Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку», 2013 год архитектура могилева: век ХХ на перекрестке тысячелети - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов... 1 283.44kb.
Черная пятнистость роз: устойчивость в зависимости от сорта, способы... 1 170.42kb.
Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»... 1 143.79kb.
Конкурс художественного чтения «Мой любимый Пушкин» 1 34.89kb.
Iv школьная научно-практическая конференция «первые шаги в науку» 1 306.34kb.
Научно-практическая конференция учащихся и педагогов «Первые шаги... 1 103.25kb.
Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»... 1 145.22kb.
Каратэ искусство или спорт? 1 131.56kb.
Международная научно-практическая конференция школьников «Первые... 1 119.68kb.
Исследовательская работа «История развития астрономии» 1 111.35kb.
Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»... 1 44.89kb.
Учитесь строить мосты, а не возводить стены 1 55.52kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку», 2013 год архитектура - страница №1/3



Международная научно-практическая конференция

«Первые шаги в науку», 2013 год


АРХИТЕКТУРА МОГИЛЕВА:

ВЕК ХХ

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ.
ПУШКИН ИГОРЬ ИГОРЕВИЧ

11 «А» КЛАСС

ГУО «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 41

Г. МОГИЛЕВА»

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

ПАВЛОВА А. В.

Г. МОГИЛЕВ - 2013 Г.

Содержание I.Введение.....................................................................................3

II.Основная часть

1. Музеи города Могилёва................................................................7

1.1. Областной краеведческий музей.....................................................7

1.2. Филиал областного краеведческого музея – музей этнографии.............7

1.3. Могилёвский областной художественный музей имени Масленикова....7

1.4. Художественный музей В. К. Бялыницкого-Бирули...........................9

1.5. Музей истории города Могилёва..................................................10



2. Общественные здания Могилева………………………………………….10

2.1. Могилёвская ратуша...................................................................10

2.2. Николаевская церковь…………………………………………………….12

2.3. Кафедральный костел…………………………………………………….14

2.4. Здание городской думы – дворец гражданских обрядов.................... 15

2.5. Дом Советов.............................................................................16

2.6. Здание НКВД – Белорусско-Российский университет.......................17

2.7. Могилёвский горисполком...........................................................17

2.8. Бывшее здание отделения Государственного банка............................18

2.9. Медицинское училище....................................................................18

2.10. Здание бывшей женской гимназии (СШ № 1)................................19

2.11. Городская больница.................................................................20

2.12. Драматический театр................................................................21

2.13. Кинотеатр «Чырвоная зорка».................................................... 23

2.14. Кинотеатр «Родина»..................................................................23

3. Жилая архитектура Могилева…………………………………………….24

3.1. Архиерейский и архиепископский дворцы……………………………..24

3.2. Жилые дома на ул. Ленинской.....................................................25

3.3. Жилые дома на ул. Первомайской.................................................26

3.4. «Дом Ленина»...........................................................................26

3.5. «Дом Сталина» – библиотека имени К. Маркса...............................27

3.6. «Дом Будённого»........................................................................27

3.7. «Китайская стена».......................................................................27



III. Заключение..........................................................................

IV. Приложения

V. Литература

Введение

Архитектура – это искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. По словам древнеримского архитектора Витрувия архитектура основывается на трёх началах – прочность, польза и красота.

Я задал себе вопрос: «Какую роль играет архитектура в нашей жизни?». И пришёл к следующим выводам:

1. Все архитектурные строения построены для жизни и деятельности человека. Жильё мы строим, для того, чтобы жить, учебные заведения, чтобы учиться, заводы, фабрики, чтобы человек мог работать и создавать продукцию для своей жизни.

2. Каждый город имеет свои архитектурные особенности. Например, Париж мы узнаём по Эйфелевой башне. Могилёв – по Ратуше, драматическому театру, бронзовой скульптурной композиции «Звездочёт», мемориальному комплексу «Буйническое поле», спорткомплексу «Олимпиец», ледовому дворцу. Архитектура – это не только строительство, но и история, культура, развитие и лицо города.

Сравнивая вид города Могилёва начал 20 и 21 веков можно увидеть сохранившееся и познать утраченное. (Фото № 01, 02) Одна из целей современников сохранить и преумножить архитектурное наследие Могилёва.

Знакомство с обликом города происходит визуально. Прогуливаясь по историческому центру города, я получаю эстетическое наслаждение от сочетания прошлого и современности. Увидев интересное вокруг себя, я обращаюсь к литературе, чтобы больше узнать об этом. Посещая музеи и внимательно рассматривая их экспозиции. Потом появляется желание узнать, а что исчезло с улиц города, как я могу помочь сохранить то, что осталось.

На страницах книги И.А. Пушкина «» опубликована схема-реконструкция (автор И.А.Пушкин) нескольких кварталов в исторической части Могилёва, между пешеходной улицей – Ленинской (в прошлом Большая Садовая) и центральной – Первомайской (Днепровский проспект). Рассматривая схему, я увидел, что утрачено и как мало сохранилось [9]. Но память жива и, знакомясь с архитектурой, я с интересом вчитывался в фамилии бывших владельцев домов, задумываясь над судьбой тех, кто ранее жил в нашем городе.



1. Дом Граната – сохранился (угол улицы Первомайской, 23 и Пожарного, 2). 2. Дом Грубина – сохранился, бывшая гостиница «Метрополь» (ул. Первомайская, 21). 3. Дом Гисина – сохранился (Пожарный, 7). 4. Дом Кагана – сохранился (Пожарный, 9). 5. Дом Берлина – сохранился (Пожарный. 11). 6. Дом Каца – сохранился (Пожарный, 13). 7. Дома Симховичей – сохранились (Ленинская, 27, 29, 31). 8. Дома Махавера – сохранились (Пожарный, 15 и Ленинская, 22). 9. Дом Магитсона, а затем Ц.Сыркиной – сохранился (Ленинская, 20). 10. Дом Ландау – сохранился (Ленинская, 18). 11. Дом Берштейна – сохранился (Ленинская, 16). 12. Дом Гофмана – не сохранился. 13. Дом Шафрая – не сохранился. 14. Дом Граната – не сохранился. 15. Дом Эдельмана – не сохранился. 16. Дом Бернштейна– не сохранился. 17. Дом Бреслау, ресторан и гостиница «Бристоль» – сохранился (угол Ленинской, 23 и Комсомольской, 12). Дом Аранзона. А затем Гуревича – сохранился (угол Комсомольской, 3 и Ленинской, 21). 19. Еврейское медико-санитарное товарищество – сохранился, в 2009-2010 гг. перестроен (Комсомольская, 6). 20. Дом Вильнера – сохранился (Первомайская, 11). 21. Дом Минахера – сохранился (Первомайская, 13). 22. Дом Лурье – сохранился (Первомайская, 15). 23. Дом Идельсона – сохранился (Первомайская, 17). 24. Дом Ханина – сохранился (Первомайская, 19). 25. Дом Соболевского, типография Е.Подземского – сохранился (Первомайская, 19). 26. Синагога Цукермана, до 1831 года – архиепископский дворец, резиденция католического архиепископа С.Богуш-Сестранцевича – сохранился (Ленинская, 25). 27. Дом Гофмана, кинотеатр «Чары» – перестроен, здание кинотеатра «Чырвоная Зорка». 28. Дом Гинсбурга – не сохранился. 29. Дом Бако – не сохранился . 30. Дом Каца – не сохранился. 31. Дом Пассе, гостиница «Франция» – не сохранился.

Возможно, жизнь этих могилевчан не полна героизма, но построенные на их средства здания украшают Могилев, передают атмосферу того, что мы называем городом. Ведь мало кто знает, что район улиц Фатина, Мовчанского возник в послевоенное время на землях бывшего колхоза имени Сталина. То есть за чертой довоенного Могилева. И, скорее всего, не поэтому мы, жители этого района, когда собираемся ехать в центр Могилева, говорим: «Поедем в город». Как будто мы живём в деревне. Нет, мы так говорим потому, что образ города в нашем сознании связан с историческим центром, где люди жили столетиями и память о них жива в архитектурном наследии.

К тому же, в каждом здании не только жили люди, но и работали, творили. (Фото № 03) Например, в домах Симховичей па улице Ленинской 27, 29, 31 в начале 20 века располагались (вход с улицы и во дворе): губернское жандармское управление (начальник – полковник В.И.Криштановский); частная женская гимназия Романовской; типография братьев Зусьман; мануфактурный магазин и склад И.Кисловского, в котором торговали сукном; писчебумажный магазин Б.Лурье; табачный магазин С.Лифшица и фруктовый З.Дворкина; магазин оптово-розничной торговли трикотажными изделиями, нитками, чулками и шерстью Д.Левита; писчебумажный магазин Р.Шика и торговля багетами В.Лурье; перчаточное и бандажное заведение М.Лившица; бакалейный магазин и склад Р.Волчек; булочная Махмуда Косо-Заде; драпировочная и обойная мастерская Я.Болотовского; колбасная И.Халипа; мебельный магазин Ц.Дубровинской; парикмахерская М.Лившица; мастерская мужского портного М.Нинуса; писчебумажный магазин С.Сагала; магазин дамского платья Л.Фельдмана; мастерская мужского портного Г.Переплетчикова. Архитектура городов фиксирует и в свойственных ей материальных формах и художественных образах отражает особенности исторического пути, неповторимое богатство культуры народа, несёт уникальную информацию о его прошлом и настоящем.

Начиная с 17 века в искусстве планировки и застройки одного из крупнейших белорусских городов – Могилёва отмечается развитие устойчивых тенденций в русле градостроительной культуры Речи Посполитой. Это связано с применением принципов регулярной планировки, становлением в архитектуре стиля барокко, влиянием западноевропейского искусства. (Фото № 04)

С последней четверти 18 века до начала 20 века для Могилёва характерно градостроительное переустройство по правилам Российской империи. Развитие архитектуры оказывается в сфере влияния русского классицизма и эклектики.

В градостроительном зодчестве Могилёва, отделке фасадов зданий, в конце 18 – первой половине 19 веков прослеживаются черты классицизма.

Архитектурные памятники Могилёва второй половины 19 – начала 20 века красочно отображают новые исторические направления, которые развивались в белорусской архитектуре после заката стиля классицизм. Наблюдается соединение, имитация, повторение ранее существовавших стилей, что и предопределило название периода – эклектизм или историзм.

В конце 19 века сформировался новый художественный стиль – модерн, он выделялся новым функциональным и оригинальным художественным решением архитектурного строительства. Иногда в архитектуре одного здания соединялись несколько архитектурных направлений, что было характерно для периода эклектизма.

Архитектура города второй половины 19 – начала 20 века характеризовалась расцветом строительства, быстрыми темпами возводятся из кирпича как здания административного назначения (театр, гимназии и др.) так и гражданского (жилые). Преимущественно используется красный кирпич, простой и фигурной формы. Жилые и административные дома в Могилёве того периода являются памятниками гражданской архитектуры периода эклектики и модерна. (Фото № 05)

В середине 19 – начале 20 века в Могилёве было около 300 каменных зданий, которые в основном располагались в центральной части города. Две главные артерии Днепровский проспект и улица Большая Садовая располагались параллельно и перпендикулярно пересекались несколькими улицами и переулками, которые были вымощены булыжником и застроены преимущественно двух–трёх этажными каменными зданиями, в которых располагались административно-хозяйственные учреждения, магазины, жильё горожан. Дома украшались балкончиками с коваными и литыми кружевными решётками. По своему благоустройству и техническому состоянию Могилёв не отставал от других губернских городов Беларуси и России. В 1910-е годы город имел водопровод, телеграф, телефон, электрическое освещение. [3, 12, 20, 23, 24]



1. Музеи города Могилёва

Архитектура города неотделима от его истории. Могилёвскую историю хранят, представляют и активно изучают в музеях города..


1.1. Областной краеведческий музей

После присоединения в 1772 году Могилёва к России Торговая площадь получила название Губернаторской, сегодня – Советская площадь. (Фото № 06) Её новый облик разрабатывали известные русские архитекторы Н. Львов и, позднее, В. Стасов. С площади снесли лавки и другие постройки, а по периметру воздвигли четыре двухэтажных здания в стиле классицизма: Губернаторский дом, здание губернаторского правления, дом вице-губернатора и здание, в котором находились земский суд, врачебная управа, архив, а позже окружной суд (ныне – областной краеведческий музей). Из всего комплекса сохранилось только здание, в котором сейчас размещается Могилёвский областной краеведческий музей им. Е. Романова. (Фото № 07, 038)

2-этажный каменный дом капитальными стенами был разделён на три части с отдельным входом для каждого учреждения: нижнего суда, врачебной управы и губернского архива. Его архитектурная планировка скромная, в формах классицизма: строгие прямоугольные оконные проёмы, профилированные карнизы, прямоугольные и лучковые аттики над карнизом по оси главных входов. При реконструкции под окружной суд в 1883 году здание приобрело более насыщенную декоративную отделку: были сделаны треугольные и лучковые сандрики над окнами, рустованные пилястры, ажурные козырьки на металлических колонках над входами. Кроме того, позже надстроили 3-ий этаж, над которым по оси центрального входа идёт сложный аттик. [5, 8, 18]

1.2.Филиал областного краеведческого музея – музей этнографии.

В музее этнографии представлены быт и традиции крестьян и горожан Могилёвщины XVII – начала XX века. Здание музея (Фото № 08) возведено на фундаменте бывшего иезуитского коллегиума (учебное заведение), который входил в комплекс костёла Св. Ксаверия, принадлежал католическому монашескому ордену – иезуитов. (Фото № 09) При постройке здания музея частично использована стена коллегиума. [1, 18, 5]


1.3.Могилёвский областной художественный музей имени

П. Масленикова.

На ул. Миронова, 33 в 1914 году (автор проекта – архит. П. Камбуров) построено здание в стиле модерн и предназначалось для двух сословных специализированных кредитных учреждений – Крестьянского поземельного и Государственного дворянского земельного банка, которые оказывали финансовую помощь, соответственно, крестьянам и дворянам. (Фото № 010)

Двухэтажное здание, Т-образное в плане. Главный фасад ориентирован на ул. Первомайскую и имеет ассиметричную композицию, которую подчёркивают два боковых ризалита. Один из них, в левой части, завершён аттиком в виде кокошника с лепной розеткой в центре, на которой когда-то размещался герб Могилёвской губернии. Второй, в правой части, выполнен в виде невысокой двухъярусной башни с узкими проёмами, над которой возвышается шатровый купол. Ранее на его фронтоне находился государственный герб Российской империи. Между ризалитами – главный вход, на втором этаже – балкон, над которым стенка декорирована лепным орнаментом. В декоративной отделке широко использованы детали неорусского стиля: кокошники, полуколонны с капителями, розетки и растительный орнамент.

Это здание в своё время было самым красивым в городе. Оно имело своё водяное отопление, кондиционеры, электрическое освещение, телефон. На два банка был один директор, но каждый из банков имел свой штат. На первом этаже, в помещениях с бронированными дверями, хранились денежные средства банков.

Дворянский банк предоставлял помещикам денежные суммы под залог поместий. В случае неплатёжеспособности заёмщика заложенное им поместье переходило в собственность банка. Зажиточная часть крестьянства, планировавшая увеличить свои земельные наделы, обращалась в крестьянский банк, который, предоставляя ссуду, тут же мог продать невыкупленные помещиками залоговые земли и постройки. Часто несколько крестьянских хозяйств, объединившись в земельное общество, приобретали бывшие залоговые участи за наличный расчёт.

В ноябре 1917 года, после захвата Ставки в Могилёве красногвардейцами, в здании банка издавалась большевистская газета «Революционная ставка».

После 1918 года в здании банка размещался финансовый отдел губернского исполкома, а через год сюда переехал Могилёвский государственный исторический музей. В 1929 году цокольный этаж здания частично занял архив ЦК КП(б)Б. В несгораемую бронированную комнату-сейф бывшего банка из музеев Минска, Полоцка, Витебска и других мест, оказавшихся вблизи о советско-польской границы, были свезены ценности, являвшиеся национальным достоянием республики, в том числе крест, изготовленный в 12 веке Л.Богшей по заказу Св. Ефросиньи Полоцкой. С 1932 по 1941 год в доме размещался окружной (затем областной) комитет КП(б)Б и партийный архив.

С началом войны ценности из спецхрана бесследно пропали при эвакуации, а возможно, были захвачены немцами. Эта тайна не разгадана до нашего времени. Согласно акту комиссии от 22. 12. 1944 гг., об ущербе, нанесённом гитлеровскими оккупантами Могилёвскому государственному историческому музею в годы Великой Отечественной войны, ценности в сейфе составляли список из сотен наименований реликвий.

С 1991 года и до наших дней старый дом занимает Могилёвский областной художественный музей имени П. Масленикова, который создан решением Могилёвского облисполкома от 19 ноября 1990 года. Начало формирования коллекции положила передача. Могилёвским областным краеведческим музеем 83-х произведений живописи, графики и предметов декоративно-прикладного искусства. С того времени фонды музея значительно пополнились. Большую ценность представляет коллекция древнего белорусского искусства – собрание 140 памятников реалистического искусства 17 – 19 вв. При комплектовании коллекции особое внимание уделяется работам белорусской школы иконописи.

Самая большая коллекция музея – современное искусство Беларуси, представленное произведениями художников-земляков, а также работавших или ныне живущих и работающих на Могилёвщине. В их числе достойное место занимают В. Бялыницкий-Бируля, В. Кудревич, А.Бархатков, П. Масленников, Л. Марченко, Ф. Киселёв, В. Рубцов и др.

В коллекции музея имеются и произведения известных художников республики: народного художника России и Беларуси М.Савицкого «Портрет Оладовой», В. Летуна «Бюст П. Масленикова» и др.

В 1997 году в музее в 4-х залах второго этажа была открыта экспозиция картинной галереи П. Масленикова. В ней разместились произведения, связанные с работой художника в Белорусском государственном академическом Большом театре оперы и балета, пейзажи неповторимой белорусской природы. Особый интерес у посетителей вызывают картины, созданные мастером после творческих поездок в Крым, Алтай, Прибалтику и мемориальная экспозиция личных вещей, мебели, этюдов из зарубежных поездок художника. Здесь же находится и недописанная им картина «Небеса...». В 1998 году на 1-ом этаже здания открыт новый современный выставочный комплекс из пяти залов. [5, 6, 8, 12, 16, 26]


1.4. Художественный музей В. К. Бялыницкого-Бирули

По улице Ленинской, справа за оградой в глубине, находится аккуратное 3-этажное здание (дом № 37), в котором сейчас размещается художественный музей В. К. Бялыницкого-Бирули. (Фото № 011) Дата его постройки неизвестна, одни исследователи считают 17 век, другие – 18. Известно, что в 18 веке он принадлежал купцам Оношко. Именно как самый лучший из 2-этажных каменных домов Могилёва, он был предоставлен для проживания в мае 1780 года австрийскому императору Иосифу II во время его встречи здесь с Екатериной II. С 1815 года и до установления советской власти в городе в этом доме размещалось Могилёвское дворянское депутатское собрание. В 1918 году здание пёредали вновь созданной центральной городской библиотеке имени К. Маркса, а с 1982 года в нём находится художественный музей.

Сегодня это памятник жилой архитектуры. Он частично потерпел в годы последней войны, в 1970-е годы здание реконструировали. В нём надстроили 3-ий этаж и крышу, которые не имеют ничего общего с гражданской архитектурой 17 – 18 вв. В плане это небольшое прямоугольное здание с массивным сводчатым перекрытием. Центр внутренней планировки – деревянная лестница, вокруг которой на втором этаже сгруппированы бывшие жилые помещения. Стены прорезаны прямоугольными оконными проёмами и декорированы профилированными лопатками. При реконструкции в центре главного фасада сделан лучковый входной проём и небольшой балкон с металлической ажурной оградой. Первый этаж и большой подвал под ним имеют сводчатое перекрытие, второй – балочное. Памятник архитектуры барокко. [8, 11]

В экспозиции могилёвского филиала более ста работ мастера. Здесь также устраиваются выставки современных художников.



1.5. Музей истории города Могилёва

Проектов использования помещений ратуши было много. Однако в итоге все этажи отданы Музею истории Могилёва. (Фото № 012)

Сегодня в ратуше есть на что посмотреть: любопытная выставка предметов быта, икон, украшений, посуды 6 – нач. 20 веков. Некоторые – настоящие жемчужины музейного фонда. Один из самых древних и наиболее ценных экспонатов – женские украшения, которые датируются 6 – 10 веками. Ещё одна редчайшая, уникальная находка – берестяной кошик 16 века. Его обнаружили во время раскопок на Ленинской улице. [4]

В музее воссоздан зал заседаний Могилевского магистрата.



2. Общественные здания Могилева

2.1. Могилёвская ратуша

Одним из памятников гражданской архитектуры Беларуси и Могилёва, размещавшимся на главной площади, была каменная городская ратуша. (Фото № 013) Возводилась она в 1679 – 1698 гг. местными мастерами Феской и Афанасом, с участием «дойлидов» (каменщиков) Игнатия, Недосека, Васьки, Андрея и Гришки. До каменной ратуши, в разных частях Старого города с 1578 года было несколько деревянных (первая из них находилась у городских ворот), но они часто горели. В то же время около двухэтажного прямоугольного здания деревянной ратуши «мастер Крузберг из Быхова» пытался построить высокую каменную башню. «Возведённая до сорока локтей», башня обрушилась, а из того кирпича построили цейхгауз.

В 1698 году возвели новое здание ратуши с восьмигранной башней. Её высота вместе со шпилем составляла 46 м. Постройка имела простые и строгие формы. Стройную 5-ярусную башню и фронтон здания украшали позолоченные флюгеры (ветреницы), работы могилёвского художника Афанасия Пигаревича. Он же расписал ратушные щиты и написал икону Святой Богородицы, которая находилась в ратуше. Ратуша была самым красивым, самым высотным в городе зданием, крытым черепицей. На окнах выделялись ставни, окованные затейливыми металлическими пластинами из толстой жести. Сами окна имели оловянные рамы, в которые вставлялись стёкла.

За внутренним интерьером внимательно следили и своевременно ремонтировали. Внутри и снаружи здание оштукатурили, печи выложили изразцами, парадное крыльцо украсили перила, на башне установили часы. Как следует из документов конца 17 века, на 1-м этаже здания находились сени, большой зал («изба»), где во главе с войтом проходили суды. Здесь же размещались канцелярия, магистрат и несколько подсобных помещений. В подвале ратуши располагались казна, склады, тюрьма и комната сторожа. Парадные помещения – «зала и светлица» – находились в корпусе башни и украшались иконами, портретами королей и хоругвями.

По мнению специалистов, Могилёвская ратуша была лучшим произведением гражданской архитектуры Беларуси 17 века.

Во время Северной войны в 1708 году ратуша сгорела, но вскоре вновь была восстановлена. После 1-го раздела Речи Посполитой в 1772 году Могилёв входит в состав Российской империи и становится главным городом одноимённой губернии. Здесь начинается интенсивное строительство. Коренной перестройке подвергается и здание ратуши.

В 1773 году ратушу реконструировали (изменили внутреннюю планировку, перестроили башню), крышу покрыли листовой жестью. В здании появились детали, характерные для архитектуры 18 века (широкая лестница, обрамления окон и другие декоративные формы). Архитектура основного корпуса определялась строгостью, простотой и была близка к архитектуре жилых домов. Восьмигранная башня выделялась пластичностью и большей насыщенностью декоративной отделки.

По новому проекту в нижнем этаже ратуши размещались комнаты для пристава, архив магистрата, кладовые, мелкорозничная лавка и комнаты, сдававшиеся внаем (гостиница). На втором этаже находились городская Дума и магистрат. Ратуша с высокой башней являлась главной архитектурной доминантой и по-прежнему оставалась самым высоким зданием в городе. Её стройный силуэт хорошо воспринимался при подъёме к Могилёву со стороны Днепра. В 1789 году со смотровой площадки ратуши город обозревали русская императрица Екатерина II и австрийский император Иосиф II.

В результате реформы 1879 года исполнительными органами городского самоуправления стали городские управы (избирались городской Думой) во главе с городским головой. Отдельные службы Могилёвской городской управы размещались в здании ратуши вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Во время нахождения в Могилёве Ставки Верховного Главнокомандующего (1915–1918) в ратуше размещалась военная радиостанция. Позднее, благодаря высоте и хорошему обзору, башня ратуши использовалась как пожарная вышка города.

После освобождения Могилёва в 1944 году Комиссия по установлению ущерба, нанесённого гитлеровскими оккупантами зданиям –памятникам, отметила, что все они подлежали реставрации. Во время войны ратуша оказалась сильно повреждённой, но, несмотря на это, в 1952 году было принято решение о её восстановлении. Решением горисполкома от 11 сентября 1953 года она объявлялась памятником архитектуры, и назначался окончательный срок реставрации здания. Успели укрепить фундамент, отремонтировать кровлю и установить вокруг башни строительные леса. Неожиданно для горожан, на рассвете одного из июльских дней 1957 года ратушу взорвали, а её башню свалили с помощью тросов и двух тракторов.

Видимо, архитекторы П. Ахман, Г. Парсаданов и Г. Романенко, которые готовили заключение-рекомендацию о сносе ратуши, опирались на государственный Акт обследования уцелевших памятников зодчества Могилёва в 1944 году. В нём, в частности, отмечалось: «Могилёвская ратуша, построенная жителями города, имеет вид руин. Потолок и пол здания разрушены. Стены во многих местах дали трещины, внутренняя штукатурка осыпалась, снаружи богатые лепные архитектурные детали повреждены более чем наполовину. Очень сильно потерпела 5-ярусная башня ратуши, которая напоминает собой звонницу Василия Великого в Москве. Восьмигранные стены ратуши получили более десяти выбоин диаметром около метра, оставшаяся поверхность её стен изрешечена снарядными осколками. Если бы не толстые стены, созданные с большим запасом прочности, ратуша не могла бы выстоять. Рассматривая её изуродованное тело, мы видим, как сильно и прочно умели строить наши деды». Во всяком случае, в 1955 году вышеупомянутые архитекторы сделали вывод, что «...восстановление ратуши требует ничем не оправданных, больших затрат» и её необходимо разрушить.

Ратуша всегда воспринималась могилевчанами как символ города и самоуправления, она символизировала свободу городского сословия. Поэтому существовала идея воссоздания здания ратуши. В 1992 г. на месте будущей ратуши был заложен фундамент и его освящение на торжественном молебне. Могилёвские власти приняли решение о её возрождении и использовании для свадебных и прощальных ритуалов Стройка, как и в советское время , не пошла. Однако в 2007 г. начались строительные работы по восстановлению ратуши – символа Могилева. На строительство ратуши был произведён сбор денег жителями города.

3 июля 2008 года на празднике города осуществилось долгожданное для всех жителей Могилёва событие – торжественное открытие заново отстроенной городской ратуши, которая является символом города. Этот шедевр белорусской архитектуры имеет более чем трёхсотлетнюю величественную и трагичную историю. [1, 2, 3, 4, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 24]


следующая страница >>



Матери как полицейские — всегда предчувствуют самое худшее. Марио Пьюзо
ещё >>