Методические рекомендации к написанию курсовых работ для студентов очной и заочной форм обучения факультета специальной педагогики и - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по оформлению выпускных квалификационных... 4 587.46kb.
Тематика курсовых работ для студентов всех форм обучения/темы контрольных... 3 454.05kb.
Тематика курсовых работ для студентов всех форм обучения/темы контрольных... 3 293.98kb.
Тематика курсовых работ для студентов всех форм обучения/темы контрольных... 2 317.4kb.
Методические рекомендации для студентов специальности 030501 «Юриспруденция»... 8 1054.33kb.
Тематика курсовых работ для студентов всех форм обучения/темы контрольных... 1 206.68kb.
Тематика курсовых работ для студентов всех форм обучения/темы контрольных... 1 368.24kb.
Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите курсовых... 10 1842.02kb.
Тематика курсовых работ для студентов всех форм обучения /темы контрольных... 1 240.23kb.
Методические рекомендации для курсантов, студентов и слушателей очной... 4 655.26kb.
Семинарских) занятий 8 семестр Раздел 3 Психологическое консультирование... 1 14.13kb.
Программа итогового государственного экзамена по специальности «психология» 4 671.96kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации к написанию курсовых работ для студентов очной и заочной - страница №1/3



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


Методические рекомендации к написанию курсовых работ для студентов очной и заочной форм обучения факультета специальной педагогики и психологии МГПУ

Мурманск


2009
Рецензенты: Пономарева Э.Г., кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Мурманского государственного педагогического университета

Лопинцева Л.А., доцент кафедры социальной работы и психологии Российского государственного социального университета

Методические рекомендации к написанию курсовых работ для студентов очной и заочной форм обучения факультета специальной педагогики и психологии МГПУ: Учебно-методическое пособие для студентов факультета специальной педагогики и психологии / Автор-составитель Кузьмичева Т.В.– Мурманск: МГПУ, 2009 – 29 с.

Методические рекомендации предназначены в помощь студентам факультета специальной педагогики и психологии дневной и заочной форм обучения при написании курсовых работ по специальной педагогике и специальной психологии.

В пособии представлены методологические характеристики исследования, структура курсовой работы, требования к оформлению и др.


























































    1. Общие положения.

Курсовые работы являются составной частью учебного процесса и одним из видов учебно-исследовательской деятельности студентов.

Основной целью написания курсовой работы студентом является более глубокое овладение знаниями в конкретной области, привитие интереса к научным исследованиям.

Написание курсовых работ способствует закреплению знаний, умений и навыков по дисциплинам предметной подготовки, практическому применению теоретических знаний, углублению профессионального интереса, развитию творческих способностей студентов, формированию навыков самостоятельной работы.

Написание курсовой работы по общей психологии предусмотрено по учебному плану на втором курсе по специальной педагогике, на третьем – по технологиям, и по методикам преподавания – на четвёртом курсе.

Студенту предоставляется право выбора курсовой работы из тематики курсовых работ, утвержденных кафедрой СПиП.

Тема исследования, составление плана работы, обсуждение теорий и стиля экспериментальный части, списка литературы согласуется с научным руководителем.

Процесс выполнения курсовой работы включает несколько этапов. I – подготовительный, II – проведение исследования, III – оформление, IV – заключительный.

Подготовительный этап состоит из выбора темы, подбора литературы, анализа источников, поиска методологии исследования, составление плана работы.

При выборе темы исследования необходимо соблюдать следующие требования:

- учет важнейших направлений современной науки и практики;

- учет мотивации студентов в области изучения общей и специальной психологии и педагогики;

- преемственность в курсе изучения дисциплин медико-психолого-педагогического направления.

На втором этапе студенты изучают философскую психолого-педагогическую и медицинскую литературу по проблеме исследования, проводят опытно- экспериментальную работу.

Третий этап – оформление работы, внесение изменений с учетом замечаний научного руководителя.

Четвертый этап – заключительный. Студент оформляет курсовую работу в соответствии с требованиями и защищает.


    1. Методологические характеристики исследования.

К методологическим характеристикам, которые должны быть представлены в исследовании, относятся: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, методы и этапы исследования.

Все характеристики исследования должны быть взаимосвязаны, они дополняют и корректируют друг друга.



Актуальность исследования отвечает на вопрос: почему данную проблему в настоящее время нужно изучать? Актуальность исследования указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики специальной педагогики и психологии.

Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается?

Предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное явление.

Так, например, в специальной педагогике по теме: «Региональная модель помощи детям с ограниченными возможностями»:



объект – особенности функционирования комплексной системы социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями и удовлетворения их особых потребностей в рамках Кольского региона.

предмет – процесс разработки модели комплексной помощи детям с ограниченными возможностями, ее апробация и последующее совершенствование.

В специальной психологии по теме: «Особенности поведенческих ориентаций умственно отсталых подростков в этнической среде»



объект – может быть сформулирован следующим образом: поведенческие ориентации учащихся (воспитанников) среднего и старшего школьного возраста (13-16 лет) школы для детей с нарушениями интеллекта, поведенческие ориентации.

предметы – особенности понимания оценки общекультурных и этноспецифических норм поведения умственно отсталыми подростками.

Раскрыть главное в курсовой работе помогает четко обозначенная цель исследования. Цель – предполагаемый исследователем результат работы. Например, из выше обозначенной темы в области специальной педагогики: «Региональная модель помощи детям с ограниченными возможностями», цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и апробации модели учреждения комплексной помощи детям с ограниченными возможностями, направленной на удовлетворение особых потребностей детей с учетом региональных особенностей Кольского Заполярья.

Цель исследования в специальной психологии по теме: «Особенности поведенческих ориентаций умственно отсталых подростков в этнической среде» может быть сформулирована следующим образом: изучить особенности нравственно-поведенческих ориентаций у умственно отсталых подростков в условиях этнической среды.

Реализация поставленной цели происходит благодаря решению ряда частных исследовательских задач:

1. Изучить и обобщить данные исследований по проблеме развития личности подростка в общей и специальной литературе.

2. Изучить особенности понимания общекультурных норм поведения умственно отсталыми подростками.

3. Выделить и описать некоторые компоненты этнической культуры, влияющие на воспитание детей 13-16 лет в семье.

4. Изучить влияние этнических обычаев и традиций на усвоение нравственных норм поведения подростков с нарушением интеллекта.

Одним из методов развития научного знания, а также структурных элементов теории является гипотеза – предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Формулируя гипотезу следует выделить в четком виде те положения, которые могут вызвать сомнения, нуждаются в доказательстве и защите. Недопустимо выдавать за такие положения то, что самоочевидно и не нуждается в доказательствах. Неправильно также выдвигать в качестве защищаемых некоторые в совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Например, по теме: «Региональная модель помощи детям с ограниченными возможностями», гипотеза может быть сформулирована следующим образом: региональная модель помощи детям с ограниченными возможностями будет эффективной, если, реализуя комплексный интегративный подход к проблемам ребенка с ограниченными возможностями, отвечает следующим требованиям:



  1. Учитывает экологические особенности региона, влияющие на соматическое здоровье детей.

  2. Выявляет комплекс специфических потребностей ребенка с ограниченными возможностями и предполагает разработку на их основе индивидуальной программы реабилитации.

  3. Обеспечивает расширение сферы социокультурной деятельности детей с ограниченными возможностями.

Одной из главных методологических характеристик, представленных в исследовании является психологические и педагогические методы исследования. Далее остановимся на методах исследования:

1. Наблюдение.

Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом. Как научный эмпирический метод наблюдение различают несистематическое и систематическое наблюдение. Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.

Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует схеме квазиэксперимента или корреляционного исследования (о них речь пойдет далее).

Различают «сплошное» и выборочное наблюдение. В первом случае исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения. Во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.п.

Наблюдение может проводиться непосредственно либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д.

Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсроченно. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, «страдает» полнота и надежность регистрации поведения, а следовательно, и достоверность полученных результатов. Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, значим и может компетентно оценить поведение.

Процедура исследования методом наблюдения состоит из следующих этапов: 1) определяется предмет наблюдения (поведение), объект (отдельные индивиды или группа), ситуации; 2) выбирается способ наблюдения и регистрации данных; 3) строится план наблюдения (ситуации - объект - время); 4) выбирается метод обработки результатов; 5) проводится обработка и интерпретация полученной информации.

Предметом наблюдения могут являться различные особенности вербального и невербального поведения. Исследователь может наблюдать: 1) речевые акты (содержание, последовательность, частоту, продолжительность, интенсивность и т.д.); 2) выразительные движения, экспрессию лица, глаз, тела и др.; 3) движения (перемещения и неподвижные состояния людей, дистанцию между ними, скорость и направление движений и пр.); 4) физические воздействия (касания, толчки, удары, усилия, передачи и т.д.).

Главная проблема регистрации результатов наблюдения - категоризация поведенческих актов и параметров наблюдения. Помимо этого наблюдатель должен уметь точно устанавливать отличие по поведенческому акту одной категории от другой.

Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Эта цель, в свою очередь, определяет используемый тип наблюдения, т.е. будет ли оно непрерывным или дискретным, фронтальным или выборочным и т.п.

Конкретизацией цели наблюдения являются также регистрируемые следователем показатели. Например, в качестве показателей, характеризующих возрастные и индивидуальные особенности мотивации учащихся на уроках, могут выступать: особенности вопросов на уроках к учителю (по отношению к содержанию изучаемого или, напротив, по отношению к формальным моментам учебной работы; по отношению к закономерностям, причинным связям, сущности изучаемых явлений или, напротив, лишь по отношению к общественной значимости и практическому использованию получаемых знаний и т.д.); характер ответов учащихся (по собственному желанию или, напротив, только по инициативе учителя; содержательные или только формальные и т.д.); общий уровень и избирательность познавательной активности на различных уроках; степень самостоятельности учащихся в постановке учебных целей и задач; отношение к подсказке; отношение к высоким и низким оценкам; количество отвлечений на уроках; характер перехода от урока к перемене и от перемены к уроку и т.д.

Иногда в качестве показателей мотивации учащихся используют различные наблюдаемые эмоциональные реакции (восклицания, интонационная выразительность речи при ответах, адекватность эмоциональных переживаний в ответ на эмоциональный учебный материал и т.д.), а также особенности мимики и жестикуляции учащихся.

Что касается способов регистрации получаемых данных, то, по-видимому, в процессе первоначальных наблюдений лучше использовать не составленные заранее протоколы, а развернутые и более или менее упорядоченные дневниковые записи. По мере систематизации этих записей можно выработать вполне адекватную задачам исследования и в то же время более лаконичную и строгую форму протокольных записей.

Результаты наблюдений обычно систематизируются в виде индивидуальных (или групповых) характеристик. Такие характеристики представляют собой развернутые описания наиболее существенных особенностей предмета исследования. Тем самым результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для последующего психологического анализа. Переход от данных наблюдения к объяснению наблюдаемого, являющийся выражением более общих законов познания, свойственен и другим неэкспериментальным (клиническим) методам: анкетированию, беседе и изучению продуктов деятельности.


Анкетирование.

Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии и педагогике. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет. Существуют три основных типа анкет:



  1. анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: "Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?". 2) анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: "Какой из небных предметов - самый интересный?". А в качестве возможных ответов южно предложить перечень учебных предметов: "алгебра", "химия", "география", физика" и т.д.

  2. анкеты шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а прошкалировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов "да" или "нет" испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов: 5 - уверено да; 4 - больше да, чем нет; 3 - не уверен, не знаю; 2 - больше нет, чем да; 1 - уверено нет.

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т.п. Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым) не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии. Анкетирование - это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д.
Беседа.

Беседа - диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические и педагогические особенности другого, называется методом беседы.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме постэкспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью.

Беседа (интервью) является методом, используемым обычно для более глубокого изучения индивидуальных особенностей отдельных испытуемых. Для успешного проведения индивидуальной беседы очень важным является соблюдение ряда условий. Так, например, между учителем и учеником должен быть установлен психологический контакт, их отношения во время беседы должны быть положительными и доброжелательными. Определенным препятствием на пути к установлению во время беседы атмосферы доброжелательности и контакта является, например, сравнительно часто наблюдаемая психологическая отчужденность учащихся средних и старших классов от учителя, особенно сильно проявляющаяся при проведении беседы в школьной обстановке. Можно наметить два основных способа преодоления этого барьера при проведении беседы. Во-первых, беседу необходимо начинать с таких тем, которые больше всего интересуют испытуемого, и затем постепенно приближать содержание беседы к тем вопросам, которые интересуют исследователя. Во-вторых, беседу лучше проводить вне традиционной обстановки, потому что неформальные, свободные условия общения способствуют преодолению привычных стереотипов межличностного восприятия и общения, часто возникающих в отношениях между исследователем и испытуемым в результате длительного ролевого общения вне исследования.

Вопросы, задаваемые исследователем в ходе беседы, могут требовать от испытуемого как односложных, так и развернутых ответов. Если в первом из этих случаев метод беседы приближается к анкетированию, то во втором случае он становится похожим на метод изучения продуктов деятельности (например, сочинений учащихся).

Содержание бесед можно протоколировать полностью или выборочно в зависимости от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов бесед удобно пользоваться магнитофоном.

Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психолого-педагогического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.
«Архивный метод» (изучение продуктов деятельности).

«Архивный метод» или изучение продуктов деятельности. В качестве объекта исследования при использовании метода изучения продуктов деятельности могут выступать самые разнообразные продукты творчества испытуемых (стихи, рисунки, различные поделки, дневниковые записи, школьные сочинения, предметы, как результат определенного вида трудовой деятельности и т.п.). Благодаря использованию этого метода, изменяя лишь темы сочинений, учитель за сравнительно короткое время может собрать массовый качественный материал о самых различных особенностях учащихся. Результаты использования этого метода (наряду с результатами наблюдения и бесед) могут дать ценный материал для составления вопросов различных анкет.


Тест (от англ. test - проба, испытание) - стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические и педагогические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психолого-педагогических особенностей человека, а его результатом - количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

Эксперимент.

В психологии существуют три типа собственно экспериментального (в классическом, естественно-научном понимании термина "эксперимент") метода: естественный (полевой), моделирующий и лабораторный эксперименты.

1) Естественный (полевой) эксперимент, как говорит само название этого метода, наиболее приближен к неэкспериментальным исследовательским методам. Условия, используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они органично включены в учебно-воспитательный процесс).

Естественный эксперимент часто используется при изучении свойств личности.

2) Моделирующий эксперимент. При проведении моделирующего эксперимента испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью эксперимента данного типа является то, что поведение испытуемых в экспериментальной ситуации моделирует (воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные для жизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание различных сведений, выбор или постановку целей, выполнение различных интеллектуальных и практических действий и т.д. Моделирующий эксперимент позволяет решать самые разнообразные исследовательские задачи. При изучении эмоциональной сферы человека методом моделирующего эксперимента используют разнообразные специально создаваемые ситуации, которые: а) вызывают у испытуемых затруднения и соответствующие эмоциональные и аффективные переживания; б) вызывают конфликт между различными побуждениями и чувствами личности; в) обнаруживают характер эмоциональных отношений к истинным явлениям жизни, людям и т.п.; г) позволяют изучать процесс понимания мимического, пантомимического выражения эмоциональных переживаний и чувств.

3) Лабораторный эксперимент - особый тип экспериментального метода -предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций ( сенсорной и моторной реакций, реакции выбора, различий сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже - при изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.). Лабораторный эксперимент более соответствует предмету психологического исследования.

4) Формирующий эксперимент, - согласно развернутому определению В.В. Давыдова, - это есть:

во-первых, массовый эксперимент, т.е. статистически значимый (это значит, что его ареалом является минимум - школа, педагогический коллектив); во-вторых, это есть длительный, пролонгированный эксперимент; в-третьих, это есть эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или иной общетеоретической концепции в определенной области психологии {возрастной, детской, педагогической и других отраслях);

в-четвертых, это эксперимент комплексный, требующий совместных усилий психологов-теоретиков, психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и др. И поэтому это есть эксперимент, протекающий в особых учреждениях, где все это можно организовать. В курсовой работе формирующий эксперимент может отсутствовать.



В заключении излагаются выводы, подученные в результате

исследования, разработанные рекомендации, предложения и возможные перспективы дальнейшего изучения проблемы.



Список использованной литературы - пронумерованный по алфавиту перечень источников, по каждому из которых необходимо указать: авторов или составителей, название работы, место издания, год издания, количество страниц (Приложение).

Приложение является конкретным подтверждением тех положений и суждений, которые высказаны в основной части курсовой работы. Оно может содержать образцы методик, которыми пользовались при изучении детей, медицинская и психолого-педагогическая документация ребенка, творческие работы детей, конспекты занятий или уроков, наглядный материал.

3.Структура курсовой работы.

Существует определенная, устойчивая традиция формирования структу­ры курсовой работы, основными элементами которой в порядке их располо­жения являются следующие:

1. Титульный лист


  1. Оглавление

  2. Введение

  3. Главы основной части

  4. Заключение

  5. Список литературы

  6. Приложения.


следующая страница >>



Я не из правого и не из левого лагеря. Я из концлагеря. Владимир Буковский
ещё >>