Методическая разработка по предмету «Сценарное мастерство и основы драматургии» для студентов специальностей 071501 «Народное художе - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сборник уроков преподавателей колледжа культуры специальностей 071501... 3 679.89kb.
Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения специальности... 5 904.06kb.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... 1 297.27kb.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... 1 102.49kb.
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра... 1 320.59kb.
Разработка урока по дисциплине «Биология» для обучающихся специальности... 1 107.98kb.
Методическая разработка для студентов по теме: «предметы ухода» по... 1 163.61kb.
Программа творческого экзамена по виду «хореографическое творчество»... 1 74.93kb.
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра... 1 116.25kb.
Сборник программ Москва 2002 Народное художественное творчество:... 14 2297.46kb.
Чрезвычайные ситуации военного времени Методическая разработка Н. 6 522.69kb.
Литературно-музыкальная гостиная «Трагическая судьба человека в тоталитарном... 1 48.83kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Методическая разработка по предмету «Сценарное мастерство и основы драматургии» для - страница №1/1

Департамент культуры администрации

Краснодарского края

Краевой учебно - методический центр по подготовке и

повышению квалификации кадров культуры и искусства

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Краснодарского края

«КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ»




СЦЕНАРНЫЙ ЗАМЫСЕЛ ЭСТРАДНОГО НОМЕРА
методическая разработка

по предмету «Сценарное мастерство и основы драматургии»

для студентов специальностей

071501 «Народное художественное творчество»

071801 «Социально-культурная деятельность»

ст. Северская, 2011 г.

УДК 792.02 (075.32)

ББК 85.37 я723

Щ 35

АВТОР:


Щеднова И.В. – преподаватель театральных дисциплин ГБОУ СПО КК «Краснодарский краевой колледж культуры».

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Энтин В.С. – председатель предметной (цикловой) комиссии «Театральное творчество» ГБОУ СПО КК «Краснодарский краевой колледж культуры», заслуженный работник культуры Кубани

Астанкова Н.В. – доцент кафедры «Актерское мастерство» Краснодарского государственного университета культуры и искусств


Подписано в печать Объём: 1 п.л. Тираж 200 экз.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………...4

1.Что такое «ассоциации»?....................................................................................6

2. Ассоциации к пяти словам…………………………………………………...7

3. Сценарный замысел эстрадного номера. Пять эстрадных номеров на основе ассоциативных образов к пяти словам…………………………………9

Заключение……………………………………………………………………….15

Литература……………………………………………………………………….16

Введение

Зачастую замысел понимается в двух смыслах: во-первых, «как задуманный план действии или деятельности, намерение» и, во-вторых, как «идея, основная мысль художественного произведения». Описывая всеобщие свойства сознания, психология всегда говорит об ассоциациях, которые играют большую роль в мышлении и, особенно в художественном творчестве. На способности к ассоциациям основаны сравнения, эпитеты, аллегории, символика, а также художественное обобщение, возможность узнавать типическое в воображаемом.

Таким образом, замысел представляет собой задуманное автором (сценаристом, режиссером) построение программы, включающий в себя разработку основной мысли (темы, идеи) и элементы творческого воплощения. Сценарист театрализованного представления в процессе работы над замыслом посредством художественных образов, типичных обстоятельств воспроизводит доступными ему средствами реальную жизнь в своем воображении и фантазии, воплощая ее в новую сценическую форму, которая в свою очередь, через материализованную авторскую мысль воздействует на восприятие зрителей и уже опосредованно влияет на реальный мир. Можно утверждать, что каждый новый сценарий театрализованного представления или праздника, реализованный в определенных пластических пространственных границах – всегда эксперимент, который продолжается все время сценического существования театрализованного представления. Прогноз и моделирование поведения аудитории определяют стратегию формулирования сценических заданий на уровне единиц сценической информации. Запрограммированные цели, сформировавшись в смысловом каркасе сценария, превращаются (после его сценической реализации) в соответствующие состояния (или действия) детской аудитории.

Изменение уровней активности детской аудитории происходит целенаправленно и последовательно от восприятия к осмыслению – от осмысления к сопереживанию, от сопереживания – к действию.

В состав режиссерского замысла входит: а) идейное истолкование или творческая интерпретация драматургического произведения (сценария, инсценировки); б) характеристика отдельных персонажей; в) определение стилистических и жанровых особенностей актерского исполнения в данной программе; г) решение постановки во времени и пространстве, в характере мизансцен и планировок; е) определение характера и принципов сценографии и музыкально-шумового оформления. На замысел оказывают существенное влияние творческие методы: игры, иллюстрации, театрализации.

Очень важно, чтобы уже в процессе создания замысла у режиссера было ощущение целого, чтобы все элементы замысла вырастали из единого общего корня, или как любил говорить В.И. Немирович-Данченко, из «зерна» будущей постановки. «Зерно» приводит в действие фантазию режиссера. И тогда на экране его воображения сами собой начинают возникать рожденные этим зерном моменты будущего действия (постановки). Иные – смутно, и неопределенно, иные – ярко и отчетливо: какая-нибудь мизансцена, звучание и ритм того или иного куска диалога, деталь декорации, а иной раз вдруг остро почувствуется общая атмосфера всей постановки или отдельного эпизода. И чем дальше, тем интенсивнее работает фантазия режиссера, постепенно заполняя своими вымыслами белые пятна на карте режиссерского замысла.

Качество режиссерского замысла определяется найденным образным решением. Решение это тесно связано со сверхзадачей режиссера, с ответом на вопрос: ради чего он ставит данное драматургическое произведение, что хочет вызвать в сознании зрителя, в каком направлении хочет на него воздействовать.


  1. Что такое «ассоциации»?

Художественная ассоциация – это эмоционально–образная способность художника соединять представления о явлениях и предметах, различных по своей природе, в новые художественные образования.

Если я смогу через художественное осмысление увидеть за предметами и явлениями связи новых художественных представлений, значит, у меня есть шанс ассоциативного поиска выразительных средств, для создания эстрадного номера.

От чего зависит формирование художественных ассоциаций? Мне думается, что богатство ассоциаций и способности психики связывать в единой цепи и простые психические образования (ощущения и элементарные эмоции), и самые сложные, выражающие абстрактные понятия, суждения, умозаключения присуще каждому человеку в разной степени и не однозначно. Это зависит от внешних и внутренних качеств человека, от среды обитания, воспитания, уровня развития, степени развития воображения, фантазии и т.д.

Л.Д.Ковакин в своей книге «Классические основы режиссуры. Специфические особенности режиссуры театрализованных представлений, праздников» пишет, что « …художественная ассоциация вызвана жизненным явлением, фактом, имеет гиперболическую, аллегорическую, метафорическую окраску …».

С.В.Маркова в книге «Сценическая жизнь человеческого тела», в главе о режиссерском замысле эстрадного номера, уверена, что «…чем богаче и шире у автора – режиссера ассоциативная сфера, тем он одареннее, тем более он предрасположен к творчеству, тем легче находить ему образно – пластическое решение, как номере, так и представления в целом». Попробуем опытным путем найти ассоциации к некоторым словам.


  1. Ассоциации к пяти словам

Мне захотелось найти как можно больше ассоциаций к словам, чтобы потренироваться и успешно выполнить задание по сценарному мастерству и основам драматургии. Вот что получилось. Возьмем, к примеру, простой предмет – ведро и посмотрим на него с разных углов зрения, напряжем свое воображение, вспомним детские игры. Оно может быть использовано на сцене как:

- урна для мусора – корзина с цветами – табуретка – стол – ночная ваза – ступа Б.Яги – колокол; проделаем такой же опыт и с другими предметами:

- Клубок атласной ленты – мяч – измерительная лента (для закройщиков или строителей) – лента как атрибут художественной гимнастки – бант (у девочки) – наградная лента – дорога – цветы – лента торжественного открытия мероприятия, здания (разрезают ножницами);

- книга – поднос – тетрадь – мяч – зеркало – теннисная ракетка;



- мяч – колобок – яблоко – бомба – живот – яйцо - солнце;

- газета – воздушный змей – скатерть – пилотка – самолетик – лягушка – оберточное средство;

- вешалка – балалайка – скрипка – гусли – треугольник (музыкальный инструмент) – кораблик с мачтой;

- веревка – ринг – цепи – путы – карусель – дорога – шнур микрофона – розги – петля – пояс;



- стул - видеокамера – перископ – мотоцикл – конь – велосипед – барабан;

- обруч металлический – солнце – основа для ярких лент (ярмарка) – колесо истории – колесница – канделябр – обруч гимнастки – велосипедный руль – штурвал;



- швабра – вешалка – палка – микрофон – столб – конь – гитара – мотоцикл;

- пионерский галстук – косынка – мак – флаг – пеленка – скатерть – фартук – повязка патрульного – жгут на рану – бинт – флаг – тряпка торреодора;

- голубая легкая ткань – платок – стена – море – облако – мечта – корабль – парус – шатер – покрывало любви;

- поднос (круглый металлический) – зеркало – табло раундов – гонг – маятник – барабанная тарелка – поднос для награды.

Мы знаем, что эстрадному номеру присущи: «Кратковременность, собственная, внутренне законченная драматургическая структура, высокая концентрация содержания и мастерства исполнителя, прием, положенный в основу построения номера, а также «аттракцион», «фокус», или «трюк» - читаю в учебнике Л.Д.Ковакина.

Мне необходимо придумать пять эстрадных номеров исходя из пяти слов, которые обрели ассоциации (предметные). Глубже вникая в ассоциативные ряды к каждому слову, я понимаю, что не всякая моя ассоциативная цепочка может стать логически оправданной, чтобы лечь в основу номера.

Я задумываюсь, пытаюсь замыслить…перечитываю, имеющуюся специальную литературу, и нахожу у С.В.Марковой «Наиболее убедительное определение художественного замысла, на наш взгляд, дает в своем учебном пособии доктор педагогических наук, профессор О.И.Марков: «Замысел… - это художественно-образное решение поставленной педагогической цели в конкретно осязаемой временной и пространственно-пластической разрешенности»».

Очевидно, необходимо перейти к сценарному замыслу эстрадного номера.




  1. Сценарный замысел эстрадного номера.

Пять эстрадных номеров на основе ассоциативных образов к пяти словам

Замысел, задумка – начало любого творчества. Процесс этот сложный, неоднозначный и очень индивидуальный.

Фантазия и ассоциации – это два крыла, на которых взлетает замысел эстрадного номера. Процесс поиска, а затем и возникновение режиссерского замысла имеет решающее значение в создании любого сценического произведения. Возвращаюсь к своим «словам» и их ассоциациям и понимаю, что в некоторых моментах слово рождало ассоциацию, а последняя - другую и т.д.

Например: Мне срочно необходимо сделать конрольную работу по сценарному мастерству, которую я как самую сложную оставила на потом. Я – мама, времени нет. Сегодня придя с работы, решила сесть – подумать. Домашние дела не отпускают и сегодня. Благополучно определив жаркое в духовку, и не уходя из кухни (потому что забуду и все сгорит), контролируя процесс запекания, ищу слова для создания ассоциаций – перед глазами – поднос, он у меня круглый металлический и я часто, балуясь, заглядывала в него как в зеркало – рожица искажалась, делалось весело. А почему бы нет. Итак, слово найдено – «поднос». Представляется красивая молодая девушка с подносом, возможно, она официантка, а может у неё иная работа. Пока никто не видит, она поправляет макияж, глядя в поднос как в зеркало. Она же на ринге и дно подноса – это табло раундов. Девушка в откровенном костюме проносит поднос так, чтобы зрители, пришедшие на бокс без правил, увидели цифру, обозначающую порядковый номер раунда, делает она это красиво и зажигательно, а затем покидает ринг. Удар по подносу как в гонг, что обозначает начало схватки. Идет бой. В процессе боя преимущество то на стороне одного бойца, то на стороне другого. Мы можем самого боя и не видеть, но Девушка с подносом управляется как с маятником и в своеобразных танцевальных движениях при помощи подноса помогает нам понять «чья взяла» в каждый из моментов боя (зеркало - бубен). Снова гонг – все тот же поднос – бой закончен. Совещаются судьи – выносится приговор, а значит, нашему подносу пришло время превратиться в барабан, а девушка барабанит по нему все равно, что барабанщики на месте публичной казни. Победитель выявлен, идет процедура награждения и на подносе девушка выносит награду – кубок и бокалы с шампанским. Награда нашла своего победителя, а для девушки рабочий день закончился она может посмотреться на себя все в то же зеркало (поднос), надеть пальто и взять с собой свой поднос как молодежную сумочку. Девушка идет домой. Получилась такая цепочка, надеюсь ассоциативная: поднос, зеркало, табло раундов, гонг, бубен, маятник, барабан, сумочка.

Но это еще не номер. Пытаюсь рассуждать дальше: если девушка работает, значит, она зарабатывает. Какие потребности ей необходимо удовлетворить?
Творец и реальность

Поднос – основа для натюрморта – зеркало – табло раундов – гонг – бубен – барабан – сумочка.

Допустим, она художник, она творец, но для кистей и красок необходимы средства и она вынуждена зарабатывать там, где платят, чтобы работать над тем, что нравится.

Завязкой может стать увлечение любимым делом – художник перед мольбертом (и здесь поднос может стать основой натюрморта или местом смешивания красок). Звонит будильник. Девушка идет на работу. Развитие действия - смотрится в поднос – зеркало, дефилирует с подносом как с табло раундов. Девушка с подносом – гонгом дает сигнал к началу боя. Начинается бой, где в одном углу ринга - триколор (РФ), а в другом красное знамя (КПРФ) и бой происходит нового со старым в России. Девушка с подносом – бубном комментирует бой. Гонг прекращает поединок. Кульминация - напряжение перед выведением победителя сопровождается манипуляцией девушки с подносом – барабаном. Побеждает триколор. Аплодисменты и девушке на поднос сыплются монеты, которые она обменивает на краски и кисти (развязка), что мы видим, когда девушка, придя домой из сумочки – подноса их выкладывает вместе с булочкой которую сразу же съедает, переодевшись для работы над картиной. Финал - она рисует.


Волшебная швабра

Швабра – вешалка – менекен – палка – микрофон – гитара – мотоцикл.

Магазин модной одежды. Поздний вечер. Все посетители ушли. Уборщица приступает к своим прямым обязанностям, в руках у неё швабра, ведро с водой и тряпка. Она молода и красива, а приходится надевать замызганный халат и покрывать голову косынкой (чтобы не узнали) и убирать в магазине.

Уборщица вытирает пыль с манекенов, любуясь их нарядами, и замечает новый манекен – юношу, а до этого были одни девушки. Она с ним заигрывает. Решила разыграть сцену ревности: насадив на швабру шарф с одного манекена –девушки, шляпку с другого манекена –девушки. Теперь швабра - это конкурентка уборщицы на внимание юноши. Швабра к юноше пристает, а уборщица её прогоняет.

Швабра повержена. Уборщица скидывает со швабры вещи и бьет их шваброй – палкой.

Уборщица ликует. Победа. Скидывает с себя халат и платок и оказывается в красивом вечернем наряде на высоких каблуках.

Она использует шабру как микрофон прекрасно исполняя песню, затем подыгрывает себе на гитаре – швабре, и используя швабру как шест производит движения профессиональной стриптизерши. Это не может не растрогать даже манекена – юношу он оживает, девушка немного смущена, но юноша так галантен.

Он приглашает её на танец, волшебный поцелуй. Девушка закрывает глаза.

Юноша – манекен стоит на прежнем месте, в прежней позе.

Девушка пытается вернуть его к жизни реальной, но манекен неподвижен. Тогда она берет швабру, как магическое средство от всех проблем, превращает швабру в мотоцикл, приглашая юношу присоединиться, но все тщетно. Девушка берет швабру, моет пол, вытирая слезы руками. Уходит.

Юноша – манекен вытирает скупую слезу, его поза несколько меняется. Что-то почувствовав (или забыв свое ведро), девушка возвращается, но юноша неподвижен, она огорчается, но замечает перемену в позе. Приглядевшись, видит его скупую слезу и его же платочком из верхнего кармана пиджака вытирает ему слезу. Платок как память берет с собой в надежде на новый виток отношений.
Голубая мечта

Голубая воздушная ткань (2х2) – платок – мечта – стена – лодка – парус – шатёр – подвенечный наряд - покрывало любви.

У них свидание. Парень дарит девушке нежно-голубой платок. Поцелуй. Исполняется танец «Голубая мечта», в котором всё о любви двух людей – здесь голубая ткань работает и как полог, и как голубое облако, и как небесный чистый свод. Голос Левитана или звуки вступления «Вставай страна огромная». Война. Парня забирают на фронт. Как не удерживает девушка свою любовь, но долг, прежде всего. Платок – стена разлуки между парнем и девушкой. Голос Левитана или мелодия любой военных лет песни. Девушка тоже идет на фронт к любимому, садясь в лодку из голубой ткани, которую снимает с себя. Труден её путь к их воссоединению – лодка попадает в шторм. Девушка манипулирует тканью, то, как лодкой, то, как парусом, но все-таки встречается с парнем. Под свист пуль - над ними шатер из голубой ткани, под залпы салюта – невеста в военной форме, но в фате. Финал – укутанные голубой тканью, стоят, обнявшись, он и она.
Русь многострадальная

Металлический обруч – солнце – колесо истории – горящая колесница –

огромная люстра из свечей – штурвал – летающая тарелка.

Русь языческая – символ солнца, ярмарка – обруч – основа карусели к которой крепятся разноцветные ленты. На правой стороне авансцены старик закидывает свой невод, приносит невод одну тину морскую. В разгар веселья через всю сцену проносится скоморох в горящем колесе, а за ним пролетают стрелы.

Монголо-татарское иго. Всех кто на сцене полонят татары, надевая на группы людей, как на снопы пшеницы, металлические обручи. Пластические зарисовки тяжелого бремени на Руси. На правой стороне авансцены стоит старик со своею старухой и пытается сквозь обруч закинуть невод. Опять только тина морская в улове у старика, бранит его старуха, бьёт. Пришел богатырь, оковы рухнули, люди свободны. Широко, размашисто движение старика. Поймал он золотую рыбку. Взмолилась рыбка, просила её отпустить. Удивился старик и отпустил рыбку.

Эпоха Петра Великого – окно в Европу – обруч - штурвал корабля. Бал – металлический обруч – источник света со множеством свечей. Старик рассказал старухе о чуде, что с ним приключилось, стала браниться старуха. В разгар бала люстра срывается и уносится вверх, напоминая летающую тарелку.

Современность – обруч – летающая тарелка. Ресторан. Официант с обручем – подносом, склоненный над столиком. Сидит старик у синего моря и ждет свою золотую рыбку.
В Парке

Газета – воздушный змей – скатерть – пилотка – самолетик – лягушка – оберточное средство.

Лавочка в парке. Мужчина читает газету. К нему с газетой присаживается девочка, просмотрев газету, она из неё делает себе пилотку и догоняет свой пионерский отряд.

Мужчина продолжает читать. На сей раз рядом с ним на скамейке оказывается мальчик, который делает из газеты - самолетики и пускается следом за ним.

Мужчина достает из авоськи съестные припасы и простилает газету как скатерть. Он ест. Папа с тремя детьми окружают скамейку, они шумны и говорливы. Старший сын делает из газеты для младшей плачущей сестры лягушку и демонстрирует её способность к трансформации. Папа тем временем мастерит из газеты воздушного змея.

Мужчина заинтересованно смотрит в сторону ребят, к которым подходят – девочка, которая сделала из газеты пилотку и мальчик, пускающий самолетики из газеты. Он собирает остатки пищи в газетку. Тем временем ватага ребят во главе с папой несется с воздушным змеем. Ребята радуются, смеются.

Мужчина положил сверток в авоську и продолжает сидеть на лавочке. Скучно. К нему присаживается мама с плачущей девочкой, никак не удается маме успокоить ребенка. Мужчина быстро достает свежую газету и мастерит для девочки сначала пилотку, она успокаивается, но не отступает мужчина, затем он складывает из газеты кораблик и они с девочкой идут его пускать.

Тем временем ватага ребят с воздушным змеем проносится мимо них и мужчина, взяв девочку на руки, пускается следом за ребятами, за ними семенит мама девочки, в руках у которой кораблик.



Заключение

Режиссерский замысел в реализации драматургического материала театрализованного представления является вторичным по отношению к драматургическому замыслу. Драматургический замысел является основанием, на котором строится все театрализованное представление, но он в ходе реализации трансформируется в режиссерский. Специфика постановки театрализованного представления, праздника заключается в том, что наибольшая эффективность театрализованного представления, праздника достигается тогда, когда в одном лице соединяется и сценарист, и режиссер. Интересный замысел, рожденный пониманием конкретных воспитательных целей и практических задач, подкрепленный точно найденным сценарно – режиссерским ходом, всегда индивидуален. Процесс рождения замысла не изучен. О.И.Марков утверждает, что замысел сценария – это художественно – образное оформление поставленной педагогической цели в конкретно осязаемой временной и пространственно – пластической разрешенности. Замысел театрализованного представления, в том числе и для детей, часто складывается как решение. Его успешная разработка зависит от верно найденных сценических заданий, которые преследуют цель – реализовать замысел.



Литература

  1. Марков О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников. (Сценарная технология). Учебное пособие для преподавателей и студентов вузов культуры и искусств. – Краснодар, 2004.

  2. Маркова С.В. Сценическая жизнь «Человеческого тела». Учебное пособие. – Краснодар,2004

  3. Ковакин Л.Д. Классические основы режиссуры. Специфические особенности режиссуры театрализованных представлений, праздников. – Краснодар, 2004








Секрет вечной молодости состоит в том, чтобы жить добродетельно, есть медленно и лгать насчет своего возраста. Люсиль Болл
ещё >>