Мелодия душа музыки - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Iii класс (34 ч) Раздел «Россия — Родина моя» 1 148.54kb.
«Мелодия душа музыки» 1 18.2kb.
Тип урока: Интегрированный урок музыки с использованием материала... 1 121.42kb.
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической... 1 288.81kb.
На фоне музыки 1 53.48kb.
Психология Курс лекций 4 489.75kb.
Андрей Дашков Войны некромантов 24 4201.47kb.
Программа R03: «уголок хореографа: алан платель» "vsprs" показывай... 1 18.11kb.
Тематическое планирование 5 класс (35 ч) Целью уроков музыки в 5... 1 70.5kb.
Лекции Кадзума Яманэ «передовой научно технический потенциал японии... 1 145.15kb.
Сценарий урока музыки по теме: «Синтез искусств. Рождение рок оперы». 1 72.47kb.
К далеким планетам Пути пролегли 1 65.4kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Мелодия душа музыки - страница №1/1

III класс

Урок №1.

Тема: «Мелодия – душа музыки»
Тип
урока: развивающий.

Жанр урока: путешествие.

Форма урока: диалог.

Цель урока: дать понятие о выразительных возможностях мелодии.

Задачи: формирование слушательской культуры учащихся, развитие аналитического мышления, развитие эмоциональной сферы детей.

Элементарная теория музыки: инструменты, мелодия как средство выразительности.



Материалы к уроку: П.И.Чайковский: «Старинная французская песенка», «Осенняя песнь», IV симфония (II часть). Ю. Чичков «Ромашковая Русь».

ХОД УРОКА

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Тема урока сегодня «Мелодия – душа музыки» (Слайд). А что же такое мелодия и почему она является душой музыки?

Дети: - это звуки.

Учитель: - Я играю звуки (играю отдельные в произвольном порядке звуки), это мелодия?

Дети: - Нет, звуки в мелодии должны как-то связываться.

Учитель: - Правильно. Звуки мелодии это как отдельные буквы и слова в нашей речи должны связываться в предложения, должны нам о чём-то рассказывать. Поэтому мелодия – это мысль, выраженная звуками. (Слайд со словами). Слово "мелодия" происходит от греческого слова "melodia","meloc",что означает пение, напев. (Слайд со словами «melodia», «meloc»). Звуки мелодии всегда ритмически организованы и имеют ладовую основу, мажор или минор. От этого зависит характер мелодии: напевный или танцевальный, радостный или грустный. То есть мелодия нам что-то передаёт, выражает. Поэтому мелодия - главное выразительное средство в музыке. (Слайд со словами).

Композитор через мелодию передаёт свои мысли, чувства, переживания, то есть раскрывает свой внутренний мир, свою душу. Поэтому по праву можно сказать, что мелодия – это душа музыки.

Раскрывая перед слушателями свой внутренний мир, композитор придаёт музыке особую лиричность. Что такое "лирика"? Слово произошло от греческого "Лира" (музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого часто исполнялись стихотворные произведения о чувствах и переживаниях человека). (Слайд с лирой). Поэтому лирикой часто называют поэтические произведения, раскрывающие внутренний мир человека, его мысли, чувства, настроения, переживания. А в музыке лирическими называют произведения поэтического характера, передающие внутренний мир и переживания человека. (Слайд: « В музыке лирические произведения это произведения поэтического характера, передающие внутренний мир и переживания композитора»)

Необыкновенно лиричными мелодиями наполнена музыка русского композитора П.И.Чайковского. (Слайд с портретом композитора). ( фрагмент «Старинной французской песенки» из «Детского альбома»). Какими переживаниями и чувствами делится со слушателями композитор? Какие образы передаёт композитор в своих мелодиях? (Образ - это художественное воплощение действительности).

Дети дают характеристику музыкальному произведению, называют образы.

Учитель: Прежде всего, это образы русской природы и чувства, вызываемые её красотой. Эти лирические образы являются основой многих фортепианных и симфонических произведений П.И.Чайковского. (Играю фрагмент «Осенней песни» из «Времён года»). Композитор всей душой любил русскую природу, в ней он черпал источник вдохновения. Он говорил: «Я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку Русь!». (Слайд «Лирические образы русской природы являются основой многих фортепианных и симфонических произведений П.И.Чайковского»).

Послушайте фрагмент IV симфонии П.И.Чайковского. Кто помнит, что такое симфония?



Дети: - Это большое произведение для симфонического оркестра.

Учитель: - Правильно. Итак, послушайте симфонию и скажите, какими чувствами наполнена эта музыка? Что вы представляете, слушая вторую часть симфонии? (Слайд с симфоническим оркестром).

Дети рассуждают о прослушанном фрагменте.

Учитель: Созвучна теме сегодняшнего урока и песня современного композитора Ю.Чичкова «Ромашковая Русь». Послушайте её и ответьте на вопрос: «Какой характер у этой песни? Какие чувства передаёт композитор в мелодии этой песни?»

Дети слушают песню в исполнении учителя.

Учитель повторяет вопросы.

Дети: - Это лирическая песня. В ней передаётся любовь к русской природе.

Учитель: - Мы с вами сегодня начнём разучивать эту песню, но сначала нужно подготовиться и распеться.

Учитель проводит с детьми дыхательную гимнастику, распевание. Вокально-хоровая работа над песней «Ромашковая Русь».

Учитель: Итак, ребята, мы сегодня выяснили, что мелодия является главным выразительным средством музыки. Её называют душой музыки. Почему?

Дети: - Мелодия передаёт чувства, мысли, переживания, внутренний мир человека.

Учитель благодарит детей за работу на уроке.




Любить — значит вместе смотреть в одном направлении? Возможно, но только, если смотрят не в телевизор. Жильбер Сесброн
ещё >>