Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная драматургия» «Увертюра - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическая разработка открытого урока в 8 классе Тема урока: «Поступки... 1 88.43kb.
Методическая разработка урока математики во 2 классе по теме 1 72.92kb.
Урок музыки в 7 классе тема урока: «Музыкальная драматургия в увертюре... 1 50.26kb.
Методическая разработка открытого урока английского языка в 8 классе... 1 36.27kb.
Методическая разработка урока музыки в 3 классе Тема: «Жанр сюита»... 1 48.11kb.
Методическая разработка урока географии в 7 классе по теме: «Атлантический... 1 88.43kb.
Урок музыки в 5-м классе по теме "Опера" Учитель музыки Гиленко Т. 1 71.19kb.
Узнаем больше друг о друге 1 61.26kb.
Методическая разработка урока Музыка в 6 классе «Колокольность в... 1 172.52kb.
Методическая разработка урока истории России в 7 классе по теме:... 1 83.16kb.
Методическая разработка урока по Алгебре и началам анализа в 10 классе... 1 41.61kb.
Исследовательская работа по теме: «Особенности формирования певческих... 3 469.35kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная драматургия» - страница №1/1

Комитет образования администрации Балаковского муниципального района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ№1»

Г.БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная драматургия» «Увертюра «1812 год».

Материал подготовила

Федулова Лариса Николаевна

Учитель музыки

Высшей квалификационной категории

МОУ «Гимназия № 1»

г. Балаково, 2011 год

Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока, презентацию урока. Может быть использована для проведения урока (7 класс) или факультативного занятия (7-8 классы). Форма учебной работы предлагается классно-урочная.



Цели и задачи:

  • духовно – эстетическое воспитание учащихся;

  • расширение музыкального кругозора;

  • углубление знаний об увертюре;

  • освоение драматургии увертюры на основе взаимозависимости и взаимодействия происходящих в ней явлений и событий;

  • формирование навыков анализа произведения;

  • выработка самостоятельного творческого мышления;

  • Образовательные задачи – формирование элементарного слушательского опыта на основе музыки П.Чайковского; освоение знаний о взаимосвязи музыки и жизни, о воздействии музыки на человека; знакомство с творчеством отечественных композиторов, выдающихся хоровых коллективов.

  • Развивающие задачи – развитие умения слушать музыку и размышлять о ней; развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы учащихся, способности к сопереживанию; развитие исполнительских навыков: вокально-хоровых, музыкально-ритмических; развитие мышления, памяти, воображения; развитие музыкальных способностей.

  • Воспитательные задачи – воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою страну; воспитание интереса к музыке своего народа, воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке.


Тип урока: введение в тему.

Вид урока: урок-комментарий

Приобретаемые навыки детей: умение общаться с «картами времени», коммуникативные умения во время работы в группах, умение анализировать музыку.

Особенности роли учителя: организатор художественно-педагогического общения и «интонационной атмосферы урока».

Содержание: Знакомство с историей создания увертюры, историей создания первого российского гимна.

Виды и формы контроля: творческое задание на дом.

Проблема урока: главная идея увертюры – молитва?

Прогнозируемые результаты: Интерес к программной музыке, музыке русских композиторов, к истории своего Отечества.

Этапы урока: - экспозиция

- завязка проблемы

- постановка проблемы

- разработка проблемы

- кульминация

- посткульминация

- послесловие

Методы обучения: словесные: беседа, рассказ, объяснение; наглядные: звуковая наглядность, иллюстрации.

Методы музыкального обучения: метод размышления о музыке, метод эмоциональной драматургии.

Педагогические технологии: гуманно-личностная, направленная на духовно-нравственное развитее личности школьника

Оборудование: Аудио, - СD-техника, ИКТ, Мультимедийная техника, портрет Чайковского, фортепиано, раздаточный материал («карты времени»), презентация

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Экспозиция

Цель: организация

внимания учащихся

на данную проблему




На доске эпиграф: «Увертюра получилась довольно шумной; это, вероятно, не относится к ее художественным достоинствам».

П.И.Чайковский




Обращают внимание на доску, читают.

Завязка проблемы

Цель: воспроизведение

опорных знаний


Послушайте несколько мелодий. Какие из них вам знакомы? (играет русскую лирическую мелодию, русскую народную плясовую песню «У ворот, ворот батюшкиных» и «Марсельезу»)

Учитель наигрывает «Тропарь Кресту и молитву за Отечество».

- А эту музыку вы знаете?

-Итак, мы прослушали с вами «Марсельезу»-французский гимн, русские мелодии, «Тропарь Кресту».

-Подумаем, если эта музыка звучит в одном произведении, то о чем оно?

- Судя по эпиграфу к сегодняшнему уроку, какое произведение будет звучать?

- А что такое увертюра?

-Но есть еще одно значение увертюры…



Первая- русская народная песня,2-русская нар. плясовая,

3-гимн Франции.

Нет, мелодия не знакома, но это молитва.

Об Отечественной войне 1812 года. Увертюра Чайковского

Это вступление к опере, балету.

Это самостоятельное одночастное, программное произведение.



Постановка проблемы

Цель: организовать

и целенаправить познавательную деятельность уч-ся


- Да, именно о программной увертюре мы сегодня поговорим. «Увертюра 1812 год»-музыкальное напоминание о событиях Бородинской битвы.

- Что напоминает вам эта музыка?

Звучит начало увертюры.

-Эту тему композитор начинает какой группой инструментов симфонического оркестра?

Во времена Отечественной войны 1812 года для каждого русского полководца и простого солдата день начинался одинаково- с молитвы. А перед боем, да еще таким боем, всем миром просили Бога даровать победу православным. Эта молитва (наигрывает «Тропарь Кресту…»)

не нуждается в разъяснениях. О чем она?





Музыка негромкая, медленная, тема плавная, песенная.

Струнные смычковые.

Как будто кто-то молится. Молящиеся просят у Бога помощи и благословения на победу над врагом.


Разработка проблемы

Цель: организация

познавательной деятельности уч-ся,

подготовка к усвоению нового материала




Музыка эта была заказана Чайковскому к 70-летию Бородинского сражения и ее премьера была приурочена к открытию нового Храма Спасителя неподалеку от Московского Кремля. Чайковский крайне неприязненно относился к подобного рода заказам и заканчивал эту работу с тягостным чувством. Тем не менее, будучи цельной личностью и испытывая совершенно искренние патриотические чувства, композитор справился со своими сомнениями, и этот недооцененный критикой шедевр был впервые представлен московской публике 20 авг. 1882 года

(звучит продолжение увертюры)

В чем же заключается музыкальная драматургия Увертюры?

Драматургия, наверно, основывается не на столкновении русской и французской тем, а на столкновении темы войны, страданий, тревоги (это главная тема) с французской.

-А как же расценивать русские темы?

-А как звучит французская тема?


- В столкновении русских тем и «Марсельезы»

Они звучат как отдых, успокоение после сражения.

«Марсельеза» звучит сначала не вся, а словно намеком. Потом еще 3 раза «борется» с русской темой-темой войны, тревоги. Это сражение.




Кульминация

Цель: эмоциональное восприятие нового

материала


Раздаются «карты времени».

-Сколько раз русская тема сталкивается с «Марсельезой» и какое столкновение наиболее ожесточенное?

- Сколько в увертюре звучит русских тем и какие по характеру?

- Помните, у М.Ю.Лермонтова: «Два дня мы были в перестрелке, Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день…»

Очень ярко «Марсельеза» звучит в 3-й, последний раз, но затем как бы проглатывается звучанием победы.

-А что напоминает вам финал увертюры?

-А чей гимн, французский или русский или чей-то еще?

- Да, первым российским Гимном «Боже, царя храни!», какового Россия не имела до 1883 года, звучащем в победном характере, заканчивается увертюра (Приложение 1).

- А в чем, по-вашему мнению, основа идеи произведения П.И.Чайковского?

- А еще Увертюру «1812 год» называют своего рода молитвой по душам 45-тысяч русских солдат, погибших в Бородинском сражении.



«Марсельеза» вступает в бой 3 раза, особенно сильное сражение –третье.

Лирическая и плясовая

Незнакомая мелодия, похожая на гимн.

Нет, русский, но дореволюционный.

В защите Родины, в победе над врагом России.


Посткульминация

Цель: осмысление

новой информации


Класс делится на три группы.

-А теперь представим, что вы – литераторы и должны в соответствии с музыкой составить небольшой рассказ или вспомнить уже известное литературное сочинение, вы-музыканты, какую бы вы написали музыку к этим событиям или назовите уже известные произведения, а вы-художники, какими красками вы будете пользоваться, чтобы нарисовать эту музыку или назовите уже известные картины художников?



«Бородино» Лермонтова, опера «Война и мир» Прокофьева, «Бородинское сражение» Луи

Франсуа Лежена




Последействие

Цель: закрепление

изученного матери-

ала, контроль за

эффективностью

обучения




Итак, мы видим, что музыка способна не только отображать события, происходящие в окружающем мире, но и вызывать отклик в душе человека. Наблюдая, как развивается музыка, по своим законам, которые тождественны законам жизни, мы следим за музыкальной драматургией произведения.

- А теперь вернемся к эпиграфу. Как вы думаете, изменилось бы отношение Чайковского к увертюре, узнав отношение и интерес сегодняшнего слушателя к ней?

Домашнее задание: написать письмо композитору о своих впечатлениях об увертюре.


Конечно, изменилось бы.



(Приложение 1). В Каунасе, у самого Немана, через который летом 1812 года переправилась «великая армия», стоит Пожейльский монастырь. Он первым был разграблен наполеоновскими солдатами, едва те переступили границу России. Именно там на монастырском кладбище есть надгробная плита с надписью: «Здесь похоронен композитор гимна «Боже, царя храни!» князь Алексей Львов.


  • Алексей Львов родился 25 мая 1799 года в Ревеле (нынешний Таллинн). Ровесник Пушкина, он принадлежал к старейшему дворянскому роду. Прекрасно играл на скрипке и имел основательное музыкальное образование.

  • Как композитор Львов получает известность в 1833 г. после написания национального гимна на стихи В.А.Жуковского «Боже, царя храни!». В присутствии императорской семьи этот величественный гимн исполнял большой хор Придворной певческой капеллы (где отец Львова, Федор Петрович, состоял директором) в сопровождении двух оркестров. Это был первый русский национальный гимн, какового Россия до 1833 г. не имела (в торжественных случаях тогда исполнялся английский, ранее – полонез О.А.Козловского «Гром победы, раздавайся»).

  • С 1836 г. Алексей Львов прослужил в должности директора Придворной певческой капеллы почти четверть века, концертировал и, выступая в Лейпциге, был признан выдающимся виртуозом. Игру Львова слышал Шуман, он написал так:»Если в России играют так, как господин Львов, то всем нам надо ехать в Россию не учить, а учиться».





Нет свободы для врагов свободы. Приписывается Антуану Сен-Жю
ещё >>