Методические рекомендации к вступительному экзамену по рисунку г. Югорск Пояснительная записка с методическими рекомендациями - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по работе с экзаменационными заданиями. 9 636.23kb.
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 15 пояснительная... 1 155.87kb.
Методические рекомендации для студентов по курсу «Психология рекламы» 1 218.42kb.
Методические рекомендации для студентов и преподавателей высших учебных... 8 1011.2kb.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 7 1109.07kb.
Учебная программа с методическими рекомендациями по предмету «Сибирь... 1 182kb.
Хаустова Д. А. "Русский язык. Подготовка к гиа (написание сжатого... 10 1302.19kb.
Методические рекомендации по освоению учебного материала 59 Основная... 9 1138.19kb.
Методические рекомендации по составлению информационно-справочных... 1 100.98kb.
Методические рекомендации по подготовке к государственному междисциплинарному... 5 469.84kb.
Методические рекомендации по их написанию, вопросы для подготовки... 16 1357.24kb.
Что же такое аудио-визуальная стимуляция? 1 313.35kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации к вступительному экзамену по рисунку г. Югорск Пояснительная - страница №1/1

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЮГОРСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»



Методические рекомендации

к вступительному экзамену

по рисунку

г.Югорск


Пояснительная записка с методическими рекомендациями
Главное место в профессиональной художественной школе занимает рисунок с натуры. Он является не только самостоятельным видом изобразительного искусства, но и основой для других видов изобразительной грамоты: живописи, гравюры, скульптуры, декоративно-прикладного и других искусств.

Учебный рисунок должен давать возможно более полное представление о натуре, о ее форме, пластике, пропорциях и строении. Его следует рассматривать как познавательный момент в творчестве художника.

Законы и правила рисования усваиваются в результате сознательного отношения к работе с натуры. Каждое задание должно быть продумано, обосновано, прочувствовано пониманием реальной формы.

При рисовании простейших тел необходимо развивать в себе эти качества. Рисуя, например куб, нужно изображать наряду с видимыми сторонами, учитывать и другие стороны, скрытые от глаз. Не представляя их, невозможно грамотно выстроить данный куб.

Изображаемые предметы будут казаться односторонними без ощущения всей формы.

Освоив главные правила рисования на простейших предметах, например, геометрических телах, можно перейти к рисованию более сложной форме по своей "конструкции" (взаимное расположение и связь предмета с его частями).

Так, кринка, как бы состоит из шарообразной формы и цилиндрического горлышка, ведерко может быть цилиндрическим и усеченным конусом и т.д.

Одним из основных элементов рисунка является линия или черта, проведенная на поверхности листа бумаги. В зависимости от назначения она может быть плоской, имеющая вспомогательное назначение (абрис натуры, разметка на листе бумаги и т.д.), а также может иметь пространственный характер, то усиливающая, то ослабевающая или совсем исчезающая сливаясь с окружающей средой; затем вновь появляясь звучит во всю силу карандаша.

Различие между плоскостной и пространственной линиями необходимо усвоить с самого начала изучения предмета - рисунок.
Светотеневой рисунок

Светотень предполагает определенный источник света, который распространяясь по форме предмета, имеет различные оттенки - от самого светлого до самого темного. К примеру, освещенный куб искусственным светом: часть куба (плоскость), обращенная к свету будет самой светлой (свет) - тенью называется противоположная плоскость; находящаяся под разными углами к источнику света и в силу этого, не полностью отражающие его, называются полутоном; рефлекс - отраженный свет, падающий на теневые стороны; блик - самая светлая часть на светлой поверхности (особенно на изогнутых частях глянцевой поверхности) и наконец, падающая тень.

Свет выявляет форму предмета.

Несмотря на кажущуюся яркость, рефлекс всегда должен подчиняться тени и быть слабее полутона, который является частью света, т.е. он должен быть светлее тени и темнее полутона.

Правильно определить световые отношения поверхностей в натуре и суметь передать их в рисунке - значит выдержать рисунок в тоне.

Прежде чем приступить к рисованию заданного рисунка, следует усвоить некоторые понятия, необходимые для правильного подхода к работе.

Все существующие в природе предметы находятся в пространстве. Они имеют высоту, ширину и глубину, иначе говоря, трехмерное измерение или объемную форму. Передача объемности предметов является одним из основных требований, предъявляемых к работе над рисунком.

Лист бумаги или "картинная" плоскость имеет 2-х мерное измерение, т.е. ширину и высоту. А задача усложняется тем, что в силу вступает трехмерное измерение - глубина предметов. Мы не можем оторвать изображаемый предмет от пространства и, чтобы передать его объемную форму, должны решить вопрос: : каково взаимоотношение предметов с пространством?

В настоящей программе даны основные задания, последовательно усложняющие сложность задач, чтобы постепенно подойти к требованиям на вступительных экзаменах в художественный техникум.

Вначале необходимо ознакомиться с линейной и воздушной перспективой. Перспективные сокращения предметов или окружающая нас среда связаны с основанными законами на взаимоотношениях нашего зрения (глаза), предмета и пространства. Эти законы называются перспективой. Часть из этих правил перспективы необходимо знать и уметь применить на практических рисунках. Прежде всего, следует ознакомиться с понятием линии горизонта, имеющей большое значение в работе над рисунком. Для примера возьмем куб или четырехугольный ящик, чемодан, коробку и пр.

Старайтесь правильно передать в пространстве грани и углы расположения предмета с учетом линии горизонта и точек схода, уходящих на линию горизонта. Нужно помнить, что пространство передается в рисунке путем закономерного уменьшения масштаба предметов.

Форма всякого предмета выявляется светом. Поверхности формы отражают различное количество света, отражаемого поверхностями формы и составляет понятие тона. Чем четче разграничение светотени на поверхности предмета, тем яснее выявляется его объемная форма. Пространство в рисунке передается не только уменьшением масштаба предметов, но и смягчением их светосилы (воздушная перспектива).

Учебная работа над рисунком сводится к двум задачам: к изучению строения формы предметов и к изучению кажущихся изменений формы, зависящих от местоположения предмета в пространстве и освещения.

Геометрические тела (куб, конус, пирамида, призма, шар и д.р.) являются простейшими формами, служащими основой всех форм, существующих в природе.

Наша задача постоянно помнить, что форма предмета имеет не контур, а объём.

Контур это всего-навсего та линия, которая определяет границы формы, отделяя ее от пространства, а мы должны передать или "вылепить" в воображаемом пространстве объемную форму.



Запомните, что все предметы - постановки надо рисовать одновременно: распределить или закомпоновать предметы одновременно на листе бумаги, определяя их масштаб; "ставить" предметы на плоскость стола, т.е."искать" их основания. Сравнивать высоту, ширину предметов, не упуская из виду и расстояния между ними; намечая основные пропорции предметов одновременно выявляем и основную светотень легкими штрихами. Это сразу придает рисунку объемность.

Обучение изобразительной грамоте представляет собой поставленных в ряд последовательно усложняющихся задач.

Чтобы легче было скомпоновать рисунок, рекомендуем сделать на отдельном небольшом листе бумаги набросок постановки в заданном формате, возможны разные варианты компоновки, добиваясь наилучшего расположения предметов.

Перенося набросок на лист бумаги (1/2 л.) в общих чертах, учитывая масштаб предметов, затем проверяем на натуре правильность расположения предметов. Определяем самую большую высоту и ширину всей массы предметов, а затем каждого предмета в отдельности. Уточняя пропорции предметов прокладываем штрихом самые сильные тени и выявив, таким образом, большую форму, прокладываем штрихом полутона в местах соединения тени со светом и постоянно переходим к деталям.

Однако, после того как внимательно изучив натуру, мы добросовестно передадим детали предметов, рисунок может показаться перегруженным тонально и может выглядеть пестрым. Тогда нужно исправить этот недостаток, путем обобщения, убирая ненужные полутона. Такой путь работы - от общего к частному и от частного снова к общему - является единственно правильным, затем выявить наиболее характерные черты натурной постановки, добиться цельности изображения.

Чтобы облегчить переход от геометрических тел к более сложным формам, мы предусматриваем натюрморты смешанных предметов, составленных из геометрических тел и одного бытового предмета близкого по форме к одному из геометрических тел, а в следующем задании уже переходим только к бытовым, усложненной формы, предметам.

Бытовой предмет может быть: стеклянный чайник, стеклянная банка, бутыль и т.п. Через стекло лучше просматриваются невидимые части предмета.

Ясное представление о строении предмета является основой изучения формы.

Закончив рисунок и убрав постановку, полезно повторить выполненную работу по памяти. Это закрепит наше представление об изучаемых формах и понадобится нам, когда мы подойдем к работе над композицией, где придется пользоваться не только натурой, но также обходиться и без нее.

В дальнейшей работе, с приобретением некоторых профессиональных навыков, мы найдем дополнительные средства передачи материала "фактуры" предметов: стекло, дерево, металл и прочее, где потребуется разнообразие техники штриха в зависимости от характера поверхности предмета.

В поставленных натюрмортах (натюрморт – французское слово – «мёртвая природа» Nature morte, предметы объединённые в единую композиционную группу), на экзамене по рисунку определенную роль будут играть тональные отношения драпировок, создающих фон "среду" в натюрмортах. Эту связь между предметами и драпировками необходимо передать в рисунке.

Драпировка покрывающая стол, на котором находятся предметы, и часть стены позади них, как бы соединяет стол со стеной и служит обрамлением для всей группы предметов, помогая нашему глазу воспринимать натюрморт как единое целое.

Рисование складок - драпировок (тканей) является важным моментом в профессиональном обучении, где на подобные упражнения отводятся специальные задания.

Следует избегать в натюрмортных постановках пестрых, узорчатых тканей. Это может затруднить работу. Однако несложный узор может помочь выявлению формы складок.

Драпировка, расположенная в разных плоскостях, к примеру, - свисающая со стола, горизонтально лежащая на столе и переходящая к стене в вертикальное положение, ставит перед нами новую задачу - передачу в рисунке пространственного решения, путем внимательного разбора складок переднего плана и легкого обобщенного - дальнего плана.

В работе над рисунком важно уметь организовать рабочее место. Бумагу (1/2 листа) хорошо прикрепить кнопками к планшету, строго под прямым углом к вертикальным и горизонтальным краям планшета. Рекомендуется, чтобы свет падал на рисунок с левой стороны.

Расстояние между натюрмортом и рисующим должно равняться примерно тройной величине модели. Держать планшет от себя на расстоянии вытянутой руки.

Следует определить с какой точки зрения начать рисунок. Натюрморты обычно ставятся на специальных подставках или столах. Важно найти такое место, откуда он наиболее выразительно смотрится. На первых порах, выбрать точку зрения несколько выше уровня стола так, чтобы было хорошо видно пространственное размещение предметов. Следует избегать такого места, откуда предметы смотрятся частично, чрезмерно загораживают друг друга. Часто неудачно выбранное место создает непреодолимые трудности в ходе работы над натюрмортом. Так бывает, когда нарушается связь между элементами натюрморта - предметы как бы "накладываются" один на другой, мешают друг другу. Прежде чем начать рисовать, следует хорошо рассмотреть предметы со всех сторон и остановиться на такой точке зрения, при которой наилучшим образом обозревается характер предметов, и наиболее выгодно можно будет решать композицию.



Рисунок следует начать, легко касаясь карандашом листа, учитывая, что резкие черные линии мешают видеть ошибки. Неправильно нанесенный штрих, линия стирается резинкой после того, как будет рядом найдена более верная линия или штрих. При соблюдении этих условий можно сохранить свежесть рисунка и его прозрачность, избавляет его от затёртости и неряшливости.

Следует уделить особое внимание карандашам. Желательно иметь карандаши разной твердости и мягкости. ("Кохинор" от В до 5В,"Конструктор" от В до 5В,"Школьный" от №1 до №3 и т.д.). Карандаши должны быть остроконечными, хорошо заточенными.




Опасность, горшая, чем снобизм, — когда литература становится насущным хлебом и необходимостью. Кароль Ижиковский
ещё >>