Методическая разработка «Работа над различными видами ансамбля в классе фортепиано» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Р. А. Еникеева, преподаватель по классу фортепиано моудод «Красногорская... 10 1827.15kb.
Разработка урока по русскому языку на тему "Сложные предложения с... 1 38.56kb.
Методическая разработка Развитие музыкально-творческих способностей... 1 131.55kb.
Гоу дюц «виктория» Музыкально-хоровая студия «Аннино» Методическая... 1 235.84kb.
Методическая разработка урока Музыка в 6 классе «Колокольность в... 1 172.52kb.
Методическое сообщение «Работа над музыкальным произведением в классе... 1 151.52kb.
Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная... 1 81.23kb.
Методическая разработка к практическому занятию по учебной дисциплине 1 296.8kb.
Методическая разработка: Игра «Что? Где? Когда? Знаю ли я природу». 1 263.65kb.
Методическая разработка урока литературы в 10 классе Урок 1 127.69kb.
Методическая разработка урока математики во 2 классе по теме 1 72.92kb.
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической... 1 288.81kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методическая разработка «Работа над различными видами ансамбля в классе фортепиано» - страница №1/1

Методическая разработка

«Работа над различными видами ансамбля в классе фортепиано»

Выполнила: преподаватель Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа №4 г. Хабаровска»



Вознюк Елена Константиновна

Ансамблевое музицирование как жанр фортепианного исполнительства, сформировавшись в Европе в начале XVIII века, сделался необычайно популярным и превратился в неотъемлимую часть музыкальной жизни общества.

Коллективное исполнительство как дуэт или трио весьма привлекателен тем, что приносит радость совместной работы. Многие композиторы писали в этом жанре для домашнего музицирования и концертных выступлений. Бела Барток, венгерский композитор, педагог, фольклорист считал, что к ансамблевому музицированию детей нужно приобщать как можно раньше, с первых шагов в музыке.

Не всегда ансамблю как учебной дисциплине уделялось должное внимание.. Но сейчас, с переходом на предпрофессиональное обучение в обязательную часть учебного плана отделения фортепиано с 4 класса введён предмет «Ансамбль». И это здорово, т.к. в ДМШ предмет фортепианного ансамбля неизменно является одним из наиболее любимых среди учеников.

В настоящее время невозможно представить музыкальную жизнь без выступлений ансамблей. Об этом говорят выступления дуэтов, трио, ансамблей большего состава на концертных площадках, фестивалях и конкурсах. Дуэты и трио давно сложившаяся ансамблевая форма, имеющая традиции с XIX века, со своей историей, “эволюционным развитием”, богатым репертуаром - оригинальными произведениями, транскрипциями, переложениями..

Важно начинать работу над ансамблем с самых первых уроков занятий на инструменте. Чем раньше ученик начинает играть в ансамбле, тем более грамотный, техничный, музыкант из него вырастет. Многие педагоги по специальному инструменту практикуют ансамбли внутри класса. Это могут быть как однородные, так и смешанные ансамбли. Начинать лучше работу в ансамбле с учениками одного класса. По опыту знаю, что играть в ансамбле очень нравится ученикам. Все пьесы можно проигрывать индивидуально с каждым учеником, а можно объединять учащихся в дуэты, трио (по усмотрению педагога, исходя из возможностей инструментов, их наличия). Для дуэта (трио) важно подобрать учащихся, равных по музыкальной подготовке и владению инструментом. Ещё важный момент на мой взгляд-это сходство темпераментов. Трудно работать с учениками, один из которых явный флегматик, а другой – ярко выраженный холерик . Кроме того, нужно учитывать межличностные отношения участников. На данном этапе учащиеся должны уяснить основные правила игры в ансамбле

Играя вместе с педагогом ученик находится в определённых метроритмических рамках. Необходимость "держать" свой ритм делает усвоение различных ритмических фигур более ограниченным. Не секрет, что иногда учащиеся исполняют пьесы со значительными темповыми отклонениями, что может деформировать верное ощущение первоначального движения. Ансамблевая игра не только даёт педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное темпоощущение. Необходимо найти наиболее выразительный ритм, добиться точности и чёткости ритмического рисунка. Определение темпа зависит от выбранной совместно единой ритмической единицы (формулы общего движения). Эта формула имеет при игре в ансамбле большое значение, т.к подчиняет частное целому и способствует созданию у партнёров единого темпа.

С педагогом играть хорошо. Но большей внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, конечно, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом (т.е. ученик-ученик). Партнёрами выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. В этой ситуациии возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре. С самого начала необходимо приучать детей, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит другого исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру.

Прежде всего, при ансамблевой игре ученик-ученик мы учим синхронности исполнения. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей (Нужно одновременно взять и снять звук, выдержать вместе паузу, перейти к следующему звуку). Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля - единого понимания и чувствования партнёрами темпа и ритмического пульса. Синхронность является одним из технических требований совместной игры. Начальные и заключительные аккорды или звуки должны быть исполнены синхронно и чисто, независимо от того, что и как звучало между ними. Первый аккорд содержит в себе две функции – совместное начало и определение последующего темпа Одновременное вступление всех обычно достигается незаметным жестом одного из участников ансамбля. С этим жестом полезно посоветовать исполнителям одновременно взять дыхание. Вдох - самый естественный и понятный сигнал о начале игры для любого музыканты. Как певцы перед исполнением берут дыхание, так и музыканты - исполнители, но у каждого инструмента своя специфика. Чтобы понять, каким образом берётся дыхание, необходимо продирижировать, почувствовать характер ауфтакта.

Одновременность окончания имеет не меньшее значение. Не вместе снятый аккорд производит такое же неприятное впечатление, как и не вместе взятый. Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче, если партнёры правильно чувствуют темп ещё до начала игры. Музыка начинается уже в ауфтакте и в короткие мгновения ему предшествующие, когда учащиеся волевым усилием сосредотачивают своё внимание на выполнении художественной задачи.

Немаловажный момент – взятие нужного темпа. Здесь все зависит от скорости вдоха. Резкий вдох говорит исполнителю о быстром темпе, спокойный – сигнал о медленном. Поэтому важно, чтобы участники дуэта не только слышали друг друга, но и видели, нужен зрительный контакт.. Искусство слушать и слышать своих партнеров – очень трудное дело. Ведь большая часть внимания направлена на чтение нот. Еще одна немаловажная деталь – умение прочитать ритмический рисунок. Если ученик читает ритм, не выходя за рамки размера, то он готов играть в ансамбле, т. к. потеря сильной доли приводит к развалу и остановке. При готовности коллектива возможны первые выступления, например на родительском собрании или концерте класса.

Ансамблевое музицирование очень хорошо помогает в закреплении основных навыков звукоизвлечения.

Например, А.Варламов «Красный сарафан» ( исполняют учащиеся 2 класса)- здесь идёт закрепление навыка хорошего legato (мы обычно говорим, петь пальчиками, как голосом, очень красиво). Необходимо приучать ученика видеть и дослушивать длинные и слигованные звуки, детям обычно лень об этом подумать. Как раз ансамблевая игра хорошо позволяет это услышать. Ещё в этом произведении знакомимся (или закрепляем), с более протяжными музыкальными фразами на легато. Фразы исполняем на одном дыхании, в соответствии со стихотворным текстом. В музыке очень хорошо слышно, где брать дыхание, соответственно снимать руку (лига заканчивается). С самого начала необходимо вздохнуть и начать мягко в нужном темпе., помягче прикасаться к инструменту, окончания мягче, не выталкивать, а слушать.. Сразу учимся видеть динамический план пьесы, его кульминацию (самое мощное, насыщенное, сочное место), начало и окончание.. К тому же, во второй партии закрепляется и отрабатывается умение играть с педалью (прямая педаль), или учимся играть с педалью, если ещё не играли.

Половинные паузы дети совсем не замечают. Как раз игра в ансамбле заставляет детей услышать и увидеть эти паузы, ничего не звучит в мелодии, а аккомпанемент продолжает звучать, мелодия как бы "запасается дыханием". Фразы построены так, что паузы на третью долю. Следует обратить внимание ребёнка, что ударение на первую долю, а вторая мягче, на снятии. Обратили внимание на динамический план, на развитие музыки (кульминацию). В конце - rit. - замедление. Обычно дети сами не могут определить, как же замедляется ход движения. Педагог в ансамбле с ребёнком хорошо помогает ему сориентироваться в замедлении, почувствовать это.

Вообще, игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Ритм - один из центральных элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке - категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

Н.Смирнова «Полька».В этом произведении очень много работали над единством темпа, применяя различные виды работы. Трудность- сохранить пульсацию и темп, т.к. в мелодии есть синкопы, а они сбивают учащихся. Игра в ансамбле требует прежде всего синхронности исполнения, метро-ритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую.

Ансамбль: фортепиано и гитара.

Этот вид ансамбля многие музыканты не могут назвать камерным. По этому поводу постоянно идут многочисленные споры. В 19 веке было написано для фортепиано с гитарой более 400 произведений. Этот вид музицирования был популярен благодаря совершенно иной конструкции и звучанию фортепиано. Среди композиторов, которые писали для этого ансамбля, были Диабелли, Каркасси, Мертц, Граньяни и др.

Для школьных ансамблей (гитара и фортепиано) существуют проблема репертуара. Наши гитаристы не слишком интересуются исполнением этой музыки, которая требует вкуса, интеллекта. Известный гитарные композиторы А. Иванов-Крамской, В.Козлов, Кошкин, Орехов являются основными сочинителями музыки для ансамбля фортепиано и гитары.

Нехватка соответствующей литературы для ансамбля тормозит процесс обучения и возможность показать себя на концертной эстраде. Многие педагоги сами делают переложения, аранжировки понравившихся пьес

Раньше строение фортепиано было иным, поэтому в ансамбле с гитарой не возникало больших проблем. В наше время самая большая трудность данного ансамбля – это соотношение тихого звучания гитары и ударного звучания фортепиано. На большой сцене в концертном исполнении гитара нуждается в подзвучке
Работая с ученицей над партией фортепиано в пьесе В.Козлова «Весёлые горошины», мы долго искали качество звучания, искали штрих – перле. Пришлось сделать переложение для ансамбля гитара и фортепиано, так как пьеса написана для двух гитар. Сделано переложение для фортепиано и гитары пьесы О.Копенкова «Карнавал», которая была написана для 4-ёх гитар.
Духовые и фортепиано:

Игра с духовыми инструментами всегда интересна. Духовые инструменты имеют свои особенности: флейта, кларнет, труба – являются наиболее яркими по звуку, в то время как гобой, валторна – инструменты более приглушённого тембра, а значит и сопровождающий их рояль должен искать свою краску для аккомпанемента

Существует особенность аккомпанирования духовым инструментам: звук проходит несколько этапов своего развития. Сначала-атака языка. Затем-звуковое заполнение корпуса инструмента и только на выдохе и появляется собственно звук. Поэтому звук возникает с некоторым опозданием.

Внимание ученика должно быть направлено на особенности взятия дыхания при фразировке . Итак, возникает необходимость контролирования чистоты строя духового инструмента с учётом разогрева.



Работа над произведением Д.Гершвина «Хлопай в такт»(саксофон и фортепиано):

Джаз возник из народной музыки американских негров. Необходимо обратить внимание на особенности гармонического и мелодического языка, особенности ритма (синкопы), особенности лада, инструментовки, звукоизвлечения, употребление таких аккордов как нонаккорды, Д7 без терции и квинты и т.д., цепочк Д7 без разрешения, импровизационность.

Важно обратить внимание на вступление саксофона после фортепианного вступления. Отработать ансамблевые моменты при переходе ко 2 и 3 частям.

Тщательный слуховой контроль со стороны ученика и инструменталиста в моменты окончания частей и окончания произведения. Отработка дыхания.


Таким образом, роль ансамблевой игры при обучении игре на фортепиано очень велико. Она учит всему: ритму, сознательному отношению к делу, ответственности, быстрому освоению нотной графики и пониманию строения музыкальных форм. К тому же очень нравится детям, приносит им огромное удовольствие.

Для выступлений нужно накапливать репертуар разножанровый. т. к. выступать приходится в разных аудиториях, перед людьми с разным менталитетом, то нужно иметь различный репертуар: от классического до эстрадного.



В заключение хотелось бы сказать, в настоящее время необходима концертная деятельность ансамблей для музыкального просветительства, популяризации народного исполнительства. Также важна работа с учащимися по воспитанию профессиональных качеств. Концертные выступления детских ансамблей пользуются успехом у слушателей. Эти выступления способствуют приобретению уверенности, чувства сценической свободы, прививают вкус и любовь к публичным выступлениям. Все это говорит о необходимости на протяжении обучения заниматься ансамблевым творчеством




В каждом большом деле всегда приходится какую-то часть оставить на долю случая. Наполеон I
ещё >>