Методическая разработка внеурочного занятия с учащимися 5-6 классов - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическая разработка внеурочного занятия с учащимися 5-6 классов 1 90.21kb.
Методическая разработка внеурочного занятия (проекта) Музыкально-литературная... 1 107.82kb.
Конкурса «Лучшая методическая разработка занятия по экологическому... 1 138.63kb.
Цибушкина Надежда Константиновна г. Солигалич 2013 пояснительная... 1 70.62kb.
Методическая разработка для районного смотра-конкурса «Мой Петербург»... 1 104.56kb.
Методическая разработка по дисциплине «Стратегический менеджмент»... 4 792.4kb.
Методическая разработка проведения занятия в системе огп с офицерами 1 376.03kb.
Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная... 1 81.23kb.
Методическая разработка занятия «Искусство общения» 1 123.84kb.
Методическая разработка учебного занятия «День Земли» 1 158.78kb.
Методическая разработка практического занятия по теме: «Питательные... 1 154.87kb.
Отчет Российской секции вулканологии и химии недр Земли (мавхнз) 1 193.33kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методическая разработка внеурочного занятия с учащимися 5-6 классов - страница №1/1



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п. РАДИЩЕВО

НОВОУЗЕНСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»



Методическая разработка внеурочного занятия с учащимися 5-6 классов

Автор: учитель физики

I квалификационной категории

Сапрыкина Елена Петровна,

стаж работы 26 лет

2013


Цель занятия: способствовать развитию интереса к астрономии и физики, формированию мировоззрения учащихся.
Задачи занятия: расширение знаний учащихся по астрономии и географии; приобретение практических, информационных, коммуникативных умений; развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за небесными объектами.
Ведущие формы проведения занятия: беседа, наблюдения, обмен информацией, использование ИКТ, ведение дневников наблюдений, активное использование наглядности, создание проблемных ситуаций, опора на жизненный опыт учащихся.
Ожидаемый результат: к концу занятия учащиеся должны уметь находить на небе созвездие Большой Медведицы и Полярную звезду.

План занятия:


  1. Организационный момент

1- 2 мин.

  1. Введение

2 мин.

  1. Легенды, связанные с Большой Медведицей

5 мин.

  1. Имена основных звёзд Большой Медведицы

5 мин.

  1. Ориентирование на местности по Большой Медведице

5 мин.

6. Мои наблюдения за созвездием Большая Медведица

3 мин.

7. Практическая часть

15 мин.

8. Подведение итогов, рефлексия

4-3 мин.

Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность детей

1. Организационный момент (приветствие, отсутствующие).
2. Введение.

Прошло лето. День становится всё короче и короче. С наступлением темноты на небе появляется огромное количество звёзд. Некоторые из них очень яркие и кажутся одинокими. Другие как бы объединились в группы, напоминающие причудливые узоры – созвездия.

Деление неба на созвездия не имеет никакого тайного смысла. Это просто удобный способ, чтобы привести в порядок и запомнить звёздную россыпь.

Делить звёздное небо на созвездия начали ещё в то время, когда люди не знали письменности. От соседей к соседям кочевали среди древних народов удачные названия звёзд, контуры созвездий, тысячелетиями кроилось и перекраивалось ночное небо.

Каждое созвездие занимает определённую часть неба, как страна на географической карте. Оно характеризуется отчётливым геометрическим рисунком, которому дано название. Большая часть названий происходит из Вавилона, одной из древнейших цивилизаций человечества, существовавшей более 5 тысяч лет назад.

Легче всего отыскать среди звёзд Большую Медведицу. Именно о ней идёт речь сегодня. СЛАЙД 1

Цели занятия:


  • больше узнать о созвездии Большая Медведица;

  • научиться находить на небе это созвездие;

  • научиться ориентироваться на местности по Полярной звезде.

Занятие состоит из двух основных частей.

В первой части мы познакомимся с легендами, связанными с созвездием и отчётом о наблюдениях за созвездием Большая Медведица. Во второй части мы выполним практическое задание.


Занимают места.

Слушают.




3. Легенды, связанные с Большой Медведицей.

В безоблачную и безлунную ночь нам открывается величественная картина звёздного неба. Знать звёздное небо интересно и полезно. Оно издавна привлекало к себе внимание людей. Тысячи лет назад люди мысленно соединили наиболее яркие звёзды в разнообразные фигуры (созвездия) и назвали их именами персонажей древних мифов и легенд, животных и предметов. Разные народы имели свои мифы и легенды о созвездиях, свои названия.

Ребята, названия каких созвездий вы знаете?

СЛАЙД 2 . Самое известное созвездие – Большая Медведица, так как его можно видеть в течение всего года, кроме того, его очень легко узнать. В Северном полушарии семь составляющих его звёзд видны отовсюду. У этого созвездия разные названия: Ковш – для нас; Большой Черпак – для американцев; Повозка Бога Одина – для викингов и Повозка Царя Давида – для ирландцев.

СЛАЙД 3, 4, 5. Но греки, арабы, финикийцы, американские индейцы и многие другие видели в нём медведя и называли его Большой

Медведицей, и

это название

стало общепринятым.


С названием созвездия связано много легенд.

Легенда I.

Название Большая Медведица происходит из истории греческой мифологии о бурной любви. Зевс, Бог богов, влюбился в очень красивую нимфу Каллисто. У них родился сын Аркас. Когда жена Зевса Гера узнала об этом, она превратила Каллисто в медведицу. Однажды медведица встретила в лесу охотника, который на самом деле был её сыном Аркасом. Она хотела обнять сына, но он не узнал свою мать и приготовил копьё, чтобы убить её. Тогда вмешался Зевс: он послал молнию и превратил Аркаса в медведя, затем схватил обоих медведей за хвосты и зашвырнул их на небо. Говорят, именно поэтому у двух небесных медведей хвосты значительно длиннее, чем у земных медведей.

Легенда II.

Поэт Овидий знакомит нас с ещё одним мифологическим сюжетом: дерзкому Юпитеру как-то раз приглянулась нимфа Каллисто, любимица богини Дианы. Из-за гнева Дианы Юпитеру пришлось обратить Каллисто в медведицу, но за это он подарил нимфе бессмертие, спрятав её на небо. Это – созвездие Большой Медведицы. Вслед за хозяйкой получила бессмертие и собака Каллисто – она находится теперь на небе под видом Малой Медведицы.

Легенда III.

...дочь царя Лакиона, правившего страной Аркадией, по имени Каллисто, сопровождала на охоте богиню Артемиду. Зевс, влюблённый в неё, соблазнил девушку, а когда пришла пора родов, богиня уличила её, увидев во время купания, и превратила её в медведицу. Уже, будучи медведицей, она родила сына Аркада (это на небе созвездие Волопаса), который жил среди людей. Однажды охотники во главе с Аркадом напали на неё и хотели убить, но Зевс, памятуя о прежнем союзе, спас свою бывшую возлюбленную и поместил её среди созвездий, назвав Медведицей, в связи с происшедшим превращением. Когда он второпях поднимал Медведицу за хвост на небо, тот вытянулся СЛАЙД 6

и таким теперь предстает перед нами.

Четыре звезды ковша и три звезды ручки по форме напоминают колесницу. Складывается впечатление, что она катится вдоль северной стороны горизонта. Поэтому многие народы в древности называли её Колесницей: в странах Европы – Колесница Давида, или Колесница Артура, в Древнем Риме – Пластурум (телега), а вместо трёх лошадей римляне впрягали трёх быков. В конце концов, они называли созвездие «семь быков», откуда произошло слово – Сентентрион, что в настоящее время означает – север.


Слушают, смотрят слайды, задают вопросы, дополняют рассказ.

Отвечают.




4. Имена основных звёзд Большой Медведицы.

У всех звёзд Ковша есть свои имена: Дубхе по-арабски значит "медведь"; Мерак – "поясница"; Фекда (Фесда) – "бедро"; Мегрец (Мергез) – "корень" (начало хвоста); Алиот – смысл не ясен; Мицар – "набедренная повязка"; Алькаид (или Бенетнаш) – "хозяин". Рядом с Мицаром зоркий глаз различит слабенькую звезду – Алькор (с персидского "незначительная" или "забытая"). По этой паре звёзд удобно проверять зрение. Если обе звезды видны невооружённым

глазом, то со зрением всё в порядке.

Как расположены все звёзды Ковша хорошо видно на макете созвездия СЛАЙД 7 и участке карты звёздного неба СЛАЙД 8


А запоминать расположение звёзд помогают замечательные стихи, которые у вас есть на партах. Давайте их прочитаем и посмотрим рисунки СЛАЙД 9



Слушают, смотрят, читают стихи по желанию.




5. Ориентирование на местности по Большой Медведице.

По расположению звёзд хвоста Большой Медведицы можно приближённо ориентироваться на местности.

В вечернее время осенью хвост Большой Медведицы (ручка Ковша) направлен на запад, зимой – на север, весной – на восток, а летом – на юг.

Прямая линия, проведённая через Мерак и Дубхе, указывает на Полярную звезду, по которой ориентируются мореплаватели,

путешественники, астрономы в Северном

полушарии СЛАЙД 10, 11.



Слушают, смотрят слайды, задают вопросы.




6. Мои наблюдения за созвездием Большая Медведица.

Ученицей нашей школы, когда она была в вашем возрасте, были проведены наблюдения за созвездием Большая Медведица, отчёт о которых она вам сейчас и представит.

- Наблюдения за созвездием Большая Медведица я проводила в разное время года: осенью, зимой и весной. Наблюдать желательно в одно и то же число и время суток. Но из-за погодных условий это не всегда удавалось. Ориентиром, относительно которого я наблюдала за Большой Медведицей, был наш дом.

Посмотрите, как выглядело созвездие

в разное время года СЛАЙД 12.

Главный вывод из моих наблюдений:

Расположение созвездия относительно выбранного ориентира очень заметно меняется. Ковш поворачивается и смещается сначала к востоку, потом к западу. Это хорошо видно при сравнении

наблюдений.



Слушают выступление ученицы 10 класса.


Смотрят слайды, задают вопросы.


7. Заключение. Практическая часть.

В 1922 году, в Риме, I Генеральная ассамблея Международного астрономического союза положила конец всем попыткам перекраивания звёздного неба и определила наименования 88 созвездий, покрывающих весь небосвод.

Мы пока познакомилась лишь с одним из этих созвездий, но, думаю, много для себя открыли нового!

Это созвездие есть

на флаге штата Аляска СЛАЙД 13.

Название созвездия Большая Медведица очень условное. Разные народы так по-разному представляют себе рисунок созвездия.

Созвездия – это памятники древней культуры человека, его мифологии, его первого интереса к звёздам.

Деление неба на созвездия позволило создать первые календари, облегчило ориентирование среди звёзд и при земных путешествиях.

Эту часть занятия мне хочется

завершить словами Фламмариона



СЛАЙД 14
А теперь я предлагаю всем выйти на улицу и провести первые наблюдения. Помните, что на улице мы все располагаемся рядом с учителем, соблюдая все правила техники безопасности! Помогать искать на небе нужные звёзды вам будет уже знакомая ученица 10 класса.

1. Отыскиваем созвездие Большая Медведица – Ковш.

2. Найдём вторую звезду в ручке Ковша. Как она называется?

3. Разглядим (кому удастся) над Мицаром слабенькую звёздочку - Алькор. Поздравляю тех, кому видно эту звезду! А остальным советую проверить зрение у специалиста.

4. Найдём Мерак и Дубхе. Мысленно проводим через них прямую и попадаем на малоприметную, но очень известную Полярную звезду.

5. На какую сторону горизонта указывает Полярная звезда?

6. Где расположены юг, запад и восток?

Молодцы!



Слушают, смотрят слайды, задают вопросы.

Выходят на площадку для наблюдений, проводят наблюдения, отвечают на вопросы, задают вопросы.



8. Подведение итогов, рефлексия.

Наблюдать созвездия увлекательно и познавательно. Надеюсь, что в скором будущем вы сможете различать на небе и другие известные созвездия, а также узнаете легенды, связанные с ними. Предлагаю дома, провести закрепление умений по поиску Полярной звезды с вашими родными. Если не получится, обращайтесь, я всегда рада вам помочь!

- Ребята, что вам запомнилось, что понравилось?

- Что вам было знакомо, а что стало открытием?

- Стоило ли проводить это занятие или вы напрасно провели время?

Спасибо всем за внимание, дополнения, за ваши интересные вопросы!



Отвечают на вопросы.




Список используемой литературы:


  1. Энциклопедия для детей. Астрономия. Том 8. Москва. Аванта +. 2001.

  2. Клодин и Жан-Мишель Массон. Космос. Москва АСТ●Астрель. 2002.

  3. А.А. Гурштейн. Извечные тайны неба. Москва "Просвещение". 1984.

  4. Электронная подшивка за 2005 год "Первое сентября".

  5. Интернет-ресурс: http://www.kostromama.ru/Стихи о созвездиях.

http://www.astrogalaxy.ru/Астрономия для детей. Большая Медведица.

  1. Астрономические наблюдения в школе. ИПКРО, Саратов.1995.

  2. Исследовательская работа ученицы Сапрыкиной Дарьи «Созвездие Большая Медведица». 2009.

Приложения:

1. СD – диск с презентацией и электронной версией.



2. Стихи о созвездии.




На следующей неделе не может быть никакого кризиса. Календарь моих встреч уже целиком заполнен. Генри Киссинджер
ещё >>