Методические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса заочного отделения - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания, программа и контрольные задания 1 282.1kb.
Методические указания для студентов 2 курса заочного отделения специальности... 4 606.14kb.
Методические указания для студентов 2 курса судомеханического факультета... 3 635.08kb.
Методические указания и контрольные задания по курсу «Математика. 4 496.87kb.
По курсу «метематика» для студентов заочного отделения направление... 1 217.03kb.
Методические указания, контрольные задания и типовые примеры по теоретической... 7 776.38kb.
Методические указания по выполнению курсовых работ по истории искусств... 1 376.7kb.
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной... 1 314.96kb.
Пояснительная записка Приведенные ниже практические задания рассчитаны... 1 88.45kb.
Методические рекомендации для студентов заочного отделения факультета... 3 247.29kb.
Методические указания для студентов 1 курса заочного обучения (07) 5 383.37kb.
Председатель Управляющего Совета / С. В. Масова/ Утверждено Приказ... 35 5809.34kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса заочного отделения - страница №1/12



Омская государственная медицинская академия

Курс клинической фармакологии кафедры фармакологии
ФОМИНЫХ С.Г., СКАЛЬСКИЙ С.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ V КУРСА

ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ»

Омск – 2006

Фоминых С.Г., Скальский С.В. Методические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса заочного отделения фармацевтического факультета по дисциплине «Клиническая фармакология». – Омск: Изд-во ОмГМА, 2006. – 88 с.

Методические рекомендации и контрольные задания по дисциплине «Клиническая фармакология» составлены для студентов 5 курса заочного отделения фармацевтического факультета Омской государственной медицинской академии в соответствии с государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования по специальности 040500 – «Фармация» (квалификация - провизор), учебным планом и рабочей программой изучения дисциплины.

В пособии представлено содержание дисциплины «Клиническая фармакология», даны рекомендации по ее изучению. Пособие содержит варианты тестовых заданий, бланки для их выполнения, задачи по фармакокинетике и фармакоэкономике, задачи по антибактериальным средствам и ситуационные клинико-фармакологические задачи по частной фармакологии, требования к их выполнению и оформлению. В методические рекомендации включены экзаменационные вопросы по клинической фармакологии для студентов V курса фармацевтического факультета заочного отделения и порядок сдачи экзамена. Предлагаемый в пособии список литературы ориентирован на книжный фонд, которым располагает библиотека ОмГМА.

Рецензенты:

А.В. Гришин – зав. кафедрой фармации ОмГМА, доктор фарм. наук, профессор

В.И. Совалкин – зав. кафедрой госпитальной терапии ОмГМА, доктор мед. наук, профессор

Рассмотрено и рекомендовано к печати совещанием курса клинической фармакологии кафедры фармакологии ОмГМА 20 сентября 2006 г. (зав. кафедрой, канд. мед. наук, доцент – С.В.Скальский), Центральным методическим советом ОмГМА.

Клиническая фармакология - наука, изучающая лекарственные препараты в применении к человеку. Является интегральной медицинской наукой, устанавливающей методологическую связь между фармакологией доклинической и рациональной фармакотерапией.

Клиническая фармакология имеет следующие разделы:

фармакодинамика,

фармакокинетика,

взаимодействие лекарств,

нежелательные эффекты лекарств и методы их профилактики,

методы контроля эффективности и безопасности лекарственных средств:

методы клинического испытания лекарств.

Основные задачи клинической фармакологии:



  • клинические испытания новых фармакологических средств,

  • клинические исследования и переоценка старых препаратов,

  • разработка методов эффективного и безопасного применения лекарственных средств,

  • организация информационных служб и консультативной помощи различным специалистам,

  • обучение студентов и врачей.

Функции врача - клинического фармаколога:

а) улучшение лечения больных путем разработки методов более безвредного и эффективного применения лекарств, то есть выбор лекарственных средств для лечения конкретного больного, определение наиболее подходящих лекарственных форм и режима их применения, выбор пути введения препарата, наблюдение за действием лекарственного средства, предупреждение и устранение побочных реакций и нежелательных последствий взаимодействия лекарственных веществ;

б) накопление информации с помощью научных исследований;

в) передача накопленных знаний путем обучения;

г) организация лабораторных и информационных служб;

д) консультации по планированию исследований;

е) непосредственное участие в лечебном процессе.

Цели и задачи клинической фармакологии

Цель курса:

- научить будущего провизора принципам эффективного и безопасного выбора лекарственных средств для обеспечения лечебно-профилактического и диагностического процессов в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях на основе активной информационно-консультативной и экспертно-аналитической работы специалиста с врачом и потребителем лекарственных средств (ЛС).


Задачи лекционного курса:

- изложить основные вопросы общей и частной клинической фармакологии (КФ), а также продемонстрировать симптомы и синдромы основных заболеваний внутренней медицины.


Задачи практических занятий:

- сформировать умения и навыки, необходимые для деятельности провизора в области обеспечения врачей и потребителей ЛС полной информацией по КФ препаратов с целью наиболее рационального их применения.



Требования к уровню освоения содержания дисциплины

С целью оптимизации практической подготовки будущих специалистов определен перечень знаний, умений и навыков, которыми должен обладать студент после завершения изучения клинической фармакологии.



Студент должен знать:

1. Основные симптомы и синдромы наиболее распространенных заболеваний внутренних органов.

2. Основные фармакокинетические параметры ЛС у здоровых лиц и при различной патологии, их особенности у новорожденных и пожилых.

3. Основные принципы проведения фармакокинетических исследований и мониторного наблюдения за концентрацией ЛС.

4. Принципы клинико-фармакологических подходов к выбору ЛС для фармакотерапии основных заболеваний внутренних органов; понятия «Стандартов лечения», «Доказательной медицины».

5. Средства выбора для купирования основных симптомов при ургентных состояниях.

6. Особенности дозирования ЛС в зависимости от возраста, характера заболевания и других факторов.

7. Основные виды лекарственного взаимодействия (фармацевтическое, фармакокинетическое и фармакодинамическое), лекарства – индукторы и лекарства - ингибиторы микросомальных ферментов печени.

8. Клинические и параклинические методы оценки эффективности и безопасности применения основных групп ЛС.

9. Нежелательные побочные реакции (НПР) на применение наиболее распространенных ЛС, способы их профилактики и коррекции.



Студент должен уметь:

1. Выделять группы ЛС для лечения определенного заболевания исходя из механизма действия препаратов, состояния функций организма и прогнозируемого влияния планируемой фармакотерапии в рамках современных «Стандартов лечения» наиболее распространенных заболеваний и на основе принципов доказательной медицины.

2. Анализировать рациональность выбора по критериям эффективности и безопасности конкретного ЛС в группе аналогов для лечения основных симптомокомплексов.

3. Оказывать активную информационно-консультативную помощь врачу в определении оптимального режима дозирования; выборе лекарственной формы препарата; дозы, кратности и длительности введения ЛС.

4. Выбирать методы контроля за эффективностью и безопасностью применения групп ЛС и предполагать возможный риск развития побочных действий ЛС.

5. С учетом неотложного состояния и тяжести прогноза теоретически обосновывать рациональность и необходимость комбинированного назначения ЛС, коррекции режима дозирования при назначении лекарств-индукторов и ингибиторов ферментных систем печени.




Студент должен иметь навыки:

1. Разъяснять потребителям ЛС способ приема лекарственного препарата или их комбинации.

2. Давать рекомендации по профилактике возникновения НПР на ЛС.

3. Информировать врачей о фармакодинамике, особенностях фармакокинетики, взаимодействия и НПР новых, поступающих в аптечную сеть ЛС, предлагать рациональную замену «устаревшим» и отсутствующим на момент обращения препаратам.

4. Соблюдать правила медицинской, фармацевтической этики и деонтологии во взаимоотношениях с медицинским персоналом, больными и их родственниками.

Студент должен иметь представление:

1. О механизмах действия ЛС.

2. О процессах биотрансформации ЛС в организме здорового и больного человека;

3. О факторах, способных модифицировать действие эффективных и безопасных препаратов в конкретном клиническом случае.

Объем дисциплины и виды учебной деятельности для специальности 060108 (040500) – Фармация


№ п/п

Вид учебной деятельности

Всего часов

Семестр

1

Общая трудоёмкость дисциплины

85

IX/X

2

Аудиторные занятия

28

IX/X

3

Лекции

12/2

IX/X

4

Практические занятия

14

X

5

Лабораторные занятия

-

-

6

Самостоятельная работа

57

IX/X

7

Вид итогового контроля

Контрольная работа

Экзамен


X

X



Содержание дисциплины


п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практичес-

кие занятия

1.

Предмет и содержание КФ, фармакокинетика и фармакодинамика ЛС. Принципы оценки эффективности и безопасности фармакотерапии, взаимодействие и побочные действия ЛС. Возрастные аспекты КФ и ее особенности у беременных и кормящих женщин.

+

+

2.

Симптомы и синдромы заболеваний, наиболее распространенных в клинике внутренних болезней: сердечно-сосудистых, бронхообструктивных, эндокринных, инфекционно-воспалительных, кожных и венерических, опорно-двигательного аппарата, системы крови и гемостаза, пищеварительной системы, почек и мочевых путей, нервных и психических болезней.

+

+

3.

КФ ЛС, влияющих на основные функции миокарда, вазодилататоров, диуретиков, препаратов, влияющих на систему гемостаза и кроветворение, антимикробных и противовоспалительных средств, наркотических анальгетиков, бронходилататоров, препаратов для лечения заболеваний ЖКТ, препаратов, использующихся в эндокринологии.

+

+


ПРОГРАММА ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ
Программа включает 2 раздела: общие и частные вопросы клинической фармакологии.
Раздел 1. «Общие вопросы КФ» раскрывает системный подход к изучению дисциплины, даёт представление о предмете, целях его изучения, связях с другими науками и практической деятельностью провизора.
Цель изучения раздела 1:

  • обеспечить мотивацию для восприятия и освоения студентами конкретного материала по частным вопросам КФ.

Задачи изучения раздела 1:



    1. Научить студентов понимать содержание и значимость разделов КФ, ее терминов и принципов;

    2. Научить студентов оценивать значение фармакокинетических параметров, включая понятие о биодоступности и биоэквивалентности ЛС, с пониманием их взаимозависимости;

    3. Рассмотреть связь патологии с проявлением основных симптомов болезни;

    4. Научить студентов формулировать критерии эффективности и безопасности ЛС;

    5. Рассмотреть особенности КФ при назначении ЛС беременным и кормящим женщинам, новорожденным и пожилым;

    6. Научить студентов кооперации и взаимному сотрудничеству с врачами в целях осуществления современной высокоэффективной, максимально безопасной и экономичной фармакотерапии больных с различными заболеваниями;

    7. Дать понятие о фазах клинических исследований новых ЛС, о формулярной системе учреждений здравоохранения; основы знаний о фармакоэкономике и о порядке формирования перечня жизненно важных и отпускаемых по льготам препаратов.

Раздел 2. «Частные вопросы КФ» включает вопросы КФ широко применяемых в практической медицине ЛС.


Цель изучения раздела 2:

  • Научить методологии клинико-фармакологического принципа выбора групп и конкретного лекарственного препарата на основе знаний о фармакодинамике, фармакокинетике, фармакогенетике, взаимодействии, побочных действиях ЛС и в зависимости от конкретного заболевания.

Задачи изучения раздела 2:



    1. Научить студентов клинико-фармакологическому подходу к выбору основных групп и конкретных ЛС, используемых для лечения и профилактики патологических синдромов наиболее распространенных заболеваний внутренних органов;

    2. Научить студентов анализировать правильность выбора конкретных ЛС и режимов их дозирования у конкретного больного;

    3. Ознакомить студентов с методикой проведения клинико-фармакологических проб и с показаниями к ним и противопоказаниями;

    4. Научить студентов наиболее доступным и объективным клиническим и параклиническим методам контроля за эффективностью и безопасностью применения отдельных групп ЛС;

    5. Научить студентов учитывать особенности фармакодинамики, фармакокинетики ЛС при недостаточности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, патологии ЖКТ, печени и почек;

    6. Научить студентов учитывать факторы риска и клинические проявления основных побочных действий ЛС в процессе монотерапии и при их комбинированном назначении.

Освоение дисциплины осуществляется через лекционный курс, проведение клинических практических занятий-семинаров и самостоятельную заочную работу студентов с учебно-методической, научной и справочной литературой.

На лекциях освещаются симптомы и синдромы основных заболеваний внутренней медицины, методология клинико-фармакологического выбора эффективных и безопасных групп ЛС и конкретного препарата с учетом функционального состояния организма больного. Вопросы фармакотерапии представляются в рамках современных «Стандартов терапии» наиболее распространенных заболеваний и на основе принципов «Доказательной медицины» и формулярной системы.

Основной акцент в обучении делается на различные формы аудиторной (практической, на клинических базах кафедры) и внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов с решением обучающих и контролирующих ситуационных задач, тестов.

Предусмотрено преподавание в клинике с демонстрацией больных, а также экспертно-аналитическая работа над «историей болезни».

В результате курации больного в клинике (во время очных занятий) и экспертно-аналитической работы над «историей болезни» и листом назначений предполагается заполнение «ПРОТОКОЛА информационно-поисковой работы студента фармацевтического факультета ОмГМА, по оценке эффективности и безопасности применения лекарственных препаратов у курируемого больного», план которого приводится в настоящем издании методических рекомендаций.

Студенты изучают предмет на клинических базах курса клинической фармакологии (ГК БСМП №1, ОКБ, ГБ №2), посещают аптеку в современном многопрофильном стационаре, клиническую, биохимическую и бактериологическую лаборатории, работают с реальными больными и их медицинскими документами.

В ходе самостоятельной внеаудиторной работы студентов-заочников предусмотрено выполнение одной контрольной работы.


Цикл заканчивается экзаменом.

I. ОБЩИЙ РАЗДЕЛ


  1. Предмет и содержание КФ. Клинические аспекты фармакокинетики и фармакодинамики ЛС.

  2. Фармакотерапия: цели, виды, этапы ее проведения. Общие принципы оценки эффективности и безопасности применения ЛС.

  3. Клинические и параклинические методы обследования больных. Общие представления о симптомах и синдромах. Принципы установления диагноза в клинике внутренних болезней.

  4. Нежелательные побочные реакции на применение ЛС.

  5. Взаимодействие ЛС.

  6. Возрастные аспекты КФ и ее особенности у беременных и лактирующих женщин.

II. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ


КФ противомикробных препаратов

Основные симптомы и синдромы при туберкулезе и других инфекционных заболеваниях: пневмонии, абсцессе, пиелонефрите, сепсисе, остеомиелите. Характеристика основных методов диагностики, принципы клинико-фармакологического подхода к выбору ЛС для лечения туберкулеза и других инфекционных заболеваний.

КФ пенициллинов, цефалоспоринов, карбапенемов, монобактамов; аминогликозидов; макролидов; тетрациклинов; линкозамидов; рифампицинов; гликопептидов; оксазолидинонов; фторхинолонов; сульфаниламидов и комбинированных противомикробных средств.

КФ противотуберкулезных, противомикозных препаратов, имидазолов (метронидазола), сульфасалазина.

Основные методы оценки эффективности и безопасности проводимой терапии.
КФ психотропных ЛС

Основные симптомы и синдромы, вызванные функциональными и органическими процессами в ЦНС: неврозов, депрессий, шизофрении. Принципы клинико-фармакологического подхода к выбору ЛС для лечения указанных нервных и психических заболеваний. Характеристика методов диагностики заболеваний и контроля за эффективностью и безопасностью применения ЛС.

Нейролептики (хлорпромазин, тиоридазин, галоперидол, хлорпротиксен, клозапин, сульпирид); транквилизаторы (диазепам, алпрозолам, лоразепам, мидазолам); антидепрессанты (амитриптилин, имипрамин, доксепин, ниаламид, флуоксетин); снотворные (фенобарбитал, нитразепам, зопиклон, доксиламин); ноотропы (пирацетам).

Клинико-фармакологические подходы к выбору групп и конкретных ЛС для фармакотерапии основных психопатологических синдромов.


КФ ЛС, влияющих на гемостаз и гемопоэз

Основные симптомы и синдромы при заболеваниях систем крови и гемостаза: В12-дефицитной и железодефицитной анемиях, ДВС-синдроме. Принципы клинико-фармакологического подхода к выбору лекарственных средств для лечения указанных заболеваниях систем крови и гемостаза. КФ препаратов, влияющих на систему гемостаза, микроциркуляции, препаратов железа, крови и кровезаменителей. Антикоагулянты: прямые (антитромбин III, гепарин, НМГ), непрямые (неодикумарин, фенилин, варфарин); фибринолитические средства (стрептокиназа, стрептодеказа, урокиназа); повышающие свертываемость крови (викасол, тромбин, фибриноген); ингибиторы фибринолиза (кислота аминокапроновая, амбен); препараты, понижающие агрегацию тромбоцитов и эритроцитов (ацетилсалициловая кислота, тиклопидин, клопидогрель, абциксимаб, дипиридамол, пенткосифиллин). Препараты железа (сорбифер, фенюльс, тардиферон, ферроградумет, актиферрин, ферроплекс, феррум лек). Цианокобаламин. Фолиевая кислота.

Характеристика методов диагностики заболеваний и контроля за эффективностью и безопасностью применения лекарственных средств у больных с заболеваниями систем крови и гемостаза.
КФ глюкокортикостероидных (ГКС) и нестероидных противовоспалительных (НПВС) ЛС

Основные симптомы и синдромы при заболеваниях опорно-двигательного аппарата и коллагенозах: ревматоидном артрите, системной красной волчанке. Принципы клинико-фармакологического подхода к выбору лекарственных средств для лечения указанных заболеваний. Классификация ГКС. ГКС системные и ингаляционные (гидрокортизон, преднизолон, дексаметазон, беклометазон, будесонид, флунизолид, флутиказон). Классификация НПВС. КФ парацетамола, ацетилсалициловой кислоты, диклофенака, ибупрофена, индометацина, напроксена, пироксикама. Селективные ингибиторы ЦОГ-II (миелоксикам, нимесулид), комбинированные препараты артротек (диклофенак+мизопростол). Цитостатики: алкилирующие (сарколизин, циклофосфан, миелосан, антиметаболиты фолиевой кислоты – метотрексат, пурина – меркаптопурин, пиримидина - фторурацил).

Разные синтетические ЛС – цисплатин, рубомицин, блеомицин, адриаммицин. Средства растительного происхождения – винкристин, винбластин.

Характеристика методов диагностики заболеваний и контроля за эффективностью и безопасностью применения ЛС у данной группы больных.


КФ препаратов, влияющих на бронхиальную проводимость

Основные симптомы и синдромы при заболеваниях органов дыхания: бронхиальной астме, ХОБЛ, эмфиземе легких, дыхательной недостаточности. Принципы клинико-фармакологического подхода к выбору лекарственных средств для лечения указанных заболеваний органов дыхания.

КФ бронходилататоров, противовоспалительных, антигистаминных, отхаркивающих и муколитических, противокашлевых средств. Ксантиновые производные – теофиллины простые (эуфиллин), пролонгированные (теопэк, дурофиллин, теодур и др.), М-холиноблокаторы (атропин, ипротропиум бромид, тиотропиум бромид), адреномиметики (эпинефрин, эфедрин), 2- агонисты короткого (сальбутамол, фенотерол, тербуталин) и длительного действия (формотерол, сальметерол). Отхаркивающие средства рефлекторного действия (термопсис), резорбтивного действия (натрия и калия йодид, аммония хлорид, натрия бикарбонат). Муколитические средства (бромгексин, амброксол, ацетилцистеин). Стабилизаторы мембран тучных клеток (кромогликат натрия, недокромил-натрий). Ингибиторы рецепторов лейкотриенов (зафирлукаст, монтелукаст).

Характеристика методов диагностики заболеваний и контроля за эффективностью и безопасностью применения ЛС у больных при заболеваниях органов дыхания.


КФ ЛС, влияющих на органы пищеварительной системы

Основные симптомы и синдромы при заболеваниях органов пищеварения: язвенной болезни, энтероколита, панкреатита, холецистита, гепатита. Принципы клинико-фармакологического подхода к выбору ЛС для лечения указанных заболеваний органов пищеварения.

Фармакологические основы противоязвенной терапии. Этиологические и патогенетические предпосылки для современных подходов к созданию противоязвенных стандартов терапии. КФ системных и несистемных антацидных средств (натрия гидрокарбонат, магния гидроокись, алюминия гидроокись); гастропротекторов (висмута нитрат основной, де-нол, сайтотек); блокаторов гистаминовых Н2-рецепторов (циметидин, ранитидин, фамотидин); блокаторов М-холинорецепторов (пирензепин); ингибиторов Н++-АТФ-азы (омепразол, ланзопразол). КФ противорвотных препаратов, блокаторов серотониновых и дофаминовых рецепторов (метоклопрамид, сульпирид, трописетрон).

Желчегонные (аллохол, сироп шиповника, холензим, дротаверин, магния сульфат, ксилит), гепатопротекторы (эссенциале, препараты расторопши, урсодезоксихолевая кислота), ферментные (мезим, панкреатин, фестал, панзинорм форте) и антиферментные (контрикал, ингитрил, октреатид, сандостатин), слабительные (касторовое масло, бисакодил, солевые слабительные, лактулоза) и антидиарейные (аттапульгит, смекта, лоперамид) средства. Клинико-фармакологические подходы к выбору групп и конкретных ЛС для фармакотерапии заболеваний гепатобиллиарной системы, поджелудочной железы и кишечника. Характеристика методов диагностики заболеваний и контроля за эффективностью и безопасностью применения ЛС у больных с заболеваниями органов пищеварения.


следующая страница >>



Факты не существуют — есть только интерпретации. Фридрих Ницше
ещё >>