Международное право возлагает на государство обязательства, а порядок их реализации внутри страны определяется национальным правом, - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопрос №19. Международное гуманитарное право, понятие, принципы,... 1 32.8kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Международное право» 1 58.1kb.
Нарушение договорного обязательства и его правовые последствия: основные... 1 412.43kb.
Программа наименование дисциплины Ответственность в международном... 1 295.16kb.
Правовой статус саморегулируемых организаций 1 238.96kb.
Курсовая работа по Международному праву Международно-правовая ответственность... 1 253.77kb.
Международно-правовое обеспечение продовольственной безопасности 12. 1 338.44kb.
Основные институты обязательственного права правовой системы США 3 468kb.
Контрольная работа по дисциплине "Международное публичное право"... 1 17.98kb.
Международно-правовые аспекты управления в сфере охраны окружающей... 5 747.11kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международное морское... 8 2134.33kb.
Выступления руководителей фсб россии в сми. 2006 год 22 2367.27kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Международное право возлагает на государство обязательства, а порядок их реализации - страница №1/5



UNITED
NATIONS


Advance Unedited Version

CCPR




International covenant
on civil and
political rights



Distr.

GENERAL
CCPR/C/UZB/Q/3/Add.1

4 December 2009
Original: RUSSIAN

HUMAN RIGHTS COMMITTEE


replies to the list of issues (CCPR/C/UZB/Q/3) to be
taken up in connection with the consideration
of the THIRd periodIC REPORT OF UZBEKSTAN
(CCPR/C/UZB/3)*

[4 December 2009]



Ответы

На дополнительные вопросы Комитета ООН по правам человека в связи с рассмотрением Третьего периодического доклада Узбекистана по выполнению положений Международного пакта о гражданских и политических правах
Конституционная и правовая основа осуществления Пакта и факультативного протокола, право на эффективное средство правовой защиты (статья 2)
1) Просьба привести примеры случаев, когда на положения Пакта делались прямые или косвенные ссылки в судах или самими судами государства-участника, и пояснить, действительно ли Пакт является напрямую применимым в качестве национального закона?
Ответ: Международное право возлагает на государство обязательства, а порядок их реализации внутри страны определяется национальным правом, если иное не оговорено в международно-правовой норме. В Резолюции Института международного права говорится: «… в принципе, именно правовая система каждого государства определяет наиболее подходящие пути и средства обеспечения того, чтобы международное право применялось на национальном уровне»1.

Национальное право уделяет растущее внимание решению вопросов взаимодействия с международным. При этом оно также исходит из того, что определение методов реализации международных обязательств на национальном уровне относится к компетенции государства.

Основы взаимодействия определяются конституционным правом. Анализ этого права и практики его применения подтверждает, что механизм действия национального права не пригоден для регулирования международных отношений так же, как международное право не способно регулировать внутриобщественные отношения. Поэтому выражение «непосредственное действие норм международного права» в правовой системы страны носит условный характер, означая, что содержащиеся в этих нормах правила подлежат непосредственному применению после придания им соответствующей юридической силы национальным правом.

Таким образом, для того, чтобы быть способным регулировать отношения с участием физических и юридических лиц, содержащиеся в международном праве правила должны войти в правовую систему страны в установленном ею порядке. Этот процесс обычно именуется трансформацией, имея в виду преобразование норм международного права в нормы национального права. На самом же деле норма международного права не преобразуется, она сохраняет свой статус. А вот её содержанию, правилу придаётся статус нормы национального права. Собственно речь идёт об имплементации международной нормы при помощи национального права.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что положения Международного пакта о гражданских и политических правах применяются в Республике Узбекистан не непосредственно, а будучи имплементированными в Конституцию и различные отрасли законодательства, на которые и ссылаются суды при вынесении своих решений.

Конвенционные органы ООН рекомендуют судам Республики Узбекистан при вынесении судебных решений ссылаться на нормы международного права по вопросам прав и свобод человека, непосредственно применять их при оценке действий, нарушающих права и свободы человека. В Узбекистане постепенно вводятся в практику процедуры непосредственного применения норм международного права в судебной практике и деятельности органов прокуратуры. В настоящее время идёт подготовка разъяснений Пленума Верховного суда и Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан по вопросу международно-правовых основ деятельности национальных судов.


2) Просьба представить информацию о действующих процедурах осуществления соображений Комитета в соответствии с Факультативным протоколом. Просьба указать, какие меры были приняты государством-участником для осуществления в полном объёме многочисленных соображений Комитета в соответствии с Факультативным протоколом №1 к Пакту, в частности сообщений:

- №915/2000, Султанова против Узбекистана, №1017/2001 и №1066/2001, Страхов, Файзулаев против Узбекистана;

- №1043/2002, Чикунова против Узбекистана,

-№1041/2002, Туляганов против Узбекистана,

-№1017/2002, Агабекова против Узбекистана,

-№1140/2002 Худайберганов против Узбекистана.

Учитывая тот факт, что Комитет счёл неудовлетворительными ответы государства-участника в отношении сообщений №1150/2002, Утеев против Узбекистана, № 917/2000, Арутюнян против Узбекистана, №931/2000, Худойберганова против Узбекистана, и №911/2000, Назаров против Узбекистана, просьба указать дополнительные меры, принятые с целью их осуществления.

Ответ: В Республике Узбекистан изучена практика реагирования государственными органами на временные меры, рекомендованные Комитетом ООН по правам человека, а именно – приостановление исполнения приговоров в виде смертной казни в отношении лиц, дела которых находятся на рассмотрении Комитета ООН по правам человека, и имеется в наличии обращение этого Комитета к Правительству страны.

В связи с отменой смертной казни в Республике Узбекистан с 1 января 2008 года, присоединением Узбекистана в 2008 году ко Второму факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах от 15 декабря 1989 г., направленного на отмену смертной казни, информированием Комитета по правам человека о мерах, принятых для осуществления этого Протокола, вопрос о применении временных мер защиты в отношении лиц, приговорённых к смертной казни, потерял для Узбекистана свою актуальность.

Следует подчеркнуть, что: 1) в Республике Узбекистан отменена смертная казнь в отношении преступлений, совершённых не только в мирное время, но и в период военных действий; 2) де-факто, с марта 2005года установлен мораторий на вынесение смертных приговоров и их исполнение, т.е. ни один судебный приговор, предусматривающий наказание в виде смертной казни , не был приведён в исполнение; 3) все приговоры суда о назначении смертной казни были заменены на наказание в виде пожизненного и длительного лишения свободы.
3) Просьба указать, является ли бюро Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмена) национальным правозащитным учреждением, соответствующим Парижским принципам. Просьба также указать, все ли рекомендации Уполномоченного, касающиеся жалоб частных лиц, были в полном объёме выполнены. Намеревается ли государство- участник укрепить мандат Уполномоченного, в частности в связи с принятием последующих мер по выполнению рекомендаций, касающихся жалоб частных лиц?
Ответ: 1. Узбекская модель Омбудсмана полностью соответствует Парижским принципам, в частности:

Во-первых, парламентский Омбудсман является конституционным независимым органом. Порядок формирования Омбудсмана закреплён в Конституции Республики Узбекистан и конституционных законах «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» от 12.12.2002г., «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» от 12.12.2002г.

Во-вторых, его полномочия по защите прав человека отражены в специальном законе «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмане)» от 24.08.2009г. (Новая редакция).

В-третьих, Омбудсман при осуществлении своих полномочий является самостоятельным и независимым от государственных органов и должностных лиц, и ежегодно предоставляет доклады обеим палатам парламента;

В-четвёртых, в полномочия узбекского Омбудсмана входит не только контроль за деятельностью исполнительных органов, но и вопросы соблюдения и защиты прав человека судами и правоохранительными органами, организациями, учреждениями, предприятиями независимо от форм собственности;

В-пятых, Омбудсман избирается обеими палатами парламента сроком на 5 лет. Требования к кандидату на должность Омбудсмана аналогичны требованиям к кандидатам в члены парламента;

В-шестых, под председательством Омбудсмана создана Комиссия по соблюдению конституционных прав и свобод человека, состав которой также утверждается обеими палатами парламента. Членами комиссии являются видные общественные деятели, представители науки, университетской среды, гражданского общества (палаты адвокатов, профсоюзов, ассоциации врачей, правозащитных организаций, органов самоуправления граждан, члены парламента) с соблюдением гендерного баланса (всего 22 человека, из них 5 - женщины);

В-седьмых, создана система представителей Омбудсмана на местах для обеспечения доступности населению в каждом регионе Узбекистана;

В-восьмых, Омбудсман дополняет внесудебный механизм рассмотрения жалоб граждан. К нему могут обращаться отдельные индивиды, третьи лица, в том числе неправительственные организации;

При рассмотрении жалобы, а также при проверке по собственной инициативе случаев нарушения прав, свобод и законных интересов граждан Омбудсман имеет право:



  • обращаться к организациям и должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению;

  • приглашать представителей организаций и должностных лиц для проведения проверки обстоятельств, подлежащих выяснению; беспрепятственно посещать организации и должностных лиц; запрашивать и получать от организаций и должностных лиц документы, материалы и другие сведения;

  • получать объяснения от должностных лиц;

  • поручать организациям и специалистам подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению;

  • принимать участие в проверках, проводимых организациями и должностными лицами по вопросам, затрагивающим права, свободы и законные интересы человека;

  • проводить встречи и беседы с лицом, задержанным либо содержащимся под стражей;

  • входить в соответствующие органы с ходатайством о привлечении к ответственности лиц, в действиях которых установлено нарушение прав и свобод человека.

Омбудсман участвует в процессе совершенствования законодательства, в том числе, с предложениями о ратификации международных договоров по правам человека. Кроме того, он осуществляет мониторинг соблюдения международных договоров Узбекистана по правам человека.

Для обеспечения деятельности Омбудсмана и Комиссии создан Секретариат Омбудсмана, деятельность которого финансируется из средств Государственного бюджета, является самостоятельным юридическим лицом, находится в отдельном здании, доступном для населения.

Омбудсман также осуществляет информационно-образовательные функции по правам человека. Проводятся семинары, тренинги, издается литература. По предложению Омбудсмана введены спецкурсы «Национальный механизм защиты прав человека» в учебных заведениях Министерства юстиции и МВД, учебный курс «Национальные институты по правам человека» для магистрантов Университета мировой экономики и дипломатии. Омбудсман совместно с Национальным центром по правам человека является соучредителем журнала «Демократизация и права человека».

Парламентский Омбудсман осуществляет тесное сотрудничество с международными организациями, структурами ООН и ОБСЕ, в том числе, путем направления информации по вопросам, осуществления контроля за выполнением рекомендаций договорных органов ООН.

Омбудсманом осуществляется эффективное сотрудничество с институтами гражданского общества. Представители НПО являются членами экспертного совета Омбудсмана и его региональных представителей. Заключены соглашения о сотрудничестве с Советом федерации профсоюзов, Ассоциацией судей, ННО Центр изучения прав человека и гуманитарного права».

Омбудсман придает большое значение вопросам предупреждения нарушений прав человека в деятельности судов и правоохранительных органов. В этих целях заключены соглашения о сотрудничестве с Конституционным судом, Генеральной прокуратурой, министерствами внутренних дел, юстиции, здравоохранения, Исследовательским центром при Верховном суде, Национальным центром по правам человека.

2. Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман) является органом внесудебной защиты, призванный принимать и рассматривать жалобы граждан, которые исчерпали другие правовые средства защиты своих прав и свобод. Он содействует восстановлению нарушенных прав человека путем внесения своих рекомендаций о путях разрешения конфликта между государственным органом и гражданином.

Граждане с каждым годом все чаще направляют свои жалобы к Омбудсману, о чем свидетельствует статистика. Так, в 2008 году к Омбудсману поступило 9962 обращения граждан (2007 г. - 8611, 2006 г. -7655).

В 2008 году 1891 жалоба граждан была взята Омбудсманом на контроль, из которых 302 жалобы были признаны обоснованными, и со стороны должностных лиц были приняты меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан.

Анализ ответов, полученных по запросам и заключениям Омбудсмана за последние годы показывает, что со стороны государственных органов и должностных лиц исполнение рекомендаций Омбудсмана по жалобам граждан составляют в среднем 20-25 процентов от взятых на контроль обращений граждан. Данный показатель соответствует деятельности большинства омбудсманов, учрежденных в странах с новой демократией.

3. В целях укрепления правовых гарантий деятельности Омбудсмана в апреле 2009 года парламент Узбекистана принял Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с совершенствованием деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по прaвaм человека (омбудсмана)». В частности, согласно изменениям, внесённым в уголовно-процессуальный и уголовно-исполнительный кодексы, усилены гарантий защиты прав лиц, содержащихся под стражей, при обращении к Омбудсману. Законодательно запрещается цензура корреспонденции осужденных к Омбудсману, для задержанных, арестованных и осужденных создаются условия для встреч и бесед с Омбудсманом. Кроме того, при проведении проверки по жалобе Омбудсман имеет право посещать учреждения по исполнению наказаний без специального на то разрешения.

В 2009 году начато проведение мониторинга соблюдения Законов «Об

Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмане)» и «Об обращениях граждан» во всех регионах страны. Изучение правоприменительной практики, связанной с исполнением Закона об Омбудсмане, направлено на изучение ситуации в регионах страны по обеспечению прав граждан на обращение с жалобами в государственные органы, порядка работы с заявлениями граждан информированности должностных лиц и государственных служащих о положениях законодательства об Омбудсмане, выявление проблем, возникающих при взаимодействии Омбудсмана с органами государственной власти и управления. По итогам мониторинга планируется выработка предложении по совершенствованию Закона «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмане) и действующего законодательства, а также правоприменительной практики.
4) Намеревается ли государство-участник провести независимое, с участием международных наблюдателей, расследование случаев предполагаемых внесудебных убийств и чрезмерного применения силы со стороны сотрудников правоприменительных органов в Андижане в мае 2005 года?
Ответ: Республика Узбекистан, являясь суверенным и независимым государством, обладая верховенством государственной власти в сфере своей внутренней и внешней политики, приняла необходимые меры по расследованию преступлений, совершённых в мае 2005 года в г. Андижане, привлечению к ответственности и наказанию виновных лиц, о чём Узбекистан подробно информировал международное сообщество в течение 2005-2007гг.

Так, в ходе всего судебного разбирательства, связанного с андижанскими событиями, участвовали не только многочисленные потерпевшие, гражданские истцы и свидетели, но и более 100 представителей зарубежных и местных средств массовой информации, дипломатических миссий и международных правозащитных организаций, таких как «Хюман Райтс Уотч», «Американская ассоциация юристов».

В ходе судебного процесса международные наблюдатели имели возможность ознакомиться со всеми материалами следствия, показаниями свидетелей, потерпевших, гражданских истцов и всей имевшейся доказательной базой (аудио- и видеоматериалами, заключениями многочисленных экспертиз, протоколами осмотра мест происшествия, изъятым оружием, как захваченным во время нападения на военизированные объекты, так и завезённым террористами извне и др.). Фактически они имели возможность наблюдать весь процесс исследования судом вышеперечисленной доказательной базы.

Все эти судебные разбирательства были проведены с соблюдением процессуальных правил и строго в соответствии с международными стандартами и нормами национального законодательства. В ходе судебного разбирательства была обеспечена прямая состязательность с участием адвокатов, защита и обвинение имели равные условия и возможности для беспрепятственного ведения судебного процесса.

В соответствии с нормами международного права, международное расследование проводится в том случае, если государство само обращается с просьбой о проведении такого расследования, в виду неспособности местных властей или коллапса государства, а также если возникшая ситуация непосредственно затрагивает вопрос поддержания международного мира и безопасности.

Эта аргументация неоднократно приводилась Республикой Узбекистан на всех международных мероприятиях, посвящённых обсуждению последствий андижанских событий.

В проведении независимого международного расследования событий в г. Андижане нет необходимости. Более того, 27 октября 2009 года Совет ЕС по внешним связям принял решение о полной отмене ограничительных мер в отношении Узбекистана, принятых в 2005г. в связи андижанскими событиями.
Меры по борьбе с терроризмом, чрезвычайное положение и соблюдение провозглашаемых в Пакте прав.
5) В свете предыдущей рекомендации Комитета просьба указать, каким образом государство-участник гарантирует соответствие его действующих законов о чрезвычайном положении статье 4 Пакта. Может ли человек пользоваться эффективными средствами правовой защиты во время чрезвычайного положения? Просьба также представить информацию о статусе и содержании нового законопроекта о чрезвычайном положении.
Ответ: Республика Узбекистан уделяет большое внимание имплементации положений Международного пакта о гражданских и политических правах, о чём подробно сказано в Третьем периодическом докладе2. В частности, в Конституции Республики Узбекистан закреплено положение о том, что решение о введении чрезвычайного положения на всей территории или отдельных местностях Республики Узбекистан принимается Президентом Республики Узбекистан с согласия двух палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В Конституции указывается, что чрезвычайное положение вводится в исключительных случаях:

- при реальной внешней угрозе,

- массовых беспорядках;

- крупных катастрофах;

- стихийных бедствиях;

- эпидемиях.

Согласно Конституции Республики Узбекистан условия и порядок введения чрезвычайного положения должны регулироваться законом.

В рамках развития конституционных положений о чрезвычайном положении приняты Закон Республики Узбекистан «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 20 августа 1999г., Государственная программа по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций от 3 августа 2007 г., начата подготовка Концепции и проекта закона «О чрезвычайном положении».

Национальным планом действий по выполнению рекомендаций Совета ООН по правам человека по итогам рассмотрения Национального доклада Узбекистана в рамках Универсального периодического обзора (в декабре 2008г.) предусмотрены разработка Концепции проекта закона «О чрезвычайном положении» (IVквартал 2009г.-I квартал 2010г.) и проведение международной конференции на тему «Права и свободы человека в условиях режима чрезвычайного положения» (1 квартал 2010г.).

Информация о статусе и содержании нового законопроекта «О чрезвычайном положении» будет представлена после его широкого обсуждения и подготовки окончательного варианта. Однако, следует отметить, что в данном законе будут, несомненно, установлены гарантии прав граждан в условиях чрезвычайного положения.
6) Просьба представить информацию об определении государством-участником понятия «террористические акты» и пояснить, соответствует ли законодательство по этому вопросу всем предусмотренным в Пакте гарантиям?
Ответ: В статье 2 Закона Республики Узбекистан «О борьбе с терроризмом» даётся определение понятия «террористическая акция», согласно которому террористическая акция – это совершение преступления террористического характера в виде захвата или удержания заложников, посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителей национальных, этнических, религиозных, иных групп населения, иностранных государств и международных организаций, захвата, повреждения, уничтожения объектов государственного или общественного значения, взрыва, поджога, применения или угрозы применения взрывных устройств, радиоактивных, биологических, взрывчатых, химических, других отравляющих веществ, захвата, угона, повреждения, уничтожения наземных, водных и воздушных транспортных средств, создания паники и провоцирования беспорядков в местах скопления населения и при проведении массовых мероприятий, причинения вреда или создания угрозы жизни, здоровью населения, имуществу физических или юридических лиц путём совершения аварий, катастроф технического характера, распространения угроз любыми средствами и методами, иных действий террористического характера, установленных законодательством Республики Узбекистан и общепризнанными нормами международного права.

Законодательство Узбекистана о борьбе с терроризмом полностью соответствует гарантиям, предусмотренным в Пакте.

Согласно статье 4 вышеуказанного Закона одним из основных принципов борьбы с терроризмом являются законность и приоритетность прав, свобод и законных интересов личности.

В соответствии с требованиями статьи 28 данного Закона лица, участвующие в террористической деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством.

В случае добровольного отказа от участия в террористической деятельности, сообщения об этом соответствующим государственным органам и активного способствования предотвращению наступления тяжких последствий и реализации целей террористов, лицо может быть освобождено от ответственности в соответствии с законодательством.

Ответственность за терроризм предусмотрена статьёй 155 Уголовного кодекса Республики Узбекистан, в связи с чем, все принципы Уголовного кодекса, указанные в общей части распространяются и на лиц, подозреваемых и обвиняемых в терроризме.

Согласно требованиям статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан подозреваемый, обвиняемый и подсудимый, имеют право на защиту. Право на защиту обеспечивается обязанностью дознавателя, следователя, прокурора, суда разъяснить подозреваемому, обвиняемому и подсудимому предоставленные ему права и принять меры к тому, что он имел фактическую возможность использовать все предусмотренные законом средства и способы для защиты от предъявленного ему обвинения.

Данное правило распространяется и на лиц, участвовавших в совершении преступлений, связанных с терроризмом.

Преступления, связанные с осуществлением террористических актов, относятся в соответствии с Уголовным кодеком Республики Узбекистан к преступлениям против мира и безопасности.

Согласно ст. 155 УК Республики Узбекистан терроризм охватывает следующие противоправные действия:



  • насилие;

  • использование силы;

  • иные деяния, создающие опасность личности или собственности;

  • угроза их осуществления;

  • а равно деятельность, направленная на обеспечение существования, финансирования террористической организации, подготовку и совершение террористических актов, прямое или косвенное предоставление или сбор любых средств, ресурсов, иных услуг террористическим организациям либо лицам, содействующим или участвующим в террористической деятельности;

  • покушение на жизнь;

  • причинение телесных повреждений государственному или общественному деятелю или представителю власти – действия, предусмотренные частью первой или второй ст. 155 УК, повлекшие:

А) смерть человека;

Б) иные тяжкие последствия.

Следует подчеркнуть, что лицам, совершившим террористические акты, согласно ст.ст. 2,6,7,9 и 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантируется:

в соответствии со ст. 5 УК равные права перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения;

право на жизнь, поскольку ст. 155 УК не предусматривает наказания в виде смертной в связи с её отменой в Узбекистане;

право на защиту от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих видов обращения и наказания в соответствии со ст. 235 УК;

право на личную неприкосновенность и защиту от неправомерного задержания и заключения под стражу в связи с введением в Узбекистане института «Хабеас корпус», предусмотренного ст.ст. 242, 243 УПК Республики Узбекистан, а также право на рассмотрение их дел независимым и беспристрастным судом, на пересмотр судебного решения в порядке апелляции, кассации и надзорного производства в соответствии с Уголовно-процессуальным Кодексом Республики Узбекистан.


следующая страница >>



Разлюбив, не плачешь. Плачешь, когда разлюбили тебя. Карла Лэйн
ещё >>