Методические рекомендации для судебных экспертов (утв. Минюстом России) Документ предоставлен КонсультантПлюс - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации для судебных экспертов (утв. Минюстом России) 28 4177.24kb.
Документ предоставлен 6 818kb.
Методические рекомендации экспертов цвк «Экспоцентр» 1 12.64kb.
Методические рекомендации для изучения учебного модуля о Конституции... 3 605.75kb.
Руководство пользователя "КонсультантПлюс Автоматическое обновление" 1 83.26kb.
Документ предоставлен 1 69.45kb.
Документ предоставлен 1 147.02kb.
Документ предоставлен 44 12135.52kb.
Документ предоставлен 5 1681.96kb.
Документ предоставлен 27 9189.18kb.
Методические рекомендации для преподавателей 24 2 Методические рекомендации... 1 386.33kb.
Совместимость elm327 1 103.62kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации для судебных экспертов (утв. Минюстом России) Документ - страница №1/27





"Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. Методические рекомендации для судебных экспертов"
(утв. Минюстом России)


Документ предоставлен КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Дата сохранения: 10.12.2013


МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ

АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ЦЕЛЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ

ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА И ОЦЕНКИ
(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ)
Предисловие к Методическим рекомендациям "Исследование

автомототранспортных средств в целях определения стоимости

восстановительного ремонта и оценки" (издание третье,

переработанное и дополненное)


Методические рекомендации разработаны в рамках темы N 8 Плана основных научно-исследовательских работ в области судебной экспертизы, выполняемых федеральными бюджетными судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации в 2012 году, утвержденным Приказом Минюста России от 24 февраля 2012 г. за N 21.

Настоящие Методические рекомендации по определению стоимости восстановительного ремонта и оценки автомототранспортных средств (далее - "Рекомендации") устанавливают методику проведения автотехнических экспертиз и исследований в системе судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции РФ.

Рекомендации могут быть использованы также другими экспертными организациями (экспертами, специалистами) при определении стоимости восстановительного ремонта и оценки стоимости автомототранспортных средств, их узлов, агрегатов, деталей.

За основу настоящих Рекомендаций принято Методическое руководство [3], разработанное в 2007 году (его действие заканчивается одновременно с изданием нового), в которое внесены существенные изменения и дополнения.

Переработка методического руководства вызвана следующими причинами:

- частично устарели или стали недостаточны по своему содержанию положения предыдущего методического руководства;

- утвержденные Постановлением Правительства РФ N 361 от 24 мая 2010 года "Правила установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств, используемых при определении размера страховой выплаты в рамках ОСАГО" требуют рекомендаций по применению в системе СЭУ Минюста России;

- за прошедший период произошла существенная смена модельного ряда транспортных средств, появилось значительное количество новых моделей и модификаций;

- необходимостью дополнения методического руководства положением о методике расчета стоимости годных остатков грузовых автомобилей и мототехники;

- за истекший период внесены изменения в ГПК РФ в части, регламентирующей права и обязанности судебных экспертов.

При разработке настоящих Рекомендаций использовались результаты современных научных исследований и практический опыт проведения автотехнических экспертиз в системе судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации.

Авторы выражают свою искреннюю признательность экспертам Губареву В.В. (ФБУ Челябинская ЛСЭ Минюста России) и Сабирзянову Р.Ф. (ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России) за их вклад в подготовку данных Рекомендаций.


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящие Рекомендации разработаны в целях переработки Методического руководства [3]. Рекомендации определяют общие положения, принципы, методы и организацию производства автотехнических экспертиз (далее - экспертизы) по специальности N 13.4: "Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки".

Рекомендации разработаны с учетом требований Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" [1], приказа Министерства юстиции Российской Федерации "Об утверждении перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России" [2], а также нормативной правовой и нормативно-технической документации по вопросам экспертной деятельности в отношении транспортных средств, технической эксплуатации транспортных средств и безопасности дорожного движения.

Основными задачами Рекомендаций являются:

- обеспечение проведения судебных и несудебных экспертиз на единой методической основе;

- обеспечение полноты, точности и доказательности результатов экспертиз и исследований.

Рекомендации разработаны на основе результатов современных научных исследований по видам экспертной деятельности в отношении транспортных средств, результатов статистического исследования товарных рынков транспортных средств, запасных частей к транспортным средствам, материалов для ремонта и работ по ремонту транспортных средств. При разработке Рекомендаций учтены положения действующих нормативных правовых актов, нормативно-технической и методической документации по вопросам судебной экспертизы, экспертной деятельности на транспорте, технической эксплуатации транспортных средств, а также отечественный и зарубежный практический опыт экспертной деятельности в отношении транспортных средств.

Настоящие Рекомендации следует применять при производстве судебных экспертиз и исследований вместо Методического руководства [3], действие которого заканчивается.

Рекомендации предназначены для использования:

- судебными экспертами, имеющими право самостоятельного производства автотехнических экспертиз по специальности: "Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки";

- в Системе добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России;

- при профессиональной переподготовке и повышении квалификации судебных экспертов.

Рекомендации содержат:

- методику определения стоимости автомототранспортного средства (далее - АМТС) с учетом его технического состояния, износа, комплектности, наличия дефектов и т.д.;

- методику определения затрат на восстановление АМТС;

- методику определения стоимости годных остатков АМТС;

- методику определения величины утраты товарной стоимости АМТС;

- различного рода рекомендации, образцы используемых документов, справочные данные, таблицы, перечень необходимых технических, юридических, экономических и оценочных терминов. Применение данных Рекомендаций обеспечивает единую методическую основу для судебных экспертов, а также достоверность, точность, доказательность и объективность полученных результатов.
1.1. Предмет и объекты экспертизы
Предметом судебных автотехнических экспертиз, рассматриваемых в данных Рекомендациях, является установление фактических данных о техническом состоянии АМТС, дате выпуска АМТС, принадлежности его к определенной марке и модели, наличия и характера технических повреждений, причин их возникновения, стоимости АМТС и отдельных деталей, узлов, агрегатов, стоимости восстановительного ремонта и утраты товарной стоимости АМТС в результате дорожно-транспортного происшествия или при иных обстоятельствах.

Объектами рассматриваемых автотехнических экспертиз могут являться:

- АМТС в целом, как сложное изделие; его детали, узлы, агрегаты;

- информация представительств автопроизводителей, предприятий автосервиса, торговли и т.д.;

- данные средств массовой информации, сети Интернет, справочники, фотоматериалы, относящиеся к предмету экспертизы;

- документы и материалы, представленные для проведения экспертизы или исследования.


1.2. Задачи, решаемые экспертами
В рамках рассматриваемых в данном документе судебных автотехнических экспертиз, а также исследований, могут решаться следующие задачи:

- идентификация объекта экспертизы (установление фактических данных о марке, модели, модификации, комплектации, даты выпуска или периода производства представленного на исследование АМТС);

- установление фактических данных о техническом состоянии АМТС в целом или его конкретного узла, детали, агрегата;

- определение технологии и стоимости восстановительного ремонта АМТС в связи с дорожно-транспортным происшествием или в результате иных повреждений;

- установление наличия, характера и объема технических повреждений и их идентификация на предмет образования (возникновения) от конкретного события;

- определение износа АМТС, его составляющих;

- определение рыночной стоимости АМТС и его отдельных элементов;

- установление стоимости годных остатков АМТС;

- определение величины утраты товарной стоимости АМТС.

Все задачи решаются в соответствии с компетенцией эксперта, определенной соответствующей программой подготовки.


2. ТЕРМИНОЛОГИЯ
Таблица 2.1. Термины, применяющиеся при производстве автотехнических экспертиз и исследований по определению стоимости восстановительного ремонта и оценке АМТС


2.1. Технические термины

Аналог

Объект того же назначения, близкий по совокупности существенных признаков (имеющий сходные характеристики).

При установлении сходства АМТС можно выделить три уровня:

- функциональное сходство (по области применения, назначению);

- конструктивное сходство (по конструктивной схеме, составу и компоновке элементов, дизайну и эргономике);

- параметрическое сходство (по значению параметров).

При полном достижении функционального, конструктивного и параметрического сходств принято говорить об идентичности объектов, а при приблизительном и частичном сходствах - об аналогичности



Агрегат

Сборочная единица, обладающая полной взаимозаменяемостью, возможностью сборки отдельно от других составных частей изделия или изделия в целом и способностью выполнять определенную функцию в изделии или самостоятельно

Вздутие

Изменение геометрической формы поверхности лакокрасочного покрытия или пластичных конструктивных материалов в виде выпуклости

Вмятина

Изменение геометрической формы конструктивного элемента АМТС, характеризующееся вдавленностью следовоспринимающей поверхности, появляющейся вследствие остаточной деформации материала элемента

Выпучина

Изменение геометрической формы конструктивного элемента АМТС, характеризующееся выдавленностью следовоспринимающей поверхности, появляющейся вследствие остаточной деформации материала элемента

Восстановительный ремонт

Комплекс мероприятий (работ), необходимых для восстановления эксплуатационных свойств и потребительских качеств, предусмотренных нормативно-технической документацией завода - изготовителя, которые АМТС имело непосредственно до повреждения (появления неисправности)

Вспомогательный материал

Материал, который необходим для процесса производства, но который не входит в вещественной форме в конечный продукт (при ремонте АМТС: растворитель, смывка и т.д.)

Грузоподъемность

Масса груза, на перевозку которого рассчитано данное транспортное средство; основная эксплуатационная характеристика транспортного средства

Демонтаж

Снятие элемента (агрегата, узла, детали) или его составной части с места установки на АМТС

Деталь

Изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала без применения сборочных операций

Дефект

Несоответствие продукции (изделия) установленным требованиям нормативно-технической документации завода - изготовителя вследствие ошибок конструирования, нарушения технологического процесса производства либо ремонта или правил эксплуатации

Дефект значительный

Дефект, который существенно влияет на использование продукции по назначению и (или) на ее долговечность, но не является критическим

Дефект критический

Дефект, при наличии которого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо

Дефект малозначительный

Дефект, который существенно не влияет на использование продукции по назначению и ее долговечность

Деформация

Изменение формы или размеров тела или его части под действием внешних сил или внутренних напряжений

Диагностирование общее

Диагностирование систем АМТС (агрегата) по параметрам, характеризующим их общее техническое состояние без выявления конкретной неисправности (работоспособные или неработоспособные)

Дополнительное оборудование

Оборудование, которое может быть установлено заводом - изготовителем на всех АМТС данной серии по индивидуальному заказу, а также оборудование, установленное на АМТС в процессе его эксплуатации помимо серийного оборудования

Дорожно-транспортное происшествие

Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения, либо причинен иной материальный ущерб

Задиры

Следы скольжения с повреждением поверхностного слоя следовоспринимающей поверхности в виде отделения (частичного или полного) или отрыва и последующего сдвига мелких частиц и фрагментов ее материала

Идентификационный номер (VIN)

Уникальный 17-значный номер, присвоенный АМТС заводом - изготовителем

Идентификация АМТС

Комплексное исследование, включающее в себя:

1) установление конструктивных, функциональных и эксплуатационных характеристик транспортного средства, определяющих его марку, модель, модификацию;

2) исследование маркировочных обозначений на агрегатах АМТС в целях расшифровки информации об АМТС;

3) установление соответствия маркировочных обозначений на АМТС записям в сопроводительных (регистрационных/правоустанавливающих) документах



Идентификация установленного на АМТС оборудования

Исследование, состоящее из этапов:

1) определение перечня оборудования, установленного на АМТС по функциональному признаку;

2) определение модели и изготовителя оборудования


Идентичное АМТС

См. Аналог

Исправное состояние (исправность)

Состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической документацией изготовителя

Качество выполненного ремонта

Соответствие (несоответствие) технических характеристик, внешнего вида и интерьера АМТС после ремонта требованиям нормативной документации

Мелкие детали (крепеж)

Метизы, нормали и др. крепежно-связующие детали и материалы одноразового использования, применение которых необходимо (предусмотрено технологией) при выполнении ремонта АМТС

Для оптимизации процесса расчета калькуляции их стоимость принимается как 2% стоимости заменяемых основных деталей АМТС



Стоимость мелких деталей может определяться как 2% стоимости узлов, подлежащих разборке в целях ремонта, при отсутствии в программных комплексах сведений о стоимости ремонтных комплектов к ним

Модельный год

Условный год выпуска АМТС, указываемый (в большинстве случаев) в VIN. Как правило, VIN содержит информацию не о фактической дате выпуска, а о так называемом модельном годе. Модельный год в автомобилестроении не совпадает с годом календарным и у большинства автопроизводителей начинается с июля. Например: если автомобиль фактически выпущен в октябре 1998 г., то в VIN, как правило, будет указан 1999 модельный год

Монтаж

Установка элемента (агрегата, узла, детали) или его составных частей на предусмотренное для них место на АМТС

Наружная окраска

Окраска наружных поверхностей АМТС (при необходимости - с окраской торцов и проемов дверей, сточных желобков капота и крышки багажника в соответствии с требованиями изготовителя)

Наслоение

Связанное с процессом следообразования перенесение материала одного объекта на следовоспринимающую поверхность другого. При дорожно-транспортных происшествиях наблюдаются наслоения краски, резины или других конструктивных материалов с одного транспортного средства на другом, следы наслоения на дорожном покрытии от колес транспортного средства

Недопробег АМТС

Отрицательное значение разности фактического и среднестатистического пробега АМТС

Неисправное состояние (неисправность)

Состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований, установленных нормативно-технической документацией изготовителя

Неработоспособное состояние (неработоспособность)

Состояние объекта, при котором значение хотя бы одного заданного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям, установленным нормативно-технической документацией изготовителя

Одометр

Прибор для определения пройденного расстояния АМТС

Основной материал

Материал, масса которого входит в массу основного изделия (краска, антикоррозионное, противошумное покрытие и т.д.)

Перепробег АМТС

Положительное значение разности фактического и среднестатистического пробега АМТС

Повреждение

Нарушение исправности физического объекта вследствие влияния на него внешних воздействий, превышающих уровни, установленные в нормативно-технической документации

Полная окраска

Окраска наружных и внутренних поверхностей АМТС

Проверка

Исследование АМТС или его элемента (агрегата, узла, детали, системы) с контролем рабочих параметров (характеристик). В ряде случаев может выполняться только после частичной или полной разборки АМТС (агрегата) и/или применением измерительных средств

Работоспособное состояние (работоспособность)

Состояние объекта, при котором он способен выполнять заданные функции, сохраняя значения основных выходных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией

Разборка

Разделение изделия на детали и (или) сборочные единицы

Разрушение

Неконтролируемое разделение конструктивного элемента на части или полная потеря формы и свойств объекта под влиянием внешнего воздействия

Регулировка

Процесс (операция) изменения связей в системе в целях достижения определенных параметров ее функционирования

Ремонтные материалы

Основные и вспомогательные материалы, используемые при ремонте

Серийная комплектация АМТС (серийное оборудование)

Оборудование, которое устанавливается заводом - изготовителем на всех АМТС данной модификации (серии) в обязательном порядке

Сквозная коррозия

Местная коррозия, вызвавшая разрушение металла насквозь

Скол

Полное отделение фрагмента материала от поверхности конструктивного элемента АМТС

Скрытый дефект

Дефект, который не может быть выявлен при осмотре транспортного средства, для выявления которого необходима дополнительная проверка детали, узла или агрегата

Сопряжение

Относительное положение составных частей изделия при сборке, характеризующееся соприкосновением их поверхностей и (или) зазором между ними, заданными в конструкторской документации

Точечная коррозия

Местная коррозия металла в виде отдельных точечных поражений

Транспортное средство

Устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Транспортным средством также является прицеп (полуприцеп и прицеп-роспуск), не оборудованный двигателем и предназначенный для движения в составе с механическим транспортным средством


следующая страница >>



Ордена помогают отличить политиков от официантов. Эрих Менде
ещё >>