Межэтнический конфликт в кыргызстане - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Савва М. В., докт полит наук, профессор КубГУ 1 236.15kb.
А. П. Ярков Казаки в Кыргызстане 10 1224.69kb.
Программа по поддержке Искусства и Культуры Швейцарского бюро по... 1 19.47kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине: Туризм в Кыргызстане... 3 646.6kb.
1. Определение конфликта (в принципе) Конфликт 5 931.55kb.
Резолюция международной конференции «Борьба с коррупцией в Кыргызстане. 1 31.71kb.
Что это? Этнополитический конфликт 1 283.45kb.
Понятие конфликта в международном праве 1 243.17kb.
Доклад по теме: «Арабо-Израильский конфликт» 1 100.78kb.
«Отцы и дети», «матери и дети» современный конфликт поколений в гендерном... 1 201kb.
«Социальное взаимодействие. Социальный конфликт.» 1 142.09kb.
Ошибка природы 1 103.42kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Межэтнический конфликт в кыргызстане - страница №1/1

«Политика и общество».-2010.-№9(75).-С.73-81.
МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ В КЫРГЫЗСТАНЕ

К. А. Богатырев
Аннотация: Статья посвящена межнациональному конфликту произошедшему в Кыргызстане весной 2010 г. Сделана попытка проследить процесс накопления конфликтного потенциала в регионе. Особое внимание уделено личностям президентов постсоветской Киргизии.

Ключевые слова: Политология, Центральная Азия, Кыргызстан, конфликт, национализм, экстремизм, геополитика, традиционализм, собственность, международные отношения

Кыргызстан оказался на грани гражданской войны и полного распада государства, когда в апреле 2010 г. беспорядки и вооруженные столкновения в Бишкеке завершились государственным переворотом и созданием временного правительства (ВП). Через несколько месяцев на юге страны - разгорелся этнический конфликт между местными киргизами и узбеками. В основе современных проблем страны лежит целая совокупность причин и обстоятельств. Разгоревшийся политический конфликт привел к тому, что клан свергнутого президента Курманбека Бакиева, предпринял попытку восстановить свою власть. Это привело к активизации межэтнического конфликта между киргизами и узбеками. Столкновения между киргизами и узбеками начались на юге Кыргызстана 11 июня в городах Ош и Джалал-Абад. Руководство Кыргызстана сразу же заявило, что кровопролитие произошло из-за спланированных действий определенных политических сил.

История взаимоотношений на политическом уровне между Россией и Кыргызстаном восходит ко второй половине XVIII в. В этот период кыргызские племена еще не имели своей государственности, были разрознены и разобщены, постоянно находясь под сильным влиянием и давлением Кокандского ханства, соседних казахских племен и джунгаров. Данные обстоятельства способствовали поиску ими военно-политического покровительства со стороны Российской империи. Уже к середине 60х гг. XIX в Северный Кыргызстан добровольно вошел в состав России. С этого времени, можно сказать, начинается история активного развития российско-киргизских взаимоотношений. С распадом Российской империи Киргизия в 1918 г. становится частью Туркестанской АССР. В ходе процесса национально-государственного размежевания советских республик Средней Азии 14 октября 1924 г. была образована Кара-Киргизская (с 25 мая 1925 г.-Киргизская) автономная область в составе РСФСР, 1 февраля 1926 г.преобразована в Киргизскую АССР, а 5 декабря 1936 г.- в Киргизскую ССР.

В то же время из-за происходивших в 1924-1926 гг. процессов национально-государственного размежевания возник ряд противоречий в сфере межнациональных отношений, которые сохраняются и в настоящее время. В частности, в результате изменения административных границ в указанный период в состав Киргизской АССР (позднее - Киргизской ССР) были включены территории с преимущественно узбекским населением. По данным последней Всесоюзной переписи населения 1989 г., киргизы в общей численности населения страны составляли 52,4%, русские - 21,5%, узбеки - 12,9%.

Известно, что при создании СССР границы республик проводились как правило, без учета этнического фактора, единые этнические общности разделялись на части. Это было следствием того, что на единой территории довольно сложно вычленить этнически чистое образование. Ибо на протяжении столетий (если не тысячелетий) границ в европейском понимании здесь не было. К тому же в то время межреспубликанские границы носили сугубо административный характер, никто к ним серьезно не относился. Советскую власть больше интересовала экономическая целесообразность, а не этнокультурные проблемы. Так или иначе, но в результате такой политики в состав Кыргызстана вошла часть Ферганской долины, компактно населен­ная узбеками. Справедливости ради следует отметить, что при советской власти на этой земле не было ни одного конфликта на национальной или религиозной почве. Большинство республик Средней Азии имеют территориальные споры с соседями, значительная часть которых до сих пор не урегулирована. Этни­ческая чересполосица и отсутствие общепризнанных границ усугубляется дефицитом земельных и водных ресурсов, придавая периодически возникающим кон­фликтам выраженную социально-экономическую ок­раску. Наибольшее число территориальных споров происходит между Узбекистаном, Киргизией и Тад­жикистаном. Эти страны помимо общих границ и аг­рарного перенаселения объединяет принадлежность к Ферганской долине, где расположены Ошская область Киргизии, Согдийская область Таджикистана, а также Ферганская, Наманганская и Андижанская области Узбекистана. Даже по сравнению с неблагополучными районами Средней Азии Ферганская долина выделяет­ся высокой перенаселенностью, уровнем исламизации населения и большим числом нерешенных социально- экономических проблем. Несовпадение этнических и государственных границ, берущее свое начало в наци­онально-государственном размежевании 1924-1925 гг., привело к тому, что во всех республиках Средней Азии проживают крупные общины других титульных этно­сов региона. Наличие крупных этнических общин, проживающих на границе со своим «титульным» го­сударством, является мощным конфликтогенным фак­тором.

В Киргизии расположены два крупных узбекских анклава - Сох и Шахимардан, где проживает от 40 до 50 тыс. чел. В Узбекистане же находится киргизский анклав село Барак с населением около 600 чел. Буду­чи отрезанными от основной территории республики, жители этих населенных пунктов испытывают острые проблемы с пересечением государственной границы, функционированием экономики, социальной сферы и систем жизнеобеспечения.

Сегодня узбеков в Кыргызстане около 1 мил. из 5,3 мил. всех жителей страны (14 - 16%), на юге они составляют почти половину населения. При этом рас­пыленный принцип их расселения за последние 20 лет сменился на общинный. То есть «объект неприятия» из отдельного индивида вырос до квартала-махалля, в котором живут «враги». Традиция создания махалля очень древняя. Объединение людей в эти общины приостановилось лишь в конце XIX в. в связи с капи­тализацией производства. Резко ослабло их влияние и в советское время.1 Однако в 1990х гг. традиция была вновь востребована.

Так сложилось исторически, ментально узбеки ак­тивнее и амбициознее киргизов, поэтому в наиболее доходных экономических сферах юга страны домини­рующие позиции занимают узбеки, а, следовательно, они живут зажиточнее. В свою очередь правоохрани­тельные, налоговые органы, паразитирующие на биз­несе, представлены почти исключительно киргизами. При этом узбеков почти нет в органах власти. Узбеки не занимают сколько-нибудь значимых постов в госу­дарственных администрациях районов, городов. На общенациональных телеканалах нет передач на уз­бекском языке. Естественно, это не могло не вызывать возмущения и протестов. Именно поэтому местные уз­беки, в отличие от большинства южных киргизов, же­лающих возвращения к власти свергнутого К. Бакиева, единодушно поддержали временное правительство в надежде на решение своих насущных проблем.

Сторонники прежней власти 12-14 мая попытались взять реванш, временно захватив здания обладминист­раций трех южных областей республики - Баткенской, Джалал-Абадской и Ошской. В городе Ош и в самой Ошской области столкновения на межэтнической почве между узбеками и киргизами начались еще вес­ной. 19 мая в Джалал-Абаде молодые люди устроили погром Университета дружбы народов, построенного известным на юге Кыргызстана предпринимателем и вице-президентом Узбекского культурного центра в Кыргызстане Кадыржаном Батыровым, который яв­ляется этническим узбеком. Митингующие обвинили К. Батырова в организации межэтнического конфлик­та на юге Кыргызстана и поджоге дома свергнутого президента К. Бакиева и его родных в селе Теит Джалалабадской области. Однако собравшиеся 22 мая на встречу с министром обороны Кыргызстана Исмаилом Исаковым заявили, что ситуация на юге страны нака­ляется пробакиевскими людьми и потребовали при­влечь к ответственности организаторов и участников погрома Университета дружбы народов и оправдать К. Батырова. В середине мая Временное правительство заявляло, что события на юге страны организованы провокаторами для дестабилизации ситуации на юге Кыргызстана и разжигания межнациональной розни.

Столкновение киргизов и узбеков совпало с 20-ле­тием Ферганских событий. В июне 1990 г. в городах Киргизской ССР Ош и Узген произошел межэтничес­кий кровавый конфликт между этническими узбеками и киргизами. Прокатившаяся по азиатским респуб­ликам бывшего СССР на рубеже 1980-х - 1990-х гг. волна межэтнических конфликтов ускорила процессы распада единого государства. Развиваясь в рамках дру­гой общественно-политической системы и иной исто­рической ситуации, те конфликты были порождены причинами, схожими с нынешними, и стали прообра­зом столкновений, происходящих в странах Централь­но-Азиатского региона в наши дни.

В период после второй мировой войны республики Средней Азии пережили беспрецедентный демогра­фический взрыв, результатом чего стало резкое увели­чение населения. В 1959-1989 гг. численность жителей региона увеличилась в 2,1 раза. Наиболее быстро росла численность таджиков и узбеков, которые отличались более высоким уровнем исламизации. В посткочевых обществах, к числу которых принадлежали казахи, киргизы и туркмены, женщина традиционно пользо­валась большей свободой в быту, что предопределило не столь высокий уровень естественного прироста. В условиях ограниченности земельно-водных ресурсов демографический «взрыв» вел к нарастанию аграрно­го перенаселения, с особой силой сказывавшегося в традиционных земледельческих районах, главным из которых была Ферганская долина. К 1990 г. плотность населения на ее территории достигала 100 чел. на кв. км., а в узбекской части - 300 чел. В условиях харак­терного для СССР жесткого контроля над всеми сфе­рами общественной жизни социальные конфликты в Средней Азии носили латентный характер. Положение изменилось в конце 1980-х гг., когда власть союзного центра существенно ослабла. Одним из факторов, про­воцировавших конфликты, стала начавшаяся в период «перестройки» замена руководства союзных респуб­лик, которая затрагивала экономические и политичес­кие интересы местных кланов.2

Крупный межэтнический конфликт между кирги­зами и узбеками произошел в конце 1980хгг., полу­чивший название Ошский. В основе конфликта лежа­ли отчетливо выраженные социально-экономические причины. Миграция киргизов в города из сельской местности происходила более интенсивно. К концу 1980х гг. в городах Киргизской ССР проживала уже значительная масса сельских переселенцев, в боль­шинстве своем не имевших собственного жилья, вос­требованной в городских условиях специальности, а зачастую - и постоянной работы. В течение 1989 г. в Киргизии возникло несколько объединений застрой­щиков, претендовавших на земли вокруг Фрунзе (Бишкека) и других крупных городов. В Оше таким объединением стало общество «Ош-аймагы», участ­ники которого 7 мая 1990 г. потребовали предоставить им для застройки земли пригородного колхоза им. Ле­нина, среди работников которого преобладали узбеки. В ответ узбеки выдвинули требования создания авто­номии и придания узбекскому языку статуса государс­твенного. 4 июня на спорном поле собрались узбеки и киргизы, для разгона которых милиция открыла огонь на поражение. После этого в Оше начались массовые погромы, поджоги и убийства узбеков. Беспорядки ох­ватили город Узген и сельские районы, большинство населения которых составляли киргизы. 6 июня 1990 г. в охваченные волнениями населенные пункты были введены части Советской армии, которым удалось ов­ладеть ситуацией. По данным следственной группы прокуратуры СССР, в конфликте погибли около 300 человек. По неофициальным данным - в несколько раз больше.

События этого времени можно рассматривать как со­стоящие из нескольких взаимозависимых процессов:


  1. Как было указано выше в мае, обострились соци­ально-экономические проблемы, в частности - особен­но чувствительной стала нехватка земельных участков для жилищного строительства. Жизненно важным этот вопрос стал для тех, кто не имел своих квартир и домов, в абсолютном большинстве это были выходцы из сельской местности - этнические киргизы.

  2. Возникновение молодежных неформальных об­щественных объединений во Фрунзе и Оше, требовав­ших решения назревших социальных проблем, в пер­вую очередь жилищной.

  3. Рост национального самосознания молодых кир­гизов и узбеков. Узбекская часть населения считала, что подвергается намеренной дискриминации, киргиз­ская же была недовольна тем, что статус киргизов на их собственной родине слишком низким.

  4. Руководство республики и Компартии Киргизии все больше обнаруживало свою неспособность опе­ративно решать сложные проблемы, поднимавшиеся молодежными организациями. Несмотря на то, что процессы перестройки уверенно шли по всей стране,опо всему Советскому Союзу, в Киргизии придержива­лись старых, «доперестроечных» методов управления, что стало одним из факторов недовольства. Молодежь была уверена, что вся страна - СССР - ушла вперед и только Киргизии не коснулись демократические ре­формы.

По тогдашнему союзному законодательству запре­щалось выделение земельных участков под индиви­дуальное строительство в столицах республик СССР. Фрунзе, как столица Киргизской ССР, также попада­ла под этот запрет - притом, что выделение подобных участков именно во Фрунзе было жизненно необходи­мым. Решение проблемы затягивалось московскими властями, но местная молодежь об этом не знала. Каж­дый из молодых жителей Фрунзе, не имевших свое­го жилья, знал лишь о том, что до осени 1990 г. надо построить дом, где могла бы жить его семья. Всю вес­ну Фрунзе сотрясали митинги молодежи - этнических киргизов. В пригородах Фрунзе шли непрекращавши­еся попытки самозахвата земельных участков. Во вто­рой половине мая митинги перенеслись на централь­ную площадь столицы - Ала-Тоо, - расположенную возле здания ЦК КП Киргизии и Совета Министров Киргизской ССР. Постепенно образовались несколько объединений, одни требовали решения только жилищ­ной проблемы и не выдвигали политических лозунгов, другие - прежде всего новые политические партии - были недовольны темпами демократических реформ и диктатом со стороны коммунистов. Были среди них и объединения, выдвигающие в качестве приоритета сохранение и развитие киргизской национальной куль­туры и языка.

В Оше с ранней весны 1990 г. начали активизиро­вать свою деятельность неформальные объединения «Адолат» и чуть позже «Ош-аймагы». Основной за­дачей «Адолата» было сохранение и развитие культу­ры, языка, традиций узбекского народа. Цели и задачи «Ош-аймагы» - реализация конституционных прав человека и обеспечение людей земельными участками для жилищного строительства - объединяли в основ­ном молодежь киргизской национальности. Впоследс­твии лидеры «Адолата» начали склоняться на путь этнического сепаратизма, а «Ош-аймагы» проявила неспособность к компромиссам и ведению диалога. В мае 1990 г. широкой общественности стали известны факты обращения узбекской части населения Джалалабадской области к руководству СССР с требования­ми предоставления автономии узбекскому населению юга Киргизии.

7 мая руководство Киргизской ССР устроило встре­чу с «представителями трудящихся» и молодежи, кото­рая состоялась в Доме политпросвещения ЦК Компар­тии Киргизии. Первая группа вопросов, затронутых в основном молодыми представителями киргизской ин­теллигенции, была связана с проявлением растущего национального самосознания, с восстановлением ду­ховных, исторических, культурных ценностей народа. В частности, говорилось о необходимости создания общества «Ата мекен» (Отечество) для установления и развития культурных, экономических связей с кир­гизами, проживающими в других странах. Высказыва­лась мысль и об укреплении общества «Кыргыз тили» (Киргизский язык), с тем, чтобы дать новый импульс всемерному развитию родной речи. Предлагалось, в частности, целевым направлением передать средства, поступающие в фонд развития государственного язы­ка. Был поставлен вопрос о ликвидации белых пятен киргизской истории, в частности, по мнению ряда участников дискуссии, необходимо сказать всю правду о событиях 1916 г. В 1916 г. произошло Андижанское восстание киргизов против русской администрации. Непосредственным поводом к восстанию стала моби­лизация мусульманского населения Центральной Азии на тыловые работы, причиной - раздача земель пересе­ленцам из России. К 1916 г. переселенцам стало при­надлежать около 70% процентов пахотной земли. За восстанием последовали репрессии против киргизов, голод и массовое бегство киргизов в Китай. В итоге численность коренного населения Киргизии в 1917 г. уменьшилась на 174 тыс. чел.3 На встрече выражались также неоднозначные оценки ряда публикаций в цен­тральных газетах, посвященных республике. Было не­мало резких, категоричных суждений.

17 мая в Оше состоялась встреча представителей 7-тысячной киргизской организации «Ош-Аймагы» с областными и городскими властями, молодежь потре­бовала решить вопросы с землей до 25 мая. В против­ном случае, как угрожали члены «Ош-Аймагы», они проявят собственную инициативу и начнут 17 июня массовый самозахват земель. Реакции руководства области они не дождались, реакцией активистов «Ош-Аймагы» на игнорирование их требований стал ми­тинг 25 мая. 24 мая во Фрунзе 24 общественные организации объединились в «Демократическое движение Кыргызстана» (ДДК). В программе движения указаны цели: укрепление независимости Киргизии, установ­ление демократической многопартийной политичес­кой системы, введение различных форм собственнос­ти, свободное функционирование частного сектора и т.д. 27 мая на территории средней школы №38 в колхо­зе им. Ленина под Ошем состоялся большой митинг, в котором приняли участие около 5 тыс. чел. На митинг прибыли руководители Ошской области, которые объ­явили о намерениях отвести молодежи часть террито­рии колхоза им. Калинина, микрорайонов «Восток» и «Запад» для застройки. Однако собравшиеся были решительно настроены, получить под застройку тер­риторию колхоза им. Ленина, вплотную прилегающую к городу. После долгого и бурного обсуждения воп­роса председатель облисполкома объявил решение о выделении участков для застройщиков на территории хлопковых полей колхоза им. Ленина. Собравшиеся отметили свою победу традиционной церемонией и поклялись не отступать от «завоеванной земли». Это известие вызвало недовольство со стороны местного населения подавляющее большинство, которого со­ставляли хлопкоробы - этнические узбеки - традици­онно трепетно относящиеся к поливным землям. По этой причине вывод из оборота большой площади по­ливных земель был воспринят неоднозначно и тракто­вался как оскорбление узбекского народа.4

30 мая на поле колхоза им. Ленина под Ошем состо­ялся многочисленный митинг представителей узбекс­кой национальности. Участники митинга выдвинули в адрес руководства республики и области требования из 17 пунктов, среди которых значилось создание ав­тономии и придание узбекскому языку в Киргизии ста­туса одного из государственных. Свои требования они передали руководству Ошской области и потребовали дать ответ 4 июня. Республиканская комиссия во главе с председателем Совета Министров Киргизской ССР А. Джумагуловым квалифицировала выделение под индивидуальную застройку земли как незаконное. 4 июня в регионе начались массовые вооруженные стол­кновения на межнациональной почве. 6 июня 1990 г. в охваченные волнениями населенные пункты были введены части Советской армии, которым удалось ов­ладеть ситуацией.5

Анализ имеющихся в УКГБ по Ошской области ма­териалов свидетельствует о том, что происшедшие 4-8 июня в г. Оше - Узгенском. Алайском, Советском, Кара-Суйском и Наукатском районах трагические события с многочисленными жертвами и разрушениями явились результатом запущенности работы с населением, осо­бенно с молодежью, серьезных просчетов в безотла­гательном решении вопросов землепользования, что породило опасную ситуацию и напряженность в меж­национальных отношениях. Вызревающая в г. Оше конфликтная ситуация на почве земельных притязаний между представителями двух народов руководством города и области не была должным образом оценена и локализована. Это послужило поводом для развязы­вания массовых беспорядков. К числу первопричин, предопределивших основной очаг трагических собы­тий в г. Узгене, относятся: разделение проживающего в нем населения по имущественному и материальному положению, в частности появление (преимуществен­но из числа узбеков) зажиточных групп, что породило негативное отношение к ним малоимущей части кир­гизского населения, в основном проживающего в сель­ской местности Советского района. Сложилось среди узбекского населения недовольство тем, что подавля­ющее большинство руководящих кадров составляют лица киргизской национальности, существующие пе­режитки земляческой и местнической психологии про­явились в возникшем конфликте. Имеющиеся серьез­ные социально-экономические проблемы как в г. Оше, так и районах, оказали дестабилизирующее влияние на политическую и оперативную обстановку.6

Последствия межэтнических конфликтов рубежа 1980х - 1990х гг. произошедших как в Киргизии, так и в СССР в целом были многогранными. С провозг­лашением независимого Кыргызстана 31 августа 1991 года произошли существенные изменения в российско-кыргызстанских отношениях уже на официальном международном уровне. В то же время численность представителей титульной национальности в Киргизии значительно увеличилась в постсоветский период. На сегодняшний день, как свидетельствуют экспертные оценки, киргизы составляют 70,9% населения Кыргыз­стана и преобладают в большинстве сельских районов.олитика и общество 9 • 2010

Массовые беспорядки начала 1990х гг. привели к смене руководства практически всех среднеазиатских республик. В Киргизии председателя Верховного сове­та А. Масалиева, который к тому времени сосредото­чил в своих руках большую часть властных полномо­чий, сменил Аскар Акаев. Тогда Киргизия по основным социально-экономическим критериям занимала пос­ледние строчки среди 15 республик СССР. Акаев про­исходит из северокиргизского рода. Выше было упо­мянуто, что в Киргизии сохранились основные черты так называемого посткочевого общества. Киргизы до сих пор сохранили, пусть и в несколько ином качестве, чем столетия назад, традиционное деление на родовые группы. И хотя сегодня они практически утратили свой социальный смысл как основы иерархии кочевого об­щества, тем не менее, в менталитете современных кир­гизов родовые различия по-прежнему многое значат. Система родовых и семейных связей и раньше, и те­перь играет у киргизов огромную роль. Архаичными, родоплеменными социальными формами - кланами, традиционным противостоянием севера и юга, а также перманентной борьбой кланов за перераспределение власти и ресурсов обусловлена внутренняя политика в Кыргызстане. Она представляет собой постоянные ка­чели: от доминанты северных элит к доминанте южных и наоборот. Борьба кланов усугубляется тем, что две части страны обособлены друг от друга, их соединяет единственная дорога, вьющаяся через высокогорные перевалы. В стране нет консенсуса элит, отсутствует диалог между властью и оппозицией. Последней, при такой ситуации основную роль играют неформальные и никем не контролируемые элементы. Эти элементы часто и являются основными распространителями ан­тигосударственных настроений и провоцируют меж­национальные конфликты.

Поэтому только в России и в других европейских странах А.Акаев известен как академик, избранный в 1989 г. народным депутатом СССР, а затем президен­том Киргизии. У себя на родине А.Акаев для кирги­зов - это, прежде всего, представитель определенного рода. Свой клан А.Акаев так же ценил больше, чем демократию и законность. Постепенно в Киргизии сформировалось негативное отношение к правлению А.Акаева. Основной зоной недовольства выступали южные районы республики, всегда враждебно отно­сившиеся к его роду. Весной 1997 г. А.Акаев подпи­сал с Пекином соглашение о передаче около 90 тыс. га киргизской земли на участке Узен-Куш Китаю, что вызвало законное возмущение всего населения. Поэтому-то любые варианты сохранения власти его клана отторгались не только населением южных регионов Киргизии, но и не находили действительно массовых сторонников на севере. Два десятка киргизских пле­мен, а тем более представителей иных этносов, не могла устраивать такая политика. А.Акаев сам создал своими действиями революционную ситуацию. Аскар Акаев, академик, физик, не имевший никакого управ­ленческого опыта став президентом Кыргызстана, по­пытался превратить свою страну в «витрину демокра­тии» в Центральной Азии действуя по принципу - «в стране нет нефти и газа, значит, будем зарабатывать на демократии». Лишь начиная со второй половины 1990-х гг. наметилась тенденция возвращения Россией своих позиций в Центральной Азии и Кыргызстане в частности. При президенте В.В. Путине Россия откры­то заявила о своем стремлении к сохранению особых отношений с центральноазиатскими государствами.

В 1998 г. на территории Баткенского района вновь произошли столкновения из-за распределения воды, после чего были созданы совместные дружины для контроля над ее распределением. Пограничные про­блемы Таджикистана, Киргизии и Узбекистана резко обострились в результате Баткенских событий. В 1999- 2000 гг. вооруженные формирования Исламского дви­жения Узбекистана (ИДУ) дважды производили рейды с территории Северного Таджикистана в Киргизию и Узбекистан, с трудом отраженные армейскими подраз­делениями, причем во время последних боев 2000 г. возникла непосредственная угроза Ташкенту. Опасаясь повторного прорыва боевиков, ИДУ, Ташкент начал одностороннее минирование границ с Таджикистаном и Киргизией, что повлекло за собой многочисленные жертвы среди мирного населения.

В 1999 г. в регионе произошел серьезный конфликт. Агрессия исламских боевиков произошла на южной границе республики в высокогорной части Баткенского района. Боевики взяли в заложники киргизского гене­рала, нескольких солдат и четырех японских геологов (в плену они пробыли два месяца). Война с боевиками шла в течение августа и сентября до тех пор, пока их не вытеснили за пределы республики. Результаты рас­следования Баткенских событий наглядно продемонс­трировали преступное бездействие официального Бишкека. После Баткенских событий бывший сотруд­ник ГРУ Министерства обороны СССР А.Атаханов обвинил тогдашнего руководителя МНБ Кыргызстана Ахмада Бакиева (родной брат К.Бакиева) в потворстве проникновению на территорию Баткенской области крупных бандформирований. Проблема пригранич­ных отношений между Киргизией и Узбекистаном обострялась с каждым годом. При этом А. Акаев не решался проявить в этом вопросе принципиальность. Но его выдержка оборачивается выжидательностью, а осторожность - мягкотелостью. К тому же он постоян­но смещал волевых и принципиальных губернаторов южных областей.7

В 2005 г., в период так называемой «тюльпановой революции», обвиненный в узурпации власти, семейс­твенности и коррупции, А. Акаев вынужден был бе­жать с семьей в Казахстан, откуда позже перебрался в Россию.

Первый президент суверенной Киргизии академик и «северянин» А. Акаев был чужд южанам и жителям сельской местности. За это через пятнадцать лет его самым революционным образом сверг сермяжный хо­зяйственник и «южанин» Курманбек Бакиев. Не слу­чайно магазины в Бишкеке громили главным образом сельские жители, привлеченные возможностью хоть что-то успеть урвать для себя из тех богатств, которы­ми, по их мнению, их обделили. Однако при всей оп­ределенной дикости киргизского бунта на самом деле республике тогда удалось избежать куда более серь­езных угроз лежащих, в частности, в межэтнической плоскости.8

К.Бакиев сменил должность директора завода на пост первого секретаря Кок-Жангакского горкома пар­тии в 1990 г. В 1991-1992 гг. был заместителем пред­седателя Джалал-Абадского облсовета народных депу­татов. С 1992 по 1994 гг. возглавлял Тогуз-Тороузскую райгосадминистрацию. В 1994 г. был назначен замес­тителем председателя Фонда госимущества. В 1995- 1997 гг. стал заместителем, а позже возглавил Джалал-Абадскую облгосадминистрации. С 1997 по 2000 г. он - губернатор Чуйской области. С 21 декабря 2000 по 22 мая 2002 г. занимал пост премьер-министра Киргизии. 22 мая 2002 г. подал в отставку в связи с трагическими событиями на юге республике 17-18 марта 2002 г., ког­да во время массовых беспорядков на юге страны пять человек погибли и несколько десятков были ранены. С 2004 г. возглавил оппозиционное Народное движение Кыргызстана (НДК).

К.Бакиев за пять лет добился полной концентрации власти в своих руках. На ключевые должности в го­сударстве он назначал родственников, а также лично преданных ему людей. В удержании власти он явно де­лал ставку на насилие. Но как было упомянуто выше специфика киргизского общества, как и многих других государств Востока, состоит в их родоплеменном уст­ройстве. С государственных постов не просто снима­лись политические оппоненты и конкуренты, а отстра­нялись от власти целые кланы.

Произошедшая в марте 2005 г. смена власти в Кыр­гызстане в целом не привела к существенному измене­нию кыргызско-российских двусторонних отношений. Так, например РФ и сегодня занимает первое место по объему товарооборота Кыргызстана с зарубежными странами. Однако в последние годы получили развитие и негативные тенденции в двусторонних отношениях Кыргызстана и Российской Федерации. В период прав­ления К.Бакиева участились различные инциденты, к примеру, такие как «шпионские скандалы», нападение кыргызской милиции на российских военнослужащих с авиабазы г. Кант и другие. Участились также факты выдавливания российского бизнеса из Кыргызстана.

Премьер России В.В. Путин вспомнил, как К.Бакиев обвинял в семейственности президента А.Акаева, и подвел итог: «У меня такое впечатление, что господин Бакиев наступает на те же грабли».9 В конечном счете, президент Бакиев утратил всяческую поддержку насе­ления, которому жилось гораздо хуже, чем при Акаеве. Возникла стандартная революционная ситуация, когда низы больше не хотели такой жизни, а верхи уже не могли ими управлять. Произошедшие в Кыргызста­не события, заставили многих с серьезной озабочен­ностью задуматься о дальнейших перспективах этого государства. Налицо была тенденция дальнейшего ухудшения социально-экономического положения рес­публики, усугубляемая непрекращающейся борьбой за раздел сфер влияния между членами «бакиевской семьи» и коррупцией во всех эшелонах власти. Насе­ление страны все больше сожалело о том, что в свое время был изгнан экс-президент А.Акаева, «во время правления которого государственные деньги присваи­вались только узким кругом лиц, а не всем многочис­ленным кланом Бакиевых. Во всей этой смуте, позиция пока еще действующего президента К.Бакиева была очевидна. Отсутствие реальных решений по оздоров­лению ситуации в стране, заставляли его искать выход из сложившейся ситуации за счет внешнеполитичес­ких проблем. Антитеррористическая операция в ИРА,епозволила К.Бакиеву сыграть на геополитических ин­тересах США и РФ, что временно разрешило пробле­му увеличения поступления в республику иностран­ных инвестиций и финансов. Что касается отношений с соседними государствами, в качестве возможного фактора воздействия кыргызские власти начали ис­пользовать территорию своих приграничных областей в качестве т.н. коридора», для проникновения банди­тов и различных деструктивных сил в Узбекистан, ис­пользуя свое соседство с Таджикистаном.10

В Киргизии сошлись интересы России, Китая и США. Президент К.Бакиев постепенно дистанциро­вался от России. Более того, он прибег к элементар­ному мошенничеству. Первоначально объявил об от­казе от американской базы в «Манасе». За это он был вознагражден Москвой пакетом финансовой помощи, кредитов и преференций свыше 2 млрд. долл. Однако база ВВС США осталась на месте, просто была пере­именована в Центр транзитных перевозок. Через «Манас» идет 30-35% грузов для антиталибской коалиции в Афганистане. Но это не главное. Гораздо важнее иметь военную базу в Центральной Азии. Ради ее сохране­ния Вашингтон согласился повысить годовую аренду с 17 до 60 млн. долл. И закрывал глаза на авторитарный режим К.Бакиева с подтасовками на выборах и физи­ческим уничтожением оппозиции. Уличала К.Бакиева в антидемократических действиях, наоборот, Москва. Так что в Киргизии даже началось ограничение рос­сийского телевидения. К тому же К.Бакиев пустил в страну китайцев с инвестициями в обмен на разработ­ки природных богатств. Китай взялся за строительство шоссейной и железной дорог. Китайская сторона на­меревалась в течение 5 лет инвестировать сюда 4 млрд. долл. Это сближение тоже противоречило интересам России.

Весной 2009 г. межэтнические столкновения в Киргизии произошли на севере республики, который традиционно считался более спокойным, чем юг с его многочисленным узбекским населением. Местом бес­порядков стало селение Петровка Московского района Чуйской области, где, наряду с Бишкеком, проживает большая часть славянского населения республики. На территории Чуйской области сконцентрировано около 1/3, а в Бишкеке - еще 1/3 проживающих в Киргизии русских.

В начале апреля 2010 г. на волне массовых акций протеста к власти в Киргизии пришло временное правительство во главе с Розой Отунбаевой. Началом послужили акции протеста в городе Талас на севере республики 6 апреля. Поводом стал резкий рост та­рифов на электричество и тепло. Довольно быстро протестующие от митингов перешли к захвату адми­нистративных зданий. Армия старалась соблюдать нейтралитет, а жители города принялись срочно ор­ганизовывать дружины самообороны, чтобы спасти Бишкек от полного уничтожения. Президент К.Бакиев ни разу не обратился к народу через СМИ, а улетел в Ош, откуда перебрался в родной Джалал-Абад. Он отказался уходить в отставку и покидать страну, и поз­днее предложил, чтобы столицу Киргизии перевели в Ош или Джалал-Абад. Армия, которая старалась при­держиваться нейтралитета, вскоре так же поступили милиция и спецслужбы. Оказалось, К.Бакиев не имел поддержки даже среди силовиков. 8 апреля победив­шая оппозиция создала Временное правительство во главе с Розой Отунбаевой.

Через несколько недель после этого на юге Кирги­зии вспыхнул конфликт. Это было столкновение уже не между сторонниками Р.Отумбаевой и К.Бакиева, а между киргизами и узбеками. Конфликт приобрел смешанный, комбинированный характер, когда на про­тивоборство за власть между киргизами наложились этнические столкновения между киргизами и узбека­ми.

В.В. Путин тут же предложил помощь Р.Отунбаевой, фактически признав временное правительство как ле­гитимную власть. Глава Госдепартамента США Хиллари Клинтон только 10 апреля позвонила в Бишкек. Р. Отунбаева заверила, что база в «Манасе» будет ра­ботать до окончания срока контракта. Тем временем президент соседнего Казахстана посетил Вашингтон. На встрече Нурсултана Назарбаева и Барака Обамы президента К.Бакиева назвали бывшим. С началом народных волнений в Киргизии Казахстан закрыл гра­ницу между двумя странами, точно так же поступил и Узбекистан. Россия оперативно направила на свою 999-ю авиабазу в Канте (Чуйская область Киргизии) 150 десантников со стрелковым вооружением.

Столкновения между киргизами и узбеками нача­лись на юге Кыргызстана 11 июня. К развязыванию межэтнических столкновений на юге Кыргызстана причастны международные террористические органи­зации, которые получали деньги от клана Бакиевых, за­явил 24 июня, глава госслужбы национальной безопас­ности Кыргызстана Кенешбек Душебаев. «Госслужбой нацбезопасности установлен круг деструктивных сил,т непосредственно причастных к развязыванию трагедии на территории Ошской и Джалал-Абадской областей республики. Это - международные террористические организации Исламское движение Узбекистана (ИДУ) и Союз исламского джихада (СИД) при активном учас­тии членов семейно-кланового режима Бакиевых», - заявил он. 12 июня Р.Отунбаева признала, что рес­публика не в состоянии самостоятельно урегулировать ситуацию и обратилась за военной помощью к России. Однако руководство РФ заявило, что исключает сило­вое посредничество в конфликте, ибо при нынешних обстоятельствах оно угрожает стать формой участия в боестолкновениях. Россия ограничилась гуманитар­ной, денежной и военно-технической помощью. Более того, Д.А. Медведев на пресс-конференции в Вашинг­тоне заявил, что Россия не планировала и не планиру­ет направлять в Киргизию свой миротворческий кон­тингент: власти республики сами должны справиться с ситуацией. В основу было положено утверждение, что властям Киргизии нужна легитимность. Тогда им будет легче навести порядок в сфере финансов. Со ста­билизацией экономики будут решены проблемы в по­литической сфере. Бишкеку, в конце концов, пришлось выбираться из кризисной ситуации без прямой подде­ржки внешних сил, на привлечение которых к наведе­нию порядка так рассчитывали в республике. Вместе с тем прошедшие 10 октября достаточно спокойно вы­боры в киргизский парламент показали, что из фазы острых массовых столкновений на данный момент стране удалось выйти.

Кыргызстан не только самая маленькая, но и самая бедная страна региона. Современный Кыргызстан по ВВП на душу населения является самой бедной стра­ной на постсоветском пространстве - лишь 630 долл. Сельское население составляет 65%. Сегодня ВВП страны формируется за счет торговли и услуг (более 40%), сельского хозяйства (около 30%) и промышлен­ного производства (около 15%). Киргизия живет за счет экспорта рабочей силы, внешних субсидий, «скоррек­тированных» под американо-российское военное при­сутствие и еще советских активов, утрачивающих бы­лую прибыльность. Бюджет республики наполняется в значительной степени за счет денежных переводов гастарбайтеров. По данным ВБ, Кыргызстан занимает 4 место в мире по доле денежных переводов в ВВП (около 25%).

Однако Кыргызстан располагает богатейшими ре­сурсами стратегического сырья. В Кыргызстане на­ходятся крупнейшие в Средней Азии промышленные запасы урановых руд, золота, серебра, молибдена и ртути. Вот только сегодня там реально что-то добы­вается на базе всего лишь 5% разведанных запасов, нет долгосрочных инвестиций. Вода и электроэнергия всей Центральной Азии генерируются как раз в Кыр­гызстане и Таджикистане, а это стратегические ре­сурсы для региона. Но сегодня киргизская энергетика вырабатывает не более 30% от объема 1986 г. Наконец именно через эту страну планируется протянуть новые нефте- и газопроводы из Средней Азии в Китай и да­лее - в Японию и Корею. 5% ВВП страны обеспечивает туризм. Однако из-за беспорядков, вандализма и маро­дерства он понес существенные потери.

После апрельского переворота и июньских беспо­рядков положение в экономике Кыргызстана еще более ухудшилось. Страну могут спасти только инвестиции, но до полной стабилизации политической ситуации о полноценных инвестициях можно забыть.



Библиография:

  1. Поляков С.П. Традиционализм в современно сред­неазиатском обществе. М.1989

  2. Уралбаев Е. Уйгуры Шелека: «Государство ваше, а земля наша» // Свобода слова. 2006. 7 дек.

  3. Шулер М., Абубакирова Т., Торгашова JI. Динами­ка численности и изменения в размещении насе­ления Киргизии // Население Кыргызстана / Под ред. 3. Кудабаева, М. Гийо, М. Денисенко. Бишкек 2004.

  4. Май 1990. Комментарии B.JI. Шейниса и Н.А. Омуралиева. М. Новое литературное обозрение. 1990.

  5. Брусина О.И. Киргизия: социальные последс­твия аграрного перенаселения // Этнографическое обозрение. 1995. №4. Сс. 99-100.

  6. Разаков Т. Ош коогаланы КГБнын маалыматтары боюнча (Ошские события по материалам КГБ). Бишкек: 1993. Сс. 83—89.

  7. Горькие уроки Баткена // Веч. Бишкек. - 1999. - 15 окт.

  8. Два лица А.Акаева. Киевский телеграф, http:// telegrafua.com/382/world/7682/

  9. Цит. по Независимое Военное Обозрение. 16.04.2010.

  10. www.kyrgyznews.com.



1 См. подробнее: Поляков С.П. Традиционализм в современ­но среднеазиатском обществе. М. 1989.

2 Уралбаев Е. Уйгуры Шелека: «Государство ваше, а земля наша» // Свобода слова. 2006. 7 дек. /

3 Шулер М., Абубакирова Т., Торгашова Л. Динамика чис­ленности и изменения в размещении населения Киргизии // Население Кыргызстана / Под ред. 3. Кудабаева, М. Гийо, М. Денисенко. Бишкек 2004.

4 Май 1990. Комментарии В.Л. Шейниса и Н.А. Омуралиева. М. Новое литературное обозрение. 1990.

5 Брусина О.И. Киргизия: социальные последствия аграрного перенаселения // Этнографическое обозрение. 1995. №4. С. 99-100.

6 Разаков Т. Ош коогаланы КГБнын маалыматтары боюнча (Ошские события по материалам КГБ). Бишкек, 1993. С. 83- 89.

7 Горькие уроки Баткена // Веч. Бишкек. - 1999. - 15 окт.

8 Два лица А.Акаева. Киевский телеграф. http://telegrafua.com/3 82/world/7682/

9 Цит. по Независимое Военное Обозрение. 16.04.2010.

10 www.kyrgyznews.com





Я прошел через сансару многих рождений. Рожденье вновь и вновь — горестно. Будда
ещё >>