Методические рекомендации к организации и проведению праздника «Международный День Культуры» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по проведению праздника Последнего звонка... 1 358.92kb.
16 ноября Международный день толерантности 1 42.61kb.
Методические рекомендации по организации и проведению ежедневного... 1 271.03kb.
Методические рекомендации по организации и проведению внеклассного... 1 78.78kb.
Методические рекомендации по проведению занятий по плаванию в оздоровительной... 1 169.07kb.
Методические рекомендации к проведению тематических уроков, посвящённых... 1 312.4kb.
Методические рекомендации по проведению практических занятий по дошкольной... 6 1098.74kb.
Методические рекомендации по проведению программы Летних чтений Петрозаводск... 1 188.68kb.
Методические рекомендации по проведению единого классного часа по... 21 3760.04kb.
Методические рекомендации по проведению Урока России в общеобразовательных... 1 399.92kb.
Методические рекомендации по организации и проведению практики студентов... 9 1463.75kb.
Фармакогностическое изучение семян различных сортов амаранта печального 3 589.07kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации к организации и проведению праздника «Международный День - страница №1/1

Методические рекомендации к организации и проведению праздника «Международный День Культуры»

В 30-е годы прошлого столетия был провозглашен Всемирный День Культуры, как продолжение идеи международного договора по охране культурных ценностей, который получил название Пакта Мира, или Пакта Рериха. Традиции проведения Дня Культуры получила свое развитие в 90-е годы XX столетия и широко распространилась среди педагогов России, а также за рубежом. Известен замечательный опыт по продвижению идей культуры в Екатеринбурге, Волгограде, Уфе, регионах Сибири, Санкт-Петербурге. На основе этого опыта подготовлены методические рекомендации к проведению Дня Культуры в школах Тамбовской области.
Предлагается провести День Культуры в 2010-2011 годах по следующей общей теме: «Сохранять культурное наследие – значит беречь и любить Родину»;
Целью школьного Дня Культуры является: установление традиции единения людей – творческих личностей и организаций – в деле воспитания подрастающего поколения на осно­ве Культуры как синтеза Знания и Красоты, осознания и защиты культурного наследия края.

В соответствии с целью определяются задачи Дня Культуры:

1.Дать представление о понятиях: культура и цивилизация, массовая культура, культурное наследие, памятники истории и культуры, формы приобщения к культурному наследию.



2. Раскрыть необходимость познания и приобщения к культурному наследию своего народа, воспитывать чувство патриотизма.

3. Познакомиться с памятниками истории и культуры Тамбовского края, воспитывать познавательный интерес, эстетическое отношение к миру.

4. Познакомиться с основными законами об охране памятников истории и культуры, формировать правовую культуру школьников.

5. Способствовать объединению творческих людей, воспитывать этическое отношение к миру, развивать коммуникативные способности.

КАК ПРОХОДИТ ЭТОТ ДЕНЬ?

В этот День   вместо обычных уроков должны прозвучать вдохновенные  поэтические рассказы о лучших достижениях человеческого творчества, о памятниках истории и культуры Тамбовского края.

Далее следует отметить, что в процессе подготовки и проведения этого Праздника используются самые разнообразные формы сотрудничества и воспитательной работы: педагогические семинары, беседы и лекции, дискуссии и диспуты; творческие и музыкальные вечера; проведение различных тематических выставок; организация конкурсов, викторин, концертов классической музыки, театральных постановок; просмотр видео- и слайдпрограмм; посещение театров, музеев; автобусные и пешеходные экскурсии по городу, области, другим регионам и т.п.

Особенности организации и проведения праздника заключаются в следующем

1. День Культуры как метод приобщения подрастающего поколения к культурному наследию, является особой формой объединения творческих сил различных социальных групп населения и, в первую очередь, педагогов, школьников и их родителей в борьбе за сохранение культурного достояния. Такое единение создает условия для успешного решения воспитательных и образовательных задач, для проявления творческих способностей, несет спасение от воздействия разрушительных тенденций, имеющих место в обществе.

2. Праздник Дня Культуры проводится в один день (в данном случае – 15 апреля), что позволяет лучше объединить усилия в воспита­тельном процессе, создать атмосферу торжественности и единения людей в мыслях о Культуре, в их действенном устремлении к высшему, светлому началу.

3. День Культуры как сознательное объединение людей в защите  культурных ценностей  проходит под Знаменем Мира; это Знамя имеет на белом фоне в круге три соединенные амарантовые сферы, как символ Вечности и Единения (единство прошлого, настоящего и будущего в кольце Вечности, или: синтез искусства, науки и религии в круге общечеловеческой Культуры). Еще в 1935 году при подписании  «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников»  Знамя Мира – Знамя Культуры – было утверждено как отличительный знак защиты культурных ценностей. (Амарантовый цвет - особый красный цвет амарантового дерева)

4. Праздник Дня Культуры не является очередным мероприятием развлечения и увеселения, но определяет день «когда  во всех школах и образовательных обществах одновременно, просвещённо напомнят об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни»2,  т.е. этот праздник   провозглашает торжество Знания, подвига и Красоты.

5. В основе Дня Культуры заложен принцип добровольности – когда все организаторы будут сами убеждены в том, «насколько нужна и жизненна программа культуры как оздоравливающее начало, как жизнедатель». Следовательно,  День Культуры не должен быть превращен, как предостерегал Н.К.Рерих, в лицемерные лжеторжества, «когда нет истинной радости, но только подделка под радость», когда нет убежденности в правильности  и крайней необходимости собственной деятельности.

6. Организационно День Культуры разделяется на два главных этапа: подготовки и проведения.  Этап подготовки может проходить в течение всего учебного года – через организацию различных мероприятий, способствующих воспитанию  у подрастающего поколения высоких эстетических чувств,   развитию художественного вкуса, углубленного понимания мира. К таким мероприятиям могут относиться: диспуты, беседы, встречи с творческими людьми (архитекторами, художниками, музыкантами, краеведами); организация выставок фотографий, рисунков памятников культуры; создание проектов исследования памятников культуры и их презентации; проведение конкурса творческих работ по основной теме; организация и проведение экскурсий по памятным местам, историческим городам Тамбовского края, посещение музеев, выставок, изучение истории родного края, жизни и деятельности людей, прославившего его; подготовка и выпуск стенных газет, статей в местную печать, календарей и буклетов, посвященных культурному наследию края; организация и проведения акций в защиту памятников истории и культуры, изучение законодательства о культуре.

Второй этап –  проведение самого Праздника – отличается тем, что здесь на первый план выходит особая торжественность момента: когда всех участников Праздника объединяет возвышающее чувство единства в мыслях о Культуре, в делах по защите светоносного значения Знаний и Красоты. В этот день первые уроки посвящаются Культуре, подводятся итоги конкурсов, проводятся концерты, организуются встречи с творческими людьми.

Необходимо отметить, что школьные библиотеки и музеи могут стать лучшими помощниками при подготовке Дня Культуры.



Библиотека в школе – это центр Культуры, и библиотекарь – первый вестник Красоты и Знания.

Выставки книг о Культуре и репродукций по искусству, о памятниках культуры Тамбовского края в течение учебного года – прекрасное продвижение к целям Дня Культуры.

Тематические подборки  литературы для школьников: по различным видам искусства, по отраслям науки, по истории религии, а также этических и философских учений;  выставки краеведческой литературы для учителей –  все это неоценимая помощь педагогам и организаторам Дня Культуры в подготовке сознания детей к этому Празднику.

Заниматься воспитанием вкуса, распространением чувства Прекрасного, всеми родами искусства - вот основная задача музеев, и остается только сожалеть, что «многие живые понятия древнего мира приобрели в нашем обиходе вместо, казалось бы, заслуженного расширения, наоборот, умаление и обеднение»3.

Музей – обитель всех родов Прекрасного. И не только в смысле сохранения тех или иных образцов, но в смысле жизненного и творящего их применения. Пора уходить от ограниченного понятия Музея как хранилища, а  возвращаться к первоначальному его значению: Музейон – это прежде всего Дом  Муз, и сама школа может стать таким Музейоном.

Однако,  как  в любом большом и важном деле, при подготовке Дня Культуры могут возникнуть свои проблемы, и надо ожидать, что  трудности эти сообразны размеру самого дела. Как выясняется, за последние полвека  проблемы эти мало изменились, и вот как  о них писал Н.К. Рерих в статье «Постоянная забота».

«За годы подготовительных действий наши разнообразные комитеты могли убедиться, что осознание Культурных ценностей совсем не так легко проникает в разные общественные секторы. Каждый может вспомнить, сколько раз ему пришлось сражаться за, казалось бы, самые простые соображения. Каждый с сожалением вспоминает, что даже среди интеллектуальных слоев было встречено немало враждебности и непониманий.

Таким путем и впредь нельзя обольщаться мыслью, что понимание о всенародном охранении Культурных ценностей так легко и повсеместно снизойдет... Многие будут истерически вопить о Культуре и в то же время не приложат никаких своих стараний в тех случаях, когда они могли бы что-то спасти. Будут продолжаться дни Культуры, на которых будет внешне повторяться это слово, но никаких действенных последствий не будет происходить»4.

И еще: «Если вы где-либо услышите о каких-то торжествах культуры, о праздничных днях, культуре посвященных, а затем узнаете, что на следующий день там же творилось и допускалось нечто антикультурное, то не верьте в эти торжества. Они были лишь суесловием и лжесловием. Они лишь опоганивали светлое понятие культуры. Теперь много где бывают объявленные дни культуры, на которых люди клянутся друг другу в том, что не допустят более некультурных проявлений... Как было бы хорошо, если бы все эти клятвы были искренними и неизменными... Нельзя зря или злоумышленно произносить большие слова... Необходимо вспомнить о принципах культуры и не для лжедней культуры, но для внесения ее основ в жизнь каждого дня.

Нельзя откладывать на какие-то долгие сроки истинные дни культуры.  Иначе лжеторжества могут кому-то показаться уже достаточными. Ведь одно повторение слова "культура" еще не значит основание и применение этого понятия... Также невозможно профанировать и то великое понятие, которое должно улучшить и обновить сумерки современного существования»5. 

Тому, кто хочет помочь делу культурного строительства проведением Дней Культуры, необходимо  также учитывать следующее.

 Для того, чтобы успешно начать осуществлять эту деятельность в соответствии с ее высокими целями, необходимо прежде всего проявить внимание к тем, кто будет непосредственно решать культурно-воспитательные задачи, утончая и облагора­живая дух человеческий. Как мудро изрек поэт:

«Красу не оценить неискушённым глазом -

Алмазы огранить возможно лишь алмазом».

Кто сможет утончать сознание своих воспитанников? Только тот педагог, кто сам осведомлен и опытен в деле духовного совершенствования, кто позаботился о своем духовном росте, кто владеет основами передового мировоззрения. Иначе  – неизбежна профанация  (когда великие идеи искажаются неправильным, невежественным к ним отношением, что совершенно недопустимо), иначе – может получиться, что любой выход в кинотеатр или посещение любого театрального спектакля уже будет восприниматься как выполнение задачи культурного воспитания.

Подготовка сознания детей к восприятию Прекрасного требует от самого педагога предварительной работы по собственному усвоению истинного понимания Культуры в духовном её значении – как синтеза Знания и Красоты, единства Познавательного и Прекрасного.

Практика проведения ежегодного Дня Культуры в школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области за последние годы подтверждает, что именно так, малыми средствами, в каждодневности, можно осуществлять борьбу с воинствующим бескультурьем:

с невежеством – противопоставляя ему красоту Знания и знание о Красоте;

с пошлостью – являя юным прекрасные примеры духовного творчества;

с косноязычием – показывая, как творили великие деятели, поведав об утончённой простоте их языка, которая приходит лишь с чувством гармонии.

День Культуры как форма, объединяющая творческое участие педагогов, школьников и их родителей,  всех людей в деле культурного созидания, обладает многими ценными свойствами, среди которых:

доступность этого средства для всех участников процесса;

вместимость по содержанию;

разнообразие форм;

неограниченность по широте охвата;

гибкость применения в меняющейся обстановке.

*  *  *

Многое можно сделать полезного таким путем для мира, для Культуры, дать толчок к развитию, к росту и «вовсе не надо ждать всемирного признания. Начало общего Блага и Красоты творится во всяком размере, сохраняя свой животворный потенциал»6.



___________________________

1 Знамя Мира - М: МЦР, 1995.с.68.

2 Там же, с. 106.

3 Н.К. Рерих. О Вечном. - М.: Политиздат, 1991, с. 14.

4 Знамя Мира - М: МЦР, 1995.с. 129.

5 Н.К. Рерих. О Вечном. - М.: Политиздат, 1991, с.114.

6 Знамя Мира - М: МЦР, 1995. - с. 83.
Рекомендации составлены на основе веб-сайта журнала «Педагогика Культуры»




С такими друзьями враги не нужны. Лоренс Питер
ещё >>