорядоченная последовательность символов, предназначенная для передачи информации, называется в теории коммуникации:

а) код;


б) фрагмент;

в) дискурс;

г) сообщение.
8. В структуру семиотики входят три основных раздела: семантика, синтактика и…

а) такесика;

б) фонетика;

в) прагматика;

г) грамматика.
9. К кинетическому компоненту невербальной коммуникации относят:

а) громкость, темп, ритм, высоту звука;

б) речевые паузы, покашливания, вздохи, смех;

в) жесты, мимику, позы.


10. Этап коммуникации, включающий расшифровку принятой информации, интерпретацию сигнала, его перевод в мысли получателя на основании имеющихся знаний и опыта, называется:

а) сигнификацией;

б) номинацией;

в) декодированием;

г) интерференцией.
11. Высказывание, произнесение которого означает выполнение действия, соответствующего его содержанию (например, «я обещаю», «я приношу извинения» и т.п.), называется:

а) константивом;

б) перформативом;

в) иллокуцией.



Вариант 2.
1. Основоположником теории речевых актов считают:

а) Д. Остина;

б) Л. Витгенштейна;

в) Л. Ельмслева.


2. С таким элементом модели коммуникации Р. О. Якобсона, как «контакт», связана следующая функция:

а) эмотивная;

б) фатическая;

в) поэтическая;

г) референтивная.
3. Искусственные коммуникативные системы, согласно В. Конецкой, подразделяются на:

а) интегрированные и дифференцированные;

б) априорные, апостериорные, смешанные;

в) формальные и неформальные.


4. Знаки, основанные на фактическом подобии, сходстве означающего и означаемого, Ч. Пирс называет:

а) иконическими знаками;

б) знаками-индексами;

в) знаками-символами.


5. В 1887 г. Л. Заменгоф создал искусственный язык, называемый

а) волапюк;

б) эсперанто;

в) идо.
6. Закон кумуляции коммуникационных каналов (в формулировке А. В. Соколова) гласит:

а) по ходу цивилизационного процесса коммуникационные каналы увеличиваются в арифметической прогрессии с основанием 2;

б) разветвления коммуникационных каналов происходят практически синхронно;

в) по ходу цивилизационного процесса промежутки между точками бифуркации в развитии коммуникационных каналов все больше сокращаются.
7. Получатель сообщения в акте коммуникации называется

а) респондент;

б) реципиент;

в) референт;

г) репринт.
8. Факторы, которые ухудшают качество сигнала, создают помехи и искажают сообщение, нарушая его целостность и возможность восприятия приемником, обобщаются понятием:

а) коммуникативный барьер;

б) шум;

в) избыточность.


9. Язык «второго порядка», создаваемый для описания некоторого языка «первого порядка», рассматриваемого в качестве объекта, называется:

а) метаязык;

б) искусственный язык;

в) язык программирования.

10. Теоретическое разграничение «языка» как абстрактной знаковой системы и «речи» как реализации языка в конкретных актах говорения было произведено:

а) В. фон Гумбольдтом;

б) Ф. де Соссюром;

в) Р. О. Якобсоном;

г) Н. С. Трубецким.
11. Создаваемый в ходе коммуникации и рассматриваемый в событийном плане связный текст, в котором актуализируются как собственно языковые, так и экстралингвистические правила построения, называется

а) высказыванием;

б) речевым актом;

в) дискурсом.



Примерный перечень вопросов к экзамену


  1. Социология коммуникации как специальная отрасль социологии

  2. Понятия общения, коммуникации и речевой деятельности. Понятие «социальная коммуникация»

  3. Базовые составляющие социокоммуникации: а) социальные структуры общества; б) коммуникативные системы; в) виды, каналы и средства коммуникации, обеспечивающие передачу и восприятие информации с целью воздействия на общество и индивидуумов.

  4. Истоки социологии коммуникации

  5. Основные направления исследования социальной коммуникации в зарубежных и отечественных школах

  6. Характеристики социальных структур, существенные для коммуникации:

  7. Социальный статус как важнейшая категория коммуникации

  8. Системность коммуникации

  9. Виды коммуникативных систем

  10. Критерии определения типов коммуникативных

  11. Виды искусственных коммуникативных систем.

  12. Языки программирования. Информационные языки.

  13. Социальная природа коммуникации. Понятие о социологических доминантах коммуникации.

  14. Виды вариативности коммуникации — стратификационная и ситуативная.

  15. Ценностная ориентация как социологическая доминанта коммуникации.

  16. Коммуникативные сферы и принципы их выделения

  17. Понятие о языковой ситуации.

  18. Билингвизм и диглоссия как коммуникативные и как социальные проблемы. Определение статуса языка в условиях билингвизма.

  19. Прикладные задачи социокоммуникации. Основные направления их решения — коммуникативное, технологическое и функциональное.

  20. Пути преодоления барьеров естественного и искусственного двуязычия.

  21. Понятия «языковая политика», «языковое строительство» и «языковое планирование».

  22. Уровни коммуникативных систем. Критерии их выделения.

  23. Семиотический уровень. Понятие знака (Ч.Пирс, Ч.Моррис, А.А.Ветров, Ю.С.Степанов). Типология знаков. Их сущность и функции.

  24. Понятие о синтактике, семантике и прагматике как о семиотических аспектах, их соотнесенность с социальной коммуникацией.

  25. Лингвистический (языковой) уровень. Вербальная основа языкового уровня коммуникации. Понимание речевых актов и их типология.

  26. Высказывание и дискурс как коммуникативные единицы.

  27. Различные подходы к моделированию дискурса — ментальная модель (Ф.Джонсон-Лэрд), модель фреймов (М.Минский, Ч.Филлмор), модель сценариев (Р.Шенк, Р.Абелсон), модель ситуаций (Т.А. ван Дейк).

  28. Металингвистический (метаязыковой) уровень. Понятие «метаязык». Основная функция коммуникативных систем метаязыкового уровня.

  29. Паралингвистический (невербальный) уровень. Широкое и узкое понимание паралингвистики.

  30. Виды невербальных коммуникативных средств — фонационных, кинесических и графических; их функции.

  31. Типология кинесических средств и их роль в речевом поведении.

  32. Социальная дифференциация и вариативность невербальной коммуникации.

  33. Взаимодействие вербальных и невербальных коммуникативных единиц.

  34. Синтетический уровень. Природа синтетического уровня коммуникации — каналы, средства, единицы, функции.

  35. Коммуникативные сферы актуализации синтетического уровня.

  36. Обусловленность речевых актов ситуационными, информационными и прагматическими факторами коммуникации. Конвенциональная обусловленность речевого этикета.

  37. Понятие функции в социальной коммуникации. Основные функции социальной коммуникации.

  38. Понятия «языковая личность» Структура языковой личности.

  39. Межличностная коммуникация, условия ее актуализации и основные функции.

  40. Массовая коммуникация как социальное явление и процесс.

  41. Массовая коммуникация, средства массовой информации (СМИ) и технические средства коммуникации.

  42. Методы социологических исследований социальной коммуникации.



Комплект экзаменационных билетов на кафедре
Примерная тематика рефератов

1.Основные направления исследования социальной коммуникации

2.Поиск новых подходов к изучению социальной коммуникации

3.Связь социологии коммуникации с другими отраслями социологии

4.Место коммуникации в концепции Ю.Хабермаса

5.Теория коммуникации Т.М.Дридзе

6.Типы социокоммуникативных систем

7.Перспективы создания мирового виртуального интерактивного пространства

8.Общая теория знаков Ч.Пирса и Ч.Морриса

9.Основные положения теории речевых актов

10.Различные подходы к моделированию дискурса

11.Виды невербальных коммуникативных средств

12.Научный дискурс как коммуникативная единица. Специфика научного дискурса

13. Характерные черты современной риторики. Разработка проблем риторики в трудах Ю.В.Рождественского

14.Общие и различные черты коммуникативных систем синтетического уровня.

15.Язык искусства

16. Современные исследования межличностной коммуникации

17.Понятие манипуляции и современные тенденции манипулятивного воздействия.

18.Коммуникация и ложь

19.Современный российский речевой этикет

20.Особенности циркуляции информации в малых группах.

21.Основные виды текстов массовой коммуникации.

22.Массовая культура и массовая коммуникация.

23.Проблемы аудиовизуальной культуры в трудах М.Маклюэна

24. Различные подходы к описанию функций массовой коммуникации

25. Язык современных российских СМИ

26 .Коммуникативная личность и параметры ее моделирования

27. Современные исследования влияния гендерных различий на характер когнитивных процессов и коммуникативное поведение личности

28.Развитие коммуникативной активности детей

29.Коммуникативная диагностика девиантного поведения

30. Стереотипы и межкультурное общение

31.Теория « симулякров» Ж.Бодрийяра

32. Р.Барт о мифологизации современного общения

33.Понятие об информационном обществе и стадиях его становления

34 Концепция культурных потоков в информационном обществе в работах М.Кастельса

35 Характерные черты постиндустриального общества в концепции Д.Белла

36. Понятие информационной безопасности

37. Информационные войны

38 Информационная политика

39.Технологии организации социального взаимодействия через глобальные информационные сети

40.Психологические проблемы компьютерного общения

41.Образование и информационная политика государства

42.Информационный обмен и формирование субкультур (молодежная субкультура)

43.Понятие о коммуникативном менеджменте.

44.Креативное начало в поиске информации и ее производстве.

45.СМИ как институт коммуникации.

46.Реклама как институт коммуникации.

47. Язык рекламы.

48. Понятие внутренней и внешней коммуникативной среды организации

49. «Паблик рилейшнз» как институт управления коммуникативными процессами

50. Методы формирования имиджа организации

51. Понятие корпоративной культуры

52. «Паблик рилейшнз» в проведении политической кампании.

53. Требования к проведению социолингвистического анкетирования.

54. Контент-анализ как метод изучения СМИ.

55. Фокус-группы и глубинные интервью в рекламной деятельности.



Примерная тематика курсовых работ
1.Основные направления исследования социальной коммуникации в зарубежных школах (бихевиоризм, символический интеракционизм, феноменологическое направление, структурный функционализм, постмодернизм).

2.Различные подходы к обоснованию взаимодействия коммуникации и социальных структур (Ю.Хабермас, Т.М.Дридзе, А.Д.Швейцер).

3.Язык как система систем

4.Речевая деятельность.

5.Социокоммуникативная система.

6.Языковая компетентность.

7.Основные дихотомии языкового описания (система-структура, язык-речь, диахрония-синхрония, синтагматика-парадигматика).

8.Языки программирования.

9.Язык мимики и жестов. Паралингвистика.

10.Язык животных.

11.Языки межнационального общения. Интерлингвистика.

12.Понятие знака. Типология знаков. Работы Ч.Пирса, Ч.Морриса.

13.Различные подходы к моделированию дискурса. М.Минский. Ч.Филлмор, Р.Шенк,Т.Ван Дейк.

14.Специфика научного дискурса.

15.Общие и различные характеристики коммуникативных систем синтетического уровня.

16.Речевой этикет.

17.Психологические аспекты межличностного общения.

18.Понятие манипуляции. Психология лжи.

19.Внешняя и внутренняя среда межгруппового общения.

20. «Лидеры мнений» и положение групп в информационном пространстве.

21. Вовлеченность субкультур в процесс массовой коммуникации.

22.Массовая культура и массовая коммуникация.

23. Различные подходы к описанию функций массовой коммуникации.

24. «Языковое существование» как одна из важнейших сфер деятельности человека.

25.Социальные доминанты языкового существования.

26.Теория речевых актов и ее значение для социологии коммуникаций.

27.Мужской и женский типы коммуникации.

28.Коммуникативная диагностика девиантного поведения.

29.Р.Барт и его «Мифологии»

30. «Система вещей» Ж.Бодрийяра.

31.Понятие «культуры».

32.Категория «толерантности» и налаживание межкультурного общения.

33.Бытовые, этнические и конфессиональные стереотипы и проблема межкультурного общения.

34.Место информационных процессов в современном обществе.

35.Стадия вхождения России в информационную общественную формацию.

36.Понятие информационного империализма.

37.Психологические последствия компьютерного общения.

38.СМИ в информационном обществе.

39.Понятие информационной безопасности.

40.Внутриполитическая информация. Государственная идеология. Патриотизм.

41.Международная информация.

42.Институты формирования общественного мнения.

43.Информационная политика государства и образование.

44.Техники нейро-лингвистического программирования. Сознательное и бессознательное в общении.

45.Суггестия и информационная безопасность.

46.Современные системы хранения и поиска информации .Позитивные и негативные последствия автоматизации информационных процессов.

47.Креативное начало в поиске, производстве и потреблении информации.

48.Мировые информационные агентства.

49.Структура рекламного агентства.

50.Особенности рекламных текстов.

51.Международные рекламные сети.

52.Интернет.Рунет.

53.Требования к персоналу ПР-служб.

54. Технологии ПР в конфликтной ситуации.

55.Технологии ПР в переговорном процессе.

56. Особенности анкетирования при изучении коммуникативных процессов.

57.Мотивационный анализ. Когнитивное картирование. Нарративный анализ. Ролевой анализ.

58.Экспертное знание в социологии коммуникаций.

59.Контент-анализ. Возможности метода и особенности его применения.

60.Дискурс-анализ. Возможности метода и технология организации исследования.


Дипломные работы по данной дисциплине не предусмотрены

Методики исследования не предусмотрено

Балльно-рейтинговая система не используется.




Блестящим планам везет на проектировщиков, скверным планам везет на исполнителей. Веслав Брудзиньский
ещё >>