Методическая разработка учебного занятия «День Земли» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическая разработка Игры-викторины посвященной «Дню Земли» 1 76.1kb.
Методическая разработка по дисциплине «Стратегический менеджмент»... 4 792.4kb.
Методическая разработка внеурочного занятия с учащимися 5-6 классов 1 101.87kb.
Методическая разработка внеурочного занятия с учащимися 5-6 классов 1 90.21kb.
Методическая разработка учебного занятия Дисциплина: «Обществознание» 1 94.25kb.
Методическая разработка проведения занятия в системе огп с офицерами 1 376.03kb.
Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная... 1 81.23kb.
Методическая разработка занятия «Искусство общения» 1 123.84kb.
Методическая разработка практического занятия по теме: «Питательные... 1 154.87kb.
Методическая разработка занятия «Хорошо, что все мы разные» 1 76.74kb.
Методическая разработка к практическому занятию для студентов 2-го... 1 71.69kb.
1. Конституция как нормативно – правовой акт: виды конституции, форма... 1 256.66kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методическая разработка учебного занятия «День Земли» - страница №1/1

Управление образования администрации муниципального района «Волоконовский район» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов Волоконовского района Белгородской области»

Методическая разработка учебного занятия



«День Земли»

Подготовила:

педагог дополнительного образования

Пуштарик Татьяна Ивановна

Волоконовка 2011

Тема: День Земли

Название разработки: занятие «День Земли »

Форма проведения занятия: учебное занятие

Пояснительная записка

Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится все сильнее, так как уже сейчас в полной мере ясно, что производимые человеком блага выступают как губительный эффект в огромном масштабе, что грозит полным уничтожением всего живого на Земле, включая и самого человека.

Основы мировоззрения человека закладываются в младшем школьном возрасте, его отношение к окружающему миру, на этом этапе ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представление о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются элементы экологической культуры.

Принуждение извне может лишь угнетать, а не возбуждать интерес обучающегося к экологии. Педагог должен искать и находить средства и способы возбуждения интереса обучающихся к проблемам экологии.

Вызвать у обучающихся стимул, интерес и внимание к окружающей среде, можно различными средствами и способами:

--чтение сказок, мифов, легенд;

--принятие участия в играх, наблюдениях, экскурсиях, викторинах, сценариях;

--при помощи музыки и рисования.

Так постепенно у ребенка будет формироваться чувство красоты природы, радости и удивления.

Цель: познакомить обучающихся с праздником «День Земли»

Задачи занятия:

- формирование первоначальных экологических знаний и представлений о природе.

- воспитание гуманного отношения к природе и понимание важности охраны окружающей среды.

- воспитывать стремление бережного отношения к природе, активного участия в деле защиты окружающей среды.

Предлагается использовать формы и методы групповой работы: беседа, рассказ, исценировка.

Данное занятие – традиционное, рассчитано на детей 8-9лет (3 класс).

Занятие проводится в экологическом классе.

Оборудование и оформление: компьютер и проектор, выставка рисунков на темы: «Земля - наш общий дом», « Сохраним Землю».

Плакаты с охраняемыми видами растений и животных.



Методические советы на подготовительный период: провести экскурсию в природу, понаблюдать за растениями в природе, подготовить к занятию выставку книг, подготовить загадки, викторины о природе, игры; подготовить плакаты с изображением « Земля - наш общий дом », музыкальное сопровождение.

Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, а так же учитывать ранее накопленные знания и опыт. При распределении поручений необходимо учитывать желания и интересы детей.



План занятия:

1. Организационный этап.

2. Основной этап.

2.1 Игры – викторины

2.2 Вода

2.3 Воздух

2.4 Лес - наше богатство

2.5 Птицы

2.6 Животные

3. Итоговый этап.

Ход занятия

1. Организационный этап.

(Звучит тревожная музыка).



Педагог: Мы речь свою ведем о том,

Что вся Земля наш общий дом.

Наш добрый дом, просторный дом.

Мы все с рожденья в нем живем.

Еще о том ведем мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.



2. Основной этап.

Педагог: Сегодня мы собрались на необычный День рождения. А вот кто сегодня именинник, вы узнаете, разгадав загадку:

Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица, но знают все, и млад, и стар, что она огромный шар. (Земля)

Сегодня, 22 апреля, мы отмечаем день рождения Земли. «День Земли» Может быть кто-нибудь знает историю этого праздника?

Традиция его празднования лежит в 40-х годах 19 века, когда известный общественный деятель Америки Джон Стерлинг Мортон переехал со своей семьей на постоянное место жительства в пустынные места штата Небраска. Здесь на строительство домов и дрова активно вырубались одинокие деревья, которых и без того в штате было очень немного. Джон Мортон предложил устроить день, посвященный озеленению и учредить призы для тех, кто высадит большее количество деревьев. В 1882 году Небраска объявила 22 апреля официальным праздником – Днем Дерева. Первый День Земли в США отметили 22 апреля 1970 года, в память о катастрофе 1969 года возле города Санта-Барбары. Тогда из скважины вылились миллионы тонн нефти, в результате чего погибло множество птиц и морских животных. В этот день 20 миллионов американцев вышли на улицы своих городов, призывая власти к решению экологических проблем. Они устраивали митинги и демонстрации в защиту природы, сажали деревья, убирали на улицах мусор, очищали берега рек, слушали на концертах песни, воспевающие красоту окружающего мира. В 1990 году праздник стал международным, в акции участвовали уже 200 млн. человек из 141 страны. С 1994 года этот день объявлен всемирным. К этому времени ученые смогли подсчитать, что угроза тотального уничтожения человечества возможна через 300 – 1000 лет. С 1992 года День Земли начали отмечать и в России. Это самая массовая и масштабная природоохранная акция. В этот день решаются важнейшие задачи по благоустройству и озеленению городов, сельских поселений, расширению площади зеленых насаждений, уменьшению загрязнения земель промышленными выбросами и твердыми бытовыми отходами. К сожалению, человек своей деятельностью сильно загрязняет окружающую природу.

Земля - это планета, на которой мы живём.

Земля - это рыхлое, тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты.

Земля - это суша.

Земля - это верхний слой коры нашей планеты, поверхности.

Сегодня мы поговорим о Земле, как о планете. Она покрыта лесами и лугами, морями и реками. Её населяют рыбы, насекомые, птицы, звери. Человек живёт в этом прекрасном мире, наполненном гармонией и красотой.

Юннат:

Есть на Земле огромный дом под крышей голубой,

Живут в нём солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы, весёлый звон ручья,

Живешь в том доме светлом ты и все твои друзья.

Куда б дороги ни вели, всегда ты будешь в нём.

Природою родной Земли зовётся этот дом.

Посмотри, как он хорош, дом, в котором ты живёшь!

Край, который с детства дорог, Родиной зовётся.

3нает каждый, ты и я! Природу обижать нельзя!



Педагог: Так скажем дружно раз, два, три, Откроем праздник - День Земли!

Сегодня нашей планете мы устроим настоящий праздник, пусть вместе с нами радуются деревья и цветы, насекомые и рыбы, звери птицы.



2.1 Игры - викторины

Ребята, а вы хотите поиграть с макетом Земли – глобусом? Проводится игра с шаром. (Педагог задает вопрос и бросает шар)

Кто живет на земле? (животные, насекомые, цветы т.д.)

Кто живет под землей? (червячки, кроты, жуки т.д)

Кто летает над Землей? (птицы, насекомые)

Зачем нужна вода? (пить, купаться, поливать растения т.д )

Для чего нужен воздух? (необходим для дыхания)

Вы знаете, что наша планета не стоит на месте, она движется. Игра «Движение Земли».

У меня в руках 2 шарика. Сейчас каждый ряд получит по шарику. Необходимо будет передать шарик назад на вытянутых руках, не поворачиваясь. Ряд, который первым выполнит задание выигрывает. Наша земля прекрасна. Нас окружает удивительная природа. Земля в разное время года бывает разной. Отгадайте: Когда она бывает белой? А желтой, красной, оранжевой? Когда бывает зелёной? А когда – разноцветной?

Педагог: На День рождения принято дарить подарки. Мы сегодня с вами тоже сделаем подарок Земле – покажем свои знания о природе: о животных и растениях, о воде и воздухе.

2.2 Первая тема: «Вода» Все вы знаете, как нужна на Земле вода, не зря нашу планету называют голубой за цвет водоемов – две трети ее поверхности покрыто водами океанов и морей, рек и озер. Назовите, кому и зачем нужна вода? Юннат: Ни умыться, ни напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!



Педагог: Как жаль, что это богатство люди не берегут, в реки и ручьи часто бросают мусор и бутылки, в моря и океаны вытекают тонны нефти и топлива. Грустная картина. Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в чистых льдах Арктики нашли стиральный порошок. В большинстве рек Европы нельзя купаться. А на поверхности морей и океанов то тут, то там разливаются огромные, жирные пятна нефти. А как этого можно избежать? (Ответы детей)

Молодцы, ребята, прекрасно справились с заданием. Итак, я напоминаю вам, что бесценный дар – чистую воду на Земле надо беречь и разумно использовать, не тратить зря, не загрязнять вредными веществами и мусором. Пусть на Земле будет всегда голубая, чистая вода!



2.3 Следующая тема – «Воздух» Ответьте на вопросы:

Как называется воздушная оболочка Земли? (Атмосфера)

Что такое воздух? Может быть, кто-то знает его состав? ( Азот-79%, кислород-21%, углекислый газ-0,03%.)

Как используют воздух животные и растения? (Дышат кислородом.)



2.4. А теперь тема – «Лес – наше богатство» Что такое лес? В чём заключается его богатство? Лес - огромное богатство нашей Земли, лес называют лёгкими планеты. Растения очищают воздух, радуют нас своей красотой. Это дом для насекомых, зверей, птиц, в лесу они находят себе пищу, укрываются от врагов, растят своё потомство. Лес кормит нас ягодами и грибами. Из деревьев человек делает мебель, бумагу, строит дома. Какой вред наносит лесу человек? (Вырубает, по вине человека лесные пожары.)

Игра «Узнавай-ка»

(слова-перевёртыши, название птиц и животных)

Правила игры: необходимо прочитать название птицы и животного, если Вы прочитаете правильно, то увидите его фотографию и услышите стихотворение-загадку о нём.

конороваж фариж

йеволос ьдевдем

акшукук рбоб

летяд нолс

чарг арбок



2.5 Птицы

Он весной поет красиво,

Звонко, весело, игриво!

Угадай-ка поскорей,

Что за птичка? ... (йеволос)

Солнце греет у порога

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам ... (ичарг)

Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Словно выпорхнув спросонок,

Песнь заводит ... (конороваж)

Тук-тук-тук с утра весь день.

Как стучать ему не лень?

Может, он немного спятил?

Тук-тук-тук, - в ответ нам ... (летяд)

Кто в лесу у нас гадает

И про жизнь твою все знает?

Прокукует, подсчитаешь,

Сколько жить тебе узнаешь!

Птичка, серая подружка,

А зовут ее ... (акшукук)

2.6 Животные

Педагог: Попробуйте отгадать загадки о братьях наших меньших, но они не простые, на них есть отгадки. Но они не верны. Нужно найти ошибку и исправить её.

В чаще, голову задрав, воет с голоду … жираф (волк).

Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый … волк (медведь).

Дочерей и сыновей учит хрюкать … муравей (свинья).

Кто любит по веткам носиться? Конечно рыжая … лисица (белка).

Быстрее всех от страха несётся … черепаха (заяц).

В тёплой лужице своей громко квакал …воробей (лягушонок).

С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …корова (обезьянка).

На одной ноге стоит, в воду пристально глядит. Тычет клювом наугад – ищет в речке лягушат. На носу повисла капля. Узнаёте? Это …цапля.

Ребята. Вы умеете хорошо отгадывать загадки.

Ты узнать меня сумей-ка,

Я - лошадка с длинной шейкой.

Ты, дружок, конечно, прав,

Понял ты, что я... (фариж)

Не нужны нам топоры,

Мы строители - ... (ырбоб)

Ты меня не назовешь

Слишком ласковой и доброй.

Никогда меня не трожь,

Я - змея, большая... (арбок)

На поляночку весной

Прибыл весь народ лесной -

Вышел из норы зайчишка,

Из берлоги вылез... (акшим)

Слышите могучий топот?

Видите длиннющий хобот?

Это не волшебный сон! Это африканский... (нолс)

3.1 Итоговый этап

Викторина «Знатоки природы»

Задание: замени фразу одним словом. (Текст заданий читает педагог)

Заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности. ЗАПОВЕДНИК

Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде. ЭКОЛОГИЯ

Книга, в которую занесены редкие и исчезающие животные, растения и грибы, нуждающиеся в защите и охране. КРАСНАЯ

Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями, символ России. БЕРЁЗА

Самые красивые насекомые. Хрупкие и прекрасные создания, превращающиеся из гусеницы в обворожительное крылатое существо. БАБОЧКИ

Русского писатель, большой любитель природы. Его известные рассказы: «Двойной след», «Выскочка», «Разговор птиц и зверей», «Рассказы охотника», «Лесной хозяин» и др. М. ПРИШВИН

“Про всех на свете” Б. Заходер

Все-все – на свете, на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны…

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых!

Нужны все на свете! Нужны все подряд –

Кто делает мёд, и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то не очень дружны –

Мы всё-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.

«Правила поведения в природе» Ребята! А как надо вести себя в лесу? Объясните знаки. Приложение 1



Стихи детей.

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать.

Бегай, прыгай и играй

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять:

Ты пришёл не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу - всего лишь гость.

Здесь хозяин - дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Помоги лесным зверушкам,

Приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверёк

Будь то ласка иль хорёк,

Ёж лесной, речная рыба

Скажет: "Ты - мой друг! Спасибо"

Педагог: Молодцы ребята. Мы постараемся никогда не обижать природу. Мы должны помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению

Паучок терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду

Учит снег нас чистоте

Учит солнце доброте

У природы круглый год

Обучаться нужно

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Педагог: Сейчас мы поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)

Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)

Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

Педагог: К сожалению, мы нередко нарушаем эти правила. Правда? Давайте сейчас, вместе попросим прощения у природы и постараемся больше не допускать таких ошибок.

Прости нас, маленький жучок,

И муравей, и пчелки,

Простите, стройный тополек

И срубленные ёлки.

Прости нас, пойманный зверёк,

Тебе так тесно в клетке.

Прости за то, что не сберег

И стали вы теперь так редки.

Стихотворение-призыв «Люди гости на планете Земля»

На планете Земля люди - гости,

Им немного отпущено жить.

Миллиарды лежат на погосте,

Не дано им бессмертными быть.

Но гостить надо тихо, спокойно,

И хозяюшку Землю любить,

А у нас постоянные войны,

Все стараются Землю делить.

Катастрофы на нашей Земле:

Ураганы, трясенья, цунами,

Говорят - не живите во зле!

Лишь Добро пусть царит между Вами!

Постарайтесь понять это люди,

И увидишь тогда, человек -

Жизнь счастливой и радостной будет,

И подольше продлится твой век!

Подведение итогов занятия. Награждение победителей. Выставка рисунков обучающихся.

Методические советы организаторам: занятие лучше проводить в экологическом классе, возможно проведение на природе, в саду, в актовом зале. При проведении занятия на природе предусмотреть музыкальное сопровождение, подготовить оборудование для демонстрации плакатов и рисунков.

Методические советы на период ближайшего последействия: после проведения занятия в классе, следующим занятием провести экскурсию, с целью закрепления правил поведения в природе. Если занятие проводится на природе, то необходимо итоговый этап изменить.

Вывод: Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца. В этот день все, кто любит и ценит природу, выходят на улицы городов и посёлков, сажают новые деревья, убирают мусор, спасают попавших в беду животных и птиц. Земля - наш дом, а в доме должно быть чисто и уютно всем.

Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля». И пересесть из него просто некуда. Наша жизнь и наше будущее зависят от каждого из нас. Что мы можем сделать, чтобы наша планета оставалась цветущей и красивой? (Посадить дерево, собрать мусор, закрыть капающий кран и т д.) Будущее благополучие и процветание Земли в Ваших руках дорогие ребята!

А закончить наше занятие о родной Земле хотелось бы словами М.Пришвина: "Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину".

Список литературы

1.Маневцова Л. М. «Мир природы и ребенок». СПб, 1998 г. В. Орлова «Живой букварь» стр-45

2. Бесова М.А. « В школе и на отдыхе» познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. Ярославль « Академия К», 1998 г.- 235 с.

3. Сладков Н. « В лес по загадки»: Фотокнижка, Рис. Т. Капустиной; М., 1983 г. – 95 с.

4.Соколов – Микитов И.С. « В лесу» , М.,1989 – 95 с.

Автор разработки, должность, место работы: Пуштарик Татьяна Ивановна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов Волоконовского района Белгородской области»

ПРИЛОЖЕНИЕ

№1

Правила поведения в лесу

ПРАВИЛО 1-е. Не ломай ветви деревьев и кустарников. Растение - живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там, где много растений, легко дышится.

ПРАВИЛО 2-е. Не повреждай кору деревьев. Поймите, им больно, они перестают расти, и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.

ПРАВИЛО 3-е. Не рви цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе - это пленник, приговоренный к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу всех, кто придет следом за нами. Именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.

ПРАВИЛО 4-е. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек - тропу, а тысячи пустыню.

ПРАВИЛО 5-е. Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.

ПРАВИЛО 6-е. Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости. Кострище - это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15-20 лет. От костра может возникнуть пожар.

ПРАВИЛО 7-е. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Тот, кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям. Ими питаются белки, лоси, сороки.



ПРАВИЛО 8-е. В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнезда. Нужно ценить и охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.




Далеко пойдет тот, кто вовремя уступает дорогу другим. Эвгениуш Коркош
ещё >>