Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации по изучению дисциплины - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические... 14 1898.59kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 136.64kb.
Методические рекомендации по использованию корпусов в исследованиях. 1 135.63kb.
Методические рекомендации волгоград 2004 4 701.17kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Огневая подготовка» 1 357.29kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной... 1 204.32kb.
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «Лингвострановедение» 1 313.63kb.
Методические рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины и... 3 484.4kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины по дисциплине Экология... 1 102.21kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 96.64kb.
Методические рекомендации/ сост. Лаврова Т. В., Уланова Е. А. 1 103.82kb.
Исследование внеземных форм жизни. Планетарный карантин, необходимый... 4 521.27kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации по изучению дисциплины - страница №1/1



Международная

«Лига развития науки и образования» (Россия)

Международная ассоциация развития науки,

образования и культуры России (Италия)
НОУ ВПО «Институт управления»
(г. Архангельск)

----------------------------------------------------

ЯРОСЛАВСКИЙ ФИЛИАЛ


Учебно-методические материалы для студентов

по дисциплине «концепции современного естествознания»
для студентов направлений:

080200.62 Менеджмент,

230700.62 Прикладная информатика

030900.62 Юриспруденция



профили подготовки:

«Финансовый менеджмент,

«Прикладная информатика в экономике»

«Гражданское право»,

«Уголовное право»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Ярославль

филиал «Института управления»

2012


СОДЕРЖАНИЕ:


1. Самостоятельная работа студентов………………………………….

3

2. Методические рекомендации для студентов………………………..

5

2.1. Методические рекомендации по изучению дисциплины

5

2.2. Материалы для самоконтроля




3. Рекомендуемая литература……………………………………………

10

4. Примерная тематика сообщений (презентаций)…………………….

11

5. Программные вопросы для подготовки к зачету……………………

16

6. Примерные варианты тестов по дисциплине………………………..

19


1. Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную работу по профилю подготовки «Менеджмент» отводится 80,55% учебного времени, на базе высшего и среднего специального образования – 83,3% учебного времени, соответственно по профилю подготовки «Прикладная информатика» – 82,4 % и 84,25 %; по профилю подготовки «Юриспруденция» – 83,3% и 86,1% учебного времени.

Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную работу отводится 80,5 % учебного времени.

Самостоятельная работа студентов представляет собой осознанную познавательную деятельность студентов, направленную на решение задач, определенных преподавателем.

В ходе самостоятельной работы студент решает следующие задачи:

– самостоятельно применяет в процессе самообразования учебно-методические материалы, разработанные профессорско-преподавательским составом филиала (Института) в помощь студенту;

– изучает учебную и научную литературу, углубляет и расширяет знания, полученные на аудиторных занятиях;

– осуществляет поиск ответов на поставленные преподавателем вопросы и решает задачи;

– самостоятельно изучает отдельные темы (разделы) дисциплины;

– самостоятельно планирует процесс освоения материала в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса;

– совершенствует умение анализировать и обобщать полученную информацию;

– развивает навыки научно-исследовательской работы.

Аудиторные и самостоятельные формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им системы знаний по дисциплине «Концепции современного естествознания». Используя рекомендуемую учебную, учебно-методическую, научно-популярную и научную литературу, конспекты лекций, дополнительную литературу, в том числе периодические издания, проявляя творческий подход к подбору и изучению большого количества информации, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как закрепление, углубление и систематизацию своих теоретических знаний, важный этап формирование умения анализировать и усваивать новейшие естественно-научные знания и противостоять антинаучным их толкованиям.

Самостоятельная работа начинается с внимательного ознакомления студента с содержанием каждой темой курса. Вопросы темы ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме, позволяют выбрать наиболее подходящий учебник или учебное пособие. Вопросы, составляющие содержание темы, обладают разной степенью важности. Есть вопросы, выполняющие функцию логической связки содержания темы и всего курса, имеются вопросы описательного или разъяснительного характера, а также исторического экскурса в область естествознания. Все эти вопросы необходимы для целостного восприятия изучаемых проблем.

В то же время любая наука, в том числе и «Концепции современного естествознания», имеет свой категориально-понятийный аппарат. Научные понятия – это та основа, на которой строится любая наука. Понятия – узловые, этапные моменты как научного, так и учебного познания, логические ступени движения в учебе от простого к сложному, от явления к сущности. Без ясного понимания сути научных понятий учеба крайне затрудняется, а содержание приобретенных знаний становится расплывчатым, поверхностным, а, значит, и трудно излагаемым как на практических занятиях, так и на итоговом зачете.

Следует помнить, что «понятия» в науке имеют узкий и широкий смысл. Понятие в узком понимании – это определение того или иного факта, явления, предмета. Такие определения составляют категориально-понятийный аппарат. Они, как правило, кратки по содержанию, схватывают суть дела. Такие определения важно понять, осмыслить и запомнить. Когда вам встретятся новые понятия и категории, не пропускайте их без внимания. Обязательно выясните, что они означают. Если ответа в используемом вами учебнике или учебном пособии нет, то обратитесь к словарю. Дальнейшая самостоятельная работа без выяснения смысла новых понятий и категорий будет затруднена или в достаточной степени формальна.

Понятия в широком смысле есть обобщенная концептуальная характеристика определенного явления. Когда в заголовок темы, параграфа вносится слово «понятие», это первый признак того, что в данном случае речь идет не об определении, а о сжатой, обобщенной концептуальной характеристике изучаемого явления.

Каждый учебник или учебное пособие имеют свою логику построения, которая, естественно, не совсем совпадает с логикой предлагаемой учебно-методическим комплексом Программы учебного курса. Одни авторы более широко, а другие более узко рассматривают ту или иную проблему. Один выделяет ее в отдельную главу, а другие включают в состав главы. Учебник или учебное пособие, во всяком случае, основные, постоянно используемые в работе источники, целесообразно изучать последовательно, глава за главой, как это сделано в них. При этом, постоянно обращаясь к программе курса, следует отмечать, какие ее вопросы (пусть в иной логической последовательности) рассмотрены в данной главе учебника, учебного пособия достаточно хорошо, а какие опущены. По завершении работы над учебником у студента должна быть ясность в том, какие вопросы Программы он уже изучил, а какие ему предстоит изучить по другим источникам.

Проработка лекционного курса является одной из важных активных форм самостоятельной работы. Лекция преподавателя не является озвученным учебником, а представляет плод его творчества. Он читает авторский курс со своей логикой, со своими теоретическими и методическими подходами, с использованием личного научного и практического опыта. В своих лекциях преподаватель стремится преодолеть отдельные недостатки, присущие опубликованным учебникам, учебным пособиям, лекционным курсам. В лекциях находят освещение в первую очередь наиболее сложные и узловые вопросы, которые вызывают наибольшие затруднения у студентов.

Сетка часов, отведенная для лекционного курса, не позволяет реализовать в лекциях всей учебной программы. Исходя из этого, каждый лектор создает свою тематику лекций, которые в устной или письменной форме представляет студентам при первой встрече. Кафедра не допускает стандартизации лекционных курсов. Именно поэтому в учебно-методическом комплексе отсутствует подробный план лекционного курса, а дана лишь его тематика, носящая для лекторов рекомендательный характер. Кафедра рассматривает и утверждает планы авторских лекционных курсов каждого преподавателя.

Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, по возможности вступать с ним в мысленную полемику, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости.

К текстуальной (стенографической) записи лекции не надо стремиться. Важно зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. Пока еще лекция в памяти надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с программой и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обратиться и к учебнику. Лекции и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

Особое внимание следует обратить на изучение тех тем и вопросов курса, которые так или иначе связаны с осваиваемой студентом специальностью и могут быть востребованы в будущей практической деятельности специалиста.

В качестве видов самостоятельной внеаудиторной работы студентов предусмотрены:


  • подготовка к лекциям и другим видам занятий;

  • самостоятельная работа студентов по изучению тем (разделов) дисциплины, определенные для самостоятельной работы студентов;

  • подготовка к сдаче зачета по профилям обучения «Менеджмент» и «Юриспруденция»;

  • подготовка к сдаче экзамена по профилю обучения «Прикладная информатика».

2. Методические рекомендации для студентов
Учебная дисциплина «концепции современного естествознания» обеспечивает формирование у студентов целостного мировосприятия, современной естественнонаучной картины мира, современного типа мышления, способствующие освоению ими необходимых профессиональных умений и навыков.

Для усвоения теоретической части курса необходимо изучить вопросы, рассматриваемые на лекциях и затем усвоить вопросы практических занятий.

Прежде чем приступить к выполнению заданий, необходимо изучить материал лекций и сопоставить его с трактовками, предлагаемыми в источниках списка рекомендованной (основной и дополнительной) литературы. Следует учитывать тот факт, что время, отводимое на лекционный курс, не позволяет охватить все существующие на сегодняшний день подходы и взгляды на аспекты дисциплины «концепции современного естествознания». Поэтому в процессе освоения дисциплины для лучшего усвоения материала необходимо регулярно обращаться к литературным источникам, предлагаемым в библиографическом списке и кроме этого пользоваться через компьютерную сеть филиала института и при самостоятельной подготовке в домашних условиях образовательными ресурсами, представленными в разделе 1.4., а также общедоступными Интернет-порталами, содержащими большое количество как научно-популярных, так и узкоспециализированных статей, посвященных различным аспектам учебной дисциплины.

В ходе изучения курса будут проведены практические занятия, на которых студенты смогут сделать доклады и фиксированные выступления по проблематике концепций современного естествознания и обсудить наиболее актуальные проблемы по предложенным вопросам.

При возникновении затруднений в подготовке к практическим занятиям рекомендуется после изучения лекционного материала и рекомендованной литературы обратиться по проблемным вопросам за консультацией к преподавателю и затем самостоятельно выполнить задания.
В соответствии с учебным планом по дисциплине «Концепции современного естествознания» студенты специализации «Финансовый менеджмент» после прослушивания лекций по данному курсу выполняют контрольную работу.

Контрольная работа – важный самостоятельный этап учебной деятельности студента, расширяющий и углубляющий его теоретические знания по дисциплине, способствующий формированию навыков самостоятельной творческой работы с различными источниками учебной и научной литературы.

Цель выполнения контрольной работы – проверка полученных студентами теоретических знаний, формирование у студентов навыков и умений работать с различными источниками информации, реферировать источники информации по указанной теме, грамотно излагать в письменном виде основные концепции, положения и идеи используемых источников по теме контрольной работы, а также их сравнивать, сопоставлять и, на основе проделанной работы, делать собственные обоснованные выводы, излагать и защищать собственную точку зрения.

Выбор темы контрольной работы осуществляется студентом самостоятельно, исходя из списка предложенных для контрольной работы тем с последней цифрой номера в списке, соответствующей последней цифре номера зачетной книжки. Так, номеру зачетной книжки 1698 соответствуют темы с порядковым номером 8, 18, 28, 38, 48, 58 и т.д.

При выборе темы контрольной работы следует учитывать не только интерес к теме, но и наличие доступных источников для ее раскрытия.

Контрольная работа пишется самостоятельно, доступным, стилистически грамотным языком, в строгом соответствии с требованиями, предьявляемыми к ее оформлению.

Работа выполняется на листах формата А-4, как правило, в машинописном варианте и брошюруется в единый блок. В качестве исключения контрольная работа может быть представлена в рукописном виде, но должна быть написана разборчивым почерком.

Объем выполненной контрольной работы не должен превышать 25 страниц печатного текста, включая внутритекстовые таблицы и рисунки, а также список использованных источников и литературы. Дополнительная информация, при необходимости, оформляется в приложении.

Если работа выполняется машинописным текстом, то шрифт должен быть 14, межстрочный интервал – 1,5. Нумерация страниц ставится в верху, по середине. Титульный лист в нумерацию не входит.

В работе должны быть выдержаны поля: левое – 25 мм, правое – 20 мм, верхнее и нижнее – по 15 мм.

Абзацы в тексте начинаются отступом, равным пяти знакам (1,25).



Работа должна включать несколько структурных элементов. Все они, за исключением приложений, являются обязательными.

  1. Титульный лист. Здесь указывается название высшего учебного заведения, дисциплина, тема контрольной работы, фамилия, имя и отчество преподавателя, фамилия, имя, отчество студента, факультет, курс, специальность (шифр), номер учебной группы и зачетной книжки студента, город и год представления работы.

  2. Содержание. С этой страницы начинается нумерация страниц работы, причем сама страница нумеруется цифрой 2, учитывая, что на титульном листе номер не проставляется. Номера страниц проставляются в верху, по середине листа арабскими цифрами (2, 3, …).

Для всех разделов «Содержания» должны быть указаны страницы текста контрольной работы, где они начинаются.

  1. Введение. Данный раздел должен включать обоснование выбора темы (ее актуальность и значимость в современных условиях, общий или специальный интерес для студента), цель написания работы (она должна быть созвучна с названием темы), задачи, последовательное решение которых позволит студенту достичь поставленную цель (формулировка задач должна соответствовать названию разделов контрольной работы). Здесь же целесообразно обосновать логику построения работы, дать краткую характеристику используемых для написания контрольной работы источников. Объем «Введения» не должен превышать 2 страниц.

  2. Основная часть. Должна включать 2-4 раздела (их наименования должны быть созвучны задачам, сформулированным во Введении). В них в логической последовательности дается изложение исследуемых вопросов темы на основании самостоятельно изученных источников учебной и научной литературы. На используемые источники в работе должны содержаться библиографические - концевые (на номер источника в списке литературы с указанием его страницы, на которую делается ссылка. Пример: (5, с. 121). Источники в списке литературы располагаются согласно алфавита. Цитаты заключаются в кавычки.

Каждый раздел должен содержать выводы автора по результатам его написания и логическое обоснование перехода к рассмотрению вопросов в следующем разделе работы.

  1. Заключение. Отражает основные результаты работы. Выводы, приведенные в заключении строятся на основании результатов, полученных при написании отдельных разделов работы, но не повторяют, а обобщают их с точки зрения достижения цели, поставленной автором перед собой во Введении. Объем Заключения должен быть, как правило, не более 2 страниц.

  2. Список использованных источников и литературы. Должен включать только те наименования, которые фактически использовались автором при написании работы. Его целесообразно разделить на несколько подразделов:

  • нормативные правовые акты (Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента и т.д.),

  • книги (учебная и научная литература);

  • периодические издания (журналы и газеты) по соответствующей теме проблематике.

Список использованных источников и литературы оформляется по общепринятым в науке правилам, с указанием:

  • для книг - автора (авторов), названия, места издания, издательства, года издания, количества страниц;

  • для периодических изданий – автора (авторов), названия статьи, названия журнала (газеты), год (том, выпуск), номер, страниц.

Контрольные работы, подготовленные не по указанным выше правилам, а так же не представленные в указанный учебным планом срок не рецензируются.

Содержание контрольной работы должно раскрывать суть выбранной темы (вопроса).

В случае представления плагиата - использования реферата из Интернета (или текста контрольной работы другого студента), работа (обе работы) признается не зачтенной.

Студент допускается к сдаче экзамена (зачета) по дисциплине только в том случае, если контрольная работа зачтена.



3. Рекомендуемая литература
а) основная литература

  1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания.- М.: ВЛАДОС, 2010. –.246с.

  2. Гусейханов М.К. Концепции современного естествознания.- М.:Юрайт, 2011. – 429 с.

  3. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: учебник / Г.И. Рузавин. – 2-е изд. перераб. и доп.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 304 с.

  4. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: учебник / А.П. Садохин. – 2-е изд. перераб. и доп.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 447 с.


б) дополнительная литература:

1. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: Гардарики, 2002. – 356 с.

2. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М.: Гардарики, 2001. – 284 с.

3. Концепции современного естествознания Психология: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 – 530 с.



в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.elibrary.ru/.

2. Библиотека Гумер – гуманитарные науки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/.

3. Портал «Гуманитарное образование» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/.



4. Электронная библиотечная система КнигаФонд [Электронный ресурс]. Электрон. дан. – Режим доступа http://www.knigafund/ru/.


4. Примерная тематика контрольных работ:





  1. Наука как отрасль культуры.

  2. Роль науки в жизни современного общества.

  3. Значение науки в эпоху научно-технической революции.

  4. Воздействие научно-технической революции на жизнь общества и мировоззрение людей.

  5. Отрицательные последствия научно-технической революции и противоречия современной науки.

  6. Абсолютная и относительная истина.

  7. Естествознание как отрасль науки.

  8. Классификация естественных наук.

  9. Наука и общество. Концепции сциентизма и антисциентизма.

  10. Естественно-научная и гуманитарная культуры: диалектика взаимодействия.

  11. Связь современного естественно-научного познания с техникой.

  12. Наука и религия.

  13. Наука и философия.

  14. Естествознание и математика.

  15. Наука и квазинаучное мировоззрение.

  16. Особенности научного познания.

  17. Структура естественно-научного познания.

  18. Методология естественно-научного познания.

  19. Теория познания и современное естествознание.

  20. Этические проблемы естествознания.

  21. Перспективы естественно-научного познания.

  22. Современная естественно-научная картина мира.

  23. Панорама современного естествознания и тенденции развития.

  24. Основные методологические концепции современного естествознания.

  25. Специфика научных революций.

  26. Основные исторические этапы становления и развития естествознания.

  27. Натурфилософия Древней Греции.

  28. Наука в период Средневековья.

  29. Развитие арабской науки в период Средневековья.

  30. Естествознание в эпоху Возрождения.

  31. Научная революция 17-18 веков.

  32. Естествознание 19 века.

  33. Содержание естественно-научной революции конца 19 – начала 20 века.

  34. Научные революции в естествознании 20 века.

  35. Сущность и особенности научно-технической революции.

  36. Системный подход в научных исследованиях.

  37. Порядок и беспорядок в природе. Общенаучное значение понятия «энтропия».

  38. Особенности жизни с позиции термодинамики.

  39. Вещество и поле как виды материи в классическом естествознании.

  40. Уровни организации неживой природы.

  41. Взаимосвязь микро-, макро- и мегамиров.

  42. Типы физических взаимодействий.

  43. Дискретность и континуальность в неживой и в живой природе.

  44. «Корпускулярно-волновой дуализм» и принцип дополнительности Н.Бора.

  45. Современные проблемы квантовой механики.

  46. Лапласовский и вероятностный детерминизм: сходства и различия.

  47. Симметрия в неживой и живой природе.

  48. Законы симметрии.

  49. Современные представления о микромире.

  50. «Элементарные частицы» и их свойства.

  51. Атом: история и современные представления.

  52. Основные структурные уровни организации материи в микромире и их взаимосвязь.

  53. История развития научных взглядов на пространство и время.

  54. Современные представления о пространстве и времени.

  55. Необратимость времени – стрела времени.

  56. Основные выводы общей и специальной теории относительности.

  57. Основные структурные уровни организации материи в мегамире и их взаимосвязь.

  58. Модели Вселенной в современной космологии.

  59. Основные этапы эволюции Вселенной с точки зрения современной науки.

  60. Модель Большого Взрыва и расширяющейся Вселенной.

  61. Космологические представления об основных этапах эволюции материи.

  62. Современные проблемы астрофизики.

  63. Происхождение и развитие галактик и звезд.

  64. Галактика: история изучения и современные представления.

  65. «Черные дыры»: факты и гипотезы.

  66. Происхождение солнечной системы.

  67. Солнце как объект научного познания.

  68. Проблема происхождения и развития Земли.

  69. Природные катастрофы. Изучение и предсказание.

  70. Строение вещества: развитие представлений и современные данные.

  71. Вклад физики в развитие химических знаний.

  72. Основные этапы развития химических знаний.

  73. Виды химической связи и реакционная способность вещества.

  74. Периодическая система химических элементов. Научное и практическое значение.

  75. Проблемы соотношения вещества и поля, материи и энергии.

  76. Роль симметрии и асимметрии в научном познании.

  77. Эволюционная химия.

  78. Основные проблемы современной химии.

  79. Химическая технология: прошлое, настоящее, будущее.

  80. От каких факторов зависят свойства веществ.

  81. Материалы будущего. Химия начала 21 века.

  82. Химия экстремальных состояний. Высокотемпературный синтез.

  83. Современная биология.

  84. Живое и неживое: отличия и общность живой и неживой материи.

  85. Какие элементы необходимы для появления жизни.

  86. Гипотезы происхождения жизни.

  87. Естественно-научные концепции происхождения жизни на Земле.

  88. Теория происхождения жизни путем биохимической эволюции.

  89. Онтогенез и эволюция жизни.

  90. Наследственность и изменчивость как факторы эволюции живых систем.

  91. Современные проблемы эволюционного учения.

  92. Структурные уровни живого.

  93. Мутации и мутагены.

  94. Микро- и макроэволюция.

  95. Направления эволюции: биологический прогресс, регресс, стабилизация.

  96. Пути эволюции органического мира: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.

  97. Основные этапы эволюции жизни на Земле.

  98. Эволюционная теория Ч.Дарвина.

  99. Роль вирусов в эволюции: гипотезы и факты.

  100. Клетка как основная структурная единица жизни на Земле.

  101. Современные проблемы цитологии и роль клетки в развитии живого.

  102. Фотосинтез и его роль в эволюции жизни на планете.

  103. Основные проблемы синтетической теории эволюции.

  104. Роль мутаций и окружающей среды в эволюции живого.

  105. Основные проблемы экологии и роль среды для жизни.

  106. Закономерности развития экологических систем.

  107. Роль разнообразия в живой природе.

  108. Генная инженерия и биотехнология.

  109. Основные проблемы генетики и роль воспроизводства в развитии живого.

  110. Клонирование животных: достижения, перспективы, проблемы.

  111. Экология – наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой.

  112. Экология и здоровье.

  113. Генетика и ее значение.

  114. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

  115. Вирусы: происхождение и роль в биосфере.

  116. Иерархическое строение биосферы.

  117. Гипотеза о Гее-Земле как едином организме и ее естественно-научное обоснование.

  118. Круговорот вещества и энергии в биосфере.

  119. Биоразнообразие как основа устойчивости экосистем.

  120. Содержание и причина глобальных экологических проблем.

  121. Озоновые «дыры» - глобальная проблема человечества.

  122. Парниковый эффект как глобальная экологическая проблема.

  123. Загрязнение среды обитания человека и пути ее оздоровления.

  124. Экологизация человеческой деятельности – основа сохранения биосферы.

  125. Концепция ноосферы.

  126. Концепция устойчивого развития социоэкосистемы.

  127. Основные факторы и этапы антропогенеза.

  128. Происхождение человека.

  129. Проблемы этнологии и теория пассионарности Л.Н.Гумилева.

  130. Факторы эволюции современного человека.

  131. Онтогенез человека.

  132. Естественно-научный статус психоанализа.

  133. Биоэтика.

  134. Космическая биология.

  135. Проблема множественности разумных миров.

  136. Влияние космического излучения и солнечной энергии на живые организмы и общество.

  137. Основные проблемы социобиологии.

  138. Естественно-научное обоснование нравственности.

  139. Человек как предмет изучения естествознания и обществознания.

  140. Соотношение глобальной экологии, социальной экологии и экологии человека.

  141. Место человека в истории Земли.

  142. Основные проблемы антропосоциогенеза.

  143. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность.

  144. Роль биологического и социального в индивидуальном развитии человека.

  145. Роль биологического и социального в историческом развитии человека.

  146. Человек как индивид и личность.

  147. Взаимодействие сознательного и бессознательного в мотивации поведения человека.

  148. Статус естествознания в современном мире.

  149. Социально-этические проблемы генной инженерии человека.

  150. Роль информации как общенаучного понятия и его соотношение с понятиями вещества и энергии.

  151. Донаучное, научное и теологическое понимание целесообразности.

  152. Значение системного, структурного и функционального подходов в современном естествознании.

  153. Принцип единства и множественности в развитии науки.

  154. Социокультурное развитие цивилизации.

  155. Компьютеризация как форма интеграции знания.

  156. Экзобиология: достижения и проблемы.

  157. Антропный принцип в естествознании.

  158. Принцип глобального эволюционизма.

  159. Проблема детерминизма и индетерминизма в современном естествознании.

  160. Основные идеи синергетики - теории самоорганизации.

  161. Процессы самоорганизации в неживой природе.

  162. Процессы самоорганизации в биологических системах.

  163. Синергетика и естествознание.

  164. Особенности современной естественно-научной картины мира.



5. Программные вопросы для подготовки к зачету:


1.Естественно-научный и гуманитарный типы культуры, их характеристика.

2. Специфика и взаимосвязь естественных и гуманитарных наук.

3. Особые этические требования к деятельности ученого.

4. Основные этические ценности науки, их особенности в современных условиях.

5. Структура научного познания.

6. Критерии научности.

7. Границы научного метода.

8. Различие теоретического и эмпирического уровней научного познания.

9. Научные революции: сущность и содержание.

10. Особенности современной естественно - научной картины мира.

11. Глобальный эволюционизм: сущность, основания его проявления.

12. Особенности идеи синергетического подхода.

13. Особенности современной естественно - научной картины мира.

14. Структурные уровни организации материи, их взаимосвязь.

15. Представления о веществе и поле в рамках классической физики.

16. Понятие « квант ». Основные этапы развития представлений о квантах.

17. Корпускулярно-волновой дуализм, принцип дополнительности Н. Бора.

18. Структура атома с точки зрения современной физики.

19. Характеристика свойств элементарных частиц.

20. Основные структурные уровни организации материи в микромире.

21. Характеристика структурных уровней организации материи в мегамире.

22. Модели Вселенной в современной космологии.

23. Характеристика основных этапов эволюции Вселенной.

24. Представления о пространстве и времени в доньютоновский период.

25. И. Ньютон о пространстве и времени.

26. Представления о пространстве и времени в теории относительности А. Эйнштейна.

27. Современные представления о пространстве и времени.

28. Биологическое, психологическое и социальное пространство и время.

29. Предмет познания химической науки.

30. Концептуальные системы в развитии химии.

31. Предмет биологии, структура комплекса биологических наук.

32. Сущность живого, его основные признаки.

33. Структурные уровни живого, их особенности.

34. Клетка живого, ее строение и функции.

35. Основные принципы биологической эволюции.

36. Микро - и макроэволюция, особенности синтетической теории эволюции.

37. Генетика, ее структура, функции генов.

38. Биоэтика, ее сущность и основные принципы.

39. Понятия « живое вещество», «биосфера», «биоценоз», «биогеоценоз».

40. Сущность учения В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

41. Концепции географического детерминизма, их сильные и слабые стороны.

42. Окружающая среда и ее компоненты.

43. Влияние человека на природу.

44. Роль техносферы на эволюцию биосферы.




6. Программные вопросы для подготовки к экзамену:


1.Естественно-научный и гуманитарный типы культуры, их характеристика.

2. Специфика и взаимосвязь естественных и гуманитарных наук.

3. Место науки в духовной жизни общества.

4. Особые этические требования к деятельности ученого.

5. Основные этические ценности науки, их особенности в современных условиях.

6. Особенности научного знания.

7. Структура научного познания.

8. Критерии научности.

9. Границы научного метода.

10. Различие теоретического и эмпирического уровней научного познания.

11. Модель развития науки Т. Куна.

12. Модель развития науки И. Лакатоса.

13. Научные революции: сущность и содержание.

14. Особенности современной естественно - научной картины мира.

15. Глобальный эволюционизм: сущность, основания его проявления.

16. Особенности идеи синергетического подхода.

17. Особенности современной естественно - научной картины мира.

18. Структурные уровни организации материи, их взаимосвязь.

19. Представления о веществе и поле в рамках классической физики.

20. Понятие « квант ». Основные этапы развития представлений о квантах.

21. Корпускулярно-волновой дуализм, принцип дополнительности Н. Бора.

22. Структура атома с точки зрения современной физики.

23. Характеристика свойств элементарных частиц.

24. Основные структурные уровни организации материи в микромире.

25. Характеристика структурных уровней организации материи в мегамире.

26. Модели Вселенной в современной космологии.

27. Характеристика основных этапов эволюции Вселенной.

28. Представления о пространстве и времени в доньютоновский период.

29. И. Ньютон о пространстве и времени.

30. Представления о пространстве и времени в теории относительности А. Эйнштейна.

31. Современные представления о пространстве и времени.

32. Биологическое, психологическое и социальное пространство и время.

33. Предмет познания химической науки.

34. Концептуальные системы в развитии химии.

35. Предмет биологии, структура комплекса биологических наук.

36. Сущность живого, его основные признаки.

37. Структурные уровни живого, их особенности.

38. Клетка живого, ее строение и функции.

39. Основные принципы биологической эволюции.

40. Микро - и макроэволюция, особенности синтетической теории эволюции.

41. Генетика, ее структура, функции генов.

42. Биоэтика, ее сущность и основные принципы.

43. Понятия « живое вещество», «биосфера», «биоценоз», «биогеоценоз».

44. Сущность учения В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

45. Концепции географического детерминизма, их сильные и слабые стороны.

46. Окружающая среда и ее компоненты.

47. Влияние человека на природу.

48. Роль техносферы на эволюцию биосферы.

49. Взаимосвязь космоса и живой природы.

50. Причины, содержание глобальных экологических проблем, пути выхода.

51. Место человека в истории Земли.

52. Основные проблемы антропосоциогенеза.

53. Биологическое и социальное в историческом развитии человека.

54. Биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека.

55. Социобиология о природе человека.

56. Социально-этические проблемы генной инженерии человека.

57. Бессознательное и сознательное в человеке.

58. Человек: индивид и личность.

59. Экология и здоровье человека.

60. Пути формирования экологического сознания населения


7. Примерные варианты тестов по дисциплине


ВАРИАНТ 1.
1.Естествознание изучает:

  1. физические, химические и т.п. явления;

  2. мир как он есть независимо от человека;

  3. вселенную;

  4. все сущее.

2.Какие концепции естествознания являются современными?



  1. все;

  2. концепции физики;

  3. концепции науки Нового времени;

  4. концепции ХХ века.

3. Что такое НТР:



  1. революция в науке;

  2. революция в оснащении науки;

  3. слияние науки и техники для улучшения жизни людей;

  4. эпоха в развитии человечества.

4. Афоризм К.Гаусса “Вот мой результат, но я пока не знаю, как его получить” означает:



  1. разрыв между практикой и теорией в математике;

  2. результат должен быть обоснован;

  3. это шутка;

  4. мысль обгоняет деятельность.

5.Кибернетика – это наука:



  1. об устройстве компьютера;

  2. об управлении сложными системами;

  3. о создании киберов и роботов;

  4. о мышлении.

6.Глобальная модель мира Медоуза и его сотрудников называется:



  1. «Пределы роста»;

  2. «Человечество на переломе»;

  3. «Повестка дня на ХХ век»;

  4. «Человеческие качества».

7. «Демон Максвелла» - это:



  1. герой научно-фантастической книги ХIХ века;

  2. существо, которое имеет представление сразу о любой точке Вселенной;

  3. идеальная модель, нарушающая второе начало термодинамики;

  4. гомеостатическая система.

8. Уровни организации материи – это:



  1. отдельные науки;

  2. соподчиненно расположенные объекты действительности;

  3. основные научные открытия ХХ века;

  4. открытия в области физики.

9. Биоэтика – это:



  1. система ценностей в отношении к природе;

  2. наука особого рода;

  3. любовь к природе;

  4. борьба за права животных.

10. В чем главное отличие научных положений от этических:



  1. научные объективны, а этические нет;

  2. научные выражаются в виде закона, а этические в виде постулата;

  3. научные соответствуют природе, а этические нет;

  4. научные формируются учеными, а этические – обычными людьми.

11. Психоанализ – это:



  1. учение о психических возможностях человека;

  2. одно из направлений психологии, занимающееся изучением бессознательного в человеке;

  3. методика лечения психически больных людей;

  4. анализ инстинктивных проявлений.

12. Основной социальный фактор становления человека – это:



  1. прямохождение;

  2. изготовление орудий;

  3. речь;

  4. абстрактное мышление.

13. Принцип относительности в физике означает



  1. законы физики имеют одинаковую форму во всех инерциальных законах;

  2. относительны пространство и время;

  3. пространство искривлено;

  4. законы относительны, так как они содержат лишь часть истины.

14. Что абсолютно в теории относительности:



  1. пространство;

  2. законы;

  3. скорость света;

  4. пространственно-временной континуум.

15. Корпускулярно-волновой дуализм – это:



  1. разложимость света;

  2. двойственность в поведении объектов микромира;

  3. несовпадение свойств одной и то же элементарной частицы, полученной на разных ускорителях;

  4. разные типы элементарных частиц.

16. Соотношение неопределенностей – это:



  1. не существует состояний, в которых и местоположение, и количество движения определимы;

  2. невозможно узнать траекторию движения частиц;

  3. невозможно узнать скорость движения частиц;

  4. свободные проявления частицами самых разных свойств.

17.Какое физическое взаимодействие в природе самое слабое:

1) электромагнитное;

2) слабое;

3) гравитационное;

4) сильное.


18. Синтетическая теория эволюции отличается от теории Ч.Дарвина:

  1. признанием мутации основным источником изменчивости;

  2. отказом от идеи естественного отбора;

  3. признанием синтетического влияния разнообразных факторов на генотип;

  4. отказом от идеи борьбы за существование.

19. Конкуренция, как правило, приводит:



  1. к гибели одного из конкурирующих видов;

  2. к эволюции обоих видов;

  3. к подавлению одного вида другим;

  4. рано или поздно прекращается.

20. Сукцессия – это:



  1. рост разнообразия видов;

  2. эволюция экосистем;

  3. борьба за существование;

  4. ненаправленные изменения экосистем.

21.В результате эволюции экосистем происходит:



  1. вымирание побежденных;

  2. борьба за зоны обитания;

  3. снижение видового разнообразия;

  4. увеличение видового разнообразия.

22.Социальная экология – это:



  1. наука о загрязнении природной среды;

  2. наука о взаимодействии общества с природой;

  3. наука о глобальных проблемах;

4) наука о здоровье человека.
23.Из диалектически связанных черт науки какая пара наиболее выражает суть науки:

  1. универсальность и фрагментарность;

  2. систематичность и незавершенность;

  3. преемственность и критичность;

  4. рациональность и чувственность.

24. Каково основное содержание следующей фразы: «Искусство – это я, наука – это мы» (К.Бернал):



  1. люди искусства эгоистичны;

  2. ученые в большей степени преданы науке, чем люди искусства последнему;

  3. искусство субъективно, а наука объективна;

  4. произведения искусства создаются одиночками, а научные теории – коллективами.

25.Причины тесной связи современной науки и техники:



  1. сообща оказывают влияние на мировоззрение человека;

  2. вместе разрушают природную среду;

  3. произошло случайное соединение науки и техники;

  4. срослись в единую систему в результате изменения воздействия человека на природу.



ВАРИАНТ 2.

  1. НТР происходит:

  1. во всем мире;

  2. в западных странах;

  3. в странах, совершающих экономический скачок;

  4. только в самих науке и технике.




  1. Две науки в книге Ч.Сноу – это:

  1. научная и техническая культура;

  2. научная и художественная культура;

  3. естественно-научная и гуманитарная культура;

  4. гуманитарная и техническая культура.




  1. Фальсификация в науке означает:

  1. ложные направления и теории;

  2. метод опровержения теорий;

  3. заведомый обман научной общественности;

  4. подтасовку научных данных.




  1. Научный факт отличается от эмпирического тем, что:

  1. он воспроизводим в любом месте и в любое время любым человеком;

  2. он нуждается в повторении;

  3. эмпирический факт есть результат непосредственных ощущений органов чувств, а научный может быть получен только с помощью приборов;

4) научный факт получают в результате экспериментов.


  1. Когда могла быть произнесена следующая фраза: ученый-астроном в ответ на вопрос великого человека: «Почему в Вашей концепции нет места для Бога?» сказал: «Я не нуждаюсь в этой гипотезе»:

  1. в античности;

  2. в Новое время;

  3. в ХХ веке;

  4. в Средневековье.




  1. Сингулярность – это:

  1. «черная дыра»:

  2. сверхплотная материя;

  3. начальное состояние Вселенной, характеризующееся бесконечной плотностью массы и бесконечной кривизной;

  4. Большой взрыв.




  1. «Красное смещение» – это:

  1. понижение частот электромагнитного излучения, идущего от звезд;

  2. излучение красных гигантов;

  3. изменение излучения, идущего от ядер галактик;

  4. особое излучение самых дальних звезд




  1. Что рождается в недрах галактик? -

  1. свет;

  2. тепло;

  3. водород;

  4. углерод.




  1. Что такое «черные дыры»? –

  1. места выделения энергии;

  2. места поглощения энергии;

  3. пустоты в космосе;

  4. образования с неизвестными свойствами.




  1. Земля от Солнца по счету является:

  1. первой планетой;

  2. второй;

  3. третьей;

  4. девятой.




  1. Гея-гипотеза – это:

  1. гипотеза о происхождении Земли;

  2. гипотеза об эволюции Земли;

  3. гипотеза о гомеостазе Земли;

  4. древний миф о Земле.




  1. Принцип общей теории относительности:

  1. все в природе относительно;

  2. пространство не зависит от материи;

  3. пространство неразрывно связано с материей;

  4. движение в природе относительно.


  1. Химия изучает:

  1. неживую природу;

  2. химические элементы;

  3. атомы;

  4. молекулярный уровень материи.




  1. Положительно заряженная внутриядерная частица – это:

  1. нейтрон;

  2. позитрон;

  3. электрон;

  4. протон.




  1. Закон Д.И.Менделеева в современной формулировке: свойства элементов, а также форма и свойства их соединений находятся в периодической зависимости от:

  1. заряда ядра (атомного номера) элемента;

  2. числа нуклонов в ядре;

  3. числа электронов в атоме;

  4. атомного веса элемента.




  1. Теорию биохимической эволюции создал:

  1. А.И.Опарин;

  2. В.И.Вернадский;

  3. Ч.Дарвин;

  4. Л.Пастер.




  1. Жизнь возникла на Земле:

  1. около 6 млрд лет назад;

  2. около 5 млрд лет назад;

  3. около 2 млрд лет назад;

  4. около 1,5 млрд лет назад.




  1. Основоположник эволюционного учения:

  1. А. Эйнштейн;

  2. В.И.Вернадский;

  3. Ч.Дарвин;

  4. Аристотель.




  1. Креационизм – это теория о:

  1. космическом происхождении жизни;

  2. происхождении жизни путем биогеохимической эволюции;

  3. божественном происхождении жизни;

  4. постоянно протекающем самозарождении жизни.




  1. Генетика – это наука:

  1. об эволюции клеток;

  2. о вирусах и бактериях;

  3. о мутациях;

  4. о наследственности.




  1. Репликация – это:

  1. удвоение ДНК;

  2. деление клетки;

  3. синтез белков;

  4. фотосинтез.




  1. В результате эволюции экосистем происходит:

  1. вымирание побежденных;

  2. борьба за зоны обитания;

  3. снижение видового разнообразия;

  4. увеличение видового разнообразия.




  1. Кибернетика – это наука:

  1. об устройстве компьютера;

  2. об управлении сложными системами;

  3. о создании киберов и роботов;

  4. о мышлении.




  1. Мегамир – это:

  1. мир элементарных частиц;

  2. звездные системы, галактики, планеты;

  3. мир живых организмов;

  4. ближайшая к нам часть космоса.




  1. Точка бифуркации – это:

  1. точка неравновесия системы;

  2. свернутая точка начала Вселенной;

  3. материальная точка;

  4. точка равновесия системы.








Лучшее украшение девушки — скромность и прозрачное платьице. Евгений Шварц
ещё >>