«меня зовут красный» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
История кота Байта 1 26.49kb.
Меня зовут джон леннон 1 118.68kb.
Как зовут деда мороза в разных странах? 1 54.53kb.
Лекции по астрономии = Меня зовут профессор Лилианна Дэйвил. 1 15.18kb.
Indigo soul Пьеса. Действующие лица 1 179.98kb.
«Молоко, молоко, для здоровья нам дано!» 1 68.06kb.
Предполагаемые ответы детей Вводная часть 1 44.95kb.
Работа в сети 1 204.25kb.
«Октябрь» 1996, №7 1 34.79kb.
Как стать нашим партнером? Доброго дня. Меня зовут Владислав Марясов. 1 36.92kb.
"Поход Чародея." Фрейм меня зовут. Чародей я. Ксеноа 1 55.47kb.
Орхан Памук Снег 29 5608.81kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«меня зовут красный» - страница №1/1



RETRO 2010

02 — 06. 07. Crimea, Ukraine

ВОСТОК VS ЗАПАД: ИДЕЙНАЯ ОППОЗИЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СТИЛЕЙ В РОМАНЕ О. ПАМУКА

«МЕНЯ ЗОВУТ КРАСНЫЙ»
Посохова Екатерина Васильевна

Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского

кафедра романской и классической филологии

Симферополь, Украина
katerina_posohova@ukr.net
Роман турецкого писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Орхана Памука «Меня зовут Красный» на первый взгляд представляет собой детектив. Однако, несмотря на то, что его сюжет действительно имеет детективную канву, в этом произведении на первый план выходит проблема соотношения искусства классической восточной миниатюры и западного портрета, а также эстетических установок в разных культурах.

Целью нашего исследования является анализ идейной оппозиции художественных стилей Востока и Запада, которая указывает на сущностную характеристику поэтики романа «Меня зовут Красный», а именно — на его диалогизм.

Конфликт произведения представляет собой «битву» между двумя художественными установками в изобразительном искусстве, а глубже — способами видения и восприятия мира, западным и восточным. Перед героями-художниками встают в буквальном смысле «вопросы жизни и смерти», — «Как рисовать?», «Как видеть?», «Восток или Запад?»

Перечислим основные черты, характеризующие художественные стили обоих культур. Живопись мыслилась в исламской традиции только как форма иллюстрации к литературным произведениям, вот почему выдающиеся экземпляры искусства миниатюры находятся в книгах. В романе «Меня зовут Красный» показательны следующие строки о функции миниатюры: «Рассказ оживает благодаря рисунку, и не может быть рисунка отдельно от рассказа» [2, 34].

Главная задача восточного изобразительного искусства — отражать мир так, как его видит Аллах, т.е. «сверху», «с высоты минарета». Отсюда и такие особенности миниатюры, как яркие, незатененные цвета, высокий горизонт, «типизированные» лица. Поэтому мастера романа «Меня зовут Красный», верные традиции, и задаются вопросами: Как можно изображать важных людей меньше только потому, что они находятся далеко? Как можно смотреть на жизнь с уровня земли, а не с вершины минарета? Как может художник желать быть узнанным, развивая индивидуальный стиль и подписывая свои работы? Ведь, как подчеркивает сам Орхан Памук, «исламские, персидские художники XV-XVI веков знамениты не своим индивидуальным стилем, а стилем, характерным для мастерской того или иного шаха или города, где они работали» [1, 322]. Таким образом, традиция искусства миниатюры заключается в том, чтобы помнить все созданное предшественниками, и, вдохновляясь выдающимися работами, сохранять преемственность.

Что касается западных художников, то они рисуют мир так, как его «видит человек». Отсюда и перспектива, и индивидуальные черты (или стиль), «…как показатель уникального видения мира или руки отдельного художника…», и искусство портрета [1, 322].

Итак, различия в эстетических подходах двух культурных традиций очевидны: плоское изображение — перспектива, коллективный стиль — индивидуальный стиль, а следовательно, анонимность — авторство (подпись), цвет — оттенки.

Герои «Меня зовут Красный» разделены на два «лагеря». Эниште, поглощенному идеей создать книгу, в которой рисунок стал бы частью текста, а не иллюстрацией к нему, противостоит мастер Осман, глава придворных миниатюристов: «Если для Эниште — главное, чтобы рисунок рассказывал историю изображенного на нем, то для Османа — главное в рисунке, чтобы он говорил о плеядах мастеров, стоящих за ним» [3, 177].

Проблему взаимоотношения художественных стилей приобретает универсальный характер, превращаясь в диалог восточной и западной культур. Повествование в форме внутренних монологов героев и нерешенность конфликта исключает из романа авторское мнение. Идейные позиции, персонифицированные «морально неопределенными» героями, предстают в данном произведении равноправными.

Следовательно, «Меня зовут Красный» представляет собой диалогическое произведение. Диалогизм, в рамках которого Орхан Памук «заставляет» своих героев полемизировать на тему подходов в изобразительном искусстве, делает роман идейно амбивалентным и предлагает читателю возможность собственной интерпретации текста.


ЛІТЕРАТУРА

  1. Памук, О. Другие цвета: избранные очерки и эссе [Текст] / Пер. с тур. А. Аврутиной — СПб. : Амфора, 2008. – 532 с.

  2. Памук, О. Меня зовут Красный [Текст] / Пер. с тур. В. Феоновой. — СПб. : Амфора, 2006. – 479 с.

  3. Сулейманова, А. С. Постмодернизм в современном турецком романе [Текст] : дис…канд. фил. наук : 10.01.03 / Алия Сократовна Сулейманова — СПб, 2007. — 216 c.





Русская история до Петра Великого сплошная панихида, а после Петра Великого — одно уголовное дело. Федор Тютчев
ещё >>