Методические рекомендации для студентов педиатрического факультета (издание 4-е, переработанное) Ставрополь 2006 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации для студентов педиатрического факультета 1 162.36kb.
Методические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса... 12 1658.88kb.
Методические рекомендации для студентов всех специальностей и форм... 5 459.61kb.
Методические рекомендации/ сост. Лаврова Т. В., Уланова Е. А. 1 103.82kb.
Рабочая программа и учебно-методические рекомендации к спецкурсу... 1 212.45kb.
Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите курсовых... 10 1842.02kb.
Программа семинарских занятий и методические рекомендации по подготовкек ним 5 1006.9kb.
Программа семинарских занятий и методические рекомендации по подготовкек ним 4 770.61kb.
Тематический план лекций по эндокринологии для студентов 6-го курса... 1 32.59kb.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов... 1 180.33kb.
Учебное пособие Ставрополь 2005 (075. 8) Бкк 28. 072 Я 73 Б63 1 271.35kb.
Историяболезн и 1 114.61kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации для студентов педиатрического факультета (издание 4-е, - страница №2/5

Общемозговые симптомы и эмоциональные реакции


Реакция на осмотр: живая, вялая, негативная, ребенок возбужден, реакция на осмотр отсутствует. Слуховое сосредоточение - отсутствует, к голосу прислушивается.

Симптом "широко открытых глаз": длительный, кратковременный, отсутствует. Симптом "остановившегося взора": длительный, кратковременный, отсутствует. Симптом "плавающих глазных яблок": постоянный периодический, отсутствует.



Выражение лица: эмоциональное (нет), мимика (снижена, отсутствует, богатая, страдальческая); лицо - безразличное, сонливое, маскообразное.

Крик: по силе (громкий, ослабленный, слабый, афония), по продолжительности (короткий, продолжительный, вскрикивания); по характеру (эмоциональный, монотонный, раздражительный, пронзительный, гнусавый, стонущий).

Симптом "арлекина": постоянный, в положении на боку, в положении на спине.

При описании кожных покровов указать: наличие и выраженность сосудистого рисунка, его локализацию (конечности, грудь).

Поза: сгибательная (флексорная, полуфлексорная), разгибательная (экстензорная), "лягушки", "собачки", "фехтовальщика", "боксера", опистотонус, децеребрационная ригидность, декортикационная ригидность.

Поза в положении на спине (сгибание, слабое сгибание, конечности не согнуты (в локтевых, коленных, тазобедренных суставах), приведены или не приведены к туловищу; кисти рук в кулачки сжимает (не сжимает).

Поза при усаживании: голову удерживает (слабо, нет, притягивает), симптом "броненосца" положительный (отрицательный), ноги согнуты или нет в коленях, тазобедренных суставах; тазовый конец приподнят (не приподнимает).

Поза при подвешивании: голову удерживает (не удерживает); руки в локтевых и ноги в коленных и тазобедренных суставах сгибает (не сгибает, сгибает слабо); кисти в кулачок сжимает (не сжимает); тыльная флексия стопы есть (нет).

Поза при вертикализации ребенка: голову удерживает (не удерживает); туловище, конечности выпрямляет (не выпрямляет), кисти в кулачок сжимает (не сжимает).

Двигательная активность: а) активные движения - указать объем активных движений, их быстроту, диапазон движений, симметричность; б) охарактеризовать двигательную активность: вялые, скованные, движения отсутствуют, хаотичные, некоординированные, навязчивые, медленные, судорожные, грубые резкие вздрагивания с элементами атетоза (червеобразные, стереотипные); в) пассивные движения: указать суставы, диапазон движений, симметричность, ограниченность движений, наличие контрактур, увеличение подвижности (переразгибание), избыточность движений по типу "складного ножа", "зубчатого колеса".

Повышение спонтанной двигательной активности (гипервозбудимость): тремор, наличие спонтанного рефлекса Моро, наличие спонтанных вздрагиваний, спонтанный и индуцированный клонус стоп, судороги.



Исследование мышечной системы. Мышечный тонус: физиологический, гипотония, гипертония (локализованная, генерализованная, пружинистая, спастическая), дистония. Способность к разгибанию (по величине угла для конечностей, для мышц шеи - пассивная антифлексия головы, ретрофлексия инклинация и ротация). Консистенция мышц: пониженная, тестообразная, дряблая, мягкая, повышенная, эластичная, плотная. Развитие мышечной массы (удовлетворительное, сниженное, повышенное).

Патологические позы: поза «лягушки», опистотонус, поза «фехтовальщика»; асимметричные позы: по гемитипу (рука и нога с одной стороны тела находятся в физиологическом положении, на другой стороне конечности разогнуты; по типу параплегии (снижение мышечного тонуса как в верхних конечностях, так и в нижних); по монотипу (снижение двигательной активности и мышечного тонуса одной конечности при физиологическом положении других).

Патологическая установка кистей: симптом «когтистой лапки», симптом «обезьяньей кисти».

Патологические положения стоп: варусная установка, вальгусное положение, тяпочное положение, свисающая стопа.



Исследование кожи, придатков и подкожно-жирового слоя. Дополнительно к стандартному описанию указать, достигают ли ногти до краев пальцев, состояние валика ногтя (набухание, краснота, отек, болезненность); состояние молочной железы (ареола поднимается или нет над краем кожи, диаметр в см); сосок виден ясно (нет); диаметр соска; размеры грудной железы в см; консистенция желез (мягкие, нагрубание, отечность, уплотнения); болезненность при пальпации, наличие выделений (молозивного характера, гной); гиперемия, пигментация ареол.

Наличие или отсутствие на коже: Milia, необильных петехиальных кровоизлияний, телеангиоэктазии, Lanugo (наличие, выраженность, распределение), монгольские пятна, родимые пятна, Miliaria crystalline.

Желтушное окрашивание (наличие, выраженность, оттенок желтухи).

Патологические изменения кожи: бледность, общий цианоз, цианоз лица, акроцианоз, сероватый оттенок, мраморность кожи, мацерация кожи, сухость кожи.



Исследование органов зрения: дополнительно указать наличие (отсутствие) признаков конъюнктивита, состояние слезного мешка (эритема, припухлость, болезненность), роговицы (мутная, блестящая, гладкая), состояние склер.

Изменение размеров зрачков: миоз (сужение зрачка), мидриаз (расширение зрачка), триада Бернара-Горнера (опущение верхнего века, сужение зрачка и западение глазного яблока), изменение формы зрачка.



Исследование лимфатической системы не отличается от общих принципов обследования больного.

Исследование костной системы. Голова. Форма головы: округлая, вытянутая (кверху, кзади, в переднезаднем направлении, долихоцефалическая, брахицефалическая, башенная, скафоцефалическая, тригоноцефалическая, акроцефалическая, микроцефалическая, гидроцефальная, асимметричная (описать); с выраженными буграми (указать); деконфигурирована; наличие нахождения костей черепа (указать каких и по каким швам). Роднички (большой, малый, боковые, дополнительные): указать размеры в см., состояние (выполнение, западение, выбухание, напряжение, пульсация), изменение состояния родничков при крике. Швы черепа: закрыты, открыты (указать какие и величину швов в см), сомкнуты, нахождение костей черепа друг на друга (степень). Кости черепа: мягкие, податливые, краниотабес, плотные, крепитация, болезненность при пальпации. Родовая опухоль (родовой отек). Лакунарные дефекты костей свода черепа.

Кефалогематома, родовая опухоль, отслойка апоневроза (указать локализацию, размеры, болезненность, консистенцию, флюктуацию, баллотирует ли, напряжение, наличие крепитации); кожа над образованием (розовая, гиперемированная, синюшность, отечность); изменение локализации образования при изменении положения головы.

Венозная сеть на голове: нормальный рисунок вен, усиленный рисунок, набухание вен. Дополнительно указать наличие (отсутствие) симптома "щелчка" (симптом Маркса), особенности разведения бедер (полное, затрудненное, ограниченное, разболтанность в суставах).

Осмотр шеи: крыловидная шея, кисты и свищи шеи.



Исследование органов дыхания: дополнительно провести оценку по шкале Сильвермана (для недоношенных детей) и Downes (для доношенных детей) в баллах; указать оксигенезируется ли ребенок (параметры, методика).

Исследование органов кровообращения не отличается от методики для детей старшего возраста.

Исследование органов пищеварения: дополнительно указать методику кормления - зонд (разовый, постоянный, желудочный и т.д.), соска, грудь. Особенности сосания (вяло, жадно, норму съедает или нет). Состояние пуповинного остатка: в повязке, в лигатуре, в скобке, сочный, подсыхает, сухой. Произошло краевое отделение по демаркационной линии. Пуповинный остаток: тощий, толстый. Состояние пупочной ранки: сомкнута (нет), сухая (эпителизировалась), отделяемое (отсутствует, скудное, серозное, гнойное, геморрагическое). Пупочное кольцо: спокойное, отечное, гиперемировано, эрозировано. Пупочные сосуды: пальпируются (не пальпируются), плотные, мягкие. При исследовании ануса указать проходимость (полная, неполная - на .... см.). Характер кала: меконий, переходный кал, патологические примеси, ахолия, и т.д.

Исследование нервно-рефлекторной возбудимости. Тремор подбородка (нет, при крике, в покое, длительный, постоянный, кратковременный). Тремор конечностей (кратковременный - менее 30 секунд, длительный - более 30 секунд, постоянный), мелкоамплитудный (менее 4 мм), крупноамплитудный (более 4 мм). Клонус стоп: не вызывается, появляется при пеленании, при пассивной экстензии стоп, на стороне раздражителя, конрлатерально, спонтанный. Гиперестезия: нет, умеренная, выраженная. Спонтанные вздрагивания: нет, редкие, частые. Судороги: нет, клонические, тонические, клонико-тонические, моно-, геми-, генерализованные, локальные (рук, лица, головы), мультифокальные (фрагментарные), во сне или во время бодрствования, изолированные (или связанные с криком, с поворотом головы и глаз, вегетативными нарушениями, с апноэ, с вялостью); редкие (реже 3 раз в сутки), частые, кратковременные (продолжительность менее 30 секунд), продолжительные. Миоклонии: локальные, диффузные.

Черепно-мозговая иннервация. При описании указать симметричность и выраженность рефлексов. Для оценки выраженности рефлексов использовать следующий подход. Нормальный рефлекс (+ или ++), повышенный (+++ или ++++), сниженный (+), отсутствует (-).

Диаметр зрачков ( пара) - нормальный (2-4 мм), узкий, широкий, анизокория (непостоянная, постоянная). Реакция зрачков на свет (,  пара) - живая, вялая отсутствует, извращенная (парадоксальная). Птоз ( пара) - нет, непостоянный, постоянный (одно или двухсторонний). Положение глазных яблок ( пара) - нормальное, экзофтальм, энофтальм. Косоглазие - отсутствует, непостоянное, постоянное, расходящееся ( пара), сходящееся (V пара), вертикальное (V или  пара). Положение нижней челюсти (V пара): нормальное (нижняя челюсть плотно прилегает к верхней, располагается симметрично), челюсть опущена, отвисает. Сосательный рефлекс (V-V- пары): активный, вялый отсутствует. Поисковый рефлекс (V пара): живой, усиленный, вялый, отсутствует. Подергивание верхнего века (V пара): нет, при крике, в покое (единичные, частые). Лагофтальм (V пара): есть, нет, сопровождается слезотечением, не сопровождается слезотечением. Нистагм (V пара): нет, есть при повороте головы, спонтанный; горизонтальный, вертикальный, ротаторный: мелко-, средне-, крупноразмашистый; кратковременный, длительный, постоянный. Рефлекс Моро (V пара): живой, усиленный, спонтанный, сниженный, отсутствует. Глотательный рефлекс (- пары): не изменен, дисфагия, афагия. Срыгивания и рвота (- пары): нет, редкие, частые, рвота (каловая, пищей, с примесью крови, с примесью желчи, фонтаном и др.). Защитный рефлекс ( пара): полный, редуцированный, отсутствует. Положение языка ( пара): по средней линии, отклонен при крике, отклонен в покое).

Примечание: в скобках необходимо указать порядковый номер пары черепно-мозговых нервов.

Спинномозговая иннервация. При описании указать симметричность и выраженность рефлексов. Для оценки выраженности рефлексов использовать следующий подход. Нормальный рефлекс (+ или ++), повышенный (+++ или ++++), сниженный (+), отсутствует (-).

Кривошея1-3 ): есть, нет. Симптом Коферата (нарушение дыхания, С3 -4): есть, нет. Симптом "короткой шеи" (С5): есть, нет. Симптом свисающей ручки (симптом Коллонтай, С5-6): есть, нет. Симптом Фолькмана (пронаторная контрактура, С5-6): есть, нет. Объем движения в ручках51): без ограничений, ограничен, конечности неподвижны. Хватательный рефлекс Робинзона7-8): есть, снижен, нестойкий, отсутствует. Симптом Переза (L1-4): живой, редуцированный, декапитированный, отсутствует. Симптом Галанта (L1-4): есть, нет. Симптом Бауэра (L1-4): спонтанное ползание с опорой на стопу, снижен, отсутствует. Симптом опоры (L5-S2): есть, отсутствует. Объем движений в ногах (S1-S2): в полном объеме, ограниченный, движения отсутствуют. Симптом "кукольной ножки" (S2-3): есть, нет. Коленный рефлекс (L2-S1): живой, усиленный, расширение рефлексогенных зон, ослаблен, отсутствует. Подошвенный рефлекс (L5-S1): есть, нет. Симптом "проколотого мяча" (западение ягодиц, S2-3): есть, нет.

Признаки зрелости: ушные раковины, грудные железы, ногти рук, исчерченность стоп, венозный рисунок на животе.

Примечание: степень зрелости должна определяться по соответствующим таблицам (смотри приложение 13).

По всем органам должны быть описаны стигмы дизэмбриогенеза (смотри приложение 1). Необходимо указать уровень стигматизации.



Особенности обследования ребёнка с хирургическим

заболеванием

Анамнез – "ключ к правильному диагнозу" большинства хирургических заболеваний детского возраста. Источники информации: больной, родители больного, направившее лечебное учреждение.

При анализе жалоб больного необходимо выявить ведущий субъективный симптом (синдром) хирургического заболевания.

Необходимо как можно точнее указать время начала заболевания (вплоть до часов, а иногда и минут): с момента рождения, в первые дни и недели, месяцы жизни.

Начало заболевания: внезапное, среди полного здоровья, постепенное с продромой (повышение температуры, недомогание, плохой аппетит и др.); развитие заболевания на измененном преморбидном фоне (соматические заболевания, травма, переохлаждение и др.).

Особенности поведения ребенка после начала заболевания: вялость, адекватность, апатичность, сонливость, беспокойство, нарушение сна и др. Отметить динамику изменения поведения (улучшение, ухудшение, отсутствие изменений).

При описании болевого синдрома указать: время появления, начало проявления синдрома (внезапное, постепенное); отметить локализацию болей, наличие иррадиации, уточнить характер болей: схваткообразный, постоянный, постепенно нарастающий, "кинжальный"; охарактеризовать поведение ребенка при болях (спокойное в вынужденном положении, беспокойное); отметить наличие связи болей с физиологическими отправлениями (мочеиспускание, дефекация), приемом пищи; уточнить факт повторяемости болей, периодичность приступов.

При описании рвоты указать время ее появления (сразу после рождения, на 2-4 неделе жизни и т.д.), связь рвоты с приемом пищи; повторяемость эпизодов рвоты (однократная, двух-, многократная); характер рвоты (рвота фонтаном); количество и состав рвотных масс (желудочное содержимое, створоженное молоко, кровь или "кофейная гуща", примеси желчи, кала, мекония).

При выделении крови из прямой кишки указать: количество, цвет, примесь слизи, гноя, наличие или отсутствие боли при дефекации.

При наличии одышки или цианоза указать время их появления; особенность появления (внезапное, постепенное); число дыханий и сердцебиений, характер одышки, учесть влияние повышенной температуры тела; участие в дыхании вспомогательной мускулатуры, раздувание крыльев носа. Обратить внимание на связь одышки и цианоза с кормлением (поперхивание, апноэ, цианоз), с изменением положения тела (в вертикальном положении, в горизонтальном, на здоровом боку, на больном боку).

При наличии кашля указать время его появления, частоту, характер (сухой, влажный, приступообразный и т.д.), наличие предшествующих или сопутствующих катаральных проявлений со стороны верхних дыхательных путей, связь с аспирацией пищи, инородным телом. При наличии мокроты указать ее характер: слизистая, гнойная, кровянистая, со сгустками фибрина), количество, цвет, запах, примесь крови (прожилки, алая кровь, "малиновое желе"), положение тела при котором кашель уменьшается или усиливается, время суток, когда кашель выражен максимально (минимально или отсутствует).



Объективное исследование ребенка, помимо указанных принципов осмотра, включает подробное исследование пораженной области (status localis или locus morbi).

Исследование живота является одним из ведущих методов диагностики хирургических заболеваний органов пищеварения. Применяются как традиционные физикальные методы (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация), так и специфические для детской хирургии приемы.

При осмотре необходимо обратить внимание на изменение формы живота: а) увеличение (равномерное, асимметричное), б) западение живота (равномерное, появление своеобразной формы живота типа "лягушачий живот", "ладьевидный живот" и др.). Необходимо описать состояние кожи живота и поверхностных вен (отечность, гиперемия, расширение вен), указать на особенности участия живота в акте дыхания (отсутствие, неравномерное участие живота в акте дыхания); наличие видимой перистальтики желудка и кишечника, симптома "песочных часов"; положение больного (на боку, на спине, с поджатыми ногами, коленно-локтевое).
Провоцирование болей и патологических выпячиваний при активном напряжении брюшной стенки и покашливании, при изменении положении тела, при поколачивании по здоровой половине живота.

Пальпация живота является важнейшим и наиболее информативным методом диагностики хирургических заболеваний брюшной полости. Данные поверхностной пальпации: болезненность, интенсивность болей, защитное напряжение передней брюшной стенки, локальность или распространенность болей. Наличие основных "болевых" симптомов: Филатова, Блюмберга-Щеткина и др. Данные глубокой пальпации: размеры, консистенция, расположение и взаимоотношение некоторых органов брюшной полости, патологические образования (опухоли, кисты, аномальные структуры и др.),

Перкуссия брюшной стенки: реакция на перкуссию (симптом Раздомского – болевая реакция на "тишайшую" перкуссию), характер перкуторного звука, данные о наличии свободного газа или жидкости, наличие симптома Валя (высокий тимпанит над раздутой петлей кишки), "шума плеска", перкуторные размеры печени, размеры опухолевидных образований.

Аускультация брюшной полости: наличие и особенности перистальтики (ослабление, усиление, отсутствие), симптом "падающей капли".

Результаты пальцевого исследования прямой кишки: выявление нависания, болезненность при пальпации, наличие инфильтратов, флюктуация на передней стенке кишки, кровянистые выделения на перчатке, пальпация опухолевидных образований).

Исследование пораженной (поврежденной конечности). При осмотре указать положение конечности (активное, пассивное, вынужденное). При тяжелом поражении выявить симптомы: "свисающая кисть", "конская стопа", "прилипшая пятка", необычное положение конечности. При вынужденном положении конечности указать наличие: "щадящей установки", "позы лягушки", "позы разгрузки", необычное положение конечности (У-образные ноги, Х-образные ноги, О-образные ноги и др.).

Результаты измерения окружности и длины конечностей, результаты измерения отдельных сегментов. Необходимо определять как относительную, так и абсолютную длину конечностей.

Определение объема активных и пассивных движений в суставах: в полном объеме, ограничение движений, отсутствие движений, невозможность движений из-за болей.

Пальпация конечности: определение локализации болевых точек при переломах (точки Мальгеня), зон максимальной болезненности. Выявление уплотнений, инфильтратов, флюктуации, крепитации, отека, гиперемии, дополнительных костных и мягкотканных образований, состояние мышечного тонуса, особенности тактильной и болевой чувствительности, наличие патологической подвижности костных сегментов и т.д.

Перкуссия и поколачивание конечности: определение зон максимальной болезненности, нагрузка по оси.
Особенности исследования ребёнка с неврологической патологией

При исследовании ребенка следует учитывать возрастные особенности развития головы, организации швов и родничков. Необходимо измерить окружность головы, оценить состояние костей черепа (наличие очагов деструкции, деформации, характер звука при перкуссии черепа); состояние швов (размеры, нахождение костей друг на друга, особенно по венечному и стреловидному швам); состояние большого и малого родничков (размеры, пульсация, степень выбухания или западения, сроки закрытия).



1. Контакт с окружающими, особенности поведения, адекватность реакций ребенка; сознание (ясное, оглушенность, сопор, кома, психомоторное возбуждение).

  1. Сон, нарушение сна (гиперсомия, летаргический сон, бессонница, извращение формулы сна).

3. Исследование черепномозговых нервов

Органы чувств. Обоняние. пара (обонятельный нерв): гипосмия, аносмия, способность дифференцировать запахи, обонятельные галлюцинации.

Зрение.  пара (зрительный нерв): острота зрения, амвавроз, амблиопия, поля зрения (скотомы: гомонимная, гетеронимная, квадратная гемианопсия); состояние глазного дна, зрительные галлюцинации, фотопсии. , V, V пары (глазодвигательные нервы): ширина и равномерность глазных щелей, птоз, экзофтальм, анофтальм, нистагм, косоглазие, диплопия. Движение глазных яблок, их объем, расстройства взора (в стороны, вверх, вниз). Зрачки, их величина, конфигурация, реакция на свет (прямая, содружественная, при конвергенции и аккомодации). Наличие синдромов Арджил-Робертсона, Горнера, Гертвига-Мажанди. V пара (тройничный нерв): боли и парестезии на лице, болевые точки, чувствительность кожи лица, периферическое и сегментарное расстройство чувствительности. Надбровный, конъюнктивальный и корнеальный рефлексы. Состояние жевательных мышц (атрофии, снижение мышечной силы), нижнечелюстной рефлекс. V пара (лицевой нерв): асимметрия лица в покое, при мимических движениях, при функциональных пробах (наморщивание лба, закрывание глаз, оскаливание зубов). Лагофтальм. Синкинезии. Вкус на передних 2/3 языка, гиперакузия, слезотечение.

Слух. V пара (слуховой и вестибулярный нервы): шум или звон в ухе, острота слуха, воздушная или костная проводимость (при помощи камертона определить поражение среднего или внутреннего уха); слуховые галлюцинации. , пары (языкоглоточный и блуждающий нервы): положение мягкого неба в покое, подвижность при произношении звука "а". Глотание, фонация, артикуляция речи. Небный и глоточные рефлексы. Вкус на задней трети языка. Бульбарные и псевдобульбарные параличи.  пара (добавочный нерв): состояние грудинно-ключично-сосцевидной и трапециевидной мышц. Поднимание надплечий, поворот головы. Кривошея.  пара (подъязычный нерв): движение языка, его отклонение от срединной линии. Атрофии, фибриллярные подергивания языка. Дизартрия.

Двигательная сфера

Активные движения: объем, быстрота, сила мышц (оценка по пятибалльной системе). Парезы и параличи конечностей (моно-, геми-, три-, и тетрапарезы конечностей). Трофика мышц (наличие сегментарных и диффузных атрофий, истинных гипертрофий и псевдогипертрофий). Миастеническая и миатоническая реакции. Фибриллярные и фасцикулярные подергивания в мышцах. Тонус мышц (гипотония, атония, гипертония спастическая и подкорковая, дистония мышц). Акинезии (скованность, амимия и др.). Гиперкинезы (дрожание, хорея, атетоз, торзионный спазм, миоклония, тики, гемибаллизм).
Рефлексы

Сухожильные и периостальные рефлексы: на руках (с двуглавой, трехглавой мышц, карпопедальной); на ногах (коленный, ахиллов, подошвенный). Кожные рефлексы: симметричность, гиперрефлексия, гипорефлексия, арефлексия. Патологические рефлексы: кистевые (Россолимо, Якобсона-Ласка); стопные (Бабинского, Оппенгейма, Гордона, Россолимо, Бехтерева, Жуковского). Клонусы коленной чашечки и стоп. Защитные рефлексы. Рефлексы орального автоматизма.

Координация движений

Статическая проба (ходьба с открытыми и закрытыми глазами, устойчивость в простой и усложненной позе Ромберга).

Динамические пробы: на координацию движений (пальценосовая, пяточно-коленная, проба на диадохокинез); на синергию (дисметрия, обратного толчка Стюарта-Холмса, асинергия Бабинского). Скандированная речь

Чувствительность

Боли и парестезии. Болевые точки: затылочные, паравертебральные, остистые, болезненность нервных стволов. Симптомы натяжения (Лассега, Нери, Вассермана, Мацкевича); симптом посадки, анталгическая поза.

Состояние поверхностной чувствительности (болевая и температурная): анестезии, гиперестезия, гипэстезия, гиперпатия.

Состояние глубокой чувствительности: определение положения частей тела в пространстве, вибрационная чувствительность, чувство давления, веса.

Сложные виды чувствительности: стериогнозис, двумернопространственное чувство, чувство дискриминации.

Зоны Захарьина-Геда.

Высшие корковые функции

Гнозис, агнозия: слуховая, зрительная, обонятельная, вкусовая, астериогнозия, аутотопагнозия.

Праксис, апраксия: моторная, идеаторная, конструктивная.

Речь, афазия: моторная, сенсорная, семантическая, амнестическая.

Письмо (аграфия), чтение (алексия), счет (акалькулия).

Сон, нарушения сна.

Поведение при обследовании: адекватность, аспонтанность, психомоторное возбуждение.

Настроение: подавленное, неустойчивое, эйфоричное.

Галлюцинации, бред, навязчивые мысли и действия. Ипохондрическое состояние.

Вегетативная нервная система

Состояние кожи: бледность, цианоз, акроцианоз, эритромелалгия, нарушение потоотделения, сальность кожи, крапивница, неврогенные отеки, трофические язвы, пролежни. Нарушение слюноотделения. Синдром Клода-Бернара-Горнера. Дермографизм, пиломоторные рефлексы, вегетативные асимметрии (температурные, изменения артериального давления). Ортоклиностатическая проба, симптом Ашнера. Функция тазовых органов. Центральный и периферические типы расстройств функции тазовых органов. Половая функция.



Схема исследования больного и здорового ребёнка

в условиях поликлиники
Схема сбора биологического анамнеза
Сведения о предыдущих беременностях и их исходах

Настоящая беременность по счету

Течение настоящей беременности (срок беременности, гестозы беременных, угроза прерывания, кровотечение, мало- или многоводие. Острые заболевания или обострения хронических, профилактические мероприятия у беременной, прием медикаментов, прибавка массы тела беременной и др., нормальное течение беременности)

Течение родов (физиологическое, преждевременные. Быстрые, затяжные, слабость родовой деятельности, неправильное положение плода, патология плаценты, длительный безводный период и др.)

Особенности родоразрешения (стимуляция, кесарево сечение, другие оперативные пособия)

Оценка по шкале Апгар

Реанимационная помощь в родзале

Особенности раннего неонатального периода (ребенок закричал сразу или после реанимационных мероприятий, время прикладывания к груди, лактация у матери, активность сосания, характер вскармливания, срыгивания, время отпадение пуповины, особенности заживления пупочной ранки, БЦЖ, прививка против гепатита, ФКУ, пограничные состояния новорожденного, диагноз родильного дома, группа здоровья, группа риска, проведенное лечение, возраст на момент выписки из роддома, рекомендации неонатолога)

Особенности позднего неонатального периода (характер вскармливания, особенности поведения, стул, сроки исчезновения признаков переходных состояний периода новорожденности)

Перенесенные заболевания

Профилактические прививки

Сроки отнятия от груди

Биологический анамнез собирается во время проведения дородовых патронажей, первичного врачебно-сестринского патронажа к новорожденному, далее уточняется в динамике во время профилактических осмотров.


Схема сбора социального анамнеза

Полнота семьи

Возраст родителей

Образование и профессия родителей

Психологический микроклимат в семье и отношение к ребенку

Наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения

Жилищно-бытовые условия

Санитарно-гигиенические условия воспитания ребенка

Социальный анамнез собирается при проведении дородовых патронажей и уточняется на первичном врачебно-сестринском патронаже.
Первичный врачебно-сестринский патронаж к новорожденному (запись в форме № 112/у)

Фамилия, имя, отчество. Дата рождения.

Выписан (откуда и куда) в возрасте

Доношенность, зрелость

Оценка по шкале Апгар при рождении

Масса при рождении

Длина тела при рождении

Окружность головы и груди

Первоначальная потеря массы тела

Далее вносятся сведения биологического, социального и генеалогического анамнезов при их отсутствии в дородовых патронажах

Опрос матери (состояние здоровья, подготовленность матери к уходу за новорожденным ребенком, режим сна, питание матери, лактация)

Жалобы (основные, второстепенные, их детализация)

Вскармливание (активность сосания, срыгивания, рвота, режим кормления)

Сон (засыпание, характер, продолжительность)

Объективный статус новорожденного (оценка состояния ребенка и его обоснование, кожа, слизистые, грудные железы, пупочная ранка, стигмы дизэмбриогенеза, форма головы, состояние швов и родничков, их размеры, частота дыханий, пульс, органы дыхания, кровообращения, пищеварения, печень, селезенка, стул и его характер, диурез, половые органы, мышечный тонус, рефлексы новорожденного, особенности поведения)

Диагноз

Группа здоровья, группы риска

Советы по уходу

Советы по вскармливанию

План диспансерного наблюдения на первый год жизни
Сестринский патронаж к ребенку раннего возраста (запись в форме № 112/у)


Дата

Социальные условия, уход

Режим, питание, физическое воспитание, закаливание, воспитательные воздействия

Общее состояние

Кожа, слизистые физиологические отправления


Поведение

Преобладающее эмоциональное состояние; сон (засыпание, характер сна, длительность); аппетит; бодрствование; индивидуальные особенности;

Нервно-психическое развитие

НПР (описание показателей)



Рекомендации по режимным процессам

Режим, питание, физическое воспитание, закаливание, задачи воспитания, обучение, беседа




Профилактический осмотр ребёнка раннего возраста участковым врачом

(унифицированная запись в форму 112/у)


Дата

Антропометрия: Р - рост; М - масса; Огр - окружность груди; ОГ - окружность головы; З - зубы; БР – большой родничок; БЦЖ.

Психометрия: Аз - анализатор зрительный (1-6 месяцев); Ас - анализатор слуховой (1-6 месяцев); Э - эмоции (1-4 месяца); До - движения общие (0-36 месяцев); Рп - понимание речи (9-36 месяцев); Ра - речь активная (0-36 месяцев); Н - навыки (3 месяца- 7 лет); И - игры (1-7 лет); М - моторное развитие (4-7 лет); С - сенсорное развитие (1-7 лет); У - умственное развитие (1-7 лет).

Факторы риска по: биологическому анамнезу, социальному анамнезу, генеалогическому анамнезу.

Сведения за период от предыдущего осмотра: вскармливание, перенесенные заболевания, прививки.

Соматический статус: поведение (сон, аппетит, эмоциональный тонус, характер общения со сверстниками и взрослыми. Индивидуальные особенности)

Заключение: ФР - оценка физического развития; НПР - нервно-психическое развитие, группа НПР и оценка поведения; Р - реактивность; Д --- диагнозы врожденной, хронической или функциональной патологии; группа риска; группа здоровья.

Рекомендации: Р - режим; П - питание; ФВ - физическое воспитание (комплексы МГЗ); ВВ - воспитательное воздействие; ППС - профилактика пограничных состояний; Дк - диспансеризация календарная; П - прививки; Дф30 - диспансеризация по хроническим заболеваниям; А - анализы; Т – необходимое лечение.
Эпикриз на ребенка дошкольного и школьного

возраста (запись в форме 26/у)

Дата Возраст

Рост, масса тела, окружность груди

Заболевания за предыдущий эпикризный срок

Результаты исследований по скрининг-программе (для декретированных возрастов)

Диспансерное наблюдение узкими специалистами

Санация полости рта

Жалобы (со стороны ребенка или родителей)

Особенности поведения

Прибавка в росте и массе за предыдущий эпикризный срок

Состояние соматического статуса, физиологические отправления

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: комплексная оценка состояния здоровья (группа здоровья)

РЕКОМЕНДАЦИИ: режим, питание, профилактические прививки, группа занятий по физкультуре, рекомендации по занятию спортом

Календарная диспансеризация.


Вызов на дом к больному ребенку участкового врача (запись в форме 112/у)

Дата


Характер вызова (первичный, повторный, активное посещение)

Данные измерения температуры, числа дыханий, пульса



Жалобы и их детализация.

Краткий анамнез болезни (длительность заболевания, с чем связано начало заболевания, динамика основных симптомов, проведенное лечение и его эффективность). Наличие фоновой патологии.

Оценка степени тяжести состояния и его обоснование.

Объективный статус с акцентом на выявленные патологические изменения по органам и системам, оценка степени выраженности функциональных расстройств.

Диагноз - при первичном осмотре выставляется предварительный, в течение трех дней после первичного осмотра - развернутый клинический диагноз.

Назначения: режим, диета, медикаментозное лечение (с указанием формы лекарственного препарата, дозы и кратности приема препарата), немедикаментозное лечение, физиолечение

Обследование и консультации специалистов

Дальнейшая тактика ведения больного (активные посещения, явка к врачу, направление в стационар)

При оформлении активного посещения больного ребенка на дому запись должна содержать сведения о динамике жалоб, объективного статуса, назначенного лечения

При выдаче больничного листа по уходу за больным ребенком указать: кому выдан больничный лист, фамилию, имя, отчество, возраст в годах, место работы, должность, дату выдачи больничного листа.

Приложения



Приложение 1

Стигмы дизэмбриогенеза


Череп

Форма черепа микроцефальная, гидроцефальная, брахицефалическая, долихоцефалическая, асимметричная; низкий лоб, резко выраженные надбровные дуги, нависающая затылочная кость, уплощенный затылок, гипоплазия сосцевидных отростков

Лицо

Прямая линия скошенного лба и носа. Монголоидный и антимонголоидный разрез глаз. Гипо- и гипертелоризм. Седловидный нос, уплощенная спинка носа, искривленный нос. Асимметрия лица. Макрогнатия, микрогнатия, прогерия, микрогерия, раздвоенный подбородок, клиновидный

Глаза

Эпикант, индианская складка века, низкое стояние век, асимметрия глазных щелей, отсутствие слезного мясца, увеличение слезного мясца (третье веко), дистихиаз (двойной рост ресниц), колобома, гетерохромия радужной оболочки, неправильная форма зрачков

Уши

Большие оттопыренные уши, малые деформированные уши, разновеликие уши, различный уровень расположения ушей, низко расположенные уши. Аномалия развития завитка и противозавитки, прирощенные мочки ушей. Добавочные козелки.

Рот

Микростомия, макростомия, "карпий рот", высокое узкое небо, аркообразное небо, короткая уздечка языка, складчатый язык, раздвоенный язык

Шея

Короткая, длинная, кривошея, крыловидные складки, избыточные складки, фистулы, боковые кисты шеи

Туловище

Длинное, короткое, грудь вдавленная, куриная, бочкообразная, воронкообразная, асимметричная, большое расстояние между сосками, добавочные соски, агенезия мечевидного отростка, диастаз мышц живота, низкое стояние пупка, грыжи, сколиоз, аплазия позвоночника, увеличение числа позвонков, добавочные клиновидные позвонки и полупозвонки, кифоз, лордоз, плоская спина, гипоплазия и аплазия лопаток, высокое врожденное стояние лопатки, крыловидная лопатка, аплазия ребер, добавочные ребра, раздвоение ребер, аномальное окостенение ребер, сращение ребер между собой и с позвонками, аплазия ключицы, искривление ключицы, дополнительные сочленения ключицы, перфорированная ключица, бифуркация ключицы, аплазия или гипоплазия костей таза, инфантильный таз, расхождение симфиза, глубокая (плоская) вертлужная впадина

Кисти

Брахидактилия, арахнодактилия, синдактилия, поперечная борозда ладони, сгибательная контрактура пальцев, короткий изогнутый V палец, искривление всех пальцев

Стопы

Брахидактилия, арахнодактилия, синдактилия, сандалевидная щель, двузубец, трезубец, полая стопа, нахождение пальцев друг на друга, отклонение  пальца стопы наружу, отклонение большого пальца кнутри

Половые органы

Крипторхизм, фимоз, недоразвитие полового члена, недоразвитие половых губ, увеличение клитора

Кожа


Депигментированные и гиперпигментированные участки, большие родимые пятна с оволосенением, гипертрихоз, атрихоз, гемангиомы, участки аплазии кожи, гиперэластичность кожи, избыточное локальное оволосение

<< предыдущая страница   следующая страница >>



«За что ты меня убиваешь?» — «Как за что? Друг, да ведь ты живешь на том берегу реки! Живи ты на этом, я и впрямь совершил бы неправое дело, злодейство, если бы тебя убил. Но ты живешь по ту сторону, значит, мое дело правое, и я совершил подвиг!» Блез Паскаль
ещё >>