Менеджмент в условиях глобализации экономики - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Эволюция стратегий деятельности транснациональных банков в условиях... 1 318.85kb.
Правовые основы и тенденции развития высшего образования условиях... 1 85.59kb.
1. Международная торговля в системе мэо в условиях глобализации экономики 7 1224.49kb.
Федерации профсоюзов беларуси 1 143kb.
К вопросу о стратегии диверсификации производства промышленных предприятий 1 104.84kb.
Образование как фактор утверждения в обществе норм этноконфессиональной... 2 439.34kb.
1. Международная торговля в системе мэо в условиях глобализации экономики 8 1358.33kb.
Д. В. Туманов (Казань) Информационное общество в условиях глобализации 1 103.87kb.
Трансформация эстетического воспитания в эпоху глобализации и смены... 1 237.02kb.
Цель проекта: формирование основ социального капитала младших школьников... 1 112.87kb.
Отчету «Трансформация общества в Корее и в России в условиях глобализации... 21 3104.27kb.
Актуальные проблемы информационной безопасности в контексте глобализации 1 98.48kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Менеджмент в условиях глобализации экономики - страница №1/1

МЕНЕДЖМЕНТ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Булгаков Ю. В., Шапорова З. Е.

Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия
Perspective directions of competitiveness increase in national economy on the basis of creation of the virtual enterprises and formation of cluster politics are considered by the authors in the article.
Парадигма глобального менеджмента – принципиально новая система взглядов на организацию бизнеса, в основу которой положены принципы глобализации и информатизации экономики. Глобализация как процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Верно и обратное, – состояние каждого субъекта непосредственно зависит от изменений в окружающем мире, о чем прекрасно сказано в эпиграфе к роману Э. Хемингуэя "По ком звонит колокол".

Для организационно-экономических аспектов глобализации характерны свободная торговля, свободное движение капитала, рост масштабов слияний и поглощений внутри стран, тенденция к аутсорсингу непрофильной деятельности специализированным компаниям. Одновременно с глобализацией происходит процесс регионализации, что характерно не только для государств с федеративной формой устройства, но и для унитарных государств, для целых континентов и частей света. Регионализация означает перераспределение властных компетенций, то есть передачу функций от национального на региональный  уровень, что способствует появлению и развитию новых форм экономического управления. Таким образом, глобализация представляет собой, с одной стороны, сочетание процессов концентрации и централизации, а с другой, – деконцентрации и децентрализации.

Синхронные процессы глобализации, регионализации и информатизации привели к созданию новых форм кооперации – виртуальных предприятий и кластеров. Одной из наиболее эффективных форм кооперирования являются виртуальные предприятия.

Применение термина “виртуальный” не только к объектам и процессам, но и для организационных структур обусловлено тем, что виртуальное предприятие не существует реально как юридическое лицо, но способно производить реальную продукцию или услуги. Виртуальное предприятие определяется как кооперирование юридически независимых предприятий или частных лиц для организации производства товаров или услуг на основе общего понимания бизнеса. Другими словами, виртуальные предприятия представляют собой группы людей, совместно занимающихся общим бизнесом, независимо от их фактического места работы и местонахождения, в том числе независимо от страны, где они живут. Более подробно виртуальное предприятие определяется следующим образом – это временная межпроизводственная кооперация ряда юридически независимых предприятий, которая создается в короткий срок, разрабатывает и производит актуальную продукцию или услуги, обходится без новых юридических образований за счет гибкой координации совместных действий [1,2].

Техническими предпосылками появления виртуальных предприятий явились компьютеризация производства и информационная интеграция. Не менее важными явились также и экономические предпосылки. Насыщение рынка привело к тому, что в конкурентной борьбе выигрывает тот, кто может быстрее создавать и выпускать новые виды товаров, отвечающие постоянно возрастающим требованиям потребителя. Первоочередной задачей для каждого предприятия стало увеличение гибкости.

Гибкость как реализация управленческого принципа адаптации характеризует способность предприятия приспосабливаться к непрерывно меняющимся условиям рынка. Компьютерные технологии проектирования, изготовления и менеджмента существенно увеличили гибкость предприятий, при этом одновременно совершенствовались и организационные формы.

В различных направлениях увеличения организационной гибкости предприятия, можно выделить две тенденции:

• сегментация или реструктуризация крупных предприятий;

• кооперация малых и средних предприятий.

В случае сегментации больших предприятий организуются внутренние производственные сети, в которых участники независимы, но их объединение при этом сохраняется. Например, участники могут быть объединены друг с другом по схеме “заказчик – поставщик”. Сегментированные производственные единицы вступают в конкуренцию с внешними конкурентами, например, с малыми специализированными предприятиями, где они должны доказать свою состоятельность. Сегментированные единицы могут идти на различные формы кооперации для участия в производстве инновационного продукта.

Кооперация малых и средних предприятий предназначена для использования сильных сторон каждого из участников с целью организации выпуска новой конкурентоспособной продукции в минимальные сроки, чтобы обеспечить конкурентное преимущество. Партнерами по кооперации могут быть как самостоятельные предприятия, так и частично автономные производственные единицы. Эффективно организованная кооперация может составить серьезную конкуренцию даже крупным предприятиям с известным брендом. Развитие этих тенденций в совокупности с развитием информационных технологий и привело к появлению организационных форм производства в виде виртуальных предприятий. Такие предприятия способны быстро реагировать на изменения рынка при сравнительно низких затратах с точки зрения традиционного бизнеса.

Важнейшим свойством виртуального предприятия является высокая организационная адаптация. Это означает, что здесь достигается быстрое соединение конкретных предприятий с определенной специализацией, чтобы использовать текущие возможности рынка. Другими словами, виртуальное предприятие успевает вовремя произвести необходимое количество товаров или услуг и реализовать их на рынке за период максимального спроса на данный вид продукции.

Однако быстрое соединение участников виртуального предприятия в активную сеть не может произойти само по себе. Для этого должен быть определенный организационный и информационный фундамент, на базе которого происходит то или иное соединение. Этот базовый фундамент носит название организационного потенциала отношений или информационно-управленческой среды. Он является катализатором кооперации и гарантирует участникам виртуального предприятия пакеты заказов, а, следовательно, обеспечивает их стабильное финансовое состояние. Потенциал отношений не возникает сам по себе, а формируется за счет работы отдельных лиц или коллективов, прямо заинтересованных в функционировании виртуального предприятия.

Важность информационно-управленческой среды обусловлена тем, что в начальной фазе много времени уходит на поиск подходящих партнеров, построение межличностных отношений, а также на развитие общего видения ситуации. Исследования зарубежных ученых показывают, что на подготовительную фазу кооперирования приходится до 30% расходов, причем многие кооперации распадаются, так и не возникнув.

Идеальный тип виртуального предприятия возникает, когда на базе созданной информационно-управленческой среды вновь и вновь формируются ориентированные на заказы, временно ограниченные активные сети. При этом число партнеров в информационно-управленческой среде может быть намного больше, чем в активной сети, что приводит к новым конфигурациям деятельности специалистов предприятий.

Более сильный потенциал виртуальных предприятий, по сравнению с обычными формами кооперации, заключается, прежде всего, в начальной фазе цикла выпуска новой продукции. Здесь не только обеспечивается малое подготовительное время для выхода на рынок, но и гарантируются сравнительно небольшие производственные затраты, как результат эффективного использования межпроизводственного потенциала отношений. Создание виртуальных предприятий сегодня рассматривается как один из путей оптимизации производства.

Нетрудно заметить, что многие аспекты глобализации и регионализации характерны и для кластерной политики. Понятие «кластер» по отношению к отраслям и компаниям было введено в научный оборот американским экономистом М. Портером в рамках его концепции ромба национальных конкурентных преимуществ, которая является наиболее известной среди исследований по национальной и региональной конкурентоспособности [3].

Кластер в экономике – это сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, ВУЗов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Таким образом, кластер – это сообщество экономически тесно связанных и близко расположенных фирм смежного профиля, взаимно способствующих общему развитию и росту конкурентоспособности друг друга.

Преимущественно это неформальные объединения крупных лидирующих фирм с множеством средних и малых предприятий, создателей технологий, связующих рыночных институтов и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости, сосредоточенных на ограниченной территории и осуществляющих совместную деятельность в процессе производства и поставки определенного типа продуктов и услуг. Следует различать кластеры и сети предприятий. Термин «сеть» относится к группе средних фирм, которые взаимодействуют для достижения общих целей, дополняя друг друга и специализируясь, чтобы преодолеть общие проблемы, достичь коллективной эффективности и захватить новые рынки. Термин «кластер» указывает на отраслевую и географическую концентрацию предприятий, которые производят и продают ряд связанных или взаимодополняющих товаров совместными усилиями. Являясь точками экономического роста, кластеры становятся объектом крупных капиталовложений, на которых сосредоточено пристальное внимание местных администраций.

Производственная структура кластера всегда более выгодна, чем отраслевая, так как здесь внутрифирменные связи более тесные. Кластер порождает эффект масштаба производства, основой которого является наличие в лице одной из фирм инновационного ядра, стимулирующего производство новых видов продуктов и услуг. Преимуществом кластера также является гибкая возможность одновременного производства нескольких видов продукции. При группировке фирм в кластеры возникает возможность оптимизации производственно-технологических процессов и минимизации внепроизводственных издержек на различных предприятиях. Таким образом, все участники кластера получают дополнительные конкурентные преимущества под воздействием совокупного влияния и специализации, обеспечивающей повышение производительности труда и снижение себестоимости продукции.

Важной отличительной чертой кластера является фактор инновационной ориентированности. Кластеры, как правило, формируются там, где осуществляется, или ожидается прорывное продвижение в области техники и технологии производства и последующего выхода на новые рыночные ниши. В этой связи многие страны – как экономически развитые, так и только начинающие формировать рыночную экономику – все активнее используют кластерный подход в поддержке наиболее перспективных направлений и форм предпринимательской деятельности, в формировании и регулировании своих инновационных систем.

Деятельность по поддержке кластеров называется кластерной политикой и обычно включает в себя ликвидацию барьеров для инноваций, инвестиции в человеческий капитал и физическую инфраструктуру, содействие географической концентрации связанных фирм.

Предприятия, работающие в рамках одной кластерной системы, имеют, взаимосвязанную стратегию развития, определяемую не только экономическими аспектами (инвестирование, финансирование), но и организационными аспектами, которые предприятия кластера используют для реагирования на изменения во внешней среде своей деятельности. В кластерной системе сочетаются элементы рынка и иерархической координации действий, кооперационные, информационные и имущественные связи. Например, агропромышленный кластер представляет собой территориально локализованную интегрированную структуру инновационной направленности с элементами сетевой организации, созданную на основе сельскохозяйственного производства, включающую различные сферы АПК, входящие в технологическую цепочку создания добавленной стоимости.

Обычно кластерная политика рассматривается как альтернатива препятствующих конкуренции мер традиционной промышленной политики, в рамках которой осуществляется поддержка конкретных предприятий или отраслей.



Рассмотренные организационные структуры с точки зрения их практического применения требуют предварительного исследования экономической эффективности на основе имитационного моделирования различных вариантов реализации.
Литература


  1. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии // М.: Финансы и статистика, 1997. – 336 с.

  2. Е.И. Яблочников, В.И. Молочник, Ю.Н. Фомина. Реинжиниринг бизнес-процессов проектирования и производства / Учебное пособие – СПб: СПбГУИТМО, 2008. – 152 с.

  3. Портер М. Конкуренция. Издательский дом «Вильямс». М-СПб-Киев. 2006. – 602 с.





В известном смысле каждый человек есть то, что он о себе думает. Фрэнсис Брэдли
ещё >>