Методические рекомендации по изучению дисциплины «Молодежная субкультура в современном обществе» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Молодежная субкультура... 3 571.42kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Огневая подготовка» 1 357.29kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной... 1 204.32kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 136.64kb.
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению... 8 1048.06kb.
Что такое «молодежная субкультура»?1 «Кто ж здесь “неформалы”? 1 363.06kb.
Методические рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины и... 3 484.4kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины 9 9 840.14kb.
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации... 1 346.86kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этносоциология»... 3 479.03kb.
Методические рекомендации по использованию корпусов в исследованиях. 1 135.63kb.
Детская субкультура 1 21.01kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Молодежная субкультура в современном - страница №1/4

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Молодежная субкультура в современном обществе»

для студентов по направлению 040100.62 «Социология» (бакалавриат).





Автор:

Петошина С.И., к.ф.н., доцент кафедры социальных наук.


Цель освоения дисциплины «Молодежная субкультура в современном обществе»:

- дать представление о феномене молодежной субкультуры, ее исторических и социально-культурных условиях становления и развития в современном обществе.



В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • ведущие теоретические подходы к изучению молодежной субкультуры;

  • основной понятийный аппарат («молодежная культура», «молодежная субкультура», «молодежная контркультура» и т.д.);

  • исторические и социально-культурные условия, способствующие появлению и развитию молодежных субкультур;

- особенности трансформации субкультур в современном обществе;

  • содержание, идеологию, стиль и образ жизни наиболее фундаментальных субкультур Европы, США и России.


Уметь:

  • разбираться в основных субкультурных течениях;

  • анализировать влияние изменений в социокультурной сфере на процессы, происходящие в субкультурном сообществе, включая появление «новых» субкультур.


Владеть: навыками самостоятельного анализа проблем молодежной субкультуры в современном обществе; осмысления различных форм и методов научно-исследовательской работы при реализации практических задач в профессиональной деятельности.

Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени




п\п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР\СМ

ЛБ

Сам. раб.

1.

Вопросы и проблемы исследования феномена молодежной субкультуры

6

4

2

-

10

2.

Контркультура и молодежная субкультура

6

4

2/2

-

12

3.

Субкультурные аспекты неформальных молодежных объединений

2

2

-

-

10

4.

«Черные» субкультуры

2/2

-

2/2

-

10

5.

Хипстеры, битники («Разбитое поколение» в США 40-50 гг. ХХв.); Тедди Бойз. Круг британских интеллектуалов. («Поколение сердитых молодых людей» в Великобритании)

2/2

-

2/2

-

10

6.

Субкультуры «свободы и успеха»: моды, байкеры, яппи

2/2

-

2/2

-

10

7.

Молодежные субкультуры с элементами асоциального поведения (хиппи, панки, рейверы, скинхэды, готы, эмо, хип-хоп культура)

4/2

-

4/2

-

10

8.

Игровые субкультуры: хакеры, геймеры, ролевики

2/2

-

2/2

-

10




Итого:

26/12

10

16/12

-

82


Содержание практических занятий

Практическое занятие №1 (2 часа)
Тема: Вопросы и проблемы исследования феномена молодежной субкультуры
План


  1. Понятие субкультуры. Сущностные характеристики субкультуры.

  2. Молодежная субкультура: проблема нормы и девиации.

  3. Молодежная субкультура как способ самоидентификации и социализации молодого человека.

  4. Значение стиля для молодежной субкультуры и его основные элементы.

  5. Культура, молодежная культура и молодежная субкультура: соотношение понятий.

  6. Основные концепции молодежной субкультуры.

  7. Типология молодежной субкультуры.


Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Почему вопросу изучения молодежных субкультур как и социальным аспектам развития молодежи исследователи стали наиболее пристально уделять внимание во второй половине ХХ века, преимущественно в 60-х гг.?

  2. Кого можно отнести к молодежи согласно социологическим концепциям?

  3. Почему, когда ведется речь о субкультуре, исследователями в большинстве случаев подразумевается именно молодежная субкультура?

  4. Что объединяет молодых людей в субкультуры?

  5. Когда были предприняты первые попытки типологизировать молодежные субкультуры?

  6. Какая из различных типологизаций молодежных субкультур, рассмотренных вами, кажется вам наиболее удачной? Аргументируйте свою позицию.

  7. Могут ли молодые люди принадлежать одновременно к нескольким субкультурам?


Задания для самостоятельной работы:


  1. Выпишите из различных источников: словарей, энциклопедий, научной и учебной литературы понятия «субкультура»/ «молодежная субкультура» Какое из рассмотренных вами понятий наиболее точно дает определение? Аргументируйте свою позицию.

  2. Проанализируйте влияние возрастных, психологических и социальных составляющих периода молодости, а также исторических и социально-культурных условий конкретного общества на формирование молодежных субкультур и процессов вовлечения в них молодежи, отразите полученные выводы посредством размышления-эссе на заданную тему.

  3. Опираясь на изученные типологизации ряда исследователей молодежных субкультур (С.С. Фролова, Н. Фрадкина, А.В. Толстых, С.А. Сергеева, А. Тарасова, С.И. Левиковой и др.), попробуйте самостоятельно разработать критерии и предложите свою типологизацию как наиболее оптимальную.


Основная литература:


  1. Александров Р.Ю. Социально-философские аспекты развития молодежной субкультуры // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - № 5. - С. 77-81.

  2. Андреева И.Н., Голубкова Н.Я., Новикова Л.Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Социс. - 1989. - № 4. - С. 48-56.

  3. Бааке Д. Молодежь и субкультура. М.: Мысль, 1992. - С. 48-70.

  4. Бобахо В.Д., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: Конфликт или преемственность поколений? // Общественные науки и современность. - 1996.- № 3. - С.56-66.

  5. Вавилина Н.Д., Социальный мир молодежи. - Новосибирск, 1999.

  6. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи. - Екатеринбург, 1997.

  7. Волков Ю. Г. Социология молодежи. / Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: РГУ, 2001.

  8. Воронков С.Г., Иваненков С.П., Куежанова А.Ж. Социализация молодежи: проблемы и перспективы. - Оренбург. 1993.

  9. Григорьева Е.С. Толерантность и молодежные субкультуры // Вестник Воронежского института МВД России. - 2003. - № 1. - С. 19-22.

  10. Громов Д.В. Изучение молодежных субкультур России: современное состояние и проблемы // Этнографическое обозрение. - 2008. - № 1. - С. 3-7.

  11. Дьячкова Ж.В. Молодежные субкультуры // Научный вестник Байкальского государственного университета экономики и права. - 2003. - № 1. - С. 114-118.

  12. Елсуков А.Н. Социологический словарь. - М., 1991.

  13. Запесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений. - М., 1990.

  14. Исламшина Т.Г. Молодежные субкультуры: учеб. пособие. – Казань, 1997.

  15. Ковалева А.И. Социализация личности: нормы и отклонения. - М.: Экономика, 2003.

  16. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. - М.: Социум, 2004.

  17. Коряковцев А. Что такое «молодежная субкультура»? // Урал. - 2006. - № 9. - С. 86-99.

  18. Левикова С.И. Молодежная культура. - М., 2002.

  19. Левикова С.И. Молодежная субкультура. - М., 2004.

  20. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России// Социологические исследования. - 2002. - № 9. - С. 79-88.

  21. Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодежи: учебное пособие. - СПб.: ИД «Петрополис», 2008.

  22. Метров Д.П. Молодежные субкультуры. - Саратов, 1996.

  23. Молодежь в системе общественных отношений/ Под ред. В.Ф. Долгова. – Липецк, 1999.

  24. Немцев М. Город больше, чем кажется: Субкультуры - угроза обществу или ресурс развития? // 60 параллель. - 2009. - № 1 (32). - С. 52-57.

  25. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. - М., 2000.

  26. Основы ювенологии / Под ред. Слуцкого Е.Г. - СПб.: БИС-принт, 2004.

  27. Павловский В.В. Ювенология: становление науки о молодежи – М., 1997.

  28. Пономарева Г.М. Молодежные субкультуры // Основы культурологи. –М., 1998.

  29. Соколова-Сербская Л. Молодежные субкультуры // Народное образование. - 2008. - № 7 (1380). - С. 265-268.

  30. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Кузнецова – М., Гардарики, 2005.

  31. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В.Т.Лисовского.- СПб: Изд-во СПб ун-та, 1996.

  32. Токова Н.Ю. Молодежная субкультура: становление теоретико-методологических основ исследования: историографический аспект // Социология. - 2004. - № 1. - С. 59-66.

  33. Туркатенко А. Молодежные субкультуры сегодня: попытка энциклопедии // Знание-сила. - 2007. - № 1 (955). - С. 59-64.

  34. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб., 2001.

  35. Филатова О.Г. Молодежная субкультура //Общая социология: уч. пособие. - М.: Гардарики, 2005. – С.312-316.

  36. Чернышев А.С. Лунев Ю.А. Динамика социального Я подростков и юношей в развивающих социальных средах (социальных оазисах)// Мир Психологии. 2002. – №2. – С. 92-106.

  37. Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность - Томск: Томский государственный университет, 2005.

  38. Шапинская Е.Н. Молодежные субкультуры в меняющемся мире // Обсерватория культуры. - 2005. - № 5. - С. 12-19.

  39. Щеглова С. Н. «Своя» комната как артефакт молодежной субкультуры // Социологические исследования. - 2003. - № 3. - С. 119-122.

  40. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. - СПб.: Наука, 1993.

  41. Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры / Рос. гос. гуманит. ун-т, Ин-т высш. гуманит. исслед., Центр типологии и семиотики фольклора. - М.: ОГИ, 2004.

  42. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.


Дополнительная литература:


  1. Алещенок С.В. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. - М., 2000.

  2. Арнольдов А.И. Человек и его мир: Введение в культурологию. - М., 1993.

  3. Белоусова М.М. Молодежная мифология и субкультурные формы религиозности // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2007. - № 3. - С. 35-40.

  4. Богоявленская М.В. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Отв. ред. Б.М. Жедров. - Ростов н/Д., 1983.

  5. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.; СПб., 2004.

  6. Брешин А. Современная субкультура флешмоб как структурное образование системного мира человеческих отношений // Социальная политика и социология. - 2004. - № 2. - С. 58-69.

  7. Выготский Л.С. - Проблемы возраста // Собрание сочинений: В 6 Т. - М., 1984. - Т.4.

  8. Ентелис Г.С., Иванова Д.Г. Протестный потенциал российской молодежи / НИЦ при ИМ. - М., 1999.

  9. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. - М.: Социум, 1998.

  10. Иванова О.В. Подростки с нарушениями слуха и молодежные субкультуры // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 5. - С. 48-52.

  11. Криворученко В.К. Наука о молодежи: история и политика. - М., 1999.

  12. Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон. М.» 1989.

  13. Лисовский В.Т. Социология молодежи: Словарь прикладной социологии. - Минск, 1984.

  14. Лукс Г.А. Молодежь: структура и социальные проблемы. - Самара, 1998.

  15. Майерс Д.Г. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1998.

  16. Минюшев Ф.И. Духовная жизнь молодых россиян: что впереди? (прогноз социолога)// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18, Социол. и политология. – М., 1999. – №3. – С. 64-71.

  17. Молодежь в современном мире: проблемы и суждения // Вопросы философии. - 1990. - №5. – С.12-33.

  18. Писарева В. Агрессивно-конформистская субкультура молодежи России // Молодежь России на рубеже 1990-х годов. - М.: Российская академия наук Институт социологии, 1992.

  19. Поляков Д. Наркокультура и молодежь. – М., 1998.

  20. Профилактика наркомании и алкоголизма в молодежной среде. - М., 2000.

  21. Росс Джоан К., Лангоуни Майкл Д. Является ли беспокоящее поведение вашего сына или дочери результатом вовлеченности в деструктивный культ?// Журнал практического психолога. – 2000. – № 1-2. – С. 150-155.

  22. Рыбкин В.Р. Философия социальной безопасности молодежи. – Мурманск: МГГУ, 2011.

  23. Рыбкин В.Р. Юность в хаосе реформ. (Опыт социально-этического становления самосознания молодежи Мурманской области в 1994-1996 гг.). - Мурманск: МГПИ, 1996.

  24. Семина А.Е. Молодежная субкультура в эстетическом воспитании подростков // Искусство и образование. - 2008. - № 3. - С. 110-116.

  25. Словарь – справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. - М., 2000.

  26. Слуцкий Е.Г. Молодежь как предмет исследования человеческого потенциала России и ее регионов. - СПб., 2000.

  27. Смелзер Н. Социология. - М., 1994.

  28. Созонова А. Суицид в молодежной среде как феномен субкультуры, или Темная мода // Нева. - 2006. - № 1. - С. 135-146.

  29. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность. Учебное пособие. – М., 2004.

  30. Социальная работа: уч. пособие / Под общей редакцией проф. Курбатова В.И. - Р. - на - Д.: ФЕНИКС,1999.

  31. Ушакин С.А. Молодежь как субъект // Полис. – 1993. -№2- С. 23-28.

  32. Фадеева И.М. Молодежные субкультурные феномены в оценках старшеклассников провинциального города // Образование и общество. - 2004. - № 4. - С. 49-52.

  33. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989.

  34. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  35. Цветков А.В альтернативной зоне // Дружба народов. - 2007. - № 1. - С. 148-155.

  36. Цылев В.Р. Трансформация ценностей молодежи Мурманской области (Анализ материалов социологического исследования): Монография. - Мурманск: МГПУ, 2007.

  37. Шапинская Е.Н. Очерки популярной культуры – М.: Академический Проект, 2008.

  38. Щепанская Т.Б. Микроэкономика молодежных субкультур: стратегии безденежья // Этнографическое обозрение. - 2008. - № 1. - С. 42-55.


Практическое занятие №2 (2 часа)
Тема: Контркультура и молодежная субкультура
План


  1. Понятие контркультуры. Классическая и неклассическая трактовки контркультуры.

  2. Основные концепции контркультуры (Г. Маркузе, Ч. Рейч, Т. Роззак). Цели, задачи и ценности контркультуры.

  3. Молодежь как носитель контркультурной революции. Молодежная революция 1968 года – проблемы исследования и интерпретации.

  4. Ситуационистский интернационал и его наследие.

  5. «Симбиоз» контркультуры и молодежной субкультуры в молодежной революции 60-х годов ХХ века.

  6. Молодежная контркультура и субкультура: демаркация понятий.


Вопросы для коллективного обсуждения:


    1. Тождественны или различны понятия «молодежная субкультура» и «контркультура»? Аргументируйте свою позицию.

    2. Какие сущетвуют механизмы формирования и развития контркультурных тенденций?

    3. Каковы, согласно Т. Роззаку, основные задачи контркультуры?

    4. В чем суть концепции «Великого отказа» Г. Маркузе?

    5. Что Ч. Рейч имел в виду под понятиями «Сознание 1», «Сознание 2», «Сознание 3»?

    6. Дайте свое трактование лозунгов молодежного движения 1968-го года.

    7. Насколько актуальны лозунги молодежного движения 1968-го года для молодых людей сегодня?

L’ennui est contre-révolutionnaire.
Скука — это контрреволюция!

Nous ne voulons pas d’un monde où la certitude de ne pas mourir de faim s'échange contre le risque de mourir d’ennui.


Мы не хотим жить в мире, где за уверенность в том, что не помрешь с голоду, платят риском помереть со скуки.

С 1936 года я боролся за повышение зарплаты. Раньше за это же боролся мой отец. Теперь у меня есть телевизор, холодильник и фольксваген, и все же я прожил жизнь, как козел. Не торгуйтесь с боссами! Упраздните их!

Travailleur: Tu as 25 ans mais ton syndicat est de l’autre siècle.
Рабочий! Тебе 25 лет, но твой профсоюз из прошлого века!

Soyez réalistes, demandez l’impossible.


Будьте реалистами, требуйте невозможного! (Че Гевара)

On achète ton bonheur. Vole-le.


Твое счастье купили. Укради его!

Ni Dieu ni maître !


Ни Бога, ни господина!

Vivre sans temps mort — jouir sans entraves


Живи, не тратя время (на работу), радуйся без препятствий!

Il est interdit d’interdire.


Запрещать запрещено.

Dans une société qui a aboli toute aventure, la seule aventure qui reste est celle d‘abolir la société.


В обществе, отменившем все авантюры, единственная авантюра — отменить общество!

L‘émancipation de l‘homme sera totale ou ne sera pas.


Освобождение человечества будет всеобщим либо его не будет.

Cours, camarade, le vieux monde est derrière toi !


Беги, товарищ, за тобой старый мир!

Il est douloureux de subir les chefs, il est encore plus bête de les choisir.


Тяжело подчиняться начальникам, но еще глупее их выбирать.

Debout les damnés de l‘Université.


Вставай, проклятьем заклеймленный университет!

Travailleurs de tous les pays, amusez-vous!


Пролетарии всех стран, развлекайтесь!

L’imagination au pouvoir


Вся власть воображению!

Le réveil sonne: Première humiliation de la journée !


Звонит будильник. Первое унижение за день.
Задания для самостоятельной работы:


  1. Составьте таблицу, отражающую основные характерные черты молодежной субкультуры и контркультуры. Разработайте и отразите в таблице конкретные критерии, по которым можно выявить общие и различные черты субкультуры и контркультуры.

  2. Опишите условия и причины перерастания молодежной субкультуры в контркультуру. Постройте наглядную схему, отражающую возможность данной трансформации.

  3. Опираясь на изученный материал, напишите эссе на тему «Молодежь как носитель контркультурной революции». Акцентируйте в вашей работе, почему теоретики контркультуры (Г. Маркузе, Ч. Рейч, Т. Роззак и др.) наделяли этой функцией именно молодежь? Выскажите свое мнение по данной проблеме.


Основная литература:


  1. Александров Р.Ю. Социально-философские аспекты развития молодежной субкультуры // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - № 5. - С. 77-81.

  2. Андреева И.Н., Голубкова Н.Я., Новикова Л.Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Социс. - 1989. - № 4. - С. 48-56.

  3. Байчоров А.М. От «разбитого поколения» к контркультуре. Парадоксы молодежного протеста в США. – Минск, 1982.

  4. Бобахо В.Д., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: Конфликт или преемственность поколений? // Общественные науки и современность. - 1996.- № 3. - С.56-66.

  5. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи. - Екатеринбург, 1997.

  6. Волков Ю. Г. Социология молодежи. / Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: РГУ, 2001.

  7. Воронков С.Г., Иваненков С.П., Куежанова А.Ж. Социализация молодежи: проблемы и перспективы. - Оренбург, 1993.

  8. Гладильщиков Ю. Про контркультуру // Итоги. – 1997. - №19.

  9. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. - М.: Наука, 1980.

  10. Дьячкова Ж.В. Молодежные субкультуры // Научный вестник Байкальского государственного университета экономики и права. - 2003. - № 1. - С. 114-118.

  11. Елсуков А.Н. Социологический словарь. - М., 1991.

  12. Игнатов Е.Н. Феномен контркультуры // Студенческий меридиан. – 1990. - №2.

  13. Исламшина Т.Г. Молодежные субкультуры: учеб. пособие. – Казань, 1997.

  14. Ковалева А.И. Социализация личности: нормы и отклонения. - М.: Экономика, 2003.

  15. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. - М.: Социум, 2004.

  16. Кожаринов М., Кордонский М. Синтез молодежных движений /Технология альтруизма /Неформалы 2000xx. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.altruism.ru/sengine.cgi/13/25

  17. Козлов А.М., Грань 60-х и 70-х – загадка взрыва контркультуры. М.: ДРОФА, 1999.

  18. Коряковцев А. Что такое «молодежная субкультура»? // Урал. - 2006. - № 9. - С. 86-99.

  19. Левикова С.И. Контркультура // Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология. – М., 2000.

  20. Левикова С.И. Молодежная культура. - М., 2002.

  21. Левикова С.И. Молодежная субкультура. - М., 2004.

  22. Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодежи: учебное пособие. - СПб.: ИД «Петрополис», 2008.

  23. Маркузе Г. Одномерный человек. – М., 1994.

  24. Метров Д.П. Молодежные субкультуры. - Саратов, 1996.

  25. Молодежь в системе общественных отношений/ Под ред. В.Ф. Долгова. – Липецк, 1999.

  26. Мяло К.Г. Под знаменем бунта: Очерки по истории и психологии молодежного протеста 1950-1970-х гг. – М., 1988.

  27. Мяло К.Г. Проблемы романтического сознания в молодежной «контркультуре» 60-х гг. // Культура и идеологическая борьба. – М., 1979.

  28. Немцев М. Город больше, чем кажется: Субкультуры - угроза обществу или ресурс развития? // 60 параллель. - 2009. - № 1 (32). - С. 52-57.

  29. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. - М., 2000.

  30. Основы ювенологии / Под ред. Слуцкого Е.Г. - СПб.: БИС-принт, 2004.

  31. Павловский В.В. Ювенология: становление науки о молодежи – М., 1997.

  32. Пономарева Г.М. Молодежные субкультуры // Основы культурологи. –М., 1998.

  33. Соколова-Сербская Л. Молодежные субкультуры //Народное образование. - 2008. - № 7 (1380). - С. 265-268.

  34. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Кузнецова – М., Гардарики, 2005.

  35. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В.Т.Лисовского.- СПб: Изд-во СПб ун-та, 1996.

  36. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб., 2001.

  37. Филатова О.Г. Молодежная субкультура //Общая социология: уч. пособие. - М.: Гардарики, 2005. – С.312-316.

  38. Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть? – Минск, 1997.

  39. Черкасова, Н.В. Молодежь о конфликтогенных факторах и молодежной политике // СоцИс: Соц. исслед. – М., 2004. – №3. – С. 104-106.

  40. Чернышев А.С. Лунев Ю.А. Динамика социального Я подростков и юношей в развивающих социальных средах (социальных оазисах)// Мир Психологии. 2002. – №2. – С. 92-106.

  41. Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность - Томск: Томский государственный университет, 2005.

  42. Щепанская Т.Б. Трасса: пипл и телеги 80-х // Неприкосновенный запас. - 2004. - № 4 (36). - С. 45-52.

  43. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.


Дополнительная литература:


  1. Белоусова М.М. Молодежная мифология и субкультурные формы религиозности // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2007. - № 3. - С. 35-40.

  2. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.; СПб., 2004.

  3. Выготский Л.С. - Проблемы возраста // Собрание сочинений: В 6 Т. - М., 1984. - Т.4.

  4. Дудкин А.С. Контркультура и «бегство от свободы» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего. - Самара, 1997.

  5. Ентелис Г.С., Иванова Д.Г. Протестный потенциал российской молодежи / НИЦ при ИМ. - М., 1999.

  6. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. – М.: Социум, 1998.

  7. Криворученко В.К. Наука о молодежи: история и политика. - М., 1999.

  8. Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон. М.» 1989.

  9. Лисовский В.Т. Социология молодежи: Словарь прикладной социологии. - Минск, 1984.

  10. Лукс Г.А. Молодежь: структура и социальные проблемы. - Самара, 1998.

  11. Майерс Д.Г. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1998.

  12. Молодежь в современном мире: проблемы и суждения // Вопросы философии. - 1990. - №5. – С.12-33.

  13. Поляков Д. Наркокультура и молодежь. – М., 1998.

  14. Пономаренко Ю.В. Американская мечта в современной молодежной культуре США // Мир психол. – 1998. –№1. – С. 72-83.

  15. Профилактика наркомании и алкоголизма в молодежной среде. - М., 2000.

  16. Росс Джоан К., Лангоуни Майкл Д. Является ли беспокоящее поведение вашего сына или дочери результатом вовлеченности в деструктивный культ?// Журнал практического психолога. – 2000. – № 1-2. – С. 150-155.

  17. Словарь – справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. - М., 2000.

  18. Ушакин С.А. Молодежь как субъект // Полис. – 1993. -№2- С. 23-28.

  19. Фадеева И.М. Молодежные субкультурные феномены в оценках старшеклассников провинциального города // Образование и общество. - 2004. - № 4. - С. 49-52.

  20. Федорова И.И. Гедонизм как принцип контркультуры // Этика и эстетика. – Киев, 1983. – Вып. 26.

  21. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989.

  22. Цветков А.В альтернативной зоне // Дружба народов. - 2007. - № 1. - С. 148-155.

  23. Шапинская Е.Н. Очерки популярной культуры – М.: Академический Проект, 2008.



Практическое занятие №3 (2 часа)

следующая страница >>



Я никогда не бегаю за девушками — просто я ускоряю шаг. «Пшекруй»
ещё >>